Новое занятие посвящено как раз прорастанию.
От меньшего к большему
В НСК вы найдёте главку «Выращивание». Там есть и пример перехода от сказки-крошки к сказке более привычного размера. Здесь мы постараемся приглядеться к теме выращивания подробнее. Ведь это может оказаться очень полезной штукой.
Чем полезны ограничения
Каждый литературный жанр – это своего рода игра по определённым правилам. Конечно, слово «игра» может показаться слишком игривым. Конечно, правила можно и нужно нарушать, чтобы не написать что-то совсем скучное. Но всё-таки мы всегда имеем дело с какими-нибудь ограничениями. С числом строк в лимерике или в сонете, с необходимостью быть правдоподобным в рассказе или, наоборот, фантазировать в сказке.
Бывают правила доброжелательные. Скажем, принцип ДОМ можно нарушать сколько угодно, но если о нём помнить, написанное будет лучше. Бывают ограничения строгие, с ними особенно знакомы журналисты, у которых обычно ограничен размер написанного (количество знаков должно быть не меньше стольких-то и не больше стольких-то).
Но самое важное здесь – это то, что ограничения пишущему человеку на пользу. Главное, чтобы научиться эту пользу ощущать и применять к делу. Ограничения побуждают нас сосредотачиваться, искать неочевидные решения.
Самым простым примером служит жанр афоризмов-определений, которым мы пользуемся на каждом занятии. Мало того, что это должно быть именно определение и именно афоризм, нельзя, оказывается, давать и слишком толковую формулировку, и слишком бестолковую. А если кому-то покажется этих усложнений мало, вредный ведущий всегда готов по ходу дела придумать другие ограничивающие замечания. Тем не менее, именно множество ограничений приводит к тому, что всё чаще появляются неожиданные, смешные, лирические и парадоксальные развороты одного и того же слова.
Так что будем относиться к ограничениям внимательно и с интересом: какие наши новые возможности они помогут нам обнаружить?
Легко ли начинать с маленького
Идея выращивания – от меньшего к большему – может показаться связанной с тем, что маленькое легче и быстрее написать, чем большое. Это не совсем так. Фраз в маленьком тексте меньше, чем в большом, а значит с ними легче управиться. Но вот найти именно те фразы, которые дадут право маленькому тексту называться законченным литературным произведением, явно труднее.
Ведь речь идёт уже не о пунктах плана, которые можно особо не шлифовать – лишь бы понятно было, о чём здесь будет говориться. Нет, здесь уже именно то самое, что говорится, а значит в маленьком должно уместиться то, что иногда и в большом-то не получается как следует выразить.
Однако у малого текста есть своя явные достоинства. В нём всё видно. В нём обнажён сюжет, а значит видно чего он стоит. В нём все слова близко друг к другу, а значит сразу будут видны повторы. В нём автор не может спрятаться в замысловатые выражения. Всё видно, как с высоты птичьего полёта, а значит сразу заметны изъяны (и то, что заметил, можно исправить!).
Шорт-шорт и рассказик
В Америке популярен жанр рассказа, который называют «шорт-шорт». Это значит, короткий-короткий, но нам он может не показаться таким уж необычно коротким. Особенно если мы читали Антона Чехова, Андрея Платонова, Исаака Бабеля, «Крохотки» Солженицына, и ещё разное. В мини-прозе жанра «шорт-шорт» объём рассказа может быть в тысячу слов или меньше. Ну, может и немного больше тысячи. Если вам очень захочется примеров, поищите «шорт-шорт» в интернете. Но лучше попробовать самому.
Ещё интереснее попробовать написать рассказ в жанре «рассказик», где было бы НЕ БОЛЬШЕ ТРЁХСОТ СЛОВ. Это немного превышает полстранички. Количество слов легко определить в Ворде, выделив текст рассказика и выбрав пункт «Статистика» в разделе «Сервис».
Не обязательно выбирать для этого упрощённый сюжет. Наоборот, полезно попытаться вместить в такой объём какой-нибудь свой просторный по содержанию замысел. Отбрасывайте всё, чем можно пожертвовать, и текст приобретёт особую выразительность. Станет ясно, что в нём главное.
Кстати, триста слов – это не так уж мало. Представьте, что держите в руках нитку жемчуга, в которой триста жемчужин. Да вы богач!..
Сказки-крошки
Ещё более скупой объём имеют сказки-крошки, которыми я увлекаюсь уже много лет. В каждой из них НЕ БОЛЬШЕ СТА СЛОВ. (Если вам станет себя жалко, считайте объём без учёта названия сказки, но не забудьте всё-таки это название придумать.)
Почему для сказки объём в три раза короче? Потому что в рассказе важнее показать место и обстоятельства события, уточнить облик и характер персонажей, чтобы читатель увидел именно то, о чём говорит автор. Сказка в большей степени, чем рассказ, опирается на читательское воображение. Здесь читатель может сам увидеть то, чего ни он, ни автор не видали.
Сказки-крошки замечательны тем, что каждая из них вполне достаточна для применения принципа ДОМ и для обкатывания других опорных свойств сказки. Натренировавшись писать крошечные истории, вы можете сохранять свои идеи в готовом виде (а не только строкой в «Собрании несочинений») – до тех пор, пока не появится желание и возможность предоставить им более широкий простор.
Когда много лет назад дочка подарила мне крошечную записную книжку и посоветовала на каждой страничке писать по сказке, мне сначала показалось это невозможным. Сейчас у меня больше полутора тысяч сказок-крошек, и я понимаю, что они дают огромную свободу в освоении сюжетов и широту разнообразия творческих подходов. Рассказываю это специально, чтобы вы не пугались ограничения в сто слов, потому что дальше я буду пугать вас ещё сильнее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги