Книга Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунта Берка - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Леонидовна Лабутина. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунта Берка
Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунта Берка
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Британские интеллектуалы эпохи Просвещения: от маркиза Галифакса до Эдмунта Берка

Важное место в произведениях просветителя занимали его рассуждения о гражданских и личностных свободах. Галифакс неоднократно выступал в парламентских дебатах, отстаивая свободы слова и вероисповедования. Свободу маркиз называл «возлюбленной человечества». Он утверждал: «Свобода обладает таким властным очарованием, что порабощает нас, и мы открываем в ней все новые и новые ценности, которых в ней, возможно, нет вовсе. Однако, если бы она не была столь прекрасна, то мир, возможно, не сходил бы из – за нее с ума»75. Стремление к свободе, на взгляд Галифакса, не должно никем ограничиваться или подавляться, и потому те, кто пытается лишить народ свободы, как правило, терпят неудачу.

Галифакса интересовал вопрос о том, должна ли свобода быть безграничной, а если нет, то в какой степени и кем она регламентируется. Он прочно увязывал свободы людей с государственными законами, видя в последних средство ограничения. И хотя Галифакс признавал, что власть и свобода «редко находятся в добрых отношениях» и редко вступают в прочный союз, поскольку трудно объединить их вместе, так как они «ссорятся на расстоянии», тем не менее он был уверен в том, что следует искать пути компромисса. Ведь, на его взгляд, «власть и свобода подобны жаре и влаге, когда они хорошо сочетаются, то все процветает, а если наступают поодиночке, то все приходит в запустение»76.

Пример наиболее органичного сочетания власти и свободы Галифакс усматривал в правлении конституционной монархии, утвердившейся в Англии после Славной революции. «Наше правление справедливо противится возвышению как власти, так и свобод», – писал он на страницах «Характера триммера». И хотя власть и свобода в «смешанном» правлении пребывают в «состоянии борьбы», однако этого не следует опасаться, поскольку государственное правление в стране «подобно нашему климату, когда ветры приносят с собой шум и волнение, но в то же время они способствуют очищению воздуха, чем облегчают наше существование». «Хотелось бы верить, – продолжал свою мысль Галифакс, – что свежий ветерок, утвердивший свободу, не обратит ее в штормовой ураган, который сметет само государство». И если дело не дойдет «до конвульсий», то свобода народа только укрепит здание конституции, заключал просветитель77.

Галифакс неоднократно высказывался и в поддержку свободы слова. Он осуждал введение цензуры в печати, ратовал за свободное высказывание граждан. Особенно беспокоило его отсутствие достаточной свободы прений в парламенте. На взгляд маркиза, «свобода мнений – это то, что должно охраняться в парламенте в первую очередь»78.

Особое внимание Галифакс уделял вопросу о религиозной свободе. Хотя маркиз, по признанию Маколея, многими современниками почитался «за атеиста», сам он отвергал подобное обвинение и был настроен даже «более религиозно, нежели большая часть государственных людей того века»79. Галифакс был твердо убежден в том, что религия играет важную рль в жизни человека и что она обладает «неоспоримым влиянием на все человечество, поскольку является составляющей его земного счастья». Он называл религию «возвышенным разумом», основой всех добродетелей, «улучшенной и возвышенной моралью», способной «прояснить разум». Цель религии – «освобождать души людей от рабства, страстей, неограниченных во всем аппетитов». Так как религия тесно связана с государственным правлением, она должна соответствовать «климату и конституции страны» таким образом, чтобы «удерживать людей в добровольном послушании», способствуя «укреплению общественного согласия» 80. Из высказываний Галифакса становилось очевидным, что сам он являлся сторонником протестантской религии, очень о ней «радел» и выступал против неразумных попыток тех, кто пытался ее разрушить.

В трактате «Характер триммера» Галифакс высказывал также свои суждения о представителях духовенства. Он обвинял некоторых из них в «чрезмерном рвении к расширению церковной юрисдикции», что отнюдь не походило, на его взгляд, на «рвение апостолов». Просветитель возмущался тем, что некоторые священнослужители, облачившись в церковные одежды, «наподобие старых стражников Тауэра», поступают, как им кажется, «по – королевски», хотя не должны делать ничего сверх того, за что им причитается жалованье. Как просветитель Галифакс обращал внимание на недостаточно высокий образовательный уровень духовенства. Поскольку число грамотных прихожан увеличилось в сравнении с предыдущими столетиями, то и духовенству надлежит позаботиться о повышении своих знаний, полагал маркиз81.

Большое внимание Галифакс уделял проблеме нравственности в обществе. В «Новогоднем подарке для леди» и в ряде других своих произведений, прежде всего в «Мыслях и рассуждениях о морали», он писал о человеческой природе и поведении человека в обществе, о его взаимоотношениях с себе подобными, о правилах поведения в обществе и т.д. Когда человек обращается к выработанным в обществе правилам и принятым законам, то он полагает, что ничто дурное не может произойти там, где они действуют. Однако вскоре он сталкивается в обществе со множеством «нелепостей, абсурдностей, заблуждений», в результате чего начинает сомневаться в существовании законов и морали вообще. Галифакс признавал, что хотя еще в обществе имеется немало негативного и порой «пороки и заблуждения идут рука об руку друг с другом», однако человек обязан позаботиться об улучшении существующих порядков и сделать все возможное для совершенствования мира. Одно из средств избавления от недостатков Галифакс усматривал в их публичном разоблачении82.

Бесспорный интерес вызывает коллекция афоризмов Галифакса, представленная в его произведении «Мысли и рассуждения о разном». Наблюдения Галифакса точны, выразительно, во многом актуальны для наших современников, в чем читатель сам легко может убедиться: «В век коррупции было бы заблуждением полагать, что возможно навести хоть какой – то порядок», «Если человек любит давать советы, то это первый признак того, что он сам в них нуждается», «Если бы люди почаще задумывались над тем, что произносят, то они бы реже раскрывали рты», «Каждый думает о себе лучше, чем окружающие о нем», «Трудности только вдохновляют сильных людей», «Нет ничего смешнее философствующего глупца и ничего более редкого, чем настоящий философ», «Луший способ предположить, что может произойти, это вспомнить то, что было в прошлом», «Когда люди много рассуждают, они мало делают», «Ничто не сделает человека более мудрым, нежели его критическое отношение к собственным взглядам» и т.д.83

Коллекция афоризмов Галифакса не была известна его современникам, поскольку была издана лишь в 1750 г. По оценкам специалистов, эти трактаты явились «наилучшими» произведениями Галифакса, поскольку в них автор говорил о том, о чем политики предпочитали умалчивать Афоризмы маркиза, по утверждению Рейлиха, «будили мысль». Высоко оценил коллекцию афоризмов Галифакса и Гуч. На его взгляд, «прекрасные афоризмы» маркиза являлись «английским эквивалентом изречений Ларошфуко»84. Как это ни странно, но зарубежные исследователи наиболее высоко оценили те произведения Галифакса, которые не касались политики. К примеру, Рейлих называл маркиза «совершенным писателем», но при этом считал, что самым «притягательным» трактатом Галифакса являлся «Новогодний подарок для леди, или Наставление дочери»85. Адресованное дочери Елизавете произведение содержало ряд советов для молодой девушки, однако глубина суждений и социальный характер подобных рекомендаций были таковыми, что сделали книгу незаурядным явлением во всей литературной жизни Англии. Автор был поставлен в один ряд с известным мыслителем европейского Просвещения лордом Болингброком.

Низкий уровень образования даже у многих аристократок, а также падение нравственности в обществе в целом не могли оставить равнодушным Галифакса – просветителя и Галифакса – отца. Считая дочь «главным объектом своего внимания и заботы», он создал для нее собственную систему воспитания. Маркиз считал, что, соблюдая определенные правила поведения, дочь «счастливо устроится в этом мире». Умудренный житейским опытом он хорошо понимал, что без подобных правил молодой девушке придется в жизни нелегко, и брался сам ознакомить ее с ними. Галифакс допускал, что какие – то из этих правил могут вызвать «протест» со стороны дочери, тем не менее считал, что их неукоснительно следует исполнять. Ну, а если дочь все же будет возражать, то он вправе, не ограничиваясь отеческой любовью, прибегнуть к отцовской власти и оказать на нее влияние. Признавая, что не все сказанное в «Наставлении» может быть доступным для понимания молодой девушки, Галифакс все же высказывал надежду в том, что по мере взросления ей «все сделается понятным».

Главное место в «руководстве поведением» девушек должна занимать, по мнению Галифакса, религия. Для юной леди религия является «единственно необходимым» руководством к жизни. Галифакс напоминал дочери, что «Бог находится в ней самой», поэтому в церкви, на публике, следует оставаться «спокойной и строгой», молиться в тиши, и не допускать «экзальтированного поведения», которым грешат подчас некоторые дамы, и которые только вызывают смех и осуждение окружающих86.

Полагая, что счастье женщины во многом зависит от того, как складывается ее семейная жизнь, Галифакс давал дочери ряд советов и по этому вопросу. Он указывал на существующее неравенство полов, которое подчас проявляется в браке. Признавая, что женщина в браке занимает подчиненное по отношению к «своему господину» место, Галифакс утверждал, что она от этого только выигрывает, поскольку при любых затруднениях может воспользоваться своим природным очарованием. «Вы обладаете большей силой своих глаз, нежели мы с помощью своих законов, – подчеркивал маркиз, – и имеете большую власть, благодаря своим слезам, нежели мы – своим аргументам»87. Проявляя уступчивость, мягкость, нежность, женщина способна «без усилий» подчинить «своего господина», поставив его пред собой на колени, заключал Галифакс.

Просветитель отмечал, что одним из больших «неудобств» является то, что девушкам редко позволяют самостоятельно выбирать спутника жизни. Чаще всего это делают за нее родители или ближайшие родственники. Благовоспитанность девушки не позволяет ей отказаться от подобных рекомендаций «заботливых и опытных родственников», хотя внутренний голос порой противится их выбору. Девушка вынуждена подчиниться своей судьбе, и в результате ее нелюбовь к мужу со временем перерастет в отвращение к нему, а семейная жизнь превратится в сущий ад. Галифакс соглашался с тем, что законы брака более строги по отношению к женскому полу, поскольку требуют подчинения женщины мужчине. Да, и само слово «подчинение» отнюдь не является «благородным», особенно оно ненавистно тем «экзальтированным» дамам, которые противопоставляют его «фальшивому понятию всеобщего равенства». Он признавал, что мужчины нередко поступают по отношению к своим женам как тираны, за что и подвергаются общественному порицанию. И все же «институт брака священен, – утверждал Галифакс, – и вряд ли можно протестовать против него». «Поэтому, – наставлял он дочь, – ты должна устраивать свою жизнь, основываясь на законе и обычаях, и не воображать понапрасну, что все это можно изменить»88. Впрочем, полагал маркиз, из всякого правила бывают исключения, и если женщина испытывает ужасные страдания от семейной жизни с мужем – тираном или просто нелюбимым человеком, то она вправе прибегнуть к разводу. Подобные высказывания просветителя, отстаивавшего право женщин на развод в то время, когда общепринятым считалось, что браки вершились на небесах, а на земле они только освящались церковью, безусловно требовали определенного гражданского мужества. Ведь своими заявлениями Галифакс не только ставил под сомнение правила общепринятой морали, но, что могло вызвать серьезные опасения у священников, подрывал религиозные устои брака.

Наставляя дочь в том, как лучше устроить в будущем свою семейную жизнь, Галифакс давал ряд конкретных советов. Он предлагал не искать причины семейных неурядиц в ошибках мужа и не упрекать его в проступках. Ведь если тот умен, то исправится сам, а если глуп, то никакие попреки ему не помогут. Не следует распространяться о своих семейных неурядицах в обществе в поисках сочувствия. Подобные действия супруги скорее приведут к обратному результату: она сама сделается посмешищем и объектом пересудов. Если же умолчать о проступках мужа, не придать им значения, то тем самым можно приблизить его к себе, и он будет благодарен и признателен за все своей супруге.

Особое внимание в книге Галифакс уделял рассмотрению такого «распространенного в обществе явления», как пристрастие мужей «выпить более допустимого». Если муж злоупотребляет спиртным, то жене следует проявить «мудрость и терпение», считал Галифакс. В этом случае «его вино окажется на вашей стороне, скроет ваши собственные прегрешения и выставит вас в лучшем свете. Другие люди станут любить его меньше, и по этой причине он, возможно, привяжется к вам еще больше». И вообще, заключал просветитель, проступки мужей приводят их на колени пред своими супругами, вынуждая соглашаться на диктуемые теми условия, тогда как «муж без недостатков – это опасный наблюдатель», который отнесется к проступкам своей супруги более строго89.

Галифакс считал необходимым для молодой супруги заручиться расположением друзей мужа, которые нередко смотрят на нее, как на неприятеля, вторгшегося в чужие владения. «Ты должна знать, – предостерегал он дочь, – что мужчина, которым руководят друзья, очень легко ими "подогреваются"». Поэтому не следует пренебрегать друзьями супруга, а лучше отнестись к ним со вниманием. Наконец, не следует упускать из виду также слуг (в особенности служанок), которые его обслуживали до женитьбы. Лучше всего заручиться их доверием и расположением, а также пригласить в дом новых служанок, которые замужем и преданны супруге90

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 – е изд. Т. 1. С. 608.

2

Интеллектуал – человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда. До XVIII века интеллектуалом в современном смысле оказывался любой грамотный человек. Образованные мужчины назывались грамотеями/книжниками (англ. man of letters, букв. «человек букв»). Термин «грамотей» указывал на различия обученных письму и неграмотных, что являлось важным социальным аспектом при малой распространённости грамотности. С конца XVIII века число грамотных в Европе значительно увеличилось; выражение «человек букв» приобрело более узкое значение, связанное с окололитературной деятельностью – реже для обозначения писателей, чаще – критиков, эссеистов и журналистов. Этот вид деятельности в XX веке стал более академичным и заменился более нейтральным «интеллектуал». В широкое распространение термин «интеллектуал» вошёл в конце XIX века в связи с манифестацией группы литераторов и учёных в знак протеста против действий французского правительства в деле Дрейфуса, которые подписали ультиматум, опубликованный под названием «Манифест интеллектуалов». Начиная со второй половины XX в., многие ученые и публицисты активно объединяют понятия «интеллектуал» и «интеллигент» //https:// ru.wikipedia.org/wikipedia

3

Английские материалисты в. Т. 1. М., 1967; Мееровский Б.В. Джон Толанд. М., 1978.

4

Елистратова А.А. Литература эпохи Просвещения // История английской литературы. Т. I. Вып. 2. М. – Л., 1945; Аникст А. История английской литературы. М., 1956; Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, потом воина в нескольких сражениях. М., 1964; Муравьев В.С. Джонатан Свифт. М., 1968; Урнов Д.М. Дефо. М., 1978.

5

Веселовский А. Джонатан Свифт, его характер и сатира. М., 1875; Чуйко В.В. Свифт. СПб., 1881; Каменский А.В. Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо», его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892.

6

Сатышев В.Е. Политические взгляды Джона Локка. Канд. дис. М., 1967.

7

Барг М.А. Историческая мысль английского Просвещения: Болингброк //Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

8

Просветительское движение в Англии. Под ред. Н.М. Мещеряковой. М., 1991; Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689 – 1714 гг.). М., 1994; она же. Культура и власть в эпоху Просвещения. М., 2005; она же. Английские просветители: Взгляды на воспитание и образование подрастающего поколения. Lambert Academic Publishing, 2011; Лабутина Т.Л., Ильин Д.В. «Английское Просвещение: Общественно – политическая и педагогическая мысль». СПб., 2012; Семенов С.Б. Политические взгляды английских радикалов XVIII века. Самара, 1995; он же. Радикальное движение и борьба за парламентскую реформу в Англии во второй половине XVIII века. Самара, 2008; Креленко Н.С. Английские просветители о революции середины XVII века // Новая и новейшая история. Рабочее и демократическое движение. Межвузовский научный сборник. Саратов, 1989. С. 132 – 151; она же. «Пуританская» революция и английская общественная мысль XVII –XIX вв. Саратов, 1990; Рубинштейн Е.Б. Общественно – политические взгляды лорда Болингброка. Кустанай, 1995; Высокова В.В. Британские интеллектуалы XVIII в. Сэмюил Джонсон // Британия: итория, культура, образование. Ярославль, 2012. С. 64 – 66; она же. Историографический и социальный контекст формирования исторической концепции Дэвида Юма // Диалог со временем. М.,2013, вып. 45. С. 70 – 87; она же. Дэвид Юм как историк // Электронный научно – образовательный журнал. История. М., 2014. Вып. 10(33); Иерусалимская Е.В. Вклад Генри Болингброка в общественно – политическую мысль эпохи Просвещения // Общественная мысль в контексте истории культуры. Сб. в честь А.Э. Штекли. М., 2004. С. 238 – 252; она же. Концепция «европейского равновесия» в трудах английского философа и политика г. Болингброка // Британский мир. История Британии: современные исследования. М., 2005. С. 185 – 194: Макарова Е.А. Просветительское мировоззрение Уильяма Годвина // Просветительское движение в Англии. Указ. соч. С. 391 –423; научно –образовательный журнал «История», 2014. T. 5. Выпуск 10(33) она же. Отношение У. Годвина к Великой Французской революции и его деятельность в Англии в тот период // Французский Ежегодник. 1985. М., 1987. С. 245 – 263: она же. Размышления о прогрессе на руинах Просвещения. Работы Уильяма Годвина 1790 – 1830 –х гг. // Тетради Международного университета в Москве. Сб. научных трудов. М., 2007. Т. 8. С.. 128 – 146; Ковалёв М.А. Шотландский просветитель Дэвид Юм о роли личности в истории // Личность в истории Нового и Новейшего времени: материалы Всероссийской научно –практической конференции, Рязань, 2014. С. 217 – 221; он же. Социальные мотивы в романах Г. Филдинга: жизненная философия Джонатана Уайльда Великого // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Вып. 9. Арзамас, 2014. С. 134–140; он же. «Скромное предложение…» Дж. Свифта и эстетика предромантизма // Электронный научно –образовательный журнал «История», 2014. T. 5. Выпуск 10(33); он же. Смысловые структуры в классовом контексте (К вопросу о методологии исследования философии английского Просвещения) // Электронный научно – образовательный журнал «История», 2014. T. 5. Выпуск 10(33)

9

Высокова В.В. Национальная история в британской традиции историописания эпохи Просвещения. Автореферат докт. дис.. Екатеринбург, 2015.

10

Маргарян Л.Е. Гендерный дискурс исторических и публицистических работ британских просветителей XVIII в. Автореферат канд. дис. Москва, 2015.

11

Высокова В.В. Национальная история в британской традиции историописания эпохи Просвещения. Автореферат докт. дис. Указ. соч. С. 6.

12

Там же. С. 20.

13

Каримский А.М. Революция 1776 года и становление американской философии. М., 1976. С. 89.

14

Просветительское движение в Англии Указ. соч. С. 6.

15

История Европы. М.,1994. Т. 4. С.298.

16

Jacob M. The Radical Enlightenment. Pantheists, Freemasons and Republicans. L., 1981. P. 66.

17

Heineman F.H. John Toland and the Age of Enlightenment// Review of English Studies. L.,1944. P.125.

18

The Enlightenment in National Context / Ed. R. Porter, M.T eich. Cambridge, 1981. P. VII.

19

Gay P. The Enlightenment: an Interpretation. Vol. I. L.,1973. P. XI – XII.

20

Cobban A. The Search of Humanity. The Role of the Enlightenment in Modern History. L., 1960. P. 28.

21

Pocock J.G.A. Post – Puritan England and the Problem of the Enlightenment//Press, 1980. P. 91 – 93. Culture and Politics from Puritanism to the Enlightenment. University of California

22

Высокова В.В. Указ. соч. С. 5.

23

Просветительское движение в Англии. Указ. соч. С. 7.

24

Аникст А. Указ. соч. С. 133.

25

Высокова В.В. Указ. соч. С. 13.

26

Milburn D.J. The Age of Wit. 1650 – 1750. N.Y., L., 1966. P. 18.

27

Heineman F.H. Op.cit. P. 125.

28

Просветительское движение в Англии. Указ. соч. С. 101 – 164.

29

Просветительское движение в Англии. С. 1 19.

30

Там же.

31

Подробнее об этом см.: Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689 – 1714 гг.). М.,1994. С. 131 – 148.

32

Porter R. The English Enlightenment // The Enlightenment in National Context. Op. cit. P. 3, 4, 6 – 8.

33

Указанные главы в расширенном варианте впервые были опубликованы автором в 2005 г. См.: Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. М., «Наука», 2005.

34

Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689 – 1714 гг.). М., 1994.

35

The Complete Works of George Savile, Marquess of Halifax/ Ed. with Introduction by W. Raleigh. Oxford, 1912 (далее – The Complete Works of Halifax). P. I, IX, XXVI.

36

Gooch G.P. Political Thought in England from Bacon to Halifax. L., 1915. P. 197, 182, 199.

37

Вольтер. Философские сочинения. М., 1988. С.174 – 175.

38

Маколей Т. Полн. собр. соч. Т. IV. СПб., 1861. С. 239.

39

Reed A. W. George Savile, Marquess of Halifax // The Social and Political Ideas of Some English Thinkers of the Augustan Age (1650 – 1750). L., 1967. P. 67.

40

Reed A. W. George Savile, Marquess of Halifax. P. 53 – 54.

41

Foxcroft H.C. The Life and Letters of Sir George Savile, Bart. First Marquess of Halifax. L., 1898. Vol. 1 – 2.

42

Цит. по: Raleigh W. Op. cit. P. XI – XII.

43

The Lady’s New – Year’s – Gift or Advice to a Daughter // The Complete Works of Halifax.

44

Маколей Т. Полн. собр. соч. Т. VI. С. 242.

45

Маколей Т. Полн. собр. соч. Т. VI. С. 255.

46

Проблема возникновения политических партий и двухпартийной системы в Англии на рубеже XVII – XVIII вв. продолжает оставаться дискуссионной в современной историографии. (См.: Политические партии Англии. Исторические очерки. СПб., 2017. С. 16 – 42). На наш взгляд, формирование ранних партий тори и вигов происходило именно в данный хронологический период (См.: Лабутина Т.Л., Ильин Д.В. Английское Просвещение. Общественно – политическая и педагогическая мысль. СПб., 2012. С. 62 – 71).