Книга Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Ивановна Щербакова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования
Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования

Структура конфликтов включает две подструктуры: объективную и субъективную. Объективная подструктура включает: участников (основных, второстепенных, группы поддержки); объект конфликта; его предмет; микросреду, в которой он развивается; макросреду, оказывающую влияние на ход конфликта, и др. Субъективная подструктура конфликта включает: психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у всех участников; мотивы действий сторон; цели, которые они преследуют; актуальные психические состояния участников; образы оппонента, самого себя, вероятных результатов борьбы и др.

Функции конфликтов. По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции; по сфере действия – внешние и внутренние.

Генезис конфликта – его возникновение, развитие и завершение под действием системы факторов и причин. Основные группы причин конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и психологические.

Эволюция конфликта – постепенное, непрерывное, относительно длительное развитие от простых форм к более сложным.

Динамика конфликта включает, в частности, три периода: доконфликтная ситуация; собственно конфликт; послеконфликтная ситуация.

Системно-информационное описание конфликтов – вид и результат их системного анализа, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, а также между конфликтом и внешней средой. Информация играет ключевую роль в возникновении, развитии, завершении, регулировании конфликтов, а также в развитии науки конфликтологии.

Предупреждение конфликтов – в широком смысле такая организация жизнедеятельности субъектов взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле – деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин конкретного назревающего конфликта, разрешению противоречия неконфликтными способами.

Завершение конфликтов – этап в динамике конфликта, заключающийся в его окончании любым способом и обусловленный любой причиной. Основные формы: разрешение; урегулирование; затухание; устранение; перерастание в другой конфликт.

Исследование и диагностика конфликтов – деятельность по выявлению закономерностей развития и особенностей конфликтов с целью их конструктивного регулирования.

Представленная схема описания конфликтов, несомненно, достаточно содержательная и глубокая. Некоторые вопросы возникают в связи с разделением таких элементов как динамика конфликта, предупреждение и разрешение. Вопросы эти связаны с тем, что авторами не определены границы и условия применения данной схемы.

Особое внимание в исследованиях уделяется поведению человека в проблемной/конфликтной ситуации.

В настоящее время в психологии активно изучается поведение преодоления, или так называемый «копинг». Копинг – это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека. Со временем это понятие стало включать в себя реакцию не только на чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования, но и на каждодневные стрессовые ситуации. Копинг объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг-стратегии – это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с взаимоотношениями «человек-среда» [260].

В зарубежной и отечественной психологии можно выделить три подхода к проблеме преодоления. Первый подход рассматривает преодоление с точки зрения динамики Эго как способ психологической защиты, ослабляющий психическое напряжение. Второй подход рассматривает преодоление в терминах черт личности – как постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. В третьем, наиболее распространенном, подходе преодоление понимается как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью активности личности, направленной на решение возникших проблем при столкновении ее со стрессовым событием. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции – это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля [260].

Копинг-стратегии успешно осуществляются при соблюдении трех условий:

– достаточно полное осознавание возникших трудностей;

– знание способов эффективного овладения именно ситуацией данного типа;

– умение своевременно применить их на практике [230].

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов психологического преодоления. Однако большинство из них построено вокруг двух предложенных Р. Лазарусом и В. Фолкманом стратегий преодоления: 1) проблемно-ориентированный копинг – усилия направляются на решение возникшей проблемы (11 копинговых действий); 2) эмоционально-ориентированный копинг – изменение собственных установок в отношении ситуации (62 копинговых действия). По Р. Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект [256].

Многие из классификаций копинг-стратегий, возникавшие вслед за классификацией Р. Лазаруса и В. Фолкмана, составлялись в той же традиции, предлагая дихотическое разделение копинг-стратегий по принципу «работа с проблемой» и «работа с отношением к проблеме». Таким образом, в основном, классификации сводятся к различению между активными, фокусированными на проблеме усилиями справиться с внешними запросами проблемы против более интроспективных усилий переформулировать или когнитивно переоценить проблему так, что она будет лучше соответствовать внешним требованиям.

В качестве альтернативного подхода С. Хобфолл (1994) предложил многоосевую модель поведения преодоления. В отличие от предыдущих моделей, преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные его типы. Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная – асоциальная, активная – пассивная и одну дополнительную ось: прямая – непрямая, каждой из которых соответствует определенная модель поведения. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Введение просоциальной и асоциальной оси основывается на том, что: а) многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют межличностный компонент; б) даже индивидуальные усилия по преодолению имеют потенциальные социальные последствия; в) действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми. В зависимости от степени конструктивности стратегии и модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека.

К. Томас для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применил двумерную модель. Основополагающими измерениями в ней выступают кооперация (внимание человека к интересам других людей) и напористость (акцент на защите собственных интересов). Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов: соперничество – стремление настоять на своем в ущерб оппоненту путем открытой борьбы за свои интересы; сотрудничество – поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обоих сторон конфликта в ходе открытого обсуждения; компромисс – торг о взаимных уступках; избегание – стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать и уйти от конфликта; уступка – стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера, игнорируя свои.

Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, И. М. Никольская и Р. М. Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание. Они установили, что взрослые чаще всего используют следующие способы совладания с внутренним напряжением:

– взаимодействуют с продуктами человеческого творчества (читают книги, слушают музыку, ходят в музей) или сами рисуют, сочиняют стихи, поют, т. е. творчески самовыражаются;

– ищут поддержку у друзей и знакомых;

– погружаются в работу, учебу;

– сменяют вид активности с психической на физическую (занятия спортом, прогулки, водные процедуры) или используют так называемые приемы «за-» («заесть», «заспать», «залюбить», «загулять», «затанцевать»);

– обдумывают возникшую ситуацию.

Что касается принципов, то А. Я. Анцупов выделяет семь общенаучных принципов изучения конфликтов: развитие; всеобщая связь; учет основных законов и парных категорий диалектики; единство теории эксперимента и практики; системный подход; объективность; конкретно-исторический подход. В дополнение к ним называется еще пять принципов конфликтологии: междисциплинарность; преемственность; эволюционизм; личностный подход; поиск скрытого содержания конфликта [20].

В последние годы, в дополнение к названным составляющим понятийно-категориального аппарата исследователи все большее внимание обращают на понятия, имеющие отношение к характеристикам личности конфликтующих и их роли в конфликте.

Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин относят к ним такие понятия как «конфликтная личность», «уровень конфликтности» и «конфликтологическая компетентность», «разрешение конфликта» и «управление конфликтом», давая им следующие определения. В частности, конфликтной называется личность, которая в силу определенных свойств является инициатором многих негативных или деструктивных конфликтов, а также обладает склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими [44].

По мнению М. М. Кашапова, конфликтный человек навязывает свою волю, давит на людей, не умеет уступать, несправедливо упрекает и придирается к другим, во что бы то ни стало отстаивает собственные взгляды, мнения, убеждения и т. д., не способен встать на позицию другого человека [146].

Уровень конфликтности определяется с помощью следующих показателей:

– количество конфликтов, которые организует данная личность или принимает в них участие без весомых оснований в определенный период времени;

– тяжесть или негативные последствия данных конфликтов для оппонентов, коллектива или организации;

– показательные личностные особенности, обуславливающие склонность к конфликтам.

Конфликтологическая компетентность – это когнитивно-регуляторная подсистема профессионально значимой стороны личности, включающая соответствующие специальные знания и умения.

В изучении конкретных конфликтов особое внимание всегда уделяется причинам конфликтов, которые по-разному классифицируются исследователями. Так, применительно к конфликтам в деловом общении, М. Р. Душкина выделяет объективные и субъективные причины [101].

К числу объективных причин относятся организационные, экономические или технологические факторы, проявляющиеся в следующем: недостаток времени; недостаток ресурсов; недостаток информации; нарушение функционирования производства; нарушение ролевой структуры; нарушение разделения обязанностей; отсутствие критериев оценки; отсутствие дисциплины и др. К числу конфликтов, имеющих в своей основе субъективные причины, относятся: мотивационные – нарушение удовлетворения потребностей, структуры ценностей и норм; коммуникационные – искажение информканалов и отсутствие обратной связи; властные – помехи для реализации личных целей в структуре организации.

Представленные подходы свидетельствуют о важности, научном и прикладном значении данной проблемы, но все же, не являются завершенными в понимании и исследовании конфликтов. Необходима большая психологическая конкретизация как самого понятия конфликта, так и его составляющих. Как известно, в научных исследованиях понятие «конфликт» имеет разнообразные толкования и трактовки. При этом в нашей работе основное внимание будет уделено межличностным конфликтам, так как именно они составляют основу всех социальных конфликтов. Приведем примеры.

Прежде всего, конфликт трактуется через качество отношений между конфликтующими сторонами, носящие характер столкновения в ситуации межличностного взаимодействия, что отражено во многих определениях.

Конфликт – форма отношений между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [118].

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными переживаниями [304].

Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества;

отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [316].

Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов и позиций субъектов взаимодействия, а также противостояние мнений, взглядов партнеров по общению, фиксируется ими в жесткой форме [100].

Конфликт – качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [171].

В ряде исследований конфликт трактуется через понятие «противоречие». Приведем примеры.

«Конфликт социальный (от лат. conflictus – столкновение) – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития» [27, с. 55].

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников [304].

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противостоянии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу [145].

Конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения [338].

Конфликт – форма «проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия» [181, с. 13].

Конфликт – «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу» [23, с. 158].

Представленные определения конфликта имеют много схожего, в то же время всегда есть возможность рассмотрения исследуемого явления в ином контексте. Определение конфликта через противоречие соответствует философско-социологическим традициям рассмотрения конфликтов. В психологии понятие «противоречие» требует раскрытия своего психологического содержания, то есть, являясь вполне приемлемым для характеристики конфликта, оно требует своей конкретизации, поэтому не может быть основополагающим.

В понимании конфликта можно исходить из того, что практика консультативной работы с межличностными конфликтами выдвигает на первый план понятие «проблема». Проблема в переводе с греческого (problema) означает «преграда, трудность, задача», соответственно, выявление, формулирование, помощь в их решении/преодолении составляет содержание деятельности психолога/конфликтолога. И именно понятие проблемы, возникающей в ситуации межличностного (межгруппового) взаимодействия, должно быть заложено в определении конфликта.

К тому же социальный межличностный конфликт является одним из проявлений такой сферы жизнедеятельности человека, как общение, характеризующегося, в свою очередь, определенными сторонами (коммуникативной, перцептивной, интерактивной), компонентами (субъекты общения, само сообщение, способ связи, язык/правила общения, контекст) и другими характеристиками.

Обобщая приведенные трактовки и выделяя в них общее, мы можем дать следующее определение социального/межличностного конфликта. Конфликт – это такое взаимодействие субъектов деятельности и общения, для которого характерно наличие противоречий, противодействий (противоборства/противостояния) и негативных эмоций у конфликтующих, возникающих в связи с проблемами удовлетворения ими значимых потребностей.

Представленное определение межличностного конфликта удовлетворяет следующим требованиям.

1) Конфликт относится к проявлениям интерактивной стороны общения, как процесса установления и развития контактов между людьми. Как известно, интеракция – это взаимодействие партнеров в процессе общения, которое может быть как конфликтным, так и бесконфликтным. Соответственно, если нет прямого или опосредованного взаимодействия субъектов, то и нет конфликта. К тому же, взаимодействие людей по поводу возникшей проблемы (например, дефицита ресурсов, разного понимания ситуации, несоответствия поведения партнера ролевым ожиданиям) может быть и бесконфликтным.

2) В центре конфликта находится проблема – выступающая как преграда, трудность, задача – преодоление/решение которой рассматривается конфликтующими как условие их дальнейшего развития и продуктивной деятельности. Каждая сторона, участвующая в конфликте, воспринимает конфликтную ситуацию именно в виде проблемы. Формулирование сути проблемы, которая привела к конфликту, является одним из первых шагов в его последующем урегулировании.

Пока еще не приходится говорить о классификации проблем, лежащих в основе конфликта, но активизирующим фактором возникновения проблемы и последующего решения ее являются, на наш взгляд, неудовлетворенные потребности. Все поведенческие проблемы (агрессивность, ложь, воровство, жадность, зависть, ревность, обида, переживание несправедливости), проблемы общения (замкнутость, стеснительность, нерешительность, неуверенность, неумение отстоять свои интересы), эмоциональные проблемы (страхи, тревога, депрессия, эмоциональная неуравновешенность), проблемы связанные с характером и качеством выполняемой деятельности (плохая успеваемость, опоздания и другие нарушения дисциплины, невыполнение своих обязанностей, безответственность) и связанные с ними социальные конфликты имеют в своей основе определенные потребности субъектов взаимодействия.

В свою очередь, переживаемый и неразрешенный конфликт, выступая в качестве психотравмирующего события и ситуации, может приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям. Психологическая помощь в случае этих расстройств предполагает выявление стоящих за ними конфликтов и их разрешение.

Следует отметить, что в последние годы многими исследователями подчеркивается неизбежность конфликтов в нашей жизни, более того, даже подчеркивается, что они нужны, бывают полезны и приятны [192]. И все же можно утверждать, что неизбежными являются проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. А вот решение их может быть вполне уравновешенным и бесконфликтным, хотя достигается это непросто. Чаще всего вместо совместного поиска способа решения проблемы начинают доминировать взаимные упреки, оскорбления, поиск виновных, а соответственно ответное сопротивление и пр.

3) Конфликт в предложенном понимании предстает как психологический феномен, для которого характерны: 1) противоречие, составляющее когнитивный компонент конфликта; 2) противодействия (противоборство), составляющие поведенческий компонент конфликта; 3) негативные эмоции, составляющие аффективный компонент конфликта; 4) потребности и ценности субъектов взаимодействия, составляющие мотивационный компонент конфликта.

Рассмотрим более подробно каждую из этих составляющих.

Противоречие в широком смысле слова предполагает наличие в конфликте противоположных, препятствующих существованию и осуществлению друг друга процессов, тенденций, явлений, позиций, взглядов и установок. Как отмечает Н. В. Гришина, в любом конфликте присутствует биполярность как наличие и противостояние двух начал, будь-то внутриличностный, межличностный или межгрупповой [81].

В частности, по мнению ряда исследователей, противоречия возникают там, где есть рассогласование:

– знаний, умений, личностных качеств;

– функций управления;

– эмоциональных, психических и других состояний;

– технологических, экономических и других процессов;

– целей, средств, методов деятельности;

– мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

– взглядов, убеждений;

– в понимании, интерпретации информации;

– ожиданий, позиций;

– оценок и самооценок.

По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда [304].

Противоречие, таким образом, отражает различия в том, что думают, как воспринимают сложившуюся ситуацию и друг друга, на что обращают внимание конфликтующие, что является для них значимым в конфликте. В этой связи адекватным является определение Ю. В. Рождественского, который характеризует противоречие как речевые действия, в которых высказываются различия сторон и мнений [272]. Именно специфическое вербальное обрамление проблемы нередко приводит к конфликту (в том числе и в ситуации так называемого беспредметного конфликта). Хотя сами по себе негативные высказывания в адрес друга относятся, на наш взгляд, к виду противодействия. Наличие противоречия активизирует познавательную (когнитивную) деятельность, способствующую развитию, завершению, разрешению конфликта.

Противодействие (противоборство, противостояние) – «общение, поведение или деятельность, имеющие целью выразить несогласие с оппонентом, ограничить его активность или нанести ему материальный, моральный, иной вид ущерба; это общение и действия, направленные против другого человека, группы, государства, общества» [23, с. 347].

Акцент на вступлении конфликтующих в противоборство делают многие исследователи. Так, Ю. Г. Запрудский характеризует социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [117]. А. В. Дмитриев понимает социальный конфликт как вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию, либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [95].

Общение субъектов развивается, как правило, в условиях определенной ситуации/контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимоотношения сторон и др. Прежний опыт отношений определяет последующий тип взаимодействия с партнером:

– позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) – позитивная установка на достижение договоренностей;

– оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределенный опыт разногласий) – неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;

– опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) – нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций [21].

Противодействие символизирует негативный характер того, что делают, как поступают конфликтующие по отношению друг к другу. Как правило, это выражается в стремлении нанести моральный (травмировать «Я»), материальный, физический ущерб оппоненту, потребовать от него определенных действий, которые тот не осуществляет. В результате, либо складывается конфликтная ситуация, либо потенциальный конфликт превращается в актуальный. Противодействие в этом случае выступает в виде инцидента.