Доверие, оказываемое ближним, не является признаком глупости; скорее наоборот, именно глупцы зачастую выказывают склонность никому не доверять. Доверие свидетельствует о силе, а излишняя недоверчивость с каждым днем делает нас слабее. Тот, кто не доверяет чужим, вскоре может перестать доверять даже самым близким друзьям и родственникам. В конце концов его недоверчивость может разрастись до такой степени, что он перестанет верить самому себе. Это, в свою очередь, повлечет за собой неверие в свои силы и чувство незащищенности.
Станете ли вы кричать тонущему: «Эй, я бы хотел вас спасти, но не знаю вас достаточно близко для того, чтобы доверять вам. Что, если вы утянете меня на дно?» И тонущий, конечно, не крикнет вам в ответ: «Пожалуйста, оставайтесь на берегу и приведите для моего спасения кого-то, кому я доверяю». Вам не нужны рекомендации, чтобы заслужить доверие тонущего. Без раздумий бросаясь на помощь, вы испытываете полное взаимное доверие – редкое чувство, которое оба вы впоследствии будете вспоминать с теплотой. Хотя доверие всегда связано с определенным риском, оно является отличным способом проверки качеств ваших партнеров. Доверие делает взаимоотношения более плодотворными и к тому же обладает способностью к естественному развитию: оказывая кому-либо доверие, вы непроизвольно располагаете его к встречному проявлению доверия.
Широко распространено мнение о том, что сфера деловых отношений коренным образом отличается от других областей жизни и что в бизнесе слепое доверие неминуемо ведет к разорению. Высказывающие подобные мысли закрывают глаза на тот факт, что доверие является первичной основой любых взаимоотношений, независимо от их характера.
Доверие может оказаться безответным, и в этом смысле оно подобно любви. Вашего доверия прежде всего заслуживаете вы сами. Трудность только в том, чтобы определить, который «вы» – это действительно вы, ваше истинное «я», заслуживающее доверия. Но вспомните следующую банальную истину: как бы ни складывался ваш жизненный путь, на нем вам не избежать встречи с самим собой.
По мнению величайших духовных учителей, одна из главных проблем человека – ложные представления о самом себе. Изменив представление о себе, мы можем избавиться от проблем, существующих лишь в нашем воображении. Беда лишь в том, что познать себя очень непросто, а значит, непросто и поверить себе. Но если вы все же себе поверите, вам не нужны будут лишние размышления, которые только все запутывают. Ей-богу, если бы те мысли, которые приходят к нам «по зрелом размышлении», приходили сразу, многое из того, что нам мешает, исчезло бы без следа.
Поскольку большая часть наших жизненных затруднений связана с недостатком веры в себя, нужно научиться спрашивать не «Как мне справиться с проблемой?», а «Чем я могу помочь себе?». Ключ к вере в себя – в том, чтобы справляться с затруднениями не так, как вас этому всегда учили. Попав в беду, всегда взваливайте ее целиком на собственные плечи. Пытаясь же разделить ее с другими и думая, что теперь это уже не беда, а полбеды, вы достигнете прямо противоположного результата.
Стремясь разделить ответственность за решение проблемы с другими, вы, конечно, снимаете ее остроту, но при этом снижаете свою способность вникнуть в суть проблемы и устранить ее. Склонность к обсуждению личных, финансовых и прочих проблем, а также попытки прийти с другими к единому мнению в том, что касается ваших жизненных планов, проистекают из неверия в себя и опасения следовать собственному мнению. Опора же на внутреннее чутье позволяет подняться над проблемой и в нужный срок найти самостоятельные ответы.
Столкнувшись с проблемой, попытайтесь нащупать и удалить ее истинную причину, даже если для этого потребуется что-то изменить в себе самом: последнее, кстати, может оказаться полезным и с других точек зрения. Так, проблема неудачного брака может корениться в ложных представлениях о жизни и о вашем месте в ней. Точно так же тревога по поводу ошибочности курса, которого, на ваш взгляд, придерживается руководство компании, может корениться в переоценке влияния последнего на ваш статус и безопасность. Разочарование чаще всего является следствием столкновения между субъективными требованиями и объективными обстоятельствами. Нереализованные желания вызывают в нас внутренний конфликт. Они бывают порождены неверным представлением о собственном «я», когда человек свято верит, что от осуществления этих желаний зависит само его существование.
Сталкиваясь в очередной раз со сложной, как вам представляется, ситуацией, попробуйте взглянуть на нее под другим углом зрения. Прежде всего оцените, насколько важно для вас выйти из этой ситуации. Затем определите, действительно ли вы нуждаетесь в том решении, которое вы намерены избрать. Внушите себе, что наиболее эффективное решение проблемы уже имеется в вашем сознании, и попробуйте от нее отстраниться. Наконец, доверьтесь себе в том, что в нужный момент решение придет к вам само. Эта техника позволит вам задействовать подсознательные силы, способные найти и распознать верное решение.
Мы предусмотрительно сохраняем в нашей памяти для будущего употребления методы, оказавшиеся эффективными в решении каких-то внешних проблем. Однако для решения проблем внутренних обращаться к воспоминаниям столь же бесполезно, как ворошить остывший пепел с целью добыть огонь. Новизна каждого переживаемого нами мгновения требует постоянного и творческого осмысления тех проблем, которые оно с собой несет. Отдавая воображение в плен вызванных из памяти образов, мы добровольно ограничиваем свою изобретательность. Столкнулись с очередной проблемой, сохраняйте спокойную невозмутимость: это поможет вам расслышать голос интуиции. Решение может быть подано вам и извне; однако для его распознания вам также потребуется внутренняя открытость.
Значимость доверия к себе, являющегося основой таких необходимых в деловой практике качеств, как проницательность и предприимчивость, трудно переоценить. Поэтому критерии для определения степени доверия к себе мы подробно обсудим ниже. Пока же вам следует осознать, что доверие к ситуации увеличивает вашу энергию и продуктивность. Такое доверие отнюдь не делает вас фаталистом, готовым к пассивному подчинению обстоятельствам со словами «будь что будет». Напротив! Доверяясь моменту, мы следуем девизу «будет то, чем я являюсь». Чем больше верите вы в себя и в оправданность принятых вами решений, тем большую выгоду извлечете из текущей ситуации. Научившись осознанно доверяться моменту, можете переходить к следующей практике.
Научитесь принимать ситуациюОдна из дочерей опальной семьи Лин решила проведать свой старый дом, ныне управляемый императрицей Ни и ее наместником. Некогда хозяином дома был принц Лин, известный неукротимым нравом. Его жестокость и нетерпимость привели в конце концов к восстанию в провинции и изгнанию всей семьи.
Императрица же Ни славилась деликатностью и состраданием. Увидев у ворот изможденную, одетую в лохмотья принцессу, она велела пригласить ее в дом и одарить подарками, чтобы облегчить гнет нищеты.
Вошедшая гостья приступила к приветственному церемониалу:
– Я, дочь семьи Лин…
Но императрица, из головы которой при виде своей давней соперницы мгновенно улетучились заготовленные слова утешения, не дала ей окончить:
– Да, ты – отродье проклятых Лин! Теперь ты явилась выпрашивать милостыню, забыв о страданиях, причиненных моей семье. Что бы мы ни делали, твой отец всегда находил повод придраться, всегда безжалостно притеснял нас…
– Вы ошибаетесь, – ответила принцесса Лин, – мне не нужно от вас ни денег, ни прощения, ни участия. Я просто хотела взглянуть, хорошо ли семья Ни усвоила уроки своих жестоких предшественников. Однако нахожу в вас те же черты, которые вы столь яростно обличаете.
Милосердие, присущее императрице Ни, оказалось подавлено эмоциями, всецело относящимися к событиям прошлого. Отказавшись от естественного сострадания, вызываемого текущими обстоятельствами, и дав волю воспоминаниям о былых обидах, она ослабила контроль над своими действиями как в настоящем, так и в будущем. Предпочтя прошлое настоящему, она изменила своему истинному «я».
Нередко отчитавшие ребенка родители приходят в смятение, осознав, что с их уст слетели те же самые слова и замечания, которые они находили столь обидными и унизительными в своем детстве. Точно так же управляющий, получив повышение, принимается критиковать своих подчиненных в тех же выражениях, которые в недавнем прошлом приходилось выслушивать ему самому. Эти случаи также могут служить примером переноса прошлых переживаний в настоящее. Вместо того чтобы возвыситься над опытом прошлого, мы нередко тяготеем к его воссозданию. К тому же движимые благими намерениями, мы с готовностью принимаем свои мелочные придирки за здоровую критику, служащую общему благу. Все это не дает нам пережить текущий момент во всей его полноте. Очень часто мы проявляем цинизм, нервничаем или страдаем от несправедливого обращения лишь по той причине, что позволяем эмоциям прошлого влиять на нас в настоящем. Однако такие эмоции подобны устаревшим и утратившим силу законам.
Одним из наиболее труднопреодолимых препятствий для роста является критиканство, которое особенно часто рядится в одежды здорового скептицизма. Когда болезненная привычка выискивать изъяны в новых возможностях, аргументах, поведении кого-либо и тому подобном приобретает масштабы эпидемии, естественный процесс роста нарушается. Так, коллективное творчество в процессе мозгового штурма было бы невозможно, если бы генерирование новых идей и их критика происходили одновременно.
Критиканство, порождаемое недостаточной верой в себя и являющееся одним из наиболее слабых мест в механизме человеческого мышления, способно затруднить движение к поставленной цели больше, чем какой бы то ни было другой недостаток. В то время как основанием для принятия интуитивных решений служит материал, предоставляемый настоящим моментом, критиканство всецело опирается на анализ опыта, принадлежащего прошлому. Вместо того чтобы искать истину, критикан желает, чтобы его в ней убедили. Чтобы мыслить категориями настоящего, он нуждается в поощрении. Не получив такового, критикан оказывается неспособен к полноценному участию в процессе движения к цели и коллективной работе.
Принятие текущего момента во всей его полноте требует осознания того, что мироощущение каждого из нас подчинено восходящим и нисходящим циклам. Есть время сеять и время жать; время развиваться и время объединяться; точно так же есть время, когда нам сопутствует жизненный успех, и время, когда он нас оставляет. Очевидно, пребывая в высшей точке восходящего цикла, мы больше радуемся жизни и меньше страдаем от жизненных невзгод, чем в противоположной фазе. В первом случае нам следует избегать неоправданного энтузиазма, а во втором – депрессии. Более того, периоды неудач следует ценить, ибо лишь на их фоне удачи становятся заметными. Именно в те моменты, когда вы чувствуете себя никем,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
SWOT (Strеngths, Wеаknеssеs, Opportunitiеs аnd Thrеаts) – аналитический метод, основанный на обсуждении сильных сторон, уязвимых мест, перспектив развития и угрожающих факторов. Кроме того, английское слово «swot» означает «зубрежка». SOM (Strеngth, Opportunitiеs, Mеrits) – аналитический метод, основанный на обсуждении сильных сторон, перспектив развития и достоинств. – Прим. перев.
2
Английское desirе происходит от латинского dеsiderium (также означающего желание), корень которого – skiеr – имеет значение «небесный, божественный». – Прим. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.