Поэтому выездная налоговая проверка не лучший выбор прежде всего для самой инспекции. Помните об этом, когда вас запугивают выездной проверкой.
Казалось бы, есть НК. В ст. 88 четко написано про камеральные проверки. Почему же инспекция так часто нарушает закон?
Причина первая – устройство самой системы налоговых органов. Налоговый инспектор должен всеми возможными способами убедиться в реальности операций, должен проверить правильность расчета. Иногда сделать это без участия документов налогоплательщика невозможно. И отвечать в дальнейшем рядовой инспектор будет перед своим руководством или вышестоящим налоговым органом. Поэтому по большому счету им не всегда важно, что вы им написали, куда важнее, что они добросовестно отработали вопрос и им есть что показать злому начальнику.
Причина вторая – чисто психологическая, расчет на ваше незнание, страхи и готовность сотрудничать в любых обстоятельствах. Все документы, которые вы передаете в инспекцию, остаются там в виде скан-образов навсегда. Если вы бездумно даете всё, что хочет налоговый орган, вы значительно облегчаете работу контрольно-аналитическим отделам и специалистам отделов выездных проверок.
Причина третья – банальная. Не каждый инспектор знает нормы налогового законодательства. Высокая текучка кадров, нежелание учить и учиться приводят к тому, что приходится налогоплательщикам брать эту миссию по обучению инспекторов на себя.
Пожалуй, главное, что стоит помнить при получении требования из инспекции, – налогоплательщик имеет полное право не выполнять незаконное требование инспекции.
И другой момент – полномочия налоговых органов не абсолютны и должны иметь правовые обоснования.
Содержание самого требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы возложена на налогоплательщика законно. Только в этом случае будет соблюден баланс между правом налогового органа выставить требование и обязанностью компании его исполнить.
Помня об этих правилах, давайте разбираться, какие требования налогового инспектора в рамках камеральной проверки законны, а какие – нет, и что с этим можно сделать.
Первое, на что надо обратить внимание, – это сама форма требования. Она не может быть произвольной.
Требование должно соответствовать форме, утвержденной приказом ФНС от 7 ноября 2018 г. № ММВ-7-2/628@.
Что должно быть в требовании?
1. Наименование, реквизиты компании-налогоплательщика.
2. Ссылка на норму Налогового кодекса, обосновывающую истребование документов, а именно определенный пункт ст. 88 НК.
3. Срок предоставления документов – 10 рабочих дней.
4. Собственно перечень документов, которые должны быть представлены.
5. В конце требования должно быть указано контрольное мероприятие – «в связи с камеральной проверкой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года» или «в связи с камеральной проверкой декларации по УСН за 2019 год».
6. Требование должно быть подписано должностным лицом налогового органа, проводящего проверку.
А далее необходимо внимательно вникать в основание истребования документов.
2.1. Требование о предоставлении документов – когда и что могут требовать?
Налоговый орган имеет право требовать документы в рамках камеральной проверки. Как известно, камеральная проверка длится три месяца со дня предоставления декларации (два месяца по НДС). В этот срок налоговики должны уложиться, в том числе запросить у компании документы (или пояснения). Если требование о предоставлении документов направлено после указанных сроков, то оно является незаконным. Исполнять незаконные требования компания не обязана. Это подтверждается письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, судебной практикой – п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 №57.
Нередки случаи, когда налогоплательщик получает требование, в котором дата составления указана в рамках положенного срока, но направлен сам документ значительно позже.
В одном споре требование было датировано 25 июля, а отправлено налогоплательщику только 16 августа, когда срок камеральной проверки уже истек. Предприниматель посчитал такое требование незаконным и не исполнил его. Суд встал на сторону налогоплательщика.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу № А33—26722/2016
«Требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации…
…направление требования произведено налоговым органом с нарушением положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
Кроме того, что выставление требования ограничено сроками, оно ограничено и строго прописанными в НК случаями. Все они прописаны в ст. 88 Налогового кодекса.
Рассмотрим эти ситуации подробнее. И помните, что проверяют в этом случае именно вас как налогоплательщика на основании сданной вами декларации (расчета).
2.1.1. Уточненная декларация по истечении двух лет с уменьшенной суммой налога
Если вы подали «уточненную» декларацию по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации, и уменьшили в ней сумму налога или увеличили сумму убытка (п. 8.3 ст. 88 НК РФ), то инспектор вправе требовать первичные и иные документы, в том числе налоговые регистры, обосновывающие изменение числовых величин.
Если вы исправили техническую ошибку, подав «уточненку», без изменения суммы налога или даже увеличили сумму налога в декларации, то требовать документы у вас не могут.
Если вы подали «уточненку» через месяц, два или полгода, то требовать документы у вас тоже не могут.
Обратите внимание, три условия должны быть выполнены одновременно: уточненная декларация, прошло два года, уменьшили сумму налога (или увеличили сумму убытка).
Вы подали «уточненку» через год с уменьшенной суммой налога, а инспекция настойчиво шлет требования? Не игнорируйте, отвечайте письменно, что согласно п. 8.3 ст. 88 НК РФ документы вы представлять не обязаны, так как два года не прошли.
Вы подали «уточненку» через два года, суму налога не меняли, а инспекция шлет требование? Ссылайтесь всё на тот же п. 8.3 ст. 88 НК РФ и отвечайте, что исправление ошибок не привело к уменьшению суммы налога, следовательно, обязанности предоставлять документы у вас нет.
2.1.2. Льготы
Если вы подали декларацию, в которой заявили льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), то налоговый орган имеет право требовать документы, которые их подтвердят. Льготы могут заявляться по разным налогам в разных декларациях. На практике чаще всего речь идет о декларации по НДС.
Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на эти льготы. И здесь важный момент – не каждая не облагаемая налогом операция является льготой. К сожалению, на практике инспекция все операции, которые по той или иной причине не облагаются налогом, рассматривает как льготы, с истребованием документов по ним.
Необлагаемые операции по НДС, отражаются в специальном разделе 7 декларации по НДС. Налоговый орган направляет требование по разделу 7, не вникая в нюансы. А это незаконно. Происходит это в основном потому, что в Налоговом кодексе в разделе, посвященном НДС, нет определения льготы по НДС. Но на основании совокупно прочитанных норм налогового законодательства и судебной практики можно попробовать сделать определенные выводы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги