Книга Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Васильевна Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни
Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Чаусы и евреи. История, холокост, наши дни

3.2 Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие

Восемнадцатое столетие


Год 1708-й. В данном году рядом с деревней Долгий Мох русскими войсками был разбит корпус шведского генерала Левенгаупта.

Сентябрь 1708-го года. Это было время пребывания в Чаусах Петра Первого, когда он командовал сражением русских войск со шведским корпусом Левенгаупта.

Татьяна Алексеева отметила следующее [6]:

«как-то с трудом удаётся совместить Наполеона, Петра I и Магдебургское право с тишиной и безвидностью окрестностей. Главное, что вспоминается, – перстень царя Соломона с надписью «И это пройдёт…»

Год 1772-й. Это был год превращения Чаус в составную часть Российской Империи из-за грустного Первого раздела Речи Посполитой.

Год 1777-й. Это было время назначения Чаус центром уезда.

Годы 1780-е. Это было время возведения рядом с первой ратушей еще одной ратуши – новой (перестроенной позднее в православный Преображенский храм, являвшийся первым каменным храмом в городе). В наши дни в месте, где прежде стояли ратуша и храм, находится городской парк.


В 1780-м г. имело место следующее [35]:

«При посещении императрицей Екатериной 2 в 1780 году Белорусских наместничеств, Чаусы находились в следующем состоянии. В городе был кормелитский монастырь каменный, греческая и униятская церкви, синагога».

Год 1781-й. Это было время передачи Чаусам царским указом герба в связи с таким событием, как победа над шведами. Вид герба [6]:

«На красном щите крестообразно размещены сабля и меч под лавровым венком».

Девятнадцатое столетие


Год 1803-й [35]:

«В 1803 году при посещении города академиком Севергиным в Чаусах было: кармелитский монастырь каменный с училищем, в коем было 40 мальчиков, 4 православные деревянные церкви, домов 461, школ еврейских 3, лавок деревянных 12, мельница водяная.

Год 1812-й. Это было время оккупации Чаус наполеоновскими войсками, об этом рассказано в статье Знатока города, «Французы в Чаусах в 1812 г» [7]:


Война 1812-го года. Источник: https://clck.ru/YRG74

«Из воспоминаний очевидца

Начало роковаго 1812 г., которому хотя и предшествовала зловещая комета, застало жителей России в самом безмятежном настроении духа. Житейския дела шли своим чередом; с начала весны сельские жители радовались при виде цветущих садов и полей, обещавших обильный урожай. Внезапно в начале июня пронесся слух, что к пределам России приближается несметная рать разнородных и разноплеменных полчищ под знаменами Наполеона, идущего поработить Россию. Весть эта достигла небольшого городка Чаус (Могилевской губернии). Неожиданное появление французских войск в пределах России породило в простом народе нелепую мысль, что Наполеон – антихрист, предтеча светопреставления. Этому, как известно, некоторые грамотное суеверы, или суеверные грамотеи (в их числе и Державин) нашли даже доказательство в натянутом сопоставлении имени Наполеона с апокалипсическим Апполионом.

Вскоре затем через Чаусы потянулись войска наши, казаки, калмыки, башкиры, пехота и артиллерия, на лицах которых заметно было уныние; они вступали и проходили чрез город без песен, без музыки, без барабанного боя, что еще более наводило страх и отчаяние на мирных жителей. Войска наши с небольшими роздыхами шли и днем и ночью в продолжение недели, если не более. То были корпуса Багратиона и Платова, следовавшие боковою линиею под город Красный, для соединения с 1-ю армией. Но когда появился в городе последний отряд казаков, под начальством (как теперь помню) полковника Сысоева, зажегшаго вечером казенный провиантский магазин с хлебом, чтоб не достался неприятелям, то отец мой, а с ним вместе и другие из чиновных жителей, отправились к нему с просьбой о выдаче им пропускных видов для свободнаго проезда в Черниговскую губернию, куда уже за несколько дней раньше отправлены были из города казначейския дела и книги, с казенными деньгами».

.

Конец девятнадцатого столетия – начало столетия двадцатого. Это было время существования в Чаусах четырех православных церквей.

Годы 1870-е. Это было время особенно бурного развития города: здесь главную улицу замостили булыжником, состоялось открытие городского парка, аптеки, водяной мельницы, двух синагог, церковноприходской школы.


Год 1877-й [35]:

«В 1877 году жители размещались в 402 отдельных посёлках, из коих местечек 5 (Горы, Дрибина, Рясна, Сухари, Чернявка) сёл и деревень – 252. Каменных строений в уезде только 8 (у крестьян вовсе нет). Деревянные дома крыты преимущественно соломой, 93 процента всех строений. Главное занятие жителей уезда земледелие. Под пашнями до 33% общего количества земли.

Благодаря обилию лугов и пастбищ скотоводство довольно распространено».

Год 1879-й [35]:

«В 1879 году было лошадей – 22900 голов, рогатого скота – 24500 голов. Из других занятий можно указать на наём крестьян в батраки к местным помещикам и отхожий промысел, преимущественно на днепровские пристани. Заводская промышленность не развита».

Год 1879-й [35]:

«В 1879 году 20 купцам II гильдии выданы торговые свидетельства. Базары по воскресеньям и пятницам, ярмарок 3: георгиевские 25 апреля и 26 ноября, сборная – во второе воскресенье великого поста. Обороты их ничтожны».

Год 1880-й [35]:

«В 1880 году учащихся было 52 мальчика и 27 девочек, больница, аптека, почтовая станция. Город имеет во владении земли 825 десятин и водяную мельницу. Доход города составлял в 1881 году 2784 рубля.

По 10-й ревизии в уезде было 17708 крестьянских домов, из которых собственников 11893. Церквей православных 22 (каменных 5), католических 2 (обе каменные), еврейских синагог 1 (каменная) и их молитвенных школ 7».

Год 1881-й [35]:

«В 1881 году в городе церквей православных – 3 (2 каменные), еврейских синагог 2 (обе деревянные), и их молитвинных школ – 7, домов в городе 840 (4 каменные), лавок 73 (все деревянные), 2 училища для мальчиков и для девочек».

Год 1881-й [35]:

«В 1881 году на 4 винокуренных заводах выкурено вина на 4930 руб., и на 7 пивоваренных выварено пива на 420 руб. Торговля производится кроме города Чаусы в местечках».

3.3 Двадцатое столетие

Двадцатое столетие


«1967 г. Стадион Слева за стадионом деревянное здание – это музыкальная школа, открытая в 1960 г., правее – аптека, правее – гостиница». Источник: https://vk.com/album-96380845_232095192


Год 1904-й г. В данное время в Чаусах [1]:

«3 кирпичных и 718 деревянных домов. Там проживало около 6000 жителей, 41% из которых были грамотными».

Год 1918-й (январь). Это было время установления в Чаусах власти советов. Возглавление военно-революционного комитета лежало на В. С. Бульбе-Попкове.

Год 1919-й. В этом году имело место включение Чаус в состав Гомельской губернии Российской СФСР.

Год 1924-й. Это было время нахождения города в составе Беларуской ССР со статусом райцентра. В этом же году (семнадцатого июля) произошло формирование Чаусского р-на в составе Могилевской округи.

Год 1931-й (первое мая). Это было время начала выхода районного газетного издания «Искра».


Газета «Искра» г. Чаусы о поисковом отряде. Источник: http://mpek.by/gazeta-iskra-g-chausyi-o-poiskovom-otryade/


Год 1939-й [1]:

«В 1939 году в городе проживало 5 034 белоруса (69,7% от общей численности населения), 1 272 еврея (17,6%), 713 русских (9,9%), 124 украинца, 33 поляка».

Период с шестнадцатого июля 1941-го года по – двадцать пятое июня 1944-го года. Это было время оккупации города немецкими захватчиками.

Год 1941-й (двадцать шестое – двадцать седьмое июля). В данное время [1]:

«Части 61-го стрелкового корпуса совершили прорыв и вышли в окружения с боями у деревень Самулки, Мошок, Благовичи, Удовск.»

Период с октября 1943-го года по июнь 1944-го года. Это было время оборонительных боев сорок девятой и пятидесятой армий второго Беларуского фронта на границе Прони.


Источник:  https://sibnarkomat.livejournal.com/29144047.html


Год 1944-й (двадцать третье июня). Это было время начала беларуской наступательной операции «Багратион» [1]:

«Подразделение 49-й армии прорвали оборону противника на реке Проня у деревни Будино и успешно перешли в наступление в направлении Могилёва. По этому случаю 25 июня 1944 года в Москве прозвучал салют в честь войск 2-го Белорусского фронта

25 июня 1944 г. Чаусы освободили от немецко-фашистких захватчиков»

Год 1946-й. Это был год открытия в Чаусах детского дома для детей-сирот.


Дорога со льнозавода до Чаус (фото 1). Фотографии лета 2008 года в Чаусах. Опубликовал Знаток города, 13.03.2011. Источник: https://chausy.by/foto/foto-vidy/foto-leto-2008


Год 1947-й. В данном году [1]:

«Чаусский льнозавод выполнил производительный план на 145%, завоевав у социалистическом соревновании среди смежных предприятий первое место в СССР, первое в Беларуси».

Сегодняшние Чаусы являются одним из небольших беларуских городов с предприятиями по производству стройматериалов и молочной продукции.


История достопримечательностей и старые фото Чаус


Здание казначейства 1902. Сегодня в здании размещается краеведческий музей. Источник: https://library.mogilev.by/touristmap/region-chausy/culture.html


К большому сожалению, многим из архитектурных памятников в городе не суждено было сохраниться. Но все же туристы могут увидеть в Чаусах несколько старинных объектов. Это к примеру, здание казначейства (1902-й год постройки). В этом здании сегодня располагаются фонды краеведческого музея.

Уцелеть удалось и зданию аптеки, построенному в девятнадцатом столетии.


Город Чаусы зимой 2004—2005 годов.

Братская могила в центральном городском парке. Источник: https://chausy.by/foto/foto-vidy/foto-chausy-zima-2004


Что касается чаусского городского парка, его история также началась в девятнадцатом столетии (сегодня он несколько другой, но его начальная планировка отчасти сохранилась).


Здание бывшей аптеки при костеле Девы Марии. Постройка конца девятнадцатого века. Опубликовал Знаток города, 27.03.2011. Источник: https://chausy.by/foto/foto-vidy/foto-cerkvi-kostely


В парке Чаус находится Аллея героев и памятник воинам, которые пали во время 2-й мировой войны.


Городской парк Чаус. Источник: https://chausy.by/foto/foto-vidy/foto-chausy-osen-2011


Остатки усадьбы графов Толстых (город Чаусы). Источник: https://krynica.by/ru/object/58-ostatki-usadby-grafov-tolstykh.html


В Чаусах сохранились остатки усадьбы графов Толстых [31]:

«Поднявшись на высокий холм в северной части города Чаусы, можно почти с высоты птичьего полета полюбоваться замечательными пейзажами долины реки Бася, которая петляет серебристой лентой, то исчезая за зелеными берегами, то появляясь вновь из-за деревьев, кустарников и островков леса. Здесь, на красивой обзорной точке сохранились остатки усадьбы графов Толстых.

Этот известный род появился здесь в конце XVIII века, когда Могилевский губернатор Дмитрий Александрович Толстой получил во владение эти земли от Российской императрицы Екатерины. Здесь он построил одну из своих резиденций.

От величественной когда-то усадьбы сохранилось немного – несколько старых лип и живописные развалины кирпичного амбара. Как и многое здесь, это строение также хранит свою тайну. По рассказам местных жителей, здесь обитает призрак последнего защитника графского наследия, поэтому ночью сюда захаживать не рекомендуют. Однако днем развалины не представляют никакой опасности. Здесь можно искать клады и фотографироваться».


Старые фото Чаус. Источник: https://vk.com/album-96380845_232095192

IV Евреи В Чаусах

Чаусы. Мельница Гусмана. Немецкая фотография. На заднем плане церковь в Заречье. Источник: https://vk.com/photo-96380845_418215074

4.1 Поселение евреев в Чаусах. Семнадцатое-восемнадцатое столетия

Поселение евреев в Чаусах

Поселение евреев в Чаусах происходило не позднее семнадцатого столетия.

Семнадцатое-восемнадцатое столетия

Энциклопедические данные говорят о том, что в эпоху Речи Посполитой во время Польско-Русской войны (в 1654-м году) многим евреям из местечка Мстиславского воеводства не повезло – они были пленены русскими и умерли на чужбине. Земли умерших евреев магистрат конфисковал. Тогда же евреи стали привлекаться магистратом к городской юрисдикции (по магдебургскому праву).

Год 1667-й. Это было время обнародования Виленским каштеляном Михаилом Пацем предписания, чтобы магистрат вернул евреям земли их погибших собратьев.


«Михаил Казимир Пац (1650—1724) – государственный деятель Великого княжества Литовского, каштелян полоцкий (1697—1724), староста васильковский» [9]. Источник фото: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/868477/Гетман


Королем Михаилом Вишневецким было подтверждено это распоряжение Паца, а также он подтвердил его привилегию от двадцатого декабря 1667-го года в пользу евреев. В силу данной грамоты [1]:

«евреи не могут привлекаться к городской юрисдикции и свободны от участия в податях и повинностях, которые будут налагаться на мещан».

Королем было дано евреям разрешение на приобретение земель и домов, на беспрепятственное занятие винным промыслом и торговлей. Евреи согласно его предписанию могли возвести синагогу на любом «плаце», но ей не следует быть похожей на католическую церковь.

Данная привилегия содержала и иные льготы для евреев. Ее неоднократно подтверждали последующие короли, в последний раз ее подтвердил Август III.

Год 1739-й. Это был год проживания в Чаусах 283-х евреев.

В энциклопедии упоминается, что в Чаусах проживали р. Моисей Хефец и р. Калман Чаусский. Жизнь р. Чаусского была подвижнической, его почитали, как «святого».

Позднее Чаусы превратились в уездный город. Согласно окладным книгам 1787-го года, в Чаусах христиан-купцов насчитывалось пять, купцов-евреев – восемьдесят два.

4.2 Девятнадцатое-двадцатое столетия (до 2-й мировой войны). Синагоги. Еврейское кладбище

Чаусы на старом фото. Источник: https://clck.ru/YRHEY


Девятнадцатое-двадцатое столетия (до 2-й мировой войны)

Согласно проведенной ревизии 1847-го года в «Чаусовском» еврейском обществе» состояло 2 807 душ.

Годы 1870-е. Это было время особенно бурного развития города: здесь главную улицу замостили булыжником, состоялось открытие городского парка, аптеки, водяной мельницы, двух синагог.

В начале двадцатого столетия в городе проживало примерно 2500 евреев, около половины всего населения [10].

При советской власти, в результате урбанизации и индустриализации в СССР, количество евреев в Чаусах значительно сократилось. К январю 1939-го года осталось всего 1272 еврея, что составляло 17,6 процента от численности всего населения.

В конце 1920-х годов здесь были основаны два еврейских колхоза – «Эмес» и «Новый путь». Многие другие евреи Чаус работали как ремесленники, в основном в сапожных и швейных кооперативах.

В 1930-х годах в городе была идишская школа, закрытие которой произошло в середине 1938-го года. Небольшая идишская школа действовала в селе Дрануха, недалеко от Чаус.

Перед 2-й мировой войной в Чаусах проживало примерно пять тысяч человек, из них около 2 000 были евреями. То есть, евреев было примерно 40 процентов от всего населения города.

Синагоги

Годы 1870-е. В Чаусах в это время было 2 синагоги [35].

Год 1880-й. В этом году в Чаусах была одна каменная синагога и семь еврейских молитвенных домов [35].

Год 1881-й. В это время в Чаусах было две деревянные синагоги [35].


Еврейское кладбище


Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1


Нахождение еврейского кладбища – на окраине Чаус (рядом с автомобильной трассой на холме). Большая часть надгробий, к сожалению, уже утрачена, кладбище заросло кустарниками и травой. Еще есть на кладбище остатки старинной полуразрушенной ограды, выполненной когда-то давно из камня, а также имеются следы рва. На краю кладбища свалены полированные гранитные надгробия (их насчитывается несколько десятков).

1990-е годы. Это было время, когда кладбищенская ограда (размером почти в два метра) была разрушена.

Июль 2016-го года. В это время участниками проекта по восстановлению еврейских кладбищ были обнаружены надгробия в количестве семидесяти трех с датировкой от 1895-го года до 2002-го года.

Осуществление каталогизации кладбища привело к проявлению к нему интереса со стороны местных властей, нацеленных на развитие «ностальгического туризма», и туристов-иностранцев. В итоге была обеспечена очистка кладбища, а каталог пополнился еще двадцатью тремя надгробиями.


Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1


Из статьи «Чаусы. Проект реализован при поддержке CHOICE: Сultural Heritage – Opportunity for Civic Engagement» [11]:


Источник: http://mogjewshistory.ru/chausy1

«На кладбище мы обнаружили могилу Наноха Израиля Дониловича, (1899—1985) – фотография №27 – вполне возможно родственника одного из самых известных актеров США, писателя и общественного деятеля Кирка Дугласа (Исера Даниловича), отец которого был также уроженцем Чаус. Косвенное подтверждение этому то, что Исер и Израиль – варианты одного имени на идише и иврите. А как известно, в еврейских семьях было принято давать детям имена умерших предков.

По словам троюродного брата Керка Дугласа Михаила Исааковича Даниловича, в семье отца Керка Дугласа Гершеля было 12 сыновей. 10 из них, эмигрировали в США. Аарон, дед Михаила остался в Советском Союзе. В 1932 году вернулся их брат Абрам, который хотел забрать свою семью в Америку, но его обратно не выпустили. Он похоронен на старинном кладбище в Чаусах в семейном склепе. Склеп, выстоявший во время немецкой оккупации города, сейчас разрушен. Вандалы растащили гранитные плиты на продажу».

Из письма Марка Бакунина (год 2003-й) [11]:

«Отец Илья Моисеевич Бакунин родом из Чаус, мать Лиза Марковна родом из Черикова. Единственный документ, которым я располагаю, это письмо моему отцу от одного из инициаторов и исполнителей увековечения памяти чаусских евреев, убитых фашистами в октябре 41-го. Родственники этих несчастных, жившие в разных городах, сумели построить в Чаусах памятник.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги