Книга Пробуждение историка-профессионала (из дневниковых записей автора) - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Никифорович Сидорцов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пробуждение историка-профессионала (из дневниковых записей автора)
Пробуждение историка-профессионала (из дневниковых записей автора)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пробуждение историка-профессионала (из дневниковых записей автора)

Сидорцов В. Н. К вопросу о роли личности в истории: взгляды Г.В. Плеханова и представителей синергетики; Проблема взаимодействия цивилизаций и национальных культур…. Российские и славянские исследования. Вып. III. Минск: БГУ, 2008. С. 164–167, 363–365. Методология истории. Курс лекций. Минск: Изд. БГУ, 2010. 207 с.

Беларусь в XX веке: нетрадиционное представление истории (в сооавторстве, В. Н. Сидорцов, И. А. Кандыба, М. М. Равченко). Москва: МАКС Пресс, 2010. 270 с.

Научный дискурс историка: социальная обусловленность и методология исследования / В. Н. Сидорцов, А. А. Приборович. Минск : Изд. центр БГУ, 2013. 192 с.

Белорусская историография в свете современной методологии/ В.Н. Сидорцов // Метадалогія даследавання гісторыі Беларусі: праблемы, дасягренні, перспектывы. – Мінск, 2018. – с. 148-156.

Ссылки

Каўн, С.Б. Заснавальнік школы метадалогіі гісторыі / С. Б. Каўн // Універсітэт. – 2015, – №19, – с. 3.

Корзенко, Г. В. Историки Беларуси в начале XXI столетия : библиогр. справ. Минск: Белорусская наука, 2007. 470 с.

Грыбоўскi Ю., Цiхамiраў А. Сiдарцоў Уладзiмiр Нiчыпаравiч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. / Беларус. Энцыкл.; рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.). Мiнск: БелЭн, 1993-2003. Т. 6. Кн. 1: Пузыны – Усая. 2001. C. 297.

Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны : навук. зб., прысвечаны 70-годдзю прафесара кафедры крыніцазнаўства гістарычнага факультэта БДУ У. Н. Сідарцова. Вып. 3. рэдкал.: У. Н. Сідарцоў, С. М. Ходзін (адк. рэдактары). Мінск: БДУ, 2007. 245 с.


№1. Грамота, полученная после окончания БГУ



Последствия одного из таких налетов пришлось ощутить и автору курса во время посещения Дрездена в 1958 г. Тогда, будучи студентом 5-го курса исторического факультета БГУ, он воспользовался открывшейся возможностью выезда за границу и с группой других студентов Минска посетил ГДР… В центральной части Дрездена можно было видеть целые не застроенные пустыри. Город все еще залечивал раны, нанесенные ему налетом англо-американской авиации 7 февраля 1945 г. Пострадала тогда и знаменитая Дрезденская картинная галерея. Там, в Цвингере, во время налета скрывался немецкий лазутчик, который корректировал бомбометание союзников по антигитлеровской коалиции. Долгое время разрушенная часть Дрездена, убранная от развалин и поросшая бурьяном, сознательно не застраивалась. Она демонстрировалась туристам, пересекавшим ее по центру на трамвае, чтобы показать, что англичане и американцы не лучше нацистов. Такова ирония судьбы[4].


№2 . Съезд учителей БССР (август 1960г., г. Минск).


Участников съезда фотографировали по областям республики. Я сфотографировался с делегатами съезда Гомельской области, вместе с отцом, который был так же делегатом съезда. Фото прилагается. На ниже приведенном фото выделены, удостоенные правительственных наград (Грамотами Верховного Совета БССР), Никифор Петрович Сидорцов, делегат от Добрушского района Гомельской области, и Владимир Никифорович Сидорцов, делегат от Березовского района Брестской области.



Фото делегатов по Гомельской области послевоенного съезда учителей Беларуси.


2. Путь в науку


Административная работа оказалась не для меня. Белозерск оставил после себя и груз негатива. В Ленинграде меня ожидал новый период моей жизни, уже в качестве аспиранта ЛГУ.

Планомерное посещение музеев и театров, знакомство с шедеврами мировой культуры, общение с близкими людьми по аспирантуре. Тогдашний секретарь партбюро исторического факультета В. В. Золотарёв буквально опекал меня. Особенно ценными были занятия с научным руководителем профессором Н. А. Корнатовским, белорусом, пострадавшим от сталинских репрессий, пополнившим и углубившим мои познания той эпохи с её революцией и гражданской войной, нэпом и безмерно «дорогим» социализмом, сделавшим его угрюмой личностью. Под его руководством защитил кандидатскую диссертацию «Государственная деятельность рабочих Ленинграда в 1921–1925 гг.». Дискуссии с моим спутником по аспирантуре, впоследствии профессором исторического факультета БГУ, М. С. Корзуном способствовали осознанию обильной информации.

Не могу не отметить простых ленинградцев, готовых в своём большинстве прийти на помощь в любом случае и в любое время. Общечеловеческими качествами выделялись промышленные рабочие города на Неве. Учитывая тему моих научных изысканий и полученную военную специальность партком ЛГУ поручил мне проводить занятия в школе коммунистического труда в инструментальном цехе №-го завода (бывшего Трубочного), производившего в то время 100-мм самоходные орудия. Вспоминается такой случай: когда я пришёл читать очередную лекцию, руководитель школы вежливо извинился и предложил мне принять участие в обсуждении другого, наболевшего вопроса, но в рамках программы занятий. Речь зашла о принятии мер против действий дирекции Елисеевского магазина, отпускавшего дефицитный товар с чёрного хода. Возмущённые слушатели составили петицию о прекращении подобной практики с заявлением о своей готовности принять участие на общественных началах в осуществлении контроля за деятельностью дирекции и единогласном голосовании отправили ходатайство в адрес Ленинградского горкома партии. В знак благодарности инструментальщики преподнесли мне вышедший к этому времени подарочный альбом «Ленинград».

Существенное значение в осмыслении темы имело мое общение с промышленными рабочими города на Неве. Принимая во внимание тему моих научных изысканий и полученную в БГУ военную специальность (командир взвода 122-млм гаубиц), партком ЛГУ поручил мне проводить занятия в школе коммунистического труда инструментального цеха №-го завода (бывшего Трубочного, а в нашу бытность выпускавшего самоходные 100-мм пушки).

Вспоминается такой случай: когда я пришёл читать очередную лекцию, руководитель школы вежливо извинился и предложил мне принять участие в обсуждении другого, наболевшего вопроса, но в рамках программы занятий. Речь зашла о принятии мер против действий дирекции Елисеевского магазина, отпускавшего дефицитный товар с чёрного хода. Возмущённые слушатели составили петицию о прекращении подобной практики. Они заявили о своей готовности принять участие на общественных началах в осуществлении контроля за деятельностью дирекции. С воодушевлением было направлено соответствующее ходатайство в адрес Ленинградского горкома партии. В знак благодарности инструментальщики преподнесли мне вышедший к этому времени подарочный альбом «Ленинград».

Напрашивается сравнение с другим случаем, произошедшим уже в мою бытность доцентом исторического факультета БГУ. Когда по просьбе руководства Минского подшипникового завода (ГПЗ-11) собрать материал и написать историю завода нами была выделена специальная группа студентов, она провела исследование и подготовила соответствующий текст. По настоянию студентов в рукопись были включены и недостатки в работе коллектива. Руководство завода щедро отблагодарило нас, но для завершения работы наняло некоего журналиста. В результате из рукописи были исключены негативные моменты, и она появилась в печати без всякого упоминания о причастности к ней студенческого коллектива.

Занятия с аспирантами по диалектическому и историческому материализму в то время проводил кандидат философских наук доцент ЛГУ М. Ф. Воробьёв. Обращает внимание его анализ проблемы исторической периодизации. Уже тогда философ предупреждал о недопустимости ошибки, встречающейся в наших диссертациях и поныне. Она заключается в подмене периодизации рассматриваемого исторического явления на основе его внутренней логики периодизацией под влиянием извне. Приходится напоминать о необходимости различать понятия период, этап, стадия, эпоха и руководствоваться принципами периодизации, которые, как и методы в целом, совершенствуются в направлении приближения к исторической действительности, в чем можно убедиться, обратившись к последнему разделу нашей разработки.

Вообще, изучение этой проблемы неизменно продвигается вперёд в направлении приближения к исторической истине. Нами, например, предприняты усилия для представления её с использованием теории хаоса, эффектов исторической синергетики. Такой подход привёл к относительно полному определению принципов периодизации [2]. Но об этом речь пойдёт ниже.

С чувством исполненного долга и готовности нести нашим студентам полученные знания в аспирантуре вернулся в родной БГУ, на кафедру истории СССР исторического факультета. Деканом и заведующим кафедрой был П.З. Савочкин, который по-отечески относился и не только ко мне. Своим успехам на факультете я обязан главным образом ему.

В общении с работниками факультета достоинство личности П.З. Савочкин ставил превыше всего. Озабоченный необходимостью сохранения нравственной чистоты коллектива факультета, П. З. Савочкин рискнул пойти на невиданный ранее поступок. Когда пошел слух о том, что на исторический факультет можно поступить лишь «по блату», он твердо решил положить конец подобным слухам. Расписание вступительных экзаменов по истории было составлено таким образом, чтобы через одну комиссию (декан и ваш покорный слуга при информационной поддержке заместителя декана) прошли все многочисленные абитуриенты (конкурс был довольно высоким), причем после сдачи, по возможности, других экзаменов. Это была долгая изнурительная, в две смены, работа. А нашим соратником в то время был доцент А. П. Игнатенко, состоявший в секретариате университетской приёмной комиссии и поставлявший нам необходимые сведения. На экзамене П. З. Савочкин время от времени доставал специально составленный список абитуриентов, водил пальцем в поисках очередного экзаменуемого и, не выходя за пределы программы, ставил обычные вопросы, но весьма «неудобные» отвечающему. Моя задача состояла в том, чтобы готовящиеся к ответу вели запись всего, что они так или иначе помнят по вопросам билета и дополнительным вопросам на выдаваемых листах с печатью.

Результаты экзаменов оказались весьма плачевными. Соблюдался объективный подход, но с допустимым пристрастием к «блатным». В отдельных группах количество неудовлетворительных оценок доходило до 80 %. Исключение было сделано только в трёх случаях: один из абитуриентов показал необычно большие знания по многим вопросов программы (впоследствии стал чиновником высокого ранга); другой абитуриент был отпрыском представителя силовых структур (за него заступился сам ректор); в отношении третьего была допущена ошибка (он был выходцем из семьи, но не баптистов, а боровшихся против них).

Напряжённая работа в две смены в течение двух недель принесла массу неприятностей. Поступили многочисленные жалобы во все самые высокие инстанции республики. По каждой из них мне пришлось напролёт и в ночное время писать объяснение с приложением экзаменационных листов с записями самих абитуриентов (завидная осмотрительность, проявленная П. З. Савочкиным). Все претензии к нам были сняты. Сформированный таким образом курс был лучшим выпускным курсом факультета.

Работы и далее предстояло немало и, в первую очередь, это написание и опубликование учебных пособий. Необходимо было издать Хрестоматию по истории БССР, Хрестоматию по истории Белоруссии, Практикум по истории советского общества, специальный курс «Классы и партии в период Великой Октябрьской социалистической революции» и др.

Принятые обязательства были выполнены. Спецкурс тиражирован на ротапринте. Он вызвал в то время известный спрос, благодаря источниковой базе. Некоторые проблемы возникли в связи с выходом в свет Хрестоматий.

Тяжело проходило создание совместно с профессором А.П. Игнатенко Хрестоматии по истории БССР. Подбор источников осуществляли с учетом новых материалов, относящихся к событиям 1917–1918 гг. Однако всемогущий Главлит республики потребовал заменить эти материалы. Мы решили схитрить: заменили, но аналогичными документами. Тогда наши цензоры вызвали нас к себе и под угрозой лишения права на публикацию потребовали убрать подобранные документы.

Пришлось! Однако уже в период перестройки нашлись «национальные герои», подвергшие нашу работу резкой критике. Они не желали понять того, что тогда студенты не имели бы такого рода пособия, пытались сделать себе имидж. Это не достойно личности.

Практикум по истории советского общества, вышел хотя и под редакцией П.З. Савочкина, вышедший с пометкой «Под редакцией П.З. Савочкина», вызвал гнев профессора Л.С. Абецедарского, считавшего себя цензором на факультете, которого обошли. (Декан, как всегда, информировал его, а он вероятно забыл)

И он разразился закрытой (отрицательной) рецензией, о чем громогласно объявил на заседании Совета факультета. В ответ я спокойно заметил, что положительную рецензию дал известный московский авторитет профессор В.З. Дробижев, Она только что вышла в «Вестнике БГУ» … Наступила немая сцена: цензор так и застыл с открытым ртом. Происходящие ныне события подтверждают авторскую правоту в главном.

ДОКУМЕНТЫ

№2. Практикум по истории советского общества.

Рецензия профессора В.З. Дробижева[5].


В. Н. Сидорцов. Практикум по истории советского общества (1917—1971). Минск, изд-во БГУ, 1973.


Необходимость издания подобного учебного пособия ощущается давно, особенно студентами-заочниками, которые не всегда имеют возможность найти нужные документы и материалы.

Указанные в практикуме темы соответствуют учебной программе и имеют важное значение для понимания закономерностей социалистической революции, социалистического и коммунистического строительства в нашей стране. Вопросы, сформулированные автором, охватывают основное содержание тем. В пояснительной части даются советы, как подходить к изучению названных вопросов, намечается примерная схема ответа. Здесь же кратко разъясняется самое существенное по наиболее сложным вопросам. Следует приветствовать стремление автора не ограничиваться лишь методическими советами, а давать краткие комментарии, что особенно нужно студенту-заочнику, который зачастую «тонет» в потоке исторической литературы, теряет главное.

Рекомендованные к темам списки литературы содержат произведения В.  И. Ленина, видных деятелей коммунистической партии и советского государства, партийные и советские документы, мемуарную литературу и новейшие исследования советских историков.

Автор квалифицированно подошел к подбору документов и материалов. В документальной части практикума им собран самый необходимый материал, который в совокупности дает достаточно полную характеристику основных процессов, проходивших в тот или другой период. Работа над документами, помещенными в . Практикуме, позволит студентам не только глубже изучить историю советского общества, но и будет прививать им навыки исследовательской работы, умение анализировать и обобщать исторические факты.

Методические указания, документы и материалы по теме «победа великой октябрьской социалистической революции» нацеливают изучающих на глубокое уяснение теоретических положений и фактического материала. Автор лаконично и точно отвечает на вопросы, которые трудно усваиваются студентами.

В пояснениях к следующей теме четко выделены черты каждого периода интервенции и гражданской войны. Документы по этой теме показывают остроту классовой борьбы, руководящую роль партии, в. И. Ленина в мобилизации масс и всех ресурсов страны на разгром объединенных сил внутренней и внешней контрреволюции, массовый героизм советских людей.

Тема № 3 раскрывает сущность новой экономической политики. В документальной части приведен интересный статистический материал, позволяющий представить масштабы разрухи, трудности восстановительного периода и его успехи.

В теме «образование СССР» подчеркивается необходимость досконального изучения ленинской программы партии по национальному вопросу. Автор обращает внимание на ленинские принципы, которые легли в основу объединения независимых советских социалистических республик, прослеживает процесс складывания единого многонационального союзного государства.

Значительное место в практикуме занимает тема «построение фундамента социалистической экономики. Победа социализма в СССР». Автор выдвигает коренные вопросы темы – необходимость, сущность, содержание, этапы и особенности 1 социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции в СССР. Особенно ценны приведенные документы о зарождении и формах социалистического соревнования, о трудовых подвигах рабочего класса, колхозного крестьянства и советской интеллигенции. Сводный цифровой материал отражает успехи в борьбе трудящихся масс за осуществление пятилетних планов развития народного хозяйства страны.

Приведенные статистические данные, таблицы, выдержки из мемуарной литературы по теме № 6 помогают студентам осмыслить основные уроки и итоги великой отечественной войны, ярко свидетельствуют о решающей роли советского союза в разгроме фашистской германии, о преимуществах социалистической системы ведения хозяйства, массовом героизме советских людей на фронтах и в тылу.

Последние две темы практикума позволяют проанализировать изменения в экономике, материальном благосостоянии и культурном уровне советского народа в послевоенные годы, отражают рост его социалистического сознания, укрепление международного положения СССР. Студенты могут проследить, как в процессе создания развитого социалистического общества происходило дальнейшее развитие и совершенствование социалистической демократии, расширение и укрепление связи государственного аппарата с массами, возрастала роль общественных организаций. Материалы практикума содействуют более четкому уяснению периодов развития советского общества, содержания понятий «полная и окончательная победа социализма в СССР», «развитое социалистическое общество», пониманию материально-технической базы, социальной структуры и политической организации развитого социализма.

Видное место в практикуме отводится материалам последних съездов КПСС. Они ярко характеризуют особенности развития народного хозяйства страны в годы восьмой и девятой пятилеток, определяют историческое место XXIV съезда КПСС, убеждают студентов в том, что нынешний период развития – это период дальнейшего совершенствования социалистического общества и перехода к коммунизму.

В практикуме есть приложение, в котором даются рекомендации по оформлению письменных работ, приводятся указатели библиографий, хроник и наглядных пособий. Все это повышает практическое значение данного пособия.

К сожалению, практикум не лишен ряда недостатков. В кратких вступительных статьях к разделам следовало бы, на наш взгляд, больше внимания уделить тем вопросам, которые представляют наибольшую трудность для студентов – диалектика лозунга «вся власть советам!», материальные предпосылки социалистической революции в России, сущность «военного коммунизма» и др.

В работе есть нечеткие формулировки, влекущие за собой возможность двойного толкования. К примеру, на стр. 6 автор должен был бы сказать об отсутствии насилия, а не об отсутствии давления на массы со стороны Временного Правительства в начале двоевластия. В пояснительной части следовало бы дать больше методических советов, например, как самостоятельно изучать материал, что надо сравнить и сопоставить, как пользоваться исторической картой, учебной программой и т. п. В списке литературы к первой теме почему-то не указаны доклады Л. И. Брежнева «50 лет великих побед социализма» и «Дело Ленина живет и побеждает». В документальной части темы «всемирно-историческая победа советского народа в Великой отечественной войне» можно было опустить док. № 6 и обязательно дать директиву ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Желательно в документальной подборке шире отразить трудовой героизм советских людей в борьбе за построение развитого социалистического общества, за претворение в жизнь исторических решений XXIII и XXIV съездов КПСС.

Несмотря на отмеченные недостатки, практикум в целом заслуживает положительной оценки. Несомненно, он во многом облегчит работу как студентов, так и преподавателей, будет способствовать повышению качества преподавания и качества знаний, изучающих историю советского общества.


№3 УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗИ СОВЕТОВ ЛЕНИНГРАДА С МАССАМИ В 1921 —1925 гг.[6]


В 1968 году мне был выдан диплом кандидата исторических наук за проведенное исследование «Государственная деятельность рабочих Ленинграда в 1921-25 гг.». По тогдашним, принятым в Ленинградском государственном университете, правилам защиты, требовалось издание больших статей, посвященных раскрытию сути с ее подтверждением, значительно превышающих по объему статейки, издаваемая в современной практике нашего университета, содержащих информацию о добытых в источниках исторических фактов. В интересах повышения качества наших научных работ следует на наш взгляд использовать изложенный выше опыт ленинградских коллег. В качестве примера, читателю предлагается нижеприведённая авторская статья по кандидатской диссертации, опубликованная в одном из сборников по истории Ленинградской партийной организации.

* * *

В 1921 г. Советская республика вступила в период мирного социалистического строительства. Переход от войны к миру, к восстановлению народного хозяйства совершался в сложной обстановке. Партия должна была преодолеть серьезные экономические, политические, внутрипартийные трудности. Хозяйственная разруха военных лет, голод сказались на настроениях крестьянства и части рабочего класса. Они выражали недовольство экономической политикой Советской власти.

Недовольство проявлялось и в Петрограде. Питерский пролетариат, отдавший фронту свои лучшие кадры, пополнился за счет мелкобуржуазных слоев населения, трудармейцев и трудмобилизованных, которые в начале 1921 г. составляли 20% рабочих города, Коммунистов в этот период на предприятиях было менее 4% общего числа рабочих. Город переживал топливный кризис, не работали крупные фабрики и заводы, в запустение пришел торговый порт, разруха охватила транспорт и коммунальное хозяйство, не хватало продовольствия.

Экономические и политические трудности нашли свое отражение в дискуссии о профсоюзах, навязанной партии Троцким. В дискуссии по существу затрагивались вопросы о том, как вовлечь массы в социалистическое строительство, как подойти к ним методом «командования» или методом убеждения и воспитания, каково место партии в общей системе диктатуры пролетариата.

Тяжелым положением молодой Советской республики не замедлила воспользоваться международная и внутренняя контрреволюция. Она прибегла к экономическому и политическому давлению на Советское государство, к организации кулацких восстаний, диверсий; заговоров. В феврале 1921 г. меньшевикам и эсерам удалось спровоцировать ряд «волынок» в Петрограде. В начале марта вспыхнул мятеж в Кронштадте, подготовленный контрреволюцией, который явился показателем политического кризиса в стране. Главари мятежников, пользуясь тем, что новое пополнение флота состояло в основном из крестьянской молодежи, сумели втянуть в мятеж значительную часть кронштадтских моряков и под лозунгом «Советы без коммунистов» попытались свергнуть Советскую власть.

Кронштадтские события показали своевременность введения новой экономической политики, разработанной Б. И. Лениным и принятой X съездом РКП (б), и необходимость дальнейшего укрепления связи партии, осуществляющей общее руководство в системе диктатуры пролетариата, с массами. Нэп был рассчитан на вовлечение в социалистическое строительство всех трудящихся на основе их личной заинтересованности, воспитания и убеждения. Одной из важнейших форм активизации масс становились Советы.

Еще при подготовке проекта программы партии, принятой VIII съездом РКП (б), В. И. Ленин наметил пути развития Советов. Работа Советов, писал он, «должна состоять, во-первых, в том, чтобы каждый член Совета обязательно выполнял известную работу по управлению государством, во-вторых, в том, чтобы эти работы последовательно менялись, охватывая весь круг дел, связанных с государственным управлением, все его отрасли, и, в-третьих, в том, чтобы рядом постепенных и осторожно выбираемых, но неуклонно проводимых мер все трудящееся население поголовно привлекалось к самостоятельному участию в управлении государством». Это должно было привести, по мысли В. И. Ленина, к усовершенствованию советского государственного аппарата, к искоренению бюрократизма, находившего почву в низком культурном уровне трудящихся, который «делает то, что Советы, будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата, но не через трудящиеся массы».