Книга Социология мировых цивилизаций. Восточно-христианская православная цивилизация - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Вольфович Жириновский. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Социология мировых цивилизаций. Восточно-христианская православная цивилизация
Социология мировых цивилизаций. Восточно-христианская православная цивилизация
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Социология мировых цивилизаций. Восточно-христианская православная цивилизация

Мы согласны с А.Н. Окарой, что именно вызов Запада является базовым и определяющим для России, Украины, Белоруссии. Для Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Грузии, Армении наряду с вызовом Запада на протяжении нескольких веков определяющим был вызов Юга – Оттоманской Порты. По отношению к Западу, а в предыдущие века также и по отношению к Оттоманской Порте, российскими интеллектуалами и политиками выстраивались геополитические и концептуальные консолидационные проекты вокруг Российской империи (см. В окрестностях нового Константинополя. Восточно-христианская цивилизация перед лицом новейшего мирового кризиса).

Три проекта

1)

Проект вселенской православной монархии. Суть заключалась в объединении под державной дланью русского царя, а затем императора, всех православных стран Европы. Это так называемые – а) 17

«украинский проект» царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; б) «греческий проект» императрицы Екатерины Великой; в) войны с Турцией за освобождение православных стран и Константинополя Александра II и Александра III.

2)

Панславистский проект, ставивший целью объединить вокруг России все славянские страны независимо от господствовавшего в них вероисповедания. Этот проект особенно беспокоил Западную Европу. Ведь в случае его рализации создавалась мощнейшая держава с населением едва ли не в 2/3 от населения всего континента. Англия и Франция могли бы забыть о своих претензиях на доминирование. Как, впрочем, и тогдашний ГПЦ Восточно-исламской цивилизации – Оттоманская империя.

3)

Евразийский проект, появившийся в 20-е гг. ХХ в. как реакция на создание СССР в виде стратегического союза православных стран с мусульманами тюркских народов Евразии (см. В окрестностях нового Константинополя. Восточно-христианская цивилизация перед лицом новейшего мирового порядка).

Каждый из этих проектов, помимо политических перспектив, опирался на определённый набор цивилизационных ценностей. Православный аппелировал к религиозным устоям, основывался на историософских и эсхатологических ценностях. Панславистский исходил из этнокультурной общности и языковой близости, нажимал на общее происхождение. Евразийский выдвигал идею общего месторазвития, взаимного культурного влияния и обогащения, а также, что ещё важнее, – стратегию общих этногеополитических интересов.

Мы согласны с выводами А.Н. Окары о том, что наиболее предпочтительным с точки зрения консолидации ценностей культурного и религиозного характера наиболее перспективным и актуальным в этногеополитическом отношении является православный проект. Разумеется, без теократических и возможно имперских составляющих.

Чтобы лучше представить цивилизационную ретроспективу, на наш взгляд, вернее всего обратиться к истокам, положившим начало Восточно-христианской православной цивилизации.

Основы православной цивилизационности

В лекции раскрываются базовые политико-правовые ценности православной цивилизационности.

Учение Илариона «о законе И благодати»

Исторические условия и истоки становления


Древнерусской цивилизации

Почему мы взяли за основу именно труд Илариона XI века? Не «Русскую правду» Ярослава Мудрого, не социальные труды Даниила Заточника или более поздние источники? Этому есть ряд принципиальных соображений.

Первый дошедший до нас письменный памятник русской религиозной культуры – «Слово о Законе и Благодати» Илариона (XI в.), первого киевского митрополита русского происхождения. До избрания Собором епископов на этот пост он был пресвитером церкви в княжеском селе Ярослава Мудрого Берестове.

В отличие от автора литературного произведения «Слова о полку Игореве», где в поэтической форме даётся этногеополитическая конструкция Руси и показывается её место и роль во внешнем мире, автор «Слова о Законе и Благодати» – реальный персонаж Древнерусской цивилизации. У него есть биография.

Биография Илариона

До избрания Илариона глава русской митрополии назначался константинопольским патриархатом при активном участии импера-

тора Византии. Как правило, это были греки, проводившие на Руси провизантийскую политику.

Из скудных сведений об Иларионе известно, что он был «муж благ, книжен и постник», т.е. обладал высокими нравственными и интеллектуальными качествами. Иларион часто предавался уединённым молитвам на холме у Днепра, где впоследствии была создана Киево-Печерская лавра.

Этногеополитический вызов

Избрание Илариона главой русской церкви, а также его идея канонизации отца Ярослава Мудрого Владимира не были одобрены константинопольским патриархом, его кандидатура не была утверждена на этот пост, поэтому он вынужден был уйти в отставку. О его последующей судьбе сведений не сохранилось.

Иларион определил базовые ценности и критерии русской политико-правовой мысли. Но что ещё более важно – политико-правовое мировоззрение на 1000 лет вперёд. Такое по плечу только гению. Он заочно, потому что не знал их произведений, дал ответ и Античности, и раннему Христианству, определил будущие отношения русской ментальности с государством и правом. В чём суть этого ответа?

Благодать выше закона

Закон господствует на Земле. Иларион подчёркивает земную ограниченность «Закона» (Ветхий Завет) иудейской истории. Это должно предостеречь и вселенскую империю, претендующую на первенство и руководство в христианском мире уже в новый век – век Благодати.

Благодать – это не Ветхий, а уже Новый Завет. Он не ограничен одной лишь Иудеей и одним «ветхим» народом. Благодать указывает путь спасения всем народам, помогает христианам снискать вечное бытие духа. Иларион противопоставляет материальному миру мир сакральный (духовный), как более совершенный. Мир тленный меркнет перед миром вечным.

Крещение Руси

Для раскрытия темы крещения Руси Иларион воспользовался


редким стечением праздников: первого в христианском календаре Благовещения и наиважнейшего, преобразовательного Воскресения Господня (пасхи). Явление ангела Деве Марии с благой вестью – знак грядущего рождения Мессии – эпизод как бы пограничный между «Законом» и «Благодатью». Благовещение было кануном пасхи в 1038 г. Подобные совпадения в Средневековье расценивались как благоприятное предзнаменование будущего. В данном контексте речь шла о будущем Руси, русской церкви, отмечавшей свой первый пятидесятилетний юбилей.

Смертию смерть поправ!

Этот евангельский девиз при воскресении Христа, дополненный Русской Православной Церковью молитвенной репризой: «Христос Воскресе!» и ответом верующих «Воистину воскресе!» ставится даже выше самого рождества Христова. Потому что рождество – это начало. Не ясно, что последует за ним, как развернутся события. А Пасха – Воскресение Господне – итог земной жизни Христа. Его завет людям. Указатель пути искупления греховности человека. И как результат – освобождения от первородного проклятья, преодоления бренности, т.е. временности, Бытия. В итоге – уход в бессмертие Души человека.

Помните, как заканчивается в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова диалог Иешуа, т.е. Христа, с Понтием Пилатом? Они пошли вместе, Бог и Человек, по лунной дорожке в небесное бессмертие. Благодать…

Религиозно-правовая концепция цивилизации

Период Ветхого Завета – период богоизбранности иудейского народа, время подчинения Закону. Сменивший его период Нового Завета – период Благодати, когда христианство стало достоянием народов, принявших его свободно и добровольно.

Обоснование свободы и самостоятельности руси

Если уйти от религиозной догматики, без которой тогда никто не мог себе и помыслить возможность мыслить, и войти в мир светской доктринальности, то на основании анализа взаимосвязи между ключевыми понятиями «закон» в Ветхом Завете и «истина» в Новом Завете Иларион формулирует приоритет «народа нового» над народом «ветхим».

русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии. Значит, он не нуждается ни в чьей опеке. Иларион восхваляет князя Владимира Святославича (Крестителя), могучее и независимое Киевское государство, обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями.

Закон и Истина

Интересно, что закон и истина в произведении митрополита не противостоят друг другу. Истина воспринимается человечеством благодаря закону, а не вопреки ему, утверждает Иларион, ссылаясь при этом на положение Нового Завета. Там сказано, что Христос пришёл в мир не для того, чтобы нарушить закон, а исполнить его: «Не приидох разорить закона, но исполнить».

правда – юридическая категория

Иларион одним из первых русских мыслителей теоретически утвердил определённую политико-юридическую традицию, согласно которой «правда» воспринимается и употребляется как юридическое понятие, включающее в своё содержание и нравственную мотивацию.

Достижение Благодати

Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Истина соединена с достижением христианином высокого нравственного статуса, связанного с изучением Нового Завета и воплощением его требований непосредственно в своём поведении и деятельности.

Выше закона

Тот, кто живёт согласно постулатам Нового Завета, не нуждается в действии законов, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать (соответственно Истине) свою волю. В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет) Истиной (Новый Завет).

Ответ XXI веку из века XI

Вот вам и ответ на вопрос: «Как жить, по закону или по понятиям?». Если вы будете жить по криминальным, воровским понятиям, то рано или поздно Закон вас поставит на место. Если не в земной жизни, то в небесной – точно. Если же вы будете жить в Благодати, то никакого противоречия, а значит и нарушения Закона с вами не случится.

В этом смысл русской цивилизационной парадигмы, гениально описанной Иларионом. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли ещё совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины». Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, так как сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой – законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Подзаконное состояние не делает людей свободными, ибо заложенное в нём не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения.

сущность закона

Для средневекового мировоззрения характерно понимание и употребление термина «закон» в теологическом и юридическом значениях. Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога или Государя. Иларион чётко различает понятия «закон» как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и «истину», выражающуюся в высоком нравственном состоянии христианина, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительность которого очевидна для Илариона.

Этногеополитика

русь и Византия: «клубок» противоречий

Иларион активно осуждает притязания Византии на гегемо-


нию во всём христианском мире. Эта позиция непосредственно

вытекает из его общей схемы равноправия народов. Во времена выступления Илариона отношения между Византией и Русью довольно сильно обострились в результате неудачной для Руси войны 1043 г. Иларион, учитывающий в своих построениях тенденции общественного мнения, сформулировал негативное отношение к Византии в виде отрицания возможности её полной гегемонии, унижающей Русь как суверенное государство. Иларион попытался определить место страны во всемирной истории и историческую роль русского народа.

Интернационализм

Автор «Слова о Законе и Благодати» проводит идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчёркивает, что время избранничества одного народа прошло. Миссия Христа заключалась в спасении всех языков, наступил другой период, когда все равны перед богом. Бог не делает различий между народами, его учение распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Превознесение одного народа в ущерб другому рождает только зависть, злобу – чувства, несовместимые с моральными идеалами христианина. Идея универсальности учения и равноправия людей, его воспринимающих, провозглашается Иларионом как осуждение идеи избранничества и национальной ограниченности.

О русском государстве

1)

Князь должен быть «единодержцем» своей земли.

2)

Князь – глава государства, «причастник» и «наследник» небесного царства. Он обязан перед Богом отвечать «за труд паствы лю- дий его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти»), и хорошее управление.

3)

Великокняжеский престол занимается по наследству, родословную русских князей Иларион исчисляет, начиная со «старого Игоря».

4)

Государственная власть суверенна на всей территории Руси и основана на законе. Власть великого князя крепка и основана на «правде» и должна употребляться «праведно».

5)

Иларион сформулировал проблему ответственности князя перед подданными. Великий князь обязан неустанно творить милостыню, быть щедрым и помнить о вдовах, сиротах и болящих. Правосудие совершается по закону, но и милостиво.

подготовка + образование

Большое значение он придаёт воспитанию будущего правителя и подготовке его к занятиям политической деятельностью. Политические успехи в стране Иларион связывает с образованностью и распространением книжного знания.

Значение

В применяемой Иларионом формуле совершенно чётко выражено его представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной территории. В дальнейшем эта терминология будет определяющей в русской политической теории. Для обоснования единовластия, продиктованного жизненной необходимостью, особенно подходило учение о едином Боге.

Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь – предотвращать войны, организовывать хорошее внутреннее управление страной.

Москва – третий Рим

Фильм Эйзенштейна

Люди старшего поколения ещё помнят замечательный фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Он вышел на экраны, едва завершилась Великая Отечественная война. Первая серия. Но и она имела самостоятельное художественное и историческое значение. На роль царя, по согласованию с самим Сталиным, был утверждён тогда уже не совсем юный, но ещё очень молодой, 40-летний актёр Николай Черкасов. Именно он и произнёс во весь голос: «Москва – Третий Рим!». При этом, чуточку остановившись, как бы передохнув от напряжения момента, добавил: «И Четвёртому не бывать!».

Венчание Ивана IV

Именно так и было в сцене венчания Ивана Грозного на царство


в Успенском соборе Московского Кремля. Исторически случилось это


в январе 1547 года. В момент выхода фильма Эйзенштейна на экраны страны был своего рода юбилей – 400 лет, вот какими масштабами жила и живёт наша Россия!

Ивану IV только-только исполнилось 16 лет. Тоже юбилей, совершеннолетие. Ждала вся Московская Русь этого момента. Венчал царя на царство выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Макарий. Тогда ещё маленькая епархия относилась к церковной юрисдикции Константинопольского патриархата. Самого Константинополя уже как 100 лет не было. Стёрли его с географической карты турки-османы, завоевавшие Византию в XV веке и учредившие взамен Константинополя город Стамбул. Главный храм мирового Православия Светлую Софию они переделали в главную мечеть Османской империи. Слава Богу, не разрушили. Стоит целёхонькой и по сей день. Правда, в окружении минаретов. Ну, да Бог им судья, этим туркам. Ещё, как говорится, не вечер.

суть истории

Через 400 лет после взятия Константинополя исчезла и сама Османская империя. Кто знает, как будут развиваться события ещё через 100-200-300 лет. Для Истории цивилизаций такая периодизация – нормальный временной ход. Цивилизация ведь не отдельный человек. Она общность людей. Мыслит не единичной жизнью, а целыми поколениями. Можно даже сказать – народами и территориями. Вот в Египте сегодня не осталось ничего от древних египтян. А ведь когда строились ставшие символом Древнего Египта пирамиды (Хеопса, Хефрена, Микерина и др.), тогда ни у кого и в мыслях не было, что исчезнут и их строители, и все египетские царства вместе с Древнеегипетской цивилизацией. Останутся лишь сами пирамиды да статуи сфинксов во главе с высеченным из скалы невозмутимым Большим Сфинксом.

сфинкс

Для любителей исторической экзотики напомним, что в Древнегреческой цивилизационной мифологии Сфинксом звалась женщина с головой человека и телом льва, якобы обитавшая на скале близ города Фивы.

Сфинкс загадывала прохожим загадки. В частности, такую: «Кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень на двух, вечером – на трёх». Не получив ответа, полуженщина-полульвица пожирала незадачливых прохожих.

Но пришёл конец и ей. Напоролась она на Эдипа, сына греческого царя Фив Лая.

Эдипов комплекс

По приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, Эдипа ещё младенцем бросили в горах. Но он не погиб. Его спас пастух. Эдип, не зная ничего о своём царском происхождении, убил Лая и женился на царице, т.е. своей матери. Отсюда и берёт начало понятие, введённое Зигмундом Фрейдом. «Эдипов комплекс» – неприязнь сына к отцу, которого сын ревнует к своей матери.

разгадка – мораль

Будущий герой фрейдовского психоанализа сумел разгадать загадку Сфинкса. От ответил ей: «Это человек в детстве, зрелости и старости». Дитя ползает на четвереньках. Взрослый ходит на своих двоих ногах. А старик на двух ногах плюс костыль или палка для опоры, вот и получается три точки. Ответ Эдипа сразил Сфинкса, которая бросилась со скалы вниз головой.

Мораль? Для чего мы морочим голову всякими историческими сравнениями? Просто нет ничего вечного, что не оказалось бы случайным. Цивилизации здесь не исключение. И они проходят мимо. Весь вопрос – как, каким образом проходят. Без остатка? Или всё-таки со скрипом, скрежетом зубовным, рубцами заживлёнными, но кое-что остаётся?

Русь – власть – церковь

Формула Ивана IV: «Москва – Третий Рим, и четвёртому не бывать» была сформулирована иноком псковского монастыря Фило- феем в письме к отцу Ивана Грозного Великому князю Московскому Василию. Эта формула дала простую, как ясный день, и глубокую, как народная мудрость, матрицу настоящего и будущего русской этнодоминанты в Восточно-христианской православной цивилизации. Наша цивилизационность родилась, жива и будет жить только как цивилизационность римская, то есть имперская. Любая другая форма ей противопоказана.

Филофей (1465-1542)

14 августа 2009 г. в Археологическом центре Псковской области во время исследования участка некрополя в Спасо-Елизаровском монастыре археологи среди нескольких захоронений нашли могилу предположительно старца Филофея.

Биография

Филофей был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о смыслах и ценностях жизни – без особого аскетизма, как того хотел Нил Сорский (1433-1508), основоположник нестяжательства, оппонент Иосифа Волоцкого (1440-1515). Но и без обжорства. На началах здравого смысла, который всегда ценился в православной этике. О природе царской власти, её назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом Филофее, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря, известно немногое.

Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижительной формулой: «Человек сельский, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астрономии не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал». Сохранившаяся о нём заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно жил в монастыре («той старец неисходен из монастыря») и был образованным человеком («премудрости словес знаем»). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он «многа показал дерзновения государю… боярам и наместникам, бесстрашно обличая их злоупотребления».

Источники

Теория «Москва – Третий Рим» получила оформление в посланиях Филофея к псковскому наместнику М.Г. Мунехину и великим князьям Василию III и Ивану IV. Эти послания стали широко известными политическими документами конца XV – начала XVI в. Филофей использовал распространённую в то время литературную форму изложения публицистических взглядов, рассчитанных не только на непосредственного адресата, но и на других читателей.

Ради единства – против свободы

Автор посланий – представитель псковской знати – с горечью констатировал, что псковичи терпят унижения «от меньших и безродных» московских наместников и их слуг, но советовал не противопоставлять собственные невзгоды общегосударственным интересам, а поддерживать Москву в её усилиях по созданию единого Русского государства. Главная цель теории – доказательство закономерного возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей русской земли.

Почему Москва стала центром собирания земель русских? Что, до Москвы никого не было? Были, и не раз, и не два. Целых четыре попытки.

киевская русь началась как племенной союз, но к XI веку выросла до восточноевропейского великого княжества, включившего в себя Юг – Хазарию и половецкую степь, Север с Новгородом и Псковом. Её по праву многие считают Древнерусской цивилизацией, из которой потом и оформилась русская часть Восточно-христианской православной цивилизации.

Однако эта древняя цивилизация не удержалась. Ошибка допущена Великим киевским князем Ярославом, почему-то названным Мудрым. Ведь это он не только свод законов «Русскую правду» произвёл на свет, но и сам же заложил мину под им же созданное централизованное государство – поделил Киевскую Русь между своими сыновьями на уделы. Из единой системы Киевская Русь превратилась в Русь удельную, уязвимую. Растащили на куски Древнерусскую цивилизацию. Что и доказало в XIII веке татаро-монгольское нашествие.

Галицкое княжество. Были и ещё попытки. Западнорусские земли, не попавшие под ордынское иго. Но они не смогли выполнить роль объединителя всех земель. Не хватило то ли государственной, то ли экономической мощи. Но ведь и у Москвы такой мощи не было. Форменная деревня при Даниле Александровиче, с которого начиналась московская династия Даниловичей – Калита, Василии, Иваны. Откуда же прыть взялась?

новгород и псков. Там была экономика, торговля, деньги. Могли запросто купить что угодно и кого угодно. Купили же, например, Александра Невского. Служил им верой и правдой.

Как и Галич, Новгород с Псковом не были под ордынцами. Стало быть, никто их не ущемлял так, как ущемляли Москву, Тверь, Рязань. Так ущемляли, что, скажем, разрушенный в начале XIII века татарами Курск так и простоял в развалинах почти полтораста лет. Только в XV в. при Иване III зашевелились. А до этого силёнок не было. Да и некому было отстраивать. Почему бы не Новгород? Логика подтверждалась и геополитически. Рядом с Балтикой, Европа у ворот, а Москва – чёрт знает где, за 2-3 тысячи вёрст, вся в лесах непроходимых. Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиев- ский монастырь (это полсотни километров от Москвы), костры жёг по ночам, от волков и медведей спасу не было, того и гляди загрызли бы! Вот какая глушь! Кстати, геостратегическое направление на Новгород потом полностью подтвердил Пётр I, основавший в 200 км севернее Санкт-Петербург.

Владимир андрея Боголюбского. Хорошо, не нравится русским море, лес ближе, понятнее. За 100 лет до Москвы пробовал объединить всех владимирский князь Андрей Боголюбский. Всё было у владимирцев: сила, мудрый руководитель, даже епархию выпросили у Константинополя, тогда ещё столицы Византии. Не вышло. Почему?

Объяснение историков

Царские историки до октября 1917 г. и советские после октября 1917-го извели тонны бумаги для разъяснения, почему именно Москве удалось с четвёртой или пятой попытки объединить Русь в централизованное государство. Каких только аргументов не приводилось. Тут тебе и географическое положение в центре Великой Русской Равнины. Здесь и ссылки на торговые пути с Юга на Север. Назывались и приятельские отношения московских Даниловичей с Ордой. Н.М. Карамзин прямо писал, что «Москва обязана своим величием ханам», т.е. Орде. Но главное, что подчёркивалось если не всеми, то очень многими историками, это экономические обстоятельства выдвижения Москвы, мол, Русь постепенно отходила от шока после татаро-монгольского нашествия, налаживались ремёсла, хозяйство в целом, вот Москве и повезло подключиться к данному процессу быстрее других русских городов.