Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную
Девиз Дельфийского Посвящения
Том 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ К ТАЙНЕ
ЧАСТЬ 1. ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРИГЛАШЕНИЕ И ОБЩИЕ РАМКИ
«Мы обнаруживаем для Разума лишь две реальные, принципиально различные возможности.
Либо остановка, самоуспокоение, замыкание на себе, потеря интереса к физическому миру.
Либо вступление на путь эволюции второго порядка, на путь эволюции планируемой и управляемой, на путь к Монокосму…»
А. и Б. Стругацкие «Волны гасят ветер»
От автора
Перед Вами книга, которая писалась более 20 лет. На пути от первых набросков, которые были сделаны еще 1993 году, до сегодняшнего вида, этот труд претерпел множество изменений: часть этого текста превратилась в статьи, часть – в методические материалы, а вот теперь – в законченный труд в виде книги.
Основная идея этого труда – структурность.
Структурность в применении к человеку, его психике и мышлению, к его деятельности, жизни и естественной истории.
Как видите, масштаб заявленной идеи очень большой, а границы явлений, которые он охватывает – крайне расплывчатые.
Именно эта особенность и предопределила трудность получения ответов.
Я не хотел уходить в мистические или религиозные дебри, уподобляясь пророкам или экстрасенсам. Но и оставаться на сугубо материалистической парадигме в изучении и трактовке человеческой деятельности, ее структурности и связанных с этим свойством явлений было также трудно.
Также я приложил все усилия, чтобы уйти от пустого философствования и многословия там, где это было возможно.
Поэтому пришлось «изобрести свой подход» и даже немного «свой язык описания», чтобы само исследование стало возможным.
Итак, я хочу предложить вам свою версию, свой взгляд на природу человека, разум, вопросы сознания и управления им. Эта версия называется IGM (Ай-Джи-Эм).
IGM основано на синтезе трех составляющих: соционики Аушры Аугустинавичюте, нейролингвистического программирования Ричарда Бендлера и технологии таланта Игоря Акимова и Виктора Клименко.
Сейчас уже сложно отделить, где одна часть, а где другая, но именно в этом труде мы сделаем акцент прежде всего на модернизированной модели соционики.
Именно через модель соционики структурность психики и окружающего мира проявляется наиболее явно и обще.
Эту книгу я адресую людям, кто стоит на пороге свершений, кто еще или уже не боится изменений, кто хочет сделать свою жизнь насыщенной, создавать для себя все новые возможности в мире, в котором нам всем надлежит жить.
Адресую и тем людям, которые хотят познать себя и познать людей во всем многообразии и получить в свои руки инструмент собственного развития, развития отношений и социума.
Я приглашаю вас в путешествие «где прошлое, настоящее и будущее сливаются» и открывает сокровенное знание о человеке.
Именно познание природы человека приведёт к самым существенным изменениям в нашей истории. Ни создание автомобиля, ни открытие атома не изменило нас настолько, насколько изменит настоящее управление собой, своей судьбой и своей историей.
И пусть Ваши ожидания оправдаются.
Маленькая благодарность
В работе над рукописью мне помогали многие люди, которым я благодарен за их труд, внимание, заботу и терпение. Не называю их поименно, так как отдаю дань их скромности, ведь многие из них и не догадываются о своей роли.
Я благодарен и тем людям, которые впервые познакомили меня с соционикой, эриксоновским гипнозом и нейролингвистическим программированием – Тамаре и Анатолию Панченко.
Я признателен – благодарить было бы излишне самонадеянно, – Грегори Бейтсону, Ричарду Бендлеру, Джону Гриндеру, Аушре Аугустинавичюте, Игорю Акимову и Виктору Клименко. Не зная их лично, я только могу почтительно склонить голову перед их смелостью и безупречностью, перед их умением ставить вопросы и отвечать на них.
Я благодарен моим друзьям, которые оказывали помощь: кто советом, кто уместно заданным вопросом.
Всем людям, которые мне помогали и мешали – спасибо.
Вы многому меня научили. И я надеюсь, еще многому научите.
Александр Зайцев (Dak, он же marbis)
Волгоград, август 1996 года – апрель 2001 года,
2004.04.04, 2010.03.09, 07.2012-12.2012, 06.01.2013-15.07.2013, 04.02.2014, 22.06.2015, 05-31.03.2016, 29.07.2016. 06.02.2017
09.10.2018
27.06.2019
01.03.2020
marbis-v@mail.ru
ПОЗИЦИЯ
ЗНОЙНОЕ НАЧАЛО…
Одним жарким днем лета 2000 года на берегу Волги я загорал вместе со своим партнёром по работе. И разговор зашел о том, чем же мы занимаемся в своей основной деятельности. Нужно сказать, что на тот момент мы вели тренинги на развитие лидерства и навыков взаимодействия во всех видах для различных компаний.
Тренинги были основаны на НЛП и соционике. Но мне было давно понятно, что то, что мы делали на тренингах, уже было и не НЛП, и не соционикой, а что-то большее, более эффективное и системное. К тому же, была третья технология, которая активно использовалась на тренингах и которая сильно повлияла на эффективность всего, что мы делали – технология таланта. Так что это был синтез, не имеющий названия, условно я называл все это «экопсихологией» или «эпопси».
И вот, прогуливаясь по горячему песку и, заходя в прохладную воду, мы думали, как же назвать то, что мы делаем. Хотелось что-то в мейнстриме: НПЛ, только что появившийся DHE Бендлера или что-то похожее – такое же замороченное и емкое.
Путем полушутливого диалога постепенно мы пришли к такому не менее странному, чем НПЛ и DHE, сочетанию – IGM. По-русски это было «Интегральное генеративное моделирование», или ИГМ, но по-английски это звучало приятнее, и мы остановились на этой аббревиатуре.
Вот с этого момента я и стал, точнее, продолжил, заниматься этой системой, но теперь уже с названием.
Но собственно история IGM началась гораздо раньше…
НЕМНОГО РАНЕЕ…
С детства я был крайне любопытен и, как и все нормальные дети, «совал свой нос» всюду, куда мог дотянуться. Но больше всего меня интересовало устройство чего-либо. Я быстро перешел от техники к биологии: прочитав на летних каникулах при переходе в пятый класс учебник зоологии и исследовав все окрестности в поисках представителей флоры и фауны, через неделю приступил к препарированию лягушек…
Через год я случайно – если в нашей жизни вообще бывают случайности, – попал на психологические опыты и фокусы, которые демонстрировали заезжие гастролеры, и с тех пор заинтересовался человеком и искал ключи к его познанию и познанию себя.
Конечно же, перечитал всю имеющуюся и доступную тогда литературу, но нашел лишь намеки на особые нераскрытые способности человека: были описания, факты со свидетельствами, были рассуждения о необходимости изучать, познавать и раскрывать свои способности, но не было рецептов, как это сделать. Было совершенно непонятно, как повторить те уникальные случаи, когда вдруг проявлялась неимоверная сила и старушка вытаскивала тяжеленный сундук из горящего дома или обычный человек закручивает в спираль столовую ложку из нержавейки, или проявляется непревзойдённая стойкость и человек выдерживает сильный мороз или ходит босиком по углям, или проявляется сверхъёмкая память и человек запоминает сверхдлинные числа и др… А также было непонятно, а нужно ли это в обычной жизни или нужно что-то другое.
На тот момент я уже познакомился с гипнозом и самовнушением, которые давали свои результаты, я мог легко ввести в это состояние домашних и некоторых диких животных, но и здесь также с источниками был абсолютный дефицит. Более того, чем научнее была литература, тем хуже было с методикой, тем более мертвым и бесполезным был текст в плане практического применения. Поэтому первым моим практическим пособием по освоению гипноза уже в 7 классе средней школы стали две повести Глеба Голубева1 в серии детской литературы: «Голос в ночи» и «Вспомни». В тексте повестей было несколько фрагментов «гипнотических формул», которые я выписал, скомпоновал, собрал в один текст и применил на своих одноклассниках-друзьях. Эта тема у меня «пошла», я их всех загипнотизировал, следуя содержанию повестей, но что с этим делать дальше? Я не собирался устраивать представления с ожогами от холодной монетки, каталептического моста или забавным постгипнотическим внушением, мне было важно, как и чем это все поможет мне и другим людям, но не было методик и в психологических детективах Голубева. Итак, гипноз как метод удавался мне слишком легко и мне его было мало. Как приемом, трюком я им «овладел», но не знал, что с ним делать дальше, как его применить с пользой для дела?
Конечно же, в доступной литературе было множество занятных «волшебных» историй о загадках и необычных способностях человека, но не было ни одного способа их получить: лозоходцы ходили с лозами, но мне это ничего не давало; кто-то скручивал гвозди руками, но мне это было недоступно и незачем и т. д.. Тем не менее, эти и другие «нераскрытые способности человека» манили, но нигде не было ответа на вопросы: почему они проявлялись не у всех, а только у избранных единиц? Почему пути раскрытия этих способностей – если они предлагались, были чрезмерно сложными?..
Правда, было еще одно маленькое чудо – хатха-йога2, благодаря самостоятельному изучению и ежедневным занятиям которой в 8 классе средней школы я исправил зрение и избавился от очков, ангины и привычного растяжения связок. Но это было лишь восстановлением нормы, а не чудесами, поэтому я не придал этому достижению особого значения. Тогда я еще не знал, что восстановление нормы тоже может восприниматься как чудо!..
Когда же встал вопрос о том, кем быть, то я долго выбирал, куда пойти учиться.
Не было вузов, которые могли мне помочь в этом: человекознания в целом, как науки не существовало. И как компромисс, выбор встал между медициной (с прицелом «стать психотерапевтом») или психологией («стать психологом»). Сделать выбор помогли подготовительные курсы по психологии, когда для меня стало очевидно, что психология занимается не человеком, а статистикой.
И я выбрал медицину. Я надеялся, что она ближе к человеку…
НА ПУТИ К ЧЕЛОВЕКУ
…Чем дальше я учился, тем ясней понимал, что и медицина не знает человека: мы изучали анатомию, физиологию, патологию, и много-много других дисциплин, но не изучали человека.
Я видел много больных людей, которым не могли помочь врачи, а свое неумение исцелять маскировали словосочетанием «хроническая болезнь». Увлекшись иглорефлексотерапией, которая в медицине была разрешена только для избранных в 80-е годы, а остальным запретна, я тайно помогал больным, показывая им как воздействовать на точки, чтобы хотя бы облегчить состояние. Здесь мне помог Игорь Акимов, который под псевдонимом Мак Иов Риго3 публиковал в «Студенческом меридиане» акупунктурные программы самопомощи. Но многие пациенты меня выдавали лечащим врачам, и возникали конфликты, так как метод воздействия посредством акупунктуры был необъясним с точки зрения науки, непонятным, т.е., делали вывод врачи, – «неправильным». Получалось, что на уровне физиологии было много белых пятен, что уж говорить о психике…
…Психиатрия, когда дошел черед до нее, как наиболее близкая к психике дисциплина, разочаровала меня своей зацикленностью на патологии и такими же зацикленными психиатрами, видящими во всем, что они не знали только отклонения от нормы.
Единственно интересное событие произошло совсем в другой плоскости. В журнале «Студенческий меридиан» в 1987-м начали печатать работу И. Акимова и В. Клименко о природе таланта4. Это был первый для меня крупный шаг на пути к реальному познанию Человека.
ПЕРВАЯ «СБОРКА»
А далее, на последнем курсе мединститута произошло то, что резко изменило мою судьбу – курсы «Практической психологии»5 Анатолия и Тамары Панченко в городе Барнаул. Панченко был своеобразным человеком для того времени – он вел медицинскую психологию, но в силу организационных причин его студенты не посещали эти занятия. Он решил все часы, которые ему были выделены, объединить и провести для всех студентов разом большую сессию по современным методам психотерапии и практической психологии. И на два дня, которые в совокупности получились, мы окунулись в недостижимый до этого момента, манящий мир гипноза, НЛП и соционики. Эта, конечно же была, в том числе реклама его тренингов, в которых я увидел, наконец-то то, что долго искал – практические инструменты самопознания, совершенствования и помощи в совершенствовании другим людям.
Мне повезло еще раз, когда три недели подряд зимой 1992 года, пожертвовав каникулами и неделей учебы, мы учились у Панченко, пройдя подряд сразу 3 ступени тренинга. И там было все вместе: НПЛ, соционика, психотроника (экстрасенсорика), психодиагностика, семейная терапия и многое другое… Там была возможность проявить инициативу и даже поработать ведущим группы, когда не успевали за нами присматривать тренеры-инструкторы. На тренинге сформировалась небольшая студенческая инициативная группа, которая потом еще полгода работала над совершенствованием полученных на тренинге навыков… Именно там я получил первый реальный опыт группового ведения и понимания групповой динамики. И еще, за эти полгода я изучил работы Аушры Аугустинавичюте, которыми со мной поделились хорошие люди из нашей группы.
А потом было лето 1992 года и последний месяц в Барнауле, который я снова провел на тренингах у Панченко. Эта летняя сессия подвела итог моему первичному освоению НЛП и соционики и именно там, в группе энтузиастов, мне пришло «прозрение» – я нарисовал модель А3D (подробнее в соответствующей главе) и поделился ею с другими участниками. Именно там, освоенная мной ранее, технология таланта в моем представлении объединилась с нейролингвистическим программированием и соционикой и начало получаться что-то свое, и это было маленькое чудо, которое было неизбежным. Три разных взгляда, три разных подхода дополнили друг друга и стали для меня инструментами, которые я так давно искал. Эти три инструмента вместе, позволили мне по-новому взглянуть на познание человека и критически отнестись к тем предрассудкам и пробелам в сфере человекознания, которыми полны официальные медицина, педагогика и психология. Мне с ними было просто не по пути.
Я пошел своим путем.
Марбис и далее…
А дальнейший путь оказался совсем не простым. Я вел тренинги, общался с клиентами, искал соратников, придумывал новое, делал маленькие и большие открытия. На каждом этапе моего пути у меня были попутчики, многие из них мне помогали, некоторые на время становились партнёрами, но рано или поздно уходили. Мой интерес к познанию человека был слишком масштабен, а каждому был нужен масштаб поменьше (найти спутника жизни, устроится на работу, повысить свою квалификацию и др.) и надежный, гарантированный доход. Самую большую помощь мне оказывали клиенты, которые приходили ко мне с личными и управленческими проблемами, которые они не знали, как решить. Я решал эти «неразрешимые» задачи, заодно повышая свое мастерство.
Благодаря запросам клиентов дополнительно к тренингам возникли другие услуги: экспертная оценка персонала, экспресс-тренинги и управляемые мозговые штурмы, подбор и подготовка управленческих команд, разработаны технологии создания и подготовки кадрового резерва и многое, многое другое. Был также опыт работы в рекламном агентстве, в экспертизе рекламы, на выборах депутатов в государственную думу, подбора персонала в кадровом центре. За 8 лет (с 1992 года) три раза сменилась тренинговая команда, накопилось много практического опыта и идей. А благодаря знакомству в 2000 году с Владимиром Хлебниковым, директором одной из местных консалтинговых компаний при торговой промышленной палате, я освоил менеджмент качества и стал работать на тренингах с этой темой.
К 2000 году я понял, что пришло время переосмыслить то, что я делаю и обозначить ту систему технологий, которую мы применяли на тренингах, мозговых штурмах, индивидуальном, групповом и управленческом консультировании. Главным принципом переосмысления стал принцип практической целесообразности. Моим клиентам нужны были не сами знания, а изменения в их работе и личной жизни. В соответствии с этим я переделывал все модули тренингов, переписывал тексты, менял сценарии, адаптировал инструкции, заново структурировал и оформлял методические материалы – и избавлялся от всего лишнего, каким бы интересным это лишнее на первый взгляд ни казалось.
И именно с 2000 года все, что я делал, перешло на новый уровень. Появились привычные теперь линейки тренингов «Искусство взаимодействия» (ИВ), «Создание эффективной команды (соционика)» (СТЕ) и «Открытие и создание лидерства» (ОиСЛ). Помогла в этом и законченная к тому времени первая редакция рукописи по СТЕ, которую я писал с 1996 по 2000 год. После изначальной версии тренингов, которые я вел с 1992 года, новый уровень я обозначил как 2.0: тренинги стали компактнее, насыщеннее, эффективнее. За четыре дня тренинга участника осваивали систему навыков, которая позволяла успешно вести переговоры, быть понятым и понимать других, проводить публичные выступления, конструктивно реагировать на критику и замечания, эффективно ставить цели и управлять временем – и управлять собой. По сути один тренинг заменял несколько тренинговых программ по разным темам. А все вместе стало называться интегральным генеративным моделирование (IGM).
В 2005 году я подвел промежуточный итог существования IGM, основав компанию «Марбис». Мои поиски путей познания человека стали миссией компании, которую я возглавил. Попутно произошла смена в команде, потому что не все тренеры захотели и смогли работать не в режиме фрилансеров и творческого коллектива, а на постоянной основе. И следующие 10 лет мы работали с малыми и большими проектами для корпоративных клиентов, совершенствуя свои программы, разрабатывая новые услуги, работая с событиями разных масштабов.
К 2013 году снова возникла необходимость подытожить наши достижения и переосмыслить пройденный путь. На этот раз переосмысление потребовало больше времени, благодаря чему появились концепция автоматического типирования, была существенно модернизирована система экспертной оценки персонала и опыт организационного развития аккумулирован в большую программу «Проектирование будущего». Тогда же мы начали готовить и проводить большие и нестандартные конференции для наших клиентов.
На сегодняшний день мы подходим к завершению третьей версии концепции IGM и включенных в нее технологий. И новых версий наших услуг, в том числе и тренингов, которые стали программами интенсивного развития.
А теперь о том, что такое IGM сегодня.
IGM
: структура
IGM – это концепция, модель и практическая часть. Практическая часть представляет конспект модели в формате тренинга: здесь минимум необходимой теории и максимальное внимание уделено практике изменения мышления, поведения, энергетики.
Сама концепция состоит из трех частей: 1) новая соционика, 2) модернизированное НЛП, 3) модернизированная технология таланта.
Сердцем модели и основой объединения трех базовых концепций является модель A3D (А-три-дэ). Новая соционика (НС или Соционика-3D) (модернизированная и существенно дополненная соционика Аушры Аугустинавичюте) дает нам стратегическую, структурную часть модели взаимодействия с реальностью. Она раскрывает и модернизирует типичную сторону личности (типичную часть личной истории).
В эту модель входят:
1) трехуровневая модель личности на основе трехмерной модели информационно-энергетического метаболизма;
2) трехуровневая модель взаимодействий (отношений),
3) масштабируемая структурная модель социума (групповых отношений от диады до цивилизации).
Именно эта часть IGM и будет темой этой книги.
Модернизированное НЛП (IGM-НЛП) – это собственно практическое IGM, которое нам дает ситуативное (тактическое) взаимодействие с реальностью и связь тактики и стратегии в жизни. IGM-НЛП раскрывает и модернизирует универсальную сторону личности (универсальную часть личной истории).
В эту модель входят:
1) экспертная оценка ситуации от локальных реакций до масштабных событий,
2) создание новых стратегий поведения и деятельности (масштабируемая поведенческая гибкость) и
3) экологическое целеполагание на основе миссии.
IGM-NLP базируется на активации и настройке подсознания через активацию и настройку больших подсознательных моделей, которые обеспечивают необходимую гибкость мышления и охраняют экологию личности.
Модернизированная технология таланта (IGM-ТТ) Игоря Акимова и Виктора Клименко дают нам эволюционную структурно-энергетическую модель взаимодействия с реальностью. IGM-ТТ соединяет и масштабирует типичную и универсальную стороны личности (или части личной истории), интегрируя их в личную эволюцию человека.
В эту модель входят:
1) концепция трехуровневого функционирования человека (концепция эпк),
2) концепция программы развития человека (путь от таланта к гению, мудрецу и творцу),
3) модель энергетики человека и связь ее с физиологией.
Границы между тремя вышеперечисленными частями IGM условны, так как взаимопроникновение этих частей друг в друга, синтез на основе этого взаимопроникновения и новый уровень моделирования на основе этого синтеза отделить друг от друга сложно.
На сегодняшний можно обозначить основные достижения IGM:
1) сущностная модель познания себя,
2) эффективная масштабируемая модель взаимодействий с людьми и окружающим миром,
3) программа создания (проектирования) будущего, которая в применение к человеку звучит как программа проектирования и/или редактирования судьбы.
IGM в совокупности модернизирует типичную и универсальные части личности, оптимизируя и модернизируя индивидуальную часть личности (индивидуальную часть личной истории), приводя к управляемой личной эволюции.
Ниже представлена схема, которая поясняет структуру IGM.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
В первом приближении о плюсах и минусах концепции.
Соционика как базовая модель технологии СTE™.
ВВЕДЕНИЕ
«Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, а когда уже ничего нельзя отнять.»
Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей
В 1982 году автор концепции Аушра Аугустинавичюте дала следующее определение:
«Соционика – это наука о соционе, соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных типах информационного метаболизма (ИМ) людей и разных формах взаимоотношений между ними…»6
Наше определение звучит немного по-другому (с 2016 г.):
Соционика – это концепция о соционной (структурной) природе социума, цивилизации и, возможно, окружающего мира (реальности).
Но пока мы обозначим несколько уровней масштабирования, на которых будем излагать концепцию:
Соционика – это концепция о соционе, состоящем из совокупности 16-ти типов информационно-энергетического метаболизма (тИЭМ).
На уровне личности соционика раскрывает соционную природу человека, т.е. систему разных типов информационно-энергетического метаболизма (тИЭМ) людей, их внутреннее устройство и проявление этого устройства вовне: от строения тела, физиологии, поведения, энергетики человека до ценностей, миссии, жизненного сценария и иных проявлений личности в ее развитии.
На уровне социума соционика раскрывает соционную природу социума, т.е. структурность общественных процессов и отношений и проявление этой структурности в общественных явлениях и процессах, в идеологии, культуре, национальной идеологии, менталитете и национальной истории,
На уровне цивилизации соционика раскрывает структурность естественной истории человечества и, возможно, самой реальности. (А.Зайцев, 2016).