Книга Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни
Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Рогачев и евреи. История, холокост, наши дни


Период после октябрьского переворота 1917-го года ознаменовался появлением нового этапа в функционировании иудейских общин. Осложнилась жизнь простых евреев. Например, Григорий Исаакович Житомирский рассказал следующее (публикация Вероники Русаковой «От имени живых и павших») [14]:


Рейзл и Залман Житомирские. Источник: http://shtetle.com/shtetls_gom/rogachev/rogachev.html?

«Григорий Исаакович начал с воспоминаний о своем деде, Залмане Житомирском, который с женой Рейзл и пятью детьми проживал в маленькой белорусской деревне Барсуки Рогачёвского уезда. Других евреев в деревне не было. До революции дед арендовал у помещика ветряную мельницу. Залман как мог помогал крестьянам, был отзывчив на любую просьбу. Поэтому его семью в деревне любили, а самого деда называли Залманка.

После революции помещик сбежал, а Залман остался при мельнице. Когда в деревню пришли красноармейцы, они устроили погром. Крестьяне, помня доброту Залмана, не дали его в обиду.

Когда установилась Советская власть, мельницу забрали, и она стала колхозной. Залман Житомирский тоже вступил в колхоз. Был он очень крепким человеком. Даже когда перевалило за полсотни лет, оставался богатырем. Внук помнит, как дед свободно брал подмышку мешок с зерном или мукой. Работал до конца дней своих. Умер, когда ему было более семидесяти лет, незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Вся семья Житомирских и в годы Советской власти продолжала соблюдать еврейские традиции и вести привычный образ жизни. Залман ездил в синагогу в Поболово, за 4 километра от родной деревни, а по большим праздникам вся семья выезжала в синагогу в Рогачёв, который был в 20 километрах. «Я нес сидур, когда дедушка шел молиться в синагогу», – гордо вспоминает его внук, которому было в то время 4—5 лет. Коня брали у белорусского крестьянина Кондрата. Залман и дома молился – каждое утро и каждый вечер. К нему часто присоединялась бабушка.

Плоткина Яхна, бабушка Григория Житомирского, погибла в Рогачёвском гетто.

Залмана Житомирского похоронили по еврейскому обычаю на кладбище в Рогачёве.

Мама Григория Исааковича, Роза Менделевна, тоже была очень религиозным человеком. Особое значение придавала соблюдению кашрута. Всегда постилась в Йом-Кипур».

Год 1919-й (месяц май). В данное время [13]:

«в Рогачеве случился пожар, в результате чего город примерно на 1/3 был уничтожен (в том числе сгорело 5 синагог, расположенных на Школьной площади). К этому времени 1 синагога находилась в ведении советских органов власти, и в ней была расквартирована воинская часть. Оставались действующими 5 молитвенных зданий. Собрав незначительные денежные средства, верующие начали восстанавливать одну из синагог, находившихся на Школьной площади (частично были возведены стены, после чего строительство приостановилось)».

Год 1922-й. В данном году, когда имело место проведение кампании по конфискации ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья, у евреев города изъяли серебряные вещи, общий вес которых составлял семьдесят семь грамм.


«В целях пропаганды среди населения с 1922 года стала издаваться газета «Безбожник», в большом количестве выпускались антирелигиозные плакаты. Были закрыты все духовные учебные заведения, прекращено издание религиозной литературы». У храмов были изъяты все ценности, они стали закрываться в массовом порядке». Источник: https://www.rsdn.org/forum/flame.politics/7447106.1


Год 1923-й. Это был год закрытия в городе (несмотря на жалобы верующих) одного культового здания (по документам значится как синагога «Голодец» или «Голодцев»). На протяжении некоторого времени использования синагоги не происходило, а с весны 1924-го года в ней было размещение военчасти.

Период с мая 1925-го года по год 1927-й. В данное время происходило следующее [13]:

«В мае 1925 г. в городе произошел второй пожар, во время которого сгорела Нижегородская синагога, располагавшаяся на одноименной улице. После пожара члены общины получили только часть страховки (остальная сумма оказалась в распоряжении Рогачевского райисполкома). За счет нее верующие надеялись окончить строительство синагоги на Школьной площади. Тратить деньги на восстановление Нижегородской синагоги они не хотели, т. к. Нижегородский район находился на окраине города, весной регулярно затапливался, к тому же после пожара жители данного района переселились преимущественно в центр города. В сентябре 1926 г. группа верующих Рогачева в количестве 102 человек пожаловалась в Президиум ВЦИК СССР на действия местных властей. В феврале 1927 г. данный вопрос был заслушан на заседании ЦИК БССР, и ходатайство верующих было отклонено. Райисполком потратил страховку за сгоревшую синагогу на ремонт «Дворца Труда» и «Дома Союза».

Кроме того, в феврале 1926 г. верующие обратились в ЦИК БССР с ходатайством о возвращении им молитвенного здания «Голодец», но оно было безуспешным.

Таким образом, к 1927 г. в Рогачеве осталось 3 действующие синагоги: 1 каменная и 2 деревянные».

Разгар сталинских репрессий


Репрессии, расстрел, главные палачи НКВД. Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5d8cf0f53d873600b2d97b03/cifry-i-fakty-jertvy-stalinskih-repressii-5dcda5bb525c952780f994bb


О времени разгара сталинских репрессий рассказал Григорий Исаакович Житомирский (публикация Вероники Русаковой «От имени живых и павших») [14]:

«Мама Григория Исааковича, Роза Менделевна, тоже была очень религиозным человеком. Особое значение придавала соблюдению кашрута. Всегда постилась в Йом-Кипур.

– В 1938 году, когда родился младший братик, – вспоминает Григорий Исаакович, – мама настояла, чтобы ему было сделано обрезание. Это было небезопасно, в это время власти объявили, что уже закончена «борьба с религией, опиумом для народа». Эти годы были временем разгара сталинских репрессий, и соблюдение религиозных обрядов зачастую каралось арестами. Поэтому доверенные люди караулили вокруг дома, чтобы никто из посторонних не зашел. Нашли настоящего моэла, который делал обрезание еврейским младенцам в округе. Отец также присутствовал на церемонии, хотя в то время очень распространена была практика: если семья решалась на такой поступок, мужчины отдавали это на откуп женщинам, чтобы те все устроили, а сами уезжали из дому, якобы по делам. Таким образом, они могли избежать ответственности за содеянное и оправдаться, свалив вину на глупых суеверных женщин.

«Мне в то время было 15 лет, – рассказывает Григорий Исаакович, – и я помню, как положили этот кусочек на блюдечко, надо было хранить его еще несколько дней. Но чтобы соседи ни о чем не узнали и не догадались, его прятали».

Помощь неимущим евреям


Помощь неимущим


Рогачевские евреи стремились к созданию благотворительных организаций, чтобы обеспечивать помощь неимущим евреям [13]:

«30 декабря 1923 г. в помещении синагоги „Марк-Шул“ прошло собрание верующих в количестве 99 человек, которые решили учредить в городе „Общество пособия неимущим евреям“. Согласно уставу, целью объединения являлось „доставление средств к улучшению материального состояния бедных евреев г. Рогачева без различия пола, возраста, включая и выдачу средств на жизнь духовному раввину“. На том же собрании было избрано организационное бюро предполагаемого общества в количестве 10 человек (5 из них были неработающими в силу возраста, 4 – торговцами, 1 – землемером). Самому младшему из них было 39 лет, самому старшему – 76. В тот же день устав общества был направлен в Рогачевскую уездную милицию для регистрации и в различные ведомства. Если ГПУ БССР сообщило, что с их стороны препятствий к регистрации не имеется, то Народный комиссариат социального обеспечения БССР высказался против создания такового. Его аргументами стало то, что общество имеет ярко выраженный национальный и религиозный характер. В результате в октябре 1924 г. было окончательно решено устав не регистрировать».

Сложности для иудейской общины города, связанные с антирелигиозной пропагандой

Антирелигиозная пропаганда также создавала некоторые сложности для иудейской общины города [13]:

«В частности, в 1930 г. перед праздником Песах КП (б) Б и районным советом Союза воинствующих безбожников был выпущен специальный антирелигиозный номер газеты (тиражом 500 экземпляров), проведен агитационный вечер».

Концентрация рогачевского еврейского населения в двадцатом столетии (до советско-германской войны)


Рогачев довоенный. Источник: http://rogachevmir.by/index.php/Photo


Если говорить о концентрации рогачевского еврейского населения, она была довольно высокой, варьируясь от 45 процентов до 65 процентов от всей численности жителей города.

Год 1900-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 3594 чел., женщин – 3546 чел., всего – 7140 чел., доля в общей численности населения города – 61 проц.

Год 1903-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 3865 чел., женщин – 3837 чел., всего – 7702 чел., доля в общей численности населения города – 55 проц.

Год 1904-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 3910 чел., женщин – 3877 чел., всего – 7787 чел., доля в общей численности населения города – 55 проц.

Год 1905-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 3984 чел., женщин – 3944 чел., всего – 7928 чел., доля в общей численности населения города – 55 проц.

Год 1906-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 6715 чел., женщин – 6879 чел., всего – 13594 чел., доля в общей численности населения города – 65 проц.

Год 1907-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 4783 чел., женщин – 5549 чел., всего – 10332 чел., доля в общей численности населения города – 49 проц.

Год 1908-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 4783 чел., женщин – 5549 чел., всего – 10332 чел., доля в общей численности населения города – 49 проц.

Год 1909-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 4873 чел., женщин – 5564 чел., всего – 10437 чел., доля в общей численности населения города – 45 проц.

Год 1910-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 5950 чел., женщин – 5954 чел., всего – 11904 чел., доля в общей численности населения города – 50 проц.

Год 1912-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 6600 чел., женщин – 5880 чел., всего – 12480 чел., доля в общей численности населения города – 50 проц.

Год 1913-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 6690 чел., женщин – 5935 чел., всего – 12625 чел., доля в общей численности населения города – 50 проц.

Год 1914-й. Статистика по еврейскому населению города: мужчин – 6760 чел., женщин – 5970 чел., всего – 12730 чел., доля в общей численности населения города – 50 проц.

3.3 После советско-германской войны. История одной семьи

«Более трех столетий евреи уверенно вплетали в историю Рогачевщины свою особенную культуру, язык, литературу, духовные поиски. – Однако события прошлого века – Холокост, когда было уничтожено более 4000 евреев-рогачевцев, эмиграции – привели к полному распаду традиционного еврейского местечка с его социальной структурой, утрате знаний еврейского языка и культуры, отказу от религии и привычного образа жизни» (Андрей Иванович Чернявский. «Кладбище в наследство, или О чем молчат еврейские надгробия в Рогачеве» [16]


Рогачев в послевоенное время. Источник: https://pharma.by/history/room-history/rogachev/


Немецкая оккупация и Катастрофа оказали серьезное влияние на еврейское население Гомельской области в целом, и города Рогачева в том числе [19]:

«Всего за годы оккупации общие потери еврейского населения Гомельской области, по неполным данным, достигли 32633 чел. Из них в 20 гетто созданных в 15 населенных пунктах в результате акций уничтожения, голода и болезней погибло 20928 чел., а вне гетто в 53 населенных пунктах – 11705 чел. Всего в 1941—1944 гг. Гомельская область потеряла 53360 мирных жителей разных национальностей, из которых 61,2% составили евреи. Можно предположить, что только своевременная эвакуация и упорная оборона области в августе 1941 г. воспрепятствовали еще более тяжелым людским потерям.

Катастрофа во многом сократила численность еврейского населения Гомельской области и существенно изменила его социальный и культурный облик. Евреи, устойчиво занимавшие в области второе после белорусов место, навсегда уступили его русским. В 1959 г. из общего количества населения области 1361841 чел. евреи насчитывали теперь только 45007 чел. – 3,3% (для сравнения: белорусы – 86,7%, русские – 6,6%, украинцы – 0,9%, поляки – 0,5%).

Изменились места компактного проживания евреев, усилились процессы миграции, ослаб интерес к языку идиш, возросло количество межнациональных браков. В 1959 г. лишь каждый четвертый (25,6%) еврей Гомельской области признавал язык идиш своим родным языком, тогда как русский язык – 71,99% евреев, а белорусский – 2,29%]. С другой стороны, последствия Катастрофы обострили национальное самосознание и побудили многих к самоидентификации. Все это отразилось на общей национальной политике властей в Беларуси. Не только евреи, но и другие меньшинства утратили свои права. Атрибуты национальной жизни были оставлены только белорусам как коренной нации, хотя по своей сути они оказались формальными».

После завершения советско-германской войны рогачевская община продолжала действовать. В ней насчитывалось двести (по другим сведениям триста) представителей еврейства.

Здание синагоги отняли. В нем разместили военных. У верующих было здание на еврейском кладбище. В 1946-м году им удалось получить от городского совета разрешение на проведение в этом здании молитвенных собраний. Однако в 1948-м году (одиннадцатого августа) здание было передано отделу коммунального хозяйства городского райисполкома. Евреи лишились возможности молиться сообща. Власти объяснили, что у общины забрали здание из-за отсутствия у нее регистрации. В то же время в 1948-м году (в его начале) общиной подавалось ходатайство о регистрации, однако последовал отказ – по причине отсутствия у общины собственного служителя культа.

Год 1948-й (седьмое сентября, время перед религиозными праздниками). Это было время безрезультатных просьб верующих о разрешении проведения ими богослужения на территории частной квартиры.

Год 1949-й. В данном году происходило следующее [14]:

«с приближением осенних праздников евреи Рогачева… обратились в райисполком с просьбой разрешить им осуществить молитву в частном доме. Поскольку такого разрешения получить не удалось, 4 сентября 1949 г. члены общины направили уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БССР жалобу на действия местных властей. Тем не менее уполномоченный поддержал позицию райисполкома, заявив, что богослужения могут проводиться только в зарегистрированных молитвенных домах».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги