Книга Воин с иллюзиями - читать онлайн бесплатно, автор Венер Мавлетов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Воин с иллюзиями
Воин с иллюзиями
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Воин с иллюзиями

Воин с иллюзиями

Фэнтези

Венер Мавлетов

© Венер Мавлетов, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Пролог

Бескрайние степи, пустыни и полупустыни были страной дагайцев. Чувство бесконечности мира жило в сердце каждого дагайца, ибо с рождения он видел вокруг бескрайность. День идешь, другой, неделю, месяц, а кругом вся та же бескрайность.

Прекрасна была степь весной и летом. Трава, ещё не выжженная солнцем, радостно зеленела. Степные цветы радовали сердце своими яркими красками, множество рек и речушек прорезали её, извилисто текли, впадая в озёра. Многие из них пересыхали в жаркое лето, и снова рождались в период осенних дождей. В озерах и реках было много рыбы. Летом прилетали с юга птицы: утки, гуси, на них и охотились дагайцы, совершенствуя свое искусство стрельбы из лука.

Владели столь бескрайними землями дагайцы благодаря силе своего оружия, искусству воина и мудрости вождей.

Далеко на юге в долине Белой реки жили земледельцы, ремесленники, торговцы. Жизнь их была более легка. Земледельцы выращивали пшеницу, рожь, ячмень. Они заботились об орошении своих полей. Это были люди другой веры, другого склада характера, иначе понимавшие мир.

С севера и запада земля дагайцев была окружена непроходимыми лесами, а если идти на восток, то рано или поздно человек добирался до пустынных берегов холодного моря.

Дагайцы же жили в юртах по собственному желанию и обычаю. Они были равнодушны к богатству, говоря, что богатство – это песок пустыни, который уносится легким дуновением ветерка. Они ценили лишь оружие и своих скакунов. Поводья у всадников были богато инкрустированы серебром, а седла им нравилось обтягивать шелковой тканью с вышивкой. И полноту жизни чувствовали только в седле, когда охотились или сражались.

Мало что могло взволновать великого Тогрула, но сегодня он испытывал волнение, ибо не было более торжественного дня, как день Судьбы. С самого утра бродил Тогрул по степи, не находя покоя. Многое на своем веку повидал и пережил Тогрул, но не ожесточилось его сердце. Он был не только воин, но и истинным философом.

– Мир, – объяснял Тогрул сыну Азару, – золотая чаша, полная скорпионов и змей. Самое худшее в человеке – это слабость. Если человек слаб духом, то он всегда предаст. Часто человеку удается скрывать слабость своего духа, но всегда наступает такое время, когда он предаст, ибо он раб своего страха. Такой человек привязан к жизни и материальному достатку, поэтому старайся увидеть слаб или силен духом человек. Если человек подчиняется другому человеку только из-за того, что видит в нем силу и мощь, способную лишить его благополучия или даже жизни, то он всегда предаст. В таком человеке нет веры. Он лишен человеческого достоинства. Ему не суждено в этой жизни стать человеком. Это низменное существо, живущее в вечном страхе.

Азар был совсем ещё ребенок, но не по годам смышлен и рассудителен, поэтому Тогрул говорил с ним как с равным.

В своем сыне Тогрул души не чаял, тому было много причин. Он был долгожданным ребёнком. Его любимая жена родила ему шестерых девочек, а вот сына родить никак не могла. Совсем уже было отчаялся Тогрул, но не возроптал: его Вера требовала принимать жизнь такой, какой она есть, не препятствовать её движению, а разум человека не совершенен, чтобы ею управлять. Лишь принимая мир таким, какой он есть, можно достичь счастья и покоя души, ибо счастье человека в одном дне, а правда жизни в его совести.

Человек слаб и смертен, а вера сильна и бессмертна. Вера ведет человека и его народ по жизни в будущее. А что там будет – никто не знает. Все должны быть людьми веры. Если человек лишен веры, то нет у такого человека будущего. Вера объединяет личную судьбу человека с судьбой народа, вот почему вера так важна. И вера должна быть истиной, чтобы не увела от правильного пути. Ложная вера превращает жизнь земную в ад.

И вознагражден был Тогрул за свое смирение и терпение: жена родила ему сына. Был сын во всем похож на отца. С рождения в нём была заложена любовь к опасности и риску. И в то же время, Азар в опасной ситуации всегда сохранял хладнокровие и рассудительность.

«Источник жизни», – говорили о нём дагайцы, наблюдая как он неутомим в играх, как упорен в достижении цели. Он мог с утра до вечера стрелять из лука в мишень, добиваясь того, чтобы все стрелы попадали в самый центр.

Сегодня Азару, как и всем остальным мальчикам дагайцам, достигшим семилетнего возраста, нужно было пройти испытание, которое определит его будущее.

Еще не было случая, чтобы предсказанная Хранителем Веры судьба оказывалась неверной. Испытание определяло суть человека, а суть неизменна до конца жизни.

Родители в этот день волновались больше, чем мальчики, которые не испытывали волнения, потому что не знали и того, что подвергаются испытанию, и того, что от сегодняшнего дня зависит их будущее.

Не так легко давалось спокойствие родителям, ибо оно показывало – выполнили ли они свое предназначенье на земле – воспитали ли достойного воина. Случалось, что самый храбрый воин, сын которого не прошел испытание, навсегда покидал племя, не в силах пережить свой стыд и позор.

В этот день каждому мальчику, которому предстояло пройти испытание, давали приказ сторожить юрту. Мальчик садился на полу юрты, а рядом с ним был его деревянный меч, грозное оружие, которым он уже искусно владели.

Хранитель Веры подбрасывал каждому змею. Если мальчик бледнел от страха и не мог пошевелиться, то не суждено было ему стать воином. Никогда ему не преодолеть своего страха, не победить самого себя. Ему суждено быть рабом своих желаний и страстей, такой человек по своей природе – жертва.

Если мальчик безжалостно убивал змею, то ему суждено было стать воином, но не вождем. Ибо вождь – это не только бесстрашие, но и милость. Жестокость не поощрялась дагайцами, ибо превыше всего они ценили жизнь. Воин не может постичь мудрость жизни, он не способен видеть всю картину мира, он готов только сражаться, когда видит врага.

Судьба же вождя была предначертана лишь тому ребенку, который оставался спокойным при виде змеи. Змея ползала рядом, а мальчик лишь наблюдал за ней. В его сердце было много храбрости, но и разум был открыт: к чему убивать змею, которая не причиняет никакого вреда?

Сын Тогрула удивил всех. Когда ему бросили змею, то он мельком взглянув на неё, встал, налил в чашку воду и поставил её перед змеей. Та стала жадно пить воду.

Когда Хранитель Веры спросил, почему он так сделал, то он ответил:

– Она хотела пить.

– А как же ты узнал, что она хотела пить?

– Почувствовал, что её мучает страх и жажда.

Ничего не сказал Хранитель Веры, повернулся и вышел из Юрты, где его уже ожидал Тогрул.

– И как же ты истолкуешь это испытание, Хранитель Веры, – спросил Тогрул.

– Ты же знаешь, вождь, что рабы служат Небу из страха наказания, свободные люди – из любви к справедливости. И лишь немногие служат, потому что идут путем Истины. Радуйся, Тогрул, твой сын всегда будет идти дорогой Истины. Придет время, когда он вступит на Путь Истины. Не препятствуй ему, вождь Тогрул.

Часть первая

Глава 1

Айсу замерла, держа свою шпагу неподвижно, ожидая, когда её противник сделает первое движение. Неожиданно Ширази сделал выпад, но она ловко увернулась и сама нанесла удар, но шпага нашла только пустоту.

Соперники закружили по площадке, двигались они стремительно, удары наносили молниеносно, но цели своей они не достигали.

Айсу превосходно усвоила все уроки Ширази, величайшего мастера клинка, который учил её отражать атаку противника прежде, чем тот её начинал. «Твоя мысль, – наставлял её Ширази, – должна опережать действие противника».

Они ещё долго бы кружились, но Рамзай, брат Айсу, внимательно следивший за схваткой встал и сказал:

– Наблюдать за вами – истинное наслаждение, но у меня, к сожалению, много дел.

Соперники прекратили бой, поклонились друг другу.

– Ширази, ты мне не поддавался? – строго спросила Айсу.

– В военном деле нет места притворству, – ответил Ширази. – И знаешь, в этом бою ты даже победила.

– Как победила? – спросила Айсу. – Я же не смогла нанести ни одного укола.

– Ты победила моё сомнение, – пояснил Ширази. – Я не верил, что ты когда-нибудь станешь столь искусной в фехтовании. Твое упорство в достижении цели не знает границ. Ох, не завидую я твоему будущему мужу.

– Пока не завидуй её жениху, с которым ей завтра предстоит дуэль, – вступил в разговор Рамзай. – Быть может, Айсу, ты откажешься от дуэли?

– Ты желаешь, брат, чтобы я вышла замуж за него? – спросила Айсу.

– Нет, не желаю, – ответил Рамзай, – но, думаю, что ты слишком сильно его унизишь и у нас одним врагом станет больше.

– Ты же знаешь, брат, Сархаду неведома любовь, он прельщен моей красотой, его влечет моё тело, а душу он ценить не умеет. Рано или поздно я наскучу ему. Буду с ним несчастна, а он никогда не будет счастлив: ни со мной, ни с другой женщиной, ибо ему недоступны простые радости жизни.

– Совершенный ум и красота! – вздохнул Ширази. – Как же я завидую тому, кто сумеет покорить твое сердце.

– Я тебя понимаю, – сказал Рамзай, – но ты могла бы высказать какое-нибудь другое желание, которое он не смог бы исполнить. И обычай был бы соблюден, и избавилась бы от жениха.

– Могла бы, – согласилась Айсу, – но это первое, что пришло мне в голову. Ты сердишься на меня?

– Нет, что ты, – ответил Рамзай. – Его отец – наш враг и союз с ними был бы все равно невозможен. Ничего ведь не изменится: лишь наша плохо скрываемая вражда станет явной и открытой. И знаешь, всыпь ему завтра как следует.

– В этом, брат, можешь не сомневаться, – ответила Айсу.

Рамзай и Ширази ушли, а Айсу, оставшись одна, погрузилась в воспоминания. Они почему-то неожиданно нахлынули на неё. Ей казалось, что неожиданно, но всему всегда есть причина. Когда человек стоит перед выбором, он всегда проживает свою жизнь заново, чтобы не ошибиться в следующем шаге.

Айсу вышла в сад, неторопливо пошла по дорожке к пруду. Лёгкий ветерок играл в саду цветами и листвой деревьев. Все вокруг был озарено мягким и ласковым светом заходящего солнца. Дошла до пруда, сплошь покрытому лотосами, села на скамеечку в беседке и позволила своим мыслям течь, как им вздумается.

Каждое лето Айсу наблюдала как расцветал розовый лотос. На глади пруда появлялись огромные тёмно-зелёные листья. Между ними, словно стрелы, вырывались к небу остроконечные бутоны на длинных упругих стеблях. И как только золотистый луч восходящего солнца касался бутонов, нежно розовые лепестки раскрывались, открывая свою золотистую сердцевину.

Этот цветок напоминал ей мать: она была так же нежна и прекрасна, как розовый лотос. Каждая женщина рождается цветком. А для того, чтобы он цвел, а не засох и не зачах, нужна любовь. Только любовь позволяет цвести женщине. Тогда она может радоваться жизни и радовать всех, кто её окружает. Какие мужчины глупые, они не понимают, что нужно женщине. Они губят не только женщину, но и самих себя. Не каждому мужчине дано понять, что любовь к женщине – это их счастье. Их может прельщать красота иных, но красота родной души – вот что самое главное.

Мама не только даровала ей жизнь, но и открыла ей мир любви.

Айсу чувствовала людей. От отца всегда исходил холод, от брата – спокойствие, а от мамы тепло. Когда мать брала её на руки, когда она просто была рядом, она всегда чувствовала тепло. Айсу чувствовала и непонятную для неё грусть матери. О чем грустила мать, она не знала, но чувствовала, ведь печаль и радость не нуждаются в доказательствах. Это разуму нужны доказательства, а сердцу ничего не нужно. Со временем грусть матери превратилась в печаль, а затем в неизбывную тоску. Она на глазах чахла, жизненные силы покидали её. И однажды она не проснулась. Смерть пришла к ней во сне. Было Айсу в то время пять, а её брату Рамзаю – двадцать лет.

Со смертью матери изменилась и самая Айсу. Она стала прятать свои чувства. Редко кто видел её улыбку, редко когда она смеялась. Печальная судьба матери на многое открыло ей глаза. Она стала всё вокруг подмечать и замечать. Не сразу, но она пришла к открытию, что нельзя быть слабой. Лет в десять Айсу приняла твёрдое решение: никто и никогда не увидит её такой, какой она есть на самом деле. Она станет воином, который не уступит если не в силе, то в боевом искусстве ни одному мужчине. В этом мире все должно было быть так, как того желает она. Она могла бы быть маленьким солнцем, посылающим прекрасные тёплые лучи, но именно это её погубит, как погубило её мать. Женщины очаровательны не в слабости, а в нежности. А слабыми им быть нельзя, ибо жизнь нелегка, поэтому она станет воином.

Чем, чем, а характером Айсу была не обделена. Она никогда не испытывала ни перед кем робости, всегда была сама собой. Отчаянная до безрассудства. Ей подчинялись и мальчишки, и девчонки. Она устраивали разные проказы, отчаянно дралась с мальчишками и всегда одерживала победу. Если она бралась за что-либо, то всегда достигала отличных результатов. Была великодушна, но в гневе выплескивала всю себя, не заботясь о последствиях.

Айсу вздохнула. Ещё один день её жизни прошёл, но в нём не было ничего, что даёт ощущение полноты жизни и счастья. Всего лишь ещё один день жизни, похожий на множество других. Она встала и направилась к дому. Войдя в спальню, остановилась у зеркала. Из зеркала на неё смотрело само совершенство, которое свысока взирало на мир, бросая вызов всем и всему. Каштановые волосы, карие глаза, белоснежная кожа лица. Своей красотой она могла гордиться, но она не гордилась, а испытывала сожаление. Ведь она должна принадлежать кому-то, но всё её существо протестовало против этого. Не было вокруг ни одного мужчины, ради которого она бы пожертвовала своей красотой. Лучшим из мужчин был её брат Рамзай, который искренне восхищался и гордился ею. Остальные мужчины лишь жаждали обладать ею.

И всё же как же она желала любить, но кого? Ей хотелось дать выход всей своей нежности, но кому? Она уже многих покорила своей красотой. Перед её красотой робели самые смелые мужчины, но никто из них не покорил её сердце.

Наступит ли время, когда она кого-нибудь полюбит? Ничего нельзя узнать о любви, не полюбив. Не полюбив, нельзя узнать себя. Не зная себя, невозможно найти истинный путь. Где же он тот, которому под силу вознести её на вершины счастья. Где же он? Где же он?

И вдруг Айсу увидела, что зеркало затуманилось и ощутила, что она уже не в спальне, а в другом мире. Вокруг было бесконечное тёмно-синее пространство. Над головой были звезды и луна, а внизу, на земле, лишь тьма. Она вглядывалась в эту темноту, пытаясь хоть что-либо разглядеть, но могла различить лишь неясные очертания домов, деревьев.

Неожиданно перед ней возник светлячок. Ей захотелось его поймать, она полетела за светлячком, но расстояние между ними не сокращалось. Они летели с одинаковой скоростью, светлячок явно указывал ей дорогу.

Светлячок неожиданно исчез, а она увидела красивого юношу, спящего у костра. Айсу не желала, чтобы он увидел её. Неожиданно пришло решение: он увидит не её, а змею. Она и себя не раскроет, да заодно и проверит, храбр ли юноша или красота его единственное достоинство.

Айсу создала иллюзию и юноша почувствовал, как что-то холодное, тяжелое давит ему грудь. Он открыл глаза и встретился с пронзительным взглядом карих глаз.

– Кто ты? – спросил он.

– Тише, тише, тише, – прошептала она. – Смотри мне в глаза и молчи.

– Хорошо, – сказал юноша.

Айсу вдруг охватила досада не от такого, что юноша не испытал никакого страха, а от его удивительного спокойствия, граничащего с равнодушием. А какая девушка простит равнодушие к себе?

– Я необычная змея, – продолжила она. – Я нежная, чувствительная и благородная. Хочешь я для тебя станцую?

– Никогда не видел танцующую змею, – ответил ей юноша.

Айсу соскользнула на пол. Лунный луч осветил её. Она стремительно свивалась в кольца. Кольца всё множились и множились и казались бесконечными. Гибкая мощь и стремительность завораживала. Неожиданно она застыла. Бросила на него кинжальный пронизывающий взгляд.

– В твоих глазах нет ни тени чувства. Разве тебе не нравится мой танец? – спросила она.

– Во мне все замерло от красоты, – ответил юноша и улыбнулся.

Айсу рассердила его улыбка, ибо было в ней что-то покровительственное, снисходительное.

– Тебе нравятся мои покачивания, мой прямой, открытый взгляд?

– Да.

– Встань, дай мне немного своего тепла.

Юноша встал, она обвилась вокруг его тела, сжимая его в крепких объятьях, но змея не была холодной, от неё исходило тепло.

– Погладь меня, – попросила Айсу.

Юноша исполнил её приказание.

– Я люблю тебя, – сказала Айсу. – Ты знаешь, почему я так откровенна?

– Нет, – ответил юноша.

– Я так откровенна, потому что одарю тебя своим поцелуем. А ты знаешь, что означает поцелуй змеи?

– Нет.

– Поцелуй змеи – это смерть.

– Ну что ж, целуй, – сказал юноша.

Айсу нежно коснулась его губ, но юноша крепко обнял её и так поцеловал, что тепло разлилось по всему её телу, а ноги чуть не подкосились. Она оттолкнула его.

– Ты не испугался! Что ж! На этот раз я сделаю исключение, помилую тебя, – сказала она и поспешила исчезнуть.

Айсу была взволнованна, но чем, она не могла понять. Хаос чувств овладел ею. И была какая-то досада на юношу, который не оробел перед нею. Происшедшее его скорее позабавило, чем напугало. Ну ничего, в следующий раз он об этом пожалеет. Обязательно пожалеет.

Глава 2

Никаких особых дел у Рамзая не было, но ему нужно было ещё раз всё взвесить, обдумать, прежде чем решиться на решительный шаг. На шаг, после которого уже не будет хода назад. Он хотел было уединиться в своем кабинете, но Ширази вошел вслед за ним, сел в кресло и сказал:

– Я вот думаю, Рамзай, почему человеку всегда чего-то не хватает?

– О чем ты, Ширази?

– Ты прекрасно знаешь, о чем я. Ты счастлив, у тебя есть всё, чего только можно пожелать, но ты желаешь большего. Я не сомневаюсь, что в схватке ты победишь Хазрата, но он – сильный и умный враг, который будет противиться всему, чтобы ты будешь делать, да и все остальные не пожелают расстаться со своими привилегиями. Хазрат воспользуется этим и объединит всех против тебя. Этот мир не изменить.

– Ты думаешь, что я не думал об этом, – сказал Рамзай. – Конечно, я могу бы продолжать жить так, как жил, ничего не меня в жизни. Это будет счастливая и покойная жизнь, но только для меня, но не для моих детей: ведь моя жена не из высокорожденных, а, значит, и мои дети – бастарды, незаконнорожденные. Я мог бы навсегда покинуть Хазарстан, чтобы устроить свою жизнь в другом месте, но разве можно убежать от самого себя? К тому же в другой стране будут другие проблемы, которые придется решать.

– Умный ты человек, Рамзай, но кое-что не понимаешь, – возразил Ширази. – Человеку можно дать всё: денег, славы, власти, но только не свободу. Он сам её должен добиться. Ведь это путь внутрь себя, к собственному центру существования, путь Духа, который должен пройти сам человек. Свобода должна быть познана и открыта.

Прав был Ширази. Рамзай лишь сам недавно понял, что такое свобода. И научила его свободе Дарина, по законам Хазарстана – рабыня.

– Высокорожденные не могут быть вторыми в жизни, ибо это для них равносильно смерти. Единственное, кому позволялось быть выше, лишь Богу, но даже Он может быть первым в другом мире, а на Земле они первые, – сказал Рамзай. – Пройдёт вечность, прежде чем они поймут, что свобода им нужна прежде всего самим.

– Вижу, что тебя не переубедить, – вздохнул Ширази, – но попытаться следовало. В общем-то, я хотел сказать тебе о другом, что я всегда буду на твоей стороне, что бы не случилось.

– Я знаю, Ширази, – сказал Рамзай, – но будет лучше, если что-то пойдет не так, как я задумал, ты позаботишься о Дарине и детях. Я не прощу себе, если из-за меня они пострадают.

– Сделаю всё, чтобы защитить их, не сомневайся, – ответил Ширази. – И удачи тебе.

Ширази ушёл и Рамзай остался один на один со своими мыслями.

Много странного в этой жизни. От отца Рамзай унаследовал огромную силу, а от матери доброе сердце и способность чувствовать чужую боль. Но именно отцу он был обязан своим счастьем, хотя всегда презирал его так же глубоко, как любил мать.

У отца были сложные отношения с матерью Рамзая. Он любил её, но её сердце никогда не принадлежало ему. Она вышла за него против своей воли. И видно именно этого никогда не мог простить ей отец. Отец приводил в дом женщин. Все безобразия творились на глазах Рамзая. Он уже был достаточно взрослым, чтобы понимать. Матери были безразличны похождения отца. Какая-то грусть-тоска съедала её. Быть может, тоска по загубленной жизни.

Со смертью жены отец и вовсе пустился во все тяжкие. Никто его не порицал. Во многих домах процветал порок, но все делали вид, что ничего не замечают.

Все высокорожденные обладали способностью подчинять других людей своей воли. Они проникали в сознание человека. Одних людей они подчиняли тем, что узнавали их страхи и управляли им. Если человек был силен духом и мог противостоять своим страхом, то высокорожденные создавали иллюзию. И с помощью этой иллюзией управляли человеком.

Высокорожденные редко покидали свою страну, небезосновательно считая Хазарстан раем на земле. Торговлю с другими государствами вели рабы и незаконнорожденные сыновья. Они же были их глазами. Рабы и бастарды находили самых искусных ремесленников в других государствах, а уже затем в дело вступали высокорожденные. Они опутывали сетью сознание человека и человек сам отправлялся в страну высокорожденных, при этом никому не открываясь. Одни из страха, а другие из-за своих желаний. Высокорожденные внушали им, что они попадут в страну обетованную, в страну своей мечты, а они попадали в рабство.

Очень редко, но и такое случалось, что высокорожденные не могли подчинить себе человека. Человек сопротивлялся воле высокорожденного, иногда даже погибал, но не сдавался.

Таким человеком оказалась и Дарина. Она сокрушила отца Рамзая своей красотой, поэтому он не захотел отступать. Для него было невыносимо быть отвергнутым ещё раз.

И отец Рамзая решил прибегнуть к чрезвычайным средствам. Он съел Пейотль, которому поклонялись как божеству, поскольку он многократно увеличивал силу высокорожденного. Непреодолимая страсть к Дарине заставило его пренебречь опасностью: ведь проникнув в неведомые дали Духа, можно было и не вернуться в реальность.

Так случилось и с отцом Рамзая. Три дня он пребывал в мире Духов. Казалось, что он умер, о том, что он жив говорило лишь его редкое дыхание. Через три дня он открыл глаза, чуть слышно прошептал: «Я призвал её». Это были его последние слова.

Дарина появилась через месяц. Не было никакого сомнения, что это именно она, ибо такой совершенной красоты Рамзай ещё не встречал.

– Я знаю, что тот, кто призвал меня, умер, – сказала она Рамзаю.

– Почему же ты пришла? – удивился он.

– Я видела узор, – ответила она.

– Какой узор? – не понял Рамзай.

– Узор жизни, – пояснила Дарина. – Иногда у меня бывают видения. Я вижу, то, что скрыто, и то, что будет. Я вижу узоры, которые связывают людей. Не понимаю, как это возможно, но я вижу, как связаны люди невидимыми нитями. Как их судьбы сплетаются в единый узор. Я смотрю на мужчину и женщину, которые даже мне не знакомы, но знаю, что они поженятся. Я вижу влюбленных и их чувства. Таков мой дар, от которого я бы хотела избавиться, но вряд ли это получится. И это дар призвал меня сюда.

– Ты вольна делать в моем доме всё, что пожелаешь, – сказал Рамзай, покоренный её красотой.

Несмотря на молодость, Рамзай уже хорошо разбирался в женщинах.

Одни женщины стремятся к кровавым зрелищам с таким же бешенством, как к сладострастию. Они жадно раскрывают глаза при сценах мучений, испытывают злорадную радость при виде смерти. Нет предела падению таких женщин, они ни перед чем не останавливаются, совесть их никогда не мучает, они лишь следуют своим страстям и желаниям. Чем высокороднее мужчина, тем он привлекателен. Ибо властвующий мужчина – это сильный мужчина. Если он сумел подчинить себе многих, то он обладает силой. Они влюбляются в жестоких, но сильных мужчин, ибо главное для них половая мощь. Они любят так же, как убивают.

Но есть и другие женщины. Женщины – учителя милосердия. Такой была мать Рамзая, такой была Дарина. Они тоже удивляют. Они удивляют, что представляют противоположность здравому смыслу. Великая любовь к жизни проявляется в их бесконечной доброте.

В женщине есть космическая сила, непобедимая сила созидания или разрушения, как в природе. Да и сама она природа. Она – источник и жизни, и смерти. Дарина лишь убедила его в этой мысли.