Книга Психологическое консультирование. Часть 2. Работа с неврозами - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Георгиевна Шуман
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психологическое консультирование. Часть 2. Работа с неврозами
Психологическое консультирование. Часть 2. Работа с неврозами
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психологическое консультирование. Часть 2. Работа с неврозами

Глава 4. Опыт работы с людьми, больными неврозами и другими расстройствами нервной системы

Подглава 1. Невроз – болезнь или способ жизни?

Много споров идёт о неврозе: является он психическим заболеванием или его может вылечить психолог. По тому, какой низкий эффект излечивания невроза врачами психотерапевтами, можно сделать вывод, что, всё-таки, это – не заболевание. По утверждению Э. Фромма, больными можно считать всех людей, не находящих средств успешного взаимодействия с другими людьми. Именно это утверждение позволяет предположить, что обучение людей умению строить своё взаимодействие с «другими» (не только с людьми, но и с различными формами Жизни), приведёт к благоденствию человеческого общества.

К. Хорни утверждает, что причиной развития невроза является та социальная среда, в которой человек проживает. Но, социальная среда – это люди, которые создают традиции, законы, указы, уставы, которые навязывают друг другу свои идеи, мысли, которые пытаются добиться исполнения своих принципов другими.

Получается, если изменить социальную среду, то, можно не допустить развития неврозов у людей? А, может быть, можно изменить отношение людей к социальной среде – и этот путь с большим успехом, чем изменение всей социальной среды, приведёт к формированию здоровых людей и здоровой социальной среды? Тем самым, будет происходить и процесс изменения социальной среды.

В наше время неврозами больны почти все. Остаётся понять, почему это происходит.

Человека во все времена понимали, как потребность иметь материальное. Эту идею находим ещё у древних. Но, человек – это форма Жизни, и если понять, что Жизнь – это неделимая материально-энергетические-информационная целостность всех вместе взятых форм Жизни, то станет ясно, что как материально-энергетически-информационную неделимость с «другими» надо понимать и человека. Понимание человека, как материальной сущности, приводит не только к расколотости понятия «человек» в сознании людей, но, и к расколотости всей жизни человека. Поскольку, человек, понимающий себя, как потребность иметь материальное, и живёт, и развивает только свою материальную сущность. Человек делит себя на части, отделяя и выделяя материальное начало, мало того, он отделяет себя от «других». Если понимать человека как неделимую целостность с «другими», то становится ясно, что именно отторжение от себя «других», без которых человек реально не может жить – ведь, именно «другие» способствуют удовлетворению всех его потребностей и целей – и приводит к развитию у человека невроза. Человек, получается, отторгает от себя самого себя, какую-то свою часть. Именно это противоречие (стремление к целостности и одновременно, отторжение от себя «других») и лежит в основе развития невротических проявлений: страха, тревожности, зависти, жадности, ненависти, боязни и т.п.

Имея в качестве гипотезы именно эту идею, я и начала работать с отдельными людьми, которых можно было отнести к невротикам.

Наш многолетний опыт работы в качестве консультанта позволил выдвинуть предположение: у основной массы людей, которые нуждаются в психологической помощи, расстроена нервная система или развит невроз. Причины развития невроза и расстройства нервной системы могут быть разные, могут быть застарелыми и тянуться из детства, а могут возникнуть относительно недавно в результате психотравмирующих факторов, способствующих «срыву» нервной системы. Степень развития невроза, и особенности его проявления связаны с временным фактором и спецификой взаимодействия человека с окружающей средой.

В «Психологическом словаре» неврозы определяются, как функциональные нервно-психические расстройства.

Факторами, способствующими развитию неврозов, являются биологические, социально-психологические и факторы, имеющие психологическую природу. Для клинической картины невроза характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией и др.). Выделяют следующие виды неврозов:

неврастения (как следствие перенапряжения, переутомления), которая характеризуется подавленным настроением человека, невыносимостью к сильным раздражителям, плохим сном, головными болями, сексуальными нарушениями;

чувство страха (наступающее в результате разлуки с близкими, болезнью и смертью близких), которое характеризуется повышенной тревожностью, страхом высоты, замкнутых пространств;

истерический невроз, для которого характерны судорожные припадки, истерическая глухота, слепота, рвота, понос, нарушение сердечно-сосудистой деятельности, энурез, заикание;

невроз навязчивых состояний, для которого с детства характерны тревожность, неуверенность в себе, мнительность, навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия.

Деление невроза на виды – совершенно условно, и, поскольку, жизнь человека – это процесс его развития, то, в зависимости от того, как протекает его жизнь, на разных этапах развития, для человека бывают характерны те или иные проявления. В принципе, все эти проявления – это реакция человека на жизненные обстоятельства, на поступки, действия отдельных людей.

Лечится невроз общеукрепляющими средствами, а также психотерапией. Тяжелые случаи (затяжной, застарелый невроз) лечится специалистами, в остальных случаях каждого человека можно научить избавляться от собственных неврозов, разработав рекомендации по укреплению здоровья, нервной системы; а, также, обучив его умению анализировать ситуации, в которые он попадает в процессе взаимодействия с окружающей действительностью (в том числе и с другими людьми), вскрывать причины и находить средства устранения этих причин.

К. Хорни пришла к выводу, что неврозы не возникают у спокойных, уравновешенных людей, а развиваются только у людей, раздираемых внутренними конфликтами. Но, это утверждение К. Хорни идёт от непонимания, что человек – это процесс, поэтому любой человек проходит этапы, как взаимодействие с «другими» формами Жизни, в ходе которых возникают конфликты. Такое утверждение К. Хорни идёт от непонимания того, что в основе невроза лежит понимание человеком себя как «Я», отличного от «других». И это – главное. Ведь, конфликт – это отношение человека с «другими» и, если понимать, что все люди руководствуются пониманием себя как «Я», а «других» воспринимают как недругов, врагов, то, станет ясно: невроз развивается у всех людей. Но, у каждого – по своему, поскольку, каждый человек вступает на протяжении своей жизни во взаимодействие с разными «другими», у каждого человека развиваются специфичные интересы, формируется свой уровень развития интеллекта, человек бывает успешным, либо пребывает в неуспехе и т.п.

К. Хорни утверждает, что неврозы возникают из-за расстройства в человеческих отношениях. Но, человек – это процесс, который, переходя с этапа на этап, изменяется, и сам порождает ситуации взаимодействия, которые отличаются от первоначальных источников зарождения нарушений во взаимодействии с «другими». Проблему зарождения невроза у человека необходимо рассматривать с самого начала его жизни. Это могут быть асфиксия – удушение, с которым ребёнок встречается с первых минут своей жизни. Это могут быть ситуации, с которыми ребенок встречается в самом начале своей жизни – он родился, как нелюбимый, нежеланный, больной, его отдали в дом малютки, родители ребёнка бесконечно ссорились, кричали друг на друга и на ребёнка и т.п. Поэтому, истоки развития невроза необходимо прослеживать на протяжении всей жизни человека.

Человек, от рождения, – это потребность быть, то есть потребность развиваться, быть любимым и любить, потребность быть здоровым, приобретать информацию (развивать интеллект), быть нужным, полезным «другим». Именно из-за того, что потребность быть у человека с самого детства не удовлетворяется, это и приводит к изменению его и биологических, физических основ, к изменению интеллекта, к нарушению взаимодействия с «другими» формами Жизни. Какими средствами удовлетворяется потребность быть, таков и человек. Человек – это стремление к делам, заботе, к приобретению интеллекта, к «другим», которым он хотел бы отдавать свои дела, интеллект, накопления. Но, если на пути реализации этих стремлений возникают препятствия, то есть, возникает противоречие между желанием человека и реальным достижением, реальным отношением к нему «других», и реальным его отношением к «другим», это и приводит к возникновению отрицательных эмоций, напряжению, страху, гневу, обиде, злости, ненависти, подозрительности и пр. проявлениям, которые и называют неврозом.

Поэтому, можно сказать, что подход, который предлагает Карен Хорни, не позволяет понять всю целостную картину возникновения и развития невроза. Если понимать невроз, как способы жизни, которые формируются (и человек начинает ими пользоваться, как привычными) на всем пути жизни человека, то и истоки возникновения невроза надо искать на всем жизненном пути человека.

Неделимость «Я» и «других» можно назвать инстинктом Жизни, который дан человеку от рождения, от Жизни. Стремление к его удовлетворению и приходит в противоречие с той реальностью, с которой сталкивается человек в своей жизни, с самого своего рождения. Как форма Жизни, стремясь к «другим», к целостности с ними, к приобретению их любви и к отдаче своей любви им, человек в реальной, человеческой жизни, сталкивается с негативным отношением к себе «других», и у него формируются привычные способы взаимодействия с «другими»: крики, угрозы, наказания, шлепки, драки, сплетни, подозрения, зависть, жестокость, жадность, презрение, агрессия и т.п. При этом, по мере движения по жизни, изменяются способы взаимодействия человека с «другими». И это способы укореняются, приобретаются человеком в результате тех видов взаимодействия, в которые он вступает с окружающим миром.

К. Хорни предлагает в «качестве динамического центра в развитии невроза рассматривать базисный конфликт между «движением к людям», движением против людей», движением от людей». Чтобы оставаться целостной личностью, человек должен разрешить этот конфликт. Неумение его разрешить и приводит к тому, что человек «разрывается» на части.

Наш опыт работы с людьми, позволяет выделить типы личностей: 1) люди, развивающиеся как целостность с «другими», испытывающие любовь «других» и сами отдающие любовь «другим»; 2) люди, деградирующие как личность, имеющие в качестве смысла жизни накопление как можно большего количества материального лично для себя; 3) люди, смыслом жизни которых является стремление к власти над «другими». Невроз может развиваться у всех типов личностей – в зависимости от того, как у них складывается жизнь.

Деление людей (личностей) на типы – условное, поскольку, человек – процесс, и, имея, изначально развитое стремление приносить пользу «другим», постепенно может прийти к осознанию того, что главное в жизни человека – материальное обогащение, а потом может приобрести и желание властвовать, унижать и уничтожать «других». Точно также, человек, осознав сущность, истинность жизни, как заботу о «других», может начать меняться, и в этом случае, сам может уйти от развития у него невротических проявлений. Поскольку, сущность невроза – в конфликте между стремлением человека к любви к «другим» и стремлением его к их унижению, уничтожению, то, человек может сам с успехом разрешить этот конфликт. Хотя, как правило, средства, используемые людьми для разрешения этого конфликта, не дают ожидаемого эффекта.

Для разрешения конфликта невротики используют следующие средства:

Оправдывают себя, свои поступки, действия. При этом, невротику кажется, что он снял противоречие, понял, как должен вести себя «другой». Однако, при этом, «другой» сопротивляется, не хочет делать так, как от него ожидает невротик, чем вызывает дальнейшую деградацию личности невротика. При использовании такого средства противоречие между «Я» и «другими» остаётся, человек не достигает целостности с «другими», он продолжает оставаться в расколотости, разделённости с «другими».

Уходят от взаимодействия с «другими», с теми, кто мешает им оставаться во мнении, что «они – правы». В результате использования этого средства «другие» продолжают оставаться отдельно от невротика, он не снимает противоречия между любовью и ненавистью. Невротики уходят от взаимодействия также с теми, кто говорит им об их реальных качествах. Создав в своём воображении идеальный образ себя, невротики перестают взаимодействовать с людьми, которые делают попытку разрушить их идеальный образ. Чтобы добиться расположения «других», ЛЬСТЯТ «другим». Но, одновременно и ненавидят тех, кому льстят, презирают их, поскольку, считают, что те, кому они льстят, вынуждают их применять это средство. Одновременно, они и себя ненавидят за то, что поступают таким образом.

Вступают в спор с «другими», с целью доказать свою правоту. При этом, если у них не получается убедить оппонента в своей правоте, они начинают злиться, сердиться, кричать, оскорблять того, кто им не поддаётся.

Винят в своём неуспехе «других». Они – не могут быть неправы, это – «другие» дали им ложную информацию, помешали, позавидовали, «другие» – глупые, безнравственные. И всё это – чтобы остаться в своём собственном сознании незыблемыми.

Создав свой идеальный образ, пытаются найти подтверждение этого образа у других людей. Если «другие» не поддерживают невротика, он на них обижается, уходит от взаимодействия с ними, может конфликтовать, распространять о них сплетни, ненавидеть их. Если встречает человека умнее себя, пытается найти способы его убрать со своего пути, мстит ему, пытается уничтожить.

Имея отрицательные качества, приписывают их наличие другим людям, осуждают за это «других» людей. Сами у себя не видят мелочности, предательства, вообще, не видят у себя тех качеств, которые очень даже хорошо видны «другим».

Анализируя ситуации взаимодействия с «другими», всегда найдут оправдание себе и своим поступкам, и будут обвинять «других» в том, что именно они виноваты (если, например, не было достигнуто успеха).

Бывают циничны, высмеивают доброту, порядочность «других», могут найти аргументы, чтобы обосновать, что «другой» – «дурак», «лопоухий» и т.п.

Все эти средства, применяемые невротиком во взаимодействии с «другими», не способствуют его излечению, а, наоборот, способствуют ухудшению его состояния. Человек, чтобы излечиться, должен найти способ обосновать свою неправоту, найти способ перешагнуть через свои личные амбиции, обиды, принять цели, которые способствовали бы его единению с «другими», найти средства, объединяющие (а не отталкивающие, разъединяющие) его с «другими». Невротик всё должен делать для того, чтобы сохранить свою целостность с «другими» – в этом и есть ключ к его исцелению.

Если бы у каждого человека с самого детства формировалось представление о человеке, как неделимой материально-энергетически-информационной (как «Я») целостности с «другими», и в качестве смысла жизни – стремление к сохранению этой целостности, что достигается путём заботы о «других», выполнения дел на пользу «другим», то не было бы и самого понятия «неврозы». А так – получается, что расколотость личности изначально закладывается в сознание человека той информацией, которую ребёнку о нём самом дают родители, и путём использования «другими» по отношению к нему негативных средств. У ребёнка формируется о себе представление, как о материальном, смыслом его жизни становится приобретение материального, лично для себя.

Невроз в большей степени развивается у людей, имеющих в качестве смысла жизни стремление к удовлетворению своих личных материальных потребностей и потребности во власти. Так как удовлетворение этих потребностей зависит от других людей, то, это и приводит к тому, что человек может быть не удовлетворён тем, что ему предлагают другие. Это, соответственно, вызывает у него желание заставить «других» подчиняться ему, делать что-то так, как он ожидает. Используя крики, ссоры, угрозы, слёзы, брань и другие средства унижения, человек сам способствует расстройству своей нервной системы. При этом, нередко, он испытывает использование таких же методов со стороны других людей. Средства, которые человек использует во взаимодействии с другими людьми, становятся его привычкой. Кроме того, вступая во взаимодействие с кем-то или с чем-то, что уже предполагало использование негативных средств, человек заранее ожидает повторения подобной ситуации. Поэтому, и прибегает к использованию привычных средств взаимодействия с другими. Человеку оставаться любовью к «другим» мешают сами «другие», именно они и вынуждают человека применять к ним средства, которые он усвоил во взаимодействии с ними: от кого-то человек прячется, кого-то – боится, кого-то – ненавидит, кому – то – завидует, кому-то льстит, кого-то – унижает, кого-то – уничтожает. И всё это – на фоне потребности любить «других». Он любит «других», но, вынужден, чтобы выжить в человеческой жизни, идти наперекор самому себе. Он себя за это ненавидит, но, делает попытку найти виноватого, поэтому, и разрывается на части.

Всё для человека (ребёнка) с самого начала жизни – враждебно! Раздражённые, ссорящиеся между собой родители, другие дети, которые отнимают у него игрушки, собаки, которые кусают, кошки, которые царапают, дождь – мочит, хлещет, ветер сбивает с ног, солнце жжёт, мороз щиплет, родители наказывают за то, что он хочет выполнить дела на пользу им…

Ребёнку, который рождается, как потребность любить, который, по идее, должен развиваться по этапам: брать готовое, самостоятельно отыскивать готовое, применять приобретённое в жизни, создавать новое и отдавать «другим», не создаются условия для жизни с самого начала. Поэтому, ребёнок научается брать готовое, и усваивает методы: отнять, отобрать, украсть, присвоить, подслушать, подглядеть, «продать» имеющуюся информацию за что-то, для себя, материальное… И потребность любить, быть любимым, которая является истинной сущностью человека, остаётся нереализованной.

Став взрослым, человек пытается заглушить этот конфликт (он – не «внутренний» и не «внешний», а – человеческий) вином (водкой). А теперь ещё изобрели и наркотики, которые создают иллюзию любви, счастья.

Много споров идёт о неврозе: является он психическим заболеванием, или его может вылечить психолог?

Фрейд утверждал, что невроз излечить нельзя. Этот вывод он сделал потому, что считал: у человека есть потребность в самоуничтожении. А невроз, как раз, и есть путь, ведущий к расколу личности. Невроз – это процесс, который на более поздних этапах своего развития переходит в психоз, и может закончиться суицидальными проявлениями.

К. Хорни, которая начала заниматься проблемами невроза еще более шестидесяти лет назад, считает невроз болезнью, которую может вылечить психолог, и основным проявлением невроза считает расколотость личности, неспособность человека находить позитивные способы взаимодействия с другими людьми. Такого же мнения придерживается Э. Фромм, который считает всех людей, не находящих средств успешного взаимодействия с другими людьми, больными. Если придерживаться подходов, предлагаемых К. Хорни и Э. Фроммом, то можно утверждать, что больно почти всё человечество. К. Хорни так и говорит: причиной развития невроза у человека является та социальная среда, в которой он живёт.

Можно заметить: в обществе людей, унижающих других, стремящихся к самоутверждению путём уничтожения других, завидующих другим, больше всего достаётся людям способным, творческим, талантливым, гениальным. Творческого человека, зачастую, затравливают, вгоняют в стрессовые ситуации. В результате, он теряет уверенность, становится подозрительным, мнительным, боится взаимодействовать с людьми, ожидая от них использования негативных средств – подвоха, насмешек, унижений, сплетен, оскорблений и т.п. Реакция на эти ожидания у разных людей – разная: кто-то становится агрессивным, кто-то прячется от людей, кто-то начинает заискивать перед другими. Не одобряя своих реакций, своего реального поведения по отношению к другим людям, невротик, тем не менее, продолжает использовать именно такие средства. Некоторые люди утверждают, что, вроде бы, «сидит» в них два человека, которые постоянно борются друг с другом. Один понимает, как надо взаимодействовать с другими людьми, а второй «нашептывает» ему совершенно другие способы общения. И, реально зная, как надо вести себя в той или иной ситуации, человек, тем не менее, ведёт себя совершенно по-другому. Анализ жизни невротика позволяет понять, что «сидит» в человеке его своеволие, эгоизм, нежелание подчиняться нормам, принятым в человеческом обществе, желание постоянно быть правым. Этот «второй», как второе «Я» человека, и мешает невротику «выползти» из невроза, когда с ним начинает работать психоаналитик. И, именно, этот, «второй» способствует ещё большему расколу личности.

Чем отличается нормальный человек от невротика? Нормальный понимает причины поведения других людей (у него для этого есть знания, опыт), объясняет их себе, прощает других, даже жалеет их, поскольку видит, что они не обладают теми достоинствами, которыми обладает он. Нормальный человек может поставить себя в позицию другого, понять, почему тот к нему так относится, и, объяснив себе это, может найти способы взаимодействия с ним. Именно этой реакцией на внешнюю, социальную среду, и отличаются нормальные люди от людей, у которых начинает развиваться невроз.

Чтобы понять, почему тот или иной человек использует во взаимодействии с другими людьми те или иные средства, необходимо сделать экскурс в историю развития человека, изучить жизнь, которой он жил, начиная со времени рождения.

Именно, негативные обстоятельства жизни, которые действуют на человека длительное время, и приводят к тому, что у человека, в конце концов, случается «срыв» нервной системы. В связи с этим целесообразно о неврозе говорить не как о болезни, а как о способе жизни человека, как о привычке, которая у него выработалась как реакция на негативное воздействие социальной среды.

Именно, поэтому и лечение невротика надо начинать с восстановления всего индивидуального пути его развития. Это поможет понять причины развития невроза. На следующем этапе выведения человека из состояния невроза, необходимо дать ему знания о том, кто он – истинный человек. Именно противоречие, заложенное в понимании сущности человека, и приводит, в итоге, к тому, что у человека развивается невроз. Человек – это неделимая целостность «Я» с «другими». «Другие» – это средства реализации целей человека, без «других» человек не может жить. Поэтому, главным для человека должно быть стремление приносить пользу «другим», проявлять заботу именно о «других». Человек должен беречь «других», поскольку без «других» он не сможет удовлетворять никакие свои потребности. Всё человеку дают «другие». Раскол личности невротика – это и есть борьба человека между «Я» и «другими». С одной стороны, невротик понимает роль, которую в его жизни играют «другие», с другой стороны – он ненавидит «других», боится их, завидует им, воспринимает их как своих недругов, врагов. Человек от природы – любовь, а жизнь в обществе делает его ненавистником «других». Человек, который испытывает на себе значительное время, или слишком ненавистное отношение «других», в конце концов, «срывается», и впадает в состояние, которое и называют неврозом. Поэтому, ясно, что невроз можно вылечить, вернув человека в положительную среду, устранив причины, которые способствовали развитию у него негативного отношения к «другим». Чтобы окончательно вылечить человека, необходимо показать ему (научить его) средства взаимодействия с «другими» и помочь ему «овладеть» этими средствами, закрепить эти средства в его личном опыте. Надо научить человека жить для «других», заботиться о «других». Понятно, что, чтобы у людей не развивался невроз, надо всем людям дать знания об истинном человеке, о его целостности с «другими» формами Жизни (не только с людьми, но и с природой, с животными и т.д.). Надо всех людей научить любить «других».

К. Хорни и другие психоаналитики, как и вся психология, утверждают, что базисом, на котором развивается невроз, является характер человека. Мы же считаем, что у человека, как формы Жизни, как неделимой целостности с «другими», нет отдельных психологических качеств и психических свойств. Человек – это постоянная смена целей и средств, с помощью которых человек свои цели удовлетворяет. Совершенствование человека – это и есть совершенствование жизненных целей, связанных со стремлением заботиться об удовлетворении потребностей «других» форм Жизни, это – постоянный поиск средств, адекватных проявлению заботы о «других», это – постоянное овладение всё новыми и новыми средствами всё более совершенного удовлетворения потребностей «других». У человека, развивающегося как форма Жизни, воспринимающего себя как неделимое целое с «другими», в принципе, не может развиваться невроз. Поэтому, если человеческое общество будет построено, как ЛЮБОВЬ к «другим», оно не будет больным, каждый человек в таком обществе будет счастливым, поскольку будут наилучшим образом удовлетворены все его потребности. Нельзя любить себя, не любя «других», которые, по сути дела, являются частью человека, неделимым с ним единством.