Но как учителю применить такую схему в школе, в классе и для КАЖДОГО ученика?
***
«… Любой педагог – он творец»
Из школьных сочинений:«Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью»В бытность министром образования России Ольга Васильева в своём интервью на канале РЕН ТВ как-то сказала: «… любой педагог – он творец». Если так, то что является продуктом его творчества?
Анализ различных толкований понятия «творчество» позволяет выделить отличительные признаки творчества в любой деятельности:
1) уникальность, новизна результата;
2) невоспроизводимость результата другими людьми;
3) отпечаток личности автора в продукте.
В учебниках по педагогике продукт педагогической деятельности определяется как формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности его составляющих.
Очевидно, что такой продукт педагогической деятельности не имеет отношения к творчеству учителя по всем трём отличительным признакам:
уникальность этого продукта обеспечивается уникальностью самого школьника;
создать этот продукт может любой профессиональный педагог;
важен индивидуальный опыт ученика, а не отпечаток личности педагога.
Тогда что может быть продуктом творчества педагога?
Авторы тех же учебников пишут, что творчество педагога связано не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией. Развивая эту мысль дальше, можно прийти к выводу: единственное уникальное и неповторимое, что создаёт в своей работе педагог и что несёт в себе его отпечаток, – это его урок.
Урок – вот продукт творчества школьного учителя. По всем трём отличительным признакам. Осталось выяснить, почему урок требует от учителя творчества и насколько это творчество оправдано.
Главная цель учителя на уроке – усвоение ВСЕМИ учащимися новой порции учебного материала. Учитывая, что учащихся в классе около 30 человек, и все они разные, учителю приходится здо́рово постараться, чтобы подготовить универсальный урок. Как раз здесь требуется бо́льшая часть творческих способностей учителя. Остальная часть – при проведении такого урока. Очень похоже на работу режиссёра и актёра в театре.
Вполне оправданы были бы творческие потуги учителя и потраченное на подготовку урока время, если бы урок срабатывал на все сто процентов. Но такого не случается. Даже у самых творческих учителей.
И в этом нет вины учителя. В существующей парадигме школьного обучения невозможно обеспечить успех каждому обучающемуся. Требовать этого от учителя означает априори делать его без вины виноватым.
Остаётся объявить учителя творцом и надеяться, что он как-нибудь что-нибудь придумает. А пока этого не случилось, у нас сегодня есть «плохие учителя» и «необучаемые дети». И ещё армия репетиторов…
Я вовсе не против творчества как такового в деятельности учителя. Я против творчества, которое потребляет много времени и энергии, но бесполезно по своим результатам. Как сизифов труд. Именно таким творчеством является сегодняшняя работа школьного учителя. Но и это ещё не всё.
Вот звенит звонок. Учитель входит в класс, закрывает за собой дверь, и теперь никто не имеет права вмешаться в то, что сейчас будет происходить на уроке. Творит мастер.
Мастер сделал свою работу, проходит время, а результата нет. Сразу возникает вопрос: а чем он там занимался на уроке? Вопрос резонный, а потому резонны и те проверки, которыми сегодня обложили школу. То есть избыточный контроль и отчёты – следствие творческой свободы учителя. Нужна ли такая свобода?
Есть ещё один аспект. В стране больше миллиона учителей. Вы действительно считаете, что каждый из них может и должен быть творцом? Не правильнее ли будет обеспечить учителя работающей технологией, которая гарантированно даёт результат и не требует гениальности?
***
Технология и методика
Из школьных сочинений:«Трактор мчался по полю, слегка попахивая…»Журнал «Мир науки, культуры, образования» в №3 за 2010 год опубликовал статью «Методика и технология обучения: понятийно-функциональное соотношение».
Автор Ольга Игна, в то время кандидат, а сегодня – доктор педагогических наук, профессор ТГПУ, отмечает в своей статье, что огромный арсенал методик не позволяет достигать высокого и стабильного результата всегда и всеми обучающимися. При этом разработка методик требует немало усилий и времени. В качестве альтернативы автор предлагает использовать технологии.
Ольга Николаевна так формулирует разницу между технологией и методикой: «В случае если система действий по реализации образовательной концепции… отличается вариативностью и гибкостью, её называют методической. Наличие более жёсткой алгоритмической последовательности действий с нацеленностью на получение гарантированного результата позволяет называть её технологией».
Автор выделяет преимущества использования технологий в обучении:
технология воспроизводится любым другим педагогом для получения сходных результатов;
ситуации «экспромтов» в обучающей деятельности педагога сведены к минимуму;
технология предполагает чёткое и точное проектирование учебного процесса, что ведёт к более высокой стабильности и успешности учебной деятельности всех обучающихся.
Учитель, вооружённый работающей технологией, сможет, наконец, избавиться от необходимости каждый день выдумывать новую методику, создавать новый «спасательный круг».
А где же тогда место творчеству?
Творчество останется. Только это будет творчество, направленное на применение работающей технологии. Результативное творчество. То, которое не выжигает, а зажигает учителя. Творчество, которое манит на работу в школу и каждый день делает счастливым.
Но где же взять такую проверенную технологию?
Вот и профессор Игна резюмирует, что научно-исследовательская деятельность в направлении технологизации образования ещё не дала значимых результатов, а в массовой практике обучения пока лишь единичные технологии нашли широкое распространение и всеобщее признание (например, система программированного обучения).
Такое положение дел объяснимо. Уж слишком разные все наши дети. Даже используя гибкость методик и свои собственные изобретения, педагог никогда не был в состоянии обучить весь класс. Что здесь может сделать технология с её жёстко определённой системой предписаний?
Казалось бы…
***
Смена парадигмы
Из школьных сочинений:«Хлестаков сел в бричку и крикнул: Гони, голубчик, в аэропорт!»Давайте рассмотрим следующую модель стандартного школьного класса.
Половина детей учится и успевает, потому что уровень и темп обучения рассчитаны как раз на них. Пара-тройка детей откровенно скучает, потому что всё уже давно понятно, и учебник прочитан от корки до корки. Остальные не понимают ничего, ибо безнадёжно отстали, и, в лучшем случае, делают вид, что они здесь.
Модель грубая, соотношение может сильно различаться в разных классах, но эти три группы учащихся есть всегда. Иногда случается четвёртая – один-два человека, но про них забывают: прогульщики.
Учитель, как всегда, пытается делать невозможное – обучать одновременно эти три группы совершенно разных детей в условиях классно-урочной системы. Для этого, как и прежде, он готовит разноуровневый урок-шедевр, чтобы быть понятным для всех учащихся, и продолжает свой древний «танец у доски», добавив для пущего эффекта движения вглубь класса. Тщетно. Добрая половина учеников ничего не понимает или не хочет понимать. Зато учитель к концу урока выжат, как лимон в допитом чае.
Всё бы ничего, так живём не одно десятилетие, но проблема стала обостряться. Школа явно деградирует. Вынужденная дистанционка усугубляет ситуацию. Уровень образования выпускников падает и уже завтра потянет за собой экономику страны и всё остальное.
Понятно, что со школой надо что-то делать, но, похоже, никто не знает что. Избыточный контроль всех уровней проблему не решает и не решит. Государство готово вложить деньги в школу, но не знает как, чтобы опять не впустую. Самое время найти выход, точка невозврата уже близка…
Выход есть. Он решает абсолютно все проблемы школы, не создавая новых. Самое интересное, что этот выход не требует значительных вложений, всё может уместиться в существующий бюджет. Но придётся сменить парадигму…
Сегодня учитель вынужден тянуть на себе весь класс. Это не только тяжело, но и безуспешно, а потому не оценивается по достоинству. Вот уже три причины избавить учителя от лишней работы.
Как насчёт того, чтобы исключить из обязанностей педагога преподавание?..
…
Досчитали до десяти? Тогда продолжим.
Педагог по-прежнему прекрасно разбирается в своём предмете, но он ничего никому и никогда не объясняет. Всю информацию учащиеся черпают из учебников. Конечно, не из тех зачастую странных книжек, которые школьники переносят туда-сюда каждый день в своих портфелях, а из настоящих учебников. В них последовательно и доступно изложено всё то, что учитель до сих пор пытался разъяснять на уроке. Это не фантастика, такие учебники вполне реальны, их можно сделать для каждого класса и для каждого предмета.
Они объясняют даже лучше учителя и столько раз, сколько потребуется. В этих учебниках нет ничего лишнего: ни задач, ни вопросов – только те данные, которые ученик должен узнать или усвоить по предмету. И много-много наглядности.
Учебник полностью заменяет преподавательскую функцию учителя. Он может быть большим или даже многотомным. Таскать домой его детям не нужно, он всегда в классе.
Задания на закрепление и применение новых знаний печатаются отдельно в блокноте с отрывными листами. Выполнив очередное задание, ученик сразу отделяет листок от блокнота и передаёт его учителю.
Для замены организующей и управляющей функций учителя на уроке используется ученический дневник. Как дальше выяснится, в новой парадигме домашние задания не практикуются, а оценка ученика учителем запрещена. Поэтому назначение дневника тоже меняется. И теперь у школьника много дневников, по каждому предмету – свой. Правильнее будет их называть дорожными картами.
В каждой такой дорожной карте последовательно расписаны все действия ученика на уроке на весь учебный год: что прочитать, что посмотреть, на какой вопрос ответить, какое задание выполнить и так далее. Совершив очередное действие, ученик делает отметку в дневнике напротив этого задания (ставит дату и подпись) и движется дальше. Некоторые задания требуют, чтобы педагог подтвердил их выполнение. Тогда учитель ставит свою пометку в дневнике напротив этого задания (дату и подпись, но не оценку!). Вместо и по поручению учителя такую проверку и отметку может делать другой ученик.
Завершив изучение темы, ученик пишет контрольную работу. Это происходит в отдельном помещении под руководством и наблюдением специального педагога-экзаменатора. Выполнив успешно контрольное задание, ученик возвращается в класс и приступает к изучению следующего раздела. Не пройдя проверку, он получает задание на повторное изучение темы, возвращается в класс и ликвидирует пробелы, после чего вновь пишет контрольную работу. И так до полной победы.
В новой парадигме каждый ученик работает на уроке самостоятельно. Изредка, когда того требует задание, сотрудничает с одноклассниками, при необходимости обращается за помощью к учителю.
Учитель постоянно наблюдает за работой учащихся, координирует их взаимодействие при соответствующих заданиях, проверяет выполненные задания, приходит на помощь «застрявшим», но никогда не подсказывает, а лишь направляет к тем материалам, где есть ответ.
Различие между детьми приводит к тому, что одни убегают по предмету вперёд, другие движутся медленнее. Школьников, идущих с небольшим опережением, учитель привлекает в помощники по проверке выполненных заданий другими учащимися. При значительном опережении школьникам предлагается перейти на более глубокий уровень изучения предмета (сменить учебный комплект). Для сильно отстающих школьников в рамках новой парадигмы проводятся дополнительные занятия с целью обнаружения и устранения причин отставания и увеличения их скорости самостоятельного продвижения по предмету.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги