97
Это объяснение не противоречит учению, изложенному выше: 16 марта (с. 127, 35) он просит: «…что же касается “посещений” или слёз, то пусть они не будут мне даны, если это столь же послужит Его Божественному Величеству, или пусть я наслаждаюсь его благодатными дарами и “посещениями” в чистоте и бескорыстно». В то же время, на следующий день, он понимает, что Божественная воля в том, чтобы он прилагал усилия к обретению этих даров. Таким образом, он ясно ощущает опасность привязанности к этим дарам и в то же время не менее ясно видит, что воля Божия в том, чтобы он искал их.
98
Memoriale, п. 183, Scr. deS. Ign., I, p. 244; FontesNarr., I, p. 638–639.
99
de Actis, n. 43, Scr. de S. Ign., I, p. 335: Cum lacrymarum vi maxima abundaret, et cosolationem illae eximiam spiritui et debilitatem corpori aff erent (aliquando namque prope orbatus oculis est lacrymarum fl uxu), et spiritus suavitatem corporis sanitati praeff erret, timeretque ne, si lacrmas cohiberet, tanta illa ac tam affl uens divinae consolationis dulcedo minueretur, tandem ratione et consilio medicorum victus, sibi a lacrymis temperavit, easque quasi habenis regebat, ut cum vellet prae devotione fl eret, cum nollet abstineret. Sed tamen tanta postea subsecuta est consolationis divinae abundantia, ut oculorum ariditas infl uentem gratiam non reprimeret, sed magis augeret.
100
Есть и другие особенности, которые следовало бы отметить, например, утешение, которое дает Игнатию музыка и песни, и даже телесное облегчение, которое он в них находит (Memoriale, п. 177–178, Scr. de S. Ign., I, p. 242; Fontes Narr., I, p. 636–637; deActis, n. 29, p. 348); а также факт, сообщаемый Рибаденейрой (Dicta etfacta, I, п. 16, 17, 20, p. 396), что определенное телесное благополучие помогало ему находить Бога, что заставило его понять, что воля Божия в том, чтобы он заботился о своем здоровье.
101
Scr. de S. Ign., I, p. 127; Fontes Narr., I, p. 140.
102
de Actis, n. 42, Scr. de S. Ign., I, p. 354; Fontes Narr, II, 345.
103
Memoriale, n. 24, Scr. de S. Ign., I, p. 164; Fontes Narr, I, p. 542.
104
de Actis, п. 41, Scr. de S. Ign., I, p. 354.
105
Memoriale, п. 26; 162, Scr. de S. Ign., I, p. 165; 234; Fontes Narr., I, p. 543, 628; см. в п. 289 ss. упреки святого в адрес самого Гонсалвиша, за то что он говорил и действовал без размышления.
106
В MHSI, Const., t. I, p. 78–81
107
См. P. Leturia, El gentilhombre… p. 166: Se ha señalado siempre como uno de los rasgos mas salientes del caracter vasco de S. Ignacio al de su concentración interior y individualismo refl exivo («В Игнатии всегда было заметно внутреннее сосредоточение и рефлексивный индивидуализм, одна из наиболее примечательных черт его баскского характера»).
108
Memoriale, п. 26; 207; 250; deActis, п. 65; 80; 81, Scr. de S. Ign., I, p. 367; 375.
109
Dicta et facta, I, п. 2, p. 394.
110
Chron., III, p. 165; Epist. S. Ign., IV, p. 106, 359, 484; V, p. 95.
111
Gonsalez da Camara, Acta (далее Camara, Acta), n. 26, Scr. de S. Ign., I, p. 52; Pontes Narr., I, p. 398; cf. J. Creixell, S. Ignacio en Manresa, Barcelone, 1914; Dudon, S. Ignacio… p. 79 ss.
112
Cm. J. Creixell, S. Ignacio de Loyola, Barcelone, 1922, I, p. 282–307; Dudon, S. Ignacio… p. 126–130; свидетельские показания см. в Scr. de S. Ign., II.
113
На предмет перипетий этой любопытной «общины женщин-иезуиток» см. очень точную заметку Дюдона: Dudon, S. Ignacio… с. 640–641. Как говорит последний, «злоключения римской общины» позже побудят святого полностью отказаться от любых подобных попыток, к которым его будут склонять в Испании и в Португалии. См., прежде всего, в Epist. S. Ign., I, р. 437 et 488 два Письма Игнатия к Мигелю Торресу (от 9 октября 1546 г. и 3 мая 1547 г.) высказывания на эту тему и в первом из них – на тему хлопот с целью получить от Папы освобождение Общества от всякого постоянного руководства женскими общинами.
114
Dudon, S. Ignacio… p. 132–135.
115
Ibid., p. 137; 201.
116
Материалы этих двух процессов содержатся в Scr. de S. Ign., I, p. 598–624.
117
Ibid., I, p. 611.
118
Ibid, I, p. 619.
119
См. B. Llorca, Die spanische Inquisition und die “Alumbrados”, Berlin, 1934, S. 6–34, о процессах начала XVI в., в частности, в регионе Толедо, и S. 35–40 о процессах Игнатия, рассмотренных в контексте гонений на «алумбрадос».
120
Camara, Acta, п. 61; Scr. de S. Ign., I, p. 73; Fontes Narr., I, p. 448.
121
Camara, Acta, n. 77; Scr. de S. Ign., I, p. 82; Fontes Narr., I, p. 468.
122
Epist. S. Ign., I, p. 97; 629.
123
Письмо Поланко, Scr. de S. Ign., I, p. 110; Fontes Narr., I, p. 100.
124
Camara, Acta, п. 82; Scr. de S. Ign., I, p. 86; Fontes Narr, I, p. 476.
125
Chron., I, р. 48 ss.; Favre, Memoriale, п. 11, 14, Моп. Fabri, р. 492–495; Fontes Narr., I, р. 34, 35.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги