Книга Солнечные путешествия - читать онлайн бесплатно, автор Mария Солнечная
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Солнечные путешествия
Солнечные путешествия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Солнечные путешествия

Солнечные путешествия

Горный Алтай. Записки экскурсовода

Mария Солнечная

© Mария Солнечная, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Открытие туристического сезона Горного Алтая с гостями из Турции

Сезон туристов в Горный Алтай, для меня, открылся экскурсионным сопровождением гостей из Турции. Есть у Алтайского народа традиция знакомиться с новыми людьми вопросом: «С какой вы земли?» Очень приятно, что уверенным ответом было утверждение о прародине человека – Великой Алтайской земли и признание заселения Турции и ассимиляции Тюркского Каганата еще с 5 века.

Я тщательно готовилась к экскурсии, изучила огромное количество книг, статей, интернет ресурсов и поняла, что ничего не поняла и страшно боялась первой встречи с непознанной для меня истории языка, вероисповедования и какой-то вековой дружбы и взаимоподдержки между Алтаем и Турцией. Язык казался мне самой сложной темой в общении с гостями, хотя и был переводчик Узбекской национальности (?) Я честно сомневалась, что ТУРКИ и ТЮРКИ это одна национальная группа и один язык и самое главное, встроить в него себя, как русскую, и… да что уж там говорить, частенько вспоминались результаты Русско-Турецкой войны 1872 года и, кажется, что мы как-то не очень справедливо поделили земли Турции…. И почему-то мой любимый Кипр в нашей войне, вообще ушел в Англию?!

А оказывается в турецком языке нет различия между этнонимами «тюрк» и «турок»: («Тюрк» по-турецки значит и турок, как представитель турецкого народа, и тюрк, как представитель языковой общности тюркских народов. Официальным этнонимом признали слово «тюрки», а в тех случаях, когда нужно было делать уточнение, что речь идет именно о турках, а не о тюрках, стали употреблять выражение «турецкие тюрки», «тюрки Турции», «Тюркские тюрклери».)

Но все оказалось пустое…. Надуманное…. История, традиция и культура Тюрков встретилась и обозначилась в полном понимании, крепком рукопожатии, настоящих, крепких объятий… давно не видевшихся друзей.

На встрече с нашим КАЙЧИ – Карышем Кергиловым в его домашней юрте, отмелись все мои сомнения…. Да, это единый народ! Да они говорят на одном языке! Да они понимают друг друга с полуслова! Они уважают друг друга!!!



(а я, русская, сидела рядом с ними, как с боку «припеку»)

Вынуждена была, не понимая их языка и самое главное, не представляя даже приблизительно, как переводит переводчик, ловить вздохи, интерес во взглядах, покачивание головы, пению и, самое главное, по фотоаппарату, который не так уж часто ловил «себя красивых на фоне гор», а явно улавливал только те объекты, которые истинно их заинтересовали.

Вот поразил интерес к мостам нашего района. Вопреки моего акцента на современные постройки мостов через Катунь (Аскат, Элекмонар, Чемал…) фотоаппарат защелкал лишь на подвесном, абшарпанном наводнением, разбитом в дребезги, мосту «Шутова» в Аскате. Конечно улавливая интерес, сразу поведала историю возникновения подвесных мостов, технологию, строптивую Катунь и сказы-легенды про Шутова – первого строителя, а еще первей, Сартыкпая, который позаботился о переходе людей через реку и горстью накидал камней в районе Элекмонара, что «зубами Драконовыми» облегчили строительство перехода. Кажется их больше интересовало чисто технологическое устройство строений подвесных мостов и строптивость нашей красавицы Катуни.



И закончился мостовой путь на подвесном, тот что к острову Патмос, где даже без предупреждений, они шли в разные ноги, не по армейски, что позволило пройти восьмью ногами, туда-сюда и обратно пару раз, без раскачивания. (но не фотографировались, а получили истинное удовольствие от ходьбы.) На рассказы о религиозных конфесcиях Алтая, стоя на середине пути Святого Макария и христианизации Алтайского народа, моих гостей приятно удивила лишь одна цифра о количестве зарегистрированных Исламских сообществ (а их у нас 4). Тщательно обсудили, переспросили: верно ли поняли, что и тут есть мусульмане? Цифра 4 их обрадовала, не смотря на мой акцент, что Будистких (Белой Веры) сообществ числится 173. Ведь правда, что цифра 4 гораздо сокровенней и родное ближе к душе всякого верущего.

К Таисии Бардиной в музей пришли, как внуки к бабушке – все гладили, трогали, обнимали хозяйку, наряжались, толкли ячмень….и говорили, говорили о чем-то о своем, важном… тут впору мне нужен был переводчик, поскольку ничего не понимала в словах, но я наслаждалась от того, что они …ну вроде как, наконец – то встретились!!!

Стоит моего уважительного удивления, что и в Че-Чкыше (долине духов) их фотоаппарат отвлек их от любования природы, гор, скал и первых весенних цветов, только лишь пару —тройку раз: цветочек мать-мачехи, общий обзор каменных Обо и, едва заметное, руническое писание на петроглифах скал ущелья… и пили ладошками (пиалками) со всякого источника, пили с благодарением, предварительно разбрызгав воду на все 4стороны… И самое восхитительное, что, уловив энергетику ущелья, они все пели… пели и пели! Эхо разносилось по солнцу, небу, стукалось в крутые стены гор и возвращалось счастьем для всех!

(Да, кстати, еще не отмерзли родники и водопад в Ущелье он еще ледниковый!)

Как и положено, гостей всегда завожу в магазинчики для подарков с Алтая и, к сожалению (что как раз меня порадовало, потому, что в принципе гордится оказалось нечем… еще не созрел туристический сезон для творцов) они ничего такого типового не приобрели, а запросили с меня еще много – много таких же куколок – травниц из русской культуры с Алтайскими травами, кои я специально от души им подарила при встрече. По цоканью Турецких языков, я поняла, что ключевое здесь было: запахи Алтая и ручная работа. Мои руки Крепко жали, и я поняла, куда я их повезу в следующий раз. А такими мастерами, ох, как богат наш район!!!

Они все знают, все хотят увидеть: рунические петроглифы, горы, реки, шаманов, музей, научиться играть на комусе, петь «горлом», увидеть захоронения и могильники и, водопады, и алтайских детей, святые источники, провести обряд благодарения и сфотографироваться в шаманском костюме и с бубном. Они были готовы ни есть, ни пить и в горы идти на каблуках и в модельных туфлях….

Что мы сегодня и совершили за 160км пути и10 часов времени – у них был всего 1 день! Это «разведка» перед плановыми заездами групп на летний сезон. Они счастливы! А я сняла с себя 4 клеща, только с себя! (Видимо только клещи здесь ТЮРКОВ не уважают, а посягают исключительно на русских….)

«В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая – открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!»

Всегда рада поделиться своими путешествиями, Мария Солнечная.

Вьющаяся дорога до Золотого озера

Mне подарили ДОРОГУ! Самую настоящую, длинной в 200километров. Дорогу от бывшей Улалы, ныне Горно-Алтайска, до самого Золотого озера. Дорога, которая всегда отдаляла меня от моих друзей, проживающих на заповедных берегах Телецкого озера.



Дорога как всегда была желанная, вьющаяся, жизнеутверждающая, улыбчивая и вот уже … со временем ее создания, ставшая не очень гладкой. Но помнятся еще те времена, когда ее вообще не было, вернее была только наметана гравием и очерчена реками. Тогда,30 лет назад, в мое первое путешествие, уже с разбитыми стеклами, с канистрами бензина, поскольку и заправится негде было и дороги все сверкали от стекол, разбитых камнями, летящими от редких машин «диких» туристов. Мы сигналили и радостно махали руками всем редким машинам с Новосибирскими номерами, узнавая по ним соотечественников. Деревенское молоко, купленное в Манжерке, после проезда по гравийной дороге, уже на подъезде к Бии, становилось сбитым, что вместо пить, нужно было резать ножами. Это была дорога молодой безшабасности и радости познания нового, еще неопознанного. Спустя стольких лет, я сотни раз проезжала по этой дороге, видела все изменения, все окультуривания рек, лесов, берегов и родников. Я проползла все тропы, промочила ноги во всех горных речушках, впадающих в озеро, побывала на всех кордонах заповедника и даже помню по вкусу воды всех родников и водопадов, знакома почти со всеми жителями и многие-многие стали мне друзьями. Кажется я уже знаю и видела все, но всегда, когда удается вновь и вновь вернуться, я предвкушаю душевный трепет – увидеть, как тут все было без меня, что изменилось, как тут живут мои друзья и как подросли дети, тех которые были сами еще детьми.

И вот (Какое счастье) мне сделали такой подарок именинный – подарили дорогу, чтобы окунуться в талые воды рек Юрток и Бии, испить чистейшей воды святых источников, полюбоваться пробуждением лесов, земли, увидеть, как проснулись бабочки, птицы, травка, цветы, горы, туманы и, самое главное, как расцветают по весне лица моих друзей, вместе с рассадой, которую они тут все выращивают в огромном количестве для будущего урожая, для себя и для туристов-ЭКОТУРИЗМ и ЗЕЛЕНЫЕ ДОМА. Зздесь самое главное – ЗОЛОТОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО!

Вдоль дороги тянутся березы, стройные пирамиды пихты, стволы кедров и яркие дорожки Краснотала с пушистиками вербами. Два перевала на которых замирает сердце от вида величественных гор, черневых лесов и учащается дыхание от сакральности высшей точки – высшее блаженство!

За этими горами другие горы, а там еще и еще, и кажется так до бесконечности и, кажется, что само твое путешествие бесконечно и величественно!!!

Артыбаш (Арты – Баш, Аpтy – Баш, Аpды – Баш, Аpты – Ажy) – верховье или голова порогов.)

Там ждут, там уже все распланировано: Озеро, которое еще не проснулось, горы, которые еще не зазеленели, но уже искрятся редкими снежными долинами под солнышком. Ручьи повсеместно журчат, сбегая стайками в низины и торопятся слиться в большие воды рек, величаво восседают на опушках сухие тела, ранее могучих кедров, во мху и кистях уснеи, перебегают дорожки пеньки и пенечки, ветки изгибаются и стараются преградить путь всяк сюда входящему…

Сказочный Черневый лес, нет ни одного метра, который бы повторялся в своей первозданной сказочности и красоте!



Дорога к реке Юрток (безлюдное место или место без населения). 5 км безлюдья и соприкосновения с чудесами прителецкой земли. Проснулись первые проталины, по снегу ползают гусеницы и вокруг летают бабочки… Щемит сердце от восторга чистоты вселенной и невольно сам становишься бабочкой и взглядом летаешь над извилинами реки, полян и редкими цветами, вылезшими из под снега. Само солнце играет в твоих руках: то спрячется, то высветит весь мир вокруг, то заискрится снежными искрами, играя твоими ресницами в прятки….


Серебряный источник – серебряная вода, чистейшая вода, игриво стекающая из под земли по красочным, цветным камешкам, сверкающая каплями и всеми цветами радуги от солнечных лучей. Величественный КЕДР окольцованный дружными пихточками, как бы девичий хоровод, а воздух какой! Я там замираю на полчаса и ощущаю только пересвисты птиц и ласковое касание солнечных лучей, минуты безмолвия!!!


Иогач (Йагач, Йгаш, Эгач, Ягач) – дерево или береза. Левый берег озера. Я знаю, там дальше чудеса – карьеры круглых камней, тайга, новые и другие перевалы, сакральные ОБО и исчезающий источник, аналогов которому в мире нет. Вода, которая наполняет одно из двух небольших водоемов, по только ей заведомому ритму (2—3 часа) и убегает, исчезает вновь под землю, чтобы через 2—3 часа вернуться, пожурчать, наполнить женское озерцо своей силой, дать полюбоваться собой проезжему и снова исчезнуть в недрах земли. Это ли не чудо, это ли не счастье, что увидел и соприкоснулся с тайной природы.


Всяк живущий в природе этого края, становится романтиком и творцом. Здесь нет музеев, здесь все в людях – зайди в любой дом, там наверняка встретишься с ландшафтной архитектурой, мастерами деревянного зодчества, искусными цветоводами и настоящими художниками, которые живут в душевной простоте и делятся своей, увиденной в природе, сказке. Я обожаю видеть рост профессионализма местных мастеров, гладить и нежничать с полотнами картин, мозаикой деревянных работ с необыкновенной искренностью пейзажа и событий, что увидел творец и чего когда-то и как-то ты пробежал в природе и не заметил.

«Мастерство тому даётся, кто всем сердцем отдаётсяМир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера,На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА.»Р. Рождественский

Что такое Сельский клуб? Великая объединяющая сила! Вечерка в сельском клубе сказала все за себя сама. Неожиданно, разномастно, весело и задорно, и мы плясали, пели частушки, водили хороводы, играли в ручеек. Не было разницы в возрасте, не было разницы в сарафанах и джинсах – все были в заигрышах и в песнях. Йогач уже славится молодыми, певчими голосами которые сорганизовали всю молодежь села в единый хоровод.



Турочак (маленькая стоянка, стойбище) Районный центр, крепко стоящий в удалении от озера. Интересным его делают люди, сами местные создают радости, события своего поселка. «Купальская поляна», которую уже рисуют, проектируют, строгают лавочки, заборы и ярмарочные столы, детские площадки, ландшафт и место, где будет всем-всем радостно. Создают частным капиталом сами жители Турочака. Совсем скоро все запланированное займет огромный интерес и важное место всего Горного Алтая. Славянское массовое гуляние, но, верю, там будет жизнерадостно всякому входящему: и детям, и музыкантам, ремесленникам и туристам! Такой задор уже сейчас закладывается в миссии и творческом создании поляны, что очень и очень хочется вновь и вновь сюда приезжать и видеть расцвет и созидание. Тем более, что над проектом поляны работает душой само Министерство Культуры в лице заместителя Культуры РА – Вялковой М.

Еще только определена площадка, еще только утверждены проекты, но это уже обозначилось (на въезде в Турочак) в огромном панно, где определяется суть районного центра, его задумки, его красивые люди в ярких рубахах и сарафанах. Здесь БЫТЬ русскому центру «Купальской поляне».


А мы, Чемальцы, были рады поделится своими успехами и своими Русскими праздниками, где все, дружно взявшись за руки, радостно проводят свои хороводы и на которые уже собираются сотни и сотни местных жителей и приезжих гостей (в том числе и Вялкова, которая была в этом году приглашена (для обмена успехов) и поучаствовала в великом дне Равноденствия на Чемальской поляне сообщества «Лада»


За все время пребывания в гостях, мы посетили немало домов и усадеб, где нас обязательно поили своим «фирменным» чаем, хвалились своими необычностям сельской жизни. Кто-то курочками необыкновенной красоты, кто-то индюками, кто-то красотой своих коней, кто-то красотой и добротой своих собак-хаски, кто-то необычно созданными фонтанами, кто цветами, ну а кто своей необыкновенной постройкой и почти все обязательно хвалились своими банями, которые, ожидаючи нас, уже были затоплены и все угощали необыкновенной красоты куличами, крашеными яйцами и чудесной, вкуснющей рыбой Золотого озера.

И вот уже дорога обратно, и по той дороге грусть расставания, а вдоль та же река, те же горы, но уже множество людей, продающих лучок, чего по пути ТУДА, совсем еще не было… Природа в солнце и зелени идет семимильными шагами, хотя весна чуть-чуть задерживается: шел мокрый снег и температура -4. Ничего-ничего, догонит…

Верю, что впереди у меня еще много дорог, которые мне всегда будет дарить сама ЖИЗНЬ…. Ведь я всегда в пути!!!

Всегда с вами в своих путешествиях,Mария Солнечная

Страусиные танцы, или голова в песок?

Вернувшись из громкого, шумно-суетливого города, уже при пересечении границы Республика Алтай, я вздохнула с облегчением и что дорога прямая и легкая стала, и что наконец – то я «Дома», где мне хорошо, просто и понятно и понятно, что я сбегаю от ненужной суеты и, после некоторых легких мыслей, что делать, куда пойти и чем заняться… мне пришла в голову мысль, что я, как страус, зарываю голову в песок, что бы ничего не видеть, ничего не слышать и отсеялось все напускное, городское, суетное, вторичное, осталось только жизненно важное. Я пыталась сформировать это состояние, как ДАУНШИФТИНГ (снижение скорости), но мои друзья запретили произносить это слово по отношению ко всем, кто сбежал от цивилизации, снизил скорость своей жизни, живет и радуется в простоте жизненных задач. Даун в психопонятии – как СЛАБОумный. Не хотят видеть этого в себе мои друзья. А мне нравится, что я стала СЛАБОУМНОЙ, потому как с возрастом вместо ума наступает период МУДРОСТИ и ничего быстрого, замороченного не нужно! Хочется размерено, осознано жить и, поверьте, жизнь становится радостней. А от насущных проблем можно, как страусы спрятаться. Как раз я проезжала с. Дубровка, где птичий дворик и где живут величественные страусы. Не много ни мало, но осталось из 9 (2014г.) только 5 птичек великих размеров и пудового веса. (По сравнению с рядом находящихся изобилия декоративных курочек в 100 крат превышающих даже самого крупного петушка).



Огромный размер – вот, что первым бросается в глаза при взгляде на страуса, ведь в высоту эта птица не уступает крупной лошади. Высота страуса от кончиков лап до макушки 1,8—2,7 м, вес в среднем 50—75 кг, но самые тяжелые самцы могут весить до 120—150 кг (самка – 100—120 кг) при высоте 180—230 см. Большие глаза, диаметром около 5 см, занимают примерно одну треть объема головы страуса.! Конечно, большая часть высоты птицы припадает на длинные ноги и шею, а вот голова у страуса, наоборот, очень маленькая по сравнению с размером тела. Еще мельче мозг, который у страусов не превышает величины грецкого ореха. Такой маленький размер мозга обуславливает низкий уровень интеллекта этих птиц и указывает на их примитивность.

Ну и что, что у них голова маленькая и совсем ничтожный мозг… А вы видели, как они танцуют? особенно брачные танцы или просто при хорошем настроении – важные, перышки развиваются на все стороны, создавая ощущение игривости и очарования летящей воздушности.

А вы знаете сколько яиц они высиживают за раз? Страусы очень плодовиты – самка за сезон приносит 60 яиц, из которых можно получить до 30 птенцов, да и «роды» яичек размером 18см. и весом до 1,5кг дело не шуточное, а возраст плодовитости у страусихи выше 45 лет. Конечно есть проблемы у живущих в неволе, но когда они свободны, либо хорошая территория, которая позволяет распушить хвосты в танце и Жизнь прекрасна!

Фермеры Алтая осваивают азы разведения страусов. Ониуже выяснил, почему африканских птиц не стоит кормить пять раз в день и как спасать их от сибирской жары. На этой ферме все желающие могут побывать абсолютно бесплатно, и кроме южных птиц там есть и еще немало диковинных животных.

Этим летом в Сибири австралийским страусам очень жарко, поэтому дважды в день для них устраивают душ, чтобы освежились. И им это очень нравится.

Под струями воды птицы, кажется, готовы лежать часами. Впрочем, их главное средство защиты от жары – собственные перья. Они имеют особую структуру, которая препятствует перегреву

Один из экспериментов по разведению страусов закончился в Сибири печально. Из 9 птиц за зиму 2014года выжили 5. И не замерзли, а ноги ломали. Пытались их лечить ветеринары: не вышло. Говорят, что повадками они на лошадей походят, но у тех ноги лечат, а вот у страусов – нет. «….В маленькой голове много мозга ни как быть не может, красная лампа лопнула (пока были маленькие) сожрали и из десяти трое лапки протянули, подросли – пошел дождь побежали, подскользнулся еще один лапку сломал, подросли через забор сорвал длинный стебель пырея сожрал тоже умер (пищевод вокруг шеи проходит трава закручивается). То вовремя не затормозят, то когда танцуют круг им пошире надо. Был несчастный случай – один разбился на льду, другой уже взрослый „повесился“ засунул голову в щель забора, а вытащить не смог Конечно мы всем рассказываем какие они опасные, а на самом деле они ласковые и спокойные и очень любимые, как дети. Страусы очень любят мраморную крошку. Едят прямо из рук горстями. Да так активно, что хватают прямо вместе с пальцами. Мелкие камни помогают им переваривать корм в желудке. Сибирскую зиму птицы переносят хорошо. Когда не сильно холодно – даже выходят на прогулки по снегу. Летом уж и забот в хозяйстве становится больше – появляется потомство. Страусята не пугливые и очень общительные. Как только попадаешь к ним в вольер – сразу оказываешься в центре внимания. Обожают купаться в песке и щипать капусту….»

Страус очень сложная птица, – рассказывает директор. – В природе они много двигаются, бегают. А тут пространство для них ограничено. И они порой разбиваются, не рассчитав скорости и расстояния. Кроме того, страусы быстро растут, в сутки могут набирать до полкило. И иногда страусиные ноги просто не выдерживают таких привесов. Еще одна беда – птенцы клюют все подряд, даже проволоку и стекло. К тому же они очень восприимчивы к инфекциям. Особой диеты страусы не требуют. С удовольствием едят все, что бы им ни предложили. Страусы – птицы очень чувствительные и пугливые. Вот к примеру, четыре особи погибло только потому, что к ним в загон забежала собака. Посмотреть на страусов приезжают школьники и туристы. Районная администрация привозит сюда официальные делегации. Заходят на экскурсию односельчане, своих гостей приводят. «Пусть смотрят, мне не жалко, – говорит директор. – Зоопарки от нас далеко Хоть какое-то развлечение. Одно только плохо, – рассказывает мне уже на ферме птичник-охранник, местные экскурсанты не знают, как нужно вести себя с животными. И стоит только отвернуться, как тут же в руках у гостей пара-тройка страусинных перьев». Так что теперь все самцы ходят с голым задом. Но с этим бороться уже поздно.

Страус – тоже курица, только многократно глупая. Ест все подряд, иногда давится (но с кем не бывает), иногда ломает ноги (у кур тоже случается), иногда пляшет от счастья. А в целом – все тоже самое… Только сила лошадиная, да и пинается он очень не слабо

Если заводить страусов то лучше брать месячных, они уже самостоятельные, и выращивая их знакомиться с их особенностями, вы для них станете и мамой и папой они за вами будут бегать как собачонки везде помогать, охранять от чужих. Пока растут поймете как ими управлять как кормить, они сами дают понять что хотят, очень ласковые когда к ним заходишь они все снежинки, соринки с одежды соберут, очень гордые, будто знают что они редкие и красивые создания, очень любят фотографироваться, будто позируют. Все блестящее их слабость так и норовят схватить. До года их надо беречь и кости хрупкие и пищеварение слабое все надо мелко резать, стрессовые создания, уколы делать нельзя могут умереть от испуга, после года ничего им не страшно, у нас сегодня -20 очень сильный ветер они бегают на улице играют. Танцуют очень красиво когда хорошее настроение или чему-то рады, очень красиво самец танцует брачные танцы перед самкой, ухаживает за ней. Оплод зависит от количества самцов, так положено на одного самца 2—3 самки, но наш такой талантливый готов был огулять все что движется, соседка работает на огороде он ей брачные танцы исполняет. Видимо от корма зависит, нужно больше травы давать…» (ферма А. Нечупоренко)

Научное название страусов – Struthio camelus. В переводе с латинского camelus означает «верблюд». О сходстве страусов с последним говорят выпуклые глаза и длинные ресницы, большие размеры тела. Страусы, как и верблюды, тоже обитают в пустыне и способны в трудных условиях преодолевать большие расстояния

Стая не имеет постоянного состава, но в ней царит строгая иерархия. Птицы высшего ранга держат хвост и шею вертикально. Активны страусы преимущественно в сумерках, в сильный полуденный зной и ночью они отдыхают. Ночной сон страуса состоит из коротких периодов глубокого сна, когда птица ложится на землю с вытянутой шеей, и продолжительных периодов полудремы, когда она сидит с поднятой шеей и закрытыми глазами. Страусы, живущие в пустыне, размножаются круглый год. В этот период стада страусов распадаются, и самцы занимают участки, которые тщательно охраняют от конкурентов.

Страус – птица глуповатая, но очень осторожная. Во время кормежки страусы часто подымают голову и окидывают зорким глазом окрестности. Увидеть движущийся объект на глади равнины они могут за километр. При подозрении на опасность страус старается удалиться заранее, не допуская сближения с хищником. Поэтому за поведением страусов часто следят другие травоядные животные, которые не столь зорки и полагаются больше на обоняние. При необходимости страус может бежать со скоростью 70 км/час, то есть свободно обгоняет коня, в исключительных случаях страус может разогнаться до 80—90 км/час (на коротком отрезке дистанции). Во время бега страус может делать резкие повороты, не сбавляя скорости, а также внезапно ложиться на землю.