Т. Г. Дорофеева
Христианское зодчество: история и современность
ВВЕДЕНИЕ
Трудно переоценить важность церковного искусства в духовно-нравственном становлении личности, ибо оно содержит вечные нравственные и эстетические ценности. Многочисленные его памятники вошли в сокровищницу мирового искусства.
Цель монографии «Христианское зодчество: история и современность» – раскрыть особенностями церковной архитектуры в историческом ракурсе.
Объектами в монографии предстают памятники, созданные христианской цивилизацией как Восточной, так и Западной традиций. Очевидно, что акцент содержания целесообразно смещен на изучение памятников искусства, рожденных Православной Церковью. Автор раскрывает особенности античного, романского, готического, византийского и русских храмов. Особое внимание уделяется анализу русской церковной архитектуры Киевской Руси, Владимира, Новгорода, Москвы и Петербурга и характеристике особенностей современного этапа развития церковного зодчества в России.
В разделе, посвященном православному храму, автор приводит богословскую трактовку его частей, что необходимо для объяснения смысла символов, которыми богато архитектурное наследие Православной Церкви.
В работе анализируются основные этапы истории церковной монументальной живописи и специфика храмовой декорации выдающихся русских памятников.
Словарь по церковному искусству поможет сориентироваться в богатом мире церковного искусства.
Насыщенность яркими примерами выделяет данную работу среди книг, посвященных истории церковного искусства.
Изучение материала монографии студентами позволит поднять уровень их культуры и обогатит внутренний мир.
АРХИТЕКТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА
Архитектура, как одна из отраслей человеческой деятельности, возникла на самых ранних стадиях развития общества. Уже первобытный человек нуждался в примитивном жилье, в простейших сооружениях, защищавших его от нападений диких зверей, он создавал площадки, где совершались обряды.
В ходе исторического развития и прогресса в умственном, мыслительном развитии человека строительные задачи усложнялись, постройки становились более разнообразными по своему назначению, и по планам, и по конструкциям.
Каждая эпоха выдвигала перед архитектурой новые задачи, определяющиеся структурой общества данного времени, его производственной основой, географическими условиями, системой религиозных представлений и иными факторами.
Постоянно сопровождая человека в течение всей жизни, архитектура оказывает на него огромное организующее и воспитательное воздействие. Планировка города, облик улиц и находящихся на них зданий, облик внутренних помещений – все это подчас незаметно влияет на человека, оказывает воздействие на настроение, жизнедеятельность. Человек, будучи занятым своими мыслями, может не думать об архитектуре здания, в котором находится. Но, тем не менее, размеры и пропорции помещения, его освещенность, окраска стен влияют «подсознательно» на психику, «самоощущение».
Основные принципы архитектуры
В Древней Греции слово «архитектура» означало «главное строительство». Этот термин как бы утверждал ведущее значение архитектуры в науке и искусстве того времени. Архитектура – самая древняя из технических областей знания.
Архитектура – понятие чрезвычайно емкое. С одной стороны, это особый род деятельности, имеющий своей целью оформление материально-техническими средствами, путем возведения сооружений и планировки территорий, различных производственных, общественных и бытовых процессов.
С другой стороны, под словом «архитектура» подразумевается совокупность определенных художественно-композиционных качеств, присущих тому или иному сооружению.
Древнеримский теоретик Витрувий, оставивший уникальный трактат «Десять книг об архитектуре», отмечал, что архитектура должна заключать в себе три элемента: пользу, прочность и красоту. Они между собой связаны и дополняют друг друга.
Польза является неотъемлемым элементом всякого сооружения. Возведение каждого, даже скромного по своим размерам сооружения требует затраты значительных средств. Поэтому человеческое общество не позволяло себе создавать ненужные, бесполезные здания.
Каждая эпоха и каждый народ создавали свои, только им присущие типы зданий, вызванные к жизни социальным строем общества, формой государственной власти, бытовыми особенностями, религией, климатическими и прочими факторами. Менялись в ходе исторического процесса и планы тех зданий, которые были общими для ряда эпох.
Сооружения строятся на длительный срок. Отсюда возникает необходимость сделать их прочными.
Задача обеспечения прочности решалась по-разному в различные эпохи, у разных народов в зависимости от уровня производительных сил общества и от наличия в стране тех или иных строительных материалов.
Вопрос о прочности зданий включает два элемента – строительные материалы и создаваемые из них конструкции. Технологические особенности строительных материалов во многом определяют и характер конструкций. То, что легко выполнимо из дерева, порой не может быть осуществлено из кирпича, и наоборот, кирпичные конструкции, например, своды, невозможно «перевести» в дерево или в металл.
Зодчие Древней Греции в монументальном строительстве применяли в качестве основного материала камень, перекрытия у них были исключительно балочными. Римская архитектура широко использовала составные конструкции из кирпича и т.н. римского бетона, а для перекрытий предпочитала различные формы сводов. Средневековое зодчество было основано на каменной технике. В эпоху Возрождения господствующее положение завоевывает кирпичная строительная техника, которая сохраняется вплоть до XIX в. включительно. С первой половины XIX в., наряду с кирпичом и деревом, при возведении различных сооружений все чаще начинают применяться металлы, значительно расширившие технические возможности строителей. С конца XIX в. употребляются бетон и железобетон, являющиеся ведущими строительными материалами и в наши дни.
Современная строительная техника открыла совершенно новый этап в развитии архитектуры. Отбросив старые кустарные методы постройки зданий и старые конструкции, она дает в руки архитектора новые сборные конструкции, технологически совершенные и экономичные. Постройка сооружений заменяется индустриальным процессом их монтажа из крупных элементов заводского изготовления.
Обязательным качеством каждого здания должна являться и красота. Художественные особенности архитектуры обусловлены органической связью общих и частных архитектурных форм.
Под общими архитектурными формами подразумеваются основные объемные элементы, составляющие композицию здания. Сюда входят не только внешние, но и внутренние объемы (т.е. внутренние помещения).
Частными архитектурными формами являются декоративные элементы, имеющие частный характер по отношению ко всей композиции. К ним относятся: колонны, карнизы, фронтоны, наличники окон и дверей, скульптурные детали и прочее.
Архитектор, проектируя то или иное здание, оперирует и общими и частными архитектурными формами. Между ними должны существовать самая тесная органическая связь и полное соответствие. И те, и другие играют большую роль в архитектуре, и все же основным, самым главным средством в руках зодчего являются общие архитектурные формы. Никакие детали, как бы ни были они пластически убедительны, не смогут компенсировать недостатки в композиционном строе здания.
В различные времена и у разных народов существовали свои представления о красоте и художественной гармонии в области архитектуры.
Количество объемов в композиции здания, порядок их расположения, пропорции отдельных частей и всего здания в целом обусловливают особенности художественного воздействия сооружения. Изменяя количество элементов, различно ритмически их, располагая в пространстве, по отношению друг к другу, увеличивая их число, изменяя размеры отдельных частей, можно добиться совершенно разных художественных результатов. В одном случае здание будет казаться мрачным, тяжелым, в другом, наоборот, легким, изящным.
Даже отдельно взятый объем может производить различное впечатление. Кубическая форма создает впечатление устойчивости, незыблемости; пологие очертания как бы «приземляют» сооружение; суженные, «устремленные ввысь» пропорции вызывают ощущение стройности.
Сооружение может быть симметричным или асимметричным. В первом случае оно будет казаться уравновешенным, спокойно стоящим, во втором – зрительно более «динамичным», более острым по композиции.
Многое в архитектуре строится на контрастах. Сопоставление двух или нескольких резко отличающихся друг от друга по размерам, форме и пропорциям элементов иногда дает очень значительный художественный результат. Как правило, выделяется композиционный центр здания. Обычно он связан с главным фасадом сооружения. Большое значение имеет и силуэт здания.
Художественный эффект внутренних объемов определяется связью помещений, которая не должна быть монотонной. При переходе от одного помещения в другое по возможности, при выделении композиционного центра (или центров), должна развертываться целая пространственная панорама разнообразных, интересно сочетающихся между собой объемов.
Частные архитектурные формы подразделяются на «органические» и «дополнительные». К числу «органических» форм относятся те элементы, которые неотъемлемы от самого здания – двери, окна, балконы, лоджии, те выступы или отступы стен, которые определяются самой структурой, внутренним строением сооружения, а также изолированно стоящие опоры – колонны, столбы (за исключением образующих декоративные портики).
«Дополнительные» формы – те архитектурные детали, которые не входят в основную «технологическую» систему здания и имеют только декоративный смысл.
Изменением размеров, пропорций и ритмичности расположения «органических частных форм» можно много добиться в смысле увеличения выразительности здания. Художественная, пластическая выразительность сооружения повышается также за счет «дополнительных частных форм».
Совокупность основных черт и признаков сооружений составляет архитектурный стиль данного времени и данного народа. Каждая эпоха создает свой особый архитектурный стиль, он порождается данной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или же переходит в другой стиль, во многом от него отличающийся.
История строительства знает немало попыток «вдохнуть жизнь» в давно угасшие, ставшие достоянием прошлого архитектурные формы. Такие попытки были широко распространены в XIX в. Архитекторы этого времени строили вполне современные по планам и конструкциям здания, но придавали им облик, напоминающий здания других времен. Такой метод проектирования называется «эклектизмом». Он имеет две разновидности: эклектизм (смешение нескольких чужеродных стилей) и ретроспективизм (использование мотивов одного стиля).
Архитектор, работая над внешним объемом сооружения, одновременно ведет работы и над экстерьером (внешним обликом здания) и интерьером (внутренним обликом здания).
Любое сооружение результат работы большого коллектива: автора (или авторов) архитектурного проекта, инженеров-конструкторов, инженеров-производителей работ и большого числа строителей различной степени квалификации.
Нередко здания располагаются среди природы или в определенной связи с природным окружением. В этих случаях сооружение, таким образом, включается в ландшафт, что оно кажется как бы естественно возникающим из него и его дополняющим.
Некоторые сооружения могут подавлять собой все окружающее, господствовать над местностью. Другие же здания, наоборот, как бы «растворяются» в пейзаже, «тонут» в нем.
Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зеленые насаждения – парки. Существуют три основные, исторически сложившиеся системы парковой планировки. Первая из них, т.н. «итальянская», предусматривает размещение парка по склону горы и четко выраженную ось, с организацией на ней многочисленных лестниц, пандусов, гротов, террас, каскадов воды.
Вторая система получила название системы регулярного или «французского» парка. Она также характеризуется строго симметричной планировкой, но, в отличие от первой системы, строится не на рельефе, а на ровной (или почти ровной) местности. Для французских парков типичны геометрическая сетка аллей, широкое применение стриженой зелени, фонтанов и водоемов.
Третья система планировки получила название пейзажной или «английской». Пейзажные парки асимметричны по композиции, они подражают естественным формам природы. Изгибы дорожек, расположение групп деревьев искусно имитируют обычную природную обстановку.
В ряде парков, особенно современных, элементы всех этих трех систем нередко сочетаются друг с другом.
Конструкция зданий
Все здания самых различных эпох, назначения и формы состоят из двух основных больших групп конструкций: опорных (несущих) и перекрывающих (несомых).
Опорные конструкции поддерживают конструкции перекрывающие, они включают: фундаменты сооружений, стены и изолированно стоящие опоры (столбы или стойки).
Фундаменты являются конструктивной основой сооружения. Находясь полностью в земле, они передают давление надземной части на прочный слой грунта, называемый материком.
Нижняя часть фундамента, называемая нижним основанием, или подошвой, обычно шире верхней его части (верхнего основания). Это необходимо для придания зданию устойчивости и для распределения давления от него на возможно большую часть грунта.
Фундаменты, на которые опираются стены, имеют в плане форму ленты и поэтому называются ленточными, фундаменты же, находящиеся под отдельно стоящими опорами, ставятся изолированно друг от друга и вследствие этого носят название островных. На фундаменты непосредственно опираются капитальные стены и столбы.
Капитальными стенами называются стены, входящие в состав основных, несущих конструкций здания (в отличие от перегородок, роль которых состоит лишь в разграничении отдельных помещений). Капитальные стены бывают наружными и внутренними.
Наружные стены ограждают здание и располагаются по его периметру. Они делятся, в свою очередь, на продольные и поперечные (торцевые).
Основным условием любой кладки является перевязка швов. Швом называется плоскость соприкосновения двух кирпичей или камней. Швы бывают горизонтальные и вертикальные. Правило перевязки швов, всегда соблюдавшееся строителями самых различных эпох, заключается в том, чтобы вертикальные швы одного ряда не находились над вертикальными швами нижележащего ряда. Только в этом случае обеспечивается связанность, монолитность всей стены.
Для скрепления кирпичей (камней) швы заполняются раствором – известковым, известково-цементным или цементным. Раствор представляет собой смесь вяжущего вещества (извести, цемента) с песком и водой. В результате химической реакции, происходящей в вяжущем веществе под воздействием воды, раствор отвердевает и соединяет кирпичи или блоки камня.
Толщина стены, так же как и сечение изолированно стоящих опор, определяется в зависимости от приходящейся на них нагрузки. Нижняя часть стен сооружения, находящаяся над фундаментом выше уровня земли и несколько выступающая вперед, называется цоколем. Высота цоколя колеблется от 0,5 м до 1,5 м и даже более. Снаружи он обычно облицовывается камнем, иногда гранитом. Цоколь является промежуточным, переходным элементом от фундамента к стенам. До известной степени он предохраняет здание от проникновения грунтовой сырости. Зрительно цоколь воспринимается как постамент сооружения.
В многоэтажных сооружениях толщина стен убывает по этажам, снизу вверх. Это оправдано тем, что нагрузка на стены уменьшается от этажа к этажу. Уменьшение толщины стен достигается обрезами с внутренней стороны их стороны, на уровне междуэтажного перекрытия, поэтому, снаружи их невидно.
Стены обычно завершаются карнизом. Его назначение – предохранять стены сооружений от стекающей с крыш воды. Помимо этого, карниз играет эстетическую роль, как элемент зрительно завершающий фасад здания.
Форма карниза выработана еще античной архитектурой. В соответствии с установившейся традицией карниз имеет три части. Основная из них – выступающая вперед плита, т.н. «слезник». Под слезником расположена вторая часть карниза – поддерживающая, а выше его третья – венчающая.
Выше карниза часто устанавливается парапет в виде невысокой каменной стенки или сквозной решетки. Очень высокий и массивный парапет, устраиваемый иногда над центральной частью главного фасада, называется аттиком.
В стенах здания делаются проемы – дверные и оконные.
Они завершаются перемычками – прямыми или сводчатыми.
В старых зданиях, имевших очень толстые и массивные стены, нередко делались ниши – прямоугольные или полукруглые в плане. Завершались они сводиками или прямыми перемычками.
Нередко можно наблюдать, как стена снаружи сооружения или внутри его, по всей высоте, вместе с карнизом выступает несколько вперед или отходит назад. Такие выступы, или отступы стены называются креповками. Их можно наблюдать и на внутренних стенах зданий. В целях усиления пластического эффекта зодчие применяли многократные креповки, когда за первой креповкой почти сразу же следует вторая, затем третья, чаще с различными интервалами.
Если вперед выдвигается большой (широкий) участок стены, равный по протяженности примерно ширине корпуса или превышающий ее, то это будет уже ризалит фасада. Выступающая вперед центральная часть фасада называется центральным ризалитом, выступы же, расположенные по сторонам здания – боковыми ризалитами.
Балконы представляют собой выступающие по сравнению с плоскостью стены площадки, поддерживаемые снизу консольными балками.
Эркеры представляют собой закрытые балконы типа фонарей, освещаемые окнами. Нередко они бывают двух – трехэтажными.
Лоджии аналогичны по своему назначению балконам, но в отличие от них, не выступают вперед по сравнению с плоскостью фасада, а наоборот, западают в глубь здания. Таким образом, они открыты наружу только с передней стороны, с двух же боковых, так же как и с задней стороны, ограничиваются стенами.
Стены могут облицовываться снаружи штукатуркой, различного рода плитками, блоками естественного камня. Облицовка может присоединяться к основной кладке крепким цементным раствором или металлическими креплениями. Внутри зданий основным облицовочным материалом служит штукатурка, иногда мрамор.
Изолированно стоящие опоры-стойки бывают двух типов: имеющие в сечении квадратные или прямоугольные очертания – пилоны, круглые – колонны. Ряд пилонов называется пилонадой, ряд колонн – колоннадой. Отдельно стоящие опоры имеют то преимущество, что занимают очень небольшое место.
Столбы выполняются из различных материалов: дерева, кирпича, камня, металла, железобетона. В правильно сконструированных столбах вертикальная сила нагрузки должна совпадать с осью столба.
Перекрытия должны выдерживать собственный вес и приходящуюся на них временную нагрузку (внутреннее оборудование, мебель, людей). Перекрытия должны быть неподвижными при сотрясениях. Они, так же как и опоры, должны сопротивляться воздействию высокой температуры при пожаре. Так же, как и несущие конструкции, перекрытия делаются по возможности наименьшей толщины, чтобы не увеличивать внешнего объема здания и не сокращать объемов внутренних помещений.
К перекрытиям относятся междуэтажные перекрытия, отделяющие друг от друга этажи, и чердачные. И те, и другие по своей форме могут быть балочными и сводчатыми.
Балкой называется прямолинейный стержень. Балочные перекрытия отличаются своей плоской формой. Обычно балки опираются двумя концами на две опоры – стены или стойки.
Существуют балки только с одним заделанным концом, второй же является свободно висящим. Такие балки называются кронштейнами или консолями. Они используются для поддержания выступающих частей сооружений. Балки бывают деревянными, каменными, металлическими или железобетонными.
Расстояние между двумя опорами называется пролетом. Балки настилают параллельно, на одинаковом расстоянии друг от друга. Укладываются балки всегда поперек помещения, что дает возможность уменьшить пролет.
Сводами, или арками, называются криволинейные строительные конструкции, служащие для перекрытия помещений и проемов. Свод состоит из следующих элементов: опорные части свода называются пятами, верхняя – замком свода, линия, проходящая в замковой части свода и соединяющая его верхние точки называется шелыгой. Расстояние между пятами свода называется пролетом свода. Отвесная линия, опущенная из замковой части свода до встречи с прямой, соединяющей пяты, составляет стрелу подъема свода.
Самые распространенные формы сводов – коробовой, крестовый, коробовой с распалубками, сомкнутый, парусный и зеркальный. К сводам помимо этого, относятся также купольный свод и конха.
Своды выкладываются из соприкасающихся друг с другом клиновидных камней. Нагрузка свода передается на пяты. Возникает и вертикальное, и горизонтальное давление, которое называется распором.
Распор стремится раздвинуть, опрокинуть опоры, поэтому его гасят специальными конструкциями: контрфорсами (массивными пилонами, приставленными с наружной стороны сооружения) и затяжками (струнами, стягивающими опорные части сводов). Своды низких, пологих очертаний порождают больший распор. Последний уменьшается при увеличении стрелы подъема свода.
Своды позволили во много раз, по сравнению с балочной конструкцией, увеличить размеры пролетов перекрытий.
Крышей называется покрытие, завершающее сооружение и служащее для защиты его от внешней среды и, прежде всего от атмосферных осадков. Крыша состоит из внешней оболочки – кровли, и поддерживающих ее конструкций – стропил. Внутренний объем, занимаемый стропилами, носит название чердака.
Крыши бывают односкатными, двускатными, четырехскатными, мансардными, когда скаты имеют перелом с целью увеличения объема чердака.
Верхняя, горизонтальная линия пересечения скатов называется коньком крыши, наклонные линии пересечения скатов – ребрами. Наклон крыш определяется климатом, материалом кровли, стилем здания. В качестве кровельных материалов используется железо, черепица, шифер, толь и другие.
Лестницы сооружений делятся на наружные и внутренние. Лестница состоит из площадок и соединяющих их маршей. Марш представляет собой наклонную ступенчатую плоскость, позволяющую восходить с этажа на этаж. Марш – главный элемент лестницы. Он подразделяется на: косоуры (наклонно расположенные балки, перекинутые между площадками), ступени (лежащие на косоурах) и перила. Ступень состоит из проступи, на которую ставится нога и подступенка [По: 1, 3,14, 34, 48, 50].
АНТИЧНЫЙ ОРДЕР
Греческий ордер – это не только конструкция, но и полноценная художественная выразительная система, отличающаяся гармонической пропорциональностью своих частей. Поэтому не случайно он активно использовался строителями последующего времени (часто в видоизмененном виде) в самых различных архитектурных направлениях. Христианское зодчество не является исключением.
Греческий ордер представляет собой сочетание трех основных частей: колонны, ее подножия – стереобата и антаблемента.
Стереобат – трехступенчатое основание храма, верхняя площадка которого называется стилобат. Колонна включает базу, ствол (фуст) и верхнюю часть – капитель. Антаблемент – перекрывающая часть сооружения. Он делится в свою очередь на архитрав, фриз, карниз.
Выше антаблемента в узких частях храма образуется треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. В тимпане фронтона часто помещались скульптурные группы, а по углам и посредине – акротерии (статуи или орнаменты).
Греческий ордер получил яркое воплощение в различных типах храмов. Самый ранний тип храма – храм в антах, главный фасад которого оформляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны. Так называемый простиль (следующий тип храма) имеет на фасаде колонны, расположенные впереди антов; обычно этих колонн четыре. Амфипростиль содержит колонны и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. По числу колонн на торцах периптер называется шестиколонным, восьмиколонным и т.д. Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм. Существовали храмы – гипетры, которые в силу большой ширины оставались не перекрытыми и имели вид двора, окруженного портиками.
Наряду с прямоугольными изредка строились круглые храмы – фолосы, также обнесенные колоннадой.
Сама целла (внутренняя часть культового сооружения) храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием;