Книга История Европы с древнейших времён до конца XV века - читать онлайн бесплатно, автор Олег Усманович Девлетов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История Европы с древнейших времён до конца XV века
История Европы с древнейших времён до конца XV века
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История Европы с древнейших времён до конца XV века

Свидетельством изменений в духовной жизни людей служит распространение обычая сжигать трупы. Кремация свидетельствует о новых представлениях, связанных с загробной жизнью. Видимо, считали, что огонь помогал душе человека освободиться от тела и взлетать в небо, а чтобы «помочь» полету души, в погребальный костер часто клали крылья птиц.

Какие процессы перемещения людей проходили в Европе в эпоху бронзового века? Этот вопрос не изучен до конца. Возможно, миграция населения из Центральной Европы на юго-восток как-то повлияла на гибель микенской цивилизации, хеттского царства, разрушение городов Леванта. Но ничего подобного перемещениям III тыс. до н. э. в Европе не происходило. Хотя миграционные процессы меньшей интенсивности отмечены учеными.

Возможно именно они явились одной из причин распространения культурно-исторической общности под названием «полей погребальных урн». В XII—Х вв. до н.э. эта общность охватывает значительные территории Центральной Европы, а в Х— VIII вв. до н. э. распространяет свое влияние и на Западную Европу, проникая в Испанию, Западную Францию, а частью – и на Северную и Юго-Восточную Европу. Определенные проявления культуры полей погребальных урн засвидетельствованы и в Восточной Европе. Именно с начала распространения этой культуры будет протекать развитие, которое приведет на историческую сцену большинство народов Европы.

Начало железного века в Европе.

Процессы использования железа, изготовления орудий труда и предметов вооружения из железа характеризуют I тыс. д. н.э. Этот металл метеоритного происхождения был известен ранее, однако технология его обработки начала широко распространяться к концу II тыс. д.н.э. Из Азии она попала в Грецию, Италию, остальную Европу. Есть версии различных путей проникновения железа: через Грецию – Балканы, или через Грецию – Италию – северные Балканы, или через Кавказ – Южную Россию – Карпатский бассейн. Ученые называют несколько культур на европейском пространстве, связанные с использованием железа. Это, например, гальштатская культура и латенская культура.

Использование железа в Европе внесло изменения в жизнь людей, облегчило освоение природных пространств, обеспечило скачок в сельскохозяйственном производстве. Оно способствовало формированию европейской цивилизации, основой которой послужили античные общества Древней Греции и Древнего Рима.

Основные выводы.

1. Предыстория Европы – каменный век. Именнотогда человек поселился на европейском пространстве. Его эволюция шла от формы человек прямоходящий к человеку разумному. Менялись природные условия жизни, менялись размеры каменных орудий, неизменным оставался тип хозяйства – присваивающий. Человек занимался охотой и собирательством.

2. Уже в палеолите появляются региональные различия в развитии отдельных человеческих коллективов. Духовный мир человека усложнился. Появилось первобытное искусство.

3. В мезолите человек Европы стал использоватьрыболовство и усовершенствовал каменные орудия труда.

4. Переворот в жизни человеческого общества произошел в эпоху неолита, когда от охоты и собирательства человек перешел к земледелию и скотоводству. Были созданы условия для возникновения цивилизации, которую отличают образование государства, иерархическая структура в обществе, города, письменность. Неолит VII – VI тыс. до н. э. в Европе возник под влиянием передовых восточных центров. Они ускорили становление новых явлений. Именно в эпоху неолита появилась племенная организация в человеческом сообществе, и очень ярко проявились процессы неравномерности развития отдельных регионов.

5. Энеолитический период, существовавший не увсех европейских сообществ, характеризовался появлением высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы. В этих обществах шли процессы имущественного и социального расслоения, ремесло стало самостоятельной отраслью, складывалась иерархическая структура общества, возникла протописьменность. Для эпохи энеолита характерен усилившийся дух насилия.

6. В эпоху бронзового века в III тыс. д.н.э. Европуохватил мощный процесс перемещения населения. Появились новые племена, ставшие предками современных европейских народов. Прежде всего, речь идет об индоевропейцах, происхождение которых до сих пор вызывает споры ученых.

7. В следующее тысячелетие бронзового века произошло резкое усиление неравномерности социального и экономического развития отдельных европейских регионов. На юге, в районе Эгейского моря сложились первые государства. На севере сохранялись охотники и рыболовы эпохи мезолита. В передовых культурах было достаточно сложное социальное устройство, богатая духовная жизнь с поклонением земледельческим богам. Высокого уровня достигли металлообработка и производство первоклассного бронзового вооружения наступательного плана. К концу бронзового века происходит гибель нескольких высокоразвитых культур. На их основе уже в I тыс. до н.э. в эпоху железного века возникнут новые общества, которым суждено сыграть в истории Европы выдающуюся роль.

Контрольные вопросы

1. Когда человек появился на территории Европы? Какие находки свидетельствуют об его пребывании?

2. Каковы этапы эволюции человека?

3. Какие особенности существования человека эпохи древнего каменного века – палеолита, – Вы можете назвать?

4. Как появилось первобытное искусство и в чем оно выражалось?

5. В чем значение неолитической революции?

6. Когда в Европе появились индоевропейскиенароды и каково их происхождение?

7. Что характеризует эпоху бронзового века в Европе?

8. Когда в Европе начался железный век?

Задания для самостоятельной работы

1. Выполните творческое задание: опишите жизнь европейского племени эпохи неолита.

2. Выполните тестовые задания.

1. Имущественное неравенство появилось…

a) в человеческом стаде;

b) в родовой общине;

c) в соседской общине.

2. Причиной появления религии считается…

a) не умение человеком объяснять явления природы;

b) боязнь человека перед стихией природы;

c) желание человека отличаться от животных.

3. Несколько родовых общин, живших в одной местности, это…

a) человеческое стадо;

b)племя;

c)соседская община.

4. Появление первобытного искусства произошло в эпоху…

a) палеолита;

b) мезолита;

c) неолита.

5. Соль стала продуктом обмена в эпоху…

a) палеолита;

b) неолита;

c) бронзового века.

6. Рыболовство появилось в эпоху…

a) палеолита;

b) неолита;

c) мезолита.

7. Поклонение Солнцу, культ Солнца появился ународов Европы…

a) в эпоху мезолита;

b) в эпоху неолита;

c) в эпоху бронзы.

8. Индоевропейские народы появились в Европе…

a) в эпоху неолита;

b) в эпоху бронзы;

c) в эпоху железного века.

9. Рост насилия в отношениях между населением Европы отмечается…

a) в эпоху палеолита;

b) в эпоху мезолита;

c) в эпоху энеолита.

10. Среди последствий неолитической революции…

a) использование микролитов;

b) возникновение условий для появления цивилизации;

c) появление тотемизма.

3. Вставьте в текст пропущенные слова из числа предложенных ниже.

Первобытная Европа.

Первые люди, появившиеся в Европе относились к типу …(1). Они использовали для своих орудий труда, изготовленные методом…(2). Их жизнь целиком зависела от природы. Основными занятиями, которое давало пропитание, на протяжении почти всего каменного века были…(3). Сообщества первобытных людей представляли стадо, общину, род. И лишь в эпоху … (4) сформировалась племенная организация. Особые изменения на карте Европы произошли с приходом древних индоевропейских народов. В их жизни значительную роль играло … (5). Индоевропейцы – предки современных народов Европы.

Мезолит неолит бронзовый век

Человек умелый метод оббивки охота и рыболовство

Человек разумный метод шлифовки земледелие и охота

Человек прямоходящий метод сверления собирательство и охота

Скотоводство мореходство ремесло

Глава 2. Античный период. Древняя Греция

Основные понятия главы:

• минойский период в истории Древней Греции;

• дворцовые государства;

• микенский период в истории Древней Греции;

• великая греческая колонизация;

• полис;

• демократия;

• олигархия;

• классическое рабство;

• гомеровская Греция;

• архаическая Греция;

• эллинизм;

• теократия;

• автаркия;

• демос;

• тираны;

• метеки;

• гоплиты;

• классический период в истории Древней Греции;

• античный капитализм.

Античный период – основа для развития европейской цивилизации. Он продолжался вплоть до конца V в. н.э., когда под ударами варварских племен пала Римская империя.

Вопрос 1. Периодизация истории Древней Греции

История Древней Греции, включавшей территории Балканского полуострова, Эгейского региона, Южной Италии, о. Сицилия, Причерноморья, начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. Именно тогда возникли первые государственные образования на острове Крит. Окончание истории Древней Греции во II— I вв. до н. э. Это период, когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья захватил Рим, и они стали частью Римской средиземноморской державы.

В тридцативековом существовании Древней Греции выделяются несколько ключевых моментов. Первый связан с возникновением раннеклассовых обществ и ранних государственных образований II тысячелетия до н. э. Это – история Крита и Ахейской Греции. Второй – с формированием и расцветом полисов как независимых городов-государств, а так же созданием высокой культуры. Это период XI— IV вв. до н. э. Наконец, третий, самый короткий, это – завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Обобщая, можно предложить следующую схему.

Крито-микенский период: XXX – XII вв. до н.э.

Он включает:

Минойский (эгейский) – XXX—XV вв. до н.э. и Микенский (ахейский) – XV—XII вв. до н.э.

Далее:

Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.);

Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.);

Классический период (V – IV вв. до н.э.);

Эллинистический период (конец IV – I вв. до н.э.)

Вопрос 2. Греция в крито-микенскую эпоху (III – II тыс. до н. э.)

Рис. 2


Рис. 3. Г. Шлиман


Минойский период.

Бронзовый век (XXX – XII вв. до н.э.) был в Греции эпохой возникновения первых государственных образований. Древнейшим очагом цивилизации в Европе является остров Крит. Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Видимо, благодаря восточному влиянию, еще в начале III тысячелетия до н. э. на Крите было освоено производство меди, а затем и бронзы. Бронзовые орудия труда и оружие постепенно вытесняли аналогичные изделия из камня. Важные изменения происходят в этот период в сельском хозяйстве Крита. Оно стало ориентироваться на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур, в той или иной степени характерных для всего Средиземноморского региона, а именно: злаковых (в основном, ячменя), винограда и оливы. Новые явления, распространяясь и укрепляясь в обществе, подготовили почву для возникновения на рубеже III—II тысячелетий до н. э. первых «дворцовых» государств, происшедшее почти одновременно в различных районах Крита.

Эпоха дворцовой цивилизации на Крите охватывает в общей сложности около 600 лет (2000 – 1400 гг. до н. э.). Археологам известны несколько больших дворцов, вокруг которых группировались небольшие общинные поселения. Это дворцы Кносса, Феста, Маллии в центральной части Крита и дворец Като Закро (Закрое) на восточном побережье острова. Отличали эти крупные постройки вытянутость по осевой линии всегда в одном и том же направлении: с севера на юг. Посуда дворцов в стиле Камарес поражает ученых цветовым богатством росписей и динамизмом, безостановочным движением, который создает орнамент. Эта черта станет в дальнейшем важнейшим отличительным признаком всего минойского искусства. В эту эпоху на Крите создается линейное письмо А.


Рис. 4. Росписи стен Кносского дворца


Рис. 5. А. Эванс


Примерно около 1700 г. до н. э. дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като Закро были разрушены, по всей видимости, в результате сильного землетрясения, сопровождавшегося большим пожаром. Новые постройки стали еще более великолепными. Археолог А. Эванс (1851 —1941 гг.) открыл так называемый дворец Миноса в Кноссе, комплекс зданий которого состоял из 300 помещений общей площадью 16000 кв. м.


Рис. 6. Реконструкция Кносского дворца


Архитектура этого критского дворца, как и других, была в высшей степени необычна, своеобразна и ни на что не похожа. Здесь имелись водопровод и канализация, хорошо продуманная система вентиляции и освещения. Стены дворца в Кноссе украшали великолепные безмятежные и жизнерадостные фрески, отличавшиеся разнообразной цветовой гаммой и исключительным искусством в передаче движения людей и животных. Они не содержали жестоких кровавых сцен войны и охоты, столь популярных в современном им искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Археологов поразил факт отсутствия укреплений дворцов, его обитатели чувствовали себя в полной безопасности. Ни одной значительной морской державы рядом тогда не существовало.


Рис. 7. «Игры с быком» – росписи дворца в Кноссе


Рис. 8. Священный бык


Рис. 9. Внешний вид дворца в Кноссе


Рис. 10. Интерьер дворца в Кноссе


Жизнь критян осложняли природные катаклизмы. Землетрясения, частые в этих местах морские штормы, сопровождающиеся грозами и ливневыми дождями, засушливые годы – все это периодически обрушивалось на Крит. Защитой жителям служили боги. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня – «владычица». Так именуют ее надписи, найденные в Кноссе и в некоторых других местах. В этом разноликом образе угадываются общие черты древнего божества плодородия – великой матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено в странах Средиземноморья, начиная с эпохи неолита. Другой образ – это образ могучего и свирепого бога-быка. Определенную роль играли священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора – лабриса. В религии минойского периода тесно переплелось «божеского и человеческого», что было ее отличием от позднейшего времени.


Рис. 11. Лабрисы


Рис. 12. Великая Богиня


Как считают многие ученые, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежат одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его было запрещено «простым смертным».

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV в. до н. э. Тогда весь Крит был объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы.

Считалось, что именно Минос создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. И, действительно, в XVI в. до н. э. наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья.

Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок удалось обнаружить на берегах Сицилии, в южной Италии и даже на Пиренейском полуострове.

По одному из мифов, Минос погиб во время похода в Сицилию и был там похоронен в великолепной усыпальнице. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. От этого страшного удара минойская культура уже не смогла оправиться. С середины XV в. начинается ее упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

Причины катастрофы, сыгравшей роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор точно не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана. Он находился в южной части Эгейского моря, на о. Фера (совр. Санторин). Другие ученые больше склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего с Пелопоннеса). Ученые подтверждают своими находками, что Кносский дворец и его окрестности были заселены пришельцами. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. Кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже полностью не восстанавливался. Остров Крит, центр минойской цивилизации, превращается в глухую отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги