Леонид Гаврилов
Москва: Феномены, аномалии, чудеса. Путеводитель
Гаврилов Леонид Геннадьевич
Чернобров Вадим Александрович
Климов Вячеслав Александрович
© Гаврилов Л.Г., 2008
© Чернобров В.А., 2008
© Климов В.А., 2008
© Издатель Осипенко А.И., 2008
Предисловие
Московские техногенные и природные феномены, легенды и былицы, тайны и необъяснимые явления
Главной столичной аномалией считается проходящий с северо-запада на юго-восток тектонический разлом – он приблизительно совпадает с руслом Москвы-реки. Разлом делит город на две части. Так вот, в северной части людей с пограничной психикой в десятки раз больше, чем в южной. Почему, никто объяснить не может. Аномальные явления наблюдаются и в тех местах, где Москва-река делает крутой изгиб.
Нынешний Юго-Западный округ расположен на землях, которые еще в начале ХХ в. считались Подмосковьем. Границей в то время служила Окружная железная дорога, и эти территории входили в состав Зюзинской волости Московского уезда. Сельские места сохранили и зримые черты, и память многовековой истории. Здесь, на высоком правом берегу Москвы-реки, археологи обнаружили древнейшие следы поселения человека – Мамоновское городище (55°39′16″ N, 37°34′50″ E), которое датируется первым тысячелетием до нашей эры и относится к типу «дьяковской» культуры. Вдоль трасс древних дорог – Серпуховской и Старой Калужской – обнаружено более полусотни курганов-могильников славян-вятичей, начавших заселять Московский край с IХ – Х вв. Эти захоронения сгруппированы около старинных сел и деревень Зюзино, Коньково, Деревлево, Брехово, Узкое, Теплый Стан, Большое и Малое Голубино.
Городище Кунцевское
55°43′11″ N
37°26′26″ E
Не знаю уж почему, но Кунцевское городище (в Кунцевском, соответственно, парке) считается зачарованным местом.
Кунцевское городище является одним из древнейших укрепленных поселений на территории Москвы. Оно находится на западной окраине Кунцевского парка и занимает высокий мыс между двумя оврагами. До настоящего времени сохранились земляные валы, рвы, террасы на склонах. Ранние напластования культурного слоя (VI–V вв. до н. э. – VII–VIII вв. н. э.) относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь существовал поселок патриархального рода. Раскопками открыты остатки жилых и хозяйственных наземных построек столбовой конструкции, а также системы укреплений из линий частокола. Многочисленные находки характеризуют хозяйство и быт скотоводов, охотников, ранних земледельцев и рыболовов. Найдены инструменты для литья цветных металлов, металлические украшения, изделия из кости, глины, железа. В XI–XIII вв. Кунцевское городище населяли славяне-вятичи, занимавшиеся пашенным земледелием и скотоводством. Обнаружены орудия труда, предметы быта и ремесла, характерные племенные украшения.
В XIII–XVI вв. на верхней площадке Кунцевского городища стояла деревянная, затем каменная церковь Покрова Богородицы, что на Городище. В зоне бывшего церковного кладбища найдены белокаменные резные надгробия, монеты, металлические кресты и образки. Историк Москвы Иван Егорович Забелин, посетивший городище в 40-х годах XX века, лично нашел могильную плиту с датой: «Лета 7065, 1557 преставился…» Более ранние плиты обычно вместо надгробной надписи имели только орнамент. Поселение с церковью на территории Кунцевского городища было разорено, вероятно, в годы Смуты начала XVII века.
Место, где находится Кунцевское городище, называется проклятым, т. к. считалось «языческим капищем», и с ним связан ряд преданий. Согласно одному из них, здесь стояла церковь, которая бесследно ушла под землю вместе с крестом – за одну ночь. Кунцевское городище изображено на картине А.К. Саврасова «Осенний лес. Кунцево (Проклятое место)», 1872. Следом языческой культуры до ХХ века оставалась известная «баба» (каменная глыба), очертаниями своими напоминающая человеческую фигуру. Баба стояла прежде посредине полуострова в дупле вяза, затем была перенесена в барский сад.
Городище Дьяковское
Построенное на его месте в 1930-х годах административное здание стоит на ленточном фундаменте, так что можно рассчитывать на прекрасную сохранность фундаментов и даже подвалов – в 1985 году уже был обнаружен совершенно целый склеп великого князя Сергея Александровича. Доступна для раскопок территория верхнего Тайницкого сада, тут может быть и еще одно дьяковское городище, и фатьяновский могильник, и древний въезд в крепость, и фундаменты приказов.
Москва – один из древнейших европейских городов, само возникновение которого связано с тайной и печальной легендой – вероломным убийством высокородного боярина Кучки. С тех пор многовековая история нашего города тесно переплетена с таинственными и загадочными событиями, предзнаменованиями и чудесами.
Москва – уникальное сочетание святых и проклятых, гибельных и животворящих мест. Знаменитый путешественник XIX в. маркиз Астольф де Кюстин оставил фантастические воспоминания о московском Кремле как о жилище призраков:
«Бродя по Кремлю, слушая раздающиеся подземные звуки, исходящие, как грезится вам, из самих могил, вы начинаете верить в сверхъестественное».
История города переплетена с таинственными событиями и грозными предзнаменованиями, которые продолжают сбываться и по сей день.
Таинственные московские предания и легенды, феномены и необъяснимые явления
В далекое от нас время VIII века до нашей эры, в начале железной эпохи, когда люди еще понятия не имели, who is mister Иисус Христос и когда разрозненные поселения под предводительством Ромула впервые объединились в город Рим, в том месте, где сейчас стоит наша Москва, начали появляться первые большие поселения.
Наверное, до этого вы свято верили, что только через пару тысячелетий на эту землю прискакал на лихом коне Юрий Долгорукий и основал здесь город? Так вот это приблизительно такая же истина, как то, что Колумб – до викингов – первым открыл Америку.
На высоком холме на берегу реки, которая сейчас называется Москва-река, в те ветхие времена древними поселенцами было основано первое такое городище. Народность, населявшую его, наши современники называют дьяковцы, по названию села, которое тут существовало до недавнего времени, пока его не снесли под новостройки. Как они называли сами себя, сейчас сказать очень сложно, хотя ученые считают, что это было племя меря, т. е. меряне. В отличие от Древнего Рима, письменности у этого народа просто не было, и узнать о нем мы можем только по легендам и результатам археологических раскопок.
Поклонялись дьяковцы языческим богам, занимались натуральным хозяйством и охотой на пушного зверя, мех которого выменивали у скифов на нужные им вещи, оборонялись от мордвы и готов – то есть вели самую обычную жизнь для народа тех времен.
Хотя не все так просто, как кажется на первый взгляд. Из уст в уста в легендах и мифах до нас дошли немногие предания, которые косвенно или прямо подтверждают необычность этих мест.
Заинтригованы? Но всему свое время, давайте отвлечемся от исторических данных и сами пустимся по следам древнего народа. Для этого нам надо взять недельный запас еды, палатку, ружье для отпугивания медведей и… оставить это дома. Лучше просто выйти на улицу, проехать немного на метро и через некоторое время оказаться в этом месте, всего лишь перейдя по подземному переходу проспект.
Далее придется идти, что называется, «огородами». Огороды эти не простые, земля на них возделывалась еще с тех, дьяковских времен. Ну, какой город, кроме Москвы, может похвастаться реликтовыми огородами?
Пройдя чуть дальше к берегу Москва-реки, мы увидим довольно большой холм с крутыми склонами явно рукотворной природы. Это место называется Чертов городок.
Как я уже упоминал, дьяковцы были язычниками, и поэтому среди их обычаев были и такие, по современным меркам, дикости, как человеческие жертвоприношения. Чертов городок и был тем самым «лобным местом», где происходили эти обряды. Намного позже недалеко от этого нехорошего места возвели церковь, которую тоже назвали довольно странно: храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Храм этот – символ нового государства: царства Московского. Оказывается, это не один, а «пять в одном» столопообразных храмов, тесно прижавшихся друг к другу. Заложен храм был Иваном Грозным в 1547 г. в память о своем венчании на царство. Дьяковский храм послужил экспериментальной моделью для храма-алтаря – собора Василия Блаженного на Красной площади.
Бытует мнение, что свою знаменитую библиотеку (либерею) Иван Грозный спрятал как раз где-то в этих землях. И в начале двадцатого века некоторые особо рьяные энтузиасты начали здесь ее искать. Но их попытки сразу же были пресечены соответствующими структурами. Почему это произошло, история умалчивает.
Увидеть храм можно и в наши дни – для этого нам надо отойти от Чертова городка где-то метров на 300, и он предстанет перед вами в своем гордом одиночестве на вершине мыса. С самого же Чертова городка открывается прекрасная панорама на Москву. Верх городка сейчас ископан археологами, и часть его огорожена забором.
Холм Чертова городка окружает глубокий овраг, называемый в наше время Голосовым. Как говорят живущие тут старожилы, это оттого, что тут летом всегда поют птицы, стрекочут кузнечики и вообще очень шумно из-за протекающего ручья. Ручей тоже очень интересный, он никогда не замерзает и его температура всегда, в любую погоду равна 4 градусам. Предание рассказывает, что ручей этот – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о победах.
Если бы мы спросили людей, живших тут несколькими веками ранее, то они бы сказали уже о другом названии этого оврага – Волосов. Потому что на самом деле овраг назван в честь древнего божества Велеса.
Змей Велес (или Волос) – это древний бог, покровитель домашних животных и богатства. Имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый. Также возможно, что слово «волхв» как раз происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в меховые «волохатые» шубы для подражания своему божеству.
Противником Змея Велеса, по древней мифологии, был главный древнеславянский бог Перун. О борьбе Перуна со Змеем, или о представителях двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы. И кто знает, а не воплотился ли потом этот древний миф в то, что москвичи могут каждый день лицезреть на гербе своего города, где вышеупомянутый Георгий Победоносец тоже борется со змеем?
Волосов овраг, по преданию, и был той самой обителью этого не очень-то доброго языческого божества дьяковцев и затем древних славян. Легенды также донесли до нас забавный факт, что Велес иногда, что называется, во плоти являлся местным жителям и очень любил есть яичницу и пить молоко. Наверное, оттого что он выпивал все молоко, жителям приходилось выпивать что-то другое, отчего Велес являлся еще чаще.
Если порыться в более современных архивах – XIX и начала XX вв., – то можно найти любопытные факты, что наши современники, тогда еще не знавшие исторической сущности этих мест, иногда встречали там так называемого Снежного человека.
Уже в советское время был презабавный случай, когда патрулирующий ночью эти места милиционер увидел в овраге какого то огромного волосатого человека и так перепугался, что ни с того ни с сего выпалил в него всю обойму своего нагана. Волосатый незнакомец даже не шелохнулся и просто ушел в туман, или, как сейчас модно говорить, – в сумрак, который часто бывает в этом овраге. Этот случай был описан в статье А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего» в 1926 году!
В «Софийском временнике» описан также интересный случай появления в 1621 г. у ворот государева дворца небольшого отряда татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и взяли в плен. Все пленные показали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 г., но были разбиты и развеяны на мелкие группы. Отряд крымцев, уходя от преследования, спустился в глубокий овраг, окутанный туманом, в надежде позднее выйти в степные просторы. Татары погрузились в него, казалось, на несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных сказал, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание и розыск, которые показали: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка не соответствовали привычному вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
Один из интересных случаев приводится в газете «Московские Ведомости» от 9.07.1832 г., в которой рассказывается о двух крестьянах, пропавших в 1810 г., а появившихся… в 1831 г. Возвращаясь ночью из села Дьякова, крестьяне деревни Садовники Архип Кузьмин и Иван Бочкарев решили сократить дорогу и пройти через Волосов овраг. На дне оврага был густой туман. Приятели, проходя между двух огромных валунов, вдруг куда-то провалились и очутились как бы в коридоре, по которому они вышли в пространство, залитое белесым светом. Неожиданно для себя они опять оказались в овраге, но когда вышли на околицу села, то очутились в ином времени. В деревне еще остались родственники пропавших, которые опознали их, хотя с момента исчезновения прошел 21 год.
* * *Теперь самое время рассказать о двух валунах, которые до сих пор там так и лежат, и праздно шатающиеся москвичи и гости нашего города их даже иногда просто не замечают. Валуны называют Девий камень и Гусь. Дева – это не кто иная, как финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь – священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее, бросив в бездну, полную мертвой воды, шлепок ила из своего клюва.
Девий камень – это огромная глыба со множеством странных выступающих полусфер. Принесен он сюда откуда-то с севера ледником много тысяч лет назад и весит примерно 5 тонн. Существует поверье, что камень помогает от бесплодия. Так что, дорогие женщины, если вы верите в мистическое, советую вам прикоснуться к этой реликвии древней, дославянской цивилизации. Но и не забывать про более легкий способ борьбы с ухудшающейся демографической ситуацией: он сейчас идет во плоти рядом с вами и клянчит деньги на пиво, продаваемое прямо тут же, в многочисленных палатках.
В 1995 г. ученые из Института общей физики провели замеры электромагнитных полей в Волосовом овраге и непосредственно около камней. Результаты оказались ошеломляющими. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге – более чем в 12 раз, вблизи валунов – более чем в 27 раз. Один из опытов чуть было не закончился трагически. Проводя замеры в овраге, со слов очевидцев, один из ученых был резко поднят в воздух неизвестной силой на высоту 2,5 м, затем действие силы неожиданно прекратилось, и ученый рухнул на отвесный склон оврага. При этом магнитометр вышел из строя.
Москва наша стоит на так называемой Русской платформе, довольно прочном геологическом образовании. Но у каждой платформы есть свои разломы, и один из самых больших – как раз проходит под Волосовым оврагом. Также приблизительно в этом месте были обнаружены следы очень древней вулканической деятельности, еще времен динозавров, результаты которой мы и можем наблюдать в наше время по необычным для нашего города рельефам.
Но вернемся к нашим дьяковцам. В начале VIII века уже нашей эры, за 300 лет до прихода сюда славян и официального основания града Москвы, они вдруг просто исчезают. Ни в летописях, ни в преданиях эти три века никак не отображены. Даже археологи не могут пока найти никаких следов человеческой деятельности в это время. Поэтому для нас так и останется загадкой, куда же исчезли эти древние прамосквичи.
Вот мы с вами и побывали в этом одном из самых таинственных мест нашей Москвы, прошлись по следам древних цивилизаций, чуть не провалились во времени и вылечились от болезней древними артефактами.
Кажется, я что-то забыл, да? Наверное, сказать, что же это за место такое, и на каком сказочном метро туда можно доехать. А теперь перечитайте еще раз внимательно начало этой статьи. Сказка-то она всегда рядом, у нас под боком! Это место называется очень просто: Коломенское!
И как добраться до него вы, наверное, знаете, т. к. проделывали это много раз. Можно пройти, как описано в статье, через метро Каширская. А можно и как обычно, т. е. через метро Коломенская. Только теперь, когда пойдете туда снова, не останавливайтесь у самого входа, пройдите мимо великолепного Храма Вознесения чуть дальше – в южную, не очень посещаемую туристами, часть парка, и вы сами, своими ногами ступите на эту древнюю землю, откуда 3 тысячи лет назад началось заселение нашего любимого города Москвы, которую не зря, наверное, называют Третьим Римом.
Штаб-квартира ООНИО «Космопоиск» расположилась недалеко от этого района, и данные, представленные в этом путеводителе-дайджесте, собраны группами людей, входящих в эту Общероссийскую общественную научно-исследовательскую организацию. Мы постарались научно и популярно изложить столь интересную тему о любимом городе – городе Москва.
Книга – подарок всем исследователям, историкам, людям интересующимся и ищущим. И, конечно, этот путеводитель не истина в последней инстанции, и список феноменов далеко не полон. Но искренне наше желание рассказать о городе, его истории, тайнах, загадках, разгадках и научных достижениях.
Что такое «Космопоиск»?
«КОСМОПОИСК» – Международное движение и Общероссийское общественное научно-исследовательское объединение, исследующее малоизученные, в том числе криптофизические, аномальные явления и иные пограничные и прорывные направления в науке для последующего прикладного применения полученных знаний на благо всего Человечества.
«Космопоиск» – как общественное научно-исследовательское объединение – является крупнейшим в мире (с 2002 года).
«Космопоиск» – как организация уфологического (криптофизического) направления – крупнейшее в России и СНГ (с 1999 года), крупнейшее в Европе (с 2002 года) и второе в Евразии.
«Космопоиск» – как организация, изучающая АЯ, – крупнейшее в России и СНГ (с 2001 года). «Космопоиск» – как общественная организация – одна из крупнейших в России…
Экспедиционная организация «Космопоиск» работает с 1980 года (в 1988–1998 гг. – при МАИ им. Орджоникидзе, позже – самостоятельно); Центр «Космопоиск» официально зарегистрирован в Москве с 3.02.1994 г.; как общественно-экспедиционное объединение, «Космопоиск» работает с 1.05.1997 г., как международное объединение – с начала 2003 года, как Общероссийское общественное объединение – зарегистрировано 28.05.2004 г. В 1994–2002 гг. почетным руководителем НИЦ «Космопоиск» являлся первый в мире палеоуфолог писатель Александр Петрович Казанцев (1906–2002), начавший палеоуфологические исследования в 1945 г. – на полтора года раньше первых американских уфологов. Таким образом, организацию «Космопоиск», задуманную в том числе и А. Казанцевым, фактически можно считать старейшей в мире из всех занимающихся уфологическими исследованиями.
Среди организаторов «Космопоиска» (кроме людей, перечисленных ниже), надо также отметить: космонавта Георгия Тимофеевича Берегового (1921–1995), курировавшего тему АЯ в АН СССР Александра Борисовича Минервина (1922–1996), иных известных и достойных людей…
Структура Объединения «Космопоиск»
Координатор Объединения – Чернобров Вадим Александрович, организаторы: Александров Сергей Викторович, Чулкова Елена Ивановна, Головина Екатерина Геннадьевна, Голубев Максим Иванович, космонавт Гречко Георгий Михайлович, Попович Марина Лаврентьевна, Цандер Астра Фридриховна, Казначеев Влаиль Петрович, руководитель школы «Сталкер» Петухов Александр Борисович, рук. отдела Соленый Александр Николаевич; вебмастера – Генин Михаил Маркович, Лушников Ларион Иванович, Моченов Сергей Викторович, Гринькин Станислав Станиславович и другие…
Научно-исследовательское объединение (~210 групп, ~2770 чел, общ. координация – В.А. Чернобров) включает в себя исследовательские группы из 23 стран мира:
В России:
в том числе —
в Москве более 29 групп и отрядов, 650 человек, координатор – С.В. Александров;
в Московской области (без учета Москвы) – более 11 групп и 175 чел.: в Химках, Зеленограде, Дмитрове, Дубне, Королеве, Электростали, Люберцах, Павловском Посаде, Рошале, Жуковском, Щербинке, Нахабине и в других районах;
в Центральном округе (без учета Москвы и Московской области) – более 24 групп и 310 чел., координатор – О.А. Масалаткин: в Смоленской, Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Калужской, Брянской, Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Рязанской, Липецкой, Тамбовской, Воронежской областях;
в Северо-Западном округе – более 13 групп и 190 чел., координатор – Л.И. Лушников: в С.-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Мурманской, Архангельской, Псковской, Новгородской, Вологодской областях, в республике Карелии, Коми;
в Приволжском округе – более 16 групп и 303 чел., координатор – Н.В. Субботин: в Кировской, Пермской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, в республиках Мари Эл, Чувашии, Мордовии, Татарии;
в Нижневолжском регионе – более 11 групп и 240 чел., координатор избирается: в Саратовской, Волгоградской (7 групп), Астраханской областях;
в Южном округе – более 12 групп и 177 чел., и.о. координатора – Е.А. Рудько: в Ростовской (4 группы) области, в Краснодарском, Ставропольском краях, в республиках Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии;
в Уральском округе – более 6 групп и 80 чел., координатор – М.М. Соломатин: в Башкирии, Свердловской, Челябинской, Тюменской областях, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО;
в Сибирском округе – более 8 групп и 127 чел., координатор – В.Ю. Кудрявцев: в Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Читинской областях, в Хакасии, Бурятии, в Алтайском и Красноярском крае;
в Дальневосточном округе – более 5 групп и 55 чел., координатор – В.В. Двужильный: в Амурской, Сахалинской, Магаданской, Камчатской областях, в Хабаровском, Приморском краях, в Еврейской АО, Якутии-Саха и в других регионах;
в Украине – более 8 групп и 69 чел., координатор – В.А. Довгошей: в Киевской, Закарпатской, Одесской, Николаевской, Черкасской, Тернопольской, Кировоградской, Полтавской, Днепропетровской, Сумской, Харьковской, Запорожской, Донецкой областях, в Крыму;
в Белоруссии (координатор И.С. Бутов): в Минской, Гродненской, Брестской, Витебской, Гомельской областях;
в Казахстане (координатор в данный момент избирается): в Алма-Атинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях;
в Киргизии (координатор избирается): в Бишкеке и Беловодском;
в Латвии (координатор по Прибалтике – В. Гуща): в Риге, Курземе, Видземе, Латгале, Лиепая и др. латвийских городах;
в Эстонии (координатор избирается): в Таллинне, Силламяэ, Нарве;
в Литве, Молдове, Азербайджане, Узбекистане;
в Великобритании (и.о. координатора – Д. Самсонов): в Лейстере и других городах;
во Франции (координатор выбирается): в Париже и других городах;
в Германии (координатор – М. Гузнер): в Берлине, Кельне, Бонне, Мюнхене и других городах;
в Израиле (координатор – А.В. Бакалдин): в Тель-Авиве, Рамле, Эйлате, Хайфе, Бэйт-Шемеи, Ришон-ле-Ционе;
в Таиланде (и.о. координатора – Л. Гаврилов): в Паттайе;