Книга Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Юрьевич Рыбаков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе. Том 2
Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе. Том 2

♦ После банкротства и так далее.

Конечно, все это тяжелые удары для организации. Помощь в их исцелении – важная часть нашей работы. Зачастую без профессиональной поддержки компания восстановиться не способна. Человеку, животному, растению тоже порой нужна внешняя помощь.



Саморегуляция – это способность не только восстанавливаться после травм, но и адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Например:

♦ Вырабатывать и воплощать стратегию[14].

♦ Находить перспективные продукты (товары и услуги) и создавать новые.

♦ Выходить на новые рынки.

♦ Внедрять новинки ИТ и прочих технологий.

♦ Подбирать правильных (подходящих по ценностям и компетенциям) руководителей и сотрудников.

♦ Формировать и развивать корпоративную культуру и пр.

Практическое задание 109

Вспомните и опишите примеры самовосстановления и саморегуляции живых и социальных организмов и систем.

В вашей жизни было что-то подобное? Что именно? Как вы выжили, какими стали, какие новые способности приобрели?

Успешная организация не только меняется сама. У нее достаточно воли, сил и умений, чтобы изменять внешнюю среду под свои потребности и задачи. Например:

♦ Менять правила игры на своих и смежных рынках.

♦ Создавать новые рынки: «голубые океаны».

♦ Задавать новые тренды, меняющие человечество и мир в целом.


Заметим, что, изменяя окружающую среду под свои потребности, важно помнить о долгосрочном выживании и благополучии не только нас как отдельных личностей и компаний. Но и человечества, биосферы, планеты Земля. Возможностей у людей как социального вида стало много, а вот мудрости и… человечности порой ох как не хватает!

Практическое задание 110

Вспомните, опишите примеры того, как организации и отдельные люди меняют мир вокруг себя.

Как люди и организации влияют на окружающую среду? Какие риски вы видите в этом? Что предлагаете сделать, чтобы и наши дети, и далекие потомки жили на все еще зеленой и цветущей Планете?

Чем более здоров организм, тем сильнее его способность к саморегуляции. Человек, который занимается спортом и правильно питается, болеет реже и выздоравливает быстрее, чем тот, который проводит жизнь перед компьютером, а также с пивасиком у телевизора.

Получается, что здоровый и сильный организм восстанавливается лучше. А восстановившись, становится еще более сильным и здоровым. Такой вот созидательный круг: с положительной обратной связью, говоря языком кибернетики. Наша задача как терапевтов – помочь клиенту запустить его, поддерживать на этом пути. Нередко прежде мы помогаем ему выбраться из воронки саморазрушения, в которую он долго падал до обращения к нам.

Повышение способности компании к саморегуляции – один из важных векторов, направлений в работе оргтерапевта: постоянно держим его во внимании.

Чтобы работать над этим, важно искренне верить в своего клиента. Хотя нередко они обращаются к нам в весьма тяжелом состоянии. И важно видеть перед собой не только их нынешнее положение, но и сохранять веру, что клиент может сильно измениться, стать гораздо более гармоничным. Как родители верят, что их карапуз вырастет когда-нибудь в сильного, порядочного и успешного человека. Порой это очень непросто. Верить в своих клиентов – большая духовная задача.


Зачастую, чтобы проявить и усилить способность клиента (человека, компании) к саморегуляции, нужно помочь ему ослабить контроль. Это может быть стремление человека тотально контролировать себя и окружающую жизнь. Или жесткий контроль руководителя над организацией или ее подразделением. Терапевт помогает клиенту постепенно поверить окружающему миру и… довериться потоку жизни.

Мы вернемся к этой теме в главе 18, посвященной парадоксальным изменениям.

Практическое задание 111

А ваша «учебная» организация – насколько гибкая и сильная? В каком состоянии она сейчас? Верите ли вы, что оно может измениться к лучшему?

Есть ли у вас иные образы, картинки ее возможного будущего? Правда, стоит помнить о том, что если эта компания не принадлежит вам, то и будущее формировать не вам, а ее ключевой команде и, конечно, владельцам.

* * *

Вы жестко контролируете свою жизнь и окружающий мир? Или иногда отпускаете поводья? Легко ли вам это удается? К чему приводит?

Когда у человека повышается способность к саморегуляции, он все чаще бывает и в гармонии с окружающей средой. Оказывается в нужном месте в нужное время, знакомится с нужными людьми, привлекает благоприятные события в свою жизнь. Его желания сбываются чаще и быстрее, чем прежде.

Практическое задание 112

У вас бывало, что вы попадали в поток благоприятных обстоятельств и событий (будто все светофоры на вашем пути вдруг стали зелеными)? Как такое получалось, что этому способствовало?

Умеете делать это намеренно, и если да, то каким образом? А вовлекать окружающих в благоприятные потоки? А обучать этому?

14.11. Феноменологический подход

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся звезды.

Иммануил Кант

Гештальт-терапия работает с тем, что есть: с реальностью и происходящими в ней феноменами, явлениями. Поэтому терапевту так важно замечать и осознавать происходящее, помогать клиентам в этом.

Однако люди воспринимают реальность по-своему, по-разному относятся к тем или иным явлениям, делают разные выводы из фактов и т. д. Как говорится,

У каждого человека – свое «кино». В его ощущениях, мыслях и чувствах. Мир для каждого человека – свой, особенный.

Когда случается событие, в человеке, которого оно касается, происходит внутренняя работа: осознанно или нет.

Разворачивается некоторая феноменологическая цепочка. Например:

♦ Ребенок на прогулке упал – Его бабушка видит это – Ей кажется, что внук ушибся – У нее мелькает воспоминание, как она сама (или папа/мама внука) сильно падала и ушибалась в детстве – Бабушка впадает в ужас – Бежит к внуку, попутно громко ругая его – Поднимает его, шлепает и пр. – Возбужденно говорит ему, какой он бестолковый и неловкий – Жалуется на него родителям – и т. д.



♦ У ребенка в это время цепочка своя: Играю, мне интересно – Неожиданно споткнулся, упал – Новый опыт, любопытно, лежу, наблюдаю, разглядываю травинку и муравья (или бултыхаюсь в луже) – Вдруг слышу крик бабушки – Обидно, что ругается – Больно, когда шлепает – Обиделся – Бабушка плохая – Больше не пойду с ней гулять – и т. д.

Аналогично с любым другим явлением, в том числе в организациях.

Поскольку каждый человек уникален, то и цепочки у каждого свои, притом что внешняя ситуация может быть одинаковой или похожей.

Практическое задание 113

Приведите живые примеры феноменологических цепочек в бизнесе и в жизни.

Терапевту важно не только видеть реальность и помогать клиенту увидеть ее, но и помогать ему осознавать (а не придумывать!) его феноменологические цепочки. Потому что в них скрыты многие автоматизмы: когда человек или команда делает что-то, сам того не замечая и не осознавая. Как мы уже не раз говорили, основная задача терапевта – помогать клиентам повышать их осознанность.

В отличие от психоаналитиков и представителей некоторых других школ, гештальтист не занимается оценками и интерпретациями чувств, мыслей и действий клиентов. А создает условия и ситуации, которые помогают клиенту самому увидеть и осознать, сделать выводы. Кстати, понимание клиента может отличаться от вашего: он имеет на это полное право, ведь это его бизнес, его жизнь.

Практическое задание 114

Разберите подробно по шагам одну из цепочек, которые вы вспомнили в прошлом задании: собственную или кого-то из окружающих. Не надо ее принудительно менять – достаточно осознавания.

14.12. Контакт, граница контакта

Существо (человек и организация) постоянно взаимодействует, контактирует с окружающей средой. Большая часть значимых событий и явлений в его жизни происходит на границе между ним и внешним миром. Тут случаются многочисленные достижения и провалы. Граница отделяет организм от внешней среды, она же – соединяет его со средой.



Физическая граница, отделяющая человека от внешнего мира, – это его кожа. Однако понятие «граница контакта» (или граница-контакт) используется в гораздо более широком смысле. Например, человек контактирует с другими людьми и с предметами; организация – с клиентами, поставщиками, конкурентами, государством и т. д.

Терапевт помогает клиенту контактировать со средой более успешно.

Гештальт-подход – это терапия контактом.

Мы еще не раз вернемся к этой ключевой теме, особенно в пунктах: 21.8 про диалог, 21.17 про работу с клиентом на границе контакта и 23.3 про терапевтические отношения.

Практическое задание 115

Приведите примеры явлений, происходящих на границе контакта: а) вас и внешней среды (физической, социальной и пр.); б) вашей «учебной» организации и внешней среды. Какие из этих явлений являются сейчас фигурами для вас, а какие – для этой организации?

14.13. Творческое приспособление

Стою на асфальте я, в лыжи обутый.То ли лыжи не едут,То ли со мной что-то не так :).Народное

Это способность человека (организма, если смотреть шире) изменять свое поведение, себя, а порой и окружающую среду для успешной реализации своих потребностей и достижения целей. Повышение этой способности у клиента – одна из главных целей терапии человека, группы и организации. От нее зависит, насколько они будут адаптироваться к жизни, к изменениям в окружающей среде – а это одна из главных способностей живого организма. От возможности творчески приспосабливаться зависит многое: удовольствие от жизни и деятельности, успешность, а нередко и сама жизнь человека или организации.

Любое поведение человека является поначалу его творческим приспособлением. Например, малыш учится ходить, говорить и т. д. Сотрудник осваивает какой-то новый для себя навык.

Однако со временем это поведение входит в привычку, становится шаблонным, стереотипным. Оно устаревает, становится неадекватным тем целям и ситуациям, в которых его пытаются применить. Как говорят терапевты, «клиент утратил творческое приспособление». Например:

♦ Ребенок из небогатой семьи был вынужден много ходить в тесной обуви. Он смог приспособиться к непростым условиям. Прошли годы, он давно носит удобную качественную обувь. Но своеобразная неудобная походка осталась.

♦ Человек уже давно вырос, но по-прежнему прикидывается слабым или глупым, чтобы получить у окружающих желаемое. В детстве-то это помогало.

♦ Когда-то подросток научился хамить и давить на окружающих, чтобы казаться старше своих лет и завоевать авторитет у сверстников. Он повзрослел годами, но привычка осталась.

♦ Продавец был когда-то робким – за счет этого ему на первом месте работы удавалось обаять клиентов, продать им товары и услуги. Стереотип сохранился и спустя годы, хотя нынче он уже не приносит бонусов.

♦ Компания стала успешной за счет того, что ее основатель и топы в первые годы работали день и ночь. Бизнес вырос, давно сложилась команда сотрудников. Но привычка не отпускает руководителей, хотя давно мешает фирме расти и развиваться.

♦ Организация привыкла работать на некотором рынке и добилась на нем немалых успехов. Прошло время, этот рынок уже далеко не такой выгодный, каким был прежде. Но компания утратила нюх, забронзовела. Люди гордятся славным прошлым и не замечают, что оно давно прошло, компания стала весьма посредственной на фоне выросших и окрепших конкурентов.

Как правило, утрата творческого приспособления происходит в основном неосознанно. Психологические защиты[15] не дают заметить и признать очевидное.

Практическое задание 116

Вы замечали подобное у окружающих: близких, друзей, коллег? Приведите примеры.

А у себя? В чем это проявляется? Вспомните и опишите конкретные ситуации, свое поведение и его последствия?

Что делать оргтерапевту, если он замечает, что у клиента нарушено творческое приспособление? Зависит от школы, к которой принадлежит терапевт.

♦ Классический бизнес-консультант скорее всего укажет клиенту на его проблему и предложит рациональное решение: улучшение бизнес-процесса или оргструктуры, обучение или замену сотрудников и т. д.

♦ Бихевиорист предложит клиенту переучить его или его работников путем тренировки более эффективных навыков и поведения.

♦ Когнитивный терапевт станет разбираться с убеждениями, лежащими в основе потери адаптации клиента, поможет их скорректировать на новые, более выигрышные.

♦ Психоаналитик станет искать глубокие причины проблемы: скорее всего, возникшие (по его версии) в детстве клиента.

♦ Гештальт-терапевт поможет клиенту осознать (заметить и прожить в полной мере), что же тот делает, как себя при этом чувствует, как мешает самому себе или компании. Без нравоучений и попыток принудительно изменить поведение клиента и лежащие в его основе убеждения.

В гештальте мы верим, что осознаниетерапевтично, целительно. А что с ним дальше делать – это ответственность клиента. И если клиенту действительно нужно, изменение произойдет парадоксальным образом, «само собой». А если сопротивление изменениям пока перевешивает, значит, так тому и быть. Главное, чтобы клиент осознавал, что он делает, как и зачем. Это и есть знаменитый «парадоксальный подход к изменениям».

Для повышения осознавания клиентов в гештальт-терапии создано множество техник, многие из которых мы с вами разбираем в этой книге применительно в работе оргтерапевта.

Практическое задание 117

Когда вы заметите за собой, что действуете стереотипно, по привычке, неадекватно текущей ситуации и задачам, начните все больше обращать на это внимание. Если это касается вашего взаимодействия с коллегами и другими людьми, можете обсудить это с ними. Или со своим терапевтом. Или поделитесь своими наблюдениями на ближайшей сессии с командой.

Не пытайтесь насильно заставлять себя и окружающих действовать как-то по-новому, иначе вам придется воевать. И, вероятно, вы проиграете: самому себе или другим хорошим людям…

* * *

На этом мы с вами завершаем разбор базовых понятий гештальт-терапии – будем опираться на них в последующих главах.

Вряд ли можно сказать, что другие темы, например цикл контакта и его прерывания или парадоксальная теория изменений, являются «менее базовыми». Отличие, пожалуй, в том, что мы с вами рассмотрим эти концепции и их применение в работе с организациями более подробно.

Глава 15

Цикл контакта (цикл опыта)

Это понятие – альфа и омега гештальт-терапии. Его базовый вариант описал сооснователь гештальта Пол Гудман, есть много вариаций от других авторов. Мы будем опираться на вариант Гудмана: он простой и наглядный.

У человека[16] есть некоторая потребность, он стремится ее удовлетворить: от самой простой, например поесть, до сложной, такой как создание успешного бизнеса или счастливой семьи. Однако человек сам себе мешает тем или иным образом, в основном бессознательно. Способы, которыми он это делает, в гештальт-терапии называют прерываниями контакта.

Оргтерапевт смотрит на организацию как на организм, поэтому все рассуждения с некоторыми уточнениями применимы и здесь.

Суть психотерапии – помочь человеку всегда понимать, чего же он хочет, осознавать свои потребности, а затем – реализовывать их, воплощать в жизнь, достигать желаемого. Человек, который может это делать – способен решать свои жизненные задачи, адаптивен к различным ситуациям. Условно его можно назвать психологически здоровым, хотя в гештальт-терапии, как и в других школах гуманистической направленности, не принято оценивать людей, вешать на них ярлыки.

Цикл контакта по Гудману имеет четыре стадии:

1. Преконтакт

2. Контактирование

3. Финальный контакт

4. Постконтакт



Названия этапов – предложенные Гудманом и переведенные на русский язык.

Классический, базовый пример, на котором проще всего рассмотреть цикл контакта, – «яблочко».

♦ Преконтакт. Вот человек чем-то занят, например работает или лежит на диване :). Постепенно он начинает ощущать неясные позывы в районе желудка. Они становятся все сильнее. В какой-то момент человек осознает свою потребность – перекусить.

♦ Контактирование. Человек задумывается, как же он может удовлетворить свое чувство голода. Думает о том, что можно что-то приготовить. Но сейчас некогда или лень. Вспоминает, что какая-то еда есть в холодильнике. Подходит к нему, оглядывает полки, мысленно, а возможно, и физически перебирает содержимое: вот сваренный суп, вот каша, а вот фрукты-ягоды. Персики, абрикосы, черешня[17]… Все не то. А, вот же яблоко – такое красивое и спелое – хочу его! Так человек выбирает способ или объект удовлетворения своей потребности.

♦ Финальный контакт. Наш герой совершает основное действие. Он достает яблоко, моет его и, наконец-то вгрызается в его ароматный сочный бок. Ощущает, как сок и мякоть наполняют рот, а затем и горло. Он жует, погружается в ощущение слияния с выбранным объектом удовлетворения потребности – яблоком. Постепенно по мере поглощения оно становится частью человека.

♦ Постконтакт. Человек идет обратно к рабочему столу или дивану. Он сыт и доволен – потребность удовлетворена, человек переваривает съеденную пищу. Происходит усвоение, ассимиляция того, что человек взял из окружающей среды.

Аналогично происходит цикл удовлетворения любой другой потребности[18]. Если, конечно, не прерывается тем или иным образом: этому посвящена следующая глава.

Каждый этап цикла важен для его успешного прохождения.

Практическое задание 118

Обдумайте, опишите по шагам цикл контакта для удовлетворения разных потребностей:

а) человека, например потребность в нахождении хорошей работы, потребность в отдыхе, сексуальная потребность.

б) организации, например потребность в найме нового сотрудника, отладке бизнес-процессов, выпуске на рынок нового продукта, внедрении ИТ-системы.

Визуально цикл опыта можно представить так (рис. 8):


Рисунок 8. Цикл контакта/опыта


По горизонтали – время. По вертикали – энергия, которую организм (или организация) мобилизует для прохождения цикла. Это общая схема, в различных ситуациях цикл может протекать по-разному, мы обсудим это дальше.

Иногда можно использовать еще более простую модель цикла опыта[19]. В ней всего три фазы:

1. Начальная. Подготовка к контакту, прелюдия, введение к книге или главе.

2. Срединная. Энергия постепенно возрастает и достигает пика. Происходит основное действие, событие, кульминация.

3. Завершающая. После контакта уровень энергии спадает. Наступает время спокойно переработать и присвоить себе полученный опыт, подвести итоги.


Гештальт-терапевт помогает клиенту (человеку, организации) продвигаться по его циклам контакта.

Мы обучаем, тренируем клиентов успешно и гармонично проходить цикл опыта.

При работе с организацией терапевт постоянно держит во внимании различные циклы контакта.

Одни циклы контакта вложены друг в друга как матрешки. Другие пересекаются как волны в море.

Одни помогают друг другу, другие мешают, третьи связаны слабо.

Оргтерапевт имеет дело с бесчисленным множеством циклов контакта организации-клиента, подразделений, проектов, а также конкретных людей (рис. 9). Например:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. п. «Литература», раздел IV «Путь организационного терапевта».

2

Швейцарский психиатр и педагог, основоположник аналитической психологии.

3

Gestalt (нем.) – целостный образ, а также облик, образ, внешность, фигура, форма, вид.

4

В честь психолога Б. Зейгарник, которая его описала.

5

То есть вызванные психологическими факторами.

6

Его описал Эдвард Лоренц, американский математик и метеоролог, один из основоположников теории хаоса.

7

Немецкий, а затем американский психолог, автор ряда основополагающих понятий и направлений в психологии.

8

См. прошлые книги Михаила Рыбакова.

9

Подробнее в главе 19 «Полярности».

10

To grok (англ.).

11

См. также пп. 16.6.1 «Рационализация (интеллектуализация)» и 16.8 «Эготизм».

12

Из стихотворения автора под псевдонимом Эризн.

13

Из книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс».

14

Подробное описание – в книге «Стратегия бизнеса».

15

См. главу 16 «Механизмы прерывания контакта (сопротивления, психологические защиты)».

16

У организма, существа, если говорить шире.

17

В момент написания этих строк на дворе июнь.

18

Кстати, «цикл удовлетворения потребности» – еще один синоним «цикла контакта (опыта)».

19

Ее применяет коллега, организационный терапевт и гештальт-терапевт Юлия Баскина.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги