Книга Человек, который молчал - читать онлайн бесплатно, автор Александр Буткевич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Человек, который молчал
Человек, который молчал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Человек, который молчал

Все эти фантазии сопровождались насмешками со стороны сверстников, среди которых он старался как-то утвердиться. Иногда, за счёт других… Тех, кто был слабее него и не мог дать сдачи. Однажды после школы Саша направлялся домой, где по дороге догнал мальчика, который шел в ту же сторону. Не долго думая, решил отыграться на однокласснике и отобрал у деньги, отчего мальчик заплакал и начал клянчить обратно. В этой просьбе чувствовалась жалость, боль и унижение. Именно эти чувства приходилось испытывать Саше, когда над ним издевались сверстники. Ему хотелось посмотреть со стороны, каково это быть униженным. Впервые он оказался хозяином положения, а не жертвой. Мальчик жаждал отомстить за издевательства в школе, повторяющиеся день за днём. В какой-то момент ему стало жалко одноклассника, у Саши проснулась совесть, и он решил вернуть обратно деньги. Что-то внутри подсказывало, что всё сделал правильно. По дороге домой парень думал над тем, что его излюбленный персонаж никогда не поступил бы подобным образом, потому что защищал слабых, боролся за справедливость и не любил жестокость. Саша размышлял каким образом может позаимствовать лучшие черты любимого героя.

К концу второго класса семья Петровых переехала в Израиль. Для нашего героя это было серьёзным ударом. Он как будто лишился настоящей семьи, которая его тепло принимала и откуда не хотелось уходить. Впервые Саша узнал, что такое потеря. К тому же лучший друг Илья был для него, как родной брат, с кем разделял общие интересы, связанные с приключениями. Он единственный, кто понимал его. Благодаря дружбе с ним, наш герой верил в то, что всё возможно. Илья казался персонажем излюбленного произведения, который не хотелось дочитывать, чтобы история их дружбы никогда не заканчивалась. На прощание Саша подарил Илье книгу Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна», как напоминание о том, что их объединяло.

Третий класс & Вопросы веры

Отец Саши являлся ярым католиком, который посещал воскресную службу на протяжении десяти лет. Он был поглощён верой так сильно, что непрестанно молился, закрывшись от внешнего мира. Возможно, каким-то чудесным образом молитвы помогали ему и, Бог откликался в нужный и трудный момент. Отец верил настолько глубоко, что не замечал происходящего вокруг и собственные убеждения пытался навязать своим детям, считая их единственно верными.

В очередное воскресенье отец решил привести сына в церковь, но Саша внезапно показал свой характер. Когда состоялся разговор у священника, мальчик, словно набрав в рот воды, упрямо молчал, не отвечая на элементарные вопросы: «Что такое добро?», «Что делает людей жестокими?», «В чём заключается истина?». Наш герой не проявлял никакого интереса к тому, о чём говорилось на службе, хотя священник пытался разъяснить некоторые моменты, чтобы привить любовь к вере. Вечером родители догадались, что больше не стоит беспокоить сына, заставляя его делать что-то против воли. Саша не понимал как с помощью веры можно облегчить жизнь: как с ее помощью прекратить издевательства в школе; как заставить любимую Ольгу ответить взаимностью; как остановить насилие в семье? Он не верил, что мучения закончатся если просто посещать воскресные службы и слушать священника, о том, что нужно подставлять левую щёку, когда тебя бьют по правой. А потом, когда твоя жизнь скатывается в пропасть, списывать всё на волю Бога. Наш герой не хотел идти по стопам отца не потому, что ничего не смыслил в вопросах веры и религии, а потому, что на его примере видел, как эта вера ни черта не работала.

Ни одно из навязанных родителями занятий не воспринимались сыновьями всерьёз, они не видели в этом никакого смысла и интерес сразу же терялся. «Ради чего посещать? Ради родителей или себя?» – неоднократно задавался вопросом Саша. Взрослые не понимали, какой вред наносили, когда навязывали ложные убеждения детям, не оставляя права выбора для собственных увлечений.

Зимние приключения

Так как Илья уехал далеко и надолго, нашему герою не с кем было дружить – оставалось всё свободное время проводить с братом, в ком находил единственного человека, который его понимал. В этом и проявлялись их искренние чувства. Саша и Павлик отличались характерами – старший был более послушный и осторожный, младший любил рисковать, отчего многие его считали безбашенным и непредсказуемым, но это не мешало ему смеяться и веселиться от души, наслаждаясь каждым моментом. Трудно сказать, что является преимуществом, когда оба в равной степени получали жестокие уроки судьбы. Оставалось только с этим мириться. Какие бы ни были недостатки у младшего брата, он все их умело возводил в достоинства. Например, когда попадали в разные передряги, Паша, чаще всего, выходил сухим из воды, а значит, все последствия падали на плечи нашего героя. Саша особо не обижался и на правах старшего шел на примирение первым, пытаясь найти общий язык, более того, оберегал и заботился о нём, как только мог.

А кому было ещё защищать как не старшему брату?

В один из дней Саша с Павликом пошли за приключениями во двор, где время от времени «воевали». Хотелось как-то выместить злость на неприятелях, но так как из-за отсутствия достаточных сил они не могли этого сделать напрямую, то решили отыграться по-другому. Штаб-квартира вражеских подразделений располагалась за складским ангаром. Сюда приводили пленных и требовали пароль. Было похоже на настоящую войну между дворами. Саша с братом, как партизаны, вышли из леса и обнаружили лагерь, не долго думая разломали его, не предполагая, что их кто-то заметит. Вдруг, из-за угла показалось несколько ребят на велосипедах, охранявших данную постройку. Почувствовав опасность, братья бросились бежать куда глаза глядят. «Враги» быстро запрыгнули на велосипеды и начали погоню. Павлик скрылся в лесу, а наш герой побежал в сторону больницы. И сколько бы ни пытался оторваться от преследователей, ему это никак не удавалось, а вслед кричали: «Ёхайды Ара-Ара!».

Преимущество было не на стороне нашего героя. Он быстро устал, тяжело дышал и совсем не соображал, что делать и куда бежать, чтобы его не поймали. Прикинув расстояние, направился в сторону соседской дачи. Силы быстро иссякли, и Саша не мог продолжать движение. Двое велосипедистов нагнали его и окружили на пустыре. Они остановились, решая, что предпринять. Саша в ужасе смотрел на обидчиков, ожидая худшего сценария. Взглянув на него, ребята заставили извиниться перед ними, но Саша до конца не понимал, за что должен просить прощения. Он не чувствовал себя виноватым, а потому извинился не из-за признания вины, а из-за страха попасть в плен. Через несколько секунд неприятели развернулись и уехали – лишь пыль виднелась вдали. Впервые он сильно испугался за собственную жизнь, потому что по-настоящему переживал войну, которую сам объявил. Потребовалось некоторое время, чтобы успокоиться и отправиться домой.

Саша не собирался сдаваться и решил любыми способами отомстить обидчикам. Так как сил явно не хватало, вскоре к отряду “отчаянных и несломленных” добавился третий боец – Женя, который учился с Павликом в одном классе и давно был его преданным другом. Он был поистине бесстрашен! Если с кем-то идти в разведку, то в первую очередь с ним. Настоящая дружба рождалась только в борьбе и не терпела трусов. Такой дружбе могли позавидовать многие. Благодаря Жене они выстроили собственную штаб-квартиру на дереве, откуда наблюдали в бинокль за врагами из соседнего двора, пытаясь предугадать их план. Ребята пополняли провизию отряда сорванными из соседских дач яблоками. Инициатором любых авантюр выступал, конечно, Женя. Он вёл за собой братьев, затягивая их в различные приключения.

Женя, по сути, и являлся полководцем.

Однажды весной они решили на плоту переплыть реку, чтобы подобраться к штабу противника с другой стороны и нанести неожиданный визит. Это оказалось рискованной затеей. Женя предложил соорудить что-то наподобие лодки, которая бы выдержала троих. Набрав соответствующего материала, незамедлительно приступили к делу. Понадобилось пара часов на осуществление задуманного. Ребята настолько увлеклись занятием, что не замечали времени. Мать начала беспокоиться о пропаже детей и пошла искать их по городу, как будто почувствовала что-то неладное. Необходимо было успокоить своё сердце. Никто из мальчишек не отдавал отчёта, насколько высоки риски: страсть и желание мести двигало ими. Взобравшись на плот, ребята оттолкнулись и поплыли на вражескую сторону. В тот момент они потеряли ощущение реальности: настолько сильно были охвачены процессом, что позабыли обо всём на свете. По случайному совпадению мать оказалась недалеко от того места, словно какое-то чувство подсказывало ей, что сыновья находятся на волоске от смерти. Когда ребята доплыли до противоположного берега, она их заметила и начала громко звать. Бойцы поняли, что их военная операция закончилась.

Павел и Женя быстро выпрыгнули на берег, а Саша остался на плоту. Внезапно его охватил сильный страх, началась дикая паника на уровне животных инстинктов, с которой тот не мог совладать. Плот пошёл вдоль реки без какой-либо опоры. Течение оказалось настолько стремительным, что в любую секунду мальчик мог перевернуться и утонуть. Саша был беспомощен, он не знал, что делать и как выбраться на берег. Его качало из стороны в сторону, отчего с трудом удавалось удержать равновесие. К счастью, плот резко повернуло вправо и мальчика понесло на мель. Он, дождавшись подходящего момента, выпрыгнул на землю. И хоть всё закончилось благополучно и без жертв, пережитый ужас ещё долго не отпускал его. Мать настолько была напугана случившимся, что у неё не оставалось сил наказывать сыновей.

Но война на том не закончилась.

Зимним утром ребята продолжили поиски вражеских подразделений. Трудно сказать, кто кого находил: они проблемы или проблемы их. Тогда на улице несколько недель подряд стоял жуткий мороз, на градуснике показывало чуть ли не минус тридцать. Такая температура свойственна холодным краям, да и Валку можно считать маленькой Сибирью, потому что зимы здесь были весьма суровые. Климат, как и везде на севере, не стабилен: дождливая осень, переменчивое лето и поздняя весна, не торопившаяся вступать в свои законные права. Саша не любил холод, постоянно замерзал, особенно на улице. Лето и весна нравились ему куда больше. Но для ребят зимой были свои преимущества, особенно когда реки замерзали – одну из которых они решили перейти, чтобы, наконец, оказаться на стороне противника.

Речка Педеле была достаточно длинной и соединяла два города – Валку и Валгу, пересекая их окраины. Вдоль реки тянулся густой лес, который скрывал пляж и другие достопримечательности. Одной из них была эстрада, где летом проводились концерты на открытом воздухе. Добравшись до моста, мальчики вышли к эстраде. Именно отсюда им пришла идея перебраться на другой берег. Женя на правах полководца пошел первым и решил проверить лёд на прочность. Саша и младший брат не спешили следовать за ним. Они стояли в нескольких шагах от смелого товарища и наблюдали со стороны. Женя стучал ногой по льду, который, на первый взгляд, казался толстым и надёжным.

– Всё в порядке, давай за мной! – приказал главнокомандующий, но ребята не спешили. – Чего стоите, трусы, не видите, лёд прочный? – стучал он упорно, пока не провалился.

Женя стал тонуть… Не ожидая такого поворота событий, Женя растерялся. Саша увидел страх в его глазах – и эти глаза просили о помощи. Если бы не друзья, которые вовремя схватили товарища за руки и вытащили на берег, неизвестно, чем бы закончилась их очередная военная операция. Женя лежал на снегу и дрожал от страха. Чтобы окончательно не замёрзнуть, ребята быстро пошли домой. Никто не ожидал таких последствий от этой безобидной выходки. К счастью, Женя не заболел. Полководец ещё долго будет говорить о памятной истории, вспоминая самое знаменательное наступление на врага. От такого отряда мог отступить даже Наполеон, и битва с французами закончилась намного раньше.

Единственное, чего действительно не понимал мальчик, это то, что битва с врагом была надуманной. Врагов, на самом деле, не существовало, он сам себе их выдумал. Им управляло желание отомстить за нанесённую обиду, за ту несправедливость, которая царит в чужом дворе. А также отомстить за все те травмы, перенесенные им в прошлом. Нужно было как-то самоутвердиться за счёт других, и лучшим способом он считал объявление войны. Знал ли наш герой, что враг скрывается не где-то в лесу на другой стороне реки или в соседнем дворе, или в стенах школы, а внутри себя, отчего был настроен против всех. В этом и заключалась его главная трагедия, которая будет преследовать парня по жизни.

Прощальное письмо

Классный руководитель Валентина Ивановна на зимних каникулах задала сочинение на тему: «Моя любимая бабушка». Как раз наш герой с матерью собирались поехать в Гродно, навестить подаривших мальчику детство. Когда сели в поезд, Саша достал тетрадь, ручку и попытался набросать пару строк: «Я люблю свою бабушку за то, что она воплотила мою мечту» – перед глазами мальчика понеслись воспоминания прошлого, где он впервые сел на двухколёсный велосипед и разъезжал по улицам своего района, желая понравиться девочкам. – «Тогда я по-настоящему почувствовал себя счастливым. Благодаря этому подарку я понял как сильно бабушка любит меня» – Саша посмотрел в окно поезда, и заметил, как ярко стало сиять солнце, освещая проходящие мимо пейзажи. – «Все подарки, которые дарила мне бабушка, остались до сих пор в моей памяти. Сколько раз мне хотелось снова сесть на этот сияющий «Аист» и вернуться на несколько лет назад». Наш герой не заметил, как написал целую страницу своего сочинения и написал бы ещё, если бы мама не заставила идти спать.

Наутро, когда до прибытия поезда оставалось буквально полчаса, Саша вырвал листик из тетради и положил его в конверт, желая порадовать бабушку своим первым письмом. Но на станции их встретила тётя Жанна, сообщившая прискорбную весть: «Мама умерла!». Хуже новости Саша ещё не слышал. Он был настолько растерян, что выронил из рук письмо, которое подхватил ветер и понёс куда-то прочь – туда, где его обязательно кто-нибудь прочтёт. Бабушка скончалась декабрьским вечером, находясь дома в кругу семьи. После печальных известий наш герой с матерью и тётей Жанной незамедлительно отправились домой.

Тамара Петровна была мудрой женщиной. Несмотря на свой юный возраст, Саша от неё тоже многому научился: бескорыстию, искренности и отзывчивости. Бабушка не умела врать. Многие думали, что у неё непростой характер, но никто за это не злился, понимая, что она просто держала всё под контролем. Люди приходили за советом, так как любили, уважали и по-настоящему ценили ее. Она пользовалась авторитетом среди друзей и коллег, которые теперь пришли с ней проститься. Никогда мальчик не видел столько скорби. Вокруг бабушки стояли люди и плакали. Смерть Тамары Петровны стало потрясением для каждого из них, в том числе и для нашего героя. Саша любил и ценил бабушку, так как проводил с ней много времени. Она баловала внука, как могла, а потому оставила в его душе только тёплые воспоминания.

За год отсутствия парня всё тут опустело. Без бабушки её квартира, дом, район, имели лишь серые тона, словно всё было настроено против него, угнетая со всех сторон. Похороны бабушки сопровождались метелью, как будто небо оплакивало её уход. Все плакали. И сколько бы наш герой ни пытался вычеркнуть эти воспоминания, они никак не выветривались из его головы. Впервые и по-настоящему он узнал, что такое смерть близкого. И насколько коротка жизнь человека – при Саше она проживёт чуть больше девяти лет.

Спустя несколько дней после похорон Саша с двоюродной сестрой Ритой зашли в лифт. Двери закрылись, и они стали спускаться. Вдруг, лифт застрял на втором этаже, мальчика охватил панический страх и ужас – он не понимал, что происходит. Помещение едва освещалось, что нагнетало еще больший страх, а обшарпанные стены пугали со всех сторон. Старый механизм накалял и без того жуткую обстановку. Мальчик начал громко кричать и стучать в двери, желая выбраться на свободу. Он почувствовал себя полностью беспомощным. С каждой секундой ситуация обострялась, а решение всё не находилось. Сколько бы он ни пытался разжать двери – ничего не получалось. Как ни странно, четырехлетняя девочка не испугалась и сохраняла полное спокойствие.

Через некоторое время двери со скрипом открылись, перед ребятами стояла незнакомая женщина. Она, по-видимому, и приложила усилия для освобождения детей. Саша в ужасе выбежал на свежий воздух, на сильный мороз. Он глубоко дышал, пытаясь прийти в чувства. С тех пор наш герой боялся заходить в лифт. Только спустя десять лет он смог преодолеть страх закрытых помещений.

Таким образом, в этот раз Гродно его встретил и проводил совсем не гостеприимно. Мальчик возвращался домой с горьким чувством потери и пустоты – две недели показались кошмаром. Приехав домой, он снова взялся за тетрадь, ручку и по памяти написал сочинение на тему: «Моя любимая бабушка», избегая моментов, о которых не хотелось говорить. На первом же уроке после коротких зимних каникул учительница зачитала вслух письмо Саши. Она поставила ему отличную отметку и похвалила за хорошо выполненную работу, но нашему герою это не доставило никакой радости. Ничто не могло восполнить горькой потери.

День Рождения

В классе была традиция поздравлять учеников с днем рождения, на что классный руководитель Валентина Ивановна собирала деньги. Наступила очередь Саши, так как его день рождения приходился на конец марта. Нашему герою не доставлял особой радости этот праздник, время от времени он испытывал уныние. В то утро мальчик пришёл в класс без настроения и, как обычно, устроился за партой. Когда начался классный час, его вызвали к доске и усадили перед всеми. Следуя старым добрым традициям, Сашу окружили со всех сторон одноклассники, подняли вместе со стулом и начали громко считать до десяти: «Раз, Два, Три…». Но Саша их не слышал, потому что не верил в происходящее, словно это снилось. «Четыре, пять, шесть…». Он считал себя недостойным такого внимания. «Семь, восемь, девять…». Мальчик чувствовал себя чужим на своём празднике. «Деся-я-ять!». Ребята опустили стул, захлопали в ладоши и вручили однокласснику подарок, но он не спешил его открывать, опасаясь подвоха и насмешек со стороны.

Дождавшись конца уроков, тот вышел на крыльцо школы, открыл сверток, где увидел игрушечную машинку красного цвета и шоколадный батончик. Мальчик особо не обрадовался подарку, потому что поздравления сверстников не казались искренними, а значит, сюрприз шёл не от души. Грусть была куда сильнее этих поздравлений и, наверное, ни один подарок не компенсирует душевную боль, которую ему причинили одноклассники. Он открыл шоколадный батончик, откусил и тут же замер… Шоколадка не лезла ему в горло и показалась очень горькой. Саша выбросил её в мусорку, спустился по ступенькам и неторопливо побрёл домой, думая о том, как расправится с машинкой. На этом школьный праздник закончился – впереди ждало продолжение, но уже дома.

К домашнему праздничному обеду были приглашены ребята, с которыми Саша проводил время на улице. Сервированный большой стол стоял посреди зала. Мать выставляла запасы еды, чтобы показать не только щедрость, но и то, насколько безбедно живёт семья. Несколько видов салата, множество закусок и разные напитки. Всех встречало радужное гостеприимство. Глядя на стол, у ребят разбегались глаза, они не знали, на чём остановиться. Дети весело общались между собой, отчего время шло незаметно. Все шутили на разные темы, но некоторые из них были довольно колкими, особенно те, которые поступали в адрес именинника. Каждая шутка сопровождалась громким смехом. Саша вообще не понимал юмора, а потому насторожился и замер. Смех он воспринимал, как унижение, потому что казалось, будто окружающие высмеивают его недостатки. Комплексуя по этому поводу, он обижался, принимая любого рода насмешки на личный счёт. Из-за этого у мальчика выработалась защитная реакция: он уходил в себя, либо старался вообще покинуть компанию.

Мальчик ещё раз осмотрел присутствующих и увидел перед собой не друзей, а врагов. Ему до боли не хотелось сидеть с ними за одним столом. Нашего героя как будто что-то выталкивало оттуда. Он резко вскочил и вылетел из гостиной. Забежав в свою комнату, он встал в угол и переживал сильную обиду. Ситуация ранила до глубины души, отчего он не мог пошевелиться. Спроси Сашу тогда: «Зачем ты встал в угол?», мальчик вряд ли бы смог что-то разумное ответить, потому что ничего не понимал.

Через несколько минут в комнату вошла мама, подошла к сыну, и стала уговаривать вернуться назад: «Не обижайся, ничего страшного не случилось». Она пыталась достучаться до него, но всё оказалось бесполезным. Наш герой стоял спиной к ней, слышал её слова, но чувства захлестнули окончательно, он полностью потерялся в них. В тот момент ничего не помогало. Мать была бессильна перед сыном, после чего в комнату вошёл отец и попытался вразумить мальчика. Он старался поддержать Сашу, подбирая правильные слова: «Они пошутили не со зла, не принимай близко к сердцу». Но и это не подействовало. Это был один из немногих дней, когда отец проявил заботу, он любил сына, хотя редко проявлял чувства. Саша продолжал проваливаться в одиночество, не желая никого слушать. Не получив наказания, он сам себя обрёк на страдания. Саша чувствовал не только обиду, но и гордость утраченного самолюбия. Но понимал ли тогда кто-нибудь, что такое утраченное самолюбие? День рождения был испорчен, все разошлись по домам. Саша продолжал «праздновать» в полном одиночестве, стоя в углу.

Этот случай ещё больше усугубил ситуацию и поспособствовал тому, что мальчик закрылся от окружающих. Ему больше не хотелось испытывать ту горечь, которую пришлось переживать в школе и дома. Впредь Саша не желал участвовать в подобных мероприятиях, чтобы не возвращаться в прошлое. Это последний раз, когда наш герой отмечал день рождения.

Двадцать второе марта стал обычным днём.

Страх и ненависть в четвёртом классе

Школа походила на тюрьму временного содержания, где существовало множество ограничений. Саша не понимал, как можно там находиться: классы напоминали камеры для заключения, где нет должного ремонта, помещения настолько устаревшие, что парты, мебель и стулья советских времен разваливались на глазах. Учителя, подобно этой советской мебели, были старой закалки, но к некоторым из них наш герой относился хорошо. Саша не хотел посещать столовую, потому что она находилась в подвальном помещении. В школе были очень длинные коридоры, казалось, они тянулись бесконечно. Туалеты, походившие больше на сортиры, стояли на противоположных сторонах без разделения на кабинки, что создавало ряд неудобств. Казалось, здесь всё устроено так, чтобы ученики не расслаблялись и понимали, куда попали.

Наш герой верил в то, что где-нибудь в другом месте сложилось бы всё иначе. Возможно, если бы мать отдала его в школу для инвалидов, жизнь не превратилась бы в сплошную тюрьму. Саша обвинял родителей в том, что они затащили сюда сына и не оставили выбора. Чувствовал, что его свободу ущемляют со всех сторон, пытаясь сломить волю, заставляют хорошо учиться, участвовать в культурной и спортивной жизни, быть всесторонне развитым. «Но как на фоне всего этого можно быть хорошим?» – всерьёз задумывался Саша. – «Как можно в месте, где тебя не принимают, быть примерным учеником?». В колониях общего режима заключённые стараются соблюдать все правила, чтобы раньше освободиться, а тут, в школе, независимо от твоего поведения, необходимо влачить существование на протяжении целых двенадцати лет. Осознавая подобное, наш герой не видел смысла в получении высоких отметок, более того, чтобы не соответствовать ожиданиям матери, напротив, не проявлял никакого интереса к учёбе. В тюрьме временного пребывания не вырасти цветку знаний – кроме калечения судеб, никаких других задач такие учреждения не несут.

Никого не заботили чувства парня. Никого не волновало, кем он вырастет и какие навыки приобретёт. В будущем, об успешности и уверенности в себе речи быть не могло – выживали сильнейшие, которых заботило лишь собственное благополучие и преследовали только свои корыстные интересы и больше ничего. Казалось, никто не мог понять переживаний нашего героя, каждый был верен своим убеждениям: учителя навязывали общепринятые правила, родители забрасывали высокими требованиями, а одноклассники, соответствуя чужим идеалам, старались показаться лучше, чем являлись на самом деле. И кто знает, что могло помочь мальчику, чтобы облегчить его страдания в этой тюрьме, где все пытались его в чём-то обвинить? Так, невольно, он сделался для всех виноватым!

В школе с каждым днем ситуация ухудшалась. Чем больше мальчик думал об опасности, тем чаще подозрения оправдывалась. Он со страхом шел на учёбу, ожидая худшего сценария. Угроза подстерегала на каждом углу, особенно в школе, где он ходил, словно по минному полю. Однажды на перемене он плохо себя почувствовал и поспешил в туалет. Не успел сесть на унитаз, как внезапно вбежал один из одноклассников, при виде которого Саша замер и не мог пошевелиться. Через пару минут одноклассник вернулся с остальными ребятами. Все стояли и дружно хохотали, когда смотрели на парня, что было весьма унизительно. Ему хотелось убежать или провалиться от стыда под землю. Казалось, это не закончится никогда. Он чувствовал себя ужасно, от того, что его застали в такой неприятной ситуации.