Ном. 177. Матфей же в девятой главе[100] возбраняет верным украшати себе, или власы брады стрищи и ушаряти ю, или плести власы главы своея. Не повинующих же ся отлучати повелевает [101].
Развлечения. Пьянство
Ап. 42. Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен.
Ап. 43. Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.
Карф. 18. Детям священников не представлять мирских позорищ[102] и не зреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.
Карф. 72. Подобает просить [царей] такожде и о сем, да воспретится представление позорищных игр в день воскресный и в прочие светлые дни христианской веры, тем паче что в продолжение осми дней Святой Пасхи народ более собирается на конеристалище [103], нежели в церковь. Должно переменить определенные для позорищ[104] дни, когда они встречаются с праздничными, и никого из христиан не до́лжно принуждать к сим зрелищам.
Карф. 74. Подобает просить [царей] еще и о сем. Аще кто восхощет от некоего игралищного упражнения приступить к благодати христианства и пребывании свободным от оных нечистоте, то да не будет позволено никому склонить или принуждать такового паки к тем же занятиям.
Трул. 50. Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.
Трул. 51. Святой Вселенский Собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам и их зрелищам, такожде и зрелища звериные[105] творить и плясания на позорище. Аще же кто настоящее правило презрит и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного.
Трул. 66. От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новой[106], во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище.
Трул. 100. Очи твои право да зрят и всяцем хранением блюди твое сердце, – завещавает Премудрость (Притч. 4, 25, 23), ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавать. Аще же кто сие творить дерзнет, да будет отлучен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Правила, в которых даются решения сразу по нескольким каноническим вопросам, повторяются в разных разделах в сокращении.
2
Это, собственно, есть та же самая «Книга правил», только в другом формате: в ней есть все ее правила, а также дополнительные правила и комментарии.
3
То есть любви к миру сему.
4
Подробнее о правилах Иоанна Постника см. в главе «Покаяние и исповедь».
5
Количество и нумерация основных правил приводится по «Книге правил», а не по Афинской Синтагме.
6
Дополнительные правила и их нумерация приводятся по 2-му тому епископа Никодима (Милаша), то есть по Афинской Синтагме, а не по Кормчей книге.
7
17 дополнительных правил святого патриарха Никифора Исповедника (помимо 49 его правил) на самом деле являются ответами прп. Феодора Студита на проблемы, возникшие во время иконоборческой ереси. Подробнее об этом см. на своем месте в соответствующем разделе.
8
Из Номоканона при Большом Требнике приводятся не все правила, поскольку они часто просто повторяют каноны «Книги правил».
9
Эти предписания, касающиеся отношений с арианами и Святого Причащения, выбраны из творений святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Анастасия Антиохийского. Они также приводятся в соответствующих разделах.
10
Кормчая книга. Гл. 56.
11
Здесь и далее правила, содержащиеся в «Книге правил», приводятся по изданию: Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1992 (в адаптации к современной орфографии).
12
То есть без приготовления.
13
Правило приводится в сокращении.
14
То есть по четвергам.
15
Речь идет о чинопоследовании литургии. В правиле заповедуется после проповеди («по беседах епископских») молиться об оглашенных, после чего они должны выйти из храма. Правило приводится в сокращении.
16
То есть без подготовки, страха ради смертного.
17
Правило приводится в сокращении.
18
Здесь под отпадшими имеются в виду отрекшиеся во время гонений.
19
То есть ко Крещению.
20
Причины.
21
Ремесленник, изготавливающий изображения языческих богов.
22
Мерзость.
23
Гадатель.
24
Суевер.
25
Усерден.
26
Принят.
27
Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. Гл. 51.
28
Правило приводится в сокращении.
29
Здесь, очевидно, речь идет о просфорах.
30
Правило приводится в сокращении.
31
Правило приводится в сокращении.
32
Имеются в виду ереси апостольских времен, искажающие главные догматы о Троице и Воплощении.
33
То есть признавших.
34
Евхаристическую.
35
О Крещении еретиков и правилах приема в Церковь приходящих от разных ересей см. соответствующую главу.
36
То есть крещаемым.
37
То есть святым миром.
38
Матфей Властарь. Алфавитная синтагма. М., 1996. С. 117.
39
Правило приводится в сокращении.
40
Прямо.
41
Правило приводится в сокращении.
42
Правило приводится в сокращении.
43
Правило приводится в сокращении.
44
Восприемником.
45
Потому что они становятся друг другу кумовьями, то есть вступают в духовное родство, которое является препятствием к брачным отношениям. Об этом см. также два следующих правила.
46
То есть не вступают в брак.
47
Святыни.
48
Правило приводится в сокращении.
49
Правило приводится в сокращении.
50
Правило приводится в сокращении.
51
В древности весь Великий пост был подготовкой оглашенных ко крещению, которое торжественно совершалось в Великую субботу.
52
Правило приводится в сокращении.
53
Восприемником.
54
Потому что они становятся друг другу кумовьями, то есть вступают в духовное родство, которое является препятствием к брачным отношениям.
55
То есть над младенцем, который находится во чреве крестящейся женщины, крещение не совершается, когда крестится мать.
56
Правило приводится в сокращении.
57
Правило приводится в сокращении.
58
Правило приводится в сокращении.
59
Приводится выдержка.
60
Эти слова свт. Василия говорят о том, что благодать Божия, обитающая в пастырях Церкви, учит через них.
61
Цит. по: Соколов И.И. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви. Т. 2. СПб., 2005. С. 72–73.
62
Правило приводится в сокращении.
63
См. Слово 47.
64
См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Ч. 1. Гл. 50.
65
Правило приводится в сокращении.
66
Правило приводится в сокращении.
67
Правило приводится в сокращении.
68
То есть отлучен от Церкви.
69
Неделя – воскресный день.
70
То есть не работать.
71
Правило приводится в сокращении.
72
То есть простому человеку – мирянину.
73
Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. С. 43.
74
То есть работать.
75
Помещается в конце Служебника.
76
Приводится выдержка.
77
То есть которые уже в состоянии исповедоваться.
78
Приводится выдержка.
79
Приношения.
80
То есть: один из них.
81
Актерскими представлениями.
82
Правило приводится в сокращении.
83
Правило приводится в сокращении.
84
Языческий.
85
Правило приводится в сокращении.
86
Крещения Господня.
87
Воскресенье.
88
Морепродукты и моллюски.
89
Воскресенье.
90
Имеется в виду 64-е правило святых апостол.
91
Крещением Господним.
92
Имеется в виду вечерняя служба.
93
Имеется в виду пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы.
94
Правило приводится в сокращении.
95
Приводится выдержка.
96
Имеется в виду 50-е правило Карфагенского Собора.
97
То есть прекращать (нарушать).
98
То есть Страстную.
99
Правило приводится в сокращении.
100
Имеется в виду Алфавитная синтагма Матфея Властаря.
101
Правило приводится в сокращении.
102
Актерских представлений.
103
Скачки.
104
Представлений.
105
Травлю зверей.
106
То есть следующего воскресенья.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги