Книга Протестанты. Кто они? - читать онлайн бесплатно, автор Екатерина Игнатенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Протестанты. Кто они?
Протестанты. Кто они?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Протестанты. Кто они?

Протестанты. Кто они?


Екатерина Игнатенко

© Екатерина Игнатенко, 2021


ISBN 978-5-0055-0879-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Екатерина Игнатенко

Протестанты – кто они?

История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре

Екатерина Игнатенко

Протестанты – кто они?

История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре


Комсомольск-на-Амуре

2012


Игнатенко Е. Г.Протестанты – кто они? История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре. 2012.


«Протестанты – кто они? История протестантских церквей г. Комсомольска-на-Амуре» – научно-популярнаякнигаоб истории возникновения и развития протестантских церквей в городеКомсомольске-на-АмуреХабаровскогокрая. Дает представление в целом о понятии протестантизма и его развитии в России, а также о его основных течениях, представленных в Комсомольске-на-Амуре.

Книга предназначена для широкого круга читателей интересующихся историей протестантизма.


Дизайниверстка Ноны Манукьян «Цветы жизни».


Содержание

Предисловие

– Понятие «Протестантизм»

– История протестантской конфессии в России

– Особенности освоения Дальнего Востока для протестантских христиан

– Положение протестантских христианских церквей в советское время. Политика государства в отношении религии.

– Общая характеристика и структурные особенности протестантских течений 1940-х – 2000-х г.г.

– История протестантских церквей в Комсомольске-на-Амуре.

– Евангельские христиане баптисты

– Христиане веры евангельской пятидесятники «Голос Божий»

– Отделенные баптисты-инициативники (Совет церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ)

– Адвентисты Седьмого Дня

– Церкви, образованные иностранными миссионерами

– Церковь «Вечная жизнь»

– Церковь «Источник жизни»

– Методистская церковь «Славная»

– Евангельская христианская церковь «Свет Истины»

– Евангелическо-Лютеранская церковь «Святой Екатерины»

– Христиане веры евангельской пятидесятники «Церковь Бога живого»

– Христиане веры евангельской пятидесятники «Есхол»

– Заключение

Приложения

Список использоанных источников и литературы


Предисловие.

К сожалению, в глазах большинства наших современников историческое дерево христианства, выросшее на русской почве, представляется узко однолинейным, только православным. Такой ограниченный взгляд на собственную историю вызывает настоятельную необходимость изучения тех форм духовной жизни, которые возникли в России за пределами православной церковной ограды. На протяжении истории России возникали религиозные движения, которые были чрезвычайно разнообразны, подчас они принимали экзотический причудливый характер. К концу XVIIв. многие из них оформились в общее конфессиональное ответвление христианства – протестантизм.

Протестанты – кто они? Почему их называют «сектантами»? В чем суть их веры? Когда они появились в Комсомольске-на-Амуре? Эти и другие вопросы относительно протестантских христиан мы попытаемся раскрыть в данной работе, используя документы архивов г. Комсомольска-на-Амуре и г. Хабаровска, воспоминания и свидетельства участников движения, научные работы о протестантизме. А также будет освещена история конкретных протестантских общин города.

Хочется выразить благодарность тем людям, без которых было бы очень трудно написать эту работу. Это руководители церквей: Малинченко Андрей Александрович, Рублев Владимир Дмитриевич, Цой Светлана Анатольевна, Разжигаев Валерий Викторович, Разжигаева Светлана Михайловна, Момоток Леонид Иосифович, Вайнц Екатерина Ивановна, Икизли Василий Дмитриевич. А также большая благодарность Ивановой (Чешевой) Татьяне Алексеевне, Ивченко Нине Васильевне и ее дочери Наталье, Матвеевой (Деркач) Валентине Андреевне, Клименко Максиму Геннадьевичу, Цой Ольге Петровне (Цой ГымДя), Хон Ирине. Огромное спасибо им за помощь в сборе информации, воспоминаний, фотографий из личных архивов, книг и материалов по этой теме. Особая благодарность кандидату исторических наук Владимиру Васильевичу Солодовникову, автору многих книг о протестантизме, побудившему написать данную книгу. И, конечно же, Говорухину Григорию Эдуардовичу, кандидату философских наук, доктору соц. наук, доценту: без его комментариев и очень точных замечаний книга не была бы полной.

– Понятие «протестантизм»

В отношении слова «протестант» в сознании многих людей устойчиво воспроизводится стереотип: «те, которые протестуют». Действительно, если брать исторический аспект, то со времени Реформации так называли тех, кто придерживался идей, высказанных против ошибок Римской Католической церкви. Римские католики, однако, использовали это слово для всех, кто именовался христианами, но находился в оппозиции к католицизму.

Но понятие «протестантизм» (от лат. protestans, род. п. protestantis – публично доказывающий) более широкое, чем просто протест. Оно связано с Великой Реформацией в Европе в XVI веке и с деятельностью немецкого духовного мыслителя Мартина Лютера. 31 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов, в которых доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы Римского над отпущением грехов. В них он также провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Но вскоре, в 1520 г., Католическая церковь объявила его еретиком, а император – преступником (Вормсский эдикт 1521 г.). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в замке, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг в 1529 г. отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестанты», а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий – «протестантизм».

Мартин Лютер. 1529 г.



Скромный монах стал реформатором поневоле, столкнувшись с многочисленными злоупотреблениями в римско-католической церкви. Но он первый вскрыл их подлинную природу – пренебрежение Евангелием Христовым. Единственное, что он стремился сделать, – это восстановить Евангелие, то Его понимание, которое было у апостолов.

Есть также точка зрения, что название «протестантизм» связано с одним из лозунгов Реформации «Рro Testamentum» – «За Библию», «За Священное Писание». Таким образом, протестантизм связывают с движением за Священное Писание, за Евангелие. Поэтому в России его часто называют Евангельским Движением1.

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства, представляющим собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и течений.

Основой их веры является, прежде всего, Библия – Книги Священного Писания. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым вопросам. Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Ею. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и не обязательны для исполнения. Кроме Библии, протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский (см. Приложение №1), Халкидонский, Никео-Цареградский, принятые на Вселенских соборах (см. Приложение №2).

Основными доктринами протестантизма являются Quinquesola (Пять «только») – пять латинских тезисов, сформировавшихся во время Реформации и подведшие итог ее основным идеям, противоречащим учению Римско-католической церкви того времени. Латинское слово sola означает «только» или «единственно»2. «Пять только» ясно сформулировали пять фундаментальных принципов Реформации, которые считались необходимыми для христианской жизни и практики (см. Приложение №3):

1. SolaScriptura – «Только Писание»

2. Solafide – «Только верой»

3. Solagratia – «Только благодатью»

4. SolusChristus – «Только Христос»

5. SoliDeogloria – «Только Богу слава»

Вот всего несколько признаков, по которым принято выделять протестантов из среды других христиан. Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века.

Протестантизм представлен различными течениями, имеющими как общие признаки в богослужебной практике, так и некоторые отличия в выражении своей веры. Общим для всех течений является:

– верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения;

– Её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего;

– прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках;

– придерживаются принципа всеобщего священства (фундаментальный принцип лютеранской теологии, согласно которому? каждый верующий способен совершать богослужение, исповедовать и отправлять таинства. В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что всякий крестившийся может считать себя уже посвященным в священники. Вместе с тем Лютер предостерегал, чтобы никто не становился пастором самочинно, но только по избранию общиной);

– богослужения практически во всех общинах состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений;

– главное еженедельное богослужение, как правило, проводится в воскресенье. В будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности;

– каждая община избирает на общем собрании пресвитера (пастора или проповедника. Эта должность в разных общинах может называться по-разному, но суть одна – старший в общине);

– практически во всех общинах особое место имеют таинства: водное крещение и Вечеря Господня (причастие или хлебопреломление).


Основные отличия протестантских течений:

– Лютеранство – одно из первых протестантских течений в христианстве. Основные принципы вероучения этой церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви. Лютеране признают два таинства: крещение и причастие. Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере.

– Методизм (методистская церковь) – возник в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Основателем был Джон Уэсли (1703—1791). В началеXX в. появляется методистская миссия в Санкт-Петербурге. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение. Важнейшим принципом этого богословия является опыт веры или христианский опыт, основанный на Библии. То есть Библия и христианское учение – это не просто теория, а нечто такое, что церковь и каждый христианин может испытать в своей жизни. Одной из особенностей является также роль женщин в церковном лидерстве. Они одни из первых признали служение женщин как священнослужителей3.

– Адвентизм—Адвентистыседьмого дня (АСД) – возник в XIX веке в США. В 1886 г. появляется община адвентистов седьмого дня в России, в Крыму. Первая русская община АСД была образована в Ставрополе в 1890 г. Наиболее характерные отличительные черты вероучения: убеждение в необходимости соблюдения всех Десяти заповедей, в том числе буквального соблюдения заповеди о субботе («Седьмого дня» – в знак почитания седьмого дня недели – субботы, как установленного и освященного Богом дня при сотворении мира) и вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа (с лат. Adventus – приход, пришествие).АСД также признают в качестве вероучительногоавторитета труды одной из основательниц своего течения Елены Уайт (1827—1915 г.г.), которую почитают как Божьего пророка («вестницу Божию»). С ее именем связана также доктрина о санитарной реформе: воздержание от употребления психоактивных веществ (опиума, табака, алкоголя), кофеиносодержащих напитков, таких как кофе, чай и другие4.

– Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение или «быть причиной погружения чего-то в жидкость и вынимания из нее») – возник в XVI – начале XVIIв. в. в Англии. Основателем течения считают англиканского священника и богослова Джона Смита (1565 —1612). В России распространение получает в 60-х годах XIX века. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему течению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается, как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Практикуют крещение через полное погружение в воду, основанное на евангельском учении о крещении5.

– Евангельские христиане – направление протестантскогохристианства, получившее распространение в России в конце XIX – первой половине XX века. Особенностью данного течения было то, что в центре его основания стояли представители знатнейших фамилий. Это церемонимейстер царского двора, ближайший друг императорской семьи граф М.М.Корф, отставной гвардейскийполковник, крупный землевладелец и заводчик граф В.А.Пашков, министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, деятельные великосветские дамы княгини В.Ф.Гагарина, Н.Ф.Ливен, генеральша Е.И.Черткова. Эти лица представляли цвет русской аристократии6. Главными своими задачами евангельские христиане считают проповедь Евангелия и воспитание благочестивого характера последователей Христа. Движение Евангельских христиан называется так, сообразно со словами апостола Павла: «…только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне… слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую…» (Фил.1:27)7.

– Пятидесятники – христиане веры евангельской, более позднее протестантское течение, возникшее в начале XX вв. в США. На территории царской России оно появилось в первые годы XX века. Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, в момент которого на верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название течения «пятидесятники». Они также убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на иных языках (Деяния 2:4, 10:44—46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» (глоссолалии) является отличительной особенностью пятидесятников.

На протяжении всего времени своего существования основу пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», основанное на Священном Писании, призывающем последователей к праведной жизни: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах брака, трудолюбию8.

Это основные течения, представленные в нашем городе. Но это далеко не весь перечень. Все остальные направления протестантизма либо не существовали вовсе, либо имели чисто символическое представительство в нашем городе.

– История протестантской конфессии в России

Теперь о том, как эта христианская конфессия связана с Россией. И здесь, конечно же, надо начать с истории появления в целом христианства на Руси.

В Россию (на тот период времени Киевскую Русь) христианство пришло в Х веке из Византии. Массовое распространение христианства по Восточно-Европейской равнине положило Крещение Руси киевским князем Владимиром в 988 г. Надо заметить, что важной особенностью появления христианства на Руси было то, что уже при крещении она получила письменность и перевод Библии на славянском языке (своем родном языке) и имела возможность читать и изучать Евангелие. Далеко не все страны имели такую возможность.

Значительный авторитет церковь приобретает в XI – XII в.в., когда в условиях раздробленности и усобиц была единственной возможностью объединения Руси. А в период монголо-татарского ига церковь становится неким убежищем для русского народа.

Основная идея татарского завоевателя – не касаться веры народа, к которому они приходили, не хулить их богов, не разрушать духовные установления. Поэтому в этот отрезок времени, не смотря на многочисленные разрушения и ущерб, принесенныйтатаро-монголами, не были задеты духовные ценности, и христианская вера стала объединяющим центром для всего русского народа9.

В XV – XVI в.в. оформляется самостоятельность Русской Православной церкви от Византии и упрочнение ее позиции как государственной. К концу XVI столетия Православная Церковь имела уже огромный авторитет и влияние, что в свою очередь в конце XVII века вызывает серьезную обеспокоенность власти. Православная Церковь с непререкаемой властью патриархов и стремлением к политической власти начала также вызывать недовольство и во многих кругах общества, которое вылилось в русский церковный раскол и образование староверческой церкви как альтернативе официальной (никонианской, названной так по имени патриарха Никона). Чтобы навсегда покончить с тенденциями в православной среде к иерократии (политическая власть церковной иерархии), Петр I проводит поэтапную церковную реформу по превращению Русской Православной Церкви в идеологическое структурное подразделение государственного аппарата. Манифестом 1721 г. была учреждена Духовная Коллегия, вскоре переименованная в Святейший правительствующий Синод. Надзор за его деятельностью осуществлял особый царский чиновник – обер-прокурор, непосредственно назначавшийся царем и имеющий неограниченные возможности влиять на высшие церковные структуры. Со временем фактически именно он определял политику государства в отношении Православной Церкви. Официальным главой Русской Православной Церкви считался царь. Таким образом, к середине XVIII в. произошло полное огосударствление Церкви и ее зависимость от государства10.

Протестантское направление христианство берет начало в период «официального» начала с Великой Реформации в Европе. В России получает распространение почти в это же время, хотя и имеет свои специфические особенности. В 1524 —1533 г. г. великим князем Василием III были впервые вызваны из Германии специалисты (ремесленники, художники, торговцы и аптекари), среди которых было немало лютеран. При Иване IV такие вызовы стали обычной практикой (толмачи, лекари, хирурги, типографщики). Отмечалось, что, несмотря на некоторые притеснения, в целом протестантам в России в это время жилось лучше, чем в Европе, где их преследовали за веру. Правительство старалось приглашать на службу именно протестантов, а не католиков, так как вторые считались опасней первых. В середине XVII в. произошел новый приток эмигрантов из Европы (последствия Тридцатилетней войны). К началу XVIII в. в России проживало около 30 тыс. протестантов различных направлений11. С первого появления в России они старались проповедовать свои взгляды и в устной форме, и путем распространения своих сочинений в русских переводах.

С конца XVII в. представители этой конфессии играли существенную роль во всех сферах жизни нашей страны. К концу XVIII в. в России существует многочисленная влиятельная и высокообразованная лютеранская община, имеющая широкие связи со своими единоверцами на Западе и откликающаяся на их духовные поиски.

Однако государственные законы периода примерно ХVII – XXв. в. четко обрисовывали положение протестантов по отношению к православию. Русский мог быть только православным: переход в другое вероисповедание был государственным преступлением. Положение Русской Православной Церкви было закреплено законодательством Российской империи как официально государственное, и нарушение такового каралось по всей строгости12. Например, в Соборном уложении 1649 г. была статья, грозящая смертной казнью за совращение из православия. Петр I при всем его расположении к западноевропейским специалистам и вообще к Европе сохранил эту статью в силе. Никакой другой конфессии, разрешенной на территории страны, нельзя было проповедовать свое вероучение среди православных. Специальный Раздел II Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. «О преступлениях против веры и о нарушениях, ограждающих оную постановлений», состоявший из 65 статей, предусматривал за данную категорию преступлений наказания от 4 месяцев тюрьмы до 15 лет каторжных работ13.

Первые случаи перехода в протестантизм русских – в 1860—1870 гг. – в основном приходятся, строго говоря, не на православных людей. Первыми русскими протестантами (евангелистами и баптистами) становились, с одной стороны, молокане-крестьяне (см. Приложение №4), а с другой – представители равнодушной к религии петербургской аристократии, которые православными были лишь формально14.

Общины русских баптистов существуют в России с 1860-х гг., евангельских христиан – с 1870-х, адвентистов седьмого дня – с начала 1880-х гг. XIX в., пятидесятников – в 1910-20-х г. г. Это были быстро растущие течения.

Но, еще раз заметим, что протестантское движение среди русского населения далеко не поддерживалось государством, а скорее преследовалось, особенно после столь быстрого распространения в русской среде и участившихся случаев перехода из Православия. На тот период времени именовались они не иначе как «сектантскими». «Сектантами» называли всех, кто думает и верит не так, как общепринято.

Чем же русских людей так не устраивало Православие, что даже при гонениях и запретах на иное вероисповедание поднимались целые евангельские движения, имеющие большое количество сподвижников, которые жестоко подавлялись властями.

Надо отметить, что вольнодумцы или еретики, или «сектанты», как их именовали, собственно не выступали против Православия как такового. Расхождения были в понимании Библии и понимании, какой должна быть церковь. Проанализировав основные тезисы возникающихрелигиозных движений, на протяжении XIV – XIXв. в., начиная со стригольников (религиозное движение XIV века, возникшее в Новгороде и Пскове; одно из самых известных еретических движений в средневековой Руси. Стригольники отвергали церковную иерархию и монашество, отвергали таинства.У исследователей нет единого мнения по поводу происхождения названия, так, по мнению некоторых, стригольники носили особую стрижку, отличающую их от остальных15) и заканчивая баптистами, можно выделить несколько причин их недовольства. Это (обобщая) покупка духовенством своих должностей, использование исповеди как получение нужной информации, низкие нравственные качества священнослужителей. Выступали за веру, основанную на Библии, а не на традициях и обрядовости, церковь, отделенную от государства. Конечно, были и крайности в выражении своих позиций, и нельзя назвать все еретические движения евангельскими и позитивными. Но нельзя также все религиозные движения объединять в одну большую, общую «секту», не разбираясь и не рассуждая над причинами их появления. История – дело тонкое, заставляющая «копать» глубже и делать определенные выводы. Но это отступление. Продолжим…

– Особенность освоения Дальнего Востока для протестантских христиан

В середине XIX в. особым местом для притесняемых религиозных организаций стали Сибирь и Дальний Восток. Почему? С одной стороны, это было выгодно государству, которое, укрепляя свои восточные границы, стремилось заселить эти территории. Государственная политика по отношению к дальневосточной окраине во второй половине XIX – начале ХХ в.в. преследовала, прежде всего, внешнеполитические цели: упрочить геополитические позиции России на Востоке.