«Доброе дело без награды не останется». Это только кажется, по причине слабости нашего ума и сердца, что добро, сделанное нами для других, может остаться без ответа. Во-первых, можно утверждать то, что доброе расположение к людям, как правило, оказывает благотворное на них влияние. Во-вторых, «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». (Л.Н. Толстой). Мы не должны упускать возможности проявить своё благорасположение к тем, кто нуждается в нём. А в нём нуждаются все люди, с которыми мы имеем дело. Делая добро другим, не должны ждать благодарности, ибо сами находимся в глубоких долгах перед теми, кто нам когда-то оказал содействие: словом, делом, пониманием.
Наше желание утвердиться в жизни, всегда связано с тем, что происходит в нашей душе. Но одни пытаются сделать это за счёт других, другие же возвышаются, проявляя благорасположенность к людям. В. Гюго говорил: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». То есть, наша доброта и освещает, и согревает всех, кто с нами соприкасается, тем более, когда в результате нашего взаимодействия, в человеке начинают проявляться его лучшие качества. «Величайшее добро, какое ты сможешь сделать для другого, это – открыть его собственные богатства». (Б. Дизраэли). А ведь многие из нас не проявляют своих талантов, способностей только потому, что рядом не оказалось того, кто помог бы нам увидеть истинные сокровища, составляющие суть нашей природы.
Многие люди, небезосновательно полагают, что доброта не всегда приносит пользу. Иногда так бывает, но только тогда, когда человек не проявляет свою способность к рассудительности. Русская пословица гласит «Доброта без разума пуста». Кроме этого, она может быть и опасна. Хун Цзычен, китайский философ, живший в 17 веке, говорил: «Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно всё обдумай». Например, некоторые из родителей по недомыслию начинают оберегать своих чад от всего того, что как кажется, может им навредить. Но физическая и социальная стерильность приводит только к тому, что организм не вырабатывает необходимого иммунитета, защищающего от кишащих вокруг нас болезнетворных вирусов и бактерий; во-вторых, тщательно регулируемый характер общения, приводит к тому, что подконтрольный не обретает способности давать правильную оценку происходящих событий и тех, с кем будет общаться. Поэтому то, что некоторые из нас считают несомненным добром, может таить в себе несомненное зло.
Часть людей полагает, что доброта сродни слабости. Евгений Леонов по этому поводу говорил: «Вы злые, потому, что слабые, добрым быть гораздо труднее». Действительно, чего проще, найти вокруг себя тех, кого можно обвинить в своих проблемах, тем самым оправдать своё озлобление на них. И, несомненно, труднее увидеть в себе то, что приводит нас к совершению ошибок. Принятие же ответственности на себя за происходящее с нами, является и основанием доброго отношения к людям. А, если наше отношение к жизни является безответственным, то всё в нашем уме переворачивается «с ног на голову», поэтому принимаем мы «доброту за слабость, грубость за силу, а подлость за умение жить».
Не всегда то, что в людях мы поощряем как доброту, таковой является на самом деле. «Нет качества более редкого, чем истинная доброта, большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны …». «Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твёрдости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостаточности воли». (Ф. Ларошфуко).
Действительно, зло, которое мы проявляем, уподобляет нас, катящимся с горки вниз. Наше сердце достаточно легко находит соответствующие ответы, на то, что считаем обидным для себя. Куда как труднее, подавить в себе раздражение и лень, для этого потребуются усилия, подобные тем, кто проявляет их, поднимаясь в горы. Не может быть человек творить добро другим, если он не добр к себе. То есть, позволяет бесчинствовать в своей душе злым духам, погружающим нас в состояние раздражения, зависти, мстительности, печали, уныния; в состояние зависимости от различного рода страстей, начиная с обычной неумеренности в потреблении пищи и заканчивая разнузданной похотью и дьявольской гордыней. Мы в состоянии оказывать благоприятное влияние на связанных с нами людей только тогда, когда проявляем настоящую злость в отношении своих недостатков, когда эта злость пробуждает у нас волю, обеспечивающую собственное преображение. «Тот, кто по-настоящему добр, обязан уметь быть и по-настоящему злым, когда он встречается со злом, иначе его доброта называется прекраснодушием и немного стоит с точки зрения общественной ценности». (К. Симонов).
Надо понимать, что добрый человек – это вовсе не святой. Каждому из нас свойственно ошибаться, проявлять ту или иную степень зависимости, раздражаться. Но обратим внимание на слова о том, что «гневаться дело человеческое, а зло помнить – дьявольское». Добавим к этой мудрой пословице то, что и неискореняемое стремление к поиску оправданий собственных недостатков приводит к тому, что они обезображиваются до пороков. В этом случае, бесы – слуги дьявола, делают нас настоящими его рабами. Но сила, которая позволяет нам обретать свободу даже от порочности, пока мы живы, пребывает в нас, она же неизменным образом нас окружает. И эта сила начинает действовать по мере укрепления нашего стремления к совершению благих дел. Ф. Достоевский указывал на то, что «Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра». Автор данных слов, прямо нам указывает на то, что внешние обстоятельства, стеснённые условия и даже сама физическая не свобода, вызванная, например, заключением под стражу или болезнью, не является препятствием для совершения благих дел. Ведь никто, кроме нас самих не может препятствовать сердечной молитве о здравии и благополучии, или упокоении душ тех, кто нам близок, тех, кто с нами каким-то образом связан. По-настоящему доброе дело мы совершаем и тогда, когда следим за тем, чтобы своим словом и делом не вводить связанных с нами людей в состояние недовольства, гнева, зависти, искушения тем, что может им навредить. Характер наших отношений с конкретными людьми должен быть не только добросердечным, но и промысленным. Ибо, по причине нашего неразумения, бывает, хорошие, по-настоящему благие намерения и действия приводят к тяжёлым последствиям. Если мы не осознаём последствий того, к чему стремимся; того, что предлагаем вольно или невольно другим, то нас нельзя назвать людьми достаточно зрелыми и сильными, добропорядочными, способными противостоять тому, что не принесёт пользы ни себе и людям. «Истинный борец – тот, кто борется со своими порочными помыслами». (Эпиктет). Истина в том, что до самого перехода в другую жизнь, мы не застрахованы от воздействия тёмных влечений. Поэтому Бернард Шоу утверждал: «Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими».
Большинство из нас нельзя поставить в ряд людей, по-настоящему добрых. Во-первых, потому, то, что мы, порой, творим со своей жизнью такое, что не сделает нам ни один враг. Тот, кто не привык исследовать свой внутренний мир в свете разума и совести, неизбежно будет совершать непростительные ошибки, и хорошим примером служить будет редко. Во-вторых, многие из нас проявляют неблагодарность к людям, оказавшим нам помощь, но не забываем о тех, кто причинил нам боль. Восхождение к вершине, именуемой Добром, может продолжаться всю жизнь. «Доброта – достоинство самое редкое, добродушие – достоинство самое обыкновенное». (М. Эбнер-Эшенбах). «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность». (Ж. Гюй). Характер наших отношений с людьми, особенно самыми близкими, определяет и качество нашей жизни, если мы не стремимся к укреплению своей способности настраиваться на благожелательное отношение к миру, ко всему тому, что составляет его основу, тогда и силы наши будут только иссякать. Это неизбежно скажется на нашем здоровье. «Доброта для души (добавим от себя, и доброжелательность) то же, что здоровье для тела; она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле». (Л.Н. Толстой).
Чем отличается доброта от добродушия? Китайцы говорят: «Доброта – это согласие воли с совестью». Безусловно, достичь этого состояние трудно, но путь к нему открыт для каждого. И каждый сделанный шаг, – это акт проявления нами добродушия. Каждый день, каждый проживаемый нами час открывает нам возможность стремиться к добру, очищая сердце и разум от того, что привязывает их к злу. «Наша жизнь – следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашей мыслью. «Если человек говорит и действует с доброю мыслью – радость следует за ним как тень, никогда не покидающая». (Джаммапада).
«Слова серебрены, посулы золотые, а впереди Божья воля». (Старинное французское изречение). Обещая что-либо кому-либо, мы часто не в состоянии понять того, с чем можем столкнуться при решении даже, на первый взгляд, простой задачи. И если, это как-то простительно в молодости, то выходящий за её порог, должен научиться отдавать себе отчёт по поводу своих слов. Если человек этого не делает – это свидетельство его незрелости. Бывает так, что и на склоне лет люди не достигают мудрости, не удерживают свои уста от легковесных слов и пустых обещаний. Такое поведение часто не достойно снисхождения. С обретением жизненного опыта, у нас должно возникнуть понимание того, что «Можно обещать действия, но никак не чувства: ибо последние непроизвольны. Кто обещает кому-либо любить его, или всегда ненавидеть, или оставаться всегда верным, тот обещает нечто, что не находится в его власти». (Ф. Ницше). Когда мы даём обещания, строим планы, мы, нередко, бываем уверены в том, что их исполним. «Человек предполагает, а Бог располагает». (Фома Кемпийский) «Не надо верить обещаниям. А на свете их так много – обещают богатство …, любовь до гроба. Есть люди, которые считают себя вправе посулить всё, что угодно. Есть другие – те соглашаются поверить в любые посулы, лишь бы они гарантировали им иную участь. Те, которые обещают и обещания не выполняют, в конце концов, становятся бессильными и никчёмными. И это происходит с теми легковерными, что хватаются за обещанное». (Пауло Коэльо). Обещания имеют, по крайней мере, двоякую природу. В одном случае, предлагающий нам какую-либо помощь, сам верит в то, что он способен её оказать. В случае ином, за обещаниями нет ничего, кроме корысти. И мы легко поддаёмся воздействию пустых слов, например, того, кто жаждет наживы, если сами не прочь поживиться, не прилагая особых усилий. Уместно привести здесь окончание стихотворения А. Пушкина «Признание»: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад». В ловушки различного рода аферистов попадают или по недомыслию, либо, что чаще всего бывает, по причине жадности, стремления, любыми способами, добиться желаемого результата. Тот, кто неразборчив в выборе средств, при решении личных вопросов, может быть уверен в том, что и по отношению к нему не будут гнушаться и самыми подлыми приёмами.
«Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других». (Вуди Аллен). Действительно, ничто не характеризует нас, как наше отношение к тем, с кем имели, имеем дело. Если мы, с одной стороны, решая свои, задачи не учитываем интересов окружающих людей, а, с другой, – непременно замечаем в них и незначительные действия, например, нарушающие наш покой, или не согласующиеся с нашим мнением, тем более, когда начинаем их хулить за это, тогда можно утверждать, что основные причины проблем в взаимоотношениях с кем-либо, в нас и коренятся. Тому, кто стремится перекладывать ответственность за то недоброе, что происходит в нашей жизни, доверять не следует. Слова порицания, как правило, ложны, и их вред усиливается тогда, когда мы не видим в человеке то, за что его можно похвалить. «Ласковое слово пуще дубины», утверждает народная мудрость. Того из нас, кто способен находить добрые слова в адрес не только друзей, но и недругов, можно видеть в качестве союзника и в наших делах, ибо его умение распознавать в людях их лучшие качества, будут способствовать укреплению их и у нас. «Живут лишь те, кто творит добро». К ним относятся все, кто, замечая в других недолжное, словом своим, наполненным духом благожелательности, поощряет людей к избавлению от своих недостатков, рождает в них созидательную силу.
«Пусть твоя цель будет больше твоей возможности; тогда твоё сегодняшнее дело будет лучше, чем вчерашнее, а завтрашнее лучше сегодняшнего». (Амин Рейхани). «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней бесконечным». (Фихте). Цели наши истинны тогда, когда их невозможно достичь и в течение всей своей жизни, но, при этом, двигаться к ним можно каждую проживаемую минуту. Жизнь наша наполнена высшим смыслом, если знаем, чем будем заниматься до последних своих дней, в этом мире. Но теряем этот смысл тогда, когда нам не ясно то, что будем делать в продолжение всего дня. Более того, нам должно быть понятным то, что следует совершить «прямо сейчас». Ступеньки в будущее могут не только вести наверх, к небожителям; но и опускать ко дну жизни, постепенно превращая нас в подонков. Всё, что творится в душе, исходит из наших уст и рук, имеет непреходящее значение. Поэтому, если желаем себе добра, тогда должны постоянно следить за тем, чтобы зло не поражало ни в сердце наше, ни разум. Необходимо, чтобы нашей целью стала выработка привычки не только слежения за происходящим в личной жизни, но проявления воли, силы духа, для своевременного устранения того, что может притянуть к нам недобрые, тёмные энергии. Именно данная цель недостижима, но достигаема в любую минуту проявления внимания к происходящему и в нашей душе, и в окружающей действительности Л. Толстой писал: «Имей цель всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».
Подобное всегда стремится к подобному. Об этом и пословица: «Рыбак рыбака видит издалека». Важно и то, на что направлено наше внимание, ибо «Если долго вглядываться в бездну, то бездна будет вглядываться в тебя». Не может быть безобидным даже лёгкое погружение в тёмные сферы бытия, связанные с различного рода злоумышлениями, недобрыми намерениями; следует бежать, как «чёрт от ладана» из состояния уныния, печали, ропота; всячески уклонятся от тех, кто прибегает к магическим практикам, начиная вроде бы с невинной медитации. Чем она отличается от молитвы? Если первая, открывает наше сердце Высшей силе, обеспечивающей нас благодатной энергией; то вторая, поднимает или опускает нас до того уровня в иерархии духовной жизни, который соответствует нашим моральным, нравственным качествам. Спросим себя: а всё ли в порядке с нашей совестью? Честный и правдивый ответ будет, конечно же, отрицательным. Если это не так, то это будет неоспоримым свидетельством нашего поражения тёмной страстью гордыни и пошлым желанием оправдать то, что не может быть оправдано.
Когда в наш адрес произносятся обидные слова и даже обвинения, особенно из ближайшего окружения, не следует их отвергать, тем более, отвечать на них своими обличениями. Во-первых, это свидетельствует о нашей слабости; во-вторых, недобрые слова о нас указывает на путь, который нам необходимо прошагать, с целью очищения своей души. Ибо когда нас осуждают, то для этого всегда имеются основания. «Дыма без огня не бывает». Поэтому нет для нас более важной задачи, нежели поиск и устранение в себе причин, вызывающих в нашем окружении раздражение, ропот и гнев. Главное, при этом, чтобы недобрые чувства, возникающие по отношению к нам, не пробуждали, такие же по отношению к другим. По большому счёту, мы должны быть благодарны тем, кто указывает нам на наши недостатки. Даже несправедливое мнение о нас может послужить нам опорной точкой, когда мы начинаем проявлять волю, обеспечивающую содержание души в чистоте.
Тот, кто несправедливо нас обидел, а, это нередко происходит не по злому умыслу, причём, невольно стремится каким-то образом загладить свою вину. Крайне важно, не упустить момент, благоприятный для примирения, и вдвойне, по меньшей мере, ответить, на даже намётки доброго расположения духа по отношению к нам. Особую бдительность мы должны проявлять для того, чтобы в нашем сердце не возникло желание наказать человека, испортившего нам настроение. И будем помнить слова: «Гнев – дело человеческое, затаённое желание отомстить – дело дьявольское».
«Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал». Мало что так способствует сохранению себя в добром духе, потому и в добром душевном здравии, как постоянная готовность к неизбежным потерям, лишениям. Они могут быть связаны со здоровьем, с материальными ценностями, с положением в обществе, с предательством, с уходом из этой жизни близких людей … Главное, при этом, не попасть в ловушку уныния, печали, ропота на судьбу, иначе потеряем силы, способность достойно справляться с возникающими обстоятельствами и трудностями. «Наиболее деятельным союзником болезни, является уныние…». (М. Горький). «Уныние страшнее горя. Ибо горе есть разновидность созерцательного душевного опыта. Уныние же – сон души». (Сергей Довлатов). В жизни можно многое исправить, при соответствующем настроении. Разумно поставленные цели всегда рождают необходимые силы для их достижения. И даже то, что, на первый взгляд непоправимо – к этому относятся предательство друзей, смерть кого-либо из близких, можно и нужно пережить без потери сил. Когда, например, товарищи становятся врагами, для своей же пользы, не следует замышлять месть, ибо, мало что так вредит нашему благополучию, как злые мысли и чувства. Они неизбежно притягивают к себе энергии, им подобные. Что касается тех, кто этот мир покинул, то лучше всего справляется с потерей близких людей тот, верит в то, что у Господа все живы. Тот, кто знает, что лучшей им помощью будет не только наша молитва за них, но и сотворение во имя их добрых дел, стремление к тому, чтобы жить, по совести. «Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких». (Поль Гольбах).
Мудро поступает тот, кто ещё до окончания начатого дела, знает не только, какова будет его следующая цель, и как использовать полученный результат, но и имеет в запасе несколько путей для её достижения. Если же у нас отсутствует целеустремлённость, тогда всё в жизни нашей будет проходить мимо. «Если не знаешь, чего хочешь, умрёшь в куче того, чего не хотел». «Наша жизнь путешествие, идея – путеводитель. Нет путеводителя, и всё остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало». (В.Гюго).
«Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен». По-разному складывается у нас жизнь, но большинство хотело бы иметь детей. Одни для передачи наследства, другие, для продолжения дела, третьи, надеются, что их чада смогут развить наши лучшие качества. Но некоторым не даётся возможность иметь их; другие их теряют, например, в результате взаимонепонимания, порабощения дурными привычками; или, что ещё горше, по причине их смерти. Тем не менее, у каждого человека открыта возможность оправдать своё существование посредством совершения добрых дел. Но надо помнить то, что плоды нашего труда: физического, умственного, творческого имеют вкус, соответствующий особенностям нашего духа. Если он тёмен: лжив, раздражён, завистлив, мстителен, или же расслаблен и ленив, тогда и энергии от нас исходящие, будут ранить души связанных с нами людей. В приведённом выше высказывании говорится о том, что и один совершённый подвиг, на благо других, делает нас не бездетными. Но место приложения своих сил, для совершения поистине оправдывающих нас поступков, коих можно назвать подвигом, всегда находится в зоне нашей ответственности. Ибо наша жизнь, сама может быть подвигом, то есть, может подвигнуть тех, кто с нами связан к преображению, к проявлению в себе образа и подобия Божия. Сказано, что вокруг одного спасающегося спасутся тысячи. (Смотреть пункт 1).
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Мы платим за всё. За то, что возьмём даром в мире внешнем, заплатим своими естественными силами. Блага могут быть получены даром, т.е. в виде дара, если только мы отдаём даром то, что имеем. Обмен дарами, взаимопомощь позволяет создавать истинные блага, даёт возможность укрепления души и роста духовных сил, дарующих свободу, а потому, и настоящую радость. Именно в этом случае наши возможности непрерывно расширяются, причём, не за счёт других, а посредством укрепления жизни близких.
Даже когда грехи другого человека видны явно и справедливо вызывают в нашей душе их неприятие, прежде чем осуждать, необходимо помнить, что мера наших скрытых преступлений против совести всегда превышает меру открытых нашему взору слабостей другого человека. Осуждение никого не исправляет, но часто беса, подтолкнувшего человека на совершение преступления только питает им. Так, что же делать? Оставлять без внимания преступные деяния и намерения? Конечно, нет! Только без искреннего сокрушения о собственных проступках, без покаяния мы не сможем открыть в себе то, посредством чего возможно оказать помощь другому; тому, кто, может быть, уже на дне жизни. Прежде всего, мы должны определить тот уровень, на который опустилась наша собственная душа. Как только это поймём, сразу обретём твёрдую почву сами, поймём и то, что можно сделать для своего ближнего. Только через возвышение своей души рождается и сила возвращения к жизни других.
Принятие решения об оказании помощи должно опираться и на понимание того, что люди нередко ошибаются в выводах о том, что им действительно необходимо. Наше содействие будет полезным только в случае укрепления сил того, кому помогаем. Но многие из нас обращаются другим как раз из-за нежелания действовать самостоятельно. Именно поэтому, наша помощь нередко служит причиной возникновения недружелюбного к нам отношения. Когда возникают в жизни неприятности, многие начинают искать их причины вне себя, быстро вспоминая того, кто помог им получить то, что привело к проблемам. Так, что же, не обращать внимания на просьбы о помощи? Конечно, она должна быть оказана, но так, чтобы человек не утратил силу, не расслабился. Многие, желая облегчить свою жизнь, пытаются прибегнуть к средствам, которые приведут к обратным результатам. Наша задача: не дать им эти средства, отвести от ложного пути.
«Не жалей себя – это самая гордая, красивая мудрость на земле». (М. Горький). «Лучше жить в зависти, чем в жалости», добавим – к себе. Немощными и больными многие из нас становятся вовсе не потому, что организм дал сбой, а потому что мы не проявляем волю к тому, чтобы возникшую слабость преодолеть. Как только начинаем жалеть себя, давать себе непрерывные послабления, тогда мы точно начнём погружаться в состояние утраты здоровья. Много чему можно найти оправдание, только не ослаблению собственного духа.
Есть выражение: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Но ведь именно благое намерение лежит в основании любого доброго дела. Противоречия здесь нет. Всё дело в воле. Именно её проявление напитывает энергией осуществления намерение, оно же служит причиной укрепления силы духа. Чем реже мы пользуемся возможностью проявления своей воли, тем быстрее её сила иссякает, что и к тому, что над нами начинают властвовать страсти и болезни.
Успеха в деле преодоления возможных козней со стороны наших недругов, чаще добивается тот, кто, как бы, отдаёт инициативу в их руки. Именно в этом случае легче определить направления тех действий, которые позволят избежать ошибок, укрепить свои силы. «Наши враги могут быть полезнее наших друзей, ибо друзья часто прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их. Не пренебрегай суждениями врагов». (Л.Н.Толстой). Проще вырваться вперёд, зная то, что предпринимает противник. Но сделав это, важно сохранять и бдительность, и рассудительность. В ту или иную форму соревнования мы вступаем только с теми, кто равен по своим возможностям нам. Поэтому, чувство удовлетворения от одержанной победы, должно быть кратким, иначе пропустим миг неизбежной на нас атаки. Проще иметь дело с врагами явными, сложнее с теми, кто скрывает свои намерения под маской ложной доброжелательности, но труднее всего бороться со злом внутренним, скрывающимся в наших мыслях, привычках, желаниях, устремлениях. И это внутреннее зло неимоверно усиливается из-за склонности не замечать нами своих недостатков, находить оправдания проявляемым слабостям, совершаемым ошибкам. Поэтому, именно то, что мы позволяем себе, приносит нам такой вред, который не сделает и наш враг.
«В чём не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности» (В. Белинский). Ко всему, происходящему во внешнем мире, необходимо относится, сохраняя рассудительность и самообладание. Ибо там от нас практически ничего не зависит. Для того, чтобы характер нашей личной жизнь не портился, необходимо сосредоточение своего внимания на том, что происходит в душе, и в самом ближнем окружении. Сделав это, мы немедленно обнаружим то, от чего следует избавиться; то, что подлежит исправлению. Не следует ужасаться открывающейся правде о нас, ибо болезни тела и духа, проявляемые слабости – это только указания на области приложения сил. Кто стремится не уходить от себя, всегда сможет не только находить верные решения непрерывно возникающих личных задач, но и наращивать свои силы для преодоления проблем, появляющихся у близких и ближних.