Книга Сновидения о Смерти - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Ронжин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сновидения о Смерти
Сновидения о Смерти
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сновидения о Смерти

Bulkeley K. и Bulkeley P.10 в своей книге, посвященной теме предсмертных сновидений, описали примеры того, как сновидения отражают процесс принятия людьми собственной смерти, помогают её принять, найти умиротворение и завершить земные дела. Обратимся к некоторым описаниям из их работы.

Капитану в отставке морского торгового корабля Биллу был диагностирован костный рак. Год спустя рак метастазировал и врачи сказали, что более помочь ничем не могут. Билл, зная, что у него осталось всего несколько недель, впал в глубокую депрессию. Его абсолютно ничего не волновало и единственное, что оставалось – это страх. Встреча с психотерапевтом никакого особого результата не дала, и Билл пребывал в глубоком унынии. Через неделю Билл пришел к психотерапевту на повторную консультацию, но уже совсем в другом настроении. Ему приснился сон:


«Я управляю кораблем, который плывет в ночное время по неизведанным водам. Я чувствую азарт, и дух приключений наполняет меня. Рассекая волны, я плыву по темному морю, зная, что выбрал правильный путь».


Рассказав это сновидение, Билл отметил, что больше не боится умирать и готов идти дальше. Через неделю Билл умер. В его сновидении смерть была представлена в виде огромного еще неизведанного темного моря, рассекая волны которого, он смело плыл навстречу своему новому опыту.

Самым распространенным средством передвижения в городской среде является автотранспорт. Автомобиль, особенно, для мужчины подростково-юношеского возраста, это не только средство передвижения – это символ мужественности, зрелости, определенной популярности в среде сверстников. Скотт был старшеклассником, когда его более взрослый школьный знакомый Райн погиб в автокатастрофе. Скотт не был близким другом Райна, но этот случай сильно его впечатлил. Через несколько месяцев Скотт стал жаловаться на головные боли и ему поставили шокирующий диагноз – быстрорастущая опухоль головного мозга. Общаясь с психотерапевтом, Скотт пожаловался на то, что теперь никогда не сможет получить водительские права и это его расстраивает. Естественно, что в большей степени Скотт интересовался не самим вождением, а социальным статусом, популярностью у девушек, которые давали собственная машина и водительские права. На последнем приеме у психотерапевта Скотт взволнованно рассказал сон:


«Мой умерший знакомый Райн был снова жив. Он сидел в красивом красном кабриолете с откидной крышей и предлагал мне прокатиться вместе с ним. Я, конечно, сказал: „Да!“. Сел в машину и мы умчались по трассе вперёд»


Скотт сказал, что никак не ожидал увидеть такой сон. По его заявлению это был особенный сон, который взволновал его и дал новый взгляд на смерть. В некотором смысле, теперь он с интересом ждет этого события.

В обоих представленных случаях смерть изображается не в виде ужасных чудовищ, а в виде путешествия куда-то. Путешествие осуществляется посредством транспортного средства. Подобные сновидения не только отражают принятие человеком своей смерти, но и позволяют осознать это принятие на уровне дневного сознания и обычной личностной идентификации.

Рассмотрим еще одно предсмертное сновидение. Этот сон записал епископальный священник и юнгинианский аналитик Джон Сэнфорд11. Это сон его пожилого отца, умиравшего от почечной недостаточности, увиденный им за неделю до смерти в больнице:


«Во сне он проснулся в своей гостиной. Затем переместился в дом своего детства в Вермонте и был там ребенком. Пространство сна опять изменилось, и он оказался в Коннектикуте (где у него была первая работа), затем в Китае (где он работал миссионером), затем в Пенсильвании (часто бывал там), в Нью-Джерси и затем снова в своей гостиной. Он побывал в разных значимых местах своей жизни. При перемещении из одного места в другое изменялся и его возраст. В каждом месте после Китая рядом с ним была его жена. Наконец, он видит себя лежащим на диване в гостиной. Его жена спускается по лестнице, а рядом находится врач, который говорит: «Он ушел…». Все персонажи исчезают. Над камином висят часы. Стрелки часов останавливаются. Тут же перед камином открывается окно, из которого льется яркий свет. Окно расширяется и превращается в дверь. Из света формируется блестящая дорожка. Он встает на дорожку и уходит по ней».


Это яркое сновидение с множеством символических деталей. В сновидении интегрируется и заново кратко просматривается (проживается) вся жизнь индивида. На этот раз функцию транспортного средства выполняет дорожка света. Свет – это один из широко распространенных образов, возникающий в предсмертных сновидениях и при околосмертном опыте. Сон показывает, что смерть может выглядеть не только как всепоглощающая бездна вечной тьмы, но и как божественный вечный свет. В конце концов, какая разница как называть посмертное состояние – светом или тьмой? Это лишь условности нашего языка, порожденные ограниченностью мышления и восприятия.

Если взглянуть на представленные выше сны с психоаналитической фрейдистской позиции, то можно отметить, что это сновидения, в которых всего лишь исполняются последние заветные желания сновидца. Бывалый моряк не умирает, а отправляется бороздить морские просторы; молодой парень не умирает, а отправляется с интересным другом кататься на крутой машине; верующий мужчина не умирает, а восходит по дороге света, наверное, в какой-то лучший мир. Безусловно, в этих сновидениях присутствует такой компонент как реализация желания сновидца. Но не этот смысл является главным в таких снах. Центральным смыслом в таких сновидениях является сама идея перехода от одного состояния к другому. В зависимости от личностных особенностей человека эта идея обыгрывается в тех или иных сновидческих историях. Эти истории глубоко индивидуальны. Они помогают человеку совладать со страхом смерти и принять неизбежное. Только приняв смерть умереть можно умиротворенным и гармоничным. Я бы предпочел умереть именно с такими чувствами.

Обсуждая вопрос символического изображения смерти в сновидениях умирающих людей, я не мог пройти мимо известного случая, описанного К. Г. Юнгом12, про отца-психиатра и сновидения его десятилетней дочери, которые она ему подарила на рождество. Дневник сновидений маленькой девочки представлял из себя рукописный буклет, содержащий серию сновидений, которые у неё были в возрасте восьми лет. Сны были необычными и отец-психиатр, озадаченный ими, обратился за консультацией к К. Г. Юнгу. Для примера приведем несколько сновидений девочки:


«Змееподобное многорогое чудище убивает и пожирает всех других животных. Но из четырех углов появляется Бог и в виде четырех отдельных Богов воскрешает мертвых животных»;


«Видна капля воды, причем так, как она выглядит в микроскопе. Девочка видит в капле множество древесных ветвей. Это изображает происхождение мира»;


«Девочке снится, что она опасно больна. Внезапно из ее кожи вылетают птицы и полностью покрывают её»;


«Комаринная туча закрывает солнце, луну и все звезды, кроме одной. Эта звезда падает на девочку».


Сновидения необычные, а если учесть, что они приснились девочке восьми лет, то их необычность просто зашкаливает. К. Г. Юнг отмечает, что в этих снах нет ничего, что можно было бы отыскать в сознании восьмилетней девочки; в них нет ничего, что указывало бы на начало нормальной взрослой жизни. Он считает, что эти сновидения архетипические, а их источник находится не в личности или уме маленькой девочке, а в коллективном бессознательном. Сны переполнены темой трансформации, смерти и воскрешения. По мнению К. Г. Юнга эти сны были короткими архетипическими историями, наподобие сказок или дзен-буддистских коанов, отражающими приближение смерти. Эти истории были представлены сознанию девочки не в терминах ортодоксальной христианской доктрины, с которой она могла быть знакома, а в образах больше напоминающих древнюю примитивную мысль. Казалось, что эти сны всплыли из давно позабытых психологических источников, которые с доисторических времен питали религиозные и философские размышления о жизни и смерти. Подарив эти сновидения отцу, через год девочка умерла.

Этот пример показывает нам, что смерть на языке коллективного бессознательного выражается в сновидениях темой разрушения и восстановления. Девять из двенадцати сновидений девочки несут в себе эту тему. Единственное, на чем я хотел бы здесь акцентировать внимание – если вам снятся подобные сны, то не надо думать, что скоро вы умрете. Совсем не обязательно. Похожие сновидения видят люди, переживающие глубокие личностные изменения, когда умирает одно «Я» (одна личность) и рождается новое «Я» (новая личность). То есть это сновидения не о физической, а о психологической смерти и бояться этого не надо. Этого вопроса мы коснемся далее, посвятив ему вторую часть книги.

Тема смерти – важная и актуальная во все времена. Как и все живое, человек наделен инстинктом самосохранения. Но в отличие от всей другой живой материи человек также наделен самосознанием. В отличие от муравья, гусеницы или коровы он точно знает, что умрет; он может осмысливать свою смертность. Наши страхи, мысли и переживания по поводу смерти находят свое отражение во снах. В них смерть может принимать множество форм, что зависит от личного опыта сновидца и его личности. Часто смерть во снах принимает форму чудовищ, монстров, которых невозможно убить. Они преследуют сновидца, который убегает или борется с ними. На личностном уровне отображение смерти в сновидениях зависит от нашего отношения к ней. Чем больше в психике индивида борьбы с идеей смерти, чем сильнее и яростнее ее отрицание, тем ужаснее будут сны о смерти. Подлинное принятие смерти меняет и сны о ней. Смерть превращается в простой переход, в путешествие к друзьям, родственникам, уже находящимся по ту сторону бытия; в путешествие к изначальному свету (или изначальной тьме, если кому-то так больше нравится), к Богу. С точки зрения глубинных слоев психики (коллективного бессознательного) смерти нет. Человек не умирает, а уходит в другое место. Что это за место?

Нельзя забывать, что все мы являемся гостями в этом мире, и после смерти нас ждет ровным счетом то же самое, что было с нами до рождения. Страшно ли вам было до рождения? Плохо или хорошо вам было до рождения? Вопросы абсолютно бессмысленные, так как до рождения нас не было. А если нас не было до рождения, и не будет после смерти, то не является ли наша жизнь всего лишь чьей-то шуткой, быстротечной иллюзией? Вы проживаете свою жизнь – свою иллюзию. Другой человек – свою иллюзию. А сколько всего было жизней и сколько еще будет? И все это иллюзии. А что за ними? Называть это можно как угодно – вечная тьма, вечный свет, пустота…

Сны об умерших близких

История человечества, как и история любого другого вида на Земле – это череда все новых и новых смертей и рождений. В бурном неостановимом потоке времени одни поколения сменяют другие под светом, кажущихся вечными, солнца и луны. Каждый человек рано или поздно в своей жизни познает горечь утраты, горечь от расставания с близкими людьми – родными и друзьями. Они уходят от нас куда-то в неизвестность. Но для связи с ними остается маленькое окошечко сновидений. По мнению канадского психолога А. Моффита сновидения являются биологической основой религий, так как это единственный способ общаться с умершими.

Для наших далеких предков было совершенно естественным и нормальным встречаться с покинувшими мир живых людьми в своих снах. Умершие люди могли многое рассказать о загробном мире, о своем состоянии после смерти, о богах, демонах и т. д. Не обладая какими-либо научными знаниями и рациональными способами мышления, наши предки видели, что умершие люди находятся в каком-то ином месте и на самом деле до сих пор живы. Рассказы умерших из мира снов часто подтверждали и развивали ту мифологическую систему, которая была принята в сообществе, к которому и принадлежал сновидец. Все это происходило за счет действия архетипов бессознательного и механизмов психической проекции. Культурный миф о смерти и загробной жизни становился реальным в сновидениях последователей этого мифа. То же самое происходит и в настоящее время, когда люди, пережившие сильные и яркие сновидения, околосмертный или внетелесный опыт, с фанатичной убежденностью рассказывают о том, что они встречались с мифическими фигурами (ангелы, демоны, святые и т.д.), умершими родственниками, побывали в мифических местах (рай, ад, чистилище и т.д.). Они рассказывают о своем опыте в видеопосланиях и книгах, пытаясь убедить других, что их опыт истинный и виденные ими объекты и существа – абсолютно реальные фигуры. Лично я с такими людьми никогда не спорю, так как за верой в какую-либо мифологическую систему всегда скрываются глубинные страхи и конфронтация индивида с экзистенциальными данностями бытия. Одной из таких данностей и является смерть – конечность нашего существования.

Каждый адаптируется к факту смерти как может, а умершие продолжают сниться живым, как и тысячелетия назад, давая надежду на жизнь после смерти. Исследования показывают13, что более половины людей, недавно потерявших близких друзей или родственников, сообщают о ярких сновидениях с участием умерших близких. Распространенные темы таких сновидений – это воспроизведение событий из совместного прошлого, выздоровление умершего близкого, наблюдение за умершим в загробном мире, получение сообщений от него и т. д.

Известный американский психолог Дейрдре Баррет14 классифицирует отчеты о сновидениях с участием близких умерших людей на четыре основные категории. Часто сновидения об умерших близких проживаются человеком последовательно от первой категории к четвертой. При этом люди, оплакивающие умершего близкого человека, чаще видят его в сновидениях сразу после его смерти. Со временем количество снов, в которых фигурирует умерший, уменьшается, и увеличивается количество живых друзей и членов семьи. Это указывает на то, что человек успешно справляется с потерей.

Первая категория содержит сны, в которых сновидец видит умершего все еще живым или оказывается поражен встречей с умершим человеком, так как прекрасно знает, что его уже нет в живых. Такие сны, как правило, случаются в течение нескольких дней или месяцев после смерти близкого человека. Они наполнены смесью интенсивных положительных и отрицательных эмоций. Можно предполагать, что через такие сновидения проявляется механизм психологической защиты отрицание – человек не хочет принимать смерть близкого человека. Он отказывается в это верить и видит умершего человека живым в своих сновидениях. В психике происходит процесс осознания и принятия смерти близкого человека.

Вторая категория включает в себя сны, в которых умерший даёт какие-либо советы сновидцу. Темы таких бесед варьируются от самых простых и тривиальных («не забывай мыть посуду!») до важных и глубоко интимных. Встречи с умершими такого формата, как правило, носят положительный эмоциональный тон и случаются через месяцы или даже годы после их смерти.

Сновидения третьей категории в основном являются положительными, приносящими облегчение тому, кто понес утрату. В них умерший человек рассказывает о том, что у него все в порядке, все хорошо и о нем не надо волноваться. Так проявляется дальнейшее освобождение психики субъекта от привязанности к умершему человеку.

Последняя, четвертая категория, разработанная Д. Баррет, содержит сны, в которых между умершим и сновидцем происходит обсуждение темы смерти. Часто такие сны снятся через много лет после смерти близкого человека. Это философские сновидения, которые, судя по всему, отражают беспокойство сновидца по поводу собственной смертности. Такие сны могут носить как положительный, так и отрицательны эмоциональный фон. Интересно то, что в таких сновидениях контакт с умершим человеком примерно в половине случаев осуществляется через телефон. Д. Баррет предполагает, что телефон является метафорой абстрактной коммуникации в американской культуре.

Еще один не менее известный зарубежный психолог Патриция Гарфилд15 исследовала около тысячи сновидений людей, недавно переживших потерю значимого человека. Обобщив материалы из этих сновидений, она пришла к выводу, что такие сны имеют единый шаблон, состоящий из девяти основных элементов. Далеко не каждое сновидение об умершем содержит все девять элементов, но большинство из них включает в себя хотя бы несколько из них. Рассмотрим последовательно все элементы «идеального», с точки зрения П. Гарфилд, сновидения об умершем:

– Предвестник. Какие-то события предшествуют появлению во сне умершего человека. Это может быть стук в дверь, звонок, запах её/его духов, сигарет, знакомый кашель, смех и т.д.;

– Встреча с умершим. Встреча может произойти где угодно: в домашней обстановке или на открытом воздухе. Часто встречи случаются в транспорте (автобус, поезд, самолет) или местах, связанных с транспортом – остановка, аэропорт, станция и т. д. Это символически отражает расставание с умершим человеком. На языке бессознательного он куда-то уходит, уезжает или улетает. При этом встреча или контакт с умершим часто происходит через какой-либо барьер, символизирующий границу между живыми и мертвыми. Этим барьером может быть дверь, щит, ров, стеклянная перегородка и т. д.

– Внешний вид умершего. Внешне умершие выглядят не обязательно как при жизни. Они могут выглядеть хуже или лучше, старше или младше своего возраста. При этом хуже часто выглядят люди умершие после долгой и изнурительной болезни (но со временем их внешний вид может меняться в лучшую сторону). Также пожилые часто выглядят моложе, а совсем молодые – старше. Хромые могут нормально ходить, а слепые – нормально видеть.

– Сопровождение умершего. Умерший может быть один, а может быть и с другими близкими умершими, которых знал сновидящий. Также он может быть в сопровождении персонофицированного образа смерти (например, фигуры в темном плаще с косой). Персонофицированных образов смерти бояться не надо, ибо для сновидящего они угрозы не представляют.

– Сердцевиной сновидений о мертвых являются сообщения, которые они несут живым сновидцам. Сообщение может быть доставлено самими разными способами: лично, по телефону, в записке, по факсу, через компьютер. По статистике большинство сообщений доставляются лично. На втором месте – через телефон. П. Гарфилд делит все сообщения от мертвых на три категории: негативные, позитивные и нейтральные.

– Не пугайтесь, если видите неприятные сновидения об умерших. Это вполне нормально. Одно из самых частых негативных сообщений от умерших: «Я страдаю!». Если при жизни человека вы наблюдали за развитием его болезни, которая привела к смерти или за его страданиями, сопровождавшими процесс умирания, то часто эти сцены из прошлого могут повторяться в ваших снах. Такие сновидения помогают принять смерть, выразить эмоции горя и постепенно снизить эмоциональную силу ваших переживаний.

К сновидениям с негативным сообщением П. Гарфилд относит сны, в которых умерший сообщает сновидцу о том, что, на самом деле, он не умер. Обычно у сновидца это вызывает смешанные чувства: шок, непонимание, радость. Но после пробуждения наступает разочарование и острое осознание, что случившееся было сном и человека никак и никогда не вернуть назад. Такие сновидения характерны для ранней стадии оплакивания. В сновидении умерший человек обычно оправдывает свою целость и невредимость тем, что произошла какая-то ошибка, смерть была подстроена и т. д. Или придумывается какое-то более оригинальное оправдание: «Я изумлен тем, что вижу своего мертвого дядю. Он весел и поёт песни и шутит. Я говорю: «Боже мой! Что ты здесь делаешь! Ты же мертв!». Он улыбается и отвечает: «Дорогая, когда ты умрешь, то потеряешь только тело, но не чувство юмора!». За такими сновидениями скрывается естественное желание сновидца вновь увидеть, покинувшего мир живых, человека.

– Наиболее частые позитивные сообщения: «Я в порядке!» и «Прощай». В сновидениях, где умершие сообщают о том, что с ними все хорошо и о них не стоит беспокоиться, умершие часто выглядят здоровыми и сильными, как в лучшие годы своей жизни. Их одежда, глаза, волосы могут светиться или мерцать.

Другое частое позитивное сообщение от мертвых – «Прощай!». В таких снах мертвый прощается со сновидцем. Эти сновидения часто включают в себя физический контакт, обмен глубоко личными положительными эмоциями по отношению друг к другу и ласковое прощание. Если у сновидца не было возможности попрощаться с близким человеком из-за далекого расстояния или из-за внезапности наступившей смерти, то ему с большей вероятностью приснится именно такой прощальный сон.

– Третья категория сообщений от мертвых – нейтральные. Ушедший из живых человек в любое время может прийти к вам в сновидении, чтобы просто поздороваться и поинтересоваться как у вас дела. Это дружеская встреча. Точно такие же дружеские встречи во снах могут происходить с живыми близкими людьми, живущими на большом расстоянии от сновидца.

– Следующий элемент сновидений об умершем – это подарок. Сновидец получает конкретный подарок от умершего человека (брошка, статуэтка, ожерелье и т.д.). Многие из этих подарков символизируют чувства и эмоции умершего человека к сновидцу. Некоторые подарки имеют иной особый смысл (например, прощение сновидца умершим; передача художественного таланта от умершего к сновидцу и т.д.).

– В отдельную категорию событий сновидений об умершем человеке П. Гарфилд выделяет прощальные объятия, объясняя это тем, что многие сновидцы на долгие годы запоминают эти прощальные объятия и с особенно теплыми чувствами вспоминают их.

– Отправление умершего. Умерший сообщает о том, что должен идти, что больше не может оставаться рядом – ему пора. В других случаях расставание происходит без лишних слов и умерший просто уходит или растворяется в воздухе. Иногда, если рядом с умершим есть какое-то сопровождающее существо, то оно может напомнить, что пора отправляться в путь – отведенное время закончилось.

Народные верования, такие как идея о том, что призрак должен вернуться в могилу до полуночи, по мнению П. Гарфилд лежат в основе представления о том, что встреча между умершим и сновидцем четко ограничена по времени. Если нарушить этот временной режим, то граница между жизнью и смертью нарушается и сновидец может либо умереть, либо как-то пострадать.

– Последствия встречи. Под последствиями встречи здесь имеются в виду чувства сновидца. Чувства сильно варьируются от характера встречи, но очень часто после подобных сновидений сновидцы переживают некий инсайт («Я больше не чувствовал обиды. Я был в состоянии увидеть его как человека, а не как тирана», «Сновидение помогло понять мне, что мы все умрем. Нам не дано знать когда, но это случится… и это нормально» и т.д.); чувства любви, благодарности, прощения («Я чувствовала, что он любит меня и знает, что я люблю его. Он отпускал меня с чувством любви. Я была свободна», «Он пришел попрощаться и исцелил меня… Я был благословлен» и т.д.);

Таким образом, смерть близкого человека является одним из самых значимых и потенциально травмирующих событий в жизни. Такое важное событие и сам процесс проживания утраты отражается на сновидениях субъекта. Наблюдая на протяжении длительного времени за сновидениями человека, понесшего утрату, можно видеть динамику процесса оплакивания, проживания горя и механизмы бессознательного задействованные в этом. В общем и целом, исследователи сходятся во мнении, что сновидения о недавно умерших близких помогают человеку пережить утрату, психологически принять её, смягчить процесс оплакивания и адаптироваться к новой жизненной ситуации16.

Поэтому видеть в своих снах умерших родственников и близких, особенно после их недавней кончины – это совершенно естественно и нормально. К таким сновидениям лучше всего относится не со страхом, а с интересом и внимание к их чувственной стороне. Будьте честны с собой и своим эмоциональным состоянием. Позвольте себе прожить эмоции, которые вас переполняют. Проживите их, отпустите их, отпустите умершего человека и идите дальше.

Сновидения о собственной смерти

Самым распространенным вариантом сновидений о смерти являются сны, в которых умирает сам сновидец (такой вариант встречается в 43% от всех сновидений о смерти). Другие сны о смерти бывают реже: умирают друзья/знакомые/посторонние (30%); встречи с уже умершими людьми (17%); массовые смерти (5%); встреча с персонифицированной смертью (4%); смерть животных и монстров (1%)17.

Сновидения, в которых умирает сам сновидец, не только снятся чаще других снов о смерти, но и отличаются особенной яркостью и влиянием на человека. Встреча с собственной смертью во сне мало кого оставляет равнодушным. После таких сновидений люди могут задаваться вопросом: «А не умру ли я в ближайшем будущем? Может быть этот сон был пророческим?». Прорицательскую силу некоторых сновидений сложно категорично отрицать. Но в подавляющем большинстве случаев сны о собственной смерти к физической смерти сновидца не имеют никакого отношения, а в соответствии с некоторыми сонниками такой сон предвещает долгую и счастливую жизнь. Э. Фарадей остроумно отметила, что, если бы сновидения со смертью сновидца предвещали реальную смерть, то человечество давно бы вымерло. Психологи и психотерапевты, анализируя сновидения со смертью сновидца, сформировали свой взгляд на это явление.