К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. <.. >
Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ежика.
Ежик улыбался и шевелил иголками.
– Что ты тут делаешь? – спросил Медвежонок.
– Жду, когда ты выздоровеешь, – ответил Ежик.
– Долго?
– Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом, – сразу перетащил все свои припасы к тебе.
– И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
– Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку.
– Не помню, – сказал Медвежонок.
– Еще бы! – вздохнул Ежик. – Ты всю зиму говорил, что ты – снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…».
Педагог обращается к детям: «Вам понравилась сказка? Почему заболел Медвежонок? Кто его лечил всю зиму? Что снилось Медвежонку? Чего боялся Ежик? (Дети отвечают.) Хотите еще раз услышать, как разговаривали Медвежонок и Ежик?» (Зачитывает.)
Далее воспитатель предлагает поиграть в эту сказку, показать спектакль. Достает игрушки (медвежонка, ежика, кроватку, табурет). Приглашает двоих детей на роли медвежонка и ежика. Произносит вводные слова: «Медвежонок наелся снежинок и заболел. Он всю зиму спал в берлоге, а когда проснулся, увидел Ежика». Далее дети разыгрывают диалог медвежонка и ежика, импровизируют. Педагог не поправляет, но в случае затруднения делает подсказки. Выслушивает 3 пары детей.
Взрослый предлагает детям пересказать сказку, рассказать, что особенно понравилось. Выслушивает всех желающих.
Затем дети изображают медвежат. Воспитатель играет снежинками на ниточках и побуждает детей обращаться к ним: «Снежинка, снежинка, белая пушинка, лети ко мне!» Дети двигаются по группе, подставляют ладошки, тянутся к снежинкам, произносят слова, садятся на место.
Педагог спрашивает: «О чем эта сказка? Как можно назвать Медвежонка и Ежика, кто они? (Они друзья.) Какими словами можно сказать об их дружбе, какие они друзья? (Верные, надежные, преданные, настоящие, заботливые.) Медвежонку снилось во сне, что он – снежинка. А вы видите сны? Что вам снится? (Дети отвечают.)
В конце занятия воспитатель читает «Колыбельную» [3]:
Луна на небе, луна далеко,Луна пролила свое молоко.Я в чашку налью тебе лунный свет,Ты выпей его. И тебе мой совет:Разочек еще на луну взгляни.Тихонечко ляг. И усни.Дети ложатся на ковер. Воспитатель проходит около детей со словами: «Кто-то во сне стал медвежонком, кто-то – зайчонком, кто-то – ежиком. Кем вы стали? (Слушает фантазии детей.)
Занятие физической культурой № 13.2
Задачи:
– разучивать технику ползания по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками;
– закреплять умение отбивать мяч об пол одной рукой;
– развивать силу.
Материал: гимнастические скамейки, мячи среднего размера.
Место проведения: физкультурный зал.
Содержание
Подготовительная часть. Построение в круг, ходьба по кругу с выполнением заданий (руки на поясе, руки вверх, руки за голову, в полуприседе).
Бег по кругу в колонне по одному с изменением направления бега по сигналу. Бег приставными шагами, семенящий.
Основная часть
Построение сбоку у гимнастических скамеек.
ОРУ № 12 на гимнастических скамейках
1. И.п.: сидя верхом на скамейке, ноги согнуты, руки вниз. 1 – поднять руки вверх через стороны, посмотреть на руки – вдох; 2 – и.п., выдох. Повторить 4 раза.
2. И.п.: то же, руки на пояс. 1 – сводя плечи, локти вперед; 2 – и.п. Повторить 6 раз.
3. И.п.: то же, руки на плечах впереди сидящего. 1 – наклон вправо; 2 – и.п. то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.
4. И.п.: сидя на скамейке, держась за нее руками, ноги прямые. 1 – не сдвигая ног, сгибая их в коленях, сесть на пол; 2 – и.п. Повторить 4 раза.
5. И.п.: стоя лицом к скамейке, руки на поясе. 1 – поставить правую ногу на скамейку; 2 – встать двумя ногами на скамейку; 3 – по ставить правую ногу назад на пол; 4 – и.п. Повторить 8 раз.
6. И.п.: стоя боком к скамейке, руки на поясе. Прыжки вокруг скамейки (один круг) и ходьба на месте. Повторить, повернувшись к скамейке другим боком.
Упражнение «Проползи»
Ползание по гимнастической скамейке на животе с подтягиванием двумя руками одновременно. Воспитатель обращает внимание детей на положение рук и захват руками края скамейки.
Повторение упражнений предыдущего занятия «Отбей – поймай», «Одной рукой», «Правой – левой».
Подвижная игра «Гори, гори ясно!»
Заключительная часть. Игра малой подвижности «Найди свой цвет».
Образовательная деятельность в режиме дня
Организация наблюдений
На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что нашел на снегу что-то необычное, и ведет детей туда, где птицы, кошки оставили свои следы. Показывает на снегу непонятные рисунки и спрашивает, не знает ли кто-нибудь из ребят, что это такое. Если дети не могут ответить, взрослый предлагает оставить на снегу свои следы и сравнить их по размеру, узорам на подошве. Воспитатель вместе с детьми рассуждает, кто же мог о ставить следы на снегу на территории детского сада: «Может, к нам в гости приходил тигр? Или медведь? Может, зайка беленький скакал под нашей елочкой? Может, это была лягушка? А почему нет?»
Во время такой беседы дети должны вспомнить, каких животных нельзя увидеть зимой, поскольку они впадают в спячку или не живут в городе (поселке) и т. п. Затем педагог вместе с детьми вспоминает, за какими животными они наблюдали на территории детского сада и кто мог оставить следы. Воспитатель обращает внимание детей на следы птиц: часто они остаются не только от лапок, но и от крыльев, хвоста, когда дотрагиваются ими до земли.
Наблюдение за следами продолжается и в другие дни. Взрослый может нарисовать следы какого-нибудь животного и предложить детям поискать их на территории участка, в ближайшем парке. (В качестве дополнения можно обсудить, в какое время суток то или иное животное могло оставить свои следы, какие животные спят ночью, а какие – днем.)
На прогулках воспитатель обращает внимание детей на то, в какое время дня они выходят гулять, спрашивает, какие части суток они знают. Если утро солнечное, можно сказать: «Ребята, какой сегодня чудесный вечер! Отличное время для прогулки! Как ярко светит солнце! Или, может, я что-то перепутала? (Дети объясняют педагогу, какое, по их мнению, сейчас время суток. Воспитатель просит сказать, почему они так решили.)
Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в уголке природы есть большие клетки с песком, взрослый предлагает детям понаблюдать, не остаются ли на песке следы черепахи и других животных.
Педагог выставляет достаточно большую емкость с песком, чтобы дети могли в ней сделать следы ладонями или с помощью разных предметов. Такие наблюдения и игры с песком можно проводить в течение всей недели. Параллельно продолжаются наблюдение и уход за растениями и животными.
Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры. Большую помощь детям в умении придумывать игру, строить ее сюжет оказывают литературные произведения. К любому из прочитанных текстов педагог может придумывать игровые ситуации с готовыми игрушками для разыгрывания фрагментов прочитанных сюжетов. Специально созданная игровая среда может «подсказать» детям сюжет и для самодеятельных игр. Так, Ежик и Медвежонок, глупый Мышонок и другие становятся любимыми персонажами в играх. Например, воспитатель, предусматривая желания детей, может создать готовую игровую ситуацию: заранее сделать норку, в которой живут мышонок с мамой-мышкой, и разместить в ней мебель – стол, стул, кроватку. Рядом с норкой могут находиться и другие персонажи сказки – няни мышонка: курица, щука, лошадь и пр. Эта ситуация, возможно, заинтересует детей, предпочитающих игры с партнером-игрушкой, режиссерские игры. Обычно эти дети, еще недостаточно овладели навыками игрового общения, им трудно договориться с партнером-ребенком, скоординировать с ним свои действия, удержать в памяти игровой сюжет или разнообразить его в соответствии со своим игровым замыслом и с учетом пожеланий партнеров. Если возникает возможность привлечь таких детей к совместным играм, им помогут называние своей роли (ты – мышонок) и ролей партнеров (Катя – твоя мама-мышка), четко связанный с литературным произведением (или просто хорошо знакомый) сюжет, доброжелательные партнеры. Можно внести атрибутику для разыгрывания детьми ролей (элементы костюмов). Таким образом, начнется становление ролевой игры – взаимодействие между ролями, ролевой диалог.
Обогащают игру не только сюжетные произведения, но и стихи, колыбельные, фольклорные произведения. Дети могут включать их в сюжеты на бытовые темы. В «семье» дети могут исполнять колыбельные песенки, выражая заботливое отношение не только действиями, но и словами из текстов произведений.
В самодеятельной игре на одну и ту же тему сюжет и содержание могут расходиться. Часто одни и те же сюжеты встречаются как у младших, так и у старших дошкольников. То, во что играют дети, не показывает, какую сторону действительности они воспроизводят в игре. Содержанием игры становится то, что выделено ребенком в деятельности взрослого, роль которого он выполняет. Главное содержание игр малышей – многократное выполнение определенных действий с одними и теми же игрушками, а игр более старших дошкольников на ту же бытовую тему – отношения между людьми, роли которых приняли дети. Чем старше дети, тем более свернутый, обобщенный характер носят их действия. Сама по себе тематическая сторона игры не может служить критерием, определяющим уровень развития игры. Например, игра четырехлетних детей в «дочки-матери» отличается от игры младших дошкольников тем, что в ней появляются роли, ролевое взаимодействие, ролевые диалоги, расширяется диапазон ролей.
Конструктивная деятельность вечером в часы игр
Конструирование из крупных модулей (блоков). Для реализации игровых сюжетов, например «семья», воспитатель предлагает детям построить мебель из мягких крупных модулей. Они позволяют быстро конструировать кровать, стол, стулья, диван, на которых можно не только рассадить кукол, но и самим сесть во время игры. В процессе работы взрослый обращает внимание детей на конструктивные особенности каждого предмета мебели, их соразмерность. Затем помогает расставить мебель в кухне, спальне или гостиной.
Познавательное развитие. Составление коллекции фантиков совместно с детьми. Рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, сумка и пр.), изображений совы и синицы, беседа о внешнем виде и образе жизни этих птиц.
Проведение опытов с песком.
Речевое развитие. Индивидуальная работа: описание детьми своих поделок, результатов наблюдений в природе, разыгрывание ситуаций по мотивам прочитанных сказок.
Совместная художественно-творческая деятельность. Рассматривание изделий, выполненных в лоскутной технике (предварительная работа к аппликации). Самостоятельное выполнение работ детьми в лоскутной технике.
Оформление выставки детских работ «День и ночь: синички и совы».
Чтение художественной литературы. Чтение «Сказки о глупом мышонке» и «Сказки об умном мышонке» С. Маршака, «Зимней сказки» С. Козлова, сказки В. Зотова «Сова». Укладывая детей спать, воспитатель может петь или читать им колыбельные песенки.
Социально-коммуникативное развитие. Помощь взрослым при подготовке к приему пищи, разным видам деятельности; по уходу за растениями и животными; выполнение отдельных трудовых поручений по поддержанию порядка в группе и на территории детского сада. Привлечение детей к застиланию своей постели после дневного сна.
Двигательная активность. Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Зима пришла», «Целься верней», «Снежинки-пушинки».
14-я неделя. «Здравствуй, зимушка-зима»
Направленность педагогической работы. Содержание образовательной работы с детьми на этой неделе посвящено обогащению представлений о зиме. Дети составят словесный «портрет» зимы, выбирая из набора картинок изображения животных, растений, объектов неживой природы, соответствующие этому сезону, найдут отличия зимы от других времен года. На прогулках дети будут отмечать и обсуждать признаки зимы. Воспитатель продолжит расширять представления детей о жизни животных зимой, используя чтение произведений художественной литературы, загадывая загадки, описывающие характерное поведение животных. Педагог научит детей рассуждать, обосновывать свою точку зрения – почему они так думают, на какие указанные в загадке признаки ориентируются. Воспитатель будет побуждать детей самих рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, выполнять речевые задания небольшими подгруппами, активизируя употребление в речи прилагательных, глаголов.
Прочитанный рассказ Н. Сладкова обогатит представления детей об образе жизни зайцев зимой, во время рисования педагог предоставит возможность поэкспериментировать с силуэтом зайца на белом и сером фоне, чтобы понять, почему зимой у зайца меняется цвет шкурки.
После просмотра мультфильма «Как лисы с курами подружились» по сказке Я. Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» педагог обсудит с детьми поступки героев, поговорит о хитрости и обмане. Накопленные впечатления станут стимулом для передачи художественного образа лисенка в лепке. Педагог научит детей создавать образ на основе формы конуса, моделировать форму пальцами, придавая ей выразительность, получать оранжевый цвет пластилина путем смешения желтых и красных комочков. В свободное время дети смогут поиграть с вылепленными лисятами, придумывая продолжение историй о них.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги