Книга Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Осень. I квартал - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Геннадьевна Рубан. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Осень. I квартал
Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Осень. I квартал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развивающие занятия с детьми 5—6 лет. Осень. I квартал

Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т. д.)

Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах. Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.

В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии: на участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, где есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветам прилетают насекомые, в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это – природа.

Аппликация коллективная «Цветочная клумба»

Задачи:

– учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов;

– показать варианты лепестков (округлые, заостренные, с зубчиками);

– развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Предварительная работа: рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов; дидактические игры на восприятие цвета; подготовка «клумб» разной формы из картона или плотной бумаги зеленого цвета; обследование формы вырезанных клумб; рассматривание клумб на участке детского сада; беседа о цветниках, клумбах, необходимости ухода за цветами, значении цветковых растений в жизни человека.

Материалы: цветная бумага, готовые бумажные формы (цветные квадраты разной величины и расцветки), фантики на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки; для фона – «клумбы» в форме круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника, шестигранника.

Содержание

Перед занятием воспитатель раскладывает на полу «клумбы» разной формы, вырезанные из зеленого картона. Обращает внимание детей на разнообразие форм, уточняет названия знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Воспитатель показывает детям изображения нескольких цветков, венчик которых имеет круговое строение, – садовую ромашку, астру, гвоздику. Спрашивает, в чем сходство и различие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все цветы похожи на солнышко или звездочку, если посмотреть на них сверху.

Воспитатель спрашивает, как можно вырезать такие цветы. Поощряет детей («можно так… очень хороший способ…») и показывает новый способ – вырезание розеткового цветка путем сложения бумажного квадрата дважды по диагонали.

Сначала дети упражняются на черновых листках, а потом создают красивые цветы из квадратиков цветной бумаги. По ходу занятия воспитатель показывает, как получается пышный полихромный (многоцветный) цветок – две-три (и более) вырезанные формы наклеиваются друг на друга таким образом, чтобы самый большой и яркий был внизу, а самый маленький – наверху. При этом склеивать цветы надо лишь серединками, приподнимая лепестки, чтобы получилась объемная форма (рис 1).


Рис. 1


Подготовленные цветы дети переносят на свободный стол или на пол, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами.

Воспитатель предлагает перенести цветы на клумбы, разместить и наклеить так, чтобы было красиво. Напоминает, что на треугольной, квадратной и прямоугольной клумбах нужно сначала заполнить уголки и центр, а на круглой и овальной – сначала центр, а затем равномерно распределить цветы по окружности или заполнить все пространство, подбирая цвета. Можно «высадить» в центре цветы одного вида, а вокруг – другого и т. д. или чередовать цветы по форме или цвету.

Эту часть занятия можно перенести на вторую половину дня в самостоятельную художественную деятельность.

Музыка № 1.1

Задачи:

– учить слышать и чувствовать музыку, высказывать о ней свои впечатления;

– воплощать в творческих движениях очарование волшебного танца оживших цветов;

– воспроизводить настроение и ритм вальса в свободных движениях: мягких шагах, качаниях рук, легком беге.

Содержание

Слушание музыки: П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Музыкальное движение: творческое движение (П.И. Чайковский «Вальс цветов»); игра «Жуки» (венг. нар. мелодия в обр. Л. Вишкарева).

Развитие математических представлений № 1

Задачи:

– вспомнить и посчитать, что у каждого есть по два, одному, пяти;

– вспомнить с детьми форму окружающих предметов;

– учить отсчитывать предметы из большего количества меньшее по образцу и названному числу;

– согласовывать друг с другом темп и ритм при произнесении скороговорки.

Демонстрационный материал: числовые карточки размером 15^7 см с кружками от 1 до 5, расположенными различными способами; 5 фигур разных цветов: круг (диаметр 5 см), прямоугольник (7x10 см), квадрат (5x5 см), треугольник равносторонний (сторона 5,5 см), овал (диаметр 7 см и 3–4 см), предметы круглой, прямоугольной, треугольной, квадратной, овальной форм.

Образцы карточек:



Содержание

Воспитатель предлагает детям счетные карточки, лежащие на столе. Договорившись, к столу подходят двое детей, и один из них, как на экзамене, «тянет» билет, т. е. одну карточку, лежащую «рубашкой» вверх. Взяв карточку и повернув к себе, дети видят, сколько кружков на ней изображено, например: •• (четыре). Воспитатель вместе с другими детьми просит ребят с карточками принести столько же любых предметов из числа находящихся в группе. Дети с карточками в руках идут (скорее всего) к игрушкам и набирают соответствующее количество. Вернувшись, показывают другим детям, что они сделали. Наблюдавшие оценивают их действия и результат. Желательно попросить подойти к столу не одну пару ребят, а несколько: две, три. Они также берут карточки и выполняют задание, но уже с другим количеством кружков: ••• •• ••••• •(три, два, пять, один). И так же поочередно «отчитываются» перед детьми. Это счет по образцу.

Далее организуется счет по названному числу. На середину комнаты или к доске выходят двое пожелавших это сделать детей. Воспитатель, договариваясь с другими детьми, дает им поручение. Все дети хором повторяют поручение, например: «Принесите три шарика!» Следующей паре: «Принесите четыре матрешки!» и т. д. Водящие выполняют поручение. После чего все дети вместе с воспитателем вспоминают поручение: называют число и что надо было сделать, а также оценивают, правильно ли оно выполнено. Необходимое условие: в группах, из которых надо отсчитывать, предметов должно быть по количеству значительно больше заданного.

* * *

Затем воспитатель в игровой форме предлагает вспомнить, что у каждого из нас есть по два (два уха, глаза, руки, ноги, брови), по одному (рот, нос, лоб, шея, затылок), по пяти (пять пальцев на руке, ноге). Решение этой задачи проходит в виде непринужденной беседы. Лучше всего, если дети сидят на ковре или стульчиках, стоящих полукругом, когда друг друга хорошо видно. Воспитатель заинтересованно предлагает посмотреть друг на друга и на него и рассказать, что же у нас, у них, у него, у нее по два и т. д.

Удивительно, но дети обычно действительно разглядывают друг друга, подсчитывают и называют, у кого что есть по два. Воспитатель предлагает вспомнить, кого сегодня нет в группе, и уточнить, что у него есть по два. Он может внести элементы юмора, например: приставив к лицу морковку, сказать, что у него два носа или три глаза (прилепив на лоб кружок). Дети, смеясь, поправляют.

Ситуация повторяется и при подсчете: а что у нас по одному, пяти?

Можно поговорить на эту же тему, вспомнив, как выглядят кукла, мишка, бегемот и т. д.

* * *

На доске в качестве эталонов представлены знакомые детям фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Воспитатель предлагает посмотреть на доску, а потом на предметы в комнате и определить их форму. Дети, оглядываясь по сторонам, соотносят форму окружающих предметов с эталонами, например: портрет квадратный, блюдо овальное, тарелка круглая, косынка треугольная и т. д. Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на себя, свою одежду и там поискать знакомые фигуры. Дети как бы «узнают себя»: голова круглая, уши и глаза овальные, зрачки круглые, лицо овальное; на одежде (платье, кофте, шортах, рубашке) есть кружки, квадратики, треугольники.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие предметы и какой формы они знают, и всем рассказать об этом.

* * *

Воспитатель предлагает желающим детям потренироваться в произнесении скороговорки. К доске выходят двое, воспитатель просит их взяться за руки. А наблюдателям, сидящим в группе, следить: одновременно (вместе) ли дети начали произносить скороговорку, одновременно ли ее закончили.

Естественно, что дети сбиваются при произнесении скороговорки, наблюдатели смеются. Воспитатель положительно относится к любому произнесению скороговорки, вызванному смеху. Эту же скороговорку, выходя, читают еще две-три пары.

Скороговорки могут быть любыми из числа тех, которые знают дети, например: «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой».

Конструирование из строительного материала «Дачные домики»

Задачи:

– вспомнить с детьми название деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свойства;

– закреплять пространственные представления «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий»;

– учить внимательно рассматривать и анализировать постройку, формировать способ увеличения ее в высоту и длину путем надстраивания и пристраивания;

– развивать навыки общения.

Материалы: набор строительного материала (на каждого ребенка), мелкие игрушки («жильцы» домиков) для обыгрывания построек, заранее построенный воспитателем домик.

Содержание

Воспитатель напоминает детям, что в прошлом году они уже строили разные домики. Сегодня они сделают это еще раз. Но прежде чем строить, педагог предлагает рассмотреть свои наборы и вспомнить названия деталей строительного материала. Дети называют. Воспитатель просит всех найти в своей коробке кубик и показать его. Спрашивает, все ли кубики в коробке одинаковые по величине? а по цвету? Просит показать маленький синий кубик, потом большой красный. Аналогичным образом рассматриваются другие детали, сравниваются между собой: призмы по величине и цвету, кирпичик и пластина по длине. (Если дети недостаточно хорошо различают и называют детали, можно на занятии провести игру по типу «Чудесный мешочек», предложив каждому ребенку достать из мешка одну из деталей и назвать ее.)

Затем педагог обращает внимание на построенный домик, стоящий на ее столе (рис. 2). Воспитатель обращает внимание, что стены и окна домика сделаны из разных деталей: чередующихся кирпичиков и кубиков.

Далее воспитатель обговаривает с детьми последовательность постройки: «С чего надо начинать строить? (С задней стенки.) Как надо ставить кирпичики? (На узкую короткую грань для первого домика.) Что будем строить потом? (Боковые стенки, потом переднюю стенку дома.) Что надо сделать, чтобы держалась крыша? (Перекрытия из длинных пластин.) Из каких деталей будем делать крышу?»

Воспитатель предлагает одним детям построить такой же, но высокий домик, а другим – длинный. В процессе самостоятельной работы помогает вновь пришедшим детям и тем, кто затрудняется строить сам (не подменять меньшие детали на большие, а соблюдать заданный образец, надстраивая его в высоту или длину).


Рис. 2


Тем, кто закончил работу, предлагается выбрать «жильца» для своего дома. Ими могут быть разнообразные мелкие игрушки, герои «киндер-сюрпризов» и пр. Детям дается несколько минут на обыгрывание постройки, «жильцам» предлагается сходить в гости к соседям и познакомиться, т. е. назвать себя, спросить, как зовут соседа, узнать, чем он занимается, что любит.

Окончив игру, педагог предлагает детям разобрать свои постройки и аккуратно сложить строительный материал в коробки. Если детям самостоятельно трудно выполнить эту работу, педагог может подсказывать: «Сначала кладем все пластины, затем…».

Воспитатель благодарит детей за интересные постройки, хвалит за аккуратность.

Занятие физической культурой № 1.2

Задачи:

– восстанавливать умение ориентироваться в пространстве;

– повторять разные виды бега;

– развивать быстроту, гибкость.

Содержание

Упражнения на умение строиться в круг из различных исходных положений; комплекс ОРУ с «косичками» для развития гибкости; бег в различных направлениях с обеганием препятствии.

Познание окружающего мира

«Мы приходим в детский сад»

Задачи:

– учить соблюдать правила поведения при встрече и прощании в детском саду;

– формировать представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду и их профессиональных принадлежностях;

– знакомить с простейшими планами детского сада, условными знаками и символами, обозначающими разные помещения.

Предварительная работа: проведение экскурсии по детскому саду: воспитатель объясняет детям, что они отправятся в путешествие и им нужно быть внимательными и наблюдательными; показывает, какие помещения есть в детском саду, называет их, просит запомнить, что где находится; обращает внимание на специальную одежду поваров и других сотрудников, обсуждает, почему некоторые носят белые халаты; по возвращении в группу предлагает ответить на вопросы: «Вы помните, где висела картина с букетом цветов? Какая дверь рядом с кабинетом заведующего? У кого на столе телефон? Где стоит пианино?» Изготовление фигурок человечков на предыдущем занятии по лепке.

Материалы: пластилиновые фигурки, плакат с изображением внешнего вида и внутреннего плана здания[1] (любого или конкретного); альбомные листы бумаги (на каждого ребенка).

Содержание

Воспитатель разыгрывает с помощью пластилиновых фигурок сценки знакомства. Спрашивает детей, кто какую фигурку сделал, кто это, как его или ее зовут. Начинает рассказывать про свои фигурки, например: «Я Вова. Мне пять лет. Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Я боюсь.

Дети, посоветуйте Вове, как себя вести. (Дети дают советы.) Вот Вовины родители: папа – Александр Петрович, шофер грузовика. Мама – Елена Ивановна, она директор фирмы по производству спортивной одежды. А вот Вовина воспитательница Мария Ивановна. Она здоровается с Вовой и его родителями». Затем связные рассказы о своих персонажах составляют дети.

Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя при встрече. Выясняет, что нужно здороваться с разными людьми по-разному, обращаясь к ним по имени, по имени-отчеству или «тетя Аня», «дядя Саша» (по решению родителей и персонала, такое обращение допустимо к отдельным взрослым). Рассказывает, что говорят люди, когда прощаются друг с другом, кому можно сказать «пока», а кому – «до свидания».

Воспитатель выясняет, помнят ли дети, кто кем работает в детском саду, как кого зовут, что они делают, какие у них есть вещи, нужные для работы. Предлагает разыграть на пластилиновых фигурках сценки прихода в детский сад (кто-то – воспитатель, кто-то – дети, но с другими именами, кто-то – заведующий, кто-то – медсестра, повар, дворник и т. п.).

Взрослый показывает несколько рисунков-символов, рассказывает, что символ – это простой рисунок, по которому можно легко догадаться о том, что, например, в этом месте находится, что можно или нельзя делать. Дети обсуждают, какое помещение в детском саду эти символы могут обозначать. Например: пианино и металлофон – музыкальный зал, мяч и кегли – физкультурный, кастрюля и половник – кухню, телефон и компьютер – кабинет заведующего, гладильная доска и утюг – прачечную, пузырек с лекарством и бинт – медицинский кабинет, подушка – спальню. Вместе с детьми воспитатель обсуждает, как еще можно условно обозначить помещения детского сада, например: ложка – для кухни, кроватка – для спальни, градусник – для кабинета медсестры, бубен – для музыкального и мяч для физкультурного залов.

Педагог показывает детям плакат с изображением детского сада (или заранее рисует на доске его условный план, а затем открывает его); обсуждает, что где находится. На плане детского сада с помощью пластилиновых фигурок дети, работая в парах, могут объяснять друг другу дорогу: «Скажите, пожалуйста, где находится музыкальный зал? – На втором этаже, в конце коридора за физкультурным залом. – Скажите, пожалуйста, где кухня? – На первом этаже, между кабинетом заведующего и медицинским кабинетом».

Воспитатель предлагает нарисовать свой план и обозначить с помощью простых рисунков-символов те помещения, которые им хотелось бы видеть в детском саду (например: бассейн, живой уголок с обезьянкой или попугаем или даже бар с мороженым и газировкой и др.). Внутри разных помещений на плане дети могут нарисовать фигурки человечков, которые бегают и прыгают в физкультурном зале, танцуют в музыкальном зале, сидят в группе за столами и т. п.).

На занятии и в течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми правила поведения в детском саду.

Примерные правила поведения в детском саду

• Когда мы приходим в детский сад, нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Взрослым мы говорим: «Здравствуйте!», а близким друзьям: «Здравствуй!» или «Привет!»

• У друзей можно спросить, как дела.

• К взрослым нужно обращаться по имени-отчеству.

• Если хочешь задать вопрос, нужно сначала подумать, о чем хочешь спросить, а потом подойти к воспитателю и вежливо сказать, например: «Мария Ивановна, скажите, пожалуйста…».

• Когда мы уходим домой, обязательно прощаемся с воспитателями и друзьями. Мы говорим: «До свидания! Увидимся завтра! Всего доброго!», а своим друзьям мы можем сказать: «Пока! До завтра!»

Последующая работа: воспитатель может предложить детям выложить из кубиков и деталей строительного конструктора придуманный ими план на полу и разыграть сценки из жизни детского сада, например: заведующий спрашивает, сколько лет ребенку, что-то «записывает», звонит по телефону, повар готовит еду, медсестра смазывает йодом разбитую коленку и т. д.).

Лепка предметная «Веселые человечки»

Задачи:

– учить лепить фигурки человечков рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика);

– закреплять и усложнять способ лепки фигурки человечка из конуса (фигурка девочки);

– учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость;

– показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа: беседа о жизни детей в детском саду; экскурсия по детскому саду.

Материалы: пластилин или глина, стеки, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, бумажные и матерчатые салфетки, 2 модели, вылепленные заранее из пластилина (глины) (цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху), цилиндр для показа нового способа лепки.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Л. Кузьминой «Есть особый сад на свете…», предлагает детям слепить веселых человечков.

Воспитатель сообщает, что веселых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления все равно это будут милые человечки – с туловищем, головой, руками и ногами.

«Сегодня мы будем делать их из глины (пластилина, соленого теста)», – говорит воспитатель.

Показывает детям две формы, раскатанные из пластилина (глины): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. После ответов напоминает, что Снегурочку в длинной шубке из конуса (морковки) они уже лепили в средней группе. У Снегурочки не было видно ног, потому что они прятались под шубкой. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колбасок» (валиков) – ножки и ручки.

Затем показывает детям удлиненный цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика. Скорее всего, дети предложат знакомый способ – долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспитатель соглашается, что так можно сделать, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребенка слепить человечка – мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки.

После того как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, пере ставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, стараясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

Музыка № 1.2

Задачи:

– учить распеваться «по голосам» от разных звуков в соответствии с природным типом голоса ребенка (такты 5–8 «Про водичку» исполняют низкие голоса, такты 13–20 – высокие), петь легким, игривым звуком;

– замечать смену мелодий в «Вальсе цветов»;

– чувствовать и передавать в выразительных движениях изменения характера музыки, ее мелодический рисунок.

Содержание

Пение: распевка «Василек», рус. нар. песня «На зеленом лугу»; «Про водичку» (муз. В. Жубинской, сл. И. Михайловой).

Слушание музыки: П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Музыкальное движение: творческое движение (П.И. Чайковский «Вальс цветов»).

Художественная литература «Что я люблю?»

Задачи:

– раскрывать детям образы их сверстников с помощью художественной литературы;

– вызывать желание поделиться своими впечатлениями, рассказать другим о себе;

– знакомить с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор» произведения.

Содержание

Воспитатель создает непринужденную атмосферу, размещает детей вокруг себя и предлагает послушать чтение рассказов из книги детского писателя В. Драгунского, которая называется «Денискины рассказы». Говорит о том, что в книге собрано много рассказов о мальчике Дениске, его друзьях, интересных случаях, которые с ними происходили. Предлагает сегодня послушать два рассказа «Что любит Мишка» и «Что я люблю». Поясняет, что Мишка – Денискин друг, с которым они вместе учатся в школе.

Проводится чтение рассказов.

Воспитатель спрашивает, какой рассказ им понравился больше, про Мишку или про Дениску? А что «больше всего на свете» любят они?

Дети рассказывают о том, что любит каждый из них. Воспитатель активно поддерживает разнообразие и оригинальность в детских высказываниях, их интерес к различным делам, событиям, людям и пр. Данный вид работы – главный на этом занятии.

Далее воспитатель объясняет детям, что рассказ – это небольшая история. У рассказа есть автор – человек, который придумал и написал его. «Вот вы сейчас говорили о себе, и у каждого получился рассказ. А вы – его автор. Но вы пока еще не писатели, и рассказы ваши получились попроще, покороче. А писатели умеют очень красиво рассказать историю, подбирать яркие, выразительные слова. Послушайте, как писатель В. Драгунский рассказал о музыке, которую играл на рояле Борис Сергеевич: “…из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”. Правда, красиво? Сразу представляется, что это была быстрая, веселая музыка. Как вы думаете, а что больше всего на свете любил Борис Сергеевич?»

Завершая занятие, воспитатель напоминает детям, что они сегодня слушали два рассказа, просит назвать их автора и название. (Большинство детей не смогут сразу точно назвать рассказы. Они могут сказать: «про Дениску», «про мальчиков». Воспитатель уточняет ответы детей, напоминает, что вся книга называется «Денискины рассказы».)