Книга Пограничная летопись Беларуси. Неизвестные страницы - читать онлайн бесплатно, автор Л. В. Спаткай
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Пограничная летопись Беларуси. Неизвестные страницы
Пограничная летопись Беларуси. Неизвестные страницы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Пограничная летопись Беларуси. Неизвестные страницы

Пограничная летопись Беларуси

Неизвестные страницы


Л. В. Спаткай

© Л. В. Спаткай, 2022


ISBN 978-5-0056-8251-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В ходе работы над серией книг об истории становления и развития охраны границ государств, существовавших на территории нынешней Беларуси или государств в состав которых территория Беларуси входила в разные периоды истории, а также об истории пограничных войск независимой Республики Беларусь, которые объединены названием «Пограничная летопись Беларуси», немало материалов по тем или иным причинам «остались за бортом» как уже опубликованных книг, так и находящихся еще в стадии написания или редактирования.

Некоторые из этих материалов были использованы для подготовки публикаций на различных интернет-ресурсах. К сожалению, некоторые из них по каким-то причинам прекратили свое существование, а на некоторых опубликованное просто исчезло. К тому же за прошедшее время было найдено немало материалов, которые позволили значительно дополнить и уточнить эти первые публикации. Например, о полковнике Н. А. Споткае, о создании и развитии служебного собаководства, об участии пограничников-белорусов в боевых действиях на территории Афганистана. Другие же стали основой для некоторых глав этой книги, которая дополнила серию «Пограничная летопись Беларуси».

Почему День пограничника – 28 мая?

28 мая пограничники Беларуси отмечают свой профессиональный праздник – День пограничника, который был установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26.05.1995 №206 «в целях сохранения традиций и в ознаменование исторических заслуг пограничных войск перед народом и государством».


Однако на право быть Днем пограничника в Беларуси могли бы претендовать и другие даты в истории пограничной охраны.

16 января. В этот день в 1992 году для управления пограничными частями и подразделениями, дислоцировавшимися на территории уже суверенной Беларуси, и для организации охраны ее Государственной границы Верховным Советом нашей страны было принято постановление о создании при Совете Министров Главного управления пограничных войск. Таким образом, этот день стал началом формирования собственных пограничных войск Беларуси.

8 апреля. В этот день в 1918 году завершилось формирование Западного участка отрядов завесы, воинские формирования которого приняли под охрану участок демаркационной линии между Германией и РСФСР, установленной на территории Беларуси после заключения Брестского мира от озера Освея примерно по линии Полоцк – Сенно – Орша – Шклов – Быхов – Довск – р. Сож.

30 апреля. В этот день в 1944 году был издан приказ №00522 Наркома внутренних дел СССР о формировании пограничных отрядов Белорусского пограничного округа, которые в июле – октябре 1944 года вышли на охрану белорусского участка границы СССР с Польшей.

31 мая. В этот день в 1918 году началось формирование 2-го Западного (Витебского) округа пограничной охраны. Для формирования округа приказом Военно-революционного комитета от 15 мая 1918 года были назначены начальник округа и начальник штаба.

20 сентября. В этот день в 1991 году Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление о подчинении правительству республики всех воинских формирований Краснознаменного Западного пограничного округа пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, дислоцировавшихся на территории Беларуси.

30 сентября. В этот день в 1918 году 2-й Западный (Витебский) округ пограничной охраны в составе Порховского, Себежского, Витебского, Оршанского и Чериковского пограничных районов полностью принял под охрану свой участок демаркационной линии РСФСР с Германией вдоль линии Гдов – Орша – Суджа.

1 ноября. В этот день в 1922 году на территории БССР был сформирован Западный пограничный округ Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ РСФСР, который, изменяя наименования, до октября 1939-го охранял границы БССР с Польшей и Латвией, а затем до 22 июня 1941-го – с Германией.


Однако в Беларуси, как и в России, а ранее – и в СССР, День пограничника отмечается 28 мая.

В этой связи, очевидно, по аналогии с датой 23 февраля, которая считается днем образования Рабоче-крестьянской Красной армии, многие считают 28 мая днем образования советских пограничных войск. Однако это неверно. Кроме того, в СССР 28 мая не всегда было Днем пограничника.

С 1922 года Днем пограничника было 15 февраля, т.к. в этот день в 1921 году председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинским была утверждена «Инструкции частям войск ВЧК по охране границ и взаимоотношению с особыми отделами по охране границ».

28 мая стало Днем пограничника согласно постановлению Совета Министров СССР от 15 мая 1958 года. Это объяснялось тем, что в этот день в 1918 году председателем Совета Народных Комиссаров РСФСР В. И. Лениным был подписан Декрет «Об учреждении пограничной охраны», который устанавливал порядок охраны государственной границы, основные направления деятельности пограничной охраны, порядок ее управления, принципы комплектования и обеспечения, а также структуру частей пограничной охраны и центральных органов управления.

Во исполнение данного Декрета в июне 1918 года началось формирование 2-го Витебского (позже Западного) округа пограничной охраны, подразделения которого уже в августе приняли от Западного участка отрядов завесы под охрану участок демаркационной линии Германии с РСФСР от реки Кебь (у ст. Новоселье ж/д Псков – Луга) до реки Ипуть (юго-западнее Суража).

Таким образом, в 1958 году пограничники СССР свой профессиональный праздник отметили дважды: 15 февраля – 37-летие, 28 мая – 40-летие.


Повторно 28 мая в СССР было установлено Днем пограничника Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника День пограничника» от 21 сентября 1979 года: «Учитывая боевые заслуги пограничных войск и их важную роль в охране государственных границ СССР».

Согласно данному Указу, в этот день в столице БССР городе-герое Минске, а также в крепости-герое Бресте были произведены праздничные фейерверки.

Пограничные защитные сооружения

Еще со времени возникновения первых государств, с целью обезопасить свою территорию от внезапного вторжения неприятеля, возводились различные препятствия на их границах. Так, например, еще в III в. до н.э. начали возведение защитных пограничных глинобитных стен северные китайские царства Цинь, Вэй, Янь, Чжао: Вэй около 353 г. до н. э. возвело стену на границей с Цинь, Цинь и Чжао – около 300 г. до н. э., Янь около 289 г. до н. э.

Позднее эти царства были объединены в единую империю и во время правления императора Цинь Ши-хуанди вдоль северной границы империи началось строительство Великой китайской стены, в состав которой были включены существовавшие стены царств, а стены, ранее разделявшие отдельные царства, были снесены. На возведении стены одновременно работало до 300 000 человек, а общее количество работников достигало, по некоторым оценкам, 2 миллионов рабов, солдат и крестьян, десятки тысяч из которых гибли от эпидемий и непосильного труда. Недовольство жителей этим строительством выливалось в народные восстания и стало одной из причин падения династии Цинь.

В период правления династии Хань стена была продлена на запад до Дуньхуана, а в период правления династии Хань было построено еще около 1 000 км стен. Продолжалось возведение стены и в период правления династии Цзинь, а в период правления династии Мин стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.



На территории Китая находится и другое древнее фортификационное сооружение – Вал Чингисхана, состоящее из вала, рва и системы городищ, которое протянулось на 700 км также по территории Монголии и России. В настоящее время высота вала составляет до 1,5 м, ширина – до 15 м. С северной стороны вала был ров, а с его южной стороны на расстоянии 15—30 км находилось 9 укрепленных городищ. По территории Китая вал проходит вдоль реки Аргунь, а по территории России – в районе поселка Забайкальск, рудника Абагайтуй и села Кайлайстуй. По мнению китайских археологов, создание этого фортификационного сооружения связано с обороной северо-западных пределов империи киданей от нападений племен угу, юйцзюэ, шивэй и северных цзубу во времена правления императоров Шэн-цзуна и Син-цзуна.

Европейские валы и стены

Пограничные защитные сооружения в Европе имеют значительно меньший возраст по сравнению с Великой Китайской стеной. Одними из самых древних из них, очевидно, являются пограничные укрепления Римской империи в Великобритании, Германии, Румынии, Молдове, Змиевые и Траяновы в Украине и т. д.

Некоторые пограничные защитные укрепления, возведенные еще в древние времена, выполняли свои функции на протяжении тысячелетий. Одно из таких сооружений – Даневирке, система укреплений в Шлезвиг-Гольштейне, построенная через Ютландский полуостров. Протяженность этого сооружения – около 30 км, высота – от 3,6 до 6 м. Строительство Даневирке было начато датским королем Гудфредом в 808 г. для защиты своего государства от вторжения франков, к тому времени уже завоевавших Фризию и Старую Саксонию. Эта система пограничных защитных укреплений выполняла свою функцию до 1864 г., став национальным символом датчан.

На участке границы Римской империи между Рейном и Дунаем был возведен Верхнегерманско-ретийский лимес, который представляет собой линию оборонительных сооружений протяженностью 550 км. В 2005 г. руины лимеса, который тянутся от городка Рейнброль до берега Дуная, были включены ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия человечества.

На границе Римской империи на острове Британия при императоре Адриане в 122—126 гг., для предотвращения набегов пиктов и бригантов, римлянами был сооружен «Вал Адриана». Он представляет собой оборонительное укрепление длиной 120 км состоящее из каменной стены, рва и вала с примыкающими к ним сторожевыми башнями, дорогами и расположенных вблизи фортов и укрепленных лагерей. Это сооружение было построено в одном из самых узких мест острова – от Ирландского (залив Солуэй-Ферт) до Северного (крепость Сигидунум у реки Тайн) морей, практически отделяя его северную часть – нынешнюю Шотландию.

При императоре Антонине Пие граница империи отодвинулась на север и вдоль нее был сооружен т. н. Антонинов вал протяженностью около 59 км. Вал был построен из камня и торфа в самом узком месте острова, его длина 117 км, ширина – 3 м, высота – 5—6 м. Восточный участок вала был облицован тесаными каменными блоками из бутового камня толщиной 2,4 м и высотой 6 м, западный участок – из торфа и дерна толщиной 6 м у основания и высотой около 3,5 м. С северной стороны вала на расстоянии 6 м от него был ров глубиной около 8 м. С южной стороны вдоль вала была проложена дорога.

На самом валу располагались 16 сторожевых башен, возле которых в валу были сделаны проходы. Между башнями через каждые 1,3 км были построены башни меньшего размера, а через около 500 м – наблюдательные вышки. Это сооружение было построено за 5 лет практически полностью солдатами трех римских легионов, дислоцировавшихся в Британии.

Подобные защитные пограничные сооружения были возведены римлянами практически на всех границах империи. Так, в 58 г. до н. э. Цезарь силами своего легиона и мобилизованных местных жителей, общей численностью около 10 000 человек, не более чем за 15—20 дней от Леманского озера до хребта Юры возвел вал длиной около 28 км и около 4,6 м высотой.

С именем другого римского императора – Марка Ульпия Траяна связывают появление защитных сооружений на территории нынешних Украины, Молдовы и Румынии, известных под названием «Траяновых валов». В Бессарабии сохранились две линии валов: Нижний Траянов и Верхний Траянов. Нижний Траянов вал протянулся от Вулканешского района Молдовы до озера Сасык Одесской области Украины. Верхний Траянов вал начинается около приднестровского города Бендеры и тянется к молдавскому городу Леова около реки Прут. По сведениям археологов, вал был насыпан римлянами примерно на рубеже I – II вв. н.э. для защиты римлян от набегов сарматских племен, тогдашних союзников даков. Также обнаружено, что в III – IV вв. вал использовался уже для обороны от римлян, т.к. выкопанный с северной стороны ров был засыпан, а выкопан ров с южной.

В Поднестровье Траяновы валы находятся между Тернополем и Каменец-Подольским. Они состоят из двух линий центральной цепи и хаотически разбросанных отдельных валов.

В Румынии Траяновы валы представляют собой укрепленную линию протяженностью около 60 км, пересекающую территорию между Дунаем и Черным морем возле городов Чорнавода и Констанца, которая состоит из двух земляных и одного каменного валов высотой от 3 до 6 метров.

Древние защитные погранично-оборонительные сооружения существуют и в Крыму. Например, на Керченском полуострове частично сохранились три линии таких сооружений: в районе Ак-Монайского перешейка (рядом со Старым Крымом и у села Фронтовое), от Узунларского озера до Казантипского залива и т. н. Тиритакские валы к югу от юго-западной части Чурубашского озера, Кыз-Аульский и на мысе Ак-Бурун. Очевидно, они были возведены на границах античного Боспора, Херсонесского царств, государств киммерийцев и пантикапейцев. Возводились подобные сооружение в Крыму и позднее, например, т. н. Турецкий вал, длиной около 42 км.

Также на территории Украины располагаются и Змиевы валы, которые возводились в III – VII вв. предками украинцев для защиты от двигавшихся на запад и сменявших друг друга степных кочевников. Остатки этих сооружений сохранились южнее нынешнего Киева по обоим берегам Днепра вдоль его притоков – рек Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др.

Название Змиев вал происходит от народных легенд о древних богатырях, усмиривших и запрягших Змия в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны. По другой версии, Змиевы валы названы по своей характерной змеевидной конфигурации расположения на местности. Общая протяженность валов составляла около 1 тыс. км.

Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую систему заграждений, достигавших 10—12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом, а иногда и стенами, с бойницами и сторожевыми вышками. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращенных в сторону степи, рылись рвы. Отдельные участки валов состояли из нескольких линий сооружений на глубину свыше 200 км. Позади валов располагались городки и укрепления в которых находились вооруженные формирования.

Позднее опыт создания Змиевых валов был использован при создании Засечной черты – системы оборонительных сооружений на южных границах Московского государства для защиты от набегов степных кочевников, а впоследствии и крымских войск.

Засечная черта

Наиболее мощной фортификационной линией являлась Большая засечная черта, которая состояла из укрепленных городов-крепостей, собственно засечной черты в полосе между Мещёрскими и Брянскими лесами, тыловой линии по течению реки Оки и поселений засечной сторожевой службы. Засечная черта состояла из отдельных участков – засек, которые представляли собой завалы-заграждения из деревьев, поваленных крест-накрест вершинами в сторону степи, как правило скрепленные между собой. Засеки чередовались с частиками (частоколами), надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках. Общая глубина засечной черты достигала 20—30 км.

Для защиты больших открытых пространств применялись все виды оборонительных сооружений. Например, за валом и рвом шириной 3—7 м и глубиной 1—2 м в два и более рядов устанавливался частокол и «волчьи ямы» в виде канав длиной более 100 м с дубовыми кольями на дне.

Строительство пограничных укрепленных линий осуществлялось с учетом естественных преград – рек, озер, болот, оврагов и пр. Земляной вал обычно был до 4,5 м высотой, иногда с деревянным тыном по верху. Перед валом находился ров, иногда с водой, шириной 3,5—5,5 м и глубиной 1—4 м. Перед рвом устраивались рогатки и палисады. С развитием огнестрельного оружия на оборонительных линиях через 200—600 м создавались выступы типа редутов.

Оборона засечной черты возлагалась на специальную пограничную засечную стражу, состоявшую из жителей окрестных селений, собираемых по 1 человеку от 20 дымов (дворов), а также на гарнизоны засечных крепостей, располагавшихся на лесных дорогах. Засечная стража охраняла черту «станицами» (отрядами), высылавшими от себя «сторожей» (разъезды), которые наблюдали за предпольем засечной черты, вели разведку, а при угрозе нападения подавали установленные сигналы, используя сигнальные маяки, или высылали от себя гонцов и вестовых.

В лесах, где проходила засечная черта, запрещалась рубка леса и прокладывание новых дорог и троп. Караваны купцов и население проходило через засечную черту только в определённых местах – засечных воротах, которые защищали надолбы и опускные ворота – подвижные бревна, крепившиеся на стоявших по краям дороги столбах. В нужный момент бревна опускались и преграждали путь по дороге.

После того, как границы Московского государства продвинулись на юг и восток, существовавшая Засечная черта утратила свое оборонительное значение, а для защиты новых границ в 1658—1654 гг. была возведена Симбирская засека, в 1652—1656 гг. – Закамская линия и др.

Порубежные крепости Литвы-Беларуси

Подобная система защитных сооружений возводилась и на границах беларуских княжеств, в т.ч. и Великого княжества Литовского, Руского и Самогитского (ВКЛ). Уже в X – XII вв. для охраны и защиты западных и северных границ ВКЛ была возведена пограничная линия по р. Шелони и замки Берестье, Троки, Меречь, Городня, Новогородок, Кривич-Город (Вильна), Крево. На севере от Городни, на берегу Немана была возведена крепость Перелом – передовой форпост Троков, задачей которой также была защита западных границ княжества от набегов Ордена.

Впоследствии в эту порубежную систему были включены Слонимский и Лидский замки. В «Хронике Пруссии», написанной Петером Дюсбургом в 1336 г., упоминанются замки и крепости на западных границах ВКЛ и Жмуди: Юнигеда, Циста, Кимель, Онканм, замок Гедымина, Путеба, Бисена, Шройнете, Буерварте, Систиден, Медераге, Путенике. Эти крепости выдерживали осады и приступы крестоносцев, повторявшиеся иногда ежегодно в продолжении многих лет. Как порубежная крепость на границе Волынского княжества с балтскими племенами в 1276 г. на территории Беларуси был построен замок Каменец.

В XII – XIII вв. строительство укрепленных линий на пограничных рубежах получило новый размах. Чтобы не допустить или задержать прорыв противника вглубь территории княжества, порубежные крепости стали соединяться между собой земляными валами, глубокими рвами и лесными завалами и засеками. В это же время и сами порубежные крепости стали усиливаться: вместо деревянных тынов возводились каменные стены, строились сторожевые и оборонительные башни. В результате такой деятельности к началу XIV в. на границах ВКЛ была создана целая система порубежных замков и крепостей.

Так, на границе с Великим княжеством Московским, дополнительно к порубежным замкам Полоцкого княжества, которые оказались на границе ВКЛ, были возведены замки в Горвале, Дубровне, Дриссе, Езерищах, Иказани, Кричеве, Могилеве и Орше, которая после захвата в 1514 г. Смоленска московским войском стала пограничным городом ВКЛ. Также был значительно укреплен и замок в Полоцке, возведен замок около озера Иказнь. После завоевания в 1563 г. московским войском Полоцка, Великий князь Литовский и король Польский Сигизмунд Август приказал строить замки на новой московско-литовской границе «на крепких местах».

В 1576 г. Стефан Баторий, для укрепления границы ВКЛ, повелел построить на полоцко-московском порубежье еще несколько крепостей и летом-осенью этого года гетман Ходкевич и ротмистр Баркулаб Корсак возвели здесь четыре замка: Дисну, Вороничи, Лепель и Чашники. Также значительно был укреплен и замок пограничного Витебска.

На южных границах ВКЛ для защиты от набегов татар, был создан порубежный пояс замков Посожья и Полесья, в который в разные периоды входили замки Бобруйск, Гомель, Жлобин, Каролин, Клецк, Ляховичи, Лоев, Мозырь, Пропошеск, Радомль, Речица, Рогачев, Стрешин. А после присоединения в 1324 г. Гедымином к ВКЛ городов нынешней Украины – Киева, Черкасс, Канева, Путивля и Переяславль-Руского и других, южными пограничными заставами ВКЛ стали 71 укрепленный населенный пункт, 35 из которых располагались по берегам рек Сулы, Пела и Ворсклы, вплоть до их верховьев.

С созданием городов-крепостей зародилась и сторожевая служба. Ее несли, в основном, гарнизоны княжеских дружинников, располагавшиеся в этих крепостях, о которых упоминается в «Хронике Пруссии» Петера Дюсбурга: «У литовцев обыкновенно соблюдается следующий обычай относительно содержания гарнизонов в пограничных крепостях: князь назначает воинов в гарнизон каждого замка сроком на месяц или долее; по истечении же срока, другие являются им на смену».

Пограничные укрепления Российской империи

В 1705 г. опыт создания такой системы порубежных защитных сооружений был внедрен Петром I в Московском царстве от «Пскова через Смоленск до Брянска». Здесь была оборудована укрепленная линия, которая «преимущественно ведена через болота и леса. В последних, а равно и на дорогах, устроены были засеки шириною от 150 до 300 шагов. Земляные валы располагались только через поля, в открытых местах. Большие же дороги, служившие для сообщения с Польшею, преграждены были люнетами и палисадом. Вдоль всей линии устроена была дорога шириною в 30 сажен. … Петр… предполагал, при помощи ее, дать возможность пограничному населению останавливать нападение небольших шведских и польских отрядов, пробиравшихся через пограничную черту с хищническою целью».

Таким образом, от Пскова до Смоленска в лесах были вырублены просеки в 300 шагов шириной, а от Смоленска до Брянска – в 150 шагов. На открытых местах были возведены земляные валы, а дороги, соединявшие Московское государство с Речью Посполитой были перегорожены люнетами и палисадом. Вдоль всей линии была устроена дорога шириной в 60 м.

В 1723 г. для предотвращения контрабандного провоза европейских товаров Петр I издал указ, предписывающий по всей «польской» границе «по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проезды лесом зарубить, а где нет лесу, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил и следу не прокладывал…».

Такая система пограничных заграждений просуществовала на русско-польской границе вплоть до первого Раздела Речи Посполитой.

После раздела Речи Посполитой новая граница Российской империи передвинулась далеко на запад и прошла по Западной Двине, от устья впадающей в р. Западная Двина с правой стороны р. Авиксты до устья впадающей в нее с левой стороны р. Черногостица у д. Будилово, по течению этой речки, затем – прямой линией через р. Гезеница, озеро Стержень, по впадающей в озеро р. Свеча, далее – к верховьям р. Друть у д. Большие Козки, по р..Друть до впадения ее в р. Днепр у г. Рогачев, затем – по р. Днепр до впадения в нее р. Сож. Единственный сухопутный участок этой границы был укреплен валом – пограничным защитным укреплением, который протянулся через деревни Большие Липовичи, Волосово, образуя угол у д. Стуканы в сторону Речи Посполитой.

Насыпанный в 1772 г. на границе вал сохранился фрагментами на территории Чашницкого и Толочинского районов Витебской области до настоящего времени. Вот как описывал его в 1907 г. русский историк, уроженец Сенненского уезда Могилевской губернии К.Т.Аникевич: «идет от р. З. Двины к Друти на протяжении около ста верст. От озера Стержень вал направляется на юг чрез Ульяновичскую, Замочскую, Высокогородецкую и З [аречно] -Толочинскую волости, около селений Рыбаковщины, Нового Села, Вядца, Липович Больших и Малых, Устья, Барсуков, Бобовки, Корсунова, Волошинцев, Стуканов, Б. Козки и у д. Безделич [и] упирается в Друть. Вышина его снаружи 2—3 арш [ина] и рва 8 арш [ин], ширина 4 арш [ина]».

К началу XVII в. граница Российской государства на юге и востоке продвинулась далеко за линию Симбирской и Тульской засек, поэтому для обеспечения защиты новых территорий, сообщения между Доном и Волгой и пути доставки соли с озера Эльтон, а также для обеспечения безопасности освоения Волго-Донского междуречья от набегов крымских татар, кочевников Поволжья (калмыков, казахов) и казаков в 1718 г. было начато строительство Царицынской сторожевой линии.