2. Техника эстафетного бега и передачи эстафеты
(Учитель проверяет домашнее задание.)
– Расскажите о технике эстафетного бега (уч. В., уч. М.) (Примерный ответ. Эстафетный бег – командный вид бега, в котором спортсмены из одной команды последовательно пробегают заданную дистанцию, передавая друг другу эстафетную палочку. Дистанция, которая отведена каждому спортсмену, называется этапом. Если брать современный эстафетный бег, который входит в Олимпийские виды спорта, то в команде участвует четыре человека, этапы могут быть от 100 м до 400 м. Первый участник стартует из низкого старта, остальные – из высокого. Для передачи эстафетной палочки отводится двадцатиметровая зона. Если палочку передадут за ее пределами, команда выбывает из соревнований.)
(Ученики делятся на пары и без эстафетной палочки выполняют подводящие упражнения.)
1) Первый встает впереди, второй – сзади на расстоянии вытянутой руки (вытянутая назад левая рука первого слегка касалась вытянутой вперед руки второго.) И.п. – основная стойка. Второй (передающий палочку) командует «Оп!», первый (принимающий) тут же отводит руку с раскрытой ладонью назад. Передающий имитирует передачу палочки (чтобы принимающий почувствовал, можно коснуться его ладони пальцами). Упражнение выполняется 30—40 с, после чего партнеры меняются ролями.
2) Повторить шагом. Первый двигается вперед, второй за ним, командует, имитирует передачу.
(Учитель делит класс на команды. Ученики распределяются по стадиону и отрабатывают передачу (необязательно, чтобы каждый пробежал 100 м). Проводится 1—2 забега (без палочек). Побеждает команда, допустившая меньше ошибок, при передаче эстафетной палочки.)
3. Техника передачи эстафетной палочки
(Ученики делятся на пары (можно остаться в прежних), каждая пара получает эстафетную палочку. Упражнения (передача палочки на месте и в движении шагом) повторяют уже с эстафетной палочкой. После этого ученики пробуют передавать эстафетную палочку в легком беге. Ошибки: палочку надо принимать не глядя, любой поворот головы – потеря времени; передающий должен убедиться, что принимающий палочку взял, только после этого может ее отпустить. Падение палочки – серьезная ошибка. Учитель проводит не менее 3 забегов с эстафетными палочками.)
III. Заключительная часть
(Заканчивают эстафету за 4—5 мин до конца урока. Учитель проводит построение, подводит итоги урока (разбирает технику передачи эстафетной палочки), хвалит учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.
Домашнее задание
Прочитать текст «Освоение техники передачи эстафетной палочки» на с. 133—134 учебника А. П. Матвеева.
Прочитать тексты «Упражнения для улучшения техники низкого и высокого стартов», «Упражнения для улучшения техники бега» на с.84 учебника М. Я. Виленского.
Урок 8. Техника прыжка в длину с разбега (У)
Цели: разучить беговую разминку; повторить технику эстафетного бега с передачей эстафетной палочки; разучить технику прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись».
Формируемые УУД: предметные: иметь углубленные представления о технике эстафетного бега и передачи эстафетной палочки, техники прыжка в длину с разбега; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социально роли обучающего; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общений и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, эстафетные палочки на пару занимающихся, яма для прыжков в длину, грабли для разравнивания песка.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды
(Учитель знакомит учащихся с планом урока.)
2. Разминка
(Выполняется разминочный бег (4 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Проводится новая беговая разминка.)
II. Основная часть
1. Эстафетный бег
(Учитель проверяет домашнее задание.)
– Расскажите о технике передачи эстафетной палочки (уч. М.).
– Расскажите об упражнениях для улучшения техники низкого и высокого стартов, а также для улучшения техники бега (уч. В.).
(Ученики делятся на пары и повторяют технику передачи эстафеты (без эстафетной палочки) на месте и в ходьбе. Затем каждая пара получает эстафетную палочку и повторяет задание добавляя передачу в беге. Каждый ученик должен передать эстафетную палочку на бегу не менее 4 раз.
Ученики повторяют технику передачи эстафетной палочки из левой руки в правую (при перехвате ладонь правой руки обхватывает основание палочки, чтобы оставить верх для обхвата партнеру. Учитель определяет зону передачи, в которой ученики тренируются перекладывать палочку не менее 4 раз.
Учитель делит класс на команды, члены которых распределяются по дистанции вокруг стадиона. Проводится 2 забега. После каждого забега учитель разбирает ошибки, палочки убирают на место.)
2. Прыжок в длину с разбега
Техника выполнения
В этом году мы будем пробовать прыгать с разбега способом «прогнувшись». Отличие от техники выполнения прыжка в 5 классе – фаза полета. На этот раз нужно после взлета маховую ногу отвести к толчковой, таз вывести вперед, руки поднять вверх (через вращение назад), прогнуться в грудном и поясничном отделах. Перед приземлением успеть вывести ноги вперед, а руки активно отвести назад (как будто толкая себя вперед). Надо успеть вовремя прогнуться, чтобы добавить скорости в полете.
(Ученики выполняют прыжок с короткого разбега (4—5 шагов). Учитель обращает внимание на технику прыжка, а не на результат. Затем ученики переходят к выполнению разбега. Первые два прыжка провести только для определения оптимального разбега (каждый ученик подбирает для себя разбег индивидуально), а во время выполнения последующих прыжков большее внимание уделить технике прыжка и полета. Первый и второй прыжок выполнить хорошо известным способом «согнув ноги». )
III. Заключительная часть
(Заканчивают прыгать за 4—5 мин до конца урока. Учитель проводит построение, подводит итоги урока (разбирает основные ошибки), хвалит учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)
Домашнее задание
Прочитать текст «Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись» на с. 141—144 учебника А. П. Матвеева.
Прочитать текст «Прыжки. Прыжок в длину с разбега» с.84, 85 учебника М. Я. Виленского.
Урок 9. Тестирование прыжка в длину с разбега (У)
Цели: повторить беговую разминку, технику прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись», провести тестирование прыжка в длину с разбега.
Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием за счет отслеживания изменения показателей развития основных физических качеств – координации движений и силы; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью беговой разминки; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; приятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, яма для прыжков в длину, грабли для разравнивания песка, тетрадь для записей, ручка.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды
(Учитель знакомит учащихся с планом урока.)
2. Разминка
(Выполняется разминочный бег (4 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Повторяется беговая разминка, разученная на прошлом уроке.)
II. Основная часть
1. Техника прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись»
(Учитель проверяет домашнее задание.)
– Какие подводящие упражнения вы смогли выполнить (уч. М.)? (Ответы учеников.)
Учитель напоминает о необходимости следить за возможными заступами (если прыжок выполнен с заступом, результат не засчитывается. Ученики повторяют технику прыжка в длину с разбега способом «прогнувшись» с 4—5 шагов. Затем выполняют разбег. Учитель разбирает ошибки и закрепляет технику выполнения. Каждый ученик должен прыгнуть не менее 4 раз.)
2. Тестирование по прыжкам в длину с разбега
(У каждого ученика 2—3 попытки (можно прыгать любым способом). Лучший результат записывается. После тестирования можно сравнить, техника каких прыжков оказалась наиболее удачной.)
III. Заключительная часть
(Заканчивают за 4—5 мин до конца урока. Учитель проводит построение, подводит итоги тестирования, хвалит учеников за успехи. Возвращаются в здание школы.)
Домашнее задание
Прочитать текст «Кроссовый бег. Бег по изменяющемуся грунту. Подводящие упражнения для овладения техникой бега укороченным шагом» на с. 136—138 учебника А. П. Матвеева.
Прочитать текст «Бег на длинные дистанции» на с. 82, 83 учебника М. Я. Виленского.
Урок 10. Равномерный бег. Развитие выносливости (У)
Цели: разучить разминку в движении; познакомить с техникой кроссового бега; повторить технику равномерного бега; бега на 1200 м; разучить подвижную игру «Одиннадцатиметровые».
Формируемые УУД: предметные: иметь углубленные представления о технике равномерного бега; владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием за счет отслеживания изменения показателей развития основных физических качеств – выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры «Одиннадцатиметровые»; метапредметные: овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формировать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, не менее 2 футбольных ворот, не менее 2 футбольных мячей.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды
(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока и проверяет домашнее задание.)
– Что вы узнали о беге на длинные дистанции, кроссовом беге (уч. В., уч. М.)? (Примерный ответ. Обычно кроссовый бег выполняется на пересеченной местности, т.е. грунт под ногами может периодически меняться, при этом техника бега должна тоже меняться: если попадается песок, то его надо преодолевать бегом с ускоренным шагом и с постановкой ноги на всю ступню; если попадается болотистая местность или высокая трава, то беговые шаги должны быть короткими, но частыми, ногу надо ставить на всю ступню; если приходится бежать по вспаханному полю, то надо учитывать направление движения (если поперек борозды, то ногу следует ставить на верхний выступ борозды, чтобы не споткнуться, если же вдоль – бежать в глубине, как по специальной дорожке; если надо бежать в гору, то туловище необходимо наклонить вперед, а шаги укоротить, но участить; если приходится бежать с горы, то туловище отклонить немного назад, а длину шагов увеличить.)
2. Разминка
(Выполняется легкий равномерный разминочный бег (4 мин). Ученики должны понимать, что им еще 1200 метров бежать, так что они должны оставить силы на эту дистанцию. После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Выполняется любое разученное перестроение. Учитель поворачивает учеников в нужную сторону для проведения разминки. Проводиться разминка в движении.)
II. Основная часть
1. Бег на 1200 м
(Ученики выстраиваются на стартовой линии. Принимают положение высокого старта. Учитель дает общий старт, и по сигналу начинается бег. Задача: не только пробежать 1200 м, но и правильно распределить свои силы. После бега походить 1 мин.)
2. Подвижная игра «Одиннадцатиметровые»
(Учитель делит класс на команды и проводит игру. Так как урок получился напряженным в плане выносливости, то лучше всего поиграть в игру небольшой подвижности. Чем больше футбольных ворот имеется, тем большее количество групп можно организовать. Лучше играть без вылетания, только считая пропущенные и забитые голы. В случае нарушения правил учитель останавливает игру и разбирает ошибки.)
III. Заключительная часть
(Заканчивают играть за 4—5 мин до конца урока. Учитель проводит построение, подводит итоги урока (разбирает основные ошибки), хвалит учеников за успехи. Отмечает тех, кто правильно бежал и хорошо распределил силы по дистанции. Возвращаются в здание школы.)
Домашнее задание
Прочитать текст «Оценка эффективности занятий физической подготовкой» на с. 43—45 учебника А. П. Матвеева.
Прочитать текст «Самоконтроль» на с. 67—69 учебника М. Я. Виленского.
Урок 11. Равномерный бег. Развитие выносливости (У)
Цели: повторить разминку в движении, технику равномерного бега; провести бег на 1200 м, подвижную игру «Одиннадцатиметровые».
Формируемые УУД: предметные: иметь углубленные представления о технике равномерного бега; владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием за счет отслеживания измерений показателей развития основных физических качеств – выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки в движении и подвижной игры «Одиннадцатиметровые»; метапредметные: овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формировать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения; принятие и освоение социальной роли обучающего; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, не менее 2 футбольных ворот, не менее 2 футбольных мячей.
Ход урока
I. Вводная часть
(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока и проверяет домашнее задание.)
– Расскажите, что вы узнали о самоконтроле при занятиях физическими упражнениями (уч. В.). (Примерный ответ. Свое состояние можно контролировать по субъективным и объективным показателям. Субъективные показатели – самочувствие, сон, аппетит, настроение. Если после занятий эти показатели ухудшаются, значит нагрузка оказалась слишком большой и ее нужно снизить. Самочувствие, аппетит, настроение могут быть хорошими, удовлетворительными или плохими. При самоконтроле сна отмечается его глубина, длительность. Если наблюдаются бессонница, долгое засыпание, беспокойный сон, то это негативные признаки. Желание заниматься оценивается показателями «есть», «слабое», «отсутствует». Работоспособность может быть «высокой», «умеренной», «низкой». Не стоит забывать и о возможных болевых ощущения, причем боли могут быть как в мышцах (особенно при большой нагрузке после долгого перерыва), так и в правом или левом боку, в области сердца, головные боли и т. п. Внешние признаки утомления можно определить по окраске кожи – небольшое, значительное или резкое покраснение или, наоборот, побледнение. Также можно обратить внимание на потливость. Она может быть несильной и только на лице, сильной и на лице, и на туловище, обильная (начинают выступать соли). Дыхание может быть учащенным или ровным, значительно учащенным и резко учащенным. Еще один показатель – движения. По тому, как двигается человек, можно определить, насколько он утомлен. Если движения не нарушены, то нагрузка была легкой, если неуверенные, то значительной, а если же видны нарушения в координации движений, да еще и конечности дрожат, то это значит, что нагрузка была очень большой. Удобнее всего проверять свое самочувствие с помощью измерения пульса. В спокойном состоянии пульс 70—80 уд/мин, если нагрузка легкая, то 100—120 уд/мин, если средняя, то 130—150 уд/мин, а при большой нагрузке пульс учащается до 180 и 200 уд/мин. За 5—10 мин пульс должен вернуться в норму. Если этого не происходит, то значит со здоровьем что-то не так.)
– Расскажите об оценке эффективности занятий физической подготовкой (уч. М.). (Ответы учеников.)
(Повторение. См. урок 10.)
Если занимаемся по учебнику А. П. Матвеева, то разговор идет об оценке эффективности занятий физической подготовкой.
Здесь надо разобрать, что при организации таких занятий надо правильно поставить задачи занятия (например, развитие быстроты с помощью прыжковых упражнений). Определиться с содержанием (лучше использовать ту таблицу, что дана в учебнике). И не забываем о самонаблюдении во время занятий – фиксируются пульс, признаки утомления.
Даем домашнее задание – попробовать составить свой план одного занятия по образцу. Каждый ребенок может сам выбрать, чем он хотел бы заниматься.
II. Основная часть
(Повторение. См. урок 10.)
III. Заключительная часть
(Повторение. См. урок 10.)
Домашнее задание
Составить план занятий физической подготовкой по образцу на с. 44, 45 учебника А. П. Матвеева.
Заполнить дневник самоконтроля по таблице (часть I «Физическое развитие») на с. 70 учебника М. Я. Виленского.
Урок 12. Тестирование бега на 1000 м (У)
Цели: разучить разминку на развитие гибкости; провести тестирование бега на 1000 м3, спортивную игру «Футбол».
Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием за счет отслеживания измерений показателей развития основных физических качеств – выносливости; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на развитие гибкости и спортивной игры «Футбол»; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, не менее 2 футбольных ворот, не менее 2 футбольных мячей.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды
(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока и собирает дневники самонаблюдения для проверки. Это домашнее задание лучше проверить потом, после урока, а то времени ни на что не хватит.)
2. Разминка
(Проводится разминка на развитие гибкости.)
II. Основная часть
1. Тестирование бега на 1000 м
(Перед тем, как проводить тестирование, учитель еще раз обговаривает все правила бега на средние и длинные дистанции. Ученики должны постараться не только показать результат, но и пробежать дистанцию грамотно (распределить силы, знать, когда прибавить, а когда лучше не надо и т.п.). После тестирования учитель проводит сравнительную характеристику результатов, полученных каждым учеником, отмечает динамику.)
2. Спортивная игра «Футбол»
(Учитель делит класс на 2 команды и проводит игру. В случае нарушения правил учитель останавливает игру и разбирает ошибки. Если ученики устали, можно провести подвижные игры «Собачки ногами» или «Одиннадцатиметровые». )
III. Заключительная часть
(Заканчивают играть за 4—5 мин до конца урока. Учитель проводит построение, подводит итоги урока. Отмечает ошибки и успехи. Напоминает ученикам о том, что следующие занятия будут проводиться в спортивном зале. Возвращаются в здание школы.)
Домашнее задание
Подготовить спортивную форму для занятий зале.
Урок 13. Тестирование прыжка в длину с места (З)
Цели: разучить разминку на месте; повторить строевые упражнения: перестроения дроблением и слиянием; провести тестирование прыжка в длину с места, провести подвижную игру «Собачки».
Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своими физическим состоянием, показателями развития основных физических качеств – силы и координации движений; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью разминки на месте и подвижной игры «Собачки»; метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Инвентарь: секундомер, свисток, рулетка (при необходимости), тетрадь для записей, ручка, 2 мяча.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды.
(Учитель проводит построение, знакомит учащихся с планом урока, повторяет правила техники безопасности при проведении занятий в зале, возвращает дневники самонаблюдения (разбирает основные ошибки).)