Великая христианская семья отличается от любого человеческого общества своим единством, хотя внешне это может выглядеть и не так, потому что это единство имеет духовную природу и не имеет ничего общего с организационными вопросами или идеологическими воззрениями, поэтому едины не все те, кто называют себя христианами, а те, которые ими являются. Человеческое общество может на какое-то время объединиться вокруг какой-либо особо харизматической личности, но все равно в таком обществе не достигается полное единство, потому что в любом человеческом обществе отсутствует то главное, что способно объединять людей в одно целое – любовь и вера. Дети Божии, где бы они ни находились, соединены Духом Божиим в одно целое – «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5) – разрушить это единство нельзя, потому что источником его является Бог, Который принял на Себя ответственность за сохранение этого единства (Ин.17:6—26). Действенность же этого единения такова, что жизнь человека, исполненного деятельной любви, находит отклик в сердцах других людей, несмотря на то, что люди могут находиться далеко друг от друга: получается так, что любовь одного, направленная на тех, кто его окружает, оказывает свое влияние далеко за пределами непосредственного общения – жизнь Филимона, подобно светильнику озаряющая тех, кто с ним соприкасался, возбуждает великую радость в сердце Павла, находящегося в Риме и дарует утешение ему и его сотрудникам, и на этом примере мы можем убедиться, что свет любви распространяется гораздо дальше, чем мы могли бы этого ожидать.
В данном Послании речь идет о некогда произошедшем конфликте между Филимоном и его рабом Онисимом, который, возможно, сбежал от своего хозяина, оказался в Риме и каким-то образом оказался в поле зрения Павла, который и обратил Онисима ко Христу. И, конечно же теперь, после обращения Онисима, Павел и находящиеся с ним христиане были обеспокоены тем, что, хотя Онисим и стал другим человеком, конфликт между ним и Филимоном не был погашен, а устранить эту проблему было крайне необходимо, так как оба они теперь были христианами и между ними не должно было существовать ничего, что могло бы оказывать свое негативное влияние на их единство во Христе. Между Филимоном и Онисимом непременно должно было состояться примирение, но никто не знал, как Филимон отнесется к своему рабу, когда тот к нему вернется, тем более, что Филимон ничего не знал об обращении Онисима. Но когда в Рим дошли вести об образе жизни Филимона, о его любви ко всем без исключения братьям во Христе, то это обрадовало и успокоило христиан в Риме, так как за судьбу Онисима можно было уже не беспокоиться и Апостол Павел пишет Филимону Послание (вполне вероятно, что сам Онисим и доставил его Филимону), в котором свидетельствует об обращении Онисима и ходатайствует о нем перед Филимоном.
Любовь Бога есть величайшее из всего того, что Бог дает человеку: именно через Свою любовь Бог предстает перед нами таким, каков Он есть в Своем неизменном отношении к человеку и именно в этой любви только и познается истина, потому что иначе ее познать невозможно. И когда один человек имеет законное право на определенные действия по отношению к другому человеку, перед ним стоит выбор – поступить по праву или по любви, но в такой ситуации может оказаться только тот, кто сам познал любовь по отношению к себе со стороны Бога, потому что незнающие любви всегда поступают по закону. Пользуясь неоспоримым правом, человек не учитывает нужду другого в прощении и, более того, право подразумевает наказание и ничего более. Даже наказание, совершенное по любви, имеет совсем другой результат, чем наказание по праву, потому что право никогда не стремится к исправлению человека, а любовь никогда не стремится к тому, чтобы нанести вред даже виновному – в этом любовь не ошибается никогда; право имеет отношение к закону, а любовь – к благодати.
Апостол Павел, обращаясь к Филимону, имея полное право требовать от него послушания как Апостол Иисуса Христа, почитаемый всеми христианами и как духовный отец самого Филимона, предпочитает апеллировать не к своему авторитету, но хочет решить создавшуюся проблему иначе – узнав, что среди христиан Филимон известен как человек любви и веры, Павел и взывает к этой любви, как к способу не только восстановить взаимоотношения между Филимоном и Онисимом, но и сделать их крепкими – соединить их в одно целое во Христе: «Теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф.2:13—14).
Имея право приказывать, Апостол собственным отношением к Филимону показывает ему пример истинного смирения и любви – пример того, как можно ради любви отказываться от права и нельзя не отметить, насколько нежно и чутко делает это Апостол Павел, стараясь ни в коей мере не принизить чувства собственного достоинства в другом человеке. Филимон мог совершенно справедливо применить по отношению к Онисиму те меры, которые применяются к беглым рабам, но как христианин он не мог не понимать, что Христос принес с Собою совершенно иные принципы межчеловеческих взаимоотношений, убрав все преграды между людьми, устраняя всяческие разногласия и даруя Свой мир: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26—28).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги