Но, с другой стороны, остережемся переоценивать влияние единственного фактора вроде боязни крови. Ведь эта боязнь не сумела упразднить обряды, подобные обрезанию мальчиков или еще более жестокого обрезания девочек (удаление клитора и малых, срамных губ), которые зачастую практикуются у тех же народов, или пресечь отправление какого-то другого церемониала, при котором проливается кровь. Так что не было бы ничего удивительного, если бы она была преодолена при первом совокуплении во благо супруга.
Второе объяснение точно так же пренебрегает сексуальностью, но гораздо дальше углубляется в общие проблемы. Оно ссылается на то, что дикарь – жертва страха перед постоянно подстерегающей его опасностью, что он совершенно неотличим от людей, страдающих неврозом страха, как мы утверждаем в психоаналитическом учении. Эта склонность бояться проявляет себя сильнее всего в ситуациях, которые как-то отличаются от привычных, несут с собой что-то новое, неожиданное, непонятное, тревожащее. Потому-то и возникает принятый вплоть до появившихся позднее религий церемониал, связанный с любым новым почином, с началом каждого временнóго цикла, с появлением первенца человека, животного или первого плода. Опасности, в угрозу которых верит объятый страхом человек, никогда, будучи предчувствуемыми, не выглядят более грозными, чем в начале таящей опасность ситуации, и только тогда целесообразно защищаться от них. По своему значению первое брачное половое сношение определенно требует принятия мер предосторожности. Оба варианта объяснения – из боязни крови и из страха перед всем совершаемым впервые – не противоречат, а скорее усиливают друг друга. Первое сексуальное общение – это, несомненно, рискованное деяние, тем более если в ходе него должна пролиться кровь.
Третье объяснение – его предпочел Кроули – подчеркивает, что табу на лишение девственности входит в большую, охватывающую всю сексуальную жизнь систему. Не только первое совокупление с женой, но и вообще половой акт является табу; можно даже сказать: на женщину в целом наложен запрет. Она запретна не только в особых, вытекающих из ее половой специфики ситуациях с менструациями, беременностью, родами и с послеродовым периодом, даже за их пределами сношение с женой подвержено столь серьезным и многочисленным ограничениям, что у нас есть все основания усомниться в предполагаемой сексуальной свободе дикарей. Верно, что сексуальность первобытных людей в определенных случаях сокрушает любые препоны, но обычно она опутана запретами, пожалуй, сильнее, чем на более высоких ступенях культуры. Как только мужчина собирается предпринять что-то особенное – путешествие, охоту, военные действия, – он обязан воздерживаться от контактов с женщиной, тем более от половых сношений с ней; в противном случае его силы были бы подорваны и его подстерегала бы неудача. Да и в обычаях повседневной жизни явно проступает стремление к разделению полов. Женщины живут вместе с женщинами, мужчины – с мужчинами; семейная жизнь в нашем смысле слова у многих первобытных народов вряд ли имеет место. Это разъединение заходит иной раз так далеко, что один пол не вправе произносить имена лиц другого пола, а женщины формируют язык с особым запасом слов. Сексуальная потребность может опять и опять, снова и снова прорывать эти разделительные барьеры, но у некоторых племен даже свидания супругов должны происходить вне дома и тайно.
Там, где дикарь установил табу, он страшится некой опасности, и нельзя отрицать, что во всех этих предписаниях избегания проявляет себя боязнь женщины в принципе. Возможно, она основана на том, что та представляется иной, чем мужчина, вечно непонятной и полной таинственности, странной и потому недоброжелательной. Мужчина опасается, что, потратив силы на женщину, заразится ее женственностью и в таком случае окажется беспомощным. Усыпляющее, снимающее напряжение воздействие совокупления может служить оправданием этого опасения, а восприятие влияния, которое женщина оказывает с помощью полового общения на мужчину, почитания которого она тем самым добивается, оправдывает распространенность этого страха. Во всем этом нет ничего, что устарело бы, перестало жить среди нас.
У многих наблюдателей жизни нынешних дикарей сложилось впечатление, что их любовные устремления сравнительно слабы и никогда не достигают интенсивности, которую мы привыкли обнаруживать у цивилизованного человечества. Другие оспаривают такую оценку, но в любом случае перечисленные использования табу свидетельствуют о существовании силы, противящейся любви, поскольку она отвергает женщину как чуждую и враждебную.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Крафт-Эбинг Рихард фон (1840–1903) – известный венский психиатр, занимавшийся еще до Фрейда проблемами секса и сексопатологии.
2
Хавелок Эллис Генри (1859–1939) – английский психолог, сексолог и писатель.
3
Здесь и далее цифрами обозначены ссылки на примечания в конце книги.
4
Августин Аврелий (Блаженный) (354–430) – один из Отцов Церкви, виднейший религиозный философ периода патристики.
5
Августин. Исповедь. СПб.: Канон, 1997. С. 217.
6
Сублимация – процесс переключения энергии сексуальных влечений на осуществление культурной деятельности.
7
Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психиатр, психолог, философ. До 1914 г. был ближайшим сподвижником Фрейда, но отошел от него и создал собственную, так называемую аналитическую психологию.
8
Адлер Альфред (1870–1937) – австрийский психопатолог, психолог и социопсихолог, создавший после идейного разрыва с Фрейдом самостоятельное психологическое направление – индивидуальную психологию.
9
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1971. Т. 12: Культурные люди. С. 295.
10
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. С. 518.
11
См.: Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. С. 336.
12
Эдипов комплекс – термин введен Фрейдом и подразумевает древнегреческую легенду о царе Эдипе, который, не зная того, убил своего отца и женился на матери, а узнав истину, ослепил себя. Термин обозначает группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу. В их основе бессознательное сексуальное влечение к матери и ревность к сопернику-отцу, от которого ребенок желает избавиться. Страх наказания со стороны последнего заставляет мальчика преодолеть этот комплекс, но многие его компоненты могут сохраняться в бессознательном.
13
Родительский комплекс – совокупность переживаний ребенком своих отношений с отцом, описываемых Эдиповым комплексом, и с матерью.
14
Зависть к пенису возникает у девочки при обнаружении анатомического различия между полами. Как предполагает Фрейд, из-за этого она чувствует себя ущемленной по сравнению с мальчиком.
15
Krafft-Ebing R. von. Bemerkungen über geschlachtliche Horigkeit und Masochismus (Крафт-Эбинг Р. фон. Заметки о половой зависимости и мазохизм) // Jahrbücher für Psychiatrie. 1892. Bd. X.
16
Crawley. The mystic Rose, a study of primitive marriage (Кроули. Мистическая Роза: изучение первобытного брака). L., 1902; Bartels-Ploβ. Das Weib in der Natur– und Völkerkunde (Бартельс-Плосс. Женщина в естествознании и в этнологии). 1891; различные места в кн.: Frazer. Taboo and the perils of the soul (Фрэзер. Табу и опасения души); Havelock E. Studies in the psychology of sex (Хавелок. Очерки по психологии секса).
17
Crawley. Op. cit. P. 347. «Брачная церемония заключается в прободении плевы неким предназначенным для этого лицом, но не мужем; чаще всего это свойственно низшим ступеням культуры, главным образом в Австралии». (Далее везде перевод примечаний З. Фрейда сделан Р. Ф. Додельцевым.)
18
«Thus in the Dieri and neighbouring triabes it is universal custom when a girl reaches puberty to rupture the hymen». «In the Portland and Glenelg tribes this is done to the bride by an old women; and some times white man are asked for this reason to deflower maidens».
19
«The artificial rupture of the hymen sometimes takes place in infancy, but generelly at puberty… It is often combined as in Australia, with ceremonial act of intercourse».
20
«The hymen is artificially perforated, and then assisting men have access (ceremonial, be it observed) to the girl in a stated order… The act is in two parts, perforation and intercours».
21
«An important preliminary of marriage amongst the Masai is the performance of this operation on the girl. This defloration is performed by the father on the bride amongst on the Sakais, Battsas and Alfoers of Celebes. In the Philippines there were certain man whose profession it was to deflower brides, in case the hymen had not been ruptured in childhood by an old women who was sometimes employed for this. The defloration on the bride was amongst some Escimo tribes entrusted to the angekok, or priest».
22
Фрейд писал статью в годы Первой мировой войны.
23
Касательно других многочисленных вариантов церемонии бракосочетания не вызывает никакого сомнения, что отличным от жениха лицам, например его помощникам и товарищам (шаферам, согласно нашему обычаю), предоставляется полное право сексуально распоряжаться невестой.
24
В этом Фрейд видит корни первобытного анимизма.
25
См.: Тотем и табу. 1913.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги