Саккара – это комплекс гробниц, украшенных великолепно расписанными рельефами, пирамид, стены которых покрыты надписями, и Серапеум.
Начинать осмотр необходимо с центрального сооружения этого священного места – ступенчатой пирамиды фараона Джосера.
Эта каменная лестница позволяла воскресшей душе фараона подняться на небо, где она соединялась с богами.
Имя Джосера, фараона III династии, означает «Священный». Другое его имя, Нечерихет, означало «Божественный плотью».
Текст на цоколе статуи сообщает о должностях, которые занимал Имхотеп, «Тот, кто приходит в мире»: «Визирь царя Нижнего Египта, первый после царя Нижнего Египта, управляющий великого дома, знатный вельможа, верховный жрец Гелиополя, Имхотеп, распорядитель работ, скульптор, творец каменных сосудов».
Имхотеп – одна из уникальных талантливых личностей Старого царства, чье влияние проявилось во многих областях. Он знал особенности функционирования государства, управлял строительством, поставил экономику на службу сакральной архитектуре. Имхотеп был великим мудрецом, архитектором, создавшим самые известные храмы Египта. Греки почитали его, отождествляя с Асклепием. Имхотепу молились об излечении больных и сотворении чудес. Его считали сыном бога Птаха Мемфисского, и он был «известным фараону скульптором, мастером из мастеров по любым видам камней: он оставил воспоминание о себе среди людей и любовь среди богов».
В эпоху Нового царства паломники приходили поклониться пирамиде Джосера. Они говорили, что в ней запечатлено само небо.
Высотой немногим более 60 м, пирамида Джосера образована шестью огромными ступенями и располагается почти в самом центре прямоугольной площадки (555 х 278 м).
Архитектура здесь столь удивительна, что, говоря о ней, неслучайно упоминают об оптических иллюзиях и «кажущихся» сооружениях. Памятники Джосера предназначены не для живых людей, а для ка – «двойника» фараона, который не знает границы смерти. Здесь первичен не внешний, а духовный мир.
Священный комплекс Джосера (приблизительно 15 га) был защищен оградой, в которой в строгом ритме чередовались выступающие части и углубления. Эта стена высотой в 10 м была сложена из известняка.
В ограде – четырнадцать закрытых порталов и лишь один открытый, в юго-восточном углу (№ 1). За ним находится узкий проход с двумя рядами колонн (№ 2). Прежде этот проход, вымощенный каменными плитами, приводил в вестибюль (№ 3), потолок которого, подпираемый восемью колоннами, был ниже, чем свод прохода.
Выглядящие как стебли тростника, тянущиеся к свету, колонны были выкрашены в красный цвет, символизировавший могущество. Здесь совершались обряды очищения.
Выйдя из открытого колонного вестибюля, мы обнаружим с южной стороны большой двор (№ 4), в глубине которого находится ступенчатая пирамида (№ 7).
Стена двора, расположенная напротив входа в пирамиду, украшена фризом с изображениями уреев (№ 5), которые напоминают об очищении огнем. Змеи, изображения которых мы часто видим на лбу фараонов, призваны губить врагов и рассеивать тьму.
Вдоль центральной оси большого двора расположены два придела. Они символизируют южные и северные земли Египта. Фараон совершал ритуальное шествие от одного придела к другому и обратно, обозначая таким образом вступление во владение Обеими Землями, которым он должен был обеспечить благоденствие.
За стеной с уреями находится большая шахта (№ 6), которая ведет к гробнице. В глубине находится склеп и помещение, где фараон Джосер изображен во время совершения ритуальных действий, символизирующих воскрешение. Южная гробница оставалась пустой, так как ее функция состояла в том, чтобы охранять невидимое «тело» фараона, а в северной гробнице покоилась мумия. Это двойное захоронение отражало идею двойного владычества фараона, правителя Нижнего Египта на севере и Верхнего Египта на юге.
Под ступенчатой пирамидой покоится Джосер и его семья. Сложное внутреннее пространство усыпальницы сосредоточено вокруг большой шахты глубиной более 28 м, в которой, как во втулке колеса, была устроена гробница, а вокруг, словно между спицами, находились часовни. В гранитном склепе был найден только фрагмент ноги мумии.
Это подземное царство украшено плитками из голубого фаянса. На них изображен Джосер, совершающий ритуальный бег во время церемонии царского юбилея (хеб-сед) и доказывающий таким образом свою неиссякаемую силу и способность управлять страной.
Две подземные галереи вмещали более 40 тыс. сосудов, ваз, кубков, пиал, блюд, изготовленных из сланца и алебастра. Эта посуда предназначалась для трапезы царского ка и празднеств загробной жизни, в которых принимали участие души праведников. На некоторых из этих предметов выгравированы имена фараонов первых двух династий. Один из глиняных кувшинов красного цвета, возможно, принадлежал Менесу, объединившему Египет.
Справа от пирамиды расположен символический ансамбль (№ 8), к которому относятся Дом Юга (№ 9) и Дом Севера (№ 10). Эта часть комплекса включает также колоннаду, которая ведет к входу в юбилейный (хеб-седный) двор, где проходил ритуал царского обновления.
Чтобы его достичь, надо пройти сквозь некое подобие лабиринта. Проходим перед тремя каннелированными колоннами, затем мимо алтаря прямоугольной формы; затем, направляясь на юг, поворачиваем под прямым углом.
И вот мы на южной стороне двора, который почти по всему периметру окружен маленькими часовнями. Там во время большого праздника царского обновления собирались боги Севера и Юга. В южной части двора находятся помосты с двумя маленькими лестницами: там стояло двойное изваяние фараона, изображенного в образе правителя Нижнего Египта в красной короне и повелителя Верхнего Египта в белой короне. Этим двум ипостасям соответствовали два дома Юга и Севера (№ 9 и 10), расположенные в северной части двора. У фасада Дома Юга было четыре колонны, у фасада Дома Севера – три.
На северной стороне пирамиды перед заупокойным храмом (№ 12) расположено небольшое полностью закрытое строение (сердаб) (№ 11) с двумя круглыми отверстиями. Внутри него находится статуя ка фараона Джосера, который наблюдает за своей страной и созерцает принесенные ему дары.
Лицо фараона строгое и властное, он облачен в ритуальное хеб-седное одеяние. Правая рука, сжатая в кулак, покоится на груди, левая лежит на бедре. Накладная борода украшает подбородок.
Эта статуя является гипсовой копией с оригинала, выставленного в Каирском музее, но ее символическое назначение сохранилось: ка Джосера продолжает наблюдать за Саккарой[25].
9. ГОВОРЯЩИЕ ПИРАМИДЫ САККАРЫ
Ступенчатые пирамиды Джосера и Сехемхета, так же как три пирамиды плато Гиза, считаются немыми, их единственный язык – архитектурный. Нет надписей и на внутренних стенах удивительного памятника южной части Саккары, на мастабе Фараун, которая является усыпальницей фараона Шепсескафа, преемника Микерина. В этой гигантской гробнице с двумя камерами, напоминающими камеры Хефрена и Микерина, нет ни одного иероглифа. Нет надписей и в пирамидах Абусира.
Огюст Мариетт был совершенно убежден в том, что в египетских пирамидах никогда не было никаких надписей. Но в 1880 г. иероглифы, найденные на одном из блоков пирамиды Пепи I молодым и энергичным Г. Масперо[26], заставили Мариетта в конце декабря того же года вновь обследовать развалины пирамиды Меренра. Тогда-то он и совершил невероятное открытие – стены и колонны внутренних помещений в этой царской усыпальнице были покрыты иероглифами! Мариетгумер в январе 1881 г., а Масперо продолжал исследовать пирамиды с текстами: пирамиды Унаса, Пепи II и Тети.
Все тексты, найденные в пирамидах Старого царства, датируются VI династией за исключением текстов пирамиды Унаса[27] (2367-2347 гг. до н. э.), последнего фараона V династии.
Пирамида заговорила текстами таинственных заклинаний. Но Масперо был уверен, что эти тексты намного древнее пирамиды, в которой они начертаны, и восходят к истокам цивилизации фараонов.
Чтобы оценить размах архитектурных сооружений Унаса, нужно выйти из его нижнего храма и медленно подниматься по великолепной мощеной дороге длиной более 700 м, от которой осталось только частично восстановленное плиточное покрытие и несколько рельефов. На них можно увидеть сцену охоты в пустыне, рыбный рынок, процессии, золотых и серебряных дел мастеров за работой, людей, изможденных голодом, корабли, привезшие из Элефантины гранитные колонны для нижнего храма пирамиды Унаса, и установку колонн.
Дорога приводит нас к сильно разрушенному верхнему храму. Много претерпела и пирамида высотой около 40 м. Но сокровища внутри нее остались нетронутыми.
Вход расположен с северной стороны (№ 1). Над входным коридором установлен блок, являющийся частью облицовки величественного сооружения. Масса блока превышает 30 т.
В начале нисходящего коридора (№ 2) находится горизонтальная лестничная площадка и вестибюль (2 х 2 м), где можно сделать остановку. Идти дальше можно только пригнув голову. В проходе мы видим тройную гранитную перемычку. В камере преддверия нашему взору открываются два пути: левый ведет к камере с тремя нишами; правый – в погребальную камеру с саркофагом.
Расположенные в конце горизонтального коридора древние гранитные столбы и стены покрыты иероглифами. И в погребальной камере, пройдя сквозь третий низкий и узкий проход, мы снова видим плиты, выкрашенные в зеленый цвет и покрытые таинственными иероглифами. Иероглифы, саркофаг, черный базальт и свод двери, усыпанный пятиконечными звездами, – все это образует единый уникальный каменный ансамбль. Мы в центре книги жизни. Звезды – место пребывания души фараона, откуда льется свет воскресения.
Вот основные сюжеты этих текстов, написанных иероглифами, которые считались живыми существами, питающими ка: путешествие фараона на небо, совершенствование и преображение духа в загробной жизни и возвращение оттуда в виде света благодаря обретенным познаниям. Зловредные существа в виде скорпионов и змей мешают процессу преображения. Богиня неба Нут дает фараону способность заново возрождаться: «Она вручает главу твою, она соединяет кости твои, она укрепляет члены твои, она приносит сердце в тело твое».
Фараон самыми разными способами достигает неба: он превращается то в курящиеся благовония, то в птицу, то в кузнечика. Взбирается по ступеням лестницы, поднимается по гигантским мастабам, соединяющим небо и землю. Фараон питается магической силой богов, он созерцает мир живых и мир Осириса, прежде чем быть допущенным в круг вечных звезд.
Благодаря раскопкам[28] и восстановительным работам, произведенным Жаном Лекланом, Одраном Лабрусом и Катрин Берже, мы можем восхищаться чудесным миром священных египетских текстов.
Вот план их расположения в Саккаре.
10. МИР, СКРЫТЫЙ В МАСТАБАХ САККАРЫ
Арабское слово мастаба (скамья) используется египтологами для обозначения гробниц вельмож Старого царства. Надземная часть этих сооружений напоминает большую скамью. Ни одна мастаба не похожа на другую, каждая по своему прекрасна. Некоторые мастабы невелики, другие отличаются большими размерами: они могут достигать 40 м в длину, а внутри иметь десятки помещений, как, например, в мастабе Мерерука, где насчитывается тридцать два помещения.
Мастаба всегда разделена на две части. В первой – подземная погребальная камера, где покоилась мумия. После совершения погребальных обрядов, входная шахта, ведущая к телу, замуровывалась. Во второй, наземной части мастабы – одно или несколько помещений, куда имеют право входить живые. Эти помещения символизируют просветленный магический мир, где нет смерти. Внутри этих жилищ вечности обитают вечно молодые «правогласные», то есть умершие, оправданные на загробном суде.
В маленьком закрытом помещении со статуей (сердабе), например в мастабе Ти, статуя воскресшего[29], в которой воплощается ка, смотрит на нас через узкую щель в стене. Это место соприкосновения мира загробного и мира живых. В мастабе Мерерука мы видим, как статуя его ка переступает порог загробного мира и направляется к свету.
Каждая мастаба – место преображенной жизни, и, называя ее только «усыпальницей», невозможно понять, что такое «ложная дверь», ведущая из видимого мира в невидимый, которую может преодолеть только ка. В наши дни, как и в древности, хозяин мастабы требует к себе уважения. Если для него установили стелу в честь богини Маат, значит, он жил согласно законам богини: поступал справедливо, говорил правду, кормил голодных, поил жаждущих, давал лодку тем, у кого ее не было. Произнося имя умершего, рассматривая иероглифы и высеченные в камне изображения, мы отвечаем на его «обращение к живым».
Мастаба – это гробница не одного человека: в жилищах вечности высокопоставленных лиц находится множество изображений членов их семей и слуг. Все домочадцы умершего сопровождают его в вечности. Об одном из таких вельмож написано: «Он укрепил свое доброе имя среди подчиненных, достойно исполняя свое служение».
В Саккаре есть две большие группы мастаб – первая на северо-западе от пирамиды Джосера, вторая на юго-востоке. Наиболее знамениты мастабы Ти (около Серапеума), Птаххотепа, Ахетхотепа и Мерерука, и каждая из них заслуживает отдельного посещения.
Везде мы наблюдаем описание повседневной жизни древних египтян. Как пишет египтолог Франсуа Дома, «повседневная жизнь, даже самая скромная и однообразная, придает бытию глубокий, космический смысл».
На замечательных рельефах, сплошь покрывающих стены гробниц знати, мы видим сцены сева и жатвы, сбора и выжимки винограда, охоты на птиц сетью, знатных дам, вдыхающих аромат цветов лотоса. Видим, как пастухи гонят стадо коров и телят через канал, мясники разделывают туши быков, корабельщики строят лодки, мастера золотых и серебряных дел делают украшения, писцы заносят на свитки папируса тексты или цифры, а камнетесы вытесывают статуи. Эти рельефы служат для нас незаменимым источником информации о многих деталях жизни далекой эпохи, это настоящая энциклопедия повседневной египетской жизни третьего тысячелетия до нашей эры.
Почти во всех мастабах есть множество изображений даров, которыми питается ка умершего. Все, что создано природой, становится приношением для вечного загробного пира.
Изящные жесты, вечная, не приносящая утомления, но неизменно усердная работа, – так в мастабах Саккары воплощено непреходящее благополучие в загробной жизни.
11. СЕРАПЕУМ САККАРЫ. ВЕЧНОСТЬ СВЯЩЕННЫХ БЫКОВ
Около мастабы Ти находится вход в удивительное погребение – Серапеум Мемфиса. В 1850 г. Огюст Мариетт, руководствуясь текстом греческого географа Страбона и некоторыми археологическими данными, отправился на поиски этого исчезнувшего некрополя. Он знал, что в древности в Серапеум вела аллея сфинксов. Какова же была его радость, когда он наконец нашел первого сфинкса. Попутно Мариетт раскопал также «Зал поэтов и философов», собрание статуй эллинистической эпохи, среди которых можно узнать Гомера и Платона.
Но упорному археологу было недостаточно греческих скульптур. Он продолжил раскопки. Наконец появились следы древней ограды, которую надо было расчистить, ведя борьбу с местными чиновниками.
1 ноября 1850 г. Мариетт достиг врат огромного подземелья. Он обнаружил там двадцать восемь ниш, в двадцати четырех из них стояли гигантские пустые саркофаги. В маленьком туннеле были обнаружены двадцать восемь мумий быков Аписов, «великолепные души света» в деревянных саркофагах.
Рядом со священными животными бога Птаха Мемфисского покоился Хаэмуас, сын Рамсеса II, верховный жрец Птаха и любитель древних памятников, который восстановил пирамиду Унаса. Этот удивительный человек решил разделить вечность с быками, земными воплощениями великого бога.
Праздники быка Аписа известны со времен I династии. Но именно в Новом царстве начали хоронить культовых быков, в которых воплощался бог. В середине VII в. до н. э. в Серапеуме были проведены большие работы. И во времена Птолемеев этот некрополь пользовался большой известностью благодаря отождествлению эллинистического бога Сераписа (отсюда и название Серапеум) с Осирисом-Аписом. После смерти каждый бык Апис становился Осирисом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Даты указаны приблизительно. Точные даты устанавливаются лишь для первого тысячелетия до н. э.
2
Гиксосы – племена азиатских кочевников, завоевавших Египет ок. XVII в. до н. э.
3
Народы моря – условное обозначение племен или народов, вторгавшихся в XIII-XII вв. до н. э. в Египет с моря и суши (из Малой Азии).
4
Шампольон Жан Франсуа (1790-1832), французский ученый, основатель египтологии.
5
Мухаммед Али (1769-1849) – вице-король Египта с 1805 г.
6
Небольшое парусное судно.
7
Хапи – добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил.
8
Пер. А. Ахматовой.
9
См.: Favard-Meeks С., Le Temple Behbeit el-Hagara, Hambourg, 1991.
10
Огюст Мариетт (1821-1881), французский археолог, один из крупнейших египтологов XIX столетия.
11
Пьер Монте, известный французский египтолог, посвятивший ряд работ исследованию образа жизни жителей Египта.
12
Жорж Гойон, французский археолог, личный египтолог короля Фарука.
13
Каталог находок Таниса см. в кн.: Tanis, l'or des pharaons. Paris, 1987; Goyon С. La Decouverte des tresors de Tanis. Paris, 1987; Brissaud P., Tanis, in L'Egypte du Delta. Dossiers d’archeologie, 1996, № 213. P. 66-75.
14
Гавань Каира.
15
Цветные фотографии многих упомянутых выше произведений см. в кн.: Saleh M., Sourouzian Н. Catalogue officiel. Musee egyptien du Caire. Mayence, 1987.
16
Полное название этой пирамиды включает в себя имя царя и означает «Прочна красота Пепи». (Прим. ред.)
17
Хуфу – египетская форма имени фараона Хеопса. (Прим. ред.)
18
См. кн.: Zivie-Coche С., Sphinx! Le pere la terreur. Histoire d’une statue. Paris, 1997.
19
Автор искажает факты: в сфинкса стреляли отнюдь не арабы, а солдаты Наполеона. (Прим. ред.)
20
Не следует путать с современным входом для посетителей, проделанным искателями сокровищ.
21
На самом деле это пропорции египетского треугольника.
22
Приблизительные размеры: 214,80 м сторона в основании, 2,2 млн. м3 камней, грани наклонены под углом 53°8', в соответствии с пропорциями священного треугольника.
23
Об ансамбле египетских пирамид см. в кн.: Edwards I.E.S., Les pyramides d’Egypte. Paris, 1967; Lauer J.-P., Le Mystere des pyramides. Paris, 1988; Jacq C., Le Voyage aux pyramides. Paris, 1989; Lehner M., The Complete Pyramids. Londres, 1997; Adam J.-P., Ziegler C, Les Pyramides d’Egypte. Paris, 1999.
24
Придворный титул (Прим. ред.).
25
Остается лишь сожалеть, что подземная часть комплекса никогда не будет открыта для посетителей. См.: Lauer J.-P., Saqqarah, la necropole royale de Memphis. Paris, 1977; Saqqara, aux origines de l’Eigypte pharaonique // Les Dossiers d’archeologie, 1990, №»146-147.
26
Гастон Масперо (1846-1916), французский египтолог. В 1881 основал в Каире французский Институт восточной археологии.
27
Значение пирамиды Унаса так велико, что мы должны посвятить ей несколько слов. В пирамиде Тети, которая своим внутренним устройством напоминает пирамиду Унаса, также есть надписи. С их содержанием можно ознакомиться в книге Jacq С., La Tradition primordiale de l’Egypte ancienne selon les Textes des Pyramides. Paris, 1998.
28
См.: Labwusse A., Les Pyramides de reines. Une nouvelle necropole a Saqqara. Paris, 1999.
29
Оригинал находится в музее Каира, но даже гипсовая копия, установленная здесь в 1937 г., производит сильное впечатление.
Вы ознакомились с фрагментом книги.