В 751 году королем франков стал Пипин по прозванию Короткий. К власти он пришел после свержения Хильдерика III, при котором был майордомом – вторым лицом в государстве. Поскольку, в отличие от Хильдерика, который являлся потомком основателя Франкского государства, Пипин в родстве с королем не состоял, поэтому нуждался в доказательствах законности своей власти.
И тогда зимой 753 года Римский Папа Стефан II отправился на север, чтобы встретиться с могущественным правителем франков. Никогда до этого Папа не обращался к светскому правителю за помощью. В багаже Папы Стефана находился документ огромной важности: это был акт «Дара Константинова», датированный 315 годом. И написан он был самим императором Константином. В этом документе узаконивалось право папы назначать светских правителей в бывшей Западной Римской империи, а также обладать собственной светской властью.
История же, связанная с этим «Даром», поистине невероятная. Император заболел. Языческие священники предложили ему искупаться в фонтане, наполненном теплой кровью младенцев. Серьезно больного императора преследуют жуткие видения. Но он не в силах заставить себя принять кровавую ванну. И вдруг в одну из ночей Константин увидел во сне апостолов Петра и Павла, которые посоветовали императору принять крещение от Папы Сильвестра. Константин подчинился, и выздоровел.
Благодарность Константина за исцеление была невероятной. Он признал, что власть императора только на земле. В то время как власть Папы выше. Возможно, именно поэтому Константин Великий перебрался в Византию, чтобы дать Папе место в Риме. Этим документом император якобы предоставлял Папе и полный контроль над Римом, Италией и провинциями…
Константин I ведёт под уздцы коня, на котором восседает Папа Сильвестр I.
Фреска капеллы Сан-Сильвестро в римском монастыре Санти-Куаттро-Коронати
Документ произвел на короля Пипина сильное впечатление. В 755 году он отправляется на битву с лангобардами, наносит им сокрушительное поражение и заставляет признать власть франков. Папство спасено. Вся земельная собственность возвращена церкви, которая вместе с Римом составила особое государство, в котором Папа являлся не только религиозным, но и светским правителем. Стефан же лично короновал Пипина, обязав франков выбирать королей из числа его потомков. В случае же неповиновения виновные могли быть отлучены от церкви.
Впоследствии «Даром Константина» несколько раз пытались воспользоваться и иерархи Русской православной церкви. Так, ссылками на этот документ обосновывали монастыри свои права на владение землей в «Стоглаве» – сборнике решений Стоглавого собора 1551 года. В свою очередь патриарх Никон использовал «Дар» для защиты от вмешательства светской власти в церковные дела. А со середины XVII века этот эдикт Константина печатался в своде законов и правил Русской церкви.
Но, как выяснилось, эта Константинова грамота оказалась фальшивкой. А раскрылся обман лишь 700 лет спустя, в XV столетии. И сделал это секретарь короля Арагона, Сицилии и Неаполя Альфонса Великодушного Лоренцо Валла. Он был весьма образованным человеком, великолепно владевший классической латынью.
Изучая документы о Константиновом даре, он обнаружил в нем немало несуразиц. Например, Валла выяснил, что передача Константином Великим власти над Западной империей Папе Римскому не упоминается ни в одном из признанных античных источников. Ведь такой эдикт противоречил бы всем законам Римской империи. Главной же нелепицей, которую обнаружил Валла в «Даре Константина», был язык: оказалось, что это была не классическая латынь IV века, а средневековая.
Кроме того, в документе фигурировало слово «beneficium» в значении «земельное пожалование». Но этот термин имел хождение в феодальной Европе, но не во времена Античности. Также своих наместников в то время, то есть в IV века, римский император не мог называть «сатрапами». Упоминается в акте и Константинополь, хотя в то время город еще назывался Византией. И таких неточностей Валла обнаружил довольно много – около сотни.
Опасаясь за свою жизнь, Валла держал свое открытие в тайне. И только после смерти автора, в начале XVI века, его опубликовал немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен. А во второй половине XVI века кардинал Цезарь Бароний в своей многотомной истории Католической церкви признал подложность «Дара Константина», хотя и настаивал на том, что этот факт имел место.
Завершая разговор о «Даре Константина», следует отметить, что большинство современных историков считает, что этот документ был сфабрикован в Ватикане в VIII веке для того, чтобы подтолкнуть Пипина Короткого на военные действия против лангобардов.
Ереси в христианстве
Начиная разговор о ересях, следует, прежде всего, дать определение этому термину. Так вот «ересь» в переводе с греческого языка означает сознательное отклонение от определенного религиозного учения. Ересью также можно назвать инакомыслие, или разномыслие. Кроме того, в иудео-эллинистической культуре, в недрах которой возникло и развивалось христианство, этим понятием обозначались философские или религиозные школы. В частности, так именовались фарисеи и саддукеи.
Что же касается ересей в христианстве – то это, как и в целом любая ересь, отрицание или сомнение в той или иной доктрине христианской веры. При этом необходимо видеть разницу между ересью и отступничеством и расколом. Например, отступничество предполагает практически полный отказ от христианской веры, а раскол – это нарушение единства Церкви.
А вообще в начальный период истории христианства ереси не имели широкого распространения, а ограничивались сравнительно небольшими территориями. Однако начиная с IV столетия некоторые из них усилили свое влияние на значительную часть Римской империи. Подобная ситуация и вынудила Церковь вступить с ними в активную борьбу, которая продолжалась практически постоянно, потому что место одних ересей занимали другие.
Поскольку ереси периодически возникали в недрах христианства, их постоянно изучают историки этой религии. Однако, несмотря на многовековую историю исследований этого явления, по сей день отсутствует не только общепринятая классификации ересей, но и теория их возникновения.
Религия изгоняет Ересь и Ненависть.
Скульптурная группа в алтаре Святого Игнатия церкви Иль-Джезу, Рим
Впрочем, для объяснения этого явления было выдвинуто ряд теорий. Например, согласно одной из них, ереси – это продукт деятельности дьявола. В современном же богословии принято считать, что в период становления христианской церкви ереси появлялись в результате острого конфликта сторонников новой веры и ее противников.
Одновременно, ряд богословов склоняется к версии, что раннее христианство представляло собой мозаику неустоявшихся взглядов и идей, что способствовало появлению и существованию различных ортодоксий.
Чтобы исключить эту фрагментарность, необходим был некий фундамент, состоящий из единых формулировок и ритуалов. И создание этих базисных основ явилось важнейшей проблемой уже первых шагов христианства. А ее стержнем стала борьба с различными толкованиями учения Христа, появившимися практически сразу же после Его распятия. Особенно активно предостерегали христиан от лжеучений в своих посланиях Павел, Иоанн, апостол Петр.
Придерживаясь этой догмы, уже в первые века поместные церкви заявили, что приверженцы новой веры должны принять и христианское учение. Причем только при соблюдении этого условия возможно Крещение…
Чтобы не спровоцировать раскол Церкви, начиная с III века, ереси подвергались осуждению на поместных и вселенских соборах. Более того, с 385 года, еретиков стали приговаривать к смертной казни. Хотя, как считает французский богослов Морис Бевено, в начальный период становления христианства Отцы Церкви были противниками смертной казни за еретические воззрения.
Инициатором же таких наказаний стала светская власть. И произошло это после введения ереси в гражданское право Фессалоникийским эдиктом в 380 году. До этого у Церкви отсутствовали правовые механизмы для борьбы с ересью, поскольку она не имела поддержки со стороны государства.
Этим эдиктом повелевалось, чтобы «неправославные не делали церковных собраний, не учили вере и не рукополагали ни епископов, ни кого-либо другого». Кроме того, еретики ущемлялись в правах и изгонялись из городов и сел. Для них также устанавливались суровые наказания.
И тем не менее именно архиепископом Равенны в X веке был приговорен к смертной казни человек, уличенный в ереси. В то же время к противникам столь жестокого наказания еретиков относят епископа Льежа Вазо (1042–1048), осуждавшего самосуды за инакомыслие.
Но если в первое время казни еретиков имели случайный характер, то к середине XII века стали формироваться процедуры обращения с еретиками. Например, в XIII веке в Кёльне изобличенных в ереси граждан, осуждал светский суд, который чаще всего приговаривал их к смерти на костре.
В целом же вопрос о том, как подавлять инакомыслие, изначально не был решён. И большая часть духовенства была против применения светскими властями смертной казни за еретические воззрения. И даже в наше время, когда накоплен огромный материал по данной теме, вопрос о степени ответственности духовенства за применение смертной казни по отношению к еретикам, остается дискуссионным.
Арианский спор о едином боге
Арианский спор – наиболее известный и, по сути, основной конфликт, потрясший христианскую церковь в IV веке. Начало же этого спора большинство историков христианства относят к 318 году. А его причиной, как считают исследователи истории ранней Церкви, стало столкновение различных точек зрения на главные догматы Церкви александрийского пресвитера Ария и его сторонников, которые не приняли постановлений Первого Никейского собора, и тех, кто эти решения поддержал. Суть же спора заключалась в том, что адепты Ария отрицали догмат Троицы, а придерживались веры в Единого Бога.
Этот конфликт продолжался более пятидесяти лет, с 325 по 381 год, то есть до Первого Константинопольского собора, который окончательно признал арианство ересью. В течение же этого времени произошло немало событий, когда чаша весов в этом богословском споре склонялась то в одну, то в другую сторону.
Так, уже после Никейского собора, в 325 году Арий был отправлен в ссылку в Иллирию – западный регион Балканского полуострова. При этом ему было категорически запрещено возвращаться в Египет. Тем не менее арианство имело в то время значительное влияние на умы верующих. Возможно, именно по этой причине уже в 328 году император Константин изменил ранее принятое решение и разрешил Арию вернуться. Правда, множество других его сторонников, под разными предлогами осужденных на изгнание, милости императора не удостоились.
Что же касается Константина, активно поддержавшего гонения на последователей Ария, то накануне своей смерти в 337 году, он все-таки принял крещение от епископа-арианина. Из этого факта можно сделать вывод, что Константин таким образом показал, что поддерживает арианство.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в годы правления сына Константина – императора Констанция II (337–361), арианство нашло государственную поддержку. Дело в том, что в этот период религия стала орудием политической борьбы, поскольку управлявший Западной частью Римской империи брат Констанция – Констант (337–350) поддерживал «никейцев».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги