Книга Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни
Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни

Свислочь (Могилевская область) и евреи

История, холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2021


ISBN 978-5-0053-9089-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

«Место слияния Свислочи и Березины. Свислочь – справа снизу, а Березина – где на лодке плывут)». Источник: https://strada.by/story/razvaliny-v-poselke-svisloc


Поселок Свислочь – одно из интереснейших мест в Беларуси, где в прошлом  большую долю населения составляли евреи.

В книге приведены общие сведения о Свислочи, пересказано о ее общей и еврейской истории, о холокосте и известных евреях, а также о достопримечательностях.

I Свислочь: представление и основные сведения

Свислочь. Источник: https://strada.by/story/razvaliny-v-poselke-svisloc

1.1 Представление. География

Представление

Свислочь (па-беларуску Свіслач) является беларуским агрогородком (поселком или деревней), располагающемся в Осиповичском р-не Могилевской области, административным центром Свислочского сельсовета.

Поскольку рассматриваемый населенный пункт расположен на берегу реки Свислочь, то и название у него соответствующее.

Доктор Леонид Смиловицкий по поводу происхождения названия рассматриваемого населенного пункта сделал предположение [4]:

«Основа названия Свислочи происходит, вероятно, от слов – влага, болото, разлив, которые можно проследить в названиях других рек республики – Ислочь, Вить, Повитье, Вислица».

Если говорить об улицах агрогородка, то она всего одна – называется Замковой.

География

«Свислочь (Свiслач, Svicloch, Świsłocz) – бывшее еврейское местечко, а ныне деревня в Осиповичском районе Могилевской области, при впадении реки Свислочь в Березину, центр сельского Совета, 34 км на северо-запад от Осиповичей и 150 км от Могилева, 5 км от железнодорожной станции Елизово». (Доктор Леонид Смиловицкий, «По следам еврейских кладбищ Беларуси. Свислочь» [4])


Источник: https://okd.by/okna-pvh-mogilyovskaya-oblast/


География [1]:

Расположение: на востоке Осиповичского района у места впадения в Березину её притока – Свислочи, от которого получила своё название.


Деревня Свислочь, Осиповичский район, могилевская область, Беларусь

PlanetaBelarus  Источник:  https://www.youtube.com/watch?v=gTCJIQ47MA8

1.2 Историко-культурные ценности. Экономика

Историко-культурные ценности

Историко-культурные ценности [1]:

«Внесены в «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь»:

Крупнейший археологический памятник – Замчище.

Свято-Никольский храм, расположенный на улице Замковой.

Бывший дом семьи Яцко.

Братская могила»

Экономика

Экономика [1]:

«В настоящее время на территории Свислочского сельсовета расположены СПК «Колхоз «Восход»» и «Колхоз «Березина»», ДУП «Детский санаторий «Свислочь»».

О детском санаторий Свислочь написано на сайте санатория [2]:


Детский санаторий Свислочь. Источник: https://olympic-travel.by/booking/sanatoriums/detskiy_sanatoriy_svisloch/


«Детский санаторий Свислочь расположен на территории Осиповичского района Могилевской области. Санаторий находится в 300 метрах от реки Свислочь и в 1 километре от реки Березина, в окружении смешанного леса. В санатории одновременно могут проходить оздоровление до 250 детей с заболеваниями органов пищеварения, органов дыхания и системы кровообращения. Детский санаторий состоит из двух спальных корпусов, административного, лечебного и школьного корпуса. Столовая располагается в здании лечебного корпуса. Медицинская база здравницы представлена всеми необходимыми для оказания эффективного лечения кабинетами, среди которых – струевой душ, душ-массаж подводный, стоматология, лечебная физкультура, лечебные ванны, ингаляции и многое другое. В здравнице широко применяется грязелечение с использованием грязей озера Судобль Смолевичского района Минской области. Для проведения активного отдыха детей на открытом воздухе для них оборудованы игровые и спортивные площадки. В учебное время в школьном корпусе здравницы организован учебный процесс. В здравнице организуются познавательные экскурсии по Республике Беларусь, а также посещение музеев, проводятся конкурсы, дискотеки, викторины, концертные программы, работают кинозал и библиотека».

1.3 Туризм. Известные жители и уроженцы

Туризм

Туризм [1]:

«В Осиповичах существует экскурсионный туристический маршрут: деревня Вязье – деревня Свислочь – рабочий посёлок Елизово.»

Известные жители и уроженцы


Протоиерей Стефан Кучинский – праведник народов мира. Источник: http://www.bobreparhiya.by//public/протоиерей-стефан-кучинский-праведн/


Известные жители и уроженцы [1]:

«Кунцевич, Анатолий Демьянович – академик Российской академии наук

Левин, Шмария Хаимович – доктор философии, сионистский деятель и еврейский писатель

Ништ, Михаил Иванович – доктор технических наук, генерал-майор авиации

Стефан Кучинский (1875 – 03.05.1955) – удостоен звания Праведника народов мира за спасение евреев во время Холокоста».

II История Свислочи (общая)

Клеванец Ю. Пра паходжанне муроў на Свіслацкім замку // Краязнаўчая газета. №48, 2015. Источник: https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Śvisłač._Сьвіслач_(1900).jpg

«Сегодня трудно представить себе, что агрогородок Свислочь является одним из самых древних населенных пунктов на территории Беларуси. В XII – XIV веках он даже был столицей удельного княжества. О тех временах напоминает лишь внушительных размеров замчище в Свилочи, расположенное на ее юго-восточной окраине. Сегодня оно является важным археологическим памятником времен Средневековья». [3]

2.1 Ранняя история. Шестнадцатое-восемнадцатое столетия

Ранняя история

Свислочь – одно из древнейших поселений на землях Беларуси.

Основание местечка произошло в одиннадцатом -двенадцатом столетии. На месте, где было городище во времена Полоцкого княжества, имело место возникновение поселения замкового типа.

В четырнадцатом столетии состоялось внесение Свислочи в «Список русских городов дальних и ближних».


«Цветная карта Епархий Русской церкви в 14-ом веке, составленная по знаменитому Списку городов русских». Источник: https://awrus7.livejournal.com/tag/Список%20городов%20русских


Средневековая Свислочь представляла собой имущество Великого князя Литовского, находившееся под управлением наместника.


Шестнадцатое-восемнадцатое столетия


В период шестнадцатого-восемнадцатого столетий имело место вхождение местечка Речицкого повета Минского воеводства в состав Речи Посполитой.

Год 1540-й. Это был год, когда в Статусе Свислочской волости было обеспечено детальное разъяснение всех обязанностей и прав населявших ее людей.


Радзивиллы, Несвижские короли Источник: https://zen.yandex.by/media/welcome_belarus/brestskaia-bibliia-ili-kak-belarus-chut-ne-stala-shveicariei-5e21a2e01febd400af65862a


Период семнадцатого столетия. Это было время, когда владельцами Свислочи являлись несвижские магнаты Радзивиллы. Это была эпоха, когда Свислочь рассматривалась в качестве центра высокой духовной значимости.

Территория, простиравшаяся в пределах одного километра, являлась территорией культовых строений различных конфессий: здесь располагались православные церкви – Свято-Никольская и Свято-Успенская, были еврейские синагоги и католический костел Распятого Христа.

Год 1793-й. С данного времени Свислочь являлась составной частью Российской империи,

2.2 Девятнадцатое- двадцатое столетия

Источник: http://wiki-org.ru/wiki/Свислочь_(Могилёвская_область)


Девятнадцатое столетие

В период девятнадцатого столетия (с 1801-го года) – начала столетия двадцатого Свислочь относилась к Бобруйскому уезду Минской губернии.

Период девятнадцатого столетия. Для Свислочи этот период был периодом ее высокой значимости как центра, где два раза в год ежегодно затевалось проведение крупных ярмарок.

Год 1848-й. Это был год открытия в Свислочи школы.

Год 1868-й. Это был год открытия в Свислочи церковной школы.

В произведении Е.Н.Станиславчика «Немногое не забыто» написано следующее [11]:

«В Свислочи в 1868г. в дополнение к панской школе появилась церковная, действовала школа и при синагоге».

Год 1895-й. Это был год начала функционирования почтовой станции.

Двадцатое столетие


Период 1924-го – 1931-го г. г. В данном временном периоде Свислочь являлась районным центром, где происходило функционирование различных предприятий. Прежде всего, следует отметить предприятия высокой значимости – это были предприятия, специализировавшиеся на деревопереработке и сплаве леса.


Сплав леса. Источник: https://people.onliner.by/2017/04/22/rotshildy

III Свислочь еврейская

Любительский рисунок Павла Павловича Дрозда до 1939 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874&cpage=1


Евреи начали селиться в Свислочи в 17 веке.

3.1 Восемнадцатые столетие

Восемнадцатые столетие

Свислочь во времена эпохи Речи Посполитой являлась местечком Минского воеводства, Речицкого повета.

В 30-х годах восемнадцатого столетия свислочский кагал и кагал в Мстибогове вели между собой нешуточную борьбу. Мстибоговскому кагалу хотелось добиться подчинения своей юрисдикции ряда располагавшихся в близости от Свислочи корчем.

Евреями Свислочи была подготовлена жалоба, направленная Брестскому кагалу, которая Брестским кагалом была рассмотрена. И было вынесено решение в пользу кагала Свислочи. Брестским кагалом было решено, что содержателям упомянутых корчем положено обеспечивать внесение всех повинностей в кагал Свислочи. Более того, Брестский кагал постановил, что свислочским евреям целесообразно избрание своего, отдельного раввина. Также Брестский кагал кагал постановил, что в Свислочи следует иметь свой суд. Это способно было избавить свислочских евреев от зависимости от мстибоговского кагала.

Год 1717-й. В данном году еврейским кагалом производилась уплата налога в размере двухсот злотых.

Год 1766-й. В этом году проживавших в местечке евреев насчитывалось 107.

Год 1793-й. Свислочь – составная часть Российской империи


Девятнадцатое столетие


Год 1801-й. Свислочь находилась в данное время в Бобруйском уезде Минской губернии.

Два раза в год ежегодно в местечке имело место проведение крупных ярмарок с непременным участием евреев.

Год 1848-й. В этом году проживавших в местечке людей насчитывалось 1000. Большая часть из них была еврейской.

Свислочские евреи занимались торговлей такими товарами, как соль, зерно, железо, сельдь, лес и др. Они сплавляли лес и иные товары с р. Березины (ее низовья) и после доставляли их по отдаленным окрестностям.

В Свислочи евреи занимались рыболовством, земледелием и бортничеством, а также изготовлением в специальных мастерских легких лодок.

Были станции – телеграфная и почтовая. Имелся полицейский участок для шести волостей (гмин): Свислочь, Городок, Замошье, Басевичи, Горбацевичи, Житин.

В окружавшие Свислочь лесах водилось немало дичи, было много лугов. И наблюдалось разнообразие почв. В основном почвы были известняковые, заглиненные и песчаные. Поблизости же от рек Свислочи и Березины почвы были зачастую отборными, иловыми, луговыми, окультуренными и распаханными под нивы. Лугов было предостаточно.

В Свислочи производились смолы и скипидар.

Год 1850-й. В данном году свислочские евреи-портные в количестве шестидесяти пяти человек добились разрешения на открытие своего профессионального цеха.

В произведении Е.Н.Станиславчика «Немногое не забыто» написано следующее [11]:

«В Свислочи в 1868г. в дополнение к панской школе появилась церковная, действовала школа и при синагоге».

Год 1870-й. В этом году в Свислочи наблюдалось функционирование синагоги и ряда молитвенных домов, была иешива и работал ряд хедеров.

Период 1866-го – 1875 годов. В этом периоде в Свислочи раввином был Зеев-Вольф Турбович (1846—?), после него должность раввина занимал Йосеф Кукес (1841, Кейданов —?).

1880-е годы. Это было время, когда раввином являлся Мордехай Альперт (1855—?).

Год 1890-й. В этом году проживавших в местечке евреев насчитывалось 1 420, они были, по сути, большинством населения.

Год 1897-й. В данном году проживавших в местечке евреев насчитывалось 1 120, их доля в общей численности населения (равнявшейся 1 787 чел.) составляла 62,6 процента. Хотя, возможно, численность евреев в этом году равнялась 1720 [21]. Тогда их доля в общей численности населения Свислочи равнялась 96,25 процента.


Двадцатое столетие (до 2-й мировой войны)


«Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874


Год 1910-й. В данном году осуществлялась работа частного еврейского училища.

Год 1912-й. Это было время открытия еврейского ссудо-сберегательного товарищества, как общества взаимопомощи.

Год 1913-й. В данном году собственниками бакалейно-мануфактурной лавки и единственной в Свислочи аптеки являлись именно евреи.

Год 1923-й. Евреи в местечке в данное время проживали в количестве 831 чел.

Год 1926-й. В это время в Свислочи евреев насчитывалось 742. Их доля в общей численности населения местечка равнялась сорока одному проценту.

Свислочские евреи в своем большинстве либо занимались некрупной торговлей или ремеслами, либо были задействованы в лесной промышленности, либо посвящали себя работе в сельском хозяйстве.

В 1930-е годы, когда была ограничена частная торговля, бывшим купцам пришлось искать другие занятия. В те годы из Свислочи уехало большое количество евреев.

В 1920-1930-е годы в местечке действовала идишская начальная школа.

Период с 1924-го года по год 1931-й Свислочь являлась районным центром, где имело место функционирование различных по профилю предприятий. Из них самые значительные ориентировались на деревопереработку и лесосплав.

Период с 1924-го года по год 1939-й. Это время было временем начала эмиграции евреев, они уезжали, главным образном, в Палестину, Канаду и Соединенные Штаты Америки.

О евреях Свислочи можно сказать, что до войны это были большей частью обычные труженики – школьные учителя, сапожники, стекольщики, кузнецы, жестянщики и др. Они не забывали о своих еврейских традициях и праздниках, организовывали похороны по еврейским канонам.

Пристань всегда была оживленной [4]:

«Пароходы „Янка Купала“ и „КИМ“ (Коммунистический Интернационал Молодежи) перевозили пассажиров, а грузовой пароход „Рудин“ буксировал баржи. Обслуживала пристань семья Натана Рабкина. Кузнецы Рувим и Мойше Дроны всегда были завалены работой. Берл и Авремл Крумеры пользовались репутацией прекрасных сапожников (Свидетельство Израиля Авсиеевича. См.: „Война известная и неизвестная…“ Сост. Н. Л. Цыганок. Минск: БГАТУ, 2012 г., с. 304, 308)».


«Учащиеся 6-го класса советской школы на идиш в Свислочи. Фото 1936 г.» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874


Доктор Леонид Льво́вич Смиловицкий о евреях Свислочи при советах написал следующее [4]:


Фото доктора Леонида Льво́вича Смиловицкого, известного ученого, исследователя холокоста в Беларуси. 1 августа 2019 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874


«Поскольку советская власть индивидуальную трудовую деятельность фактически запретила, то появились артели по пошиву одежды и обуви, открылись пункты по приему птицы и яиц, шкур и пушнины. Сплав. участком руководил Мойше-Йоше Липский, которого потом избрали главой сельского Совета, а председателем промышленной артели – Лучник Борух Лейбович. Однако жили все равно бедно, наличных денег не хватало. За сданную продукцию расплачивались хозяйственным инвентарем, кухонную утварью и другими промышленными изделиями. Магазины и ларьки располагались на широкой центральной улице, разделенной бульваром, что тянулся от базарной площади до костела. На этой же улице размещалась синагога с витражами в виде шестиконечных звезд, рядом – пожарное депо. На Замковой горе, в двух каменных зданиях, располагались пекарня и клуб. Школа помещалась в двух деревянных постройках – еврейская и белорусская. Многие жители свободно общались на трех языках – русском, белорусском и идиш».

И далее доктор Леонид Смиловицкий написал о нелюбви советской власти к иудейским верующим [4]:



«Иудейские верующие испытывали на себе нелюбовь советской власти, хотя советское законодательство и осуждало на словах кощунственное отношение к чувствам верующих любой конфессии. Тем не менее, проводились показательные общественные суды над раввинами 1929 г., антипасхальные мероприятия, закрытие синагог. О том, как это происходило в Свислочи, Наровле, Озаричах в 1929—1930 гг., можно прочитать в книгах, которые издавал „Союз безбожников“ (В. А. Мащенко. Происхождение и классовая сущность еврейской пасхи. Москва: „Московский рабочий“, 1931 г., с. 21—22; М. И. Шахнович. Кому служит религия Израиля? Ленинград: „Прибой“, 1930 г., с. 40—44 и др.). Из синагог забирали предметы культа и другие ценности под предлогом поиска средств на индустриализацию. В 1930 г. у верующих Петрикова реквизировали 120 серебряных подсвечников, в Бобруйске – более 200. Подобные случаи имели место в Минске, Гомеле, Слуцке, Крупках, Узде, Свислочи и других городах и городках БССР (А. Киржниц. Трудящиеся евреи в борьбе с религией. Москва: „Безбожник“, 1931 г., с. 32—34). Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)».

Перед войной в Свислочи проживало всего более 1000 человек. Среди них евреев насчитывалось шестьсот-семьсот чел.

3.3 Вторая мировая война. О послевоенном времени

Вторая мировая война

Война началась 22 июня 1941-го г. Об этом дне и последующих днях написал доктор Леонид Смиловицкий [4]:


«Аба Айзикович Литвин, председатель сельского Совета Свислочи (1913—1941 гг.)» Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

«День 22 июня 1941 г. перевернул все. О войне услышали от Абы Литвина, который жил в Свислочи около базара и имел радиоприемник. Новость ошеломила. Люди всполошились. Некоторые успокаивали, мол, где Германия, а где мы! Но уже 26 июня Свислочь бомбили, а 28 июня бомбардировка повторилась еще большей силой. Немцы вступили в местечко 29 июня 1941 г. Это были передовые армейские части, которые евреев не трогали. Циля Рубинчик вспоминает, что немецкую полевую кухню поставили у них во дворе. Солдаты угощали детей мясным супом, копченым салом и шоколадками. (А. Баршай „Циля Рубинчик – легенда и быль“. Заметки по еврейской истории №3 (162), март 2013 г.)».

Дальше был холокост и уничтожение евреев Свислочи. Об этом отдельно.

О послевоенном времени

«Немногочисленные евреи, оставшиеся после войны в Свислочи, не в силах были что-то сделать. Жизнь при советской власти приучила помалкивать. Кого убили немцы во время войны, кто уехал, кто предпочитал не замечать. Власти остаются безучастны. Другие стандарты, другая мораль, другая ответственность. Не мое и не наше. И невдомек, что это наша общая утрата, обезличивание истории малой родины одинаково чревата последствиями для евреев и белорусов» (Леонид Смиловицкий [4])

О послевоенном времени доктор Леонид Смиловицкий написал следующее [4]:


Нина Леонидовна Сакова и Семен Мейлахович Зельцер. Фото Леонида Смиловицкого, Свислочь 1 августа 2019 г. Источник: https://club.berkovich-zametki.com/?p=51874

«После войны в Свислочь вернулись Меира Баршая, его мать Этя Элентух, его жена Хана, их дети Лева и Миша, Семен Баршай (брат Меира), стал заведующим кафедрой в лесотехническом институте в Минске, Петр Фаевич, Баршай работал директором школы в Свислочи, Мейлах (Михаил) Рувимович Зельцер заготавливал вторсырье, на разных должностях работали Зяма Гиршик и Люба – его дочь, Моисей Шмулик, Эля Зельцер, Дубинский, Бэла Полещук, Симха Фельдман и немногие другие.

О еврейской жизни в Свислочи после войны речи не велось. Традиции не соблюдали, миньяна не собирали, на идиш не говорили и детей ему не учили, обрезания не делали. Национальности своей стеснялись, считалось, что гордиться нечем, от пятой графы в паспорте одни неприятности. Евреи слышали в свой адрес, что немцы в годы войны «всех» убивали, и поэтому незачем «своих» выделять. Кругом (в газетах, по радио, в учебниках, школе и вузе, книгах, кино) твердили о приоритете интернационального воспитания – родина одна на всех. В 1972 г. композитор Давид Тухманов на стихи Владимира Харитонова сочинил даже песню «Мой адрес не дом и не улица – мой адрес Советский Союз». Главное, чтобы человек был хорошим – отзывчивым, исполнительным, скромным, работящим, бесконфликтным. Причем тут национальность? Только некоторые еще отдавали дань традиции. По словам Семена Зельцера, его отец Мейлах, записавшийся на фронте Михаилом, на Песах привозил курицу и мацу из Бобруйска и варил суп. Но делал это тихо, без «рекламы», в семейном кругу. Евреи были обречены на ассимиляцию, и советская власть уже считала, что добилась в этом отношении своей цели. Сам Семен Зельцер в 1972 г. после женитьбы перешел на фамилию своей супруги и стал Рубцовым Семеном Михайловичем, чтобы у его детей не спрашивали, почему они Зельцеры, а записаны белорусами (Архив автора. Запись беседы с Семеном Зельцером в Свислочи 1 августа 2019 г.).»

3.4 Синагога и еврейское кладбище в Свислочи

Синагога в Свислочи

О синагоге в Свислочи написано в статье Александра Баршая «Обыкновенный холокост». О ней рассказал местный житель Забавский Георгий Тимофеевич [8]:

«Синагога была в обычном доме, бревенчатом, одноэтажном, только уже потемневшим, старым. Почему помню, потому что к улице была веранда, мы залазили на крышу и могли видеть, как старики там молятся. Где молились женщины, я не помню, но, по крайней мере, на похоронах были и мужчины и женщины. Молились ли вместе или отдельно, у меня представления об этом нет. Молилось около сорока человек. Внутри я ни разу не был. До самой войны она была только синагогой. Сгорела в 1944 году во время боев. Немцы при отступлении сожгли и тот мост, где расстреливали евреев».