Книга Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Владимирович Спаткай
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма
Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма

Флаги и гербы всех стран

Книга 2. Израиль – Мьянма


Леонид Владимирович Спаткай

© Леонид Владимирович Спаткай, 2022


ISBN 978-5-0059-3726-1 (т. 2)

ISBN 978-5-0059-3648-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Израиль



Государство Израиль – парламентская республика.

Площадь: 21 671 км2.

Столица: Иерусалим.

Государственный язык: иврит (новоеврейский).

Глава государства – президент, высший орган законодательной власти – кнессет (однопалатный парламент), высший орган исполнительной власти – правительство.

Административное деление: шесть округов (дистриктов или мехозов).


Примерно в 2500 г. до н.э. территорию Израиля заселили семитские племена аморитов, затем Саргон Древний, царь Аккады (2441—2358 гг. до н.э.), основал здесь первое семитское царство.

В 2000—1795 гг. до н.э. сюда пришли семитские племена ханаанеев и племя иудеев библейского праотца Авраама. В 1717—1580 гг. до н.э. племена гиксосов, родственные ханаанеям, завоевали Палестину и Египет. По Библии, в это время потомки Авраама переселились в Египет.

В 1480 г. до н.э. египтяне под командованием фараона Тутмоса III одержали победу над ханаанеями и Палестина стала египетской провинцией.

Около 1300 г. до н.э. в Палестину переселились семитские арамейцы. В 1300 г. до н.э. произошел исход евреев из Египта, ведомых пророком Моисеем. Около 1200 до н.э. на территорию Палестины пришли народы с побережья Эгейского моря, которые в Библии называются филистимлянами.

В 922 г. до н.э. еврейское государство распалось на Израиль (на севере) и Иудею (на юге). В 745—727 гг. до н. э. Ассирия опустошила Израиль и обложила данью Иудею, а в 722 г. до н. э. Израильское царство было ликвидировано. В 639—609 гг. до н.э. халдеи, победив Ассирию, завоевали Палестину, ликвидировав в 586 г. до н. э. Иудейское царство.

В 332 г. до н. э. Иерусалим был захвачен войсками Александра Македонского, а в 63 г. до н.э. – римскими войсками под командованием Помпея и в 35 г. стал римской колонией.

В 324—638 гг. территория Израиля в составе Византийской империи, в 614—629 гг. – Персии, а в 639 г. захвачена арабами.

В 1099 г. Иерусалим взят крестоносцами, в 1187 г. – войсками египетского султана Сал-ад-Дина (Салах-эд-Дина), в 1229 г. – снова крестоносцами, в 1250 г. – мамлюками, в 1517 г. – турками.

В 1917 г. в Иерусалим вступили английские войска под командованием генерала Алленби и Израиль стал британской подмандатной территорией.

Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 г., но уже 15 мая 1948 г. в страну вторглись арабские войска – началась война за независимость (1948—1949). Затем последовала череда арабо-израильских войн: 1956 г. – Синайская против Египта, 1967 г. – Шестидневная война, 1968—1971 гг. – война «на истощение», 1973 г. – война Судного дня.

В 1978 г. был подписан мирный договор с Египтом.

В 1992 г. начались мирные переговоры между палестинцами и Израилем. В 1993 г. в Вашингтоне были подписаны документы о взаимном признании Израиля и Организации освобождения Палестины. В 1994 г. в Каире было подписано «Соглашения о введении палестинского самоуправления в Газе и Иерихоне».


Флаг

После провозглашения независимости, 21 мая 1948 г. были учреждены военно-морской флаг и флаг торгового флота Израиля.

Государственный флаг Израиля был официально учрежден только 12 ноября 1948 г. Он представляет собой белое полотнище (пропорции 173: 250) с изображением синей звезды Давида в центре, а сверху и снизу флага, на некотором расстоянии от его краев, две синие горизонтальные полосы. Пропорции полос флага (белой, синей, белой, синей, белой) 14: 30: 85: 30: 14.



История создания этого флага такова. В 1895 г. Теодор (Биньямин Зеэв) Герцль, основатель Сионистской организации, предложил флаг будущего государства Израиль: белое полотнище с семью золотыми звездами. Белый цвет должен был символизировать новую чистую жизнь, а семь звезд – семичасовой рабочий день.

В своей книге «Еврейское государство» Герцль писал: «У нас знамени нет. Но оно нам необходимо.…

Я себе представляю белый флаг с семью золотыми звездами. Белое поле обозначает новую, чистую жизнь, звезды – семь золотых часов нашего рабочего дня. Ибо евреи идут в новую страну под знаменем работы».1

В 1897 г. в Базеле состоялся Сионистский конгресс, созванный по инициативе Теодора Герцля и Макса Нордау. Изготовить еврейский национальный флаг Герцль поручил своему помощнику Давиду Вольфсону. Но Вольфсон никак не мог выбрать форму флага, который нужно было подготовить к открытию конгресса.

Позднее он вспоминал: «По распоряжению нашего руководителя Герцля я приехал в Базель подготовить все необходимое для открытия Первого конгресса. Среди вопросов, которые мне предстояло решить, был один не слишком трудный, но и отнюдь не легкий, так как он затрагивал серьезную еврейскую проблему. Каким флагом украсить зал заседаний? Каких он должен быть цветов? Вопрос меня сильно озадачил. Но вдруг меня осенило: какой у нас флаг! Бело-голубой талит, в который мы облачаемся во время молитвы, станет нашим флагом. Мы вынем талит из футляра, в котором храним его, и покажем Израилю и миру. И я заказал бело-голубое знамя с Маген Давидом на нем. Так родился наш национальный флаг».



Конгресс утвердил этот флаг флагом сионистского движения, хотя впервые такой флаг был поднят в Бостоне еще 21 июля 1891 г.

В 1944 г. У. Черчилль утвердил такой флаг для Еврейской бригады, сформированной в Палестине и ставшей одним из соединений британской армии.

Известны и другие флаги Израиля, история которых насчитывает тысячи лет. Так, «Еврейская энциклопедия» и «Библейская энциклопедия» сообщают о символах колен (родов) Израилевых: колено Рувима имело красный флаг с мандариновым яблоком; Симеона – желтый с изображением города Сихем; Леви – трехцветный полосатый бело-черно-красный с изображением «Урим ве-Тумми»; Иегуды – небесного цвета со львом; Иссахара – темно-синий с солнцем и луной; Завулона – белый с кораблем; Дана – голубой со змеей; Нафтали – цвета «белого вина» с ланью; Гада – серый с изображением военного лагеря; Ашера – цвета хризолита с оливковым деревом; Иосифа – черный, разделенный на две половины (для Эфраима – телец, для Манассе – единорог); Вениамина – пестрый флаг из смеси всех приведенных цветов с изображением волка.

В Библии знамена упоминаются неоднократно после исхода евреев из Египта: «Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем»; «Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своем и каждый при своем знамени, по ополчениям своим; … так становились станами при знаменах своих и так шли по племенам своим, по семействам своим».

В еврейских источниках нет особых упоминаний о знаменах или других отличительных символах после вступления сынов Израилевых в Землю Обетованную. Только римский консул Маркус в своей книге «Иудейские племена» привел слова очевидца обряда во Втором Храме в Судный день: «Все жители Иерусалима прошли перед первосвященником с зажженными факелами из белого воска в руках. Все были в белых одеждах, все окна были украшены вышитыми полотнищами и ярко освещены». Не исключено, что «вышитые полотнища» и были еврейскими знаменами.

Еврейские знамена упоминаются и в одном из Кумранских свитков: «В день помазания царя надлежит сделать так: устроить военный парад всех израильтян в возрасте от 20 лет до 60 со знаменами всех городов Израиля».

Согласно древним источникам, знамена из белого шелка, на которых золотом и серебром вышиты тетраграмматон (четыре буквы имени Божьего) и Десять Заповедей, были у Давида Харейвени – еврейского путешественника, одного из энтузиастов мессианского движения в первой половине XVI в., предложившего папе римскому Клименту VII заключить союз между христианскими странами и десятью еврейскими племенами для совместной войны против мусульман.

В позднем средневековье известны случаи, когда еврейской общине или лично еврею даровалось право иметь свой флаг. Так, в 1354 г. император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестилучевой звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). Здесь же в 1592 г. Мордехаю Майзелю было дозволено поднять над своей синагогой «знамя царя Давида, такое же, как над главной синагогой». А в 1648 г. евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном полотнище которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри.

В пражской синагоге Альтнойшуль много лет хранилось старинное еврейское знамя. На гравюре 1829 г. в центре этой синагоги изображена высокая колонна, на ней флаг с Маген Давидом. В годы II мировой войны нацисты поместили знамя в созданный ими в Праге «Музей исчезнувшей расы». Оттуда его потом перевезли в Иерусалим, где с 1990 г. оно выставлено в Музее Израиля.

В 1460 г. евреи Офена (ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матьяша Корвина красным флагом с изображением двух Маген Давидов и двух звезд.

Маген Давид – шестилучевая звезда Давида (гексаграмма) состоит из двух наложенных друг на друга треугольников. Треугольник вершиной вниз – символизирует воду, вершиной вверх – огонь. Связь символа с именем Давида некоторые историки объясняют тем, что этот еврейский царь (1010—970 гг. до н. э.) знал каббалистические науки, которым с XII в. до н. э. тайно обучались евреи, поэтому он имел этот знак в качестве символа охраны от злых духов. Другие считают, что Давид на битву с Голиафом нес щит в виде шестилучевой звезды, поэтому отсюда и другое название этой звезды – «щит Давида». Существует еще одно название этой эмблемы – печать Соломона. Именно в этом качестве звезда Давида присутствовала на гербе императора Эфиопии, так как он вел свою родословную от Соломона.



С течением времени Маген Давид стал главным еврейским символом. Обсуждалось множество причин этой формы. Некоторые полагают, что она отражает порядок, в котором колена Израилевы разбивали свои станы вокруг Скинии Завета после исхода из Египта, когда шли по пустыне.

Каббалисты усматривают в Маген Давиде национально-религиозный символ, связанный с днями после конца света, ибо Мессия, который тогда-то придет, будет потомком Давида. Пророк Исайя перечислил шесть достоинств Мессии, соответствующих шести концам Маген Давида: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости дух ведения и благочестия».

К тому же Маген Давид указывает на четыре стороны света (север, юг, восток и запад), на небеса над головой и на землю под ногами. Шесть направлений, и над всеми господствует Бог.

Маген Давид нередко используют в качестве амулета, вкладывая в медальон его формы различные стихи из Псалмов, имена ангелов, благословения, приносящие успех, исцеление, легкие роды и так далее.

В прошлом шестилучевая звезда служила украшением у многих народов. Но у них она была лишена религиозного или национального смысла, хотя ей часто приписывали магические свойства. У евреев она впервые появляется в VII в. до н. э. С тех пор шестилучевая звезда присутствует в еврейском искусстве, помещается на зданиях, надгробиях, книжных переплетах и т. д. В глазах народа Израиля Маген Давид олицетворяет надежду на будущее, звезду, которая озарит небеса. Еврейский философ Франц Розенцвейг (1886—1929) говорил, что Маген Давид – символ как созидания, так и познания Бога, которое принесет окончательное спасение.

Как национальная эмблема еврейского народа, звезда Давида появилась уже в античном еврейском царстве. Впоследствии, рассеянные по всему миру евреи считали звезду Давида символом надежды на приход Мессии.

В конце XIX в. звезда стала использоваться антисемитами. Так, в гитлеровской Германии и в оккупированных ей странах 15 сентября 1941 г. было установлено, что все евреи старше шести лет должны иметь на одежде звезду Давида. А после конференции в Тегеране (28 ноября 1943) министерство пропаганды Германии стало выпускать британские марки (так называемые шпионские и пропагандистские), в углах которых изображалась звезда Давида и надпись: «This War is a Jewish War» («Эта война является еврейской войной»). После оккупации немцами Дании, датские евреи, как и евреи других оккупированных территорий, также должны были носить на одежде изображение звезды Давида. Однако датский король Христиан X, заявил, что если немцы не отменят это распоряжение, то он, его семья и весь народ Дании также будут носить звезды Давида, как знак презрения к немцам, и оккупанты были вынуждены отменить свое распоряжение.

В настоящее время в Израиле существует организация «Красная Звезда Давида», являющаяся особой формой подразделения Всемирной организации Красного Креста. Ее символом является белый флаг с красной звездой Давида.


Герб

11 сентября 1949 г. вышел в свет 50-й номер официальной газеты «Iton Rasmi», в котором был напечатан текст закона о государственном гербе. Он представляет собой щит, в голубом поле с серебряной каймой которого изображен серебряный светильник (менора) из Храма Иерусалима (в том виде, в котором он изображен на барельефе Арки Тита в Риме), по сторонам он обрамлен двумя оливковыми ветвями, а под ним на иврите написано слово «Исраэль» (Израиль).

Считается, что официально герб принят 10 февраля 1949 г. по итогам объявленного правительством конкурса, в котором победил проект братьев Максима и Габриэля Шамиров, выходцев из Латвии.



Наряду со звездой Давида менора («семисвечник» на древнееврейском) – другая национальная эмблема евреев, которая появилась в глубокой древности. Семь его ветвей символизируют семь дней творения мира. Первоначально менор ставили в палатке, в которой евреи молились во время скитаний по Синайской пустыне. Позднее он был помещен в Иерусалимский храм. В 70 г. войска римского императора Тита захватили и разрушили Иерусалим и храм, а менор был доставлен в Рим в качестве трофея, так как защитники храма не осмелились уничтожить святыню. Таким образом, изображение менора на гербе символизирует связь современного Израиля со священными традициями древнего еврейского государства, а оливковые ветви – мир на Ближнем Востоке.

В истории Израиля был и другой государственный герб. 15 июля 1099 г. крестоносцы штурмом овладели Иерусалимом. В память о трудной осаде и кровопролитном штурме, одному из наиболее отличившихся рыцарей – герцогу Готфриду Бульонскому был пожалован герб: в серебряном поле пять золотых крестов, напоминающих о пяти ранах Христа. Впоследствии этот герб стал гербом государства крестоносцев – Иерусалимского королевства.


Индия



Республика Индия – федеративная парламентская республика в составе Содружества.

Площадь: 3 287 590 км2.

Столица: Дели.

Государственные языки: хинди, английский.

Согласно Конституции, Республика Индия – суверенное, демократическое, федеративное, социалистическое, светское государство с республиканской формой правления («социалистическая и светская» добавлены в августе 1976 г. после принятия парламентом 42-й поправки к Конституции).

В составе республики 28 штатов – государств, национальная столичная территория Дели и шесть союзных территорий (Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нагар Хавели, Даман и Диу, Лакшадвип, Пондишери, Чандигарх).

В стране действует парламентская форма правления британского типа. Функционируют федеральное (центральное) правительство и правительства субъектов федерации. Высший орган законодательной власти – парламент.


До середины III тыс. до н.э. на территории Индии развивалась цивилизация дравидов, не уступающая, а в чем-то и превосходящая цивилизации Древнего Египта и Месопотамии.

В 2500—1500 гг. территория Индии была завоевана европейскими племенами ариев, вытеснивших дравидов. В VI – V вв. до н.э. в северной Индии появились государства с монархической и республиканской формами правления: Магадха, Кошала, Аванти.

После похода Александра Македонского в Пенджаб в 327 до н.э., императоры династии Маурьев объединили почти всю континентальную Индию. Именно тогда в стране сложился сословно-кастовый строй. В I – II вв. н.э. северная Индия входила в Кушанскую империю, в IV – V вв. – в империю Гуптов. Одновременно на юге существовали государства Чола, Пандья и Чера, соперничавшие между собой.

С распадом первых средневековых государств наступил период раздробленности. В этот период на территорию Индии началось вторжение мусульман из Средней Азии и Афганистана, вследствие чего были созданы Делийский султанат (1206—1526) и Могольская империя (1526—1707). Падишах Акбар (1556—1605) включил в состав империи все северные и центральные области. А его внук Шах Джахан (1628—1658) и правнук Аурангзеб (1658—1707) осуществили военные походы на юг.

Против иноземных правителей в разных частях страны часто вспыхивали восстания, самое крупное из которых под руководством Шиваджи привело к созданию самостоятельного Маратхского государства на западе Индии.

В 1498—1503 гг. португальцы основали на побережье Индии несколько торговых пунктов. За португальцами последовали голландцы и англичане, чья Ост-Индийская компания в 1603 г. получила от моголов право на торговлю специями и текстилем.

В битве при Плесси в 1757 г. англичане победили наваба Бенгалии, положив начало почти 200 годам британского колониального правления и борьбы народов Индии за свободу.

В 1763 г. англичане захватили юго-восток Индии, в 1767—1799 гг. в результате четырех англо-майсурских войн – всю Южную Индию, в 1803 г. – Дели, в 1843 г. в следствие двух англо-сикхских войн – княжества Ассама и Пенджаб.

Полное политическое руководство Индией перешло к Великобритании в 1828—1835 гг., а в 1857 г. Индия стала протекторатом Великобритании.

Становление и развитие национально-освободительного движения в Индии было связано с деятельностью Индийского национального конгресса (ИНК), созданного 28 декабря 1885 г. С целью его нейтрализации британские власти в декабре 1906 г. учредили Мусульманскую лигу (МЛ).

В декабре 1929 г. ИНК выдвинул лозунг полной независимости, а в апреле 1942 г. – лозунг «Прочь из Индии!», что означало требование немедленного предоставления независимости. В ответ руководители ИНК подверглись аресту. Репрессии властей вызвали массовые стихийные протесты – индийцы громили полицейские участки, разрушали железнодорожные пути, линии связи, мосты.

В это время МЛ, еще в марте 1940 г. принявшее курс на создание Пакистана – независимого мусульманского государства в границах районов проживания мусульманского большинства, объявила о начале «прямых действий» за его создание, после чего по стране прокатилась волна религиозно-общинных погромов. В такой ситуации в июле 1947 г. британский парламент поспешно принял закон о независимости Индии, предусматривавший ее раздел на основе религиозно-общинного принципа и создание доминионов – Индийского Союза и Пакистана, а 15 августа Дж. Неру поднял у делийской крепости Красный форт флаг независимой Индии.

В период существования доминиона были преодолены последствия раздела, создан аппарат государственного управления, бóльшая часть княжеств вошла в Индийский Союз. Однако острая ситуация сложилась в Кашмире, куда в октябре 1947 г. вступили отряды пуштунских племен Пакистана. В ответ махараджа объявил о присоединении княжества к Индийскому Союзу, после чего началась операция индийской армии. К началу 1949 г. под эгидой ООН в бывшем княжестве была установлена линия прекращения огня, которая закрепила позиции сторон и привела к разделу Кашмира. В итоге «кашмирский вопрос» остается незаживающей раной в индийско-пакистанских отношениях.

В 1954 г. Индия присоединила к себе французскую колонию Пондишери, а в 1961 г. – португальские колонии Даман и Диу.


Флаг

Первым флагом Индии, очевидно, был флаг империи Великих Моголов. По одним источникам он был зеленым с изображением золотистого полумесяца в первой половине.



По другим – зеленым, но с изображением золотистых солнца и звезд.



Флагом Делийского султаната также был зеленый, но с вертикальной черной полосой в первой половине.



Флагом первых английских владений на территории Индии был флаг Ост-Индийской компании: красно-белое полотнище с флагом Англии, а затем – Великобритании, в первой четверти.




В 1801 г. флагом Великобритании был утвержден Юнион Джек, который с этого времени стал изображаться в первой четверти флага Ост-Индийской компании.



В 1857 г. Индия стала протекторатом Великобритании, для которого в 1858 г. был учрежден флаг – британский «красный флаг» с бэджем, но без короны, в вольной части. Также использовался и «синий флаг» с бэджем.




В 1960 г. для португальских владений в Индии был разработан проект флага, который представлял собой флаг Португальской Республики с изображением колониального герба в нижнем углу его вольной части. Однако этот флаг не был учрежден.



История собственно индийского флага началась в 1905 г., когда должен был состояться первый раздел Бенгалии, что вызвало беспорядки среди населения. В это время еще никто не мог и мечтать о едином индийском государстве: политические силы были слишком слабы, а территория Индостана состояла примерно из 550 княжеств. Самым большим из них был Хайдарабад (210 000 км2), самым маленьким – Биджа (чуть больше 10 км2). Кроме них существовали еще и провинции, подчиненные непосредственно губернатору. Верховным правителем всей индийской территории являлась английская королева, которая была также и императором Индии. Дело в том, что с вступлением на трон королевы Виктории (1876), британское правительство решило возродить Индию времен Великих Моголов. Но в отличие от правителя Бабура, который в XVI в. объединил индийские княжества в единое государство, Великобритания хотела объединить индийские территории в единую колонию.

Таки образом, в период массовых выступлений 1905 г. ИНК впервые использовал красно-бело-зеленый флаг.



В 1921 г. лидер ИНК Махатма К. Ганди предложил использовать в качестве национальной эмблемы символ колеса с восемью спицами, который является одним из двух главных символов буддизма (второй – изображение самого Будды, сидящего в позе «лотоса»). Называется этот символ Дхамма чакра (Колесо закона). Он символизирует суть буддисткого учения – следование восьми «благородным принципам»: правильные вера, ценности, речь, поведение, достижение средств к жизни, стремления, оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, а также правильная концентрация (медитация). Все это должно привести к конечной цели – просветлению и достижению бессмертного состояния (нирваны или блаженства), которое дает возможность покинуть бесконечный круг смертей и последующих воплощений. Для философа Ганди этот символ был, в первую очередь, символом братства.