Для определения потребностей граждан в государственных услугах правительствам необходимо тесно сотрудничать с гражданами. Поэтому темой исследования ООН э-правительства в 2012 г. стало «Электронное правительство для людей». Особое внимание в нем было уделено расширению пользования государственными услугами (в частности, через предоставление множества различных каналов), а также комплексному подходу государства к продвижению равенства и преодолению информационного разрыва за счет предоставления услуг всем гражданам, особенно уязвимым группам населения.
Взаимосвязь э-правительства, институциональных связей и устойчивого развитияЭ-правительство играет важную роль сегодня, и эта роль сохранится и в будущем. Поскольку мир движется к 2015 г. – дате, установленной для достижения Целей развития тысячелетия (Millennium Development Goals), – те цели, достичь которых не удалось (такие, как сокращение бедности, а также некоторые другие социальные и экономические цели развития), пересматриваются в свете ограничений, накладываемых проблемами изменения климата и рационального использования природных ресурсов. Естественным для этой парадигмы является акцент на ключевых связях между общественными институтами, способных обеспечить скоординированные усилия для включения размерности «сохранение окружающей среды» в планирование развития на каждом из его этапов.
В этом контексте национальным правительствам следует понять, что экономическая, социальная и экологическая политики должны соответствовать целям устойчивого развития. Базовый стратегический подход должен исходить из понимания важности взаимосвязей между экономическими, социальными и экологическими аспектами развития.
В реформировании системы правления, через которую предоставляются государственные услуги, главную роль играет государство, которому необходимо достичь максимального развития при минимальной деградации природных ресурсов. Целостный подход к управлению включает учет эффективности и распределительных аспектов отраслевой политики и ее результатов, планов национального развития, а также международных соглашений о сотрудничестве, с тем чтобы принимаемые решения работали на устойчивое развитие в будущем.
Всем заинтересованным сторонам, как считают авторы исследования, нужно признать, что э-правительство и э-правление могут сыграть ключевую роль в создании эффективных институциональных связей, необходимых для устойчивого развития. Э-правительство лежит в основе построения стратегически устойчивой системы развития. Одной из его главных функций является создание интегрированной системы политических курсов, законов и нормативных актов, а также развитие институтов и процессов, которые позволят частному сектору и отдельным людям получать выгоду от новых технологий.
Основополагающий принцип э-правительства – это совершенствование внутренней работы государственного сектора за счет сокращения времени и финансовых затрат, интегрирования рабочих потоков и процессов и обеспечения эффективного распределения ресурсов между его различными учреждениями. Э-правительство стремится создать «лучшие процессы и системы», направленные на результативность, эффективность, интеграцию и устойчивое развитие. В качестве ключевых факторов эффективности и координации э-правление использует институты, механизмы и процессы планирования, организации, координации и внедрения успешных социально-экономических программ развития.
Использование э-правительства может стать ключом к достижению интеграции экономических, социальных и природоохранных целей при планировании устойчивого развития. В связи с этим национальные правительства должны:
• осознать, что э-правительство предоставляет возможность взаимодействия между институтами и учреждениями;
• сформировать условия для э-правления, обеспечивающего институциональные взаимосвязи в правительстве;
• содействовать координации и связям между экосистемами и результатами развития.
Поскольку государственный сектор продолжает реформировать структурные процессы и институты в целях повышения эффективности и улучшения обслуживания, обеспечивает благоприятный климат для бизнеса, а также предлагает возможности для более широкого участия граждан, то э-правительство все больше и больше будет превращаться в ключевой фактор устойчивого развития. Начав с законодательного регулирования доступа к ИКТ и участия граждан, э-правительство и э-правление будут расширять свое присутствие, влияя повсюду на условия жизни народа в целом и смягчая негативные последствия цифрового разрыва в частности.
Одна из ключевых проблем в достижении устойчивого развития – как использовать современные технологии, чтобы, с одной стороны, обеспечить межведомственную координацию и эффектное развитие, а с другой – сохранить природные ресурсы. Опыт передовых стран показывает, что э-правление с помощью инновационных ИКТ может оптимизировать решения, ранее неприемлемые для устойчивого развития.
В настоящее время растет осознание того, что э-правление может поддержать развитие за счет налаживания межведомственных связей и консолидации правительственных систем. Новая парадигма э-правительства в сочетании с двойственной целью – повышения эффективности функционирования правительства и достижения улучшений в сфере предоставления услуг – порождает новые представления о взаимосвязях между э-правительством и устойчивостью систем.
Отправной точкой для достижения экономической устойчивости выступает способность э-правительства поддерживать эффективность и результативность управления за счет использования подходов whole-of-government11. Иерархически устроенные бюрократические структуры должны быть преобразованы в горизонтальные интегрированные системы, способствующие формированию ориентации на клиента и повышению уровня прозрачности и подотчетности при предоставлении государственных услуг.
В то же время социальная справедливость и включенность возможны только в том случае, если институциональные барьеры, препятствующие участию граждан, исчезнут, а возможности для их участия будут справедливо перераспределены с помощью ИКТ. Создание инновационных инклюзивных технологий для участия граждан в процессах принятия решений так же важно, как и характер самого процесса участия. Для достижения социальной устойчивости э-правительство должно перестать играть роль контролера информации и услуг и превратиться в посредника, направляющего информацию и услуги на удовлетворение потребностей граждан, решение их проблем.
Наконец, э-правительство может поддерживать интеграцию усилий по защите окружающей среды, связав через Интернет агентства по защите окружающей среды с правительственными структурами, ответственными за планирование развития. Только так могут быть найдены скоординированные, эффективные, результативные и устойчивые решения.
В опубликованном исследовании «Э-правительство для народа» рассматриваются концептуальные и аналитические вопросы, связанные с тем, как государства – члены ООН используют ИКТ для предоставления услуг, ориентированных на граждан и с их участием, что является неотъемлемой частью обеспечения устойчивого развития.
Глобальные тренды в развитии э-правительстваПредставляя рейтинг развития э-правительства за 2012 г., исследование ООН анализирует, как правительства по всему миру используют политику и программы э-правления для обеспечения поддержки, эффективности, результативности и включенности предпринимаемых усилий по устойчивому развитию. В исследовании рассматриваются концептуальные вопросы создания эффективной институциональной модели э-правления, обеспечивающей саму возможность такого развития. Основываясь на накопленном опыте и передовой практике, выявленных Департаментом экономики и социальных вопросов (UNDESA) в предыдущем исследовании, исследование ООН 2012 г. специально останавливается на секторальном подходе («silo» или sector-by-sector approach), характерном для э-правительства и природоохранительной деятельности при планировании развития. Исследование объединяет концепции и лучшие практики, такие как whole-of-government; эффективность многоканального предоставления услуг, расширение доступа к сети Интернет и использование мобильных ИКТ по всему миру для преодоления в цифрового разрыва, э-услуги для уязвимых групп населения. Тем самым он обращает внимание политиков на насущную необходимость целостного видения устойчивого развития, которое придает особое значение синергийному эффекту взаимодействия между различными секторами и подходами, что в конечном итоге служит экономической устойчивости и социальной справедливости.
В исследовании 2012 г. особое внимание уделяется услугам, связанным с окружающей средой. В нем оцениваются предоставление информации о состоянии окружающей среды и сохранении ресурсов и оказание услуг гражданам, а также представлена первая база данных по индикаторам развития э-среды.
Послание, содержащееся в исследовании 2012 г., опирается на выводы предыдущих исследований ООН и фиксирует важность э-правительства в контексте текущей дискуссии о глобальном развитии. Во-первых, подчеркивая значимость технологического прогресса и роли государства и устойчивого развития, исследование указывает на важность э-правительства и ИКТ для достижения устойчивого развития. Во-вторых, расширяя концепцию э-правления, исследование указывает на ее центральную роль в выработке согласованного, скоординированного и синергийного подхода к решению проблем государственного сектора. Наконец, исследование обращает внимание на те подходы к э-правительству, которые успешно применяются в развитых странах и могут служить примером для отстающих.
Исследование демонстрирует прогресс, достигнутый в области развития э-правительства во всем мире с момента последнего отчета ООН (2010), и в то же время предостерегает против цифрового разрыва, связанного с общемировыми различиями в использовании ИКТ. Тем самым исследование способствует лучшему пониманию необходимости внедрения э-правительства для создания нужного синергийного эффекта и интеграции институтов и процессов на пути стран – членов ООН к устойчивому развитию.
Ключевые выводы исследования 2012 гВсе 20 стран, занимающих лидирующие позиции в рейтинге ООН 2012 г. в области э-правительства, – это страны с высокодоходной экономикой.
Рейтинг развития э-правительства в 2012 г., предложенный ООН (EGDI), отражает усилия стран с точки зрения их ориентации на потребителя государственных услуг. В исследовании оценивались государственные веб-сайты: каким образом они предоставляют информацию и услуги, каков уровень интерактивности и электронного участия граждан, как организован поток услуг от правительства к гражданам. Математически индекс EGDI представляет собой взвешенное среднее нормализованных значений трех самых важных размерностей э-правительства, а именно: диапазон и качество предоставляемых онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, человеческий капитал. Каждая из этих размерностей, в свою очередь, представляет собой комплекс независимых переменных.
Все данные о национальных веб-сайтах сгруппированы по четырем моделям.
А. Статичная информация (ссылки на министерства, департаменты и региональные органы власти, на органы, оказывающие государственные услуги);
B. Однонаправленный информационный поток от государства к гражданам (опубликованные в Интернете законы и распоряжения, отчеты, новости);
C. Двухсторонние финансовые и другие услуги, использование мобильных технологий;
D. Комплексные совместные услуги, идущие от государства к государству G2G, от государства к гражданам G2C, от граждан к государству C2G.
В соответствии с данными исследования ООН эти модели отличаются как по странам, так и по регионам. Одни страны развивают только один интегрированный портал; другие, развивая свое э-правительство, предлагают несколько порталов, различных по тематике и своим функциям (например, они разделяют электронную информацию, электронные услуги и электронное участие).
Такие страны, как США, Республика Корея, Израиль, Австралия, Норвегия, Дания, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Новая Зеландия, разрабатывают интегрированный портал. Многие европейские страны склонны развивать несколько порталов, разделяя информацию, услуги и участие.
Мировым лидером рейтинга э-правительства 2012 г. стала Республика Корея (0,9283). Затем следуют три европейские страны: Нидерланды (0,9125), Великобритания (0,8960) и Дания (0,8889). США, Канада, Франция, Норвегия, Сингапур и Швеция немного отстают. В 2012 г. к странам-лидерам присоединились Израиль, Лихтенштейн и Люксембург.
К группе 20 стран-лидеров по развитию э-правительства приблизилось 25 других стран. Среди них 16 стран находятся в Европе, 6 – в Азии, 3 – в Америке. В этой группе лидируют Австрия (0,7840), Исландия (0,7835), Испания (0,7770) и Бельгия (0,7718). Значительных успехов в развитии э-правительства добились за истекший период Россия (0,7345), Объединенные Арабские Эмираты (0,7344) и Саудовская Аравия (0,6658). Также заметен прогресс у Италии (0,7190) и Португалии (0,7165).
Россия заняла 32-е место в мировом рейтинге стран, она лидирует среди стран Восточной Европы. Российское правительство собирается инвестировать около 80 млрд. руб. в информатизацию органов федеральной власти и в другие инициативы, связанные с э-правительством.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Опрос интернет-пользователей в США в 2003 г. показал, что 75% из них, а это половина населения страны, обращаются к правительственным сайтам [Tolbert, Mossberger, 2006, p. 354].
2
С 1950-х до начала 1980-х годов число членов партии в 13 консолидированных демократиях Европы упало более чем вдвое. В конце 1990-х годов средний уровень членства составил чуть больше одной трети от уровня 1960-х годов [Игнаци, 2010, с. 52].
3
Возможно, совещательная не самый лучший вариант перевода определения deliberative. Английский глагол deliberate означает не только совещаться, но также размышлять, обдумывать, взвешивать, обсуждать, советоваться, консультроваться, совместно рассматривать, что предполагает несколько иной смысловой акцент. Кстати, само слово делиберация представлено в «Словаре русского языка XVIII в.» [Делиберация, 1984, с. 54–56]. Оно ушло из российского языкового обихода, вероятно за невостребованностью, и вернулось в качестве термина, с актуализацией новой концепции демократии.
4
В 2012 г. число активных пользователей Facebook, самой большой социальной сети, превысило 1 млрд. Половина из них заходит в сеть с мобильных устройств. Основная категория – молодые люди в возрасте 18–24 года. На сайте Facebook зафиксировано 125 млрд. «дружеских связей» [Fowler, 2012; Sengupta, 2012]. По прогнозу Европейской комиссии, число пользователей социальных сетей в ЕС к концу 2012 г. составит 107,4 млн. [Making the most of social networking, 2012].
5
Центр IBM Center for the Business of Government определяет краудсорсинг как передачу задач, которые традиционно выполнялись предназначенными для этого агентами в традиционной иерархической системе управления с ее принципом передачи команд по цепочке сверху вниз, неопределенной большой группе людей через открытое обращение [The business of government, 2009, p. 54–56].
6
Open Government initiative | The White House. – Mode of access: http://www.whitehouse.gov/open/
7
Federal register. – Mode of access: https://www.federalregister.gov/
8
Open government partnership. – Mode of access: http://www.opengovpartnership.org/
9
Открытое правительство. – Режим доступа: http://большоеправительство.рф/
10
По данным международного сайта Internet World Stats, на 30 сентября 2012 г. в России насчитывалось 67 982 547 пользователей Интернета, что соответствует уровню проникновения 47,7% [Internet users in Europe, 2012].
11
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет подход whole-of-government как такой, при котором государство активно использует формальные и неформальные сети, связывающие правительственные агентства, для координации выработки решений и реализации их действий с целью увеличения их эффективности в достижении желаемых целей. – Прим. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги