Предисловие
Учебное пособие «Педагогика сознания» может быть использовано во всех педагогических вузах по направлению «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» для бакалавров в рамках дисциплины «Общая педагогика» (Блок 1. «Гуманитарный, социальный и экономический цикл»), а также для магистратуры (дисциплины по выбору, например, «Воспитание в современной России», или как элективный курс).
В учебном пособии, включающем девять глав, раскрываются теоретико-методологические основы педагогики сознания: понятия, цели, задачи, ценности, научные подходы, закономерности, принципы и др., аксиологические основания, деятельностные основы, основные методические и практические характеристики, раскрывающие содержание, направления деятельности, формы, методы, технологии, методики, условия эффективности, существенно дополняющие отечественную педагогику.
Рассматриваются сущность и содержание понятия «сознание», педагогическая поддержка как основа и как средство воспитания, развитие качеств как средство развития сознания человека и многое другое.
В пособии использованы материалы авторских монографий: «Педагогика социальной среды как отрасль социальной педагогики» (Saarbrucken: Palmarium Academic Publishing, 2013), «Теоретико-методическое исследование воспитания ребенка по развитию его сознания» (М.: Перспектива, 2017), «Развитие энергетических качеств юного человека в педагогике сознания» (М.: Перспектива, 2019), «Проблемы коллектива в новых социокультурных условиях: интеракционистская и когнитивистская ориентации» (М.: Перспектива, 2017), – а также авторских статей в отечественных и зарубежных журналах.
Пособие не претендует на полное раскрытие всех аспектов педагогики сознания в силу ограниченности его объемов.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению психолого-педагогического образования и педагогического образования для бакалавриата и магистратуры, для руководителей, профессиональных работников в сфере воспитания: воспитателей, социальных педагогов и других в образовательных учреждениях.
Может быть полезно исследователям теории и практики воспитания.
Приносим извинения за возможные недочеты и ошибки. Мы благодарим рецензентов за плодотворную работу.
С уважением, А. В. ИвановГлава 1. Теоретико-методологические основы педагогики сознания
1.1. Научная характеристика педагогики сознания как области научного знания
Рассматривая современное состояние воспитания, мы убеждаемся в том, что предпринимаемые способы качественного изменения процесса развития ребенка, нацеленного на осознанное движение к саморазвитию и самосовершенствованию, остаются малоэффективными. В лучшем случае дети осваивают социальные нормы, правила жизни в обществе, формально принимая его ценности и традиции. Но как только происходит сбой в системе социальных отношений, ухудшение материальной жизни, то вся совокупность заученных социальных знаний и способов поведения утрачивается ее носителем. Мир современного человека ограничивается только личным пространством. И все, что нарушает его, является препятствием личной жизнедеятельности, а значит, должно быть устранено любыми способами, даже теми, которые противоречат законам, правилам данного государства и общества. Таким образом, проводимая сегодня деятельность воспитательных институтов страны становится малоэффективной.
Человек не осознает, что он порождает причины, которые затем независимо от него приводят к определенным следствиям. Он обвиняет во всем других людей, так как не понимает, что сам является породителем такой жизни. Низшие эмоции захлестывают его и толкают к совершению преступлений или опусканию на социальное «дно».
Почему же это происходит? Дело в том, что традиционное воспитание ориентирует ребенка на развитие своей самости (докажи, что ты лучший!), эмоций и поверхностное усвоение жизненных норм и правил проживания в обществе (сделай правильный поступок – и получишь вознаграждение!).
Почему сегодня необходимо появление педагогики сознания, направленной на развитие сознания человека?
1. Это соответствует современной парадигме образования и общества. Современная культурная парадигма образования ориентирована на: гуманистические и духовные культурные ценности (не путать с либеральными демократическими ценностями Запада); процессы общения, активного взаимодействия, разнообразную совместную деятельность детей и взрослых; развитие общей культуры детей и взрослых, педагогической культуры педагогов и родителей учащихся; культурные нормы и духовную сферу общения и сотрудничества детей и взрослых; культурную среду образовательных учреждений (ОУ), предполагающую творческую, продуктивную совместную деятельность детей и взрослых как стержень их взаимодействия, а также самоуправление как свободную форму самоорганизации гражданского сообщества ОУ; культурные традиции ОУ; разнообразную образовательную среду; культуру отдельных сообществ ОУ [32].
Это время осознания своих психических процессов, развития своих качеств.
Современная культурная парадигма российского общества характеризуется изменением отношения детей к готовым знаниям. Современному ребенку, подростку необходимо априори знать цель и смысл предстоящей деятельности. Например, зачем он лично должен ходить в школу? Ведь можно получить знания и другим путем. Почему он должен изучать именно такие предметы, а не другие? И т. д. Поэтому работа с детьми сегодня должна быть построена на мотивации (выявление потребностей и интересов детей и включение их в педагогическую деятельность), интеракции (активная совместная деятельность по осмыслению, переоткрытию знаний, порождению новых идей, а также совместное и индивидуальное творчество) и рефлексии (осмысление новых знаний, личного опыта, познания себя, своих новых приобретений в виде новых качеств, умений и способностей и т. д.).
Современные дети осознают также и то, что являются носителями новых идей (особенно им это заметно в процессе освоения информационных технологий в сравнении со взрослыми).
Информационная культурная парадигма образования характеризуется не только развитием информационных технологий, средств массовой коммуникации и информационной техники, но и принципиальным отличием от других культурных эпох. Это постепенное массовое понимание (принятие) роли информационных полей (энергий), которые влияют на психическое и физическое здоровье человека, профессиональное и индивидуальное развитие, поведение в процессе деятельности и общения.
2. Это соответствует Законам развития человечества как части Космоса, на которые должен ориентироваться современный человек, осознающий себя не только частью семьи, социума, страны, планеты, но и Космоса.
«Космические законы: Закон Иерархии (низшее почитает Высшее); Закон Эволюции (все во Вселенной не стоит на месте, все развивается и совершенствуется). Закон Эволюции осуществляется посредством Законов Спирали и Аналогии (каждое последующее явление или объект в спирали развития аналогичен предыдущему, но не тождественен ему; последующее явление, вбирая в себя самое лучшее из предыдущего, не является его точным повторением); Закон Ритма и Цикла (каждое явление в Мироздании имеет свое начало и конец. Цикл – это круг какого-либо явления или действия. Чередование повторяющихся циклов образует ритм); Закон справедливости, Закон причинно-следственной связи (нет следствия без причины, какова причина, таково следствие); Закон Жертвы гласит: чтобы достичь чего-либо, необходимо пожертвовать личным; Закон Свободы воли (каждый человек в любой жизненной ситуации всегда стоит перед выбором, и этот выбор зависит только от него! Никто не имеет права подавлять волю другого человека); Закон Единства – все является частью одного целого, а потому все влияет друг на друга. Закон Полярности (полюсности, двойственности, магнитного притяжения родственных пар противоположностей вещи единой) – любое явление во Вселенной имеет два противоположных начала, которые являются главным условием существования вещи единой (день-ночь=сутки; мужчина-женщина=человек); Закон Равновесия (Компенсации) – любая вещь, событие, явление имеет два противоположных полюса, в центральной точке которых находится «великое спокойствие», точка равновесия; Закон Созвучия (соответствия, подобное притягивает подобное; подобное познается подобным)» [53].
3. Это необходимо для укрепления государства, его устремленного эволюционного развития, так как будет объединять людей с высоким уровнем сознания, духовных и энергетических качеств и способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, эстетических, физических, волевых и иных способностей), что обеспечит его процветание.
4. Это способ понимания государством и обществом «полюсности» в поступках и взглядах людей, защиты от их метаний под воздействием внешних пропагандистских взглядов, перевода их из типа «толпы» в тип «коллектива».
5. Это средство уменьшения людей с малым и потухшим сознанием, живущих на уровне низших эмоций и чувств, приведет к уменьшению преступлений, коррупции, трагедий в семьях, уменьшению количества сирот, увеличит возможности для успешного развития детей и т. д.
6. Это ориентация на духовные ценности. Духовные ценности обязательно содержат в себе высокую идею, являя воплощение Высшего идеала. Они способствуют позитивному влиянию на душу, возвышают личность над миром материи, устремляют ее к Высшему и прекрасному, к саморазвитию.
Стремление к Истине, Любви и Красоте – это и есть глобальные духовные ценности не только человечества, но и Космоса.
Духовность всегда связана с Красотой восприятия мира, ее образами в мыслях человека, идущими из глубины сознания, имеющего соответствующие наработки и преломленные в Высших проявлениях чувств. Красота всегда гармонична и окутана Любовью.
Любовь в педагогическом смысле – это способность воспитателя чувствовать поле сознания ребенка и взаимодействовать с ним, помогая и поддерживая в развитии, укрепляя, мотивируя, настраивая на саморазвитие. Любить ребенка – это значит верить в него, помогая в решении проблем и трудностей, мешающих в раскрытии природных задатков и талантов.
А. Маслоу называл этот вид связи «бытийной любовью». «Такая любовь свободна от собственнических чувств и несет в себе скорее уважение, чем претензии… Бытийная любовь оказывает очень глубокое терапевтическое и психологическое воздействие на всю личность» [150; 69].
Современная жизнь требует творческих личностей, способных к действиям в нестандартных ситуациях, с широким кругозором и внутренней мотивацией к деятельности, умеющих любить.
«Человек, не способный на любовь, презирающий или страшащийся людей, воспринимается окружающими враждебно, как инородное явление. При всем естественном эгоизме, который демонстрирует современный индивид, мы остаемся общественными существами. Все великие религии мира и идеологические доктрины современных государств утверждают, что человек может выполнить свое предназначение, только оставаясь в поле любви к себе подобным, отождествляя себя с человечеством» (Д. В. Морозов) [74].
Любовь – это порождение Духовного Знания, направленного на совершенствование человека. Рано или поздно человек приходит к пониманию, что его истинный успех – это и есть движение к возможностям Бытия, слияние с Космическим потоком сознания, сохраняя свою Индивидуальность. Знание – это осознанные явления и процессы, имеющие все признаки вечности.
Красота в процессе творческого труда воплощается (материализуется) в объектах культуры. Красота всегда культуросообразна. Красота всегда связана с энергией развития. Красота является, с одной стороны, носителем энергии, обеспечивающей процесс духовного восхождения человечества, развития его сознания, его самосовершенствования, с другой стороны, воплощаясь в памятниках культуры, создает «кристаллы», которые продолжают энергетически влиять на процесс развития и саморазвития человека.
Для Космической эволюции важен процесс эволюции планеты Земля, так как она является частью Космоса. Поэтому Космическое энергетическое информационное поле дает возможность людям в процессе их мыследеятельности притягивать идеи, образы для материального воплощения на Земле (В. И. Вернадский) [93].
Если разрушаются памятники культуры как материальное воплощение энергии Красоты, то тогда исчезает и энергия, питающая человечество в процессе его эволюционного движения. Поэтому так важно сохранять и развивать культуру, защищать ее культурные памятники (Н. К. Рерих).
7. Это необходимо для повышения уровня культуры, развития искусств, понимания Красоты в обществе, социальной среде. Задача современной культуры через воспитание и образование в целом (образование есть активная производная культуры; посредством образования происходит процесс освоения культуры) заключается в том, чтобы помочь человеку погрузиться в благоприятную среду, способствовать гармонизации человеческих отношений.
Для этого требуется улучшение качества культурного продукта:
• воспитание поэтическо-эстетического восприятия жизни, раскрывающегося в красоте человеческих отношений, оптимистическом взгляде на мир, воспевающего духовные ценности, такие как Любовь, Истина, Красота, отраженные в произведениях искусства: живописи, кинофильмах, художественной литературе, инсталляциях, флешмобах, театральных постановках;
• формирование нового художественного образа героя нашего времени, т. е. создание обаятельного образа современника-героя для подражания, наделенного лучшими духовными и нравственными качествами, так как молодежь всегда хочет видеть своего современника. Но это должен быть не криминальный авторитет, не циничный чиновник или полицейский, а человек, любящий свою Родину, гуманист, созидатель;
• формирование адекватных задачам сегодняшнего дня и будущего новых профессиональных работников в культурной сфере, их профессионального уровня, повышение престижности этих профессий путем поощрения их уникальности и неповторимости.
Задача образования – раскрыть внутренние пути в сознании при восприятии прекрасного. Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Человек, идущий по пути расширения своего сознания, – это человек, одаренный в творческом отношении и способный строить жизнь по законам красоты.
8. Это обеспечит развитие культурной среды общества и образования как условия успешного развития сознания.
Феноменом культуры является культурная среда как пространство энергообмена и развития ее субъектов друг с другом и культурными объектами (памятниками культуры, средствами передачи культуры) с целью становления и совершенствования культуры личности. Культурная среда создается кругом лиц в соответствии с целями и задачами культурного развития личности, является ненасильственным средством и условием культурного воспитания и развития сознания человека. Социальная среда и социокультурная среда развиваются стихийно.
Сущность культурной среды общеобразовательного учреждения определяется тем, что она отражает идеи и ценности современной ей культурной парадигмы образования, включает в себя культурные процессы развития и саморазвития базовой культуры личности ребенка, педагогической культуры учителей и родителей учащихся, особенности взаимодействия субкультур ее основных субъектов.
Педагогическое влияние на развитие культурной среды школы заключается в деятельностном стремлении педагога усилить ее позитивные влияния. Позитивными влияниями в педагогике считаются те, которые ведут личность по пути ее взросления к идеальному образу человека, выработанному в данном обществе. Ведущим оценочным компонентом, приближающим к цели воспитания, выступают ценности.
Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но и сфера педагогических влияний, т. е. создания педагогических условий для развития сознания и саморазвития ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения, с другой стороны [37].
9. Это должно улучшить экологию общества и природы (интерес и участие в сознательной защите и заботе людей о природе, их интерес и любовь к человечеству в целом, природоохранная и природоисследовательская деятельность и т. д.).
Представленные доказательства необходимости и перспективы развития новой педагогики позволяют перейти к обоснованию педагогики сознания.
В истории педагогики прослеживается развитие педагогики религиозного знания, раскрывающей содержание духовного воспитания и обучения. Однако оно построено на религиозных основаниях и целях.
В ХХ веке появляется понятие «метапедагогика» как глубинное научное знание, основанное на духовности. Ученые стремятся раскрыть процесс духовного развития человека на основе научных подходов. И. Дунаевский пишет, что внешняя предметная педагогика проста, внутренняя – гораздо сложнее, но столь же необходима для духовного наставничества. Это метапедагогика [21]. Д. В. Морозов считает, что ребенок рождается с индивидуальным набором программ и конкретным запасом энергии для их проявления. Поэтому он предлагает использовать понятие «метапедагогика», которое раскрывает вектор развития, задаваемый самим ребенком, потребностями его личностного роста и развития, осознанными взрослым. По его мнению, это не означает, что взрослый должен умалиться или исполнять команды юного потребителя. Просто педагог должен научиться действовать в той же системе координат, в которой происходит рост ребенка, опираясь на уже заложенные в него от рождения качества и стремления. В его понимании новая педагогика – это метапедагогика, раскрывающая способы творческого воспитания детей, построение воспитания, основанного на любви и взаимном понимании учителей и учеников. Такой же точки зрения придерживается О. В. Варфоломеева, которая видит в метапедагогике глубинное отношение педагога к ребенку. Схожие смыслы мы находим и у А. Маслоу, где он пишет: «Самоактуализация – не миг, когда нас озаряет высшая благодать. Не стоит ожидать, что во вторник ровно в четыре часа пополудни зазвучат фанфары и вы войдете в сонм богоподобных. Самоактуализация – это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд накопления крохотных побед» [69]. Маслоу, имея в виду масштабность стоящих перед человеком и обществом задач, использует термин «метасоветник», занимающийся «метапедагогикой».
Интересно, что в Сахаджа Йоге используется термин «метанаука» как объединяющая тонкий (энергетический) и грубый (материальный) мир, позволяющая человеку осязать любовь Бога и осознавать свое собственное Божественное происхождение. В этом процессе человеку может помочь духовный наставник.
Наша эпоха характеризуется возникновением новых смыслов существования человека в условиях изменяющегося пространства, усиления метаразумного существования человечества. Человек развивается в процессе глубинного противоречия. С одной стороны, он стремится раскрыть свою Индивидуальность и сохранить ее, с другой стороны, его развитие и саморазвитие зависят от единения с другими людьми, принятия общих целей и ценностей, так как человек не может развиваться вне сообщества. Несогласие с идеями общества, нормами жизни мешает часто человеку продвигаться по пути духовного обновления, ввергает его в духовный хаос, ожесточение и озлобление, что при внешней оригинальности его поведения, по сути, разрушает его ценностное основание в структуре личности отрицательными эмоциями и чувствами. Процесс продвижения личности в своем развитии идет эффективно только тогда, когда каждый привносит в общество новое, не разрушая его самого, а совершенствуя. Это возможно только при ориентации человека на развитие сознания. Поэтому предлагается такая область научного знания, как педагогика сознания.
Педагогика сознания – это новая область научного знания, изучает закономерности, принципы, формы и методы духовного воспитания и обучения человека, раскрывает ценностное отношение к развитию сознания ребенка, направленного на процесс познания, формирование его духовных и энергетических качеств и способностей, основанных на духовных ценностях.
Педагогика сознания – это новый качественный уровень педагогического знания, соответствующий новым открытиям в ядерной физике и биофизике (учение о квантовых скачках, о тонких энергиях, о многомерности пространства, бесконечности развития и существования особых энергетических сочетаний в структуре человека), информационным открытиям, что требует переноса доминанты процесса воспитания с социальных аспектов развития личности на внутриличностный как аспект Космического плана.
Педагогика сознания направлена на развитие прежде всего духовного сознания, при этом развитие социального сознания является лишь этапом в движении к духовному сознанию.
Главным в педагогике сознания является помощь в обретении ребенком жизненного Пути к цели Общего Блага.
Ведущая идея-мысль заключается в том, чтобы помочь детям увидеть мир не только земной, но и Космический с его Беспредельностью, с процессом его познавания миров, энергий, знаний, видов человечества как сознательных существ, способных творить и продвигаться по Пути восхождения к Высшему Плану.
Области теоретического исследования и направления программной реализации педагогики сознания:
1. Принятие всеобъемлющего мира – первый шаг на пути развития сознания, который необходимо как осознать педагогу, так и привнести в сознание детей.
2. Устремление детей к познаванию путем педагогического импульсоздавания процесса познавания окружающего мира, себя, Космоса.
3. Развитие энергетических качеств, а также духовных качеств, устремляющих к Истине, Любви и Красоте.
4. Вся деятельность детей и взрослых – творческая, порождающая открытия во всем многообразии мира у каждого, кто участвует в этом процессе.
5. Направленность в развитии сознания к Высшему, принятию в сознанию устремленности к Космическому Свету как Учителю, обращенность к Космической Иерархии Света.
6. Движение к ритмичной постоянной творческой деятельности. Развитие и преодоление препятствий в постоянном творческом ритме движения в течение всей жизни.
Каждое направление (программа) развития сознания находится в тесной взаимосвязи с другими.
Педагогика сознания как область научного знания изучает педагогические явления в развитии сознания человека и решает следующие задачи:
• изучение особенностей развития сознания человека, т. е. изучает условия, его процесс и результат;
• изучение структуры педагогической деятельности, т. е. профессиональная компетентность, готовность к педагогической деятельности по развитию сознания ребенка, профессиональное мастерство.
Каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае в человеке.
Исследование индивидуального развития личности в контексте индивидуального и социального процессов. Человек как представитель общества и Космоса является носителем не только социальных отношений, его целей и задач, но и духовных. У него есть свое жизненное предназначение, которое может быть реализовано как в социальном мире, так и в своей экзистенциальности. Внести свой вклад в развитие этого мира и своего внутреннего мира – значит выполнить свою задачу на Земле.
Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в помощи в успешном духовном развитии.
Предметом педагогики сознания является изучение закономерностей развития сознания ребенка в процессе духовного воспитания и обучения.
Педагогика сознания как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что педагогика сознания систематизирует и синтезирует знания, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования педагогического влияния на процессы развития сознания Индивидуальности в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития сознания человека и его самосовершенствования.