Книга Собирание земель русских - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Вольфович Жириновский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Собирание земель русских
Собирание земель русскихПолная версия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 3

Добавить отзывДобавить цитату

Собирание земель русских


В попытках лишить Россию суверенитета Запад не брезгует ничем. Наряду с экономическими санкциями и военными провокациями в ход идут и исторические фальшивки, очерняющие российскую историю. Особенно в этом преуспели украинские нацисты и их союзники из Польши и Прибалтики.

На деньги Запада тысячи «историков» и «политологов» фальсифицируют русскую историю в книгах, фильмах и телепередачах. Русские правители изображаются то вовсе не русскими, то обвиняются в фантастических преступлениях или объявляются вымышленными персонажами.

Наша задача—сделать все, чтобы народ узнал настоящую историю своего Отечества.

Владимир Жириновский


Нет ничего достойнее, чем строить великую державу, помогать народу в трудные годы и защищать Отечество от внутренних и внешних врагов. Этим и занимались русские цари с 862 по 1917 год.

Поскольку коммунистическая пропаганда сделала все, чтобы наш народ забыл о своих исторических корнях, о том, как строилось наше государство и кто вел наш народ к величию, а Родину к могуществу, ЛДПР издает эту брошюру.

В ней – краткий перечень наиболее важных для русской истории государей и их деяний по собиранию земель Русского государства.

Автор:


Жириновский В.В.


ВВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФАКТОРА В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ

На протяжении всего тысячелетнего существования Руси и России борьба за расширение своих границ была одной из национальных идей возглавлявших страну князей, царей и императоров. Начавшийся еще в IX-X веках, этот процесс продолжался вплоть до начала XX века и имел своим следствием создание огромной, уникальной по своим размерам, природным, географическим факторам территории Российского государства.

Особенно важно заметить, что процесс сборки Российского государства коренным образом отличался от колониальной политики Запада, направленной на геноцид местного населения и разграбление ресурсов. Все народы, входившие в состав России, совершали этот шаг на добровольной основе, а зачастую сами обращались к России с просьбой о защите и включении их территорий в состав Российского государства.


Именно этот процесс расширения границ в сочетании с характером пространства и его климатом во многом сформировал национальный характер. Необходимо подчеркнуть, что именно территориальный, географический фактор зачастую лежал в основе политических, общественных, культурных процессов, происходивших в России. Собирание земель и расширение территорий также были важнейшим условием для поддержания необходимого уровня жизни путем освоения новых земель. После истощения очередного куска пашни население могло продвигаться все дальше и дальше, не слишком заботясь о развитии технических средств, с помощью которых можно было бы успешно получать урожай из прежнего участка земли, не сходя с места. В знаменитой «Дубинушке» это противоречие в отношении к техническому прогрессу у англичанина и русского мужика подмечено достаточно точно.

Кроме того, обширные территории выступали необходимым условием поддержания общественной стабильности. Старообрядцы уходили за Урал и дальше, на Аляску, не желая оказаться объектом преследования со стороны властей, в Сибирь уходили крестьяне, не хотевшие подчиняться крепостному гнету (там не было крепостного права), другие недовольные бежали на Дон и формировали буйное и непоседливое казацкое сословие. Если бы не огромные территории, Россия могла бы не разместить и не переварить огромного количества беженцев и мигрантов, хлынувших в Россию в начале, середине 1990-х годов (Начиная с 1988 года только закавказский регион временно или навсегда покинуло 7-7,5 млн человек. Из них примерно 4,5 млн человек – из Азербайджана, 1,5-1,7 млн – из Грузии и не менее 1,1 млн человек – из Армении. Из полумиллиона русских в Азербайджане на сегодняшний день осталось менее 100 тысяч. Значительная часть этих людей осталась в России.). И тогда она могла бы оказаться в эпицентре жестких межнациональных конфликтов, если не сказать, войн.

Огромную роль в этом процессе сыграла Русская церковь, благодаря которой была создана уникальная технология мирного освоения огромных территорий, требующего именно сегодня, в период защиты суверенитета, самого тщательного изучения. Соединение национального и религиозного самосознания, о котором сегодня много спорят, в любом случае позволило церкви сделать освоенные ею регионы наиболее «русскими», «российскими» из всех, что сегодня входят в состав России. Речь идет, прежде всего, о Русском Севере.

Бескрайность, безграничность территории России сформировала особое пространственное мышление, свободно оперирующее сотнями километров, а вот сужение границ неизбежно приведет к деформации сознания.

Освоение этих пространств сформировало у русского человека привычку к тяжелому и продолжительному труду в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Это воспитало в русском национальном характере ключевую черту – для достижения желаемого результата нужно долго трудиться, зачастую не заботясь о создании «благоприятных» условий для труда. Эта черта характера позволила в нечеловеческих условиях среди лесов и болот построить и заставить жить Санкт-Петербург, проложить к нему уже в XIX веке железную дорогу, а в XX столетии построить самую длинную и сложную по условиям содержания в мире Байкало-Амурскую магистраль. Это также позволило в нечеловеческих условиях в первые полгода Великой Отечественной войны не только провести эвакуацию промышленности, но и возродить и пустить в ход производства подчас на совершенно неосвоенных территориях и в конечном итоге одержать победу.

Иными словами, территория и национальное самосознание теснейшим образом связаны друг с другом. Поддержание этой связи осуществлялось в самых различных культурных и традиционных формах, начиная от комплекса полуязыческих ритуалов, как, например, «исповедь земле», и заканчивая многовековой традицией паломничества. Последняя захватила практически все слои общества и стала очень интересной формой познания собственной страны в постоянном путешествии от храма до храма, от города до монастыря, что можно видеть на примере целого пласта литературных памятников «Хождений» и преданий, связанных с каликами перехожими.

В заключение необходимо вспомнить, что Е. Еегель разделял колонизацию на два типа. Первый – это создание новой родины и второй—завоевание с целью эксплуатации, когда территория захватывается, но не осваивается. России всегда была свойственна колонизация именно первого типа.

Присоединение новых земель к России было преимущественно мирным, а вхождение их коренного населения в состав Российского государства добровольным. Такие характерные для западноевропейской колонизации Северной и Южной Америки или Австралии явления, как истребление аборигенов для размещения на их территориях колонизаторов, были совершенно невозможным явлением в российской практике колонизации. Напротив, русским при освоении очередной территории предписывалось селиться «только на порозжей (то есть пустующей) земле», пришедшие быстро овладевали языком и обычаями аборигенов, а налоги коренного населения и пришельцев почти не отличались – перед государством все были равны. П.Н. Буцинский справедливо отмечал удивительную способность русских «мирно уживаться со всякою народностию». В источниках XVI-XVII веков можно прочесть о том, как русские и аборигены живут друг у друга в домах, едят за одним столом, заводят семейные связи. Примечательно, что дети от смешанных браков, заключенных в ходе колонизации, никогда не считались «второсортными», как мулаты и метисы в западноевропейских странах. Характерный пример—абсолютное большинство народов, оказавшихся в составе России в ХУ1П-Х1Х веках, существенно увеличили свою численность.

Разумеется, наблюдались и жесткие действия властей по отношению к «инородцам», но они, скорее, были исключением, нежели правилом, не говоря уже о том, что отнюдь не все акты сопротивления России были борьбой за свободу своей земли. Гораздо важнее был наглядный пример, когда Россия искореняла все дурное, что укоренилось на покоренной территории, и утверждала положительное (как было на Кавказе или в Средней Азии). Не случайно большинство покоренных территорий на протяжении долгого времени оставались убыточными для российской казны. Эта же практика сохранялась до недавнего времени—уходя из Афганистана, Российская армия, которую называли «оккупационной», не разграбила и не вывезла ни одного музея. Уместно вспомнить, что стало с музеем Ливийской Джамахирии или Багдадским музеем, после того как эти страны были «освобождены от диктатуры» странами Запада совместно с ИГИЛ.


КОЛОНИЗАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ И РОССИИ

Сами по себе колонизационные процессы, то есть процессы, в ходе которых одно государство включает в свой состав другое (другие), не являются чем-то исключительным для истории Руси и России. Практически все племена и народы, издревле населявшие Восточно-Европейскую равнину, так или иначе участвовали в миграционных и колонизационных процессах, заселяли и осваивали новые территории, однако, отмечает Н. Никитин, «определяющей для ее судеб оказалась славянская колонизация, следствием которой стало появление на исторической арене в XI столетии Русского государства и его грандиозный территориальный рост в последующие времена». Не касаясь сложного вопроса о происхождении славян и об их изначальной прародине, примем версию о прародине автора «Повести Временных лет» Нестора, который считал, что славяне пришли с Дуная. Оттуда славяне к VIII веку продвинулись на Северский Донец и Дон, побережье Черного и Азовского морей и на Север, в зону густых лесов, где они расселялись среди балтских и финно-угорских племен. Этот процесс расселения проходил в основном мирно (что подтверждает и археология). КIX веку, то есть к моменту образования Русского государства, мощные центры колонизации сложились на Балтике, на озере Ильмень и в Среднем Поднепровье.

Основатель княжеской династии Рюрик (862-879) присоединил к Новгороду, который был княжеской столицей, племена веси, мери и мурома. Князь Олег (879-912) в 882 году занял Киев и перенес туда столицу, то есть сделал среднее Поднепровье центром Русского государства, которое теперь протянулось от Новгорода до бассейна Припяти и Днепра на юго-западе. В 883 году к Киеву присоединили поселения племен древлян, северян и радимичей (к северу от Киева).

Преемником Олега был сын Рюрика Игорь (912-945). При Игоре продолжается политика присоединения отдельных славянских племен и племенных объединений, которых князь обязывал платить ежегодную дань Киеву. Во время одного из походов за данью в древлянскую землю в 945 году Игорь был окружен древлянами и убит.

Соседом Древнерусского государства в это время являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устьях Волги и Дона, Керченском проливе, переправе между Волгой и Доном.

Во второй половине X века началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965 году князь Святослав (945-972) разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским портом стал форпостом Руси на Черном море. Помимо этого Святославу удалось совершить поход по Оке, в ходе которого были присоединены к Киевскому государству огромные территории вятичей. В 967 году в составе Руси было все течение Волги до Каспийского моря, поселения ясов и кубанских черкесов. Считается, что именно Святослав тогда основал известный город Рязань.

Святославом всю жизнь владела идея создания огромной империи русов с центром на Дунае в городе Переславец-Дунайский. Эта идея предполагала включение в состав Киевского государства огромные территории Дунайской Болгарии и Балкан. Однако решить эту задачу Святослав не смог.

После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980). Он окончательно присоединил к Киеву древлянские земли. Князь Владимир Святославич (980-1015) продолжал политику своих предшественников – в его княжение к Древнерусскому государству были присоединены восточнославянские земли по обе стороны Карпат, завершено присоединение вятичей, взяты речные пути по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила защиту страны от кочевников-печенегов.

Правление Ярослава Мудрого (1015-1054) стало вершиной расцвета Древнерусского государства, его международное значение очень возросло. Киевская Русь превратилась в одну из сильнейших в Европе стран.

Благодаря Ярославу Мудрому в 1030 году был присоединен город Тарту (Юрьев), годом позже – «Червонная Русь» и в 1036 году левобережный Днепр. В 1128 году, уже после смерти Ярослава, к Киеву было присоединено Полоцкое княжество.

После начала феодальной раздробленности в 1132 году центром будущей российской государственности становится Ростово-Суздальская, Суздальско-Владимирская и Владимиро-Суздальская земля (это названия одной территории, а в изменении названия запечатлелся перенос столицы из одного города в другой). Возвышение этой земли начинается в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха—Юрия Владимировича, сделавшего своей столицей Суздаль. Всю жизнь он пытался дотянуться до Киева, за что получил прозвище Долгорукий. Он несколько раз захватывал Киев, был изгнан, опять захватывал и в самом конце жизни все-таки стал киевским князем. Однако это не значит, что он не заботился о княжестве, которым правил. Им был основан ряд новых городов: Дмитров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польской, Звенигород, Москва.

После смерти Юрия в 1159 году его сын Андрей Боголюбский не стал занимать киевский престол, а остался в своей земле и перенес ее столицу из Суздаля во Владимир-на-Клязьме. Князь решил покорить Новгород, но потерпел сокрушительное поражение и был вынужден мирным путем договариваться с новгородцами. Переговоры имели успех – Новгород принял князя, предложенного Андреем Боголюбским. Он продолжал укреплять и границы своей земли. После смерти Андрея Боголюбского в результате двухлетней междоусобицы на престоле оказался его младший брат—Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы.

Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под его контролем находился Новгород Великий, в зависимости оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII— начале XIII века был самым сильным русским князем. Безвестный автор знаменитого «Слова о полку Игореве» писал, что многочисленные полки Всеволода могли «Волгу веслы раскропити, а Дон шеломами выльяти». К концу XII— началу XIII столетия Русь занимала уже огромную территорию от Причерноморья на юге и почти до берегов Балтики на севере.

История Московского княжества началась в конце XIII века, когда Александр Невский выделил его своему младшему сыну Даниилу. Московский князь становится реальной политической фигурой, а Москва начинает быстро прирастать землями. Первостепенное значение для расширения торговли Московского княжества имел контроль над всем течением Москвы-реки.

Выполняя эту задачу, Даниил Александрович присоединяет к Москве Коломну (1301), а чуть позднее —Дмитров и Переяславль (последний был окончательно присоединен сыном Даниила Юрием). Дело Даниила по укреплению Москвы продолжил его сын Юрий (1303-1325), при котором Москва обрела еще один город— Можайск и земли вокруг него (1303), а чуть позднее Кострому. Так, постепенно, весь бассейн реки Москвы оказался в руках московских князей. Московское княжество при Юрии становится одним из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

Князь Иван Калита (1325-1333) стоял у истоков московской государственности. Именно по этой причине его фигура так ненавидима западными русофобами, включая К. Маркса и Ф. Энгельса.

Вот весьма показательная цитата из работы Карла Маркса «Разоблачение дипломатической истории XVIII века». Маркс пишет: «Политика Ивана Калиты состояла попросту в следующем: играя роль гнусного орудия хана и заимствуя, таким образом, его власть, он обращал ее против своих соперников—князей и против своих собственных подданных. Для достижения этой цели ему надо было втереться в доверие к татарам, цинично угодничая, совершая частые поездки в Золотую Орду, униженно сватаясь к монгольским княжнам, прикидываясь всецело преданным интересам хана, любыми средствами выполняя его приказания, подло клевеща на своих собственных родичей, совмещая в себе роль татарского палача, льстеца и старшего раба. Он не давал покоя хану, постоянно разоблачая тайные заговоры. Как только тверская линия начинала проявлять некоторое стремление к национальной независимости, он спешил в Орду, чтобы донести об этом. Как только он встречал сопротивление, то прибегал к помощи татар для его подавления. Но недостаточно было только разыгрывать такую роль, чтобы иметь в ней успех, требовалось золото. Лишь постоянный подкуп хана и его вельмож создавал надежную основу для его системы лжи и узурпации. Но каким образом раб мог добыть деньги для подкупа своего господина? Он убедил хана назначить его сборщиком дани во всех русских уделах. Облеченный этими полномочиями, он вымогал деньги под вымышленными предлогами. Те богатства, которые он накопил, угрожая именем татар, он использовал для подкупа их самих. Склонив при помощи подкупа главу Русской церкви перенести свою резиденцию из Владимира в Москву, он превратил последнюю в религиозный центр и соединил силу церкви с силой своего престола, сделав, таким образом, Москву столицей империи. При помощи подкупа он склонял бояр, его соперников-князей к измене своим властителям и объединял их вокруг себя. Использовав совместное влияние татар-мусульман, православной церкви и бояр, он объединил удельных князей для крестового похода против самого опасного из них—тверского князя. Затем, наглыми попытками узурпации побудив своих недавних союзников к сопротивлению и войне за их общие интересы, он, вместо того чтобы обнажить меч, поспешил к хану. Снова с помощью подкупа и обмана он добился, что хан лишил жизни его соперников-родичей, подвергнув их самым жестоким пыткам. Традиционная политика татар заключалась в том, чтобы обуздывать одних русских князей при помощи других, разжигать их усобицы, приводить их силы в равновесие и не давать усилиться ни одному из них. Иван Калита превратил хана в орудие, посредством которого избавился от наиболее опасных соперников и устранил всякие препятствия со своего пути к узурпации власти. Он не завоевывал уделы, а незаметно обращал права татар-завоевателей исключительно в свою пользу. Он обеспечил наследование за своим сыном теми же средствами, какими добился возвышения Великого княжества Московского, в котором так странно сочетались княжеское достоинство с рабской приниженностью. За все время своего правления он ни разу не уклонился от намеченной им для себя политической линии, придерживаясь ее с непоколебимой твердостью и проводя ее методически и дерзко. Таким образом, он стал основателем Московитской державы, и характерно, что народ прозвал его Калитой, то есть денежным мешком, так как именно деньгами, а не мечом проложил он себе путь. Именно в период его правления наблюдался внезапный рост Литовской державы, которая захватывала русские уделы с запада, между тем как давление татар с востока сплачивало их воедино. Не осмеливаясь избавиться от одного бесчестья, Иван, по-видимому, стремился преувеличивать другое. Ни обольщения славой, ни угрызения совести, ни тяжесть унижения не могли отклонить его от пути к своей цели. Всю его систему можно выразить в нескольких словах: макиавеллизм раба, стремящегося к узурпации власти. Свою собственную слабость – свое рабство—он превратил в главный источник своей силы».

Получив престол, он сразу решительно взялся за дело укрепления Москвы и усиления Московского княжества.

Иван Калита боролся с Тверью и оставил своим наследникам Владимир, Перемышль, Звенигород, Серпухов, Рузу, Торжок, Радонеж—почти все крупные, заметные города Московского края. Даже Новгород, верный союзник Москвы в борьбе с Тверью, вынужден был искать расположения московского князя. Обещая разные льготы и привилегии, князь призывал в свой город из других княжеств разный трудовой люд, толпами покупал в Орде русских пленников и тоже селил в московских землях, создавая для них целые слободы и села. Благодаря этому на его земле быстро появилось много прочных хозяйств, которые он поддерживал. Дело собирания вокруг Москвы новых земель, которому он отдал всю жизнь, князь завещал своим сыновьям.

Московский княжеский стол занял Симеон Иванович (1340-1353), соединивший рассудительность и практическую ловкость своего отца с властным характером. За это он и получил свое прозвище Гордый. Он стал верным продолжателем дела отца. Умирая, князь в своем завещании младшим братьям сформулировал главный принцип отношений в московском княжеском роде, благодаря которому Московское княжество сумело добиться успехов в объединении русских земель: покорность и послушание младших старшим, хранение мира и согласия.

При преемнике Симеона Иване Красном к Москве присоединилось в 1362 году Владимирское княжество, а в 1374 году часть Ростовского княжества.

В XIV веке Древняя Русь окончательно распалась на Южную и Северо-Восточную. Северо-Восточная Русь существовала самостоятельно и стала впоследствии ядром Русского централизованного государства. Южная Русь уже в XIV столетии стала достоянием Литвы и Польши. К концу XIV века власть Литвы распространялась на территорию Белоруссии, Брянскую, Черниговскую, Северскую, Подольскую земли. В 1395 году литовцами был захвачен Смоленск.

С окончательным признанием наследственных прав московских князей на титул великих князей владимирских процесс объединения земель вокруг Москвы пошел значительно быстрее. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Белозерское княжество, Дмитров и Стародуб, значительные территории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. В1392-1393 годах к Москве было присоединено Нижегородское княжество, в конце XIV века—земли коми-пермяков по реке Вычегде. Большую роль в мирном присоединении этой территории сыграла миссионерская деятельность просветителя пермской земли преподобного Стефана Пермского. Стефан создал пермскую азбуку и перевел на пермский язык богослужение и Священное писание (вероятно, часть его). Создав азбуку, он отправился с проповедью в коми-пермяцкие земли и проповедовал, основывал в пермяцком крае храмы, для которых писал некоторые иконы.

В XIV веке начинается беспрецедентная монастырская колонизация Русского Севера. Начало ей положил преподобный Сергий Радонежский. За несколько десятков лет без единого выстрела только монастырями, храмами, скитами осваиваются огромные территории. За один XIV век было основано около 120 новых монастырей, и все они находились вдали от городов (число всех монастырей, основанных на Руси с XI века, не превышало 60, и все они были городские или пригородные).

Цепочка монастырей уходила все дальше на север – Троице-Сергиев, Ростовский Борисоглебский, Вологодский Прилуцкий, Спасо-Каменный на Кубенском озере, Кирилло-Белозерский на Сиверском и т.д. В XV веке были уже освоены Соловецкие острова (Соловецкий монастырь) и Ладога (Валаам). В монастырях развивались и осваивались новые формы хозяйствования, строительства, распространялось христианство, культура. Вокруг многих монастырей складывались целые города и поселки – Кириллов, Сергиев Посад, Соловки, на некотором отдалении возникали деревни и села (с упадком и закрытием этих монастырей в XX веке начинают приходить в упадок и маргинализоваться сложившиеся вокруг них населенные пункты. Противостояние сегодняшних «либеральных» сил превращению церкви в ведущую духовную силу общества, невозможность (а подчас и нежелание) вкладывать средства в восстановление разрушенных церквей и монастырей (в особенности в отдаленных районах) приводят к тому, что многие вымирающие села лишаются последнего шанса на сохранение и восстановление. В отдаленных районах, где отсутствуют все необходимые блага цивилизации, сельская церковь всегда была и вновь может стать центром, объединяющим и воспитывающим людей, центром своей малой родины). Восстановление церквей в отдаленных селах в условиях современного повального пьянства и безделья могло бы не только объединить жителей сел и деревень вокруг общего дела и дать возможность заработать, но прежде всего почувствовать важнейшую связь между человеком и малой родиной) , территория становилась освоенной и пригодной для новых потоков людей. В XIV веке общественная идея объединения всей земли вокруг Москвы стала стержнем русской истории, то есть идея колонизации превратилась в политическую идею. С этого момента Москва стала географическим и политическим центром – до сих пор все железные дороги России и примыкающих территорий заканчиваются в Москве.