Силовая подготовка студентов вузов
Учебное пособие
Алексей Борисович Лукьянов
Борис Георгиевич Лукьянов
© Алексей Борисович Лукьянов, 2022
© Борис Георгиевич Лукьянов, 2022
ISBN 978-5-0056-4360-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2024 года в качестве проблемы №1 декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В качестве основного аргумента в пользу этого приводятся данные Минздравсоцразвития России о том, что только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Гиподинамический режим образовательной и повседневной деятельности студенческой молодёжи, высокие интеллектуальные нагрузки и нервно-психические напряжения в процессе семинарских занятий, сдачи зачетов и экзаменов, нарушение суточного стереотипа, режима дня, времени приёма пищи, несоблюдение правил здорового образа жизни приводят к прогрессирующему росту числа заболеваний на старших курсах и увеличению числа занимающихся в СМГ. Ежегодный анализ состояния здоровья поступающих в высшие учебные заведения России показывает неутешительную динамику роста числа студентов-первокурсников с различными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других систем организма (В. Л. Кондаков, 2013).
С развитием цифровых технологий и появлением огромного количества профессий, для которых нужен только компьютер и интернет, фраза «малоподвижный образ жизни» стала применима к тысячам работников. В условиях тотальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, понятен интерес к инженерным профессиям, которые в настоящее время не мыслимы без работы на вычислительной технике. Специфические условия профессиональной деятельности специалиста инженерного профиля определяются такими факторами как работа за компьютером в условиях ограниченного двигательного режима (малоподвижный образ жизни), высокой степенью нервно-психической напряженности, длительным негативным воздействием компьютера на организм человека и пр. Как правило, инфаркт миокарда чаще всего возникает именно у малоподвижного населения. Всемирная организация здравоохранения представила список причин человеческих смертей во всем мире, используя Международную классификацию болезней, среди которых на первом месте были именно сердечно-сосудистые заболевания.
Образовательный процесс в высшей школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление молодежи. Научно-технический прогресс, информационный «бум», компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям студентов, что на фоне роста и развития организма приводит к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний
Требования к профессиональной физической подготовленности инженерных кадров являются одним из приоритетов в системе подготовки вузов России. Главной составляющей в системе профессиональной подготовки являются специалисты, способные после освоения образовательной программы обучения результативно выполнять поставленные перед ними производственные задачи, адекватно реагировать на изменения в экстремальных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Задача подготовки современных инженеров в своем составе опирается на формирование специалиста с высоким уровнем физической культуры, здоровья и психофизической подготовленности к трудовой деятельности.
В настоящее время профессиональная подготовка – одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Она представляет собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием будущего специалиста. Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, которая проявляется как интегральное образование, включающее уровень знаний, умений и навыков в будущей трудовой деятельности, а также сформированность мотивов, потребностей и способностей. Она выступает на индивидуальном уровне и определяет отношение к деятельности и ее результативность. Ю. Д. Железняк (1995, 2000), А. А. Бодалев (1998), В. К. Бальсевич (2000) считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма. Наиболее существенным проявлением физической культуры личности, по мнению Н. М. Амосова (1987, 2003), В. К. Бальсевича (1988, 2000), А.Г. Комкова (2000), С. И. Логинова (2005), является физическая активность как особая деятельность человека.
Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья (Н. А. Амосов, 1987; В. К. Бальсевич, 2000; В. И. Белов, 1995; С. Н. Блэйер, 1994; Н. Н. Вавилова, 2002; В. А. Вишневский, 2002; В. Г. Тристан, 1994; A.Steptoe, 2000; G.J.Welk, 2002 и др.). В то же время физической активностью в стране регулярно занимаются только 20—30% студенческой молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40—60% (С. И. Логинов, 2005; A.Steptoe, 2000). Снижение уровня физической активности студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья (В. А. Вишневский, 2002, А. В. Лейфа 2007).
Одной из задач, решаемых в процессе физического воспитания является обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически обусловленные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, позволяющая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Природа в значительной степени определила наше телосложение. Но человек всегда стремится к самосовершенствованию и может улучшить свою фигуру, нарастить силу мышц, развить двигательные способности. Для этого не существует лучшего способа, чем работа с отягощениями в тренажерном зале. Сила в теории физического воспитания понимается, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных напряжений. Без проявления мышечной силы практически невозможно ни одно движение.
К сожалению, довольно часто среди молодежи мы встречаем юношей с плоской лишенная рельефа грудью, сутулой спиной, тонкими и вялыми руками. У студентов не занимающихся физическими упражнениями., утрачиваются многие жизненно важные физические качества (сила, выносливость, скорость), снижаются функциональные возможности организма (дыхание, частота сердечных сокращений и др.) Мышечная недостаточность, малый вес, приводят к таким распространенным среди студентов болезням, как искривление позвоночника, остеохондроз, плоскостопие. Необходимо отметить, что в студенческие годы завершается возрастное формирование организма.
Со второй половины ХХ века большой популярностью среди молодежи стали пользоваться занятия атлетической гимнастикой. Данный вид двигательной деятельности положительно влияет на процесс физической подготовки и физического развития лиц различного возраста и пола (Д. Вейдер, 1992; А. А. Барабанов, 2001; Г. П. Виноградов, 2009; Л. Остапенко, 2001; В. Протасенко, 2001, 2002; С. В. Новаковский, 2002; С. В. Степанов, Л. С. Дворкин, 2004; Б. Стар, 2002; А. Доннели, Д. Харрис, 2002 и др.), а также предоставляет возможность коррекции различных нарушений морфологического развития (А. С. Власов, 1999; В. И. Дикуль, А. А. Зиновьева, 1990; А. Ю. Рябов, 1998; С. П. Евсеев, 2004; Ю. И. Винокуров, 2004; Р. А. Корнеев, 2004; В. М. Осьминин, 2005 и др.). В физическую подготовку студентов необходимо включать специальные силовые упражнения, которые бы стимулировали тело и мозг, делая нас сильными и здоровыми. Каждый сознательный современный человек длжен стремится к совершенству, уделяя особое значение физической форме
Актуальность непрерывного повышения эффективности процесса физической подготовки подтверждают задачи совершенствования профессионального образования, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В связи с повышающимися требованиями продолжает оставаться актуальной проблема недостаточной физической подготовленности инженерных кадров (В. Ф. Лигута, 2013; Н. В. Астафьев, 2016; В. А. Серебянников, 2017), которая обусловливает необходимость непрерывного совершенствования процесса силовой подготовки. Основные педагогические формы, методы, средства и требования к проведению занятий для решения проблемы недостаточной силовой подготовленности рекомендованы нормативными правовыми актами в области физической подготовки. А также освещены в учебно-практических пособиях, методических рекомендациях по совершенствованию физической подготовленности студентов вузов России. Несмотря на наличие такого вида подготовки в образовательной практике студентов вузов России нередко поднимается вопрос о недостатках в ее организации, содержании и, как следствие, недостаточной степени подготовленности выпускников вузов. (Рыженков А. В., 2005; Горелов А. А., Горелов С. А., Подлипняк Ю. Ф., 2016; Старцев А. М., 2017 и др.).
Глава 1. Анализ проблемы силовой подготовленности студентов вузов России
Условия профессиональной деятельности современных специалистов предъявляют высокие требования к функциональному состоянию отдельных систем организма, в том числе и к силовым качествам и способностям будущих инженерных работников.
Общая физическая подготовка не всегда позволяет создать должный уровень силовой подготовленности человека, обеспечивающий эффективность соответствующей профессиональной деятельности. Поэтому в большинстве случаев необходимо прибегать к занятиям специальными силовыми упражнениями и видами спорта. (Подлипняк Ю. Ф., 1986; Кашин Н. И., 2005; Скоблев А. Е., 2009; Желтов Р. А., 2011; Горшков Ю. В., 2013).
В то же время в системе физического воспитания студентов, особенно технических вузов, опыт системного использования атлетической гимнастики (силовых упражнений) как действенного средства физической подготовки на всем протяжении учебного процесса отсутствует. Хотя надо признать, что отдельные научные разработки по использованию средств атлетической гимнастики в системе физического воспитания учащейся молодежи за последние 10—15 лет выполнялись, но на фрагментарном уровне и не были систематизированы. Так, например, Л. Н. Евланников (2008) выявил эффективность базовой физической подготовки курсантов военного училища; Н. Н. Катьков (2000) рассмотрел возможности применения атлетической гимнастики в условиях реализации традиционной программы физического воспитания учащихся средних учебных заведений; С. И. Давыдов (1998) в качестве базового средства физической подготовки студентов использовал атлетическую гимнастику в рамках академической группы; О. А. Черноярова (2001) на примере дисциплин базовых физкультурно-спортивных видов выявила межпредметные связи в системе подготовки будущих учителей физической культуры; И. Ю. Яновский (2007) показал эффективность влияния средств атлетической гимнастики на физическое состояние мужчин различного возраста; о возможностях комплексного использования статических и динамических упражнений в физическом воспитании студентов говорилось в работах Н. Л. Пирназарова (2007), а о рекреационных занятиях атлетизмом – в исследованиях И. Г. Виноградова (2008) [20].
Имеются научные труды, которые позволяют проследить на протяжении более чем 30-летнего временного интервала жизни нашего общества существующее и продолжающееся до настоящего времени несоответствие между, декларируемыми государством целями физического воспитания, направленными на укрепление здоровья учащейся молодежи и студентов, и реальными социально-экономическими возможностями их осуществления (Л. Г. Амиров, 1980; Б. Г. Акчурин, 1996; Л. М. Архангельский, 1982; Е. П. Байков, 2001; В. К. Бальсевич, 2000; В. А. Бароненко, А. В. Чудиновский, 2003; В. Г. Бауэр, 2001; И.М. Быховская, 1998; М. Я. Виленский, 1999; В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, 2004; А. В. Лотоненко, 1998; Л. И. Лубышева, 1993—2001 и др.).
Применение атлетической гимнастики в качестве базового средства физического воспитания студентов во многом не реализуется в силу отсутствия:
– эффективных методик применения направлений силовых упражнений в различных формах физического воспитания;
– способов дифференцированного применения средств атлетической гимнастики в зависимости от этапа (курса, семестра) и морфофункционального состояния студентов;
В данном контексте возникает еще одна проблема, связанная, прежде всего, с неоднозначным отношением многих специалистов в области физического воспитания к содержанию и формам организации академических занятий по физическому воспитанию студентов в технических и гуманитарных вузах. Здесь выделяются следующие основные направления:
1) оздоровительное – когда высшей ценностью процесса физического воспитания становится здоровье студентов с учетом умственного и физического развития (Л. Н. Алешина, 1998; В. А. Бароненко, А. В. Чудиновский, 2003; А. Г. Булатова, 2000; И. А. Герасимова, 2000; Ю. И. Евсеев, 2005; И. В. Кузнецова, 2003; В. Н. Соловьев, 2003; Г. М. Соловьев, 2004, 2005; Г. И. Любимова, 1999 и др.);
2) тренировочное – главной целью учебного занятия по физическому воспитанию в вузе является достижение тренировочного эффекта (В. К. Бальсевич, 1990—2000; И. Г. Бердников, 1980; А. Е. Гульянц, 1988; В. И. Ильинич, 1995; Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных, 1990; Л. И. Лубышева, 1994; Г. Н. Пономарев, 1997; А. И. Соловьев, 2006; М. Г. Суханова, 2004 и др.);
3) спортивно-ориентированное – то есть, в содержание академического занятия включаются средства одного избранного вида спорта (В. К. Бальсевич, 2000; Л. С. Дворкин, 1992, 2004; М. Е. Дуранов, В. Б. Орлов, 1997; И. В. Орлан, 2002; Т. Г. Ольхова, 2000; А. В. Козлов, 2006; В. А. Красин, 1989; Л. И. Лубышева, 2001; З. А. Осколкова, 2000; М. Г. Суханова, 2004; Е. В. Токарь, 2002; В. Г. Шилько, 2003 и др.);
4) воспитывающее – основной функцией образования в области физической культуры, радикально меняющей его качество, выступает функция превращения образования в реальный механизм физического, нравственного, психического развития личности, то есть формирование физической культуры личности (Н. Н. Визитей, 1985; А. В. Лотоненко, 1998; В. П. Лукьяненко, 2002; К. Д. Чермит, 2005; В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, 2004; Н. Х. Хакунов, 1995 и др.).
Несмотря на существующее в настоящее время разнообразие научно-методических направлений организации физического воспитания в вузах, реальное повышение двигательной активности, физического состояния и в целом формирования здоровья студентов не обеспечивается (В. К. Бальсевич, 2000; В. Г. Бауэр, 2001; Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О. Ю. Давыдов, 2008; В. Н. Курысь, 2004; Ю. И. Винокуров, 2004; Р. А. Корнеев, 2004; О. Б. Немцев, Р. С. Козлов, 2009; В. М. Осьминин, 2006 и др.) [20].
В этой связи обращает на себя внимание совокупное использование всех направлений. Механизмом их объединения является применение одного, вызывающего наибольший интерес, вида двигательной активности, каковой в нашем случае является атлетическая гимнастика. При этом доминирующим компонентом организационного обеспечения личностной физической культуры и ее базовой составляющей, в отличие от доминирующего в современной системе физического воспитания образовательного подхода (В. П. Лукьяненко, 2001; К. Д. Чермит, 2005; В. Н. Курысь, 1998; Н. Х. Хакунов, 1995), должно стать достижение высокого уровня физической подготовленности, физического развития и совершенствование функционального состояния организма студентов, что является основным содержанием базовой атлетической подготовленности.
Известно, что атлетические упражнения имеют, прежде всего, оздоровительное значение, их выполнение вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что улучшет показатели здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект (J. Kokkonen, 1998; K.L. Moore, A.F. Dalley, 1999; H.W. Freeman, 1982; R.B. Frost, 1975; С. Мак Роберт, 2000 и др.). Имеются научные данные, которые говорят о том, что под воздействием атлетических упражнений можно существенно повлиять не только на развитие в молодом возрасте более совершенных форм телосложения, но и на укрепление здоровья (И. Л. Дворкин, В. А. Баландин, 2005; О. Ю. Давыдов, 2006; Л. С. Дворкин, О. Ю. Давыдов, И. Л. Дворкин, 2006; И. Л. Дворкин, 2007)
Подбирая соответствующую методику выполнения силовых упражнений, можно добиться такого эффекта, когда в одних случаях объем мышечной массы увеличивается, а в других – она уменьшается, становится более рельефной. Это связано с тем, что занятия атлетической гимнастикой оказывают влияние на биохимические изменения в мышцах: снижают жировой компонент и увеличивают белковый компонент в мышцах. От этого мышцы становятся более эластичными и более работоспособными.
Атлетическая гимнастика позволяет планировать нагрузку с использованием методов строго регламентированного упражнения, осуществлять нормирование (дозировку) нагрузки и прогнозирование тренировочного эффекта. Содержание физических упражнений при занятиях атлетической гимнастикой обусловливает также их образовательную роль. С помощью физических упражнений приобретается способность лучше владеть своим телом, человек становится более сильным и ловким. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей (Ю. И. Винокуров, 2004; Р. А. Корнеев, 2004; В. М. Осьминин, 2005; А. В. Родионов, В. А. Романов, О. П. Юшков, 1994 и др.).
1.1.Физиологические основы силовой подготовки
Любые двигательные действия человека— это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности – скелетно-мышечной системы. В ЦНС продуцируются импульсы возбуждения, которые через мотонейроны и аксоны поступают в мышечные волокна. Вследствие этого мышцы напрягаются с определённой силой, которая позволяет перемещать в пространстве отдельные звенья тела или тело в целом. От величины и направления приложения силы изменяются скорость и характер движения. Таким образом, без проявления мышечной силы человек не может выполнять никаких двигательных действий. В этом смысле сила является интегральным двигательным качеством, от которого в той или иной мере зависит проявление всех других физических качеств (быстроты, выносливости и т.д.) [21].
В физиологии под силой мышц понимают то максимальное напряжение, которое они способны развить. Внешнее проявление напряжения мышц (силы) измеряют в ньютонах. В теории физической культуры понятие «сила» выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи. Таким образом, сила – это способность преодолевать определённое сопротивление или противодействовать ему за счёт напряжения мышц. В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, реакция опоры при взаимодействии с ней, сопротивление окружающей среды, масса отягощений предметов и спортивных снарядов, силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел, сопротивление партнёра и т. п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее. В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека [21].
Основными специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы являются: собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила); скоростно-силовые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила); силовая выносливость. Это выделение разновидностей силы является довольно условным. Несмотря на свою специфику, они определённым образом взаимосвязаны как в своём проявлении, так и в своём развитии. В чистом виде они проявляются чрезвычайно редко. Как правило, все они являются компонентами большинства двигательных действий человека.
Абсолютная сила человека – это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.
Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела.
Относительная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве. Чем больше силы приходится на 1 кг массы собственного тела, тем легче перемещать его в пространстве или удерживать определённую позу.
Скоростная сила – это способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. На первый взгляд может показаться, что скоростная сила представляет собой комплексное проявление быстроты и силы. Однако в действительности это специфическое проявление силы в определённом диапазоне величины внешнего сопротивления. Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упражнениях.
Взрывная сила – это способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время. Взрывная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, требующих большой мощности напряжения мышц: например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях, ударных действиях в единоборствах и т.п
Силовая выносливость – это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.
При этом имеется в виду разнообразный характер функционирования мышц: длительное поддержание необходимой позы (пр., удержание захвата в борьбе), многократное повторное выполнение взрывных усилий.
В зависимости от режима работы мышц различают также статическую и динамическую силу. Статическая сила проявляется тогда, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодействует человек, отсутствуют (пр., удержание отягощения). Динамическая сила проявляется тогда, когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в пространстве (пр., поднимание отягощения).
При выполнении двигательных действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности работы: удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную.
Удерживающая работа выполняется вследствие напряжения мышц без изменения их длины (изометрический режим напряжения). Она характерна для поддержания статической позы тела, удержания какого-либо предмета и т. п.
Преодолевающая работа выполняется вследствие уменьшения длины мышц при их напряжении (миометрический режим напряжения). Преодолевающая работа мышц при выполнении двигательных действий встречается чаще всего. Она даёт возможность перемещать собственное тело или какой-либо груз в соответствующих движениях, а также преодолевать силы трения или эластичного сопротивления.
Уступающая работа выполняется вследствие увеличения длины напряжённой мышцы (плиометрический режим напряжения). Благодаря уступающей работе мышц происходит амортизация в момент приземления в прыжках, беге и т. п. Нередко в уступающих фазах движения проявляются максимальные величины силы. В частности, установлено, что в уступающем режиме мышцы могут проявить силу на 50—100% больше, чем в удерживающем и преодолевающем режимах.
При преодолевающей работе под силами сопротивления понимаются силы, направленные против движения. При уступающей работе – действующие по ходу движения.
Комбинированная работа состоит из поочерёдного включения всех режимов работы мышц (ауксотонический режим напряжения). Именно комбинированную работу выполняют мышцы в большинстве двигательных действий. Так, в циклических упражнениях комбинированная работа состоит из смены преодолевающего и уступающего режимов. В более сложных по координации работы нервно-мышечного аппарата упражнениях (например, в гимнастических) встречаются все три режима работы мышц: уступающий, преодолевающий, удерживающий.