Книга Формирование научных знаний. Исследуя мироздание - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Тихомиров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Формирование научных знаний. Исследуя мироздание
Формирование научных знаний. Исследуя мироздание
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Формирование научных знаний. Исследуя мироздание

Чтобы правильно определить место, где находится корабль в открытом море, нужно было хорошо знать движение планет и звезд. Развивавшееся мореплавание требовало точных знаний по астрономии.

Средневековые взгляды на строение Вселенной (мира) были ошибочными. Считали, будто бы неподвижная Земля покоится в центре мира. Духовенство поддерживало это ложное учение: оно не противоречило церковной сказке о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

Сокрушительный удар по церковным взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Николай Коперник (1473—1543). Более 30 лет Коперник наблюдал небесные светила с помощью самых простых приспособлений. Сделав сложные вычисления, Коперник пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Значит, Земля лишь одна из планет и все они вращаются вокруг Солнца.

Зная, что за ним неустанно следят шпионы папы, Коперник долго держал свои открытия в тайне. Наконец, в 1543 году он опубликовал свою книгу «0 вращениях небесных сфер». Коперник был уже при смерти, когда друзья принесли и вложили в холодеющие руки ученого первый экземпляр его книги.

Открытие Коперника произвело целый переворот в науке. Рушилась сказка о том, что Земля и первые люди созданы богом. Учение Коперника подрывало авторитет религии.

Настоящим героем, борцом за науку был великий итальянский мыслитель Джордано Бруно. Бруно родился в 1548 году. Подростком родители отдали его в монастырь. Но с детских лет Джордано жадно тянулся к знаниям и посвятил себя не молитвам, а научным занятиям. Втайне от монастырского начальства Бруно познакомился с книгой Коперника и понял, что религиозный взгляд на мир лжив и нелеп. На него посыпались доносы. Сбросив монашескую одежду, Бруно бежал из Монастыря.

Началась жизнь, полная скитаний и тревог, но яркая и кипучая. Духовенство нигде не давало ученому спокойно жить и работать. За 16 лет он побывал во многих странах Европы – во Франции, Англии, Германии, Чехии. Бруно был красноречивым оратором, талантливым писателем и поэтом.

О чем же писал и говорил Джордано Бруно? Развивая учение Коперника, он утверждал, что «Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная – бесчисленное множество звезд, каждая из которых далекое от нас солнце. Вокруг этих солнц движутся свои планеты. Эта смелая мысль Бруно теперь полностью подтверждена наукой.

Одолеваемый тоской по родине, Бруно вернулся в Италию. Здесь он был коварно предан и попал в лапы инквизиции. Почти восемь лет провел Бруно в страшных тюрьмах. Но ни пытками, ни уговорами инквизиторам не удалось вырвать у него отречения от своих взглядов. Церковный суд приговорил ученого к сожжению на костре. Выслушав решение, Бруно бросил в лицо своим палачам: «Произнося мне приговор, вы дрожите от страха больше, чем я, идущий на костер!»

16 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен. На месте его казни, на площади Цветов в Риме, ему поставлен памятник, на котором начертаны слова: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и заплатил за эту свободу своей смертью». Уже ближайшие годы после казни Бруно принесли новые открытия в науке, подтвердившие истину, за которую смелый ученый отдал свою жизнь. Жители Венеции были взволнованы, у главного городского собора теснилась огромная толпа. Каждому хотелось посмотреть в зрительную трубу, через которую можно на далеком расстоянии отчетливо увидеть корабли в море и многое другое. Эту замечательную трубу установил на колокольне собора ученый Галилео Галилей (1564—1642).

Галилей был первым ученым, наблюдавшим небо в телескоп. Оказалось, что на Луне, как и на Земле, есть горы, что планету Юпитер окружают спутники и что даже на Солнце есть пятна. Много других открытий сделал Галилей с помощью своей замечательной трубы. И все они подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

Церковь запретила читать книгу Коперника. Как бы в ответ на это Галилей издал научный труд, в котором отстаивал выводы польского ученого. Открытия Галилея возбудили бешеную злобу духовенства. Папа вызвал Галилея в Рим на церковный суд. Семидесятилетний ученый предстал перед инквизицией. Пять месяцев длился допрос. Угрозой пыток инквизиторы вырвали у измученного старика отречение. В одежде кающегося грешника он должен был опуститься на колени и произнести вслед за судьей унизительные слова «раскаяния». Позже об отречении Галилея была сложена красивая легенда, – будто бы, произнеся слова о том, что он не верит в движение Земли, Галилей поднялся с колен и воскликнул: «А все-таки она вертится!» В этой легенде выражена уверенность в том, что нельзя задушить свободную мысль человека. До конца своих дней Галилей оставался пленником инквизиции. Но он остался убежденным в правильности новых взглядов на Вселенную. Так наука восстала против религии и вырвалась из ее плена. Перед ней открылись необъятные просторы для изучения и объяснения мира.

Возрождение (фр. – ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая XV – XVI вв. Начало берет в деятельности итальянских гуманистов XIV – XV вв. (Ф. Петрарки, К. Салютати, Л. Бруни и др.), постепенно к XVI в. становясь общеевропейским феноменом. Термин «Возрождение» связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир».

Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, и магико-мистические мотивы позднеантичных подделок под откровения Гермеса Трисмегиста («Герметический корпус»), Зороастра («Халдейские оракулы»), Орфея (орфические гимны), – порождая своеобразную, отличную от средневековой и Нового времени, культуру. При этом параллельно с ней в университетах и монастырях продолжала существовать схоластическая ученость, горели костры инквизиции. Гуманисты открывали новые и переосмысливали старые тексты античных авторов, переводя их с языка оригинала, совершенствовали филологический инструментарий, ставили вопросы о свободе и достоинстве человека, утверждали примат активной, творческой деятельности над созерцательной, критиковали схоластику. Возрожденческий неоплатонизм разрабатывался Н. Кузанским, участниками Флорентийской платоновской академии. К мыслителям этого направления можно отнести и Дж. Бруно. Но Фичино и Мирандола пытались вписать свои философско-магические интересы в христианскую доктрину, Бруно с ней порывает. Аристотелизм был представлен П. Помпонацци, скептицизм – М. Монтенем, натурфилософия – Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперником. Социально-философские вопросы рассматривались Н. Макиавелли, Г. Гроцием. Утопические социальные системы строят Т. Мор и Т. Кампанелла. Реформу католической церкви с позиций гуманизма предложил Э. Роттердамский.

Философия науки 19 века

Промышленный переворот, начавшийся в последней трети XVIII века в Англии, стал в XIX в. главным содержанием экономики западных стран, определяя развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства.

Сначала Англия, за ней Франция, несколько позже США, Германия, Австро-Венгрия, Италия, Россия с большим или меньшим успехом пошли по этому пути. К концу XIX в. индустриализация началась в Японии, затронув, и страны традиционной цивилизации.

Так с XIX в. в Европе и США окончательно утвердилась цивилизация, которую ученые назвали индустриальной, где главной ценностью стали считать технический прогресс.

Наиболее развитой страной в области промышленного производства в Европе в первой половине XIX в. оставалась Англия, где широко использовались паровые машины, возникали новые индустриальные центры, особенно на севере и западе страны. На примере Англии мы и можем рассмотреть процесс завершения промышленного переворота. К этому времени – к середине

XIX в. – в Лондоне и ряде других городов появились заводы современного типа – огромные застекленные помещения, в которых размещались станки. Станки произвели революцию в производстве, заменив кустаря. Они позволили обрабатывать металл с повышенной скоростью. С помощью станков изготовляли различные механизмы. Английские инженеры Моделей, Нэсмит и Витворт создают разнообразные станки, позволяющие производить машины при помощи машин.

Это и явилось завершением промышленного переворота. Заводы становятся частью пейзажа Англии. В таких городах, как Бирмингем, Манчестер, не было видно неба из-за рядов дымящихся труб.

Успешно развивались судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство, машиностроение.

30—40-е гг. XIX в. в Англии – время бурного железнодорожного строительства. К середине века железнодорожная сеть в основных чертах была создана и обслуживала быстро развивающийся внутренний рынок и внешнюю торговлю. Как вы знаете, английский флот давно уже господствовал на морях, и теперь за рубеж отправлялись изделия текстильной и тяжелой промышленности, особенно станки. Промышленный переворот затронул и сельскохозяйственное производство. На смену деревянным пришли орудия из железа и стали. К 1825 г. в Англии завершилась аграрная революция. В стране стали преобладать фермерские хозяйства, где применялись прогрессивные способы земледелия. На их полях появились сеялки, молотилки, усовершенствованные плуги. Фермеры нового поколения отказывались от старых, патриархальных отношений с работниками. Прежде работник нанимался, как правило, на ежегодной ярмарке сроком на один год. Если фермер и батрак были довольны друг другом, то срок мог быть продлен. При этом работник питался за одним столом с хозяином и его семьей. Теперь батраки нанимались по мере надобности – на месяц, неделю. Снижалась и их заработная плата.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги