– Сломать дворцы до основания. Потёмкин, проследи!
Услышав эти страшные слова, архитектор Баженов побледнел и понял, что его детище «Царицыно» не понравилось императрице. Тогда он с огорчением остановил императрицу словами:
– Государыня, я достоин Вашего гнева, не имел счастья угодить Вам, но жена моя ничего не строила.
Императрица обернулась и допустила к своей руке супругу архитектора. Затем, не сказав ни слова, она уехала.
– Где это видано, чтобы такие дорогие дворцы ломали? – недоумевали придворные. – Ведь каких денег сумасшедших они стоили.
Единственный, кто был спокоен, так это граф Потёмкин.
«Надо же, императрица пресытилась устаревшей готикой, – подумал он, – теперь подавай ей дворцы в классическом стиле, как Московский. А ещё я пологаю, что архитектор Баженов замешан в масонском заговоре. Не лез бы он в политику, тогда бы и дворец понравился!», – и велел Измайлову:
– Прежде чем ломать дворцы, распорядись представить в Петербург для высокого утверждения два проекта нового Большого царицынского дворца архитекторам Баженову и Казакову, и срок даю две недели.
– Слушаюсь, – вытянулся перед Потёмкиным расстроенный Измайлов.
Уже в карете Потёмкин, чтобы как-то развеять мрачные мысли императрицы, стал её успокаивать:
– Не огорчайся, Като. Я велел Измайлову представить тебе для утверждения сразу два проекта Большого дворца в Царицыне, выполненные архитекторами Баженовым и Казаковым.
– Хорошо, а мы с тобой посмотрим у кого лучше, – быстро ответила Екатерина.
– Знаешь, Баженов все силы направил на рисовку прекрасных фасадов в силе русской готики, и они получились. Ты же ведь хотела получить дачную усадьбу «Царицыно» тихую и уютную?
– А сейчас не хочу! – капризно ответила императрица.
– Баженов увлёкся – продолжал Потёмкин, – и вышел за рамки сметы на строительство, ведь он вкладывал свои сбережения, брал кредиты и даже заложил свой дом. Так что задолжал он, аж 15 тысяч рублей.
– Оплати из казны, – вздохнула императрица и стала смотреть в окно кареты. – А мне мерещится Московский дворец. Молодец Казаков!
Так что императрица всю дорогу из Москвы в Петербург только и говорила о Московском дворце в Кремле (ныне Сенатский дворец), и об архитекторе Матвее Казакове.
«Пожалуй, она заменит придворного архитектора Баженова на его ученика Казакова, – подумал Потёмкин, зевая. – Пусть, пусть капризничает!»
Глава 3
Михаил Измайлов прибыл из Петербурга в Москву с утверждённым проектом Казакова. Он поздравил архитектора с победой и велел приступать к разборке царицынских дворцов. На следующий день он заехал в архитектурную мастерскую Баженова, чтобы его как-то поддержать, но тот приболел. Его сразу с вопросами окружили ученики Баженова. Измайлов сел на табурет перед чертёжным столом, на котором красовался генплан усадьбы «Царицыно».
– Вот из-за этой архитектурной концепции усадьбы, – указывая на генплан, начал говорить Измайлов, – и получился конфуз. Желая сохранить природу поместья, Баженов разделил ландшафт на две зоны – дворцовую и парковую с прудом. Вы видите, что получился целый дачный город, в центре которого стояли равные дворцы для императрицы и цесаревича. Вокруг кавалерские корпуса, корпус кухни, павильоны для слуг, камер-юнгерский корпус и другие постройки. Всего более 30 сооружений, и все они запроектированы уютными, аккуратно вписывающимися в природу. Корпуса узкие, а поэтому залы получились небольшие, загородные. Кроме того, в ансамбль входили мосты, декоративные строения. Этот увеселительный комплекс должны были построить за два года, а его строительство растянулось на десять лет. За это время готику все забыли, а вот классический стиль стал везде преобладать.
– А что, великий Баженов не знал об этом?
– Ему было поручено создать загородный дворцовый ансамбль, и он выполнил его блестяще, создав свой архитектурный стиль в русской готике, – ответил Измайлов. – Но прошло время и императрице для утверждения образа абсолютной власти увеселительный «Каприз» в Царицыне уже не подходил. В этом комплексе она, увидев два одинаковых дворца, для себя самой и сына Павла, конечно же, разгневалась, ведь её уровняли с цесаревичем. А её дворец должен преобладать над другими строениями – ей нужно самодержавное величие!
– Но ведь каждый лист проекта, каждый фрагмент фасада был утверждён её же подписью? – возмутились ученики Баженова.
– Это не в счёт! Вы же знаете, что мне было велено привезти в Петербург два проекта Баженова и Казакова по переделке Царицыно. Я договорился с Казаковым, что вначале буду показывать только проект Баженова. Но императрица так разгневалась, опять увидев проект Баженова и почти не взглянув, отвергла его. На следующий день я представил проект Казакова, который она благосклонно одобрила, а Баженова велела уволить с должности придворного архитектора на год для поправки здоровья.
Измайлов тогда подумал: «Может императрица остыла от царицынских затей в готике, и чувствовала неприязнь к масону Баженову, который мечтал видеть на троне Павла, а не сына его Александра, как хотела Екатерина. Видимо в этом дело, а архитектура тут не причём».
А вслух он передал слова императрицы:
«Такой огромный ансамбль сотворил Баженов, а жить-то в нём негде».
– А каков проект Казакова? Хорош ли?
– Я видел его проект и могу рассказать о нём. – покачал головой Измайлов, явно симпатизирующий Баженову. – Матвей Казаков попытался по возможности сохранить избранный вашим учителем стиль. Новый 3-х этажный императорский дворец он расположил на сносе двух дворцов, который своими размерами стал доминировать в комплексе. На мой взгляд, новый дворец вошёл в противоречие с существующей застройкой в Царицыне. А так, казаковский дворец хорош – крупный в плане, похож на французский замок Шамбор, который был, видимо, выбран в качестве вдохновения. Казаков в своём проекте ярко выявил элементы готической архитектуры, и всё благодаря 8-ми башням, акцентирующим углы императорского здания. Вот такой проект расширения дворца и приняла императрица.
В марте 1786 года в Царицыне началась разборка двух дворцов – покоев императрицы и её сына цесаревича Павла, а 18 июля был заложен первый камень в фундамент нового дворца и строительство началось. Но этому проекту Казакова не суждено было осуществиться, потому что императрица потеряла всякий интерес к усадьбе в Царицыне. А после смерти князя Потёмкина, финансировавшего это строительство, оно вообще остановилось. Императрица Екатерина всё же в 1793 году решила этот «долгострой» побыстрее завершить, и поэтому «сняла» 3-ий этаж и велела достроить дворец в 2-х этажном варианте. В начале 1796 года был разобран Кавалерский корпус, а Большой дворец был вчерне закончен. Его покрыли временной кровлей и сделали внутреннюю отделку 17 залов, ожидая дальнейших указаний императрицы, но 5 ноября 1796 года она умирает. Когда новый император Павел побывал в Царицыне, то впервые согласился с мнением своей матери, заявив, что дворец негоден для проживания. А прибыв в Петербург, он издал указ: «… в селе Царицыно никаких строений не производить». И царицынские постройки, так и не стали императорской резиденцией. Впоследствии император Павел часто вспомнил слова матери: «Стройка дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше хочется, тем больше хочется строить – это болезнь, как запой!»
Но время неумолимо. Шли годы, и дворцовый комплекс «Царицыно» стал постепенно разрушаться.
Послесловие
В 2004 году музей-заповедник «Царицыно» был передан в ведение города Москвы и уже на следующий год начались работы по восстановлению Большого дворца и полной реконструкции дворцового ансамбля с парком. Авторами этого проекта были архитекторы О. Галаничева и Н. Мухин Управления Моспроекта-2. Несмотря на жёсткую критику ряда специалистов, в 2007 году восстановление музея-заповедника «Царицыно» было в основном завершёно. А мэр Москвы Юрий Лужков на открытии Большого дворца закончил своё выступление словами:
– Прощай печальная руина! Здравствуй возрождённое «Царицыно»!
Жемчугова
Странноприимный дом в Москве
Глава 1
Модной забавой российского дворянства второй половины XVIII века, вдруг, стали домашние театры, в которых играли дворовые и крепостные крестьяне, естественно, специально воспитанные и обученные актёрскому искусству. В репертуарах таких крепостных театров блистали, выписанные из Италии и Франции, комические спектакли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кроки – обмерный эскиз
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги