Мышечная сила определяется кистевым и становым динамометром. Для детей дошкольного возраста подходит кистевой динамометр, рассчитанный для измерения силы до 30 кг. Ребенок берет динамометр в руку, поднимает ее в сторону и сильно сжимает. После небольшого отдыха измеряется сила другой руки. Становая сила определяется становым динамометром. Ребенок становится двумя ногами на металлическую пластинку с крючком, за который прикрепляется динамометр, и тянет за ручку вверх, прикладывая усилие рук, туловища, ног.
Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего плечевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы плечевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.
Интересно еще и то, что некоторое время назад в сообществе поднимался вопрос по поводу того, кто же сильнее, мальчики или девочки. Как мне кажется, данная статья дает ответ на этот вопрос.
gerraa
По поводу последней фразы: это то, о чем я говорила и, увы, безуспешно пыталась объяснять мамам, защищающим своих драчливых отпрысков. Мышцы у пацанов и девчонок, скорость их реакции таковы, что из двух среднестатистических, примерно равных по «размеру» нетренированных детей пацан в любом возрасте будет сильнее девчонки. Так что весь этот треп, что бедных мальчиков гнобят девки – разговоры в пользу мальчиков, чтобы у них был повод безнаказанно лупить этих самых девочек. В определенном возрасте девочки еще берут «массой», действительно иногда, будучи крупнее мальчишек – но это быстро проходит, а желание стукнуть у последних остается…
Развивать мышечную силу, безусловно, необходимо. А указан ли там в этой книжке такой аспект, что до определенного возраста деткам не стоит увлекаться тяганием тяжестей, качалками и т. п., поскольку, грубо говоря, «плющатся» хрящи, фигура приобретает коренастые очертания, по росту юный фанатик-качок рискует проиграть в будущем своим ровесникам и т. п.
vikont-ic
В книге такого акцента нет. Хотя, конечно же, вы правы, увлекаться развитием силы в раннем возрасте (дошкольном и младшем школьном) нежелательно.
Четвертый год жизни – рекомендации к развитию
Написано на основании книги: Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
В этот период в физическом воспитании ребенка следует учитывать следующие особенности:
1. Показывая движения, особое внимание обращать на частоту дыхания. Движения с участием многих групп мышц, в том числе и мышц туловища, должны выполняться детьми медленнее, чем движения рук или ног. В выполнение упражнений вносить как можно больше игровых элементов. Использовать четверостишия, простые песенки, игровые ситуации, имитирующие действия животных и др.
2. Дыхательные упражнения разнообразятся имитированием полета птиц, плавания, потягушками и т. п.
3. Осваиваются такие упражнения, как наклоны туловища в стороны, вперед до касания пальцами пола.
4. Проводить ежедневную (5—6 мин) утреннюю гимнастику. Приучать детей выполнять движения в соответствии с показом, сохранять правильное положение тела, соблюдать правильное направление.
5. Продолжительность подвижных игр и физических упражнений на прогулке 15—20 мин.
6. Побуждать детей принимать посильное участие в коллективных действиях (физкультурные развлечения), эмоционально отзываться на яркие впечатления, радоваться, проявлять активность в самостоятельной деятельности, использовать двигательные действия в играх со взрослыми и сверстниками.
7. Формировать у детей гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к окружающим.
8. Проводить комплекс закаливающих процедур, мероприятий с использованием природных факторов. В холодное время года обеспечивать ежедневное пребывание на воздухе до 4 часов, летом – весь день. Проводить местные и общие водные процедуры – влажные обтирания, обливания ног, тела. Температура воды при местных процедурах постепенно снижать с 30 до 16—14 градусов. Постепенно переходить к общим водным процедурам – обливаниям всего тела. Начальная температура воды при обливании 34—35 градусов, конечная – 25—24 градусов, температура воздуха – не ниже 23 градусов.
gerraa
Гм. А каким, простите, боком к физическому развитию ребенка относится п.7? Нет, конечно, уже радостно, что хоть не надо забивать дитю голову делом Ленина и иже с ними, но на кой черт этот пунктик во вполне себе узкопрофильном списке?
vikont-ic
На самом деле, с моей точки зрения, этот пункт один из важнейших. Именно физическая культура помогает многим детям понять и осознать, что такое на самом деле доброта, взаимопомощь и т. п. Единственное, что для четырехлетних детей это все, в большей степени, объясняется действиями, а не словами.
Ведь физические качества всегда можно развить (в какой-никакой мере), а хорошего человека воспитать, например, начиная с 5-го класса, уже поздновато.
Пятый год жизни – рекомендации
Написано на основании книги Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. В скобках даны мои добавления или комментарии.
Это период интенсивного роста и развития организма ребенка. Дети могут систематически заниматься не только физической культурой, но и спортом. Большое оздоровительное значение имеет обучение танцам, фигурному катанию, художественной (и спортивной) гимнастике.
В этот период в физическом воспитании учитываются следующие особенности:
1. Продолжается закаливание. Необходимо обеспечить достаточное ежедневное пребывание на воздухе. Прогулку в зимнее время проводить при температуре воздуха до -18 -22 градусов, соответственно одевая детей – 4—5 слоев одежды. Приучать детей к самостоятельному влажному обтиранию до пояса. Проводить местные процедуры и общие: влажные обтирания, обливания ног, купание.
2. Чтобы заинтересовать детей занятиями по физической культуре и спорту, надо стараться использовать любимые детьми игровые упражнения.
3. В комплексы для пятилетнего ребенка должны входить: дыхательные упражнения, разные виды ходьбы, бега, упражнения для мышц ног, рук, туловища, а также упражнения на внимание и координацию движений.
4. Все большее значение уделяется развитию двигательных качеств: быстроты движений, ловкости, силе, выносливости (странно, что здесь забыта гибкость). Гармонично развитые двигательные качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.
5. Для детей в домашних условиях желательно оборудовать своеобразный стадион. В дверном проеме можно прибить деревянные колодки с вырезами и в них вкладывать съемную перекладину (сейчас вполне можно купить готовые перекладины, бери и прикручивай, если будете делать колодки, то они должны быть сделаны так, чтобы перекладина не соскакивала случайным образом, например, от обычных раскачиваний). Просто сделать и гимнастическую стенку, приспособив для этого обыкновенную стремянку.
6. При выполнении физических упражнений воспитывать у детей умение подчиняться правилам, ответственно выполнять порученную роль, развивать сообразительность.
7. Создавать условия для наблюдения за действиями старших детей (или иногда давать возможность поиграть со старшими детьми).
8. Поддерживать желание детей проявлять двигательную активность в разных видах самостоятельной деятельности, выполнить двигательные действия по собственной инициативе.
9. Приучать после занятий физическими упражнениями делать влажное обтирание. После подвижных игр на улице самостоятельно мыть руки, причесываться.
Шестой год жизни – рекомендации
Написано на основании книги Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. В скобках даны мои добавления или комментарии.
У ребят этого возраста повышается выносливость, улучшается координация движений. Они лучше прыгают, точнее бросают и ловят мяч, легко и ритмично бегают. В этом возрасте наиболее часто выявляются первые дефекты в осанке. Ребенка надо учить правильной манере держаться. Словесные замечания типа «стой ровно», «подбери живот» (мощное замечание), «подними голову» (тоже неплохо) недостаточны. Необходимо укреплять мышцы и связки систематическими упражнениями: использовать специальные упражнения, способствующие формированию осанки, проводить их преимущественно в форме игры, применяя имитационные (подражательные) движения: «растягивание пружины», «лыжник», «зайчик», «кошечка добрая – кошечка сердитая» и т. п.; предлагать движения по типу заданий: «покажи, как качаются деревья», «как колют дрова», «как собирают ягоды, овощи, фрукты».
В этом возрасте может наблюдаться плоскостопие (а может и не наблюдаться). Оно затрудняет работу всего опорно-двигательного аппарата. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине.
Основным средством профилактики и главным методом лечения плоскостопия остается специальная гимнастика. Во время занятий физическими упражнениями необходимо широко использовать различные мелкие предметы: мячи, кубики, шарики, палочки, обручи, давая задания детям в захватывании этих предметов пальцами ног, включать ходьбу и бег (по неровной поверхности, например, по ребристым дорожкам). Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стопы (если нет косолапости).
Следует продолжить комплекс закаливающих мероприятий, обеспечить ежедневное пребывание на воздухе, закреплять самостоятельные навыки в проведении простейших водных процедур – обливания ног водой контрастных температур и т. д. При обливании всего тела начальная температура воды 34—35 градусов, конечная 22—24 градуса. Если есть возможность, можно продолжить купание детей в открытых водоемах, увеличив его продолжительность до 8—10 минут.
Музыкальное сопровождение на занятиях в детском саду и на уроках
Музыкальное сопровождение играет большую положительную роль на занятиях с детьми, однако не всегда просто подобрать музыкальное сопровождение к занятию. Есть много разных нюансов в проведении музыкальных занятий, и не каждый учитель или воспитатель может с ними справиться. Вот немного интересной и, я надеюсь, полезной информации по данной тематике:
Если есть возможность, то каждый разработанный комплекс с музыкальным сопровождением (особенно в детском саду и первом-втором классах), должны подчиняться определенному сюжету (например, «Зимняя сказка», «Приключения Буратино», «Бременские музыканты и др).
В свою очередь, каждое упражнение комплекса (или серия упражнений) могут иметь название и должны выполняться под «свой» музыкальный эпизод. При этом у ребенка возникают определенные моторные ассоциации на конкретную фразу из текста песни, мелодию, и он быстро запоминает порядок выполнения движений.
Выбор музыкального сопровождения определяется характером упражнений, а также уровнем эстетической подготовленности детей. При этом используется музыка из любимых мультфильмов, музыкальных сказок, кинофильмов, эстрадных песен, понятных детям. Важно, чтобы музыкальное сопровождение удачно «вливалось» в сюжет комплекса ритмической гимнастики. Запись должна быть чистой, с четко выраженным ритмом.
Многие музыкальные произведения помогают использовать приемы имитации и подражания, а также образные сравнения, которые повышают эмоциональный фон занятий и способствуют развития мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
В вопросе музыкального сопровождения для занятий ритмической гимнастикой с дошкольниками многие специалисты едины во мнении: музыка должна быть доступна восприятию ребенка. Очень важно, чтобы музыкальное сопровождение вызывало у ребенка моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
С точки зрения доступности для выполнения упражнений музыкальные произведения должны быть удобными по темпу, с четкой и ясной фразировкой. Для младших дошкольников наиболее приемлем умеренно-быстрый или умеренно-медленный темп, для старших детей можно использовать произведения с замедлениями и ускорениями. Музыкальный темп определяется характером упражнений и должен меняться на протяжении занятия.
Наиболее подходящим темпом для подготовительной части занятий считается 110—120 акцентов в минуту, для упражнений стоя в основной части 120—130 ритмических акцентов. Бег и прыжки удобнее всего выполнять под музыку с темпом 150—170 акцентов в минуту.
Для упражнений в растягивании, поворотах и наклонах головы использовать музыку в темпе 40—60 акцентов в минуту, для наклонов туловища 70 акцентов в минуту, для маховых движений 80—90, для подскоков – 120—150 и для быстрого бега 160 акцентов в минуту.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на формирование навыка произвольного расслабления, Шарманов С. Б. рекомендует использовать специальную музыку для релаксации в сочетании с естественными природными звуками, тематически связанную с сюжетом (крики чаек, шум морского прибоя).
Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям ритмической гимнастикой с детьми, важно учитывать сочетание ритма, эмоционального и смыслового содержания.
Как показывают наблюдения, не только дошкольники, но и многие школьники не всегда способны согласовывать свои движения с музыкой. Многие не могут отметить хлопками метрический рисунок (ритм), не могут достаточно четко ходить и тем более бегать в соответствии с метрической пульсацией. Они выдерживают темп музыкального произведения, но, чувствуя его смену, не всегда точно ее воспроизводят (а очень важно научить их это делать).
Между тем наибольший эффект от выполнения упражнений получить можно только тогда, когда движения четко согласуются с музыкой, т. е. выполняются в заданном ритме и темпе.
Также необходимо учитывать и музыкальный размер.
Для дошкольников четырех лет рекомендуется использовать музыкальные произведения, написанные в размере 2/4. В занятиях с детьми пяти лет правильно преимущественно использовать музыкальный размер 2/4 (120 уд/мин), но при этом не исключать музыкальные произведения, написанные в размерах 3/4 и 4/4. Дошкольникам более старшего возраста и младшим школьникам необходимо в равной степени включать в занятия музыкальные произведения с размерами 2/4, 3/4 и 4/4.
Поскольку занятия под музыку могут быть довольно динамичны, то нецелесообразно часто менять исходное положение, а также выполнять подряд несколько упражнений, где основная нагрузка ложится на одни и те же группы мышц.
На начальном этапе освоения комплексов (5—8 занятий) дети выполняют упражнения под руководством преподавателя, но в дальнейшем, когда станет очевидно, что у них возникают определенные моторные ассоциации на конкретную мелодию, и они запомнили порядок выполнения упражнений, можно переходить к самостоятельному выполнению комплекса.
Частота смены комплекса зависит, во многом, от интереса к нему со стороны занимающихся. Если разученный комплекс выполняется неохотно, без интереса, значительная часть детей отвлекается, то его нужно менять. Хотя частенько достаточно немного изменить (усложнить) уже изученные упражнения, чтобы комплекс приобрел совершенно новую окраску.
Пример – музыкальные произведения, которые хорошо подходят для занятий:
М/ф «Бременские музыканты» и «По следам Бременских музыкантов»
«Наш ковер – цветочная поляна» – музыкальный размер 2/4
«Песня гениального сыщика» – 2/4
Дуэт Глупого Короля и Прекрасной Принцессы» – 2/4
Песня переодетых Бременских музыкантов – 2/4
Говорят, мы бяки – буки… – 4/4
Пусть нету ни кола и ни двора… – 2/4
Песня «Заграничных певцов» – 4/4
«Колыбельная» заграничных певцов – 4/4
Песня Ослика м/ф «Большой секрет» – 4/4
т/ф Приключения Буратино «Бу-ра-ти-но», Песня кота Базилио и лисы Алисы и Песня Карабаса-Барабаса – 2/4
Песня Дуремара – 4/4
А также песни из фильмов «Маша и Витя против Диких гитар»; «Происшествие в стране Мульти-Пульти»; «Достояние республики» (Кто на новенького – 4/4). М/ф «Ничуть не страшно», «Осторожно, обезьянки» и многие другие.
Не стоит также забывать и о Маршах – 2/4; торжественной музыке (кстати говоря, наш гимн написан в музыкальном размере 4/4, только его нельзя использовать в занятиях) и Вальс с мазуркой – 3/4.
Статья написана на основании очень интересного методического пособия (которое, к сожалению, достать очень сложно): М. В. Кузьменко, Е.Е., Биндусов. Ритмическая гимнастика в дошкольном образовательном учреждении: Учебное пособие. – Малаховка: МГАФК, 2004. – 84с.
По данному вопросу можно также посмотреть такую литературу:
Лисицкая Т. С. Аэробика на все вкусы. – М.: Просвещение. – Владос, 1994. – 96с.
Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец: Физкультурная библиотечка школьника. – М.: Советский спорт, 1988. – 48с.
Лисицкая Т. С. Ритм+Пластика. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 160с.
Матов В. В., Иванова О. А., Матова М. А., Шарабанова И. Н. Ритмическая гимнастика для школьников. Серия «Знание». – М.: Физкультура и спорт. – 1989. №4. С. 98—181.
Михайлова Э. И., Иванов Ю. И. Ритмическая гимнастика. Справочник – М.: Московская правда – 1987. – 77с.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждение. – СПб.: «Детство-пресс», 35
Танцевальные упражнения
Занимаясь физкультурой с детьми в детском саду, не стоит забывать и о таких упражнениях, как танцевальные. Вот примерно то, чем должны овладевать дети в разных группах:
Вторая младшая группа (третий-четвертый год жизни): Начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой. Ритмично ходить и бегать под музыку, менять вид движений в соответствии с изменением характера музыки. Водить хороводы с песней. Поворачивать кисти рук, притоптывать ногами в такт музыке.
Средняя группа (пятый год жизни): Двигаться в темпе, соответствующем темпу музыки. Выполнять шаг прямого галопа. Двигаться парами по кругу в плясках и хороводах. Перестраиваться по музыкальному сигналу.
Старшая группа (шестой год жизни): Стараться выразить в движении характер музыки. Начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной фразой. Поочередно выставлять ноги на пятки, а потом притопывать ногами. Выполнять приставные шаги с приседаниями. При кружении ступать одной ногой на носок, другой всей ступней. Отмечать простейший ритмический рисунок музыки хлопками; плавно поднимать руки вверх и опускать вперед и в стороны. Расходиться и сходиться в парах. В свободных плясках творчески использовать знакомые танцевальные действия.
Подготовительная группа (шестой-седьмой год жизни, а также эти упражнения могут относиться и к первому классу): Непринужденно и выразительно двигаться в соответствии с характером и темпом музыки; согласовывать движения с музыкальными фразами. Ходить торжественно-празднично, мягко-плавно. Ритмично перескакивать с ноги на ногу. Выполнять шаги польки; с притопом; приставные шаги с приседаниями. Выполнять плавные движения руками, хлопки в различном ритме. Участвовать в плясках и хороводах.
Тематическое занятие
Для интереса и разнообразия физкультурных занятий в детском саду можно делать их тематическими. Например, провести комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), посвященный походу в лес:
Комплекс ОРУ «В лесу»
«Дышим лесным воздухом»
И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз
1 – руки вверх – в стороны
2 – руки через стороны вниз
Повторить 4 раза.
«Отгоняем комаров»
И.п. – узкая стойка ноги врозь
1 – руки вперед
2 – руки вверх, помахать кистями, посмотреть на них
3—4 – руки через стороны вниз.
Повторить 4 раза.
«Ищем грибы»
И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз
1—2 – наклон вперед (не сгибая колен) руки в стороны, голову прямо – выдох
3—4 – и.п.
Повторить 4—5 раз.
«Здравствуй, грибок»
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс
1—2 – присесть, постучать пальцами по носкам ботиночек, сказать: «Вижу»
3—4 – и.п.
«Грибки, в корзину!»
И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс
Выполнить 8—10 подскоков. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.
Повторить первое упражнение.
После такой разминки можно перейти и к основной части – подвижным играм:
Подвижная игра «Грибы-шалуны»
На площадке очерчивается круг – «корзинка грибника». В корзинке находятся дети – «грибы». Считалкой выбирается «грибник», который присаживается в присед в 2—3 м от круга – он долго ходил по лесу, устал и заснул. Ведущий произносит текст:
На пеньке сидит грибник,Отдыхает, крепко спит.Тише-тише, не шумите,Грибника не разбудите!Дети-«грибы» выбегают из «корзинки», прыгают, шалят на лужайке. Ведущий говорит: «Грибник проснулся!» Грибник после слов воспитателя просыпается, видит, что грибы рассыпались – разбежались, начинает догонять детей – собирать грибы в корзинку. Дети – «грибы» должны успеть забежать в «корзинку» до того, как до них дотронется «грибник». Тот, кого «грибник» запятнал, становится следующим водящим – «грибником».
Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы корзиночку возьмем»
Мы корзиночку возьмем, – Шагают по кругу друг за другом
В лес по ягоды пойдем.
Раз, два, три, четыре, пять, – Останавливаются, выполняют «прыжинку» (наклоны или приседания)
Будем ягоды искать. – Хлопают в ладоши.
Пробежимся по дорожке, – Бегут по кругу.
Перепрыгнем через лужи. – Прыгают на двух ногах.
Под листочки мы заглянем – Приседают
Ягод соберем на ужин: – Имитируют руками сбор ягод.
Ежевики и малины, – Шагают на месте.
Голубики и калины.
Гроздья спелые брусники – Выполняют пружинку,
И немного земляники. – Хлопают в ладоши.
Завершением тематического занятия может быть игра малой подвижности:
Например, «Назови гриб (ягоду)»
Дети образуют круг. В центр круга становится ведущий с мячом. Ведущий произносит текст:
Ну-ка, Лена (Маша, Саша), не зевай!Гриб скорее называй!Или
Ягод много есть в лесу,Ты назови всего одну.Затем ведущий кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает ведущему, называя гриб или ягоду. Игра продолжается.
Тематическое занятие взято из книги Кирилловой Ю. А. «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. В данной книге много полезной информации по данному вопросу.
Утренняя гимнастика для малышей дома и в детском саду
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, с каких упражнений начинать ребенку 1,8 лет занятия утренней гимнастикой. Хотелось бы приобрести готовый комплекс для малышей на ДВД. Мне попался только ДВД «Утренняя гимнастика для малышей тетушки Совы», но, к сожалению, без отзывов.
vikont-ic
Мне попались такие отзывы:
«Уроки тетушки Совы» вообще на мой взгляд странный проект, на кого он рассчитан – непонятно. Очень все медленно – ребенок быстро теряет интерес, упражнения сомнительные».
«Мы смотрим „Прыг-скок команду“ на канале „Теле няня“. Она идет целый день – так что и зарядка, и физминутка у нас регулярная».
Но отзывов мало, а это говорит о том, что не так много людей этот диск используют.
Вы только не забывайте, что кассеты кассетами, но живое общение с ребенком намного лучше. Может быть удобнее использовать только музыку и делать упражнения вместе с ним?
Утренняя гимнастика в детском саду
Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.
Все мы знаем, что, спеша на работу или по другим делам, мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед детским садом. Именно по этой причине ежедневное её проведение в детском дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака, поэтому старайтесь привести ребёнка в детский сад без опозданий так, чтобы ребёнок успел её сделать.