Книга ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО - читать онлайн бесплатно, автор ГЕНИЙ ФОКИН. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО

Григорий Пантелеевич. Ну и где наш психотерапевт?

Возвращается Евгений Станиславович. Ставит на стол магнитолу, подключает удлинитель. Включает магнитолу

Григорий Пантелеевич. Покажите ваше искусство.

Начался сеанс. Открываются правые двери и в холл входит Антон. Он разинул рот, глядя на разворачивающееся действие. На своём диване расположился Эдик.

Евгений Станиславович. Сядьте в позу кучера или откиньте голову назад и закройте глаза…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются… Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…сидите в позе кучера или откинув голову назад и закрыв глаза…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются… Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Ваши правая и левая руки тяжёлые: вот расслабляются мышцы рук – пальцы, кисти, обе руки стали тяжелыми, как свинец. Они бессильно лежат, как плети. Нет сил, не хочется двигать ими. Вы испытываете состояние, которое испытывают после долгой и приятной прогулки на свежем воздухе, после купания в реке. Вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны…Ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая. Ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая. Вы совершенно спокойны. Правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая. Левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая. Вы совершенно спокойны. Правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая. Левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая. Вы абсолютно спокойны. Сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно. Дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное. Вам легко дышится. Солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб приятно прохладен. Напрягите руки – углубите дыхание – откройте глаза – расслабьте руки. Я погружаюсь на дно моря, я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, всё дальше и всё глубже на дно моря. Всё дальше и дальше на дно моря. Я поднимаюсь на вершину горы, я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, всё выше и выше на вершину горы. Всё выше и выше на вершину горы. Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом, обратно. Напрягите руки – углубите дыхание – откройте глаза – расслабьте рукисеанс психотерапии закончен.

Сеанс психотерапии закончился, музыка стихла, все встают. Со своего дивана падает Эдик.

Наталья Михайловна. Потрясающе! Я такого никогда не испытывала. Ой, поднимите Эдика.

Антон и Евгений Станиславович поднимают Эдика и сажают его на диван.

Лола. И мне очень, очень понравилось.

Евгений Станиславович. А как остальные?

Нестройный хор больных. Очень. Очень понравилось.

Сеанс окончился. Антон подходит к Евгению Станиславовичу.

Антон. Так вы не писатель, а кто же вы?

Евгений Станиславович. И писатель, и психотерапевт. И научился тому и другому у других людей.

Антон. А что это такое поза кучера? Это от психотерапевта по фамилии Кучер?

Евгений Станиславович. Нет, это не от фамилии. Это от названия позы, в которой отдыхали извозчики (кучеры), дожидаясь следующего ездока. Всё очень просто. Садишься, наклоняешься вперёд, локти кладёшь на колени, а голова свободно свисает вниз, ещё немного времени, и ты дремлешь.

Антон. А-а-а-а. Понятно. А что это у вас за девайс?

Евгений Станиславович. Не девайс, а устройство, называемое магнитола. Оно работает как радио или как кассетный магнитофон. Сейчас таких не выпускают.

Антон. Евгений Станиславович, я бы принял участие в таком сеансе.

Евгений Станиславович. Приходи завтра в это же время.

Все кромеЭдика и Лолы покинули холл через правую дверь.


Явление седьмое. Обед

Эдик. Лола, ты что-то неважно выглядишь.

Лола. А я думала, что это незаметно.

Эдик. Может тебе к Григорию Пантелеевичу сходить?

Лола. Боюсь, что Григорий Пантелеевич мне не поможет.

Эдик. Что ты, Григорий Пантелеевич хороший врач.

Лола. Боюсь, что психиатр мне не поможет.

Через некоторое время в холл выходит Мария. Лола сидит в кресле у стола.

Мария. Лола, ты идёшь на обед?

Лола. А меня тошнит.

Мария. Надо временно прекратить приём лекарств.

Лола. Так я уже прекратила.

Мария. Сама, не спрашивая врача?

Лола. Да.

Мария. Надо что-то делать.

Лола. Буду вынавшивать и рожать.

Мария. Так ты беременна?

Лола. Да.

Мария. Ну, дела.

Подходят остальные больные. Открываются двери столовой, и выглядывает Гоча Петрович.

Гоча Петрович. Дамы за столы.

Дамы проходят в зал. Двери закрываются. Мужчины в холле остались одни.

Антон. У меня под ложечкой сосёт.

Евгений Станиславович. Если хочется есть, нужно выпить стакан воды.

Степан Степанович. У меня нет воды. Только газировка сладкая.

Евгений Станиславович, Антону. Вот так, постепенно проявляются недостатки. Вот здесь в холле должен стоять охладитель с водой и стаканчики разовые для больных. Раньше, когда я был твоего возраста и даже младше, по городу стояли автоматы с газировкой и сироп к ней. Берёшь стакан, моешь его на мойке, ставишь и бросаешь одну копейку в монетоприёмник. Вода автоматически наполняет стакан. Если хочешь газировку с сиропом, бросаешь три копейки. Но это ещё не всё. Я работал на заводе, где в термическом цехе были установлены автоматы бесплатной выдачи холодной газировки. Нажимаешь на кнопку и тебе полный стакан газированной холодной воды, а стакан ёмкостью 250 миллилитров.

Степан Степанович. У нас такой на нашем этаже в училище стоял. Так все в очередь становились, чтобы холодной газировки выпить.

Антон. Да, было бы неплохо стаканчик выпить.

Евгений Станиславович. Степан Степанович, а вы когда-нибудь пили вино из автоматов?

Степан Степанович. Нет, ни разу.

Евгений Станиславович. Это было в мои школьные годы в Крыму. Как пионер, я отдыхал в пионерском лагере недалеко от Евпатории. И вот нас пионеров повезли на экскурсию в Евпаторию. Там, на набережной стояли в ряд такие же автоматы, что и в Москве. Такие же. Да не такие. Это были автоматы по розливу вина. На одном автомате указана цена на вино в 10 копеек, на другом – 15 копеек, на третьем – 20 копеек. Как вы думаете, устояли ли пионеры? Правильно, нет, и я в том числе, а мне было пятнадцать лет.

Открываются двери столовой, выходят женщины и выглядывает Гоча Петрович.

Гоча Петрович. Я сейчас протру столы, минуточку.

Антон. Вот бы нам сюда такой автомат, хотя бы за 10 копеек.

Евгений Станиславович. Ха-ха-ха-ха. Нам нельзя. Алкоголь усиливает действие нейролептиков. А нейролептики усиливают действие алкоголя.

Антон. Я бы такой автомат для розлива вина сделал комбинированным. А именно вино-нейролептическим. Вино десять градусов – купюра сто рублей. Хочешь вино двадцать градусов, вставляй купюру двести рублей и рядом со стаканчиком вина выпадет таблетка фенозепама 50 миллиграмм.

Евгений Станиславович. Ха-ха-ха-ха. Антон, ты быстро соображаешь и у тебя есть чувство юмора.

Открываются двери столовой, выглядывает Гоча Петрович, буфетчик.

Гоча Петрович. Мужчины, заходите.

Мужчины заходят в столовую.

Из левой двери выходят санитар Эдик и фельдшер Олег Николаевич.

Олег Николаевич. Надо посмотреть, как соблюдается режим в нашей клинике.

Эдик. Тихий час.

Мужчины вслед за женщинами выходят из холла через правую дверь. За ними уходят через правую дверь Эдик и Олег Николаевич.


Явление восьмое. Тихий час

Холл. В холле остались Антон и Лола. Справа из приоткрытой двери на них смотрит Мария.

Лола, Антону. Я не буду спать в тихий час, а то не усну ночью. Если тебе хочется поговорить – я к твоим услугам.

Антон. Я вчера признался тебе в любви. Ты обещала подумать над моим предложением. Итак, я жду ответа.

Лола. Антон, ты знаешь, как с узбекского переводится Лола?

Антон. Как?

Лола. Прежде скажите, какой цветок тебе нравится?

Антон. Роза.

Лола. Так вот с узбекского Лола – Тюльпан. А ещё скажу: Антон, не торопись. В таких делах не спешат.

Антон. Лола, если до вечера ты не дашь мне ответ, я устрою переполох в клинике и ты ещё меня запомнишь. Я тут такое устрою, такое…

Антон резко встаёт с кресла и уходит. В дверях он натыкаются на Марию. Та входит и садится рядом с Лолой.

Лола. Хуже нет, чем объяснение в любви от наркомана.

Мария. А почему?

Лола. Потому, что они неадекватны. И потом это объяснение в больнице. А выйдет и опять за наркотики. Я слышала, как Антон Степану Степановичу говорил, что от винта кайф уже не тот. То есть он выйдет, и будет увеличивать дозу, затем перейдёт на героин. Короче, не жилец.

Мария. А ты циник.

Лола. Нет, реалист. Мне нужен здоровый мужчина, о котором говорят: я за его спиной как за каменной стеной.

Мария. Ты давно без работы?

Лола. Да две недели уже, как сюда попала.

Мария. А ко мне не хочешь пойти. Мне визажист нужен.

Лола. Да я не против. Я вот до сих пор не знаю, когда меня выпишут.

Мария. Ну, вот выпишут и приходи.


Явление девятое. Полдник

Через открытую дверь справа входят больные. Лола и Мария на креслах у стола. Через дверь слева вошел Эдик и сел на свой диван. Открываются двери столовой. Выглядывает Гоча Петрович.

Гоча Петрович. Та-а-а-к, время полдника. Подходите за яблочным соком.

Степан Степанович. А из какого сорта?

Гоча Петрович, улыбаясь. Белый налив, ещё вчера на яблоне висел.

Степан Степанович. Ну, прям Белый налив. Антоновка.

Евгений Станиславович. Антоновка кислая.

Степан Степанович. Верно.

Евгений Станиславович. Самый лучший сок из свежевыжетых яблок. Я пил этот сок в детстве у моего деда, а сорт – штрифель. Дед сам сок давил.

Степан Степанович. А что дамы скромно молчат?

Мария. У нас на даче – Грушовка. Вот яблоки, так яблоки.

Наталья Михайловна. А у нас на даче – дичок, привили ему Белый налив, так у него такие яблоки – крупнее кулака.

Все заходят в столовую. Гоча Петрович закрывает двери. Через некоторое время он открывает двери, и больные выходят и рассаживаются вокруг стола.

Степан Степанович. Евгений Станиславович, как вам спалось? Может вам как писателю, в тихий час писательница приснилась?

Евгений Станиславович. Точно. Приснилась Агата Кристи и её Пуаро, и я пробую использовать её опыт в своём творчестве.

Степан Степанович. А я теперь снов не вижу. После служебной травмы. У меня, в отставке, жизнь как сон. Ха-ха-ха-ха.

Наталья Михайловна. Степан Степанович, ну вы же представитель правопорядка, хоть и в отставке, а ведёте себя как мальчишка. Ну что здесь смешного?

Степан Степанович. А то, что мы ждали полдник пятнадцать минут, а вчера в это время мы уже пили сок. А вообще надо стараться жить весело. Наталья Михайловна, что-то вы грустная с утра, что сон плохой приснился?

Наталья Михайловна. Приснилось, что мой муж не хочет оплачивать курс моего лечения здесь в клинике. А я ему говорю, так ты уже всё уплатил. А он говорит, мне тоже надо лечиться. А я ему, что с тобой? А он память плохая стала.

Степан Степанович. Не знал я, Наталья Михайловна, что вы юморист. Ха-ха-ха.

Евгений Станиславович. Я могу порекомендовать вас, Наталья Михайловна, в один весёлый журнал. Ха-ха-ха-ха.


Явление десятое. Свободная беседа в холле

В холле Эдик, Антон, Лола и другие.

Эдик, Антону. Антон, если у тебя есть деньги, ты можешь себе позволить кое-что. Если у тебя есть большие деньги, ты можешь позволить себе многое. Но никто не может себе позволить всё, так как все деньги невозможно иметь.

Антон. А биткойны и другие криптовалюты?

Эдик. Так это просто игра на валютной бирже. Нужно вовремя купить или вовремя продать, и ты стал богаче.

Антон. Так игроки на валютной бирже не работают санитарами в психиатрической клинике.

Эдик. Так я и не говорю, что играю на валютной бирже. Я – учусь в медучилище. А на каникулах работаю здесь.

Наталья Михайловна, держа в руке карманное издание детектива. Молодёжь, тише.

Далее, к Евгению Станиславовичу. Евгений Станиславович, что вы сейчас пишете?

Евгений Станиславович. Пьесу.

Наталья Михайловна. И о чём пьеса?

Евгений Станиславович. О лунатике и лунатизме.

Наталья Михайловна. Д-а-а-а. А откуда вы берёте материал?

Евгений Станиславович. Из детства, из своего детства.

Мария. А в Википедии об этом можно прочитать?

Евгений Станиславович. О лунатиках и лунатизме – да. О моём детстве – нет. Пока ещё нет. Ха- ха-ха-ха! Вот выпишусь, и напишу о своём детстве, а может быть не только о детстве, в Википедию.

Лола. И что же вы сами прочли из своего детства?

Евгений Станиславович. О том, что в детстве я был лунатиком.

Лола. Я в первый раз вижу человека, который сам признался, что был лунатиком.

Евгений Станиславович. Да я в детстве ничего не знал ни о лунатиках, ни о лунатизме, об этом мне никогда не говорили ни родители, ни бабушка с дедушкой. Бабушка просто отлавливала меня по ночам, когда светила полная луна, когда я вставал с кровати и ходил в коридоре, и пару-тройку раз встряхивала меня и укладывала снова спать. Это было со мной дошкольником, а потом прошло, и никакая полная луна уже не могла заставить меня встать до утра.

Мария. Можно ли заболеть лунатизмом?

Евгений Станиславович. Можно, а можно и вылечиться.

Наталья Михайловна. Можно ли заразиться лунатизмом?

Евгений Станиславович. Лунатизм не коронавирус, заразиться им нельзя.

Наталья Михайловна, повернувшись к Антону. Вот, что значит поговорить с культурным и образованным человеком.

Антон. А нам это не интересно.

Наталья Михайловна. Антон, с каких это пор ты говоришь о себе во множественном лице?

Антон. С техпор, как у меня начались раздвоение личности и мания величия.

Наталья Михайловна. Ха-ха-ха-ха! И какие лекарства вы, двое, два Антона, принимаете от раздвоения личности и мании величия?

Антон. А мы не лекарства принимаем. Мы от раздвоения личности в столовой просим дать нам вторую порцию для моего второго я, а от мании величия просим нам увеличить порции.

Евгений Станиславович. Ха-ха-ха-ха. Антон, тебе тоже надо устроиться в юмористический журнал.

Антон. Сейчас журналы никто не читает. Надо в сети свой блог вести и читателей будут миллионы.

Евгений Станиславович. Ну, и что же ты не завёл в сети свою страничку?

Антон. Так надо весь день сидеть за компьютером и писать, писать, писать. А это скучно и хочется иногда отойти в туалет, а нельзя – можно лишиться аудитории. Эти несчастные блогеры спят в обнимку с включённым компьютером с настроенным звуковым сигналом в случае поступления запроса, и тут же бросаются к клавиатуре, а их блогерши тоже спят в обнимку с компьютерами. И им, блогерам, и их блогершам никогда не встретиться вживую.


Явление одиннадцатое. Ужин

Эдик и все больные собрались в холле.

Мария, Лоле. Тебе надо поужинать.

Лола. Да, надо, но не хочется.

Мария. Надо, надо. Ты теперь не одна.

Открывается столовая. Выглядывает Гоча Петрович. Дамы, прошу к столу.

Женщины пошли ужинать. Двери закрылись.

Антон. А почему Гоча Петрович женскую половину называет дамы, а нас – мужчины?

Евгений Станиславович. Вообще это ведётся от традиции называть участников сбора в замках рыцарей. И там традиция обращения к женщинам и мужчинам гласит следующее: дамы и кавалеры. А у нас в русском языке кавалеры трансформировалось в мужчины, хотя кавалеры используются редко и в несерьёзном смысле. Я имею в виду процесс ухаживания мужчины за женщиной.

Степан Степанович стоит и трёт ладони одну о другую.

Евгений Станиславович. Степан Степанович, что это вы трёте ладони и улыбаетесь. Ждёте удачи?

Степан Степанович. При моём бездействии и тяжелая работа в радость. Чую печёнкой, в нашей клинике будет заваруха. Будет вам забота, а мне работа.

Евгений Станиславович. Скучаете по работе, Степан Степанович?

Степан Степанович, вдыхая. Ещё как.

Открываются двери столовой и выходят женщины.

Степан Степанович. Дамы, как ужин?

Лола. Также как обед.

Антон. Что, тоже самое, что в обед?

Лола. Ты меню читал?

Антон. Нет.

Лола. Скрываешь свое плохое зрение?

Антон. Скрываю своё сильное раздражение.

Открываются двери столовой и мужчины заходят на ужин. В холл выходит Олег Николаевич.

Олег Николаевич. Эдик, закрой за мной. Я ухожу. (всем) До завтрашнего утра.

Эдик закрывает за Олегом Николаевичем выходные двери и садится на диван. Мужчины выходят из столовой.


Явление двенадцатое. Свободная беседа в холле

В холе все больные и Эдик.

Наталья Михайловна. Евгений Станиславович, а не могли бы вы рассказать нам о своей пьесе?

Евгений Станиславович. Пожалуйста. И так, продолжим. Я пишу пьесу о лунатике и лунатизме. За лунатиком, как вы знаете далеко ходить не надо, я – лунатик. Ну, по крайней мере, был им в детстве.

Наталья Михайловна. Так вы болели лунатизмом?

Евгений Станиславович. Ну, так говорить нельзя. У больных лунатизмом ничего не болит. Это у его окружения болит…голова, с одним вопросом: что делать? А вот моим окружающим родственникам и в голову не приходило, что меня надо лечить. Они просто ловили меня, когда я выходил из спальни в коридор, где было окно и светила полная луна. Я не знаю, сколько времени это продолжалось, но я перестал ходить по коридору, пока светила полная луна.

Теперь, что касается пьесы. Действие происходит в частной психиатрической клинике. Ну…такой как эта, например, и все пациенты помогают, в силу своих возможностей и жизненного опыта, вычислить и остановить лунатика, который своими действиями нарушил спокойное течение жизни в этом учреждении.

Наталья Михайловна. А кто в вашей пьесе будет лунатик?

Евгений Станиславович. Ну…я ещё до конца не решил. Но его действия, порой неожиданные, вносят смятение в жизнь клиники и её больных.

Из столовой выходит Гоча Петрович, закрывает на ключ двери столовой.

Гоча Петрович. Всем до свидания. Эдик, закрой за мной.

Эдик и больные нестройным хором. До свидания.

Гоча Петрович уходит. Эдик закрывает входные двери, подходит и становится рядом с Евгением Станиславовичем.

Мария. А нельзя ли по подробнее о вашей пьесе?

Евгений Станиславович. Ну, что конкретного? Ну, например, лунатик утащил всё мыло больных, перекусав каждый кусок. Как же дальше жить без мыла?

Наталья Михайловна, Лола, Мария смеются.

Евгений Станиславович. Посмотрел бы я на вас всех, если бы вы лишились мыла. Будьте на чеку, сегодня полнолуние, и если среди нас, пациентов есть лунатик, то ждите утром результат его хождения.

Все смеются.

Мария. Ну, допустим я лунатик и сделала всё в состоянии лунатизма, буду ли я помнить свои действия?

Евгений Станиславович. Возможно. Я же помню коридор, окно, полную луну и мою бабушку, которая ловила меня и отправляла в кровать. А вообще-то тут нужен наблюдатель, для фиксации происходящего.

Мария. Ну, ничего себе, я ничего не помню, а остальные просто всё проспали.

Евгений Станиславович. Степан Степанович, а вам приходилось ловить лунатиков, ну, ночью?

Степан Степанович. Да, ночью приходилось выезжать на задержание. И все задержанные были обыкновенные уголовники. А вот лунатиков я не встречал.

Мария. Евгений Станиславович, так кто в вашей пьесе будет лунатик?

Евгений Станиславович. Всё зависит от того, сколько будет действий в пьесе, два или три, а может и четыре. По закону жанра лунатик будет выявлен в конце. Интрига в том, что лунатик один из шести. И мне надо повернуть каждого из шести так, чтобы он попал под подозрение. Или так устроить, что некого подозревать, то есть дать лунатику алиби.

Лола. Евгений Станиславович, вы когда-нибудь писали детективы?

Евгений Станиславович. В чистом виде – нет. Но у меня во второй пьесе есть элементы детектива, когда два больных сделали ночную засаду на третьего, который воровал столовые ложки, ломал их и подбрасывал другим.

Мария. Воровал ложки?

Евгений Станиславович. Да, да, воровал ложки, ломал и подбрасывал. Ну что вы хотите от больного в психиатрической больнице. Если бы он был на воле, то я думаю, что масштаб его деятельности увеличился, а украденные предметы обрели бы масштаб.

Лола встала с кресла и вышла в сторону комнат. Затем за ней последовал Антон. Лола возвращается и ест зубную пасту. Входит Антон.

Антон, неся газировку. Лола, ты чего совсем спятила? Я тебе шоколадку дам. На, это куда лучше зубной пасты.

Лола, отодвигая шоколадку.

А ты что не знаешь, что у беременных женщин извращённый вкус.

Антон. Беременна?

Мария. Лола, ты сегодня ужинала?

Лола. Нет, я ела зубную пасту. Мне нужен кальций для костей моего ребёнка. Когдап моя мама была беременна моей сестрой, она ела мел, клоторый я приносила из школы.