Выбор профессии?
Александр Фролов
© Александр Фролов, 2024
ISBN 978-5-0064-8151-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОТ АВТОРА
Всякий выбор требует интеллектуальных усилий. Особенно – если он жизненно важен. А что может быть важнее выбора направления деятельности, которая принесёт человеку всё наиболее значимое для него – взаимодействие с миром, социализацию, личностные связи с другими людьми, средства к существованию. Люди всегда находят возможность помучиться, не задаваясь вопросом – а по какому поводу они это делают? Традиционными стали поиски непонятно чего, сопровождающиеся переживаниями, страданиями и в конечном счёте – жизненными неудачами. Не дают люди обычно себе труда сказать, о чём же они говорят, что же они обсуждают и, тем более, что же они делают. Так, бессловесно обходятся. Результат, как правило, не замедляет себя ждать.
Вот и с выбором того, что люди бессловесно подразумевают под профессиями, дело обстоит точно так же. Профориентируют, пишут по этому поводу пособия, создают кафедры, тестируют – так и не сказав, по какому поводу и зачем. А молодые люди, обучающиеся в общеобразовательной средней школе и, тем более, оканчивающие её, остро нуждаются в осознанности выбора будущей жизни, в поддержке здравосмысленности этого выбора. Здесь и теперь. И вся эта страшная муть с декларируемыми профориентаторами многими тысячами профессий убивает лучшие побуждения ещё в начале взлётной полосы, а то и до выхода на неё.
Мозг не понимает и не любит сложных выборов. Его содержательная деятельность проста и чётка. Надо только дать ему возможность простоты. А она на самом деле уже дана – эволюционно развившимся классификационным мышлением в предельно простой, в строгом смысле этого слова, форме научного продуктивного мышления. Так почему бы этим не воспользоваться, давая нашим таким замечательным юным людям шанс стать реально социализированными, успешными и счастливыми.
Предлагаемая книга является, по существу, монографией, посвящённой основам и технологии своевременного выбора направления социально и личностно значимой деятельности. Однако результаты по возможности строгого рассмотрения проблемы могут иметь для конкретных субъектов выбора непосредственное практическое применение. Надеюсь, что книга сможет оказать помощь молодым людям в преодолении сложившихся профориентационно-информационных хаоса и путаницы с целью продвижения в своём личностном развитии к профессионализму как высшей форме социализации личности.
Книга не предназначена быть истиной в последней инстанции – такое было бы внеочередным безумием. Однако представляется вполне естественным предположение, что она пригодится и специалистам, посвятившим себя благородному делу профориентации, для возможного пересмотра акцентов в своей деятельности и её коррекции. При уважительном сохранении всего положительного из наработанного в этой области опыта.
Книга является частью системного изложения подхода к интеллектуальной направленности общеобразовательного процесса и его результатов. Это привело к значительному числу ссылок на другие мои оригинальные работы в рамках создаваемой системы. Я рассчитываю на то, что ознакомление с этими работами будет содействовать пониманию данной книги и её полезности.
Александр Фролов
ГЛАВА 1. Что говорят о выборе профессии
1.1. Что предлагается выбирать
Главная заповедь научного работника, да и любого думающего человека – прежде чем обсуждать что-либо, определи, что ты хочешь обсуждать. Что говорят специалисты в области выбора профессии о её сущности?
«Профессия – исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества» [7]. Не говоря о тавтологичной неопределённости («профессия – развитые профессионально важные качества»), не является ли предложенное попыткой определения специальности? На это указывает и этимология слова: от латинского specialis – «особый, особенный», то есть требующий особенной подготовки. Не более того. А «профессия» и «специальность», вопреки словарям синонимов (например, [1; 26]) синонимами не являются. Слово «специальность» указывает на род занятий, для которых нужны специальные знания, полученные в результате специального же образования. Слово «профессия» употребляется для обозначения другого понятия, в принципе более общего и личностно ориентированного по сравнению со «специальностью».
«Профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества, и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию» [19, С. 13]. Подобные определения служат основой для представлений о десятках тысяч профессий. Да что там – и миллионы профессий такого рода можно подвести под данное определение. Особенно – в сфере обслуживания. Но вот здесь же: «Специальность – комплекс приобретённых путём профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии» [19, С. 37]. Всё-таки специальность и профессия разведены, и специальности представляются развивающимися «в рамках профессии». Однако это никак не вяжется с только что данным определением профессии, которая, согласно этому определению, выходит за рамки любых представлений о специальности. Какой-то замкнутый и вполне порочный круг. Да и кто сказал, что профессиональное образование даёт именно профессию, как бы её ни определяли?
Вообще тавтологичность продвигаемых в общество определений профессии поражает: «Профессия – это система профессиональных задач…» [8, С. 35].
«Профессия – это необходимая для общества социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [13, С. 107; 8, С. 30]. При традиционной размытости и некоторой выспренности, эта попытка определения профессии имеет явно выраженный экономико-социологический оттенок, вопреки названию книг: «Введение в психологию труда» [13, С. 107] и «Психология профессий» [8, С. 30]. Ведь психология – это отрасль науки, изучающая проявления внутреннего мира человека в его поведении. Ну, и где здесь этот внутренний мир с интересами [3] человека, отражающими его сущностно «потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане»? По-видимому, именно подобные данному определения профессии породили жутковатые и бессмысленные в плане попыток выбора представления о десятках тысяч профессий. Эти представления отражены в официальных стандартах и справочниках, создавая впечатление огромной мутной лужи, в которой надо поймать неизвестную юркую маленькую рыбку.
В работе [8, С. 123] практически признан факт мешанины из профессий и специальностей в представлении людей, занимающихся проблемами, связанными с выбором направления и содержания профессиональной деятельности. И подавно – в представлении людей, которым этот выбор предстоит. Таким образом, мы безусловно имеем дело с неопределённостью самого объекта обсуждения. В результате совершенно непонятно, что же и с какой целью надо выбирать. Нет чёткого определения профессии – бессмысленно и обсуждение предмета и процедуры выбора.
1.2. Как «это» предполагается выбирать?
Как ни определяй профессию, но то, что под ней невнятно подразумевают, действительно приходится выбирать. Ведь жить-то надо, а для этого, как минимум, необходимы уже упомянутые «средства существования и развития», конкретный качественный и количественный смысл чего носит принципиально личностный характер.
Предмет и процедура выбора в существенной мере требуют примирения потребностей общества с интересами личности. Бернард Шоу тоже был достаточно далёк от внятного определния профессии, но, со свойственным ему блестящим остроумием, отметил, что «профессия – заговор специалистов против непосвящённых» [7, С. 35]. То есть выбирают профессию человека или, по крайней мере, подталкивают его к выбору некие «специалисты». Кто они? Чьи интересы они представляют? Ответ достаточно ясен из определения профессиональной ориентации (далее – профориентации) человека, которое дано в работе [7, С. 23]: «Профориентация – система государственных мероприятий, призванная решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой». Напрашивается вывод: подталкивающий «специалист» – государство в лице органов экономического планирования его существования. И речь идёт о получении требуемых готовых взрослых «кадров». Надо отметить, что в предложенном определении профориентации честно пренебрегается интересами (в строгом смысле этого слова [3]) личности. Так что профориентировать в соответствии с потребностями общества, представляемого государством, надо, в первую очередь, достаточно взрослых людей, здесь и теперь, практически не выбирая средств.
Не выбирает средств, как известно, рынок. Эрих Фромм [45] описал пять типов человеческого характера с точки зрения ориентаций личности, присутствующих в характере любого человека в качестве вкладов с различными пропорциями. Эти ориентации подразделяются Фроммом на плодотворные и неплодотворные. Преимущественно плодотворная ориентация порождает, естественно, плодотворный характер, а неплодотворная носит рецептивный, стяжательский, эксплуататорский и рыночный характеры. Рыночный вклад, особенно в наше время и в наших социальных условиях, представляется наиболее существенным. Для такого типа личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Вот и ориентирует государство, суля всякие выгоды, на те виды деятельности, которые в настоящее время для него наиболее актуальны. Сейчас в нашей стране остро нужны инженеры, техники и рабочие промышленности, чья подготовка была в своё время сорвана нелепым и в своей сущности диверсионным погружением в «гуманитарную ориентацию». Тоже сулившую легкодоступные блага при минимальном напряжении интеллектуальных возможностей человека. Аналог сегодняшней рыночной кадровой ситуации просматривается в пятидесятых годах прошлого столетия, когда стране понадобились физики. Один только фильм «Девять дней одного года», игравший на патриотизме и любознательности молодёжи вплоть до жертвенности, существенно сказался на конкурсах в вузы физической направленности. Ну, подготовили нужные кадры, ну, отобрали лучших и нужных, а остальных – куда? И в наше время втянутые в гуманитарный поток существенно пополнили и пополняют ряды торгующих на рынках в прямом смысле этого слова. Так что готовых к неплодотворной деятельности из рыночных соображений – хоть отбавляй, и на них-то должны быть направлены основные усилия профориентационной деятельности в соответствии с приведенным выше её определением.
А вот личностей с существенно плодотворным вкладом в характер нужно выращивать. И здесь-то в полной мере разворачивается настоящая вакханалия. Практика, как правило, обнаруживает отсутствие необходимого профессионализма у людей, посвятивших себя благому делу профориентации. Не принимаются в расчёт ни особенности фаз психического развития детей, ни отсутствие у них «широкополосной» информационной базы о принципиально возможных видах деятельности, ни инструментальных возможностей мышления, позволяющих не то что осуществлять какой-то выбор, а даже осознавать свои эмоциональные состояния, приводящие к развитию интереса. И рассуждают горе-педагоги и горе-психологи, а то и губернаторы, о «формировании инженерного мышления с дошкольного возраста». У всех. Повально.
В работе [7, С. 13] намечена возрастная траектория развития профориентационного процесса. Профессионально ориентированные интересы зарождаются к десяти-двенадцати годам. Вполне возможно, что это именно так. Вот только что такое профессия – так и не сказано. Поэтому зарождающийся интерес не выявляется в качестве широкой базы для дальнейшего исследования ребёнком связанных с этим интересом жизненных возможностей, а активно размывается многотысячным облаком даже не специальностей, а обязанностей и должностей. И вот на этом фоне далее в течение трёх-пяти лет происходит формирование профессиональных намерений. Опять-таки речь не может идти о профессии, поскольку она не определена. Намерения становятся «специальностными» в худшем варианте, поскольку на давление государственного заказа накладывается давление менталитета, заставляющее стремиться к тёплому хлебному месту при не сильно обременительной деятельности. И заинтересованно любовавшийся грациозными движениями редких животных молодой человек взамен подвижничества научного работника отправляется в высокооплачиваемую выделку шкур этих животных. В связи с чем и поступает в систему профессионального образования на соответствующую технологическую специальность. А изначальный исследовательский интерес… Ах, оставьте!
Фактически эта траектория выглядит так. Дошкольное детство – именно проблески интереса в строгом смысле этого слова [3], что может привести впоследствии в профессию, если её определить. Мы сделаем это далее во второй главе книги. Младшая школа – время подражания взрослым – проявление интереса к специальностям. Подростковому возрасту соответствует диффузный характер представлений о соотношении профессий и специальностей. И это немудрено: мы видим, как эта диффузность не только сохраняется, но и развивается у людей, посвятивших себя профориентации.
Исследуя какие-либо явления социального или социально-психологического характера, необходимо постоянно контролировать содержание и адекватность собственного поведения в определённых ситуациях на основании осмысления событий, запечатлённых в памяти. Иначе можно утратить контроль за качеством «отзеркаливания» действительности, если не следить за кривизной зеркала. В детстве, начиная примерно с девяти лет, я активно интересовался растениями и животными на уровне ботаники и зоологии. К этому времени был прочитан внушительный объём специальной литературы, включая дореволюционное двенадцатитомное издание «Жизни животных» Брэма. В это время состоял в переписке с Батумским ботаническим садом и получал от него семена нужных мне растений, порой весьма экзотических. В этом же возрасте у меня появились сразу два научных руководителя в Институте зоологии Академии наук Казахской ССР – известный орнитолог Мстислав Николаевич Корелов и не менее известный герпетолог Константин Петрович Параскив. Растения всё же отошли на второй план, и в старших классах я стал вполне сложившимся зоологом в указанных областях. Учился отлично по всем предметам – уж очень хороши были учителя послевоенных лет. Однако в десятом, выпускном, классе я понял, что не умею думать в строгом смысле этого слова. Учиться чему-либо необходимо от простого к сложному. Поиск простейшей платформы для формирования понимания привёл к физике, до того времени просто враждебной ввиду кажущейся и навязываемой менталитетом сложности предмета [41]. Окончив физический факультет МГУ, достаточно много лет занимался физикой роста кристаллов, в чём стал доктором физико-математических наук. Попутно, с года окончания университета, непрерывно был связан с преподаванием в школах [44], что привело к созданию технологии интеллектуального образования [38; 39]. В рамках реализации этой технологии работал как профессором кафедры теории преподавания математики педагогического университета, так и профессором кафедры клинической психологии медицинского университета. Сейчас мои интересы и работа связаны с проблемами содержательной деятельности мозга на границе математики и психофизиологии. Всё сказанное здесь – не рекламный ролик. Это просто профессиональная история мальчика, который в начальной школе выбрал профессию (см. главу 2 настоящей книги) и неизменно успешно остался в ней, при необходимости меняя специальности в ходе её реализации. Моя профессия – научный работник, где бы и кем бы я ни работал.
В основе выбора взрослой рабочей деятельности (оставим пока профессию в покое) должен лежать интерес личности. Настолько устойчивый, что может противостоять напористой и чаще всего противоправной деятельности ярмарочных зазывал, пытающихся компенсировать огрехи системы подготовки кадров. Обнаружение, удержание и развитие ключевых интересов человека возможно исключительно в результате образования. Образованием называется процесс или результат формирования человеком своего образа как в своём представлении, так и в представлении окружающих. Для того, чтобы интересы личности и общества в лице государства могли быть согласованы, людям надо уметь договариваться с целью взаимопонимания. Филетическая эволюция человека [21] привела к появлению общего образования как инструментальной основы адекватного общения людей. Основная и единственная задача общего образования в нашей стране – формирование обучающимися в его результате научного продуктивного мышления в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования [36;37]. Только человек, который может продуктивно обсуждать стоящие перед ним задачи с окружающими и с самим собой, в состоянии сделать осознанный адекватный проблемной ситуации выбор. Во всех остальных случаях мы заведомо имеем дело с манипулированием, порой приобретающим противоправный характер. Последнее относится к любой подмене общего образования и его Стандарта различного рода специализациями и «уклонами» в ходе образовательного процесса. Любого рода профориентация обучающихся в системе общего образования может осуществляться исключительно в рамках дополнительного образования, включающего в себя и различные соответствующие консультационные центры. И задача таких центров – не заманивать. А информировать, расширяя тем самым базу для выбора чего бы то ни было.
И есть ещё одно весьма спорное обстоятельство в основах и технологиях профориентационной работы. Мышление человека в принципе классификационно. Поэтому любые разумные классификации полезны хотя бы как варианты исходных позиций исследования действительности. Однако приложение некоторых классификаций к несоответствующим ситуациям выводит решение задач за рамки здравого смысла. Так, Дж. Холланд ввёл модельное представление о шести психологических типах личности [25]. Это представление имеет полное право на существование и использование в психологических и смежных с ними исследованиях. Примером может послужить работа В. В. Трушковой «Психологический тип личности, динамика процессов памяти во взаимосвязи с показателями деятельности сердечно-сосудистой системы» [28]. Но рассматривать эти типы как профессионализирующий фактор [7] – по меньшей мере, неправомерно, а то и бессмысленно вплоть до вредности. Особенно для тех возрастных интервалов фаз развития личности, в которых это развитие вряд ли можно считать завершённым. Главная же нелепость заключается в пренебрежении при этом интересами личности, к какому бы психологическому типу она ни относилась. И опять же всё упирается в неопределённость профессии. Разве военнослужащий или врач не может (а то и не должен) быть: «реалистичным, интеллектуальным, социальным, конвенциальным, предпринимательским, художественным»? Ну, разве что при выборе специальности в рамках профессии (что, в сущности, путано признают специалисты в области профориентации) данная типология может иметь какое-то значение… Вот при выборе сферы деятельности (после получения квалификации в специальности), смежной профессии, круга обязанностей и должности – в режиме подчинения ведущему интересу личности, её психологический тип может иметь в некоторых случаях даже ключевое значение. Но никак не при выборе профессии или специальности. Ещё раз: попытки рассуждать о профессионализирующем влиянии типа личности на её дальнейшую судьбу: а) пренебрегают коренными интересами личности; б) стремительно и порой бесповоротно заужают профессиональные и вообще рабочие аспекты этой судьбы.
Приложения разумного и реального научного результата к несоответствующим системам нередки. Существует математический аппарат, позволяющий осуществлять планирование экспериментов с многофакторными системами. Но его применение к обработке результатов эксперимента не представляется допустимым, как, например, в ситуациях с пресловутым IQ или попытками интерпретации структур ближнего порядка взаимного расположения атомов в расплавах. В таких случаях существует реальная опасность ухода рассматриваемой ситуации в область лженаучных представлений и, соответственно, действий.
Характерным примером такого ухода является бум интереса к «эмоциональному интеллекту», являющемуся элементом модели «множественного интеллекта» Говарда Гарднера [4]. Неопределённость представлений об интеллекте и непонимание процесса его построения [2] привели к формированию на уровне коллективного бессознательного социального заказа на признание любой мыслительной деятельности интеллектуальной. С этой точки зрения герой потрясающего фильма «Форрест Гамп», олигофрен, несомненно, обладал «бегательным интеллектом». Что же касается «эмоционального интеллекта», эта социальная тенденция – интеллектуального самоутверждения – привела к появлению множества диссертаций и, в итоге, множества предложений в интернете «сформировать эмоциональный интеллект с московским документом». Эти анекдотические проявления ещё раз указывают на лженаучность подхода, при которой результат обязательно проявляется в жульничестве. Но ведь хорошо известно, что такое интеллект [38] и как он формируется [2; 38]. Интеллектом называется свойство личности адекватно отражать реальность и обеспечивать осознанные действия, адекватные этой реальности и способам её изменения. Филетическая эволюция человека [21] на социальном уровне привела к созданию системы общего образования, сущность которого состоит в формировании компетентностей, обеспечивающих создание личностью адекватных моделей среды и её изменений с целью формирования адекватных же реакций на эти изменения [36; 43]. В результате качественной, в соответствии с законом и стандартом, работы субъектов образовательной деятельности возможно формирование обучающимися научного продуктивного мышления [32; 34], которое и является основой интеллектуальной деятельности в строгом смысле этого слова. Да, да, именно работы субъектов, а не приобретения «московского документа». Интеллектуальная деятельность состоит в безусловной понятийной определённости всего обсуждаемого, установлении модельных причинно-следственных связей в исследуемых системах и осознанном, неотвратимом и безошибочном решении задач в интересах субъекта на основе этих модельных представлений. Всё остальное – от Лукавого.
В области декларируемых представлений профориентационной деятельности имеет место явление, подобное теории Г. Гарднера. Это – «блоки профессиональной направленности» Е. А. Климова [16]. «Человек – техника», «человек – образ», «человек – знак», «человек – живая природа», «человек – человек». Возможно, что это подлежит рассмотрению человеком, имеющим, как минимум, одну специальность (уже в пределах определённой профессии). И ему надо решать, в каком направлении строить свою дальнейшую именно профессиональную деятельность. Врач специализируется в области диагностики, использующей современную технику и технологии обработки данных (вот вам и «человек – техника»): ультразвуковые исследования (УЗИ), магниторезонансная томография (МРТ) и ряд других сфер деятельности, смежностей профессий и кругов обязанностей. Математик («человек – знак») в процессе своей научной деятельности приходит к необходимости воплощения знаковых представлений в образы и наоборот (примером может служить выдающийся математик Анатолий Фоменко). Но математик может заняться серьёзными исследованиями в области истории (тот же Анатолий Фоменко), а это уже, скорее, «человек – человек». Один из создателей первых ядерных устройств Франко Дино Разетти стал незаурядным палеонтологом («человек – живая природа»). И это не «смена профессии», это – расширение поля возможностей самореализации в рамках профессии или группы смежных профессий. Франко Разетти как был, так и остался профессиональным научным работником. Чем бы он ещё ни занялся. Вот в этом отношении, подкреплённом перечисленными примерами, «блоки» Е. А. Климова, несомненно, обращают на себя внимание сегодняшних субъектов выбора дальнейшей профессиональной деятельности. Но для не выбравших ещё профессию (см. главу 2 настоящей книги) и не получивших никакой специальности обучающихся системы общего образования подобный подход, тем более – с рекомендательными попытками, мягко говоря, недопустим. Уже всякого рода тестирования детей в этом направлении искажают их представления и намерения, чаще всего – во вред реальным интересам в уже упоминавшемся строгом смысле этого слова [3].