Любая задача имеет графическое решение (П. Пискарёв)
Мы можем нарисовать совершенно любую задачу. Нет запретных или непостижимых тем. Нарисовать можно все. Для того чтобы вы увидели уровень и масштаб мысли и возможности проектирования, расскажу одну историю. Когда я училась на инструкторском курсе у П. Пискарёва, мы рисовали не что-нибудь, а свои несколько жизней, свои воплощения. Те, что были, и те, что будут или не будут. Что же говорить о наших сегодняшних, бытовых, «коммунальных темах»? Действительно, совершенно любые жизненные обстоятельства могут быть спроецированы на бумагу и решены.
«Как технически это происходит?» – спросите вы. Следуя базовому алгоритму НейроГрафики, мы актуализируем нейронную сеть в коре головного мозга, приводя в возбуждение нейроны, отвечающие за нашу тему. Когда нейроны начинают быстрее двигаться, они соединяются в новые нейронные сети. Ключевое и решающее слово – новые. Таким образом, в процессе рисования к художнику приходит осознание, расширяется видение задачи, появляется ясность в планируемых шагах и возникает намерение действовать.
НейроГрафика – визуальный язык, который способен запустить процесс творческого мышления. Трансформация знака, символа по определенным принципам рисования позволяет найти решение любой актуальной задачи: в бизнесе или личной жизни, внутренней целостности, самоценности, гармонии, коммуникации. Следуя базовому алгоритму НейроГрафики, используя графический алфавит и нейролинию, мы можем изобразить каждый запрос на языке, понятном нашему подсознанию. Это позволяет моделировать желаемые события.
Рисовать просто
Для рисования НейроГрафики не нужны специальные навыки. Каждый человек может создать нейрографический шедевр. Для этого следует отпустить ожидания, критику, сомнения и отдаться полету творчества и созидательного воплощения. Вы сможете почувствовать раскрытое поле бытия, которое с радостью примет вас в свои объятия. Все, что потребуется, чтобы войти в волшебные воды изменений, – это лист бумаги, маркер и цветные карандаши. Вам не нужны специальные инструменты – подойдут совершенно любые маркеры и карандаши, которые вы купите в ближайшем магазине.
Невозможно нарисовать НейроГрафику плохо. Каждый рисунок – красивая проекция темы. Главное – избежать технических ошибок, чтобы рисунок «работал». Не волнуйтесь, в практической части я подробно расскажу и покажу, как рисовать НейроГрафику, и вы сможете уверенно начинать работу.
Если после знакомства с методом вам захочется по-настоящему углубиться в изучение НейроГрафики, постичь ее, почувствовать глубже, узнать как близкого друга, то очень рекомендую пройти обучающий курс, в котором вы получите необходимую базу, теорию, методологию и, главное, обратную связь по вашим работам. Курс называется «Пользователь НейроГрафики»[3].
Будет ли эффект от рисунков, если не прошли обучение?
Да. Именно в этом цель практической части (напомню, речь о третьей части) этой книги. Вы сможете сразу начать рисовать, пробовать на вкус новые состояния и наблюдать реальные результаты в своей жизни. После прочтения книги с вами стопроцентно случится первый контакт с НейроГрафикой, как если бы вы познакомились с очень приятным и любящим вас человеком. Но все же для того, чтобы по-настоящему подружиться, вам нужно узнать чуть больше о том, как она устроена, какие у нее философия, методология, база метода. Так ваше взаимодействие станет гораздо глубже и ближе.
Что не является НейроГрафикой?
Существует много заблуждений относительно НейроГрафики. Давайте их подробно разберем, чтобы вы точно были уверены, что ваша практика – действительно практика рисования нейрографического рисунка.
Во-первых, НейроГрафика – это не спонтанное абстрактное рисование для того, чтобы успокоиться и отвлечься, хотя этот эффект тоже есть. НейроГрафика – глубокая работа с собой для трансформации мышления и изменения жизни к лучшему. Рисование НейроГрафики – это возможность прокачаться в саморазвитии, чтобы смело идти в новое и достигать успеха. Глубинный самокоучинг, который организован специальным образом по строго установленным правилам.
Во-вторых, НейроГрафика – это не «каляки-маляки», которые черкаешь на листе, когда о чем-то думаешь или разговариваешь по телефону. Это выверенная практика, где все не случайно. Каждый этап имеет биологические и психологические основы. Все очень тонко настроено так, что вы системно и последовательно двигаетесь в поле изменений собственного мышления. И здесь небрежность или случайность недопустимы.
В-третьих, вы можете открыть интернет и нарисовать что-то похожее на НейроГрафику. Казалось бы, что сложного-то? Но дело совсем не в похожести. Не рисунок важен, а ваш процесс, переживания, рефлексия, прохождение по четко выверенному алгоритму, который подбирается под конкретную задачу. Вопросы, которые вы себе задаете в процессе: как исследуете и продвигаетесь в теме и с чем выходите? Каждый нюанс имеет значение. При этом экологичность и безопасность – наш приоритет. Именно поэтому в НейроГрафике субъект важнее, чем объект. Не рисунок важен, а вы, практика и трансформация. Для того, чтобы пройти весь процесс успешно и получить результат, следует соблюдать базовый алгоритм, множество существенных нюансов и технику безопасности.
В-четвертых, НейроГрафика – не очередное модное увлечение. Мне однажды сказали: «Надо же, оказывается, это научный метод, а я думал, просто девочка на коленке придумала». Нам, нейролидерам, предстоит еще много работы, чтобы рассказывать людям о НейроГрафике. Действительно, НейроГрафика очень приятна и словно изначально знакома всем нам. Она природна, понятна, узнаваема. Присмотритесь к коре дерева, к трещинам на сухой земле, вспомните молнию, исследуйте силуэт гор на закате. Повсюду вы увидите нейролинию. Именно благодаря природности, бионичности нейролиния нам близка и понятна. НейроГрафика выглядит просто и доступно. Но простота эта иллюзорна. В методе заключены огромная глубина и мудрость, которую я постигаю до сих пор, и, кажется, нет этому процессу конца.
НейроГрафика, без сомнений, имеет четкое научное обоснование. Первая диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук «Психологические основы НейроГрафики» была защищена О. А. Савельевой 29 августа 2018 года под руководством доктора психологических наук, профессора В. В. Козлова. Сегодня у нас порядка 22 научных работ, докторских и кандидатских диссертаций. На базе Института Психологии Творчества Павла Пискарёва существует аспирантура, пишутся статьи, ведутся исследования, научная деятельность не останавливается ни на минуту.
Почему творчество – ключ для развития наших возможностей?
Мы все творцы и обладаем бесконечной возможностью созидать.
Французский философ Анри Бергсон писал: «Жить – значит меняться, меняться – значит взрослеть, а взрослеть – значит непрестанно творить себя самого. Эволюция есть беспрерывно возобновляющееся творчество».
В известной пирамиде потребностей Маслоу эстетическая потребность – потребность в красоте – проявляется на высших уровнях, это духовная естественная потребность человека. Равно как безопасность – базовая материальная потребность. Но мы не можем быть «сыты» одной лишь безопасностью. По мере развития личности мы поднимаемся по пирамиде и обнаруживаем, что нам недостаточно тарелки супа и теплой постели. У нас появляются новые запросы, связанные с реализацией, миссией, предназначением. Мы хотим уравновесить свое материальное эго – то, что нас окружает, что можем потрогать (дом, машина, одежда, компьютер), и духовное эго – бесконечный космос наших возможностей реализации, вопросы предназначения и смысла жизни. На высших уровнях пирамиды расположилась потребность в красоте, эстетике. По правилу иерархии чем выше стоит решение, тем легче и проще регулируются запросы на более низких уровнях.
«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».
А. ЭйнштейнИменно таким подходом мы пользуемся, чтобы решать наши «земные» задачи. Мы разбираемся с ними с уровня эстетики и красоты, мы становимся «выше проблемы, поднявшись на следующий уровень». Когда решим на высшем уровне, уровне эстетического удовольствия, тогда и вся тема предстанет перед нами гармоничной, сглаженной, красивой, а значит – решенной.
Творчество. Потребность в красоте. Если мы хотим перейти в другое качество жизни, творчество нам необходимо. Жизнь – это творческая авантюра, без которой невозможно развитие. В процессе жизнетворчества мы входим в такое состояние, когда обычные ограничения на нас не действуют. Мы словно примеряем на себя роль Творца и пробуем созидать. Жизнь становится творческой лабораторией. Отныне, что бы ни происходило, каждый миг возможно творить не только собственную биографию, но и биографию своих детей, рода, многих поколений.
Примерно 50 тыс. лет назад появилась первая пещерная живопись – один из видов первобытного искусства. То есть у человека возникла потребность изображать окружающий мир. Откуда она появилась и зачем?
Наскальные рисунки очень древние, поэтому свидетельств о причинах их создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно смысла, которые вкладывали в свои труды древние художники, но к единому мнению наука не пришла. Анри Брейль[4] предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племен, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись – часть шаманских верований первобытных людей и что рисунки создавались шаманами племен, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы.
Зачем человеку нужно творчество? Я бы сказала, что творчество жизненно необходимо. Без него все, что мы делаем, – это воспроизведение, повторение, копирование, застывший неестественный отпечаток. Разве наш мир не меняется постоянно и мы будто никогда не успеваем за его темпом? Разве скорость внешнего мира не возросла многократно за последние десятилетия? Разве, чтобы оседлать волну сумасшедших темпов развития, нам нужен не оригинальный поток, а постоянное повторение?
Конечно, нет. Нам необходимо творчество, игра, спонтанность, открытость к изменениям и храбрость воспринимать стремительно бегущую реальность. Мы хотим умело вписываться в этот динамический ход событий, не теряя своей индивидуальности и самобытности.
О чем важно помнить в бешеном процессе серфинга по стремительной реальности? Мы можем опираться на то, что уже есть внутри нас, на божественную природу. Вспомнить, что мы созданы по образу и подобию и изначально способны на сотворчество. Поле мегаполисов, в котором мы живем, рождает среду, незаинтересованную в нашем развитии. Мы все пребываем словно во сне. Организовав себе систему положительных стимулов и удовольствий, ограничиваемся тем, что нам предлагают. Не стремимся выйти за пределы себя, не мчимся строить и открывать неизведанные горизонты, познавать великолепие и разнообразие мира, страшимся окунуться в изобилие и дары, которые предлагает вселенная.
В чем смысл, зачем выходить за собственные лимиты и ограничения? Ответ простой: если вас полностью устраивает ваша жизнь, вы можете ничего не менять. Если вам хочется изменений, нужно делать то, что никогда не делали.
Как устроено наше восприятие действительности? Я могу увидеть только то, что есть во мне, и если мое осознание косно, статично, одномерно, то и мир мне видится однобоким, простым. Чтобы познать многообразие, идеально встроиться, войти в него легко и моделировать свою реальность, нужно стать многомерными и балансировать на предлагаемых миром перспективах. Так можно увидеть то, что раньше было скрыто, рассмотреть нюансы. А для этого надо развивать себя, а развитие невозможно из повторения и дубликата – развитие возможно только из творчества.
В. В. Козлов (доктор психологических наук, профессор), исследуя психологию творчества, пишет, что потеря возможности творить нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса не только с окружающей средой, но и с собой. Тоска по творчеству загоняет человека в уязвимое психоэмоциональное состояние, вызывает раздражительность, тревогу, усиливает напряжение и беспокойство… К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни. Начинает происходить глобальная переоценка.
Творчество – это отчасти глубинное, тайное, внутреннее, эзотерическое знание, скрытое от других. Люди творят. Если мы подумаем о творчестве, то нас может удивить необычное желание людей творить другой мир, другую реальность в живописи, архитектуре, скульптуре и прочее. И это очень похоже на то, что искусство не изображает жизнь, а творит ее. Творчество дает возможность посмотреть на одни и те же объекты по-другому, незнакомым и свежим взглядом.
Творчество развивает мозг. Когда творим, мы активируем обширную нейронную сеть. За счет чего происходит мощная прокачка нейронной сети? За счет согласованной работы разных отделов мозга. Художник делает несколько вещей одновременно: представляет тему, визуализирует образы на внутреннем экране, смотрит и рисует. Нейронная сеть кипит от работы. Мозг растет, развивается на анатомическом уровне.
Кстати, вы знаете, какой интересный факт установили специалисты Университетского колледжа Лондона? Ученые выяснили, что участки мозга таксистов, которые отвечают за ориентацию в пространстве, больше, чем у обычных людей. Это произошло потому, что именно гиппокамп водитель постоянно тренирует, когда перемещается по городу. Стало понятно, что мозг пластичен и может адаптироваться под выполнение задач. Это умение назвали нейропластичностью.
Итак, научно доказано, что мозг можно развивать. Люди, которые знают больше, чем один язык, имеют прокачанный мозг и усовершенствованную нейронную сеть. Если вы нагружаете мозг, то буквально растите его и значительно отодвигаете болезни старости, например Альцгеймера. Тренировка мозга похожа на спорт. Если мы активно занимаемся, ходим в тренажерный зал, то тело приобретает тонус, выносливость и силу, если нет – дряхлеет и чахнет. С мозгом ровно так же. Хотите рабочий, подвижный, здоровый мозг? Обеспечьте ему постоянные упражнения. Метод нейрографического рисования, где задействована обширная нейронная сеть, – идеальный тренажер. Человечество осознало, что в деятельности мозга скрыты необычайные возможности, и совершенно не случайно именно в нейронауки вкладываются сейчас огромные деньги и человеческие ресурсы. Если детально разберемся в работе мозга, сможем изменить всю нашу цивилизацию.
Как включить развивающее личность творчество? Есть пара практических советов. Первое: надо расслабить тело, мысли и позволить происходящему течь внутри темы без контроля. Второе: надо забыть правила, установки, прошлый опыт и все инструкции, которые вы когда-либо слышали. Все, что было раньше, не работает, нужно отыскать другое, новое. Позвольте вашему великому мозгу исследовать тему свободно и легко. Третье: доверьтесь подсознанию и не бойтесь ошибок, не оглядывайтесь на авторитеты, хоть они будут сто раз правы, не слушайте советов, ограничьте мнения извне. Отыщите в себе экспериментатора и авантюриста в самом широком смысле. Четвертое: будьте смелы, не бойтесь ступать на неизведанную территорию, рискуйте. Пятое: дайте мозгу показать то, что вы никогда не видели, будьте открыты и внимательны, наблюдайте. Правда же, неинтересно ходить вокруг того, что уже знаете, интересно пойти туда, где еще не были, чтобы получить то, чего не было раньше?
«Я не говорю вам, что это будет легко, я говорю вам, что оно того стоит».
Артур Л. Уильямс, предпринимательВажно не только иметь раскачанный тренированный мозг, который способен оформить запрос, не менее ценно уметь анализировать полученные данные и находить лучшее решение. Независимо от того, профессионалы ли мы в чем-то или сталкиваемся с обстоятельством впервые, умение оценить информацию и принять обоснованные решения является ключевым. Нужно быть практическим философом, который способен, работая с абстрактными понятиями, «вынуть» ответы из бессознательного и применять результаты к реальным ситуациям. «Вынуть» ответы из подсознания означает, что мы можем обратиться к собственному опыту, интуиции и внутренним знаниям, чтобы помочь себе. Чаще всего они прямо перед нами, но требуется немного усилий, чтобы их обнаружить. Все гениальное очень просто, если сложно – ищи подвох. Эта реплика из личного опыта, друзья.
С профессиональным тренированным мозгом мы способны построить модель большого Другого с большой буквы Д. Другого, отличного от привычного, иного. Выйти за рамки обыденного мышления и рассматривать мир с другой перспективы. Гибкий мозг позволяет найти новые решения. Эта способность также очень помогает в контактах с людьми, когда мы признаем, что человек думает иначе. Это открывает двери к пониманию и согласию. Мы легко можем строить эффективные отношения с окружающими, принимая их отличия и непохожесть в мышлении. Все это возможно, если наш мозг гибкий.
Мы поговорили о НейроГрафике. Надеюсь, что метод стал вам интересен. Появилось желание попробовать, проверить на себе. Перейдем ко второму ингредиенту. Из чего состоит философский камень, который меняет нашу реальность? Этот компонент мною горячо любим за способность распахнуть мир успеха, реализации и удовольствия. Этот компонент – коучинг.
О коучинге
Тренер – это тот, кто видит в вас то, чего вы не видите в себе, и помогает вам достичь того, чего вы не могли достичь одни.
Майкл Джордан, американский баскетболист, самый известный баскетболист в историиКоучинг пришел из спорта[5].
Международная федерации коучинга (ICF) определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором клиент с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Коучинг сформировался в 90-е годы XX столетия. Родоначальником направления считается профессор Гарвардского университета и тренер по теннису Тимоти Голви. Как это произошло? Тренируя спортсменов, Голви обнаружил, что спорт высших достижений невозможен, если мысли в голове игрока деструктивны.
«Играть на пределе возможностей, не саботируя игру неправильными мыслями, – вот что такое победа».
Тимоти ГолвиГолви понял, что победа определяется внутренним состоянием спортсмена и работать с душевным самочувствием игрока так же важно, как и с его физическими кондициями. Тренер увидел логику победы. Победа – это всегда комбо: спортсмен мыслит как победитель и действует как победитель. Оказалось, что такой подход способствует успеху и достижению целей и в других сферах. Коучинг пришел в бизнес и частную жизнь людей как способ успешно решать любые задачи.
Что же открыл великий Голви? В своей книге он пишет о том, что, играя в теннис, ваш соперник не только напротив вас, но и внутри вас. Внутренний противник, критик, который принимает форму вашего внутреннего голоса. Этот внутренний скептик постоянно вас осуждает вместо того, чтобы помогать. Важно научиться не зависеть от внутреннего критика, видеть себя объективно, направлять внимание на цель и держать правильный фокус. Эти умения помогают создать правильно организованную работу с собственными мыслями.
В современном мире запрос на быстрые прикладные и практические методы стремительно возрастает. Мы хотим эффективно решать задачи, достигать результатов и улучшать качество жизни. Коучинг помогает человеку понять себя, мотивы, ситуацию и, опираясь на эти знания, выбирать наиболее оптимальный способ достижения цели. Коучинг – это тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента. Говоря коротко, коучинг – настоящая магия человеческого мозга!
В коучинге мы можем создать ту благостную, благоприятную среду, когда нужное семя, которое в него попадает, оживает и прорастает. Коучинг основан на глубоком партнерстве, доверии и искреннем желании помочь. Часть души, которая способна вывести человека к новым горизонтам, вывести его за границы самого себя, есть у каждого. Эта часть уникальна, как отпечаток пальца. И эта сверхсильная часть, «мое мудрое я», и есть предмет нашего внимания. Пытаться скопировать чей-то путь – это заведомый проигрыш. Утопия. Мы можем иметь похожие материалы, кирпичики, цемент, но здание, которое построим, будет уникально у каждого. Каждый – сам Великий Архитектор.
Вспоминаю сейчас один из моих любимых принципов Милтона Эриксона, создателя эриксоновского гипноза и величайшего психотерапевта XX века: «У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь того, что он хочет». Задача коуча – помочь эти ресурсы обнаружить и активировать.
В чем заключается метод? Коуч просто слушает, а клиент говорит? Коуч учит, рассказывает о своем опыте и дает советы? Коуч заставляет что-то делать, потому что знает, что так надо?
Нет, нет и еще раз нет. Коучинг – сверхтонкая, бережная методика работы с человеком, с его мышлением. Это не просто беседа, хотя порой нам так важно, чтобы нас кто-то выслушал. Но коуч не просто слушает. Коуч слушает особенно. Он не только слышит слова, которые клиент говорит, но и отмечает, что клиент не говорит. Специалист наблюдает за жестами, тембром голоса, темпом речи, видит, когда энергия клиента возрастает, а на каких этапах разговора падает, слышит сомнения, видит противоречия. Коуч слышит убеждения, стереотипы, установки, цели, ценности клиента, которые могут быть не очевидны для самого человека. Хороший коуч улавливает мысли и чувства клиента не только на логическом уровне, но и на эмоциональном. И этот навык настолько важен, что существует специальная компетенция в коучинге – активное слушание (компетенция № 5 профессионального коуча Международной федерации коучинга).
Активное слушание – умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс выражения клиентом своих чувств и мыслей.
Демонстрация этой компетенции отличает коуча от некоуча. И самое главное, в чем же цель коучингового взаимодействия? Человек, который приходит к коучу, – не больной, не немощный, не слабый, а равный партнер. Коуч верит в возможности и потенциал своего клиента. Клиент приходит к коучу не за советом, не за оценкой, не за готовым решением, а за возможностью самому разобраться в своей проблеме и найти решение, потому что главный эксперт жизни – сам человек!
Вопросы, которые задает коуч, особенные. Хорошие, сильные вопросы коуча заставляют задуматься, потому что ответ на них не лежит на поверхности. Вопросы коуча могут быть неожиданными для клиента. Я называю это «попасть в молоко», в ту область, о которой клиент раньше не думал. Иногда с разрешения клиента коуч может задать провокационный вопрос. Но только в том случае, если клиент согласен. Вся работа в коуч-сессии направлена на исследования клиента, где коуч, так же как и клиент, не знает, что же там зашито в чертогах психики клиента. Коуч с азартом помогает в этом разобраться, самому коучу невероятно интересно найти ответ. Каждый человек – Вселенная. Огромная система со сложным количеством взаимосвязей и взаимовлияний. Если клиент «застрял» в какой-то задаче, значит, некоторые взаимосвязи организованы неэффективно. Есть «баги» в системе, поломки мышления. Важно вместе с клиентом исследовать всю систему и понять, что следует перенастроить.
Иногда мы выбиваемся из сил, и приходят мысли: «Ничего не получается! Нужно делать что-то другое». Но ключевой вопрос – делать или думать по-другому? Чаще всего мы не можем получить то, что хочется, потому что у нас есть сомнения или мы не готовы к вызовам и ошибкам. Сильно тормозит развитие страх. Он окутывает нас своей холодной паутиной, когда мы пробуем взяться за новое, заходим на неизведанную территорию. Это нормальная естественная реакция. Она зашита в наших ДНК, она отвечает за нашу безопасность, чтобы мы остались там, где находимся. Пусть наша жизнь не идеальная, зато живы, дышим, спим, значит, все хорошо. Счастливы ли мы? Реализованы ли мы? Удовлетворены ли своей жизнью? Это наш мозг не очень волнует. Для него важны безопасность и стабильность.
«Кораблю безопасней в порту, но не для этого он строился».
Грейс ХопперЗа стабильность, чтобы мы оставались там, где мы есть, отвечает одна из древнейших частей нашего мозга – амигдала или миндалевидное тело. Благодаря ей мы как вид выжили и эволюционировали. Понимаете, как важен страх и какова его функция? Осознаете, с кем мы вступаем в схватку? С древнейшей частью мозга, вашего мозга, ребята.