Книга Режим рулит. Как настроить режим ребенка и предсказуемую жизнь - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Кремёва. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Режим рулит. Как настроить режим ребенка и предсказуемую жизнь
Режим рулит. Как настроить режим ребенка и предсказуемую жизнь
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Режим рулит. Как настроить режим ребенка и предсказуемую жизнь

* Малыш утомляется быстрее обычного, выглядит вялым или, наоборот, ускоряется и переходит в состояние «гиперактивности».

* Процесс укладывания сильно затягивается и появляется сопротивление, что выражается в сильном плаче, истерике, вырывании из рук. Привычные способы успокоения перестают работать, малыш сильно расходится в плаче. Когда мама останавливает укладывание, малыш продолжает сильно плакать. (Подробнее о сопротивлении при укладывании я рассказываю в своей книге «Что делать, если ребенок кричит при укладывании спать. Сопротивление укладыванию, истерики перед сном»)

* Ребенок вдруг начинает засыпать в неожиданных местах. Во время езды в коляске, хотя уже давно там не спит, играя на полу, в самый разгар бодрствования.

* Ночью кроха просыпается с сильным плачем, или кричит во сне. Ночи становятся беспокойными, и появляются частые ночные пробуждения.

* Малыш перестает тянуть привычное время бодрствования, и сокращается его способность гулять без островков отдыха.

Признаки пересыпа.

* Малыш выглядит сонным, но долго не может заснуть. Маме приходится прикладывать много сил, чтобы кроха заснул (дать грудь, качать, лежать рядом).

* Ребенок засыпает на короткий промежуток времени (5-10 минут) и снова просыпается.

* Кроха не может спать без дополнительной помощи в виде непрерывного качания, или если грудь / бутылочка / соска находятся все время во рту. То есть сон возможен только при определенных условиях.

* Дневные сны ребенка распределены в течение дня неравномерно.

* Малыш высыпает за 1 сон бОльшую часть своего дневного лимита сна.

Организм ребенка всегда стремится к внутреннему балансу, и часто случается так, что, переспав в один день, на следующий или через день он будет это компенсировать. Тут я вспоминаю очень интересный кейс из практики. Мамочка обратилась за помощью с проблемой недосыпа. Малыш в 6 месяцев спал только 2 часа днем и 10 часов ночью, был на 2 снах. Много капризничал и выглядел вялым в течение бодрствования. Во время работы с консультантом на этапе настройки режима обнаружилось, что в один день мама давала малышу очень много сна, после чего кроха был вынужден несколько следующих дней спать меньше. А мама рассуждала так, что в день пересыпа ребенок спал, сколько ему было необходимо (хотя мама там без конца продлевала сны), а в дни, когда малыш это компенсировал короткими снами и более долгими периодами бодрствования – он не досыпал. В результате чего она всеми силами и приемами продлевала сны, и на следующий день снова случался пересып. Понятно это стало после заполнения карты сна, где все наглядно видно (есть специальные диаграммы). Консультант предложила зафиксировать среднее значение по параметрам сна и бодрствования и всего за 3 дня все показатели выровнялись. Ребенок вновь стал активным, а проблема долгих укладываний и сопротивления ушла.

Поэтому, анализируя данные карты, стоит подходить к этому процессу максимально объективно и критично. Маме, как заинтересованному лицу, «выгодно», чтобы малыш дольше спал (особенно, если женщина не в ресурсе и сильно устала). А вот консультант по сну всегда оценивает карту непредвзято и с позиции того, как лучше для ребенка.

Еще немного из практики. Чаще всего мамы, которые обращаются за помощью к нам, приходят с очень большим дефицитом времени бодрствования. Другими словами, у ребенка есть ресурс бодрствовать дольше, а мама по каким-то причинам укладывает спать, ориентируясь на привычное время. Какое-то время ребенок соглашается на эти условия, потому что высокий кредит доверия к маме, малыш послушный. Но уже тогда начинают появляться сложности со сном. Затем кроха просто отказывается засыпать, и вот тут мама бьет тревогу и идет за помощью.

Итак, как распознать недогул?

* ребенок непоседлив на ритуале;

* во время спокойного бодрствования не расслабляется, продолжает активничать, на все попытки замедления не реагирует;

* во время укладывания долго засыпает, при этом не сопротивляется, а спокойно лежит, гулит, может встать и начать играть;

* если мама сильно настаивает на укладывании, малыш может начать расстраиваться и плакать;

* когда мама делает остановки и перестает укладывать, ребенок сразу затихает и успокаивается;

* после короткого сна ребенок просыпается в хорошем настроении и готов бодрствовать;

* малыш начинает просыпаться раньше утром и идет покорять мир;

* увеличивается число ночных пробуждений, ребенок не может продлить сон самостоятельно, нужна помощь от мамы;

* могут присоединиться ночные гуляния (бодрствование ночью дольше 40 минут).

Не так часто, но встречаются ситуации, когда малыш перегуливает, то есть время бодрствования для него слишком большое. Поймете вы это НЕ ПО ЦИФРАМ из карты сна, которые могут быть больше/меньше тех, значений, что указаны в таблице норм, а по следующим критериям.

* ребенок делает все резко (сильно трет глаза, интенсивно дергает за уши) и переходит в режим ускорения;

* начинает капризничать без повода, не помогает даже переключение внимания и мамино внимание;

* малыш выглядит раздражительным;

* открывается «второе дыхание»;

* при попытке укладывания кроха сильно плачет, выгибается, все может перерасти в полноценную истерику;

* когда ребенок все-таки засыпает, сон его поверхностный. Он реагирует на любой шум, может резко проснуться, если от него отойти;

* малыш всхлипывает во сне;

* часто просыпается ночью, особенно под утро.

Достаточно ли ребенок бодрствует и спит – первое, что необходимо проверить при расчете индивидуальных норм. Потому что эти показатели должны полностью удовлетворять потребностям малыша, помогать ему восстанавливаться и активно расти.

Если перечисленного выше вам недостаточно, чтобы понять, верно ли определены индивидуальные значения, то консультант по сну точно подскажет вам, сколько малышу надо бодрствовать, а сколько спать. Да еще и научит вас в будущем без проблем определять этот параметр. Опишите свою проблему мне в личные сообщения, я постараюсь помочь вам.

Теперь следует обратить внимание на балансы и их распределение.

Начнем с того, какие балансы бывают?

* баланс дневного и ночного сна

* баланс дневного сна внутри дня

* баланс ВБ внутри дня

* баланс суммарного сна и суммарного бодрствования межсуточный

* баланс нагрузки и расслабления

* баланс нагрузки внутри дня

* баланс нагрузки межсуточный

* баланс ВБ и сна межсуточный

* баланс питания внутри дня

Для хорошего и стабильного режима соотношение балансов должно быть, приблизительно, одинаковым изо дня в день. А внутри дня они должны быть распределены так, чтобы это подходило ребенку.

Пожалуй, именно тут и возникает больше всего нюансов в работе, которые зависят от проблемы со сном, возраста ребенка, ситуации в семье и целей родителей. Если разобраться с балансами самостоятельно вам не удается уже на протяжении недели, то затягивать не стоит, лучше доверить это дело профессионалам. Мамы, которые налаживают сон в проекте Сон малыша, получают мастер-класс по балансам. После его изучения все становится на свои места. Как отмечают мамы, курс «Балансы» имеет волшебную силу и помогает возвращать хороший сон, если что-то пошло не так.

У каждого ребенка свое индивидуальное соотношение балансов. Тут не существует универсальной формулы, по которой можно все рассчитать. Опираться необходимо только на свой опыт и ту статистику, что удалось собрать.

У каждой мамы свой опыт работы с балансами (если детей несколько), а у кого-то его полное отсутствие (если ребенок первый). У консультанта по сну опыт работы с сотнями малышей, а если учесть, что в проекте еженедельно проводятся супервизии, то опыт работы у команды с 40000 детей. Именно поэтому выбирая работу со специалистом, результат приходит тут же, всего на 3-5 день работы. Пишите мне, если хотите быстрый и качественный результат.

Для тех, кто выбирает идти по этому пути самостоятельно, скажу, что надо будет много тестировать. И только путем тестирования, вы сможете определить, как тот или иной баланс влияет на режим малыша.

* бывают малыши, для которых крайне важно, чтобы утро было строго зафиксировано, а время каждого бодрствования и дневного сна – не принципиально;

* детям, что чувствительны к цифрам, необходимо обязательно отгуливать до суммарных значений бодрствования и сна, а вот их распределение внутри дня может быть любым;

* для других малышей должно точно совпадать и повторяться время каждого отрезка бодрствования и сна, иначе потом проблем не оберешься;

* есть категории, кому важно, как наполнено бодрствование внутри дня и внутри каждого отрезка;

* а еще есть дети, кому все из вышеперечисленного важно. И таких малышей много.

В своей работе мы сталкиваемся чаще всего именно с последней категорией детей, кому в режиме нужно настроить все балансы. И ребенку в таком сложном процессе просто необходима помощь мамы, потому что сам он это для себя не организует. А маме нужна помощь консультанта, в силу отсутствия разнообразного опыта в настройке балансов.

Если вы работаете самостоятельно, как правило, используете точечные рекомендации и тестируете гипотезы, не понимая до конца причину проблемы.

С консультантом все по-другому. Начинается работа по системе и комплексно, и результат приходит быстро.

В конкретном случае сон улучшился после настройки балансов уже на курсе «ПАСПОРТ». Это 7 дней!

Яна была на меня подписана и какое-то время пыталась решить проблему со сном своего сына самостоятельно, изучая бесплатные материалы в моём блоге. Но в какой-то момент, она поняла, что ей необходима профессиональная помощь и поддержка. Потому что для нее и так это был сложный период: бесконечные бессонные ночи, днем тоже нет возможности передохнуть и отдышаться, куча несделанных домашних дел, напряженные отношения с мужем. У нее просто-напросто не было ни времени, ни сил, чтобы протестировать все гипотезы и выяснить, в чем кроется истинная причина проблемы. На момент обращения Яны малышу было 4 месяца. Он часто просыпался ночью, вместе с ним не спала и уставшая мамочка. Днем вообще не хотел спать, просыпался через 5 минут после засыпания и нужно было снова укладывать. Да и укладывание всегда проходило с сопротивлением, что приводило маму в полное отчаяние. В итоге у Яны не было возможности ни отдохнуть самой, ни сделать хоть какие-то домашние дела, потому что не было предсказуемости и ясности, когда и сколько будет спать ребенок. На курсе ПАСПОРТ сон улучшился после настройки балансов. А это всего лишь неделя! Благодаря профессиональной помощи, Яне не пришлось тратить месяцы, чтобы решить эту проблему. Сократилось количество ночных пробуждений, дневной сон стал продолжительным, малыш перестал просыпаться через 5 минут после укладывания. Теперь у мамочки появилась ясность: она знает, когда и сколько ее ребенок будет спать. Благодаря этому, она может без труда спланировать свой день: отдохнуть, позаботиться о себе, уделить время мужу и сделать домашние дела.

«О курсе узнала от подруги. Сначала просто читала посты, не хотела покупать курс, но потом поняла, что хочу поработать с консультантом. Информации было достаточно, но не хватало профессиональной поддержки. До курса ребенок часто просыпался ночью и не спал продолжительный дневной сон (просыпался через 5 минут, как заснул, и надо было опять укладывать). Но после регуляции балансов эти две проблемы ушли. Сам процесс обучения понравился, так как можно было идти в своем темпе. Курс «Сон малыша» вполне рекомендую тем, у кого, на самом деле, есть проблемы с засыпанием. Наши проблемы ушли уже после настройки балансов на курсе Паспорт. И теперь понимаю, что сон моего ребенка – это не одноразовая работа, но качественный сон зависит от качественного времени бодрствования и моего внимания к этому вопросу.»

Пришло время разобрать, чем ребенок занимается внутри каждого конкретного отрезка ВБ. Речь пойдет о наполнении бодрствования.

Изучая вопрос сна, я выявила ошибки, которые повторяют мамы и трудности, с которыми они сталкиваются.

Чтобы обойти все острые углы и облегчить задачу настройки ритма и режима, я создала систему ПАСПОРТ. Это крутая система и думаю, что некоторые уже знакомы с аббревиатурой ПАСПОРТ сна. Для кого-то же она окажется совершенно новой. Именно в ней сосредоточены все ключевые моменты, которые должны присутствовать в каждом отрезке между снами. Система Паспорт помогает настроить ритм / режим за 7 дней и решить все проблемы со сном, которые связаны с нарушением ритма.

ПАСПОРТ сна – это аббревиатура, где каждая буква из этого слова имеет свое значение и крайне важна при организации распорядка дня ребенка. Работа со сном в первую очередь предполагает правильную проработку времени бодрствования.

П – пробуждение. Парадокс, но проблему нарушения сна мы начинаем решать не на этапе укладывания, а с момента пробуждения. Крайне важно, чтобы ребенок спал согласно индивидуальным потребностям, поэтому иногда его приходится будить, перераспределять продолжительность дневных снов, регулировать время пробуждения.

А – активное бодрствование (АБ). Это время для отработки навыков, получения разного рода нагрузки, всестороннего развития и взаимодействия ребенка с окружающим пространством. Здесь он должен получить оптимальный уровень нагрузки. Важно соблюсти золотую середину между состоянием утомления (желательного) и переутомления (нежелательного), чтобы ребенок нуждался в восстановительном периоде сна. Для этого важно чередовать нагрузку и расслабление, чтобы малыш не заскучал раньше времени и не устал больше, чем нужно. Во время АБ мы используем три вида нагрузки:

– физическая нагрузка (отработка новых навыков, перемещение малыша в пространстве, купание, массаж, ЛФК, игры, задействующие работу опорно-двигательного аппарата);

– интеллектуальная – направлена на работу мозгу и установление новых нейронных связей (это любая новая деятельность для ребенка: новые игрушки, новая обстановка, новые люди, запахи и вкусы). Это деятельность, которая заставляет думать, вникать и понимать.

– эмоциональная – все то, что сопровождается выплеском эмоций (позитивных и негативных).

С – спокойное бодрствование (СБ). В этот период ребенку нужно помочь замедлиться, чтобы успокоить нервную систему и создать условия для появления признаков усталости. Для каждого малыша работают разные способы расслабления, поэтому вам надо быть в постоянном поиске новых вариантов и тестировать, тестировать и тестировать их.

П – признаки усталости (ПУ). Это сигналы от ребенка о его готовности перейти ко сну. Только в процессе наблюдения можно отследить, как именно ваш малыш их проявляет, потому что все детки разные и одинаковых признаков для всех, как вы понимаете, нет.

О – окно в сон. Оно представляет оптимальное время для укладывания, когда ребенок погрузится в сон максимально быстро и без сопротивления. Обычно этот момент длится 5-15 минут с появления признаков усталости.

Р – ритуал на сон. Выглядит, как определенная последовательность действий, предшествующих засыпанию и свидетельствует малышу о скором укладывании. Важно, что сам процесс укладывания (качание, сосание груди / пустышки) ритуалом не считается! Он должен быть подобран с учетом возраста ребенка.

Т – тишина. Сюда мы относим способ укладывания, время засыпания и отдых мамы.


Рассмотрим ПАСПОРТ более подробно:

П – пробуждение.

Чтобы пробуждение детей после сна было приятным и позитивным, можно создать ритуал на пробуждение

Основная его функция – обозначить начало времени бодрствования. Когда малыш привык, что его всегда встречают, то, проснувшись слишком рано, скорее всего он поворочается и заснет.

Это особенно удобно, когда ребенок просыпается в под утреннее время. Из-за снижения концентрации мелатонина сон к 4-5 утра становится поверхностным, и малыш легко просыпается. Но увидев, что его не встречают привычным ритуалом, он поймет, что время вставать еще не пришло и нужно спать дальше. Ваша единственная задача при этом – «притвориться бревном». Очень удобно!

Впоследствии, когда малыш подрастет и пойдет в детский сад, а затем и в школу, привычный ритуал также поможет легко войти в новый день и настроиться на бодрствование.

Когда ритуал практически необходим?

* Короткие сны. Ритуал поможет понять, что на этот раз вы не будете продлевать сон, и пришло время вставать.

* Раннее утреннее пробуждение. Вы не забираете малыша из кроватки и не проводите ритуал до определенного времени. Со временем сон получится продлить.

* Позднее пробуждение, когда режим нужно скорректировать на более ранний.

* Если имеет место инерция сна, когда, несмотря на нормальную продолжительность сна ребенок немного сонный и заторможенный. Благодаря привычному ритуалу малыш сможет постепенно проснуться и начать бодрствование.

Как создать ритуал на пробуждение?

Принципы ритуала на пробуждение на самом деле практически такие же, как у ритуала на сон. Ключевых отличий между ними всего два:

1. Длительность. Если ритуал на сон занимает примерно 3-5% от промежутка времени бодрствования, то ритуал на пробуждение может быть довольно коротким.

2. Настроение. Ритуал на пробуждение должен быть бодрый и веселый, это приглашение в новый день, начало активного бодрствования.

Ниже предлагаю вам примеры ритуалов на пробуждение по возрастам

Для ребенка в возрасте 1-3 месяца:

Взять из кроватки и спеть песенку.

Рассказать стишок, целуя малыша на каждой строчке.

Рассказать стишок, погладить ребенка по щечкам и носику.

После фразы на пробуждение, погладить ребенка, сделать мини-зарядку ножками и ручками.

Спеть веселую песенку и сделать «потягушки».

Раздвинуть шторы, рассказать стишок и погладить по спинке, взять на руки.

Для ребенка в возрасте 4-6 месяцев:

Рассказать стишок, сделать «потягушки», поцеловать в щечку.

После фразы на пробуждение сделать мини-гимнастику, потом взять на руки и поцеловать.

Открыть шторы, погладить малыша по спинке, сделать потешку-гимнастику.

Спеть песенку, погладить по животику, поцеловать.

Для ребенка в возрасте 7-10 месяцев:

После фразы на пробуждение взять на руки и вместе открыть шторы.

Взять на руки и рассказать стишок, поцеловать.

Спеть песенку, сделать «потягушки», погладить по животику.

Погладить ручки от плеч до кончиков пальцев, потом ножки. Рассказать стишок.

Для ребенка от 11 месяцев и старше:

Спеть песенку, сделать «потягушки», взять на руки и открыть вместе шторы.

Взять на руки, открыть вместе шторы, поприветствовать солнышко и улицу, помахать ручкой.

Рассказать стишок, погладить по животику, взять на руки и поцеловать.

Включить приглушенный свет, взять малыша из кроватки, раздвинуть вместе шторы и сделать мини-гимнастику.

Взять из кроватки, спеть песенку и разбудить игрушку (если, к примеру, в ритуале на сон вы укладываете спать игрушку).

Предлагаю вашему вниманию полезную подборку – стихи пробуждения после сна малыша, которые помогут создать хорошее настроение ребенку.

Это кто тут спит в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Что за гномик тут из сказки, это чьи проснулись глазки?!

Это доченька проснулась, потянулась, улыбнулась,

Здравствуй девочка моя, вот как я люблю тебя!

____________________________________________________________________________________

Вот малышик мой проснулся,

маме с папой улыбнулся!

Ножки-ножки побежали!

Ручки-ручки помахали!

____________________________________________________________________________________

Утром солнышко встаёт

Выше, выше, выше.

Ночью солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо, солнышко смеётся,

а под солнышком нам весело поётся.

____________________________________________________________________________________

ИМЯ проснулась,

миру улыбнулась,

стало в мире светлей,

а нашей дочке веселей

____________________________________________________________________________________

Потягуни, потянись –

поскорей, скорей проснись!

____________________________________________________________________________________

Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.

Первый разик на спине, а потом на животе.

На бочок перевернулись и ещё раз потянулись!

____________________________________________________________________________________

Потягушки-потягушечки!

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем-растем, вот как ножками пойдем-пойдем!


А – активное бодрствование. Под второй буквой аббревиатуры «ПАСПОРТ сна» скрывается активное бодрствование или АБ. После пробуждения наша задача таким образом нагрузить малыша, чтобы он устал, но не переутомился.

Если малыш после каких-либо действий активный, бодрый – значит это активное бодрствование. Например, вы дали малышу новую игрушку, и он затих, изучая её. Со стороны может показаться, что это спокойное бодрствование, но на самом деле в это время идет интеллектуальная нагрузка.

Когда малыш закончит изучать игрушку, вы увидите, что он бодр и полон энергии. Причем стоит помнить о том, что сейчас расслабляет, потом может начать бодрить – и наоборот. Поэтому наблюдаем и делаем выводы.

Принято выделять три вида нагрузки:

1. Физическая нагрузка – отработка новых навыков, перемещение малыша в пространстве, купание, массаж, ЛФК, игры, задействующие работу опорно-двигательного аппарата

2. Интеллектуальная нагрузка – направлена на работу мозгу и установление новых нейронных связей (это любая новая деятельность для ребенка: новые игрушки, новая обстановка, новые люди, запахи и вкусы). Это деятельность, которая заставляет думать, вникать и понимать.

3. Эмоциональная нагрузка – все то, что сопровождается выплеском эмоций (позитивных и негативных). Эмоционально рассказанные стишки, потешки, поездка в гости или поход в магазин, просмотр телевизора или прослушивание сложной музыки – такой, как классическая или рок-музыка. Тут нужно понимать, что внешне ребенок может не проявлять эмоции, но при этом имеет место эмоциональная нагрузка. Например, знакомство с новыми людьми – ребенок может затихнуть и практически замереть, но это сильная эмоциональная нагрузка. Также очень сильная нагрузка – ссоры и проявление агрессии при ребенке.

И конечно не стоит забывать, нагрузка может быть разнообразная, т.е. сочетать различные варианты одновременно.

Например, прогулка умеющего ходить годовалого малыша на детской площадке сочетает в себе все три вида нагрузки. Физическая нагрузка – малыш двигается и отрабатывает навык ходьбы. Интеллектуальная нагрузка – малыш изучает новое пространство. Эмоциональная нагрузка – на площадке есть другие люди и другие дети, ребенок наблюдает за ними, возможно взаимодействует.

Какие задачи мы решаем в активное бодрствование:

* Утомить ребенка, в первую очередь физически (но не переутомить!).

* Отработать навыки (чтобы малыш не пытался отработать их вместо сна).

* Развитие ребенка – все «развивашки» и «обучайки» планируем на активное бодрствование.

* Укрепить привязанность за счет взаимодействия с мамой.

Нам нужно найти золотую середину, при которой малыш устанет, но не переутомится. Мало активного бодрствования – и вместо того, чтобы спать, малыш буквально стоит на голове. Слишком много активного бодрствования – и малыш плачет от усталости, а вы недоумеваете: время бодрствования соблюдаете, а малыш в истерике. Поэтому нужно искать баланс.

Инициировать активное бодрствование – задача мамы. Иногда встречается такая ситуация: малыш проснулся, и сидит себе, тихонечко играет сам с собой. «Отлично!» – говорит мама и решает немного отдохнуть и залипнуть в телефон или книжку.

На самом деле, это хорошая идея, если выдается десять минут тишины. Да и умение малыша занять себя самостоятельно на самом деле бесценно. Но если таким образом пройдет половина активного бодрствования, ребенок не успеет выплеснуть всю свою энергию, к началу спокойного бодрствования он только начнет разгуливаться, успокоить его будет сложнее, а уложить и вовсе не простой задачей. При этом вроде и спокойное бодрствование провели, и ритуал работающий, и время бодрствования соблюли. А из ребенка энергия, как из вулкана. Долго пытаешься успокоить и уложить – а тут перегул подключается. И все – мечты быстренько уложить малыша и выпить, наконец, чашку чая (горячего и двумя руками) разбиваются в пыль. А все почему?