Книга Тайны острова Свияжск - читать онлайн бесплатно, автор Александр Васильевич Каменщиков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайны острова Свияжск
Тайны острова Свияжск
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайны острова Свияжск

Особенно много людей в этих местах погибло в гражданскую войну, так как здесь шли ожесточенные бои между белыми и красными. В то время ни та, ни другая сторона не церемонилась с противником. Люди гибли как на фронте, так и в плену. Пленных расстреливали без суда и следствия.

Впрочем, убивали не только врагов, но и своих. Особой жестокостью на острове прославился вождь большевиков Лев Троцкий. Чтобы наладить в войсках дисциплину, он практиковал среди красноармейцев жесткие репрессии, в том числе и массовые расстрелы – децимацию, когда в устрашение остальным расстреливали каждого десятого бойца Красной армии.

На острове существует легенда, что Троцкий в борьбе с религией даже установил в Свияжске памятник Иуде как первому революционеру. Однако достоверных подтверждений этому факту нет и возможно это всего лишь миф.

После смерти Сталина и окончания эпохи массовых репрессий лагерь для политических заключенных на острове закрыли, но беды Свияжска на этом не прекратились. Там, где раньше жили заключенные, открылась психиатрическая лечебница. А в 1957 году пришло новое испытание. Из-за строительства Куйбышевского водохранилища под воду Свияжск стал островом, изолированным от "большой земли". Добраться тогда на остров можно было либо по воде, либо по льду зимой. Остров превратился в забытый Богом уголок. Монастыри, храмы да и все остальное в Свияжске постепенно стало приходить в упадок.

Только в 2000-е годы в Свияжск наконец-то построили новую дорогу, которая соединила его с "большой землей". С этого времени в Свияжске под патронажем первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева стали восстанавливаться и памятники архитектуры. На сегодняшний день Свияжск снова ожил и превратился в своего рода остров-музей, который ежегодно посещают тысячи туристов.

Когда Клим закончил свой короткий рассказ об истории Свияжска, теплоходик мягко причаливал к пристани Речного вокзала, и пассажиры потянулись к выходу.

Наши герои вместе с толпой страждущих новых впечатлений высадились на острове Свияжск, и сразу окунулись в царство природы, воды, солнца и чистейшего воздуха (в Свияжске и рядом на многие километры нет никаких вредных промышленных производств).

Путники взяли билеты в музеи и дружно двинулись осматривать местные достопримечательности острова. А посмотреть было на что.

Поднимаясь по дороге на Свияжскую гору путников встречает старинный храм XVII века – Церковь Константина и Елены. Это единственная уцелевшая посадская церковь (не относящаяся к монастырям) на острове Свияжск. Ранее этот храм разделял верхнюю часть Свияжска – крепость и нижнюю – посад, где жили мещане и ремесленники. В 1551 году по личному распоряжению царя Ивана Грозного была построена деревянная церковь. Храм получил своё начало в XVI веке вскоре после освящения города Свияжск. По “Писцовой книге” 1567 года храм этот значится стоявшим вблизи Рождественских ворот. “Строения и поставления” церковь была царя и великого князя Ивана Васильевича; в нём было три престола: главный престол во имя св. Константина и Елены, а придельный северный – во имя Святителя Леонтия Ростовского и южный – Преподобного Андрея Критского.

В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная приходская церковь во имя св. Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. В 1940 году храм был закрыт и вновь передан верующим для проведения богослужений только в 1993 году.

Поднявшись на гору по центральной Успенской улице ребята через весь остров дошли до противоположного конца острова и восхищенно увидели величественный и красивейший белокаменный Богородице-Успенский монастырь – ровесник самого Свияжска.

Этот монастырь основан был в 1555 году и согласно письменным источникам "видел" самого Ивана Грозного. Основателем Богородице-Успенского монастыря был епископ Герман. Он возглавлял обитель до 1566 года, пока Иван Грозный не приказал ему ехать в Москву. В 1567 году Герман скончался, но на этом его история не закончилась.

Со временем Германа причислили к святым, а его мощи перевезли в Богородице-Успенский монастырь. При советской власти гробницу с мощами вскрыли и обнаружили там, что голова святого отрублена двумя ударами меча спереди и сзади. Так подтвердилась версия, что с Германом по приказу царя расправились опричники. Впрочем, речь о том еще впереди. После вскрытия верные люди тайно перенесли мощи Германа в другое место. Только в 2000-е годы его мощи снова вернулись в Свияжск.

Вплоть до 18 века монастырь был одной из богатейших церковных обителей России. Однако в последующие годы он постепенно утрачивает свое значение. В начале 20 века в обители проживало всего 25 монахов.

С приходом советской власти монастырь закрыли и использовали для различных хозяйственных нужд. Только в 1997 году его вернули законному хозяину – Русской Православной Церкви (РПЦ).

Вход в монастырь осуществляется через Воскресенскую надвратную церковь 18 века (Церковь Вознесения Господня).

Главный великолепный храм монастыря – Успенский собор – построен во времена царя Ивана Грозного в 1561 году. В отличии от большинства церквей того времени его сразу возводили не в дереве, а в камне. Собор почти без изменений сохранил свой первоначальный вид до наших дней.

По преданию его строили знаменитые зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй – те же мастера, что вероятно построили великолепный Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, который является символом России. Еще Успенский собор уникален тем, что в нем сохранились старинные фрески второй половины 16 века и изображение самого молодого царя Ивана Грозного в алтарной части храма.

Совсем рядом расположена старинная Никольская трапезная церковь (Церковь Николая Чудотворца). Она также как и Успенский собор построена сразу из камня в 1556 году. А вот ее колокольня – уже более поздняя постройка, датируемая 17 веком. Там же расположен небольшой храм святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского, который появился в этом монастыре намного позднее в самом конце 18 века. Братский корпус, в котором жили монахи, возведен в 17 веке, и за свою историю это здание много раз перестраивалось и меняло свой вид. Здание Монастырского училища датируется 18 веком. Само монастырское училище занимало это здание совсем недолго. В остальное время строение использовалось для других целей.

Напротив входа в Богородице-Успенский монастырь расположены строения «Конного двора». Ранее это был хозяйственный двор монастыря, который до наших дней не сохранился. Здания и постройки «Конного двора» возведены уже в современное время, хотя и стилизованы под старину. Здесь можно перекусить, разжиться сувенирами и прокатиться на лошади.

От Богородице-Успенского монастыря по Троицкой улице ребята направились к другому монастырю острова – Иоанно-Предтеченскому.

История Иоанно-Предтеченского монастыря началась в 1567 году со строительства деревянной церкви Рождества Христова. Впоследствии вокруг храма сформировалась монашеская община. В 1701 году церковь обновили и выстроили уже в камне. В новом варианте к церкви Рождества Христова прибавился придел Иоанна Предтечи. От него и пошло название монастыря «Иоанно-Предтеченский».

После революции монастырь закрыли, а помещения передали совхозу. Они создавались наряду с колхозами новой советской властью. Снова монастырь открылся уже после возрождения острова.

Старая церковь Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи к 20 веку совсем обветшала, потому вместо нее в 1906 году на территории этого монастыря построили новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Собор построен в нововизантийском стиле из красного кирпича и очень красив снаружи и внутри. Это последний выстроенный в Свияжске храм. В нем как раз дядя Клима и попал в известную нам историю.

Рядом с храмом "Всех скорбящих радость" находится самое уникальное и самое древнее сооружение на острове – это та самая привезенная деревянная Троицкая церковь (Церковь Троицы Живоначальной), которая каким-то невероятным образом сохранилась в своей основе с 1551 года. Ее тоже, как и деревянную крепость, тогда привезли в разобранном виде из-под Углича. Сюда приходил помолиться молодой царь Иван Грозный перед тем, как подступиться к стенам Казани. Сегодня Троицкая церковь закрыта как действующий храм, но в ней размещается музей. Если вам посчастливиться попасть в нее, то там вы ощутите подлинную древнюю старину этого загадочного места. Там есть особая аура.

Еще одна церковь Иоанно-Предтеченского монастыря – Церковь Сергия Радонежского построена была в начале XVII века. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев.

Недалеко от Иоанно-Предтеченского монастыря по улице Троицкой находится еще несколько достопримечательностей или точнее то, что от них осталось – Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенская церковь), Церковь Софии Премудрости Божией (Софийская церковь), Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественский собор).

Руины этих церквей с Поклонными крестами встретились нашим героям по пути. Такие кресты устанавливаются на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Поклонный крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

Как уже говорилось, в дореволюционное время на острове Свияжск было множество монастырей и храмов. К сожалению, в советское время многие из них были разрушены. Одним из таких храмов была Благовещенская церковь. Возводилась она в середине 18 века. На сегодняшний день от нее остались одни руины. Церковь разрушена в 30-х годах XХ века.

Софийская церковь была выстроена из кирпича в 1735 году на месте деревянной Тихвинской церкви. Новое название церковь получила в 1740 году вместе с освящением нового главного престола в честь Софии Премудрости Божией. Церковь также была разрушена в 1930-е годы.

Первоначально деревянный Рождественский собор был возведен одновременно с крепостными укреплениями в 1551 году. Во второй половине XVI века – на месте деревянного – псковскими мастерами выстроен был каменный однокупольный четырехстолпный храм с трехярусной колокольней. Постепенно Рождественский собор менял свой первоначальный облик, достраивался и расширялся. Так, в 1849 году с севера и с юга были пристроены, соответственно, Введенский и Петропавловский приделы. Размеры основания собора к этому времени составили 11 на 13 сажен. Разрушен этот храм был в 1928 году.

От руин Благовещенской церкви рукой подать до официального самого центра Свияжска – Рождественской площади. Тут ребята посмотрели облик Свияжска начала 20 века и даже слазили на пожарную каланчу.

В дореволюционное время постройки на острове были, в основном, деревянными и часто случались пожары. Пришлось местной администрации обзаводиться пожарной частью. Здание, где находились пожарники, к 21 веку сильно обветшало, поэтому пришлось строить новое с каланчой. Сегодня здесь размещается музей, а на пожарной каланче оборудована смотровая площадка для туристов с видом на Свияжск и его окрестности.

До революции Рождественская площадь была престижным местом города. Здесь в роскошных особняках жила местная элита.

Одним из таких особняков был дом купца Каменева, построенный в 19 веке. Каменевы проживали на острове веками. Накануне революции они уехали с острова. В советское время дом купца национализировали и использовали для разных целей. Здание долго не ремонтировалось и к 21 веку пришло в упадок. Его восстановили только в 2011 году. Сегодня в нем работает гостиница.

Посмотрев Ленивый Торжок (место сосредоточения современных купцов, скомарохов и коробейников – торговые ряды для туристов) ребята свернули на северную часть острова и пошли по Никольской улице, где им встретились руины еще одной святыни – Церкви Николая Чудотворца, разрушенной в советское время. Эта Никольская церковь была построена в 1734 году, но до наших дней здание не сохранилось, а осталось только старинное название улицы.

Далее по Никольской улице и Монастырскому переулку ребята снова вернулись ко входу в Успенско-Богородичный мужской монастырь. Хорошо перекусив в трактире на Конном дворе, все дружно отправились осматривать многочисленные музеи острова.

В Свияжске на момент приезда наших героев располагались не менее 10 музеев, из них два музея и музейный комплекс «Конный двор» находятся на территории Успенского монастыря и прилегающей к нему территории, остальные входят в состав Государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» и раскиданы по всей территории острова. Количество музеев на острове из года в год только растет, и скоро весь остров, наверное, превратиться в один большой музей.

Ребята посетили Музей истории Свияжска, Музей археологического дерева "Татарская слободка", Свияжскую художественную галерею, Музей Гражданской войны, Музей художника Геннадия Архиреева, Выставочный зал «Старая водонапорная башня» и другие.

А потом было лето, солнце и вода. Наши путешественники купались в прибрежных водах острова, загорали, ели, пели и веселились.

Вода была такой теплой и чистой, она смывала все тревоги от прошедших экзаменов, она сияла солнечным светом и радостью бытия. Мир казался самым светлым и радостным, потому что лето, потому что каникулы, потому что впереди еще вся жизнь.

Незаметно наблюдавший за ними все это время пожилой островитянин в душе по доброму завидовал этим ребятам, но не сводил с них настороженных мудрых глаз.

Он давно ждал, когда на остров приедут не поверхностные юнцы, а молодежь с умными глазами. А когда он послушал их веселый разговор о желании сегодня вечером попытаться открыть портал в подземелье острова и узнать тайны сокровищ Свияжска, то его сердце забилось быстрее и лицо озарилось счастливой улыбкой.

– Пришло время.– сказал он себе, и набрал на мобильном телефоне тайный номер. Когда в трубке раздался спокойный мужской голос, он произнес: «Говорит наблюдатель. Претенденты на роль хранителей прибыли. Их пятеро. Они хотят найти портал в подземелья острова».

– Слава Богу. – ответила трубка. – Помогите им стать теми, кем уготовано судьбой. Приготовьте все необходимое. Пусть пройдут испытание». На этом странный разговор закончился.

Незнакомец убрал трубку в карман и широко улыбнулся этому миру, солнцу и промыслу Божьему.

Когда ребята прошли мимо него, он все также улыбаясь, громко поздравил их с праздником!

Ребята удивились, увидав странно одетого и улыбающегося старичка и, улыбаясь в ответ, также поздравили его с праздником.

– А что за праздник сегодня? – весело спросил его Николай?

= Предания говорят, что сегодня в канун дня Ивана Купалы в Скорбященском храме острова в полночь открывается портал в подземелия острова Свияжск, и кто в него попадет, тот может обрести великую силу и стать хранителем несметных сокровищ острова Свияжск. – ответил им старичок и хитро улыбался во весь рот. – Открывается портал только избранным. Но правда это или нет, никто не знает. Может вы и есть избранные. – весело засмеялся старичок.

Ребята подумали, что наверно это местный сумасшедший и весело двинулись к местное кафе. А старичок все стоял и смотрел им вслед, и на душе у него был праздник, ведь те, кого так долго ждали, наконец пришли. Наблюдатель поспешил приготовиться к приходу гостей, ведь их будет сегодня целых пять человек.

В кафе Клим рассказал ребятам, что у него есть смелый план, как им попытаться найти вход в подземелье острова, если оно существует, и предложил пойти по методу дяди, незаметно спрятаться в Скорбященском соборе на балконе, куда никого не пускают, а ночью попытаться найти вход. Если у них не получиться, то они смогут, открыв задвижку, незаметно выбраться наружу через боковую дверь храма и уйти незамеченными.

Все недоуменно посмотрели на Клима.

– А мне эта идея нравится.– сказала вдруг Диляра.– Как еще иначе мы сможем проверить эту загадку. Днем нам проверить её никто не даст. Значит надо идти ночью и ждать полночи. К тому же, всегда можно сказать, что мы просто хотели ночью побывать и помолиться в церкви, а это не считается грехом или преступлением. Ведь на Святую Пасху люди приходят в ночное время.

Ася поддержала подругу, что греха в их затее точно нет, но как на это посмотрят другие.

– Более глупой идеи я еще не слышал.– весело сказал Николай.– Нас поймают и отправят в полицию или в психушку.

Искандер решил порисоваться перед Дилярой и ответил Николаю, что ты просто боишься идти ночью в церковь, вдруг вылезут черти и уволокут тебя к себе.

Все дружно засмеялись, Николай покраснел и сказал, что вера в чертей антинаучна и что он готов вместе со всеми на эту авантюру, но он всех-таки предупреждал, что это самая большая глупость.

А Клим подумал, что скоро мы все перестанем искать приключений, и тогда мир станет таким скучным и безопасным, что можно будет удавиться от скуки и всевозможных запретов и ограничений. Вспомнилось ему: «Господи, как скучно мы живем! В нас пропадает дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» ("Ирония судьбы, или С легким паром!").

Когда колокол позвал верующих на вечернюю молитву, ребята, взяв свои рюкзаки и припасы, поспешили вместе со всеми в Скорбященский храм и во время службы незаметно по винтовой лестнице тихо забрались на балкон в церкви и притаились там.

Встретившийся им ранее старичок также незаметно проник в церковь, зашел в боковой предел и, пока никто не видел, открыл неприметную дверь в стене и укрылся за ней. Он немного спустился по потайной лестнице на уровень пола церкви, куда выходили тайные смотровые отверстия, и стал ждать полночи.

Ребята устали за день, служба тянулась долго, а певчие пели так красиво, что ребята задремали на балконе.

Проснулись они, когда входная дверь закрылась за последним служителем и храм погрузился в полутьму. В июле ночи короткие, а потому в храме можно было хорошо ориентироваться в позднее время. К тому же у ребят были телефоны и фонарики. Они спустились с балкона, осмотрелись, проверили все ли ушли и вздохнули спокойно.

Ася подошла к иконе Божьей Матери, молча помолилась и попросила у неё прощения за их неосторожное вторжение в святую обитель, ведь они попали сюда явно не случайно, а по Божьему промыслу. Все остальные также в благоговении постояли перед образами святых, каждый думая и прося о своем. Ведь не важно какой ты веры и звания, поскольку чаяния и мечты у нас у всех одинаковы. Все мы хотим мира, здоровья и благополучия своей планете и родине, своей стране и городу, своим родным и близким, своей семье и себе.

Потом все дружно начали осматривать полы церкви и искать возможные люки, по которым можно было бы спуститься в подземелья под своды храма. Но такие поиски их ни к чему не привели. Никаких видимых люков, зазоров и отверстий в полу не наблюдалось.

– Похоже тут ничего нет и твоему дяде все просто приснилось.– сказал Искандер.

– Подожди.– ответил Клим.– Еще не наступила полночь. Мне подсказывает интуиция, что просто так маленькому мальчишке такое присниться не могло, и он точно был в подземных лабиринтах этого острова. И странный старик говорил о преданиях про хранителей.

– А давайте по особому встанем, как те люди в капюшонах из записок дяди Клима, – вдруг предложил Николай. – Возможно, в этом был секрет открытия портала в полу храма, когда люди встанут в нужном месте и приведут в действие механизм открытия портала.

– Классная идея.– сказал Клим.– как я раньше не подумал. А где нам встать лучше? Ася, ты можешь рассказать, как устроен православный храм, из каких частей он состоит, и что каждая часть означает?

Девушка давно интересовалась православной культурой, обрядами и традициями Русской Православной Церкви, потому она с удовольствием рассказала друзьям, что узнала.

Православный храм делиться на три части.

Первая, главнейшая часть храма, это алтарь, что в переводе с латинского языка значит "возвышенный жертвенник", потому что он главным образом устраивается выше остальных частей храма. В древние, патриархальные времена, для принесения жертвы Богу, устраивалось возвышенное место, обычно из камней.

Вторая часть это, собственно, церковь и раньше она называлась иначе местом молитвы (oratorium от oro – "молюсь"), так как она предназначена служить к возношению молитв от всего народа.

Третья часть храма – это притвор с папертью. Паперть называется иначе "предверием" или "внешним притвором", так как она по сути – крытое крыльцо, а сам притвор – "внутренним".

Я читала, что такое разделение храма на три части сделано в соответствии с тремя главными разрядами христиан и соответствует устройству Ветхозаветной Скинии. Эти три части храма еще называют: небеса, небо и земной мир.

Видите эти Царские врата посреди иконостаса – это вход в святой алтарь, предназначенный только для священнодействующих (священников). Его направление на восток напоминает нам о востоке свыше, просвещающим "сидящих во тьме и тени смертной". По традиции Церкви, женщинам и посторонним людям вход в алтарь воспрещён.

Второй части скинии, то есть святилищу, соответствует церковь, как таковая – это место служит местом молитвы для мирян – верующих.

Третью часть скинии, называемую двором, у нас заменяет притвор с папертью. Этот притвор с папертью в древности назначен был для всенародно кающихся и оглашённых, то есть готовящихся ко крещению. В наши дни, когда оглашённых не бывает, это место служит для литий, то есть для отправления общих молений с выходом в притвор, которые бывают на всенощных бдениях. Также, притвор используют для некоторых молитвословий в монастырях -повечерия, полунощницы и часов. Здесь же, через окропление святой водой, освящаются пасхальные куличи, приносимые мирянами, творожная пасха и яйца.

Так у православных алтарь символизирует небо небес, как высшее место обитания славы Божией, средним храмом знаменуется небо, населённое чистыми и блаженными духами, а притвор это образ земного мира или земли, которая служит местом испытания или приготовления для неба.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

– Поскольку, как мы видели, с балкона внутри этой церкви, который кстати называется «хоры», алтарь с престолом и притвор не видны, то, скорее всего, таинство, описанное дядей Клима, происходило в третьей части – непосредственно самой церкви – месте молитв для верующих.– сказала Ася.– и значит встать нам лучше в разных частях главного зала самой церкви. Интересно, что это пятиглавый крестово-купольный храм, который венчают пять куполов. А нас с вами тоже пять, и мы все можем встать в центральном зале и образовать крест (четверо по краям и один посередине).

Клим направился в центр зала, а остальные ребята двинулись по сторонам света.

Все застыли в тихом молчании, ожидая свершения чуда. На часах была полночь.

И когда прятавшийся наблюдатель нажал на рычаг и в полу начал открываться проход с винтовыми ступенями вниз под здание храма.

Проход открылся как раз под амвоном церкви – возвышенным местом, полукруглым и выдвинутым вглубь храма выступе в середине солеи, напротив Царских врат, символизирующим восхождение (греч. – «амвон»), с которого во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками – проповеди, поучения и обращения к мирянам.

Ребята ахнули и подбежали к открывшемуся порталу, ступени которого уходили далеко вниз под основание храма.

– Вот это настоящее чудо. – воодушевленно сказал Николай. – А я вообще не верил, что у нас что-то получиться. Видимо, мы все вместе нажали на какие-то скрытие механизмы, которые открыли этот проход. Ну, кто смелый, идем осматривать древнее подземелье и искать сокровища.

– Разделяться нельзя. Если идти, то всем вместе. – сказал Искандер.

– Да, идем вместе.– поддержал Клим. – Давайте возьмем наши вещи и припасы, которые нам могут пригодиться там. Мы с Искандером и Николаем взяли с собой фонари. И телефонами можно подсвечивать в темноте. Ну что девушки, рискнем?

– Конечно.– поддержали их спутницы, и все осторожно начали спуск по ступеням, подсвечивая себе телефонами или фонариками. Парни шли впереди, а девушки замыкали процессию.

Когда ребята спустились по каменной лестнице метров на пятнадцать вниз, они очутились на нижней площадке, коридор из которой вывел их в сводчатый зал с железной дверью. Всех удивило то, что само подземелье было освещено электрическими лампами, поэтому в нем было относительно светло. Далеко наверху виднелся открывшийся им портал.