72
Пранаяма – древняя йогическая практика дыхательных техник, ведущих к расширению и контролю жизненной энергии и силы, а также к более высоким состояниям сознания.
73
Кхечари мудра – особый йогический языковой «замок», который используется во время определенных пранаям, чтобы стимулировать поток нектара амриты. Кхечари мудра выполняется загибанием языка назад и его входом в полость носа.
74
Самоса – острая выпечка с начинкой из различных овощей и иногда сыра.
75
Расгулла – десерт в виде шарика из творожно-манного теста, сваренного в сахарном сиропе.
76
Шанкарачарья – религиозный титул, используемый главами монастырей, называемых матхами, в традиции Адвайта Веданты. Название происходит от первого Ади Шанкары; все учителя из последовательной линии гуру, восходящей к нему, известны как Шанкарачарьи.
77
Матх – монастырь, институт, колледж. Монастырь принимает студентов, санньяси, аскетов и паломников, дает посвящения в своей линии, проводит различные церемонии и исследования.
78
Джапа – непрерывное повторение мантры или имени Бога.
79
Гхат – ступенчатые набережные, ведущие к воде, традиционно строящиеся вдоль рек или прудов и используемые для омовения, купания или в качестве места кремации.
80
Каши – историческое название священного города Варанаси, также известного как Бенарес.
81
Аватар, Аватара – воплощение определенного божества.
82
Швасахита пранаяма – особая дыхательная техника с мантрой, практикуемая в Крия йоге для развития йогического состояния ума и сознания. Этому виду пранаямы обучают на начальном этапе практики Крия йоги.
83
Атма – санскритское слово, обозначающее индивидуальное «Я»; часто переводится и как «душа», что не совсем корректно. В индуизме Джива считается Шивой, а дух – Шакти, поэтому люди используют термин Дживатма. Атма является частью Параматмы, Вселенской Души, и по своей природе идентична ей. Подобно тому, как семя дерева содержит в себе все качества дерева, Атма также несет в себе качества высшего «Я». Высшее сознание личности, духа, «Я», которое находится за пределами тела и ума.
84
Параматма, или Параматман – высшее «Я», изначальное «Я» или запредельное «Я», духовно тождественное Абсолюту и высшей реальности. Это Высший Принцип, как бы мы его ни называли: Бог, Высшее Я, Божественное Я, Любовь, Истина или Реальность.
85
Джива – индивидуальная душа, сущность жизни. Происходит от санскритского корня «дыхание».
86
Дживатма – индивидуальная душа, является отражением Атмы внутри человека; «волна», выходящая из океана существования и блуждающая от воплощения к воплощению и после длительного процесса развития и опыта снова возвращающаяся к единству Целого. Душа, проявившаяся в форме, отождествляет себя не со своей божественной сущностью, а со своими атрибутами: физическим телом, умом, мыслями и т. д. Цель йоги – рассеять эту иллюзию.
87
Пуруша – буквально означает «человек, мужчина, дух». Согласно индуистской мифологии, существо, из тела которого была создана Вселенная. Множественное неподвижное мужское космическое начало, «чистое сознание», созерцающее динамичное женское начало – Пракрити (материя). Пуруша является вечным, его основное свойство – отсутствие свойств (состояние ниргуна).
88
Йони мудра – «Йони» на санскрите означает «женский репродуктивный орган», а также «источник, происхождение». «Мудра» означает «жест», определенное положение пальцев для направления энергии. Йони мудра – сложная психофизиологическая поза, используемая в Крия йоге для достижения определенного состояния.
89
Кундалини (на санскрите «свернувшаяся змея») – форма энергии, спящая в основании позвоночника. Кундалини, свернувшуюся в муладхарачакре, представляющей элемент земли в человеческом теле, можно пробудить потоками праны и апаны, направленными в центральный канал – Сушумну. Существует древнее поверье, что каждый человек несет в себе божественную энергию, и определенные йогические техники могут пробудить, высвободить и обуздать эту энергию.
Шайлендра Шарма считает, что Кундалини имеет гораздо больше, чем три с половиной витка (как это обычно описывается в йогических текстах). Кольца Кундалини представляют собой различные формы звука «ОМ». Горакхнатх говорит не о 3,5, а о 8 витках Кундалини.
90
Пуджари – священник, проводящий религиозную церемонию или храмовые ритуалы.
91
Дикша – посвящение в религиозную традицию или духовную практику. Дикша и Шикша Гуру – есть два одинаково уважаемых типа гуру: дикша-гуру или инициирующий духовный учитель и шикша-гуру или наставляющий духовный учитель. У кого-то может быть много духовных учителей-наставников, но инициирующий духовный учитель, дикша-гуру, один. Он формально посвящает искателя в линию передачи (традицию, сампрадаю) с помощью мантры, прикосновения, дыхания или любым другим мистическим, секретным способом. Берет на себя ответственность вести ученика через стадии садханы к освобождению – в этой жизни или в следующей. Этот гуру – наставник тех душ, которым суждено пройти процесс образования путем будущих воплощений.
92
Дхоти – традиционная мужская одежда, напоминающая свободные шаровары. Кусок ткани оборачивается вокруг бедер и ног и завязывается узлом спереди или сзади.
93
Сатсанг – традиционно собрание в присутствии духовного гуру (сат гуру) для обсуждения принципов Истины и других важных концепций и идей. В наши дни сатсангом также стали называть любое собрание, на котором происходит обсуждение духовного, медитации или обучение. Может включать пение киртанов или философские беседы о дхарме.
94
Шастра – священная книга; наука. Шастри – тот, кто имеет специальную степень, позволяющую преподавать. На санскрите это слово означает «заповедь, правила, руководство, сборник, книга или трактат». Шастры – преимущественно постведическая литература, появившаяся примерно после 500 г. до н. э.
95
Агхора – духовная традиция, зародившаяся в Северной Индии. Это простое и естественное состояние сознания без страха, ненависти, отвращения или разделения по дискриминирующим признакам религии, расы и пола. Хотя Агхора универсальна и выходит за пределы особенностей религий или культур, учение не поддается простой категоризации. Ее последователи утверждают, что каждый раз, когда люди «различают», их самость, их целостность ограничивается, и ею овладевают разрушительные эмоции, такие как гнев, страх, ревность, жадность и вожделение. Главный постулат Агхоры заключается в том, что в своей основе каждый человек представляет индивидуальное целое, единое с божественным сознанием. Агхори считают, что, научившись отождествлять себя со своей целостностью, человек освобождается от ограничений. В результате энергию, ранее вложенную в ограничение, можно перенаправить на достижение самореализации. Некоторые ученые и исследователи классифицируют Агхору как недуалистический (Адвайта) подраздел индуистской философской школы.
96
Парашурама («Рама с топором», Рама Джамадагнья, Рама Бхаргава и Вирарама) – шестое воплощение Господа Вишну. Один из Бессмертных, Парашурама наделен не только воинственностью и доблестью, но также спокойствием, контролем, силой воли, благоразумием и терпением. Было предсказано, что Парашурама появится на земле в то время, когда будет торжествовать зло и когда Кшатрии, воины, наделенные оружием и силой, начнут злоупотреблять своей властью. Считается, что Парашурама исправит космическое равновесие, уничтожив всех кшатриев двадцать один раз. В Махабхарате он представлен как наставник многих героев: Бхишмы, Дроны, Рукми и Карны.
97
Шри Янтра или Шри Чакра – форма мистической диаграммы (янтры), используемая в учении Шри Видья. Девять пересекающихся треугольников, представляющих Шиву и Шакти, окружают центральную точку, Бинду, Вселенский центр. Треугольники представляют собой космос и человеческое тело. Все остальные янтры происходят от Шри Янтры
98
Шиваратри – «Великая Ночь Шивы», отмечается ежемесячно, но главное празднование Маха Шиваратри проводится раз в год, в феврале – марте. Один из главных религиозных праздников в Индии, посвященный бракосочетанию Шивы и Шакти.
99
Вишванатх – одно из имен Шивы, означающее «Повелитель Вселенной».
100
Вараха – третий аватар Господа Вишну; в образе вепря его послали спасти землю, которую потопил демон Хираньякша. Династия Бхаратпуров поклонялась Вишну, и это может объяснить происхождение легенды о золотой статуе кабана на дне пруда у царского Смашана.
101
Вишну – один из тримурти (троицы), защитник и хранитель мира, созданного Брахмой. Его роль – восстановить баланс добра и зла в смутные времена. Вишну воплощался девять раз в виде разных существ (аватаров). Считается, что последним и десятым Его воплощением будет Калки Аватар, который по предсказанию окончит Кали-югу.
102
Бхайрава (или Кала Бхайрава) – шиваитское божество, могущественное проявление Шивы, в основном связанное с уничтожением. В кашмирском шиваизме (система Трика) Бхайрава представляет Высшую Реальность. Обычно в Индии Бхайрава также называют Дандапани («тот, кто держит посох в руке»), наказывающим грешников. Другое имя Бхайравы – Свасва, что означает «везомый собакой».
103
Тапас – в йогической практике означает сверхусилия, ведущие к очищению, самодисциплине и аскезе. «Тапасья» происходит от санскритского корня «тапа», обозначающего тепло или энергию, и может примерно переводиться как аскетизм или покаяние.
104
Апана – одна из пяти пран (жизненных сил), движущаяся вниз и отвечающая за выведение, пищеварение и размножение.
105
Иччха – воля, желание.
106
Мандала – определенная геометрическая конфигурация символов, используемая для медитации и практики концентрации.
107
Махамудра – на санскрите «мудра» означает «печать», поэтому «Махамудра» буквально означает «великая печать». В Крия йоге махамудра представляет собой сложное действие, включающее одновременное выполнение сидячей позы, в которой сочетаются бандхи (энергетические замки), мудры, в том числе кхечари мудра, и движение внимания по энергетическим центрам тела.
108
Пракшалана – санскритское слово, означающее «очищение»; йогические техники очищения пищеварительной системы, включая весь желудочно-кишечный тракт.
109
Ом (Аум), или Анахада Нада – первый резонирующий вибрационный звук, обозначающий всю недуалистическую Вселенную. Это главный звук вибрации Творения и фонологическое проявление Абсолюта. Шайлендра Шарма утверждает, что звук ОМ – это «слово» Пустоты.
110
Гхеранда Самхита – один из ключевых классических текстов по Хатха йоге. Считается, что работа написана в 17-м веке, в форме обучающей беседы между мудрецом Гхерандой и его учеником Чандой. Текст подробно описывает семь шагов, ведущих к высшему состоянию духовного развития с помощью йоги.
111
Пураны – восемнадцать священных текстов, которые, как считается, были составлены риши Вьясой и содержат описания тантрических и ведических традиций.
112
Криябан – получивший посвящение в практику Крия йоги.
113
Аштами титхи – восьмой день индуистского лунного календаря.
114
Гуру Пурнима – Пурнима означает «день полнолуния». Гуру Пурнима – это большой праздник, отмечаемый в день полнолуния в июне или июле и посвященный учителям, ведущим искателей к свету знаний.
115
Омкар крия – «последняя священная йогическая техника, выполняемая перед окончательным оставлением тела. Повторяемая 3 456 раз в каждой чакре в течение одного вдоха и в общей сложности составляющая 20 736 пранаям, Омкар крия олицетворяет йогическую силу для переноса духа с земного плана» («Сумеречный язык Горакх Бодха» с йогическими комментариями Шайлендры Шармы).
116
Йога-сутры Патанджали – сборник санскритских афоризмов (или сутр) о йоге. Существует 195 сутр, составленных мудрецом Патанджали, который синтезировал и систематизировал знания по теме йоги. Йога-сутры говорят об аштанге, восьми элементах практики, которые должны завершиться самадхи. Основная цель практики – это кайвалья, распознавание сознания-свидетеля, в отличие от когнитивного аппарата. Современная традиция йоги считает Йога-сутры Патанджали одним из основополагающих текстов классической философии йоги.
117
Ишвара – в различных школах индуизма может означать личное, избранное божество, принцип высшего сознания. Это имя предпочитают в основном преданные Шивы; аналогичный термин «Бхагаван» («Господь») обычно используется последователями Вишну. Индуистские общины по-разному трактуют отношения между Ишварой и Брахманом. Некоторые утверждают, что это одно и то же. Приверженцы Адвайта Веданты утверждают, что «личный» Ишвара – это ограниченное и неадекватное представление о Брахмане.
118
Снан – ритуал омовения или подношения воды в знак поклонения для омовения божества.
119
Самскары – мысленные отпечатки, бессознательные и остаточные воспоминания, составляющие основу кармических импульсов и тенденций. В индуистской философии самскары – основа для развития кармы. Каждое действие или намерение оставляет в сознании впечатление, воздействие, отпечаток, или самскару. Затем самскары ждут волевого осуществления в будущем данного индивида в виде скрытых ожиданий, обстоятельств или подсознательного чувства необходимости действия. Самскары проявляются как тенденции, кармические импульсы, подсознательные впечатления, задатки привычек или врожденных предрасположенностей.
120
Ямадуты – астральные существа, слуги Бога смерти, Господа Ямы.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов