Мазурка – настоящая поэма для тех, кто понимает её законы и секреты. Есть точное описание танца. Кавалер опускался на одно колено перед дамой, словно пытался помочь ей сойти с коня. Мазурку иногда называют танцам лихих наездников и хрупких дам. Основное движение дам в этом танце – лёгкий бег на пальчиках, пятку нельзя опускать на пол. Сложно, конечно, но прелестно. Кавалер должен уметь изящно и легко прыгать: «Антраша – скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза, а тело пребывает в воздухе». Нужна ловкость, чувство меры, изящество – удар каблуком, конечно, шик, но «употреблять этот приём следует умеренно». «Милое и уместное постукивание придаёт мазурке очарование. Заурядное же не имеет ни смысла, ни прелести, да и паркет… сильно страдает».
Вообще умение ввести себя на балу во время танцев – важная наука: «На балу, впрочем, как и в жизни, не должно ни на минуту забывать, что выражение лица должно быть весёлым и любезным. Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно, строго соблюдая приличия: прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставлять себя в глазах одних – предметом, достойным осмеяния, а в глазах других – предметом, достойным жалости и презрения».
Танцевать без перчаток не допускается как мужчинам, так и дамам. Перчатки в гардеробе мужчины – важнейшая деталь. Они в начале XIX века строгие, простые, ценится материал, из которого они сделаны, качество кроя. «Следует одеваться элегантно, но незаметно. Перчатки должны облегать руки, как морская кисея, принимая очертания ногтей». Знаменитый Джордж Браммел, основатель дендизма, человек причудливого нрава и безупречного вкуса, заказал перчатки сразу нескольким мастерам – один кроил и шил пальцы, другой – запястья, третий – ладонь, четвёртый по-особенному разглаживал их. «Настоящая элегантность заключается в том, чтобы сделать её незаметной». Полагалось менять перчатки несколько раз в день – для каждого времени и для каждого события нужны свои «перчатки по случаю». Говорят, Наполеон каждый день заказывал больше 200 пар.
Перчатки шили из тончайшей кожи – она называлась лайкой, шили очень узкими, так что надевать их было непросто, но зато они идеально обтягивали руку, которая казалась красивой и сильной. Цвет многое значил: к вечерним костюмам полагались белые лайковые или кремовые из замши; чёрный, коричневый, тёмно-зелёный, тёмно-синий, серый… уместно носить в городе в течение дня. На балах женщины надевали белые или светлые в тон платья, шёлковые или лайковые, мужчины – белые или кремовые из лайки, и снимать перчатки полагалось только за ужином или за карточным столом.
Бальзак посвятил перчаткам эссе «Изучение нравов общества по перчаткам». Интересные раскрываются подробности… Перчатка – символ власти. В средневековье рыцари с перчаткой приносили клятву верности. Перчатка – знак особых привилегий: судьи начинали процессы, только надев перчатки. Перчатка, брошенная в лицо, – тяжёлое оскорбление, вызов; а если перчатку подарит дама – это знак симпатии, и рыцарь с таким даром не расставался, носил перчатку в специальном мешочке на шее или за поясом. Перчатка – символ богатства, знатности.
Женские перчатки считались дорогим, но необходимым украшением. Мода диктовала правила – появились платья с короткими рукавами, и стали необходимы длинные перчатки. Первая надела длинные перчатки в XVI веке королева Елизавета – однажды она появилась на приёме в перчатках, которые доставали до локтя, и с тех пор длинные перчатки понравились дамам. Злые языки говорили, что Жозефина, супруга Наполеона, носила длинные перчатки, чтобы скрыть некрасивые руки.
Прокофьев работал над оперой быстро, вдохновенно. За каждой фразой Толстого, за каждым движением героев таился новый сюжет. Детали, мелочи, намёки… Всесильный Бог деталей открывает двери Времени. Как говорил Толстой, «когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным духу действительности».
Вернёмся на бал. Мазурка продолжается. «На балу Наташа Ростова глядела на танцующих мазурку и вспоминала, как она танцевала с Денисовым. То он кружил её на правой, то на левой руке, то, падая на колено, обводил её вокруг себя и опять вскакивал и пускался вперёд с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты». Мазурка – иногда длилась больше часа. Пары могли пропустить несколько фигур, отдохнуть, поболтать, посплетничать.
О чём говорили, что обсуждали, существовали ли законы разговоров?
Главное – уметь придавать особенный интерес всякому предмету легко, непринуждённо, доброжелательно и с приятностью. Говорить надо так, будто скользишь по темам, сюжетам. Темой для разговора может быть всё, что вызывает приятные ощущения и воспоминания: путешествия, театральные события, музыка – у салонных разговоров нет иной цели, кроме невинного развлечения. Вежливость и учтивость – необходимые помощники во время любой беседы.
Разговор в обществе требует большого такта и здравого смысла – существовали довольно строгие правила, которые необходимо было соблюдать, чтобы считаться умным светским человеком:
• крайне нежелательно прерывать собеседника: следует дождаться конца его речи и тогда только говорить самому;
• в обществе не следует говорить о других, а в особенности злословить – нужно уметь выбрать предмет, приятный для собеседника;
• расспрашивать следует мало, рассказывать – больше, но ещё больше – слушать;
• иронии следует избегать, а шутки никогда не должны касаться личностей; как бы ни была остроумна, легка и тонка насмешка, в ней всегда есть обидная сторона; шутка не оскорбляет, но направленная иногда без цели, подобно стреле в вышину, она всё-таки может задеть кого-нибудь, кого мы менее всего желали бы обидеть; у каждого есть свои слабости, и каждый чувствует, когда их касаются, хотя бы невольно;
• насмехаться и острить – дурная привычка;
• в разговоре должно избегать спорных предметов, например политики, религии, власти;
Артуро риччи. Светская вечеринка
• в присутствии женщины мужчина никогда не должен хвалить красоту и наряды другой женщины; точно так же женщина, которая в присутствии одного мужчины хвалит ум и достоинства другого мужчины, всегда доставляет неприятности первому;
• нужно, чтобы ваши собеседники думали, что вы считаете их самыми совершенными и прекрасными;
• в присутствии артиста никогда не говорят о другом артисте;
• любезности требуют известного такта; следует избегать повторений любезностей; любезность должна быть тонка и не переходить в лесть, а если нет повода для комплиментов – лучше промолчать;
• не следует передавать того, что мы слышали от кого-нибудь про третье лицо – всё это называется пересудами и сплетнями;
• давать советы – весьма неприятная нескромность; советы можно давать только тогда, когда нас об этом просят, и тут необходима величайшая искренность и деликатность.
О чем лучше всего говорить? С матерью семейства – о детях, с молодой девушкой – о развлечениях и путешествиях, с писателем – об издании его книги, с художником – о предметах искусства. Воздержаться лучше от банального обсуждения погоды, здоровья, следует избегать разговоров о родных и знакомых, нельзя осведомляться о здоровье пожилых людей и начальников. Прежде чем задавать вопросы, подумайте, будет ли этот вопрос приятен собеседнику, не затруднит ли он его.
Не надо забывать, что хорошие манеры… служат признаком нравственной утончённости. Мужчина никогда, ни под каким видом не должен во время разговора держать руки в карманах, сидеть, разговаривая с женщиной, держать в зубах сигарету, а быть в шляпе… недопустимо. Конечно, лучше всего говорить спокойно, тихим голосом.
Наука светской болтовни непроста и очень серьёзна: в разговоре, как и в других светских отношениях, требуется много терпимости, снисхождения и уступок для того, чтобы сделать его приятным. Дамам не рекомендовалось говорить о нарядах и украшениях, хотя именно они вызывают живейший интерес и любопытство.
Носить украшения – искусство, ограниченное строгими правилами. Молодые девушки не должны никогда надевать бриллианты: до 20 лет можно носить жемчуг, кораллы, бирюзу, золотые медальоны или крестик на бархотке, маленькие скромные часы. Дорогие камни – изумруды, рубины, сапфиры, опалы, бриллианты – могут позволить себе только замужние женщины. Но носить бриллианты днём – признак дурного тона. Кораллы полагалось надевать только к чёрному, белому или серому костюму. Бирюза подходит к тёмно-коричневому, тёмно-синему или голубому туалету, но никакая благовоспитанная дама не позволит себе надеть бирюзу к красному, так же возмутительно носить аметисты с голубым. Спрос большой на пурпурные богемские гранаты, радужные опалы, яркие кораллы и редкого узора агаты.
Умение носить украшения – тонкое искусство. Выбор дамы многое говорил о её характере и вкусах. Камни – напоминание о совершенной красоте, гармонии, о чудесах Вселенной: «В драгоценных камнях волшебная кроется сила», и многие всяческие блага камни дарят тем, кто «должно их носит».
В начале XIX века некоторые камни особенно выделяли. Нравился жемчуг, первое известное людям украшение было из жемчуга. Говорят, жемчуг появился в тот момент, когда капли росы попали в раковину. Жемчуг – высший элемент в символической иерархии самоцветов: символизирует высшую мудрость, чистоту, человеческую душу; обладает магической силой, открывает тайные смыслы; укрепляет веру, поэтому им часто украшали иконы (оклады икон). Жемчуг привыкает к своему владельцу и защищает его от бед, злобы, страха, предательства. В Древнем Риме жемчуг считался камнем Венеры, богини любви. Лучший жемчуг на Руси называли скатным, то есть круглым, и он часто упоминается в сказках, былинах: Илья Муромец, желая одобрить злющего царя Калину, подносит ему миску чистого серебра, миску красного золота и миску скатного жемчуга. «Жемчуг мелко тёртый кто внутрь примет, естественную животную силу укрепляет, биение сердечное уймёт и обморок головной отведёт» (Изборник Святослава, XI век). Жемчуг бросали в бокал с вином, чтобы показать чистоту своих помыслов: если вино отравлено – жемчужина потускнеет.
Показаться на балу без жемчуга считалось неприличным. Александровское время славилось модой на чудесные камни – об их таинственных свойствах охотно рассуждали.
Агат – камень счастья, помогает увидеть невидимое, успокаивает. Очаровывает фантастическими узорами. «Тем, кто носит агат, он дарует силу, крепость, придаёт приятность в общении, дарит красноречие, лечит от бессонницы – навевает приятные сны». Екатерина Великая ценила агаты и выстроила «Агатовый павильон» для отдохновения и восхищения, ей нравилось самой вырезать на агате причудливые камеи. В старинных лечебниках говорилось: «Если сжечь агат, его пепел отгонит духи нечистые, желудковым болезням поможет и к сладости естественной приведёт».
Шилинг Ферноьерка
Гранаты – тёмно-бордовые, тёмно-зелёные чудные зёрнышки рождают страстные желания, веселят сердце, дарят власть над людьми – они светятся в темноте… «Вот настали времена, – удивлялся барон Вигель, – доставать разные камни, оправлять золотом и вставлять в браслеты и ожерелья – так выглядит античнее».
Бриллианты, конечно, всегда хороши. Чем больше бриллиантов – тем лучше, – считали модницы. Непобедимый, дарит молодость, силы, символ власти, богатства. Если вы носите кольцо с бриллиантом на левой руке на безымянном пальце, то укрепляется сердце, очищается кровь. Камень подарит мудрость и долголетие.
Украшения любили, их было много, разных форм и названий. В моду вошли браслеты, и было принято украшать их портретом близкого или дорогого сердцу человека. Такие браслеты называли «сантиманы» и носили на левой руке, близко к чувствительному сердцу. Самые отчаянные модницы надевали сразу несколько браслетов: один – массивный, золотой, тяжёлый, усыпанный крупными драгоценными камнями; второй – полегче, ажурный, изысканный; и третий – с драгоценной застёжкой – сплетали из волос возлюбленного. Такие наборы назывались «Союз роскоши, изящества и чувствительности». Волосы украшали тиарами из золота в виде лаврового венка, или диадемами, или в виде колосков, усыпанных бриллиантами. В моду вошла фероньерка – лёгкий обруч, лента или цепочка с драгоценным камнем, который изящно украшает прекрасный лоб восхитительной женщины. С удовольствием носили браслеты и на ногах. На старинных портретах можно разглядеть эти чудесные безделицы.
Эгрет – тоже развлечение начала XIX века – украшение, напоминающее брошь: крепится к головному убору или причёске, а главный элемент – птичье перо (как правило, перо белоснежной цапли, иногда можно прикрепить цветы).
Ценились парюры – наборы украшений. Сейчас мы сказали бы «комплект». Малая парюра – серьги, ожерелье, браслет, диадема, а большая парюра могла состоять из 20 роскошных украшений.
Самым известным ювелиром был Франсуа Дюваль – живописец, ценитель поэзии, музыки. В своих изумительных ювелирных украшениях он стремился передать чудеса и гармонию Природы. Для императрицы Елизаветы Алексеевны он создал изумительной красоты изысканный сапфировый гарнитур – «Убор синий с бриллиантами»: диадема, серьги, 11 булавок, бант, два замка к пяти браслетам, состоявшим каждый из крупного сапфира и восьми алмазных «штучек»; кроме того – диадема из золотых веток, на каждом листике – бриллиант, а между ними сияли сапфиры.
Франсуа Дюваль
Император подарил супруге скромную брошку – маленькую золотую райскую птичку. В журнале «Северный Меркурий» сообщалось: «Ожерелья теперь наиболее модные называются “Гирлянды зубов гарпии”, или “Зубы дракона”, – заостренные пирамидки, напоминающие клыки. Забавно. Стоит обратить внимание и на франж – ожерелье из множества прелестных подвесок, которые тесно прилегают друг к другу, они похожи на густую бахрому». Александр I дарил такие украшения своим сёстрам. «Для любезной сестры императора Марии Павловны ценой 6000 рублей, и сестре Екатерине Павловне – 29 тысяч 775 рублей», – аккуратно записывал в книгу заказ Франсуа Дюваль.
В александровскую эпоху увлекались тайнами камней, доверяли чудесной силе и старались постичь их тайный язык. Верили, что дарить прозрачные аметисты женщине мог только супруг, а знакомым дамам этот камень старых холостяков приносит вред.
Прокофьеву иногда казалось, что он живёт в том далёком александровском веке: «Я будто стал его частью…» Может быть, ясность деталей времени дарит ощущение яркой реальности.
«В то время при русском дворе было такое количество красивых женщин, что голова просто шла кругом…» Бал – зрелище, и можно в подробностях рассматривать всех танцующих. Мазурка имела одно интересное свойство, «она служила руководством для соображений насчёт сердечных склонностей». Во время мазурки легко можно было подать тайный знак. Как вы думаете, зачем нужен веер? Это волшебный жезл красивых женщин. «Из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». В одном модном журнале 1790 года говорилось вполне откровенно: «Красавицам известно, сколько раз нужно махнуть веером так, чтобы от его дуновения косыночка, закрывающая грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность; и сколько ударов веера потребно для того, чтобы приятным образом развевать свои волосы, придавая им такое восхищающее положение, которое кроме опахала никакая рука смертного доставить вам не может». Дама чувствовала себя без веера так же неловко, как кавалер без шпаги.
Веер отгоняет печали и беды, но может и многое скрыть, веер… умеет хранить тайны. Это таинственное изобретение мудрецов. У ассирийцев веер – символ власти, у египтян – счастья, у римлян и греков – любви. У китайцев существует легенда: богиня ветра пожалела людей и подарила им веер, чтобы в беде, унынии, отчаянии взмахнуть им – и богиня порывами лёгкого ветра сразу же придёт на помощь. В Европе веер появился в XV веке, а в России – в XVII, и с тех пор он помог многим выражать свои чувства.
Веер – одна из необходимых вещиц: он украшался драгоценными камнями, изысканной резьбой – тонкой дорогой роскошью. Веер из тончайшего шёлка, кружева, перьев дивных птиц – признак благополучия, элегантности, уверенности в себе. Иногда на нём цветные гирлянды, птицы, пейзажи, иногда – портрет Александра I. Порой веер имел свой секрет – в модных опахалах из страусовых перьев в изящную ручку было встроено зеркальце. «В то время, когда часто краснели и старались скрыть своё смущение и робость, носили большие вера: обмахиваясь веером, можно было им закрыться. В настоящее время, в начале нашего славного века, никто не желает прятаться, и потому все носят веера маленькие, незаметные». Модные журналы советовали: «На бале можно надеть только шарф кружевной или газовый, но ради Бога, не забудьте китайского опахала, иначе подумают, что вы из Камчатки».
Носить веер нужно умело – он должен подходить к туалету. Прежде хорошенькая женщина имела их два-три, а сейчас необходимо 20, а лучше – 30 штучек: один-два – для богатых приемов, балов, и несколько – на каждый день.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов