Антон Веселов
Сокровища Хокса Хагена
Часть I
Глава I.
Главный зануда среди дальнобойщиков
Космический дальнобойщик Дейв Беккер даже не подозревал, что именно он – самый отъявленный зануда среди всех космических дальнобойщиков. Если бы ежегодно проводился общегалактический конкурс на выявление абсолютно нелюдимого, совершенно недружелюбного, крайне сварливого пилота межзвёздного тягача, то коллегия жюри каждый раз присуждала бы ему первое место.
Конечно, в этом конкурсе у Дейва Беккера могли быть конкуренты, о которых он ничего не знал. Например, Мэтью Макгай по прозвищу Черепаха или безымянный пилот с планеты крабов-отшельников. Те ещё зануды, вылезающие из своих космических кибиток разве только для того, чтобы подписать бумаги о сдаче груза.
Но Дейв Беккер дал бы им фору.
В профессии космического дальнобойщика много рисков. Каждый из вас и сам может представить список всевозможных бед и напастей, которые случаются с теми, кто держит путь через миллионы миллионов миль. Однако ни с Мэтью Черепахой Макгаем, ни с безымянным крабом-отшельником не случилось ничего такого, что заслуживало бы отдельной повести. Слишком умело они лавировали от метеоритов и множества других проблем на своём пути, поэтому в их жизни не было никаких приключений.
Дейва Беккера приключения не миновали: однажды ему пришлось иметь дело с легендарными сокровищами Галактики, некогда награбленными пиратом Хоксом Хагеном. Именно поэтому эта история о Дейве Беккере.
Но обо всём по порядку.
Итак, Дейв Беккер старался избегать неприятных случайностей и проблем. Однако у него это выходило из ряда вон плохо. А точнее, не выходило никак. Напасти и беды сопутствовали ему примерно так же, как Луна сопутствует Земле, Фобос и Деймос – Марсу, а гигантская орбитальная стела «Татаир» – планете Татаир. Причиной всех нескончаемых злоключений Дейва Беккера служила Развалюха. Единственное, что она действительно делала исправно, так это выходила из строя сама и выводила из себя пилота.
Развалюха – старый, треклятый, расхлябанный, неказистый, позорный и так далее тягач «Эдинбри». Дейв Беккер купил эту рухлядь 25 лет назад, когда только начинал карьеру дальнобойщика. Этим решительным поступком он спас столетнюю космическую машину от утилизации на свалке. Тогда он был молод и мечтателен, и рассчитывал, что уже скоро заработает денег достаточно, чтобы позволить себе машину получше. Точнее, он мечтал о самом лучшем по тем временам тягаче – о таком, как «Неудержимый Старвейкер» или «Спейс Роллин Стоун». Однако инвестиция неопытного в этих делах молодого человека оказалась роковой. С тех пор вот уже 25 лет он пытается свести концы с концами и рассчитаться по долгам со всеми пройдохами и дельцами, с которыми свела его жизнь.
Мало кто берётся поручить стоящий заказ человеку, работающему на такой Развалюхе. Каждый полёт с ней обязательно приключается какая-нибудь беда. То выйдет из строя воздушный компрессор, то заклинит стержни в бортовом атомном реакторе, то выгорит электроника от скачка напряжения или двигатели вовсе заглохнут без какой-либо причины.
Дальнобойщики вечно посмеивались над Дейвом Беккером. В портах его прозвали Погонщиком – то ли оттого, что его транспорт по техническому совершенству был ближе к телеге, чем к современным космолётам, то ли оттого, что он пилотировал какую-то погонь.
Именно поэтому в портах он старался поменьше маячить на глазах у своих так называемых коллег. Он терпеть не мог, когда до его ушей доносилось что-то вроде:
– Эй, смотрите, кто к нам пожаловал! Старина Дейв Беккер, Погонщик! Дейв, признайся, тебе прабабка завещала эту колымагу? Купил бы новую!
Купил бы новую! Легко сказать!
Почти все деньги, которые бедному дальнобойщику до сих пор удавалось заработать, он тут же тратил на ремонт «Эдинбри», чтобы Развалюха продержалась хотя бы следующий рейс. Так и живёт старина Дейв: вечно в пути, вечно копит на новый тягач и вечно ремонтирует «Эдинбри», выворачивая наизнанку карманы. И хотя из этого замкнутого круга он пытался выбраться изо всех сил, что-то подсказывало ему, что так он и протянет до конца своих дней.
Конечно, назревает вопрос: почему бы Дейву не бросить бестолковое занятие и не попробовать что-нибудь новое. Варианты на просторах Галактики всегда найдутся.
Но Дейв Беккер лучше бы сгинул. Ничего он менять не хотел. Наверное, потому что в глубине души он всё равно любил такую жизнь и свою Развалюху. Странствовать по космосу – от планеты к планете, от станции к станции – об этом он с детства мечтал, и большего ему было не нужно. Правда, ещё мальчишкой он видел себя капитаном большого грузового корабля, а не пилотом обыкновенного тягача. Но об этом он уже и думать забыл. Мечтать жизнь разучила его уже очень давно.
Немудрено, что Дейв Беккер стал прожжённым одиночкой, который никому не нужен и которому не нужен никто. Но стать таким у него было куда больше оснований, чем бедность и чьи-то насмешки. Об этом вы тоже узнаете, и, поверьте, судьба космического зануды покажется вам интереснее, чем на первый взгляд.
За две недели, которые дальнобойщик провёл в пути до космической станции «Стартауэр», Развалюха «Эдинбри» ни разу не подвела. Не заклинило рулевой привод. Не сбилось навигационное оборудование. Двигатели исправно жгли топливо. И даже бампер с пятнами ржавчины оставался на своём месте, так как будто действительно держался на болтах, а не на скотче.
Ко всему прочему заказ был одним из лучших за всю карьеру Дейва Беккера. Он вёз новые фильтры для вентиляционной системы станции и усовершенствованные скафандры для рабочих. За эту ответственную доставку ему хорошо заплатят. Заказ достался случайно. Дейву с его Развалюхой никто бы никогда не доверил столь важный груз, который должен был везти Рид Нордсторм. Но тот подцепил инопланетную ветрянку и остался лечиться дома, передав заказ своему знакомому Дейву.
До «Стартауэра» оставалось приблизительно двадцать часов пути. Дейв волновался, что за это время что-нибудь случится, ведь не может в самом деле всё идти так гладко. Такого не бывает! Он постоянно думал: «Только не подведи, Развалюха, только не подведи!»
То был редкий день, который Дейв Беккер назвал бы неплохим. Во всяком случае, неплохим день был до того момента, пока мы не обратили на Дейва внимание. Но не мы своими пристальными взорами испортили ему жизнь. На самом деле во всём был виноват неуклюжий стажёр Стэн из департамента по разработке галактических карт. Он пролил на рабочем месте горячий кофе, обжёгся и в суете этого недоразумения забыл нанести на карту одну очень важную деталь. Возможно, этой историей мы все обязаны именно стажёру Стэну.
Но вернёмся к Дейву Беккеру. Он кинул взгляд на навигационный экран рядом со штурвалом. 300 миллипарсек до «Стартауэра».
В салоне играл вечный, добрый рок-н-ролл. Дальнобойщик знал эту песню.
Дейв настукивал ритм по рукояткам штурвала, а потом – ого! – он начал петь! Давно с ним такого не случалось. Если Дейв поёт вслух, это свидетельствует о том, что он сам он называет «чертовски хорошим настроением».
– Шестьдесят шесть! – пропел Дейв.
Однако совершенно неожиданно эти слова прозвучали в абсолютной тишине. Музыку исказили помехи, и она исчезла. Затем рябь прошла по мониторам, мигнули кнопки на панели управления. На главном экране появилось сообщение от бортовых систем контроля:
Электромагнитное возмущение
Опытный дальнобойщик сразу догадался, в чём дело. Вариантов было не так уж и много.
«Проклятие! Какой болван составлял карту этого сектора! Почему здесь не отмечена чёрная дыра?!» – мысленно выругался пилот.
Если бы ему было известно о чёрной дыре, он промчался бы как можно дальше отсюда. А теперь он на полном ходу угодил в силовое поле гравитационной воронки.
Шкала электромагнитного возмущения на экране заполнялась зелёными делениями, потом появились жёлтые. Это означало, что тягач нёсся в сторону чёрной дыры. Если на шкале появятся красные деления – путешествие можно считать оконченным. Навсегда. Старые двигатели «Эдинбри» уже не смогут справиться с гравитационной силой чёрной дыры и вырвать тягач из этого капкана.
По корпусу машины заиграла вибрация. Дейв резко погасил ходовые двигатели и включил тормозные. Космолёт начал сбрасывать скорость. Наконец «Эдинбри» остановился.
Прямо по курсу зиял прокол в звёздном полотне космоса. Зловещий и чёрный, как зрачок самого дьявола, этот диск напоминал солнечное затмение. Его опоясывала аура света. Сияющая корона переливалась по границам воронки. Казалось, чёрная дыра имела власть затягивать даже взгляд. В ней была какая-то невыразимая магия.
Но чарам космических пейзажей поддаваться было некогда. Дейв крутанул штурвал и развернул тягач. Чёрная дыра всё ещё слишком далеко – отсюда можно легко уйти. Он сказал вслух, обращаясь к «Эдинбри»:
– Давай-ка, Развалюха, убираться отсюда. У нас с тобой слишком хороший день, чтобы всё испортить. – И дёрнул рычаг.
Дейв не заметил, как на радаре появились точки, показавшиеся из-за нижней границы экрана. Именно из-за них через несколько секунд появилось следующее предупреждение. Прозвучал сигнал.
Угроза столкновения!
– Чёрт возьми! – спохватился Дейв.
Он крепче сжал штурвал.
Тягач тряхнуло, пилота подбросило в кресле.
Тревога! Утечка кислорода!
Пилот! Срочно надень кислородную маску!
Над головой Дейва откинулась крышка, откуда вывалилась кислородная маска. Он спешно нацепил её. Тягач тряхнуло снова, и машину закрутила инерция. Газета «Призыв», в невесомости парившая над креслом пассажира, метнулась вверх, прилипла к потолку и со звуком хлопушки вырвалась наружу.
Разгерметизация в кабине!
Резкое снижение давления!
В потолке зияла пробоина размером с мелкую монету. И хотя ситуация для пилота была очень опасной, он быстро сообразил, что делать.
Шаг 1. Выплюнуть жвачку.
Шаг 2. Скатать пальцами шарик.
Шаг 3. Заткнуть пробоину в потолке.
Все эти три шага Дейв Беккер выполнил молниеносно. Назовём это находчивостью профессионала.
Но экраны предупреждали о том, что расслабляться рано.
Множество крупных объектов на критическом расстоянии!
Метеориты. Один за другим они входили в зону видимости радара. Только что тягач прошили «первые ласточки» огромного метеоритного потока. Они были чуть больше горошины. Но следом шла армада размером от мяча для гольфа до приличного стадиона. Все эти метеориты были согнаны сюда притяжением чёрной дыры. И именно в этот неуместный момент «Эдинбри» оказался у них на пути.
Здесь стоит заметить, что Дейв Беккер не пользовался бортовым компьютером. Из-за этого у него было гораздо больше хлопот с управлением, чем если бы ему помогал электронный помощник. Но Дейв свято верил, что во всех его главных бедах виноват именно компьютер. Кроме того, он терпеть не мог искусственный интеллект по той же причине, по которой не любил людей. «За тупую имитацию дружелюбия», – обычно говаривал он. Причём говаривал это Дейв Беккер самому себе, потому что поделиться столь любопытным соображением ему было не с кем.
Дейв поспешил набрать на клавиатуре запрос бортовой системе: «Какие повреждения у прицепа?»
Сейчас состояние груза его заботило не меньше, чем сохранение собственной жизни.
Датчики отозвались:
Повреждений нет. Целостность груза 100 %.
Какие хорошие новости! Однажды метеориты уже разворотили прицеп – Дейв Беккер потом пять лет расплачивался за потерянный груз. Что ж, пока они не сделали это снова, пора уходить!
Дальнобойщик врубил двигатели, уводя «Эдинбри» в сторону от потока метеоритов. Поле радара очистилось – армада странствующих космических глыб оказалась в стороне. Затем дальнобойщик остановил тягач на безопасном расстоянии, чтобы привести машину в порядок. Бегло изучив показания приборов, он обратил внимание на то, что кислород продолжает покидать кабину. Немудрено, ведь жвачка не самый лучший способ устранять пробоины на космическом транспорте.
Конечно, Дейву очень повезло. Микрометеорит, прошивший кабину, мог убить и его, будь траектория этого камешка всего лишь на пару дюймов другой.
В правом иллюминаторе показалась туча метеоритов – она шла мимо. Огромные камни вращались, сталкивались, разбивались друг о друга. В их рядах царил хаос, и в то же время все они как один подчинялись неумолимому порядку притяжения чёрной дыры.
Продолжая изучать показания приборов, Дейв уставился на индикатор топлива. И тут же снова схватился за клавиатуру. Он вызвал на главный экран показания с наружных камер наблюдения за системами тягача. И самая худшая его догадка подтвердилась: при первом ударе метеорит пробил топливную трубу. Жидкость из трубы вытекала в открытый космос, моментально застывала, и откалывающиеся кусочки льда улетали прочь.
Вот так ситуация! Кислород неумолимо иссякал, иссякало и топливо. Прямо сейчас топлива оставалось не больше, чем на 200 миллипарсек – этого не хватит, чтобы добраться до «Стартауэра»! Этого, быть может, вообще не хватит, чтобы куда-либо добраться!
Нужно было действовать. Сейчас же.
– Сначала устранить утечку топлива, затем заварить пробоину в кабине, – сказал себе Дейв.
Обе проблемы можно было разрешить быстрее и с меньшими потерями, если бы у Дейва, как у любого нормального дальнобойщика, был напарник. Но вы нашего героя уже знаете – одинокий волк, нелюдимый странник, космический ковбой и всё такое.
Дальнобойщик подал сигнал SOS. Вероятность того, что сигнал пробьётся через электромагнитное возмущение чёрной дыры, была ничтожно мала. И всё же стоило сделать это хотя бы на всякий случай. Дейв направился к шлюзовому отсеку, где лежал скафандр, инструменты и газовая сварка с баллоном.
Не на кого было рассчитывать, кроме как на себя и свои силы. Впрочем, как и всегда.
Надев скафандр и спустив давление в шлюзе, Дейв Беккер вышел в открытый космос.
Покончив с ремонтом топливной трубы, Дейв собрался на крышу кабины. Держа одной рукой газовую сварку, свободной рукой он нажал на карабин, выпустив ещё несколько футов страховочного фала. Оказавшись на крыше, он положил на пробоину металлическую пластину и вдарил по ней струёй пламени из сварки, нагревая до тех пор, пока пластина не оплавилась и не схватилась намертво с корпусом тягача. Таких заплаток на старом тягаче было до смешного много.
– С очередным ранением, Развалюха, – сказал Дейв, тоскливо глядя на раскалённую докрасна рану его тягача.
Ещё лет пять в деле, и тогда «Эдинбри» будет полностью состоять из заплаток.
По возвращении в кабину Дейва ждали плохие новости.
Критически низкий запас кислорода.
Дейв не стал снимать скафандр. Опустившись в кресло пилота и взглянув на индикатор топлива, Дейв прикинул в уме, насколько хватит горючего. Потом подумал о кислороде. Слабый генератор кислорода давно стоило поменять на новый, но пока его мощности хватало на одного человека, Дейв откладывал этот апгрейд до лучших времён. Но теперь, из-за утечки, генератор не справлялся с возобновлением прежних объёмов.
Один из лучших дней в жизни Дейва Беккера моментально обернулся самым худшим. Настолько безвыходной ситуации у него ещё не было никогда. Даже если сигнал SOS уловят спасательные патрули, кислорода в кабине так мало, что не хватит времени их дождаться. Топливо… Его осталось всего на несколько сотен миллипарсек. Разве в этом секторе есть хоть какая-нибудь колония, станция, планета? Хотя бы маяк?
Дейв включил компьютер, которым не пользовался уже очень давно. Ему совершенно не хотелось разговаривать с ботом. Когда бортовой искусственный интеллект загрузился, голос из динамиков произнёс:
– Добрый вечер, Дейв Беккер. Рад снова приступить к работе. Как настроение?
– Как и всегда паршивое! Мне надо…
– Считаны показания контрольных систем, проверен автоматический бортовой журнал. Вы в опасности. Я приму меры для вашего спасения, так как сохранность вашей жизни – моя приоритетная задача. Может быть, выпьете кофе, чтобы взбодриться? Включить кофеварку в жилом отсеке?
– Заткнись и слушай!
– Кофеварка в жилом отсеке включена. Ожидайте напиток.
– Да заткнись ты, чёрт возьми! – не выдержал Дейв. – Открой карту сектора, в котором мы находимся.
– Минуту.
На главном экране появилась трёхмерная карта со множеством звёзд.
– Покажи мне все космические базы и солнечные системы в двухстах миллипарсек отсюда.
Экран мигнул надписью «загрузка», после чего компьютер произнёс:
– Искомые объекты на заданном расстоянии не найдены.
– Чёрт! – процедил Дейв. Этого ответа он боялся больше всего.
– Кофе уже стынет! – с неестественной радостью объявил компьютер.
В этот раз Дейв не ответил. Помолчав некоторое время, он сказал:
– Итак, в двухстах миллипарсеках от нас ничего нет… Что-нибудь за этими пределами есть?
– Солнечная система Эпазис.
Трёхмерный куб со звёздами развернулся на экране. Компьютер дал увеличение на тот сектор, где располагалась карликовая звезда. Дейв увидел пять планет, вращающихся вокруг жёлтого карлика, а также их спутники.
– Как далеко от нас эта солнечная система?
– Двести пять миллипарсек.
– Мог бы и сказать, когда я спрашивал!
– Ваш запрос был «двести миллипарсек».
– Хватит умничать! На сколько хватит топлива?
– Сто девяносто семь миллипарсек. Погрешность расчёта составляет 0,35 %.
– Значит, топлива до этой солнечной системы не хватит! А что с кислородом? Сколько времени я смогу дышать?
– Запаса кислорода хватит на пять часов сорок минут. Подобрать в библиотеке музыку для релаксации? Скажите «да», чтобы ответить утвердительно, или скажите «нет», чтобы ответить отрицательно.
Дейв уже не столько в гневе, сколько в полнейшем удручении бросил:
– Я тебя отформатирую…
Он снял шлем. Выпущенный из руки шлем подлетел к потолку и завис под светодиодами.
Совершенно безвыходная ситуация!
Некоторое время Дейв молчал. Он думал. Нет, сдаваться нельзя. Он не из тех, кто опускает руки, он борется до последнего!
– Есть ли среди планет в солнечной системе Эпазис обитаемые? – наконец спросил Дейв.
Если топлива хватит хотя бы до границы этой солнечной системы, оттуда можно дать сигнал о помощи, вот о чём думал Дейв.
– Планеты в солнечной системе Эпазис необитаемы.
– Постой… Вторая планета от солнца… – Дейв присмотрелся к экрану. – Это ведь Криптос? Мне кажется, я что-то слышал об этом месте… Это планета-свалка, да? Там ведь жили когда-то люди. Покажи мне состав атмосферы!
На экране появилась таблица со множеством показателей.
– База данных не обновлялась в течение четырнадцати месяцев с момента моего отключения, – предупредил компьютер. – Криптос – планета, стремительно теряющая атмосферу с тех пор, как на неё упал один из её спутников. Показатели в таблице могут отличаться от реальных.
Дейв принялся читать с экрана информацию о Криптосе, оставляя без внимания такие показатели, как перигелий, афелий, большая полуось и эксцентриситет, и прочее. Для него они не имели сейчас никакого значения. Его волновало только, сможет ли он дышать на этой планете, если доберётся, и найдёт ли там способ связаться с миром.
Криптос – вторая планета от жёлтого карлика Эпазис. Диаметр 36 тысяч миль. Сила тяжести 7,8 g. Продолжительность суток 26 часов. Средняя температура в дневное время +44 C°. В ночное время: +13 °С. Состав атмосферы: азот – 55 %, углекислый газ 5%, метан 4%, аргон 1 %, кислород 35 %.
Атмосфера на Криптосе разрежена, но это может компенсировать кислородная маска. У планеты слабый озоновый слой, повышен уровень солнечной радиации, поэтому Криптос практически непригоден для жизни. На нём не водятся никакие животные, а те, что в прошлом веке оставили колонисты, вымерли. Даже крысы и тараканы, путешествующие вместе с мусором по космосу, долго не живут на Криптосе – слишком высокий радиационный фон. Редкие источники воды сохранились на полюсах. В остальном же Криптос – выжженная солнцем бесплодная пустыня, которую люди несколько веков подряд использовали в качестве мусорной свалки и кладбища космических кораблей.
Несмотря на удручающее состояние планеты, для Дейва это была надежда на спасение. У него появилась идея. Рисковая, но в такой ситуации она – его единственный шанс. Дейв снова обратился к компьютеру.
– Насколько хватит топлива, если я сброшу прицеп?
Вот что он сделает: оставит груз, чтобы облегчить массу машины и, соответственно, сэкономить топливо. Доберётся до планеты Криптос, посадит там тягач и даст сигнал бедствия. Позже, когда ему помогут люди, обязательно вернётся за грузом. Прицеп, брошенный в космосе, – это даже не иголка в стоге сена. Вероятность того, что кто-то случайный наткнётся на груз и похитит его, ничтожно мала. Тем более, никто не найдёт груз здесь – в окрестностях чёрной дыры, ведь все облетают такие локации стороной.
Компьютер вывел на экран число: 205 миллипарсек – это расстояние, которое сможет сделать тягач без прицепа, пока не закончится топливо. Это расстояние до Криптоса!
– Есть! – Дейв стукнул рукой по штурвалу.
От удара штурвал отвалился. Потребовалось повозиться с ним, чтобы вернуть рукоятку на место.
На интерактивной карте мигала красная точка – отметка на орбите Криптоса.
– Согласно моим расчётам, топлива хватит до этой отметки, – сказал компьютер. – «Эдинбри» достигнет геостационарной орбиты и окажется в двухстах милях от поверхности планеты.
Но есть ещё один фактор: погрешность расчётов, о которой уже сообщал бортовой компьютер. Или у тягача закончится топливо раньше, чем он выйдет на орбиту, или, быть может, окажется достаточно, чтобы совершить посадку.
– Другого выбора у меня нет. Курс на Криптос.
Дейв щёлкнул переключателями тумблера над головой, готовя тягач к старту. Он дёрнул рычаг, отпустив прицеп. Затем зажёг двигатели, и «Эдинбри» аккуратно поплыл вперёд, оставляя прицеп позади.
– Я вернусь, – уверенно сказал Дейв, глядя на прицеп, уменьшающийся на экране заднего вида. – Иначе я уже не расплачусь никогда в жизни!
Ходовые двигатели вспыхнули, бросив огонь из воронок.
– В вашем голосе всё ещё звучит тревога, – констатировал компьютер. – Включить музыку для релаксации?
– Какой же ты тупой! – снова воскликнул Дейв. Он всегда так восклицал, когда имел дело с компьютерами и роботами.
Дейв дал ходу и вскоре вырвался из зоны электромагнитного возмущения. Об этом дало знать радио, которое снова заиграло в кабине. Всё тот же беззаботный рок-н-ролл… Как странно… Когда-то давно, когда люди транслировали эти песни на Земле, они даже подумать не могли, что в далёком будущем, в 2550 году, в дебрях Галактики эти радиоволны поймает межзвёздный дальнобойщик.
Тягач жёг топливо, направляясь в сторону звезды Эпазис, к планете Криптос.
Глава II.
Кофе расплескался!
Несмотря на то что Дейв волновался как никогда в жизни, он старался дышать ровно и неглубоко, экономя тем самым в кабине кислород. Весь путь занял около пяти часов. Запас кислорода также оставался в баллонах скафандра, но Дейв решил, что будет беречь этот резерв до последнего. Вдруг «Эдинбри» заглохнет и придётся снова выбираться наружу, чинить что-нибудь?
На навигационном экране мигало несколько отметок. Первая отметка – это цель, планета Криптос. Вторая отметка – условная точка на орбите, где, по расчётам компьютера, у «Эдинбри» закончится топливо. Это рубеж, где станут окончательно ясны шансы на спасение: хватит топлива на посадку или нет? Третья отметка ползла по карте – это было реальное местоположение «Эдинбри» в космическом пространстве.
Показатель топлива на индикаторе уверенно шёл к нулю.
Спустя пять часов полёта «Эдинбри» вынырнул из гиперпространства на дальних рубежах солнечной системы Эпазис, в которой Дейву Беккеру никогда не доводилось быть прежде. Он промчался мимо пятой от Эпазиса планеты Малдус – белого, замёрзшего шара, испещрённого паутиной гигантских трещин.
Дейв не сводил взгляда со звёздочки в лобовом иллюминаторе. Криптос… По мере того как планета становилась ближе, сверкающая точка всё отчётливее троилась, пока не распалась на три звёздочки. Так стали различимы и Криптос, и оба его спутника.