Книга Методика развития детей с научной и художественной литературой. «Дом в книжном шкафу» - читать онлайн бесплатно, автор Ксения Александровна Мира
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Методика развития детей с научной и художественной литературой. «Дом в книжном шкафу»
Методика развития детей с научной и художественной литературой. «Дом в книжном шкафу»0
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 5

Добавить отзывДобавить цитату

Методика развития детей с научной и художественной литературой. «Дом в книжном шкафу»

Ксения Мира

Методика развития детей с научной и художественной литературой. "Дом в книжном шкафу"

Литературный проект «Дом в книжном шкафу»


О проекте


Данный проект посвящен методологии развития, обучения, образования и воспитания детей вместе с литературой, научной и художественной. Именно широкий смысл понимания литературы в целом позволяет информативно охватить все сферы знания.

Передо мною – полки книжных шкафов, а на них – накопленный за годы багаж знаний – домашняя библиотека – воплощение литературы. Безусловно, такое интеллектуальное сокровище может быть в любом формате, от электронной книги до целой информационной сети с базой знаний в виде литературных источников. И главное, что все это – литература, художественная и научная литература, и она является не только учителем, но и самой информатикой жизни – ею созданной и для нее самой – о мире и его многообразии. Но книги… Я открываю книжный шкаф – и передо мной неимоверная и бесконечная история, целая вселенная, вобранная в этот компактный объём, хотя эта малая частичка, но и она будто целый мир. Взгляните на свою библиотеку, в какой бы форме она ни была представлена, хотя бы это были даже и ваши знания. Физика, философия, химия, биология, лингвистика и иностранные языки, история, искусство, государство и право, информатика и многие другие науки задают свой деловой тон. А наука в лицах – история рождения и жизни знания, когда само это знание есть, но его отыскали люди. Ч. Дарвин, Т. Кун, Э. Фромм… И вот он, жизненный характер, душа разума и детище воображения – художественная литература: Жюль Верн, Конан Дойл, Чарльз Диккенс, Ф.М. Достоевский, М.А. Булгаков, Ф.С. Фицджеральд… И вы уже чувствуете этот всеобъемлющий охват самой книги жизни и истории мира. И все это – знание.

Так и дети – через сказку узнают о были, а в истории древнего мира могут увидеть чудеса. «Затерянный мир», археология… И литература может привести ребенка к цели всей его жизни. И в этой книге по методологии развития ребенка по возрастам наука как педагог, умудренный знанием, заложенным в бесконечности мира от его возникновения, раскрывает свои объятия любимому ученику и протягивает крепкую руку, чтобы повести это чадо в пути его жизни.


Введение в методику: о силе слова и сознании ребёнка


Литература: словесность и письменность


Почему литература – ответ заключается в силе информации – и слово – один из ее носителей. Большая часть информации обрабатывается нами с помощью речи, устной и письменной, и потому методы работы со словом, изустным и печатным, столь необходимы для эффективного обучения и ускорения познания в мире бесконечно растущей информации.

Как я уже отмечала, один из методов, всем нам известных, является скорочтение, и связанные с ним методы концентрации и запоминания.

И один из комплексных, информативных и компактных к освоению подходов описал А.А. Гоман1, подвигая не терять времени и упоминая то же промедление, о котором, к слову сказать, в отношении ко времени жизни сказал и один из литературных диккенсовских героев «Дэвида Копперфилда» – мистер Микобер: «procrastination is a thief of time – collar it!». Автор пишет и о приемах и методах мнемоники, запоминания нужной информации и тренировки памяти (метод римской комнаты, Айвазовского и др.) в их связи и с учетом нашей биологии, например, уровнем дофамина и необходимых витаминов2, а также о развитии креативности как методы созидания нового.

Для детей необходима адаптация к скорочтению, поскольку изначально мы смотрим не только на слова в тексте, но и на любой объект сосредоточенно, фокусируя свое внимание, как это наглядно можно продемонстрировать на работе фокусировки фото или вилеокамеры, хотя и охватываем картину в целом. Вот эту способность – охватить видимое в общем – и необходимо развивать при обучении скорочтению детей. И существует методика развития перефирического зрения для обучения ребенка скорочтению3. В основном, это задания на поиск анаграмм и зеракальное отображение, слова наоборот.

Представляет интерес метод написания писем, так напоминающий школьные сочинения, но не ограниченный ни темой-содержанием, ни формой. Миссис Chapone в 1801 году выпустила книгу «Letters on the improvement of the mind»4, изданную в виде сборника писем своей племяннице на различные темы, напоминающие научные исследования определенных предметов, как религия, чувства, и в которых по сути заключен метод чтения письма и развития разума. И примечательно последнее письмо о чтении истории, в котором автор описывает различные формы фиксации хода истории, от поэзии и древних текстов до отдельных мыслителей и нашей памяти.

В современности этот метод трансформировался в ведение блогов и страниц в социальных сетях, переписке мессенджерах, но сократи саму форму, доведя изложение мыслей до краткости, тогда как наоборот искусственные нейронные сети создают тексты любой длины и быстро их осваивают.

И все же мы изъясняемся речью, в которой слово – ее мощнейший оператор, и со словом мы выражаем познанное и мысленное. Обороты речи и мышление, его острота, конкретика и образность, связаны словом. Н.Ф. Алефиренко подробно описал эту взаимосвязи в своем исследовании по когнитивной фразеологии, берущей начало от когнитивной лингвистики. И здесь мы сходимся во мнении о природе нашего мышления, которая основана на языке – мы мыслим словесно – это понятие ученый описывает как менталингвистику5. Именно слова, фраземы помогают описать конкретный образ. Здесь сразу возникает проблема утраты части информации, а точнее – вследствие невозможности описать одним словом все качества образа в их полноте, но все же универсальный метод описания словом существует, как существует и сам предмет и информация о нем, а значит, и возможность описания. Фактически, если предполагать некий кодировщик и декодер восприятия и выражения, то это и будет слово.

Эту связь образа, фраземы и нашего мышления ученый описывает через механизмы работы нейронов и контекста или концепта6, к которому относятся образ и слово запускающие, в свою очередь цепочку ассоциативного мышления и установления связей.

И весь этот механизм ментального языка объединяет все та же семантика, но уже относимая к сфере познания, ставшая динамичной, составившая метод. Речь идет о когнитивной семантике7, о когнитивистике и языке. Как отмечает доктор филологических наук Т.Б. Радбиль, достоинства языка и слова в том, что им человек старается описать объект в целом8. И ученые в данной области сходятся в одном: языковое мышления – это определенный концепт, способ восприятия мира и выражения этого концепта человеком.

Из истории развития языка мы можем почерпнуть знания, каким способом информация о конкретном трансформировалась с помощью мышления. Это «музыкальный протоязык»9, или язык музыки, музыка языка – чистая физика, а со словом сочетаемая с информатикой. Постарайтесь сами взглянуть на предмет – и первое впечатление – это знание, которое формируется и без слов, затем облекается словами, а одной из возможностей выражения является звук, также как и слово, являющийся еще одним оператором речи.

Благодаря звуковой форме выражения языка, при построении речи необходимо пользоваться ритмом, который в зависимости от того, на что или с помощью чего делается акцент, условно разделяют на семантический и синтаксический ритм построения речевой конструкции10. С помощью семантического ритма в речи мы делаем смысловые акценты на знаковых в сообщении объектах, тогда как синтаксис позволяет структурировать информацию, передаваемую с помощью речи. Все методы вместе позволяют достичь высокой информативности, которую из всех категорий, характеризующих, например, письменную речь, отмечают наиболее важной11.

Обратимся к письменной языковой форме – она связывает семантику конкретных образов с языковым и символическим выражением, то есть, с самим языком, его информатикой.

В 1894 году П.А. Адамов написал труд «О методе преподавания русской словесности», который он выделил и сделанных им филологических записок. Его метод основан на филологических разборах произведений писателей и литераторов, обучения письму у тех, чьим пером сотворены и свои литературные языки. На примере басен И.А. Крылова, автор предлагает выделять несколько оснований, по которым анализируется текст, и, соответственно, это и составляет его метод обучение слову: излагается содержание и составляется план текста (введение, основная часть, вывод), затем исследуются особенности языка и слога (грамматические, стилистические особенности, благозвучие12.

Связь речи и мышления исследовал известный ученый психолог Жан Пиаже в одном из трудов, в котором он разобрал особенности речевой и мыслительной функции и детей возраста от 4 до 11 лет на примере их взаимообщения, и выделяет следующие этапы: от 4 до 7 лет – коллективный монолог, спор, сотрудничество в действии, конкретном и абстрактном мышлении; 6 лет – вопрос «почему», монолог, повторение, критика, приказания, характеризующие эгоцентризм в данном возрасте и обращение внимания на личность ребенка; от 9 до 11 лет – необходимость обоснования и объяснения, синкретизм суждений и соединение разных понятий на основе определенной общности, создания искусственной связи между понимаемым в связи со схожестью семантического значения13.

Особенности различных языков как метода выражения мысли – понимания окружающего и его объяснения – влияют на представление и выражение этой картины мира. О репрезентации мира через язык пишет Б.О. Майер, указывая на мышление человеком себя и мира на исторически сложившемся языке14.

Сочетая обучение речи вместе с изучением литературы ребенок быстрее осваивает обе формы, устную и письменную, и знакомится с фонетикой, грамматикой и синтаксисом на примере самого богатого источника речевых форм – литературой в ее научном и художественном виде.

В России литература – душа, ее выражение. А потому имеет место и исторический подход к развитию научного учения о воспитании детей вместе с литературой. Например, это «Планы объяснительного чтения» В. Виноградова, которые по сути являлись методическим пособием. Учитель тогда, В. Виноградов указывал на недостаточность в обеспечении материалами15, которые указывали бы на определенные пределы такого чтения детям возраста начальной школы. В целом, планы напоминают и современный урок по литературе, они включают предварительную беседу по теме, чтение текста, резюмирование и темы сочинений – этот триединый подход – от действительности – к произведению – и рефлексии после прочтения и развития мыслей – предоставляет связь между жизнью, ее запечатлением в литературе, и раскрытием смыслов и дальнейшего творчества.

Мощную педагогическую систему обучения родному языку развил К.Д. Ушинский. Поскольку методика К.Д. Ушинского достаточно исследована, и написана даже философия его трудов, то обратимся именно к литературной части.

Звучание речи может позволить стремительно перейти к чтению и письму. Слоговое чтение в достаточной мере ставит ребенка в тупик, поскольку речь течет слитно и мелодично, но со слогами чувствуется ритм речи и создается представление о написании слов. Следовательно, чтобы обучение и чтение не превращались в послоговое произношение, необходимо стремится к озвучиванию всего слова. Целесообразно сочетать звучание слово с его целостным написанием, и затем выделять слоги и буквы – это может способствовать избегания привычки чтения по слогам.

Р.Т. Августова предлагает начинать обучение со слогов16. Это рационально в связи с особенностями фонетики речи. Затем автор особо подчеркивает, что ребенок быстрее познакомится с буквами и изучит их, когда он уже познакомился с ними в слогах. Эта методик Ромены Теодоровны разработана с учетом проблем с обучением, и потому еще более действенна в случае, если таковых проблем с обучением не возникает.

Интерес представляет методика изучения звуков, особенно, на различении их похожести, для детей возраста 3-6 лет17, на примере литературных произведений – это и знакомство со звуком, а затем – с грамотой. И в особенности, звучание букв раскрывается в скороговорках, песнях и стихах – усложнение чередования в них слогов с мягкими и звонкими буквами, озвончением и глушением, известные нам «з»-«с», «ж»-«ш» и «с»-«ш» – все эти особенности рассмотрены авторами программы через звуковую культуру речи. И данные методические рекомендации комплексные – в них включены обзоры литературных произведений, обучение сочинять и рассказывать.

Что необходимо учитывать для эффективного обучения ребенка – это деликатный вопрос, потому что от этого зависит выстраивание первых синапсов между нейронами и дальнейшее построение сети мышления головного мозга. Окружающая среда и доступная информация, наследственность и здоровье, имеющиеся способности и еще неразвитый потенциал, психика, интеллект и многое другое. В процесс познания подключается все во взаимосвязи, начиная от различных сенсоров и органов чувств до сознания.

Сама литература и язык не только созданы словом, но и помогают этим словом управлять, творить вместе с ним. Это двунаправленность, двойственность метода – сначала рождение литературного источника, а затем толчок к созданию все нового и нового – заложена в основе информатики, созидания с помощью информации. Это не только сама словесность, речь и красноречие, или предшественники данных слов – добрословие и благословие18, не только написание текстов, но это и творение словом смыслов, идей или их помещение в слово, и претворение словом в жизни действий.

О методических материалах в помощь взрослым и детям


История становления литературы для детей как направления исторически сложилось позже – изначально данную роль выполнял фольклор и сказки. Выделился детский фольклор, вобравший колыбельные песни, потешки и др.19. В эпоху Просвещения сложился научный подход к развитию детской литературы, особенно педагогическая литература, стали выпускаться детские журналы20.

В настоящее время в области методических материалов авторами избран подход к написанию книг не только для преподавателей, учителей, но самых близких к ребенку воспитателей – для родителей.

Наработки материалов на основе литературных произведений для воспитания детей продолжаются. Под редакцией профессора РАЕН Кузьмина И.А. вышло несколько книг для развития речи детей, и одна из этих книг «Сказочное слово». В данном издании предлагается развивать речь, например, на основе образов-иллюстраций – ассоциаций с живописным словом сказок А.С. Пушкина, народными сказками, стихотворениями, и к каждому произведению для развития речевых навыков ребенка предлагается словесная игра и беседа – обучение детей выстраиванию диалогов21.

Из методологии литературоведения следует взять на вооружение разработанные данной отраслью знания методы, которые помогут развитию ребенка с помощью научной и художественной литературы. Например, это мотивный анализ, мифологический и мифопоэтический метод, биографический и сравнительно-исторический метод, экзистенциальный и семиотический методы, метод интертекстуального анализа22, и многие другие методы и подходы, которые могут помочь ребенку понять суть литературы.

Отдельные конспекты занятий с детьми литературой также являются хорошим практическим материалом, но более узкого охвата: перечисляются конкретные занятия и произведения, тогда как для методологии важно выработать саму концепцию. Например, из конспектов занятий по литературе с детьми младшего возраста можно выбрать подход донесения смысла произведения до детей и проверку его усвоения23. Или другой подход к построению занятий – через жанры произведений, от колыбельных и потешек до русских и иностранных народных сказок24.

Методические материалы, содержащие комплекс конспектов занятий и текстов, направленный на развитие культуры речи детей дошкольного возраста (а через неё и мышления), например, содержит разнообразные занятия с произведениями25. И главным достоинством этого комплекса также является сочетание разных направлений знания и вовлечение в процесс чтения и познания окружающего мира. В ходе чтения сказки дети могут рисовать главных героев, как в примере со сказкой «Колобок» – возможность нарисовать из одной геометрической фигуры – круга – действующих лиц, так чувствуя их различия26. И таким образом дети одновременно знакомятся и с разными аспектами жизни, и с самой литературой, её формами, произведениями мира. Это и сравнение самих литературных форм, и отдельных произведений, и пополнение словарного запаса, и мощная связь мышления с познаваемой действительностью.

Среди примеров научной литературы выделяются материалы для развития навыков чтения и устной речи на примере кратких текстов-справок о науках, например, по физике и информатике27 – ребёнок может не только обучаться чтению, но и знакомиться с информацией о разных направлениях научного знания. С широтой кругозора дети могут раньше определить круг своих интересов и развивать способности.

Чем раньше ребёнок начнёт заниматься с профессиональной литературой, тем лучше. Например, замечательным пособием, развивающим одновременно движение и речь является книга Ю.А. Васильева о сценической речи, девизом которой является сочетание «ощущение-воображение-движение-звучание»28. В упражнениях в игровой форме дети могут одновременно побеждать сложности произношения, тренировать речь и двигаться в осмыслении данных слов и звуков – поэтому задействовано и восприятие мира, и сознание, и действие и слово.

В.К. Харченко в издании «К изысканности речи и богатству языка» в рассуждениях о детской и взрослой литературе обращает внимание, что впечатления от прочтения одного и того же произведения в разном возрасте не может совпадать полностью29. И автор пишет о словообразовании, и как бережно нужно нам обращаться с речью, приводя пробирающие до дрожи слова Томаса Манна «священная литература»30. И здесь действует мой метод черпания смыслов из одного и того же источника практически до бесконечности, но все положено время, и если у вас есть возможность, попробуйте вернуться к прочтенному в детстве и юности, и вы откроете для себя много нового. И вот еще богатейший опыт преподавательской деятельности Льва Айзермана – о «разномыслии» и «разночувствии»31, о том, что смыслы нужно продолжать искать. И вы, и ребёнок, не раз можете обратиться к «давно прочитанной книге», но завсегда удивитесь, сколько нового вы оба откроете.

Так литература открывает мир ребёнку – это мощный концепт с тщательно собранной информацией и её представлением в лучшей для восприятия форме.

Направления и подходы к развитию ребенка вместе с литературой


Рассмотрим направления развития, обучения, образования и воспитания ребенка с научной и художественной литературой, и формах, в котором данное содержание может быть представлено.

Самое мощное, что дает толчок в умственном развитии, это смысловое значение, содержание, семантика. Это фундаментализм важности для познания соотношения формы и содержания. Мы мыслим в словесной форме, выражаем мысли в речи, хотя образное и иные виды мышления также всегда участвуют в выражении мыслей человека. Именно поэтому литература в широком смысле слова, научная и художественная, играют роль в развитии интеллекта и духовных качеств ребёнка.

О самом художественном слове и его значении в кросс-культурной связи, можно говорить бесконечно, и этому предмету посвящено множество исследований. В частности, коллектив авторов исследовал явление интермедиальности художественного слова и его межкультурного значения, в частности, выделены такие два направления, как литературно-музыкальное и театральное, в котором слово выражается через музыку и действие, и вербально-иконическое, в котором более слово выражается через образ 32. Исследователи также акцентируют внимание на насыщение литературы музыкой, что было названо как «музыкализация»33.

Сам язык является универсальным средством выражения и передачи информации. И, облекая язык и речь в литературу, как раз таки и достигается гармония формы и содержания.

Один из ярких опытов – это собственный опыт. С детства я собирала и продолжаю пополнять домашнюю библиотеку. Вместе с книгами развивалась и росла. И многообразие, которое дает литература, художественная и научная вместе взятые, развивает все сферы.

Семейные чтения – одно из познавательнейших и увлекательных совместных занятий: знакомство с произведением, обсуждение, узнавание мнений участников чтения, чтецов и слушателей, и – совместное творчество: а что, если бы герой поступил так, а не иначе, а вы помните в жизни похожие характеры и т.д.

Вместе с домашним чтением и литературными вечерами происходит знакомство с богатым миром информации. Как отмечает автор одного из проектов чтения для детей, З. Абишова, для знакомства с произведениями и прививания любви к литературе подходят примеры из произведений34.

Интеграция различных методов при развитии детей с литературой, особенно в младшем возрасте, имеет мощный эффект, поскольку сочетание чтения, устной речи, музыки, движения, вообще – оживления образов – это воплощение полноценного мироокружения со всем его многообразием. Например, «интегрированные занятия35» А.В. Анджи содержат в себе сразу несколько возможностей развития ребенка во время выполнения одного задания: так, разучивание стихотворения может сопровождаться игрой и музыкой, фантазиями, ассоциативным и образным мышлением на тему из того же стиха, и, конечно, изучение мира с примерами из произведения, и эти темы можно развивать далеко за пределы того же стихотворения.

Обучение речи ребенка происходит также и с помощью литературы. И именно художественная литература представляет все многообразие языка, его форм и конструкций, оборотов речи и средств художественной выразительности, тогда как научная литература позволяет ознакомиться со специализированным языком, характерным для определенной отрасли знания. Таким образом охватывается широкое информационно-словарное поле, из которого составляется не только словарный запас, но главное – основа мышления, тот метод и склад мысли, который во многом определит будущий слог изложения и стиль уже взрослого человека. Таково могущество разных направлений литературы и их влияние на совершенствование разума.

Литературный язык, художественный и научный, сама речь – это уже не просто коммуникативное средство социального значение для общения, это инструмент для взаимодействия с миром, его познанием и созидательной деятельностью в нем: в общении мы обучаем других и получаем информацию, с помощью различных профессиональных языков человек создает в своей специальности новое, от формул к чертежам и воплощению созданного на языке в материально, духовном и интеллектуальном мире.

Так литература позволяет изучить связь языка с обозначаемыми им предметами и явлениями в мире. Но литература также способствует познанию грамоты языка, его генезиса, развития. Начиная со звуков и символики речи, ее смыслового значения, ребенок переходит уже к структуре языка. Например, в методическом пособии Л.Н. Арефьевой предлагается изучать лексический и грамматический строй речи в их связи36. Это безусловное достоинство методики, поскольку она также включает и познавательную часть, помогает связать изученные слова с контекстом, а упражнения разработаны для учебной деятельности и изучения детьми в игровом формате во время отдыха. Например, это отгадывание сказок в загадках в виде четверостиший37 – знакомство с несколькими формами языка и с содержанием произведений одновременно.

В методическом пособии А.Г. Арушановой представлено изучение грамматического строя речи38, но в многообразии форм, как это можно сделать: в виде творческой деятельности, драматического представления и постановок, физических упражнений и пластики, развивая таким образ сразу множество сторон личности ребенка и его коммуникации с другими детьми. Так, по справедливому мнению автора, те же игровые задания, основанные на литературных произведениях, создают естественные условия для перенимания оборотов речи и построения структур предложений, и приводит пример разыгрываемой сценки с детьми «Волк и семеро козлят»39.

Интересным подходом, который также учитывает формы языка, а также состав слова, является изучение грамматики в рифмах Н.М. Бетеньковой40. Это еще и форма творчества – ребенок начинает сама создавать словесные конструкции, поскольку в рифмовках гармоничная структура, мелодичное звучание, работа со смыслом и развитие остроумия. Например, изучение темы глагола соединено с построением рифм с по смысловому значению подобранных глагольных форм – также и с другими частями речи и отдельными словами, их разбором по составу и обратной сборкой или словообразованием.

Художественную, поэтическую форму использовали и авторы методического пособия для развития математических представлений41, например, о числе, количестве, форме.